Честно говоря, я впервые услышал термин ЭМО в ноябре 2006 года. По каналу А1. Там какое-то уебище в зеленой майке, с парой колец в нижней губе и челкой на полрожи вещало про ниибически эмоцыональную группу ТН. Последующий просмотр клипа данного коллектива меня заинтересовал. Но не в плане того, что я был восхищен новым течением в рок-музыке. Мне стало интересно, кто это продвигает и зачем. Хотя "Зачем?" это и так понятно - судя по реакции толпы на андрогинного долбоеба-ганса, европейские подростки стоят в очередь, чтобы отдать сэкономленные за неделю деньги на завтраки в потные ладошки продюсеров. Да и вопрос "Кто?" тоже, в общем-то, меня интересовал тогда слабо. А не похуй ли, кто деньги зарабатывает на детях? Я выключил ящик, включил боргиров и под Кings of the carnival creation начал трахать непроснувшуюся еще подругу. На этом вроде бы и закончилось мое знакомство с новым и охуительно модным направлением в современной музыке.
Однако, через некоторое время слово ЭМО, в различных фразах, стало встречаться все чаще и чаще. Оказалось, что это целое направление субкультуры. Со своей музыкой, идеологией, формальными атрибутами в одежде и поведении, и с набором стандартных аксессуаров. И существует оно аж с начала 90-х годов. Хуясе! Уже больше 10 лет есть что-то новое но никто об этом ничего не слышал. И это в наше время Интернета и прочих разносчиков информации!!! Невероятно. Хуй ево знает сколько времени молчания и вдруг ЭМО то, ЭМО се, и так со всех сторон. Вот тут-то меня и зацепило. Стал исследовать историю возникновения вопроса. И вот что накопал:
Сначала немного истории.
ПАНК-РОК (англ. "punk" - "шпана", "отребье"). В английском языке 17-19 веков так называли уличных проституток. В СШП на тюремном жаргоне так называли шестерок. Позже это слово вошло в общеупотребительный лексикон в значениях "отребье", "грязь". В оригинале панк-рок возник в начале 60-х годов под влиянием битлов и прочих популярных исполнителей. Для людей открыли новое звучание гитары. Куча подростков кинулась в гаражи родителей играть на гитарах. Получалось хуево. Но практически каждый, пытаясь подражать звездам, вплетал в музыку свои местечковые особенности. Постоянные тусы с такими же командами с соседней улицы поддерживали музыку в том направлении, которое было интересно в тот момент молодежи. Крупные лейблы звукозаписи в то время не обращали на это "гаражное" движение никакого внимания - какие деньги можно взять с бедных подростков? Однако со временем, количество исполнителей стало перерастать в качество. Стали появляться команды, игравшие на достаточно высоком уровне. С другой стороны многие тысячи гаражных команд распались, оставив после себя 1-2 песни, записанные собственноручно на магнитофон. Но начало молодежной неформатной музыке было положено. Появился бессмертный Игги.
В 70-е годы панк становится движением протеста против любой системы. В песнях панка обсуждались все злободневные темы, которые в Америке было не принято даже и мысленно вспоминать. Наркотики, насилие, давление общества, сопротивление системе и прочая шняга. Офисный планктон того времени на ура воспринял эту музыку. Она давала небольшое, хоть и иллюзорное, отдохновение от жизни белого воротничка. И вот тут американские лейблы начали отлавливать более-менее поддающиеся контролю панк-группы с целью их записи. Но, поскольку панк это в принципе протест против системы и ее главного оружия - денег, мало кто шел на контакт. Поэтому было создано несколько псевдонезависимых лейблов, которые все-таки выпускали диски наиболее умеренных команд. Оно конечно непонятно, зачем нужно прикладывать столько усилий, чтобы выпустить пару дисков с непонятной хуйней. Но это Америка! Чистый капитализм, основой которого является сбор денег со 100% населения. Ну со всех 100%-то неполучится, поэтому хотя бы с 84%. И как только появится возможность окучить еще 1% - ее нельзя упустить. И так и пошло...
Со временем, те молодые бунтари, которые после концертов шли бухать и шыряцца со своими слушателями превращались в бизнесменов. У них появлялась охрана, свои эмблемы и прочий бизнес. Появились радиостанции, крутившие рок. Но крутили они только то, что было спущено на них продюсерами. Соответственно, народ только это и слушал. Больше никто не менялся затертыми бобинами с записями гаражных исполнителей. И, хотя по прежнему панки вели асоциальный образ жизни, одевались в рванье, хулиганили и сквернословили, цель была достигнута. Если беспорядок нельзя ликвидировать его нужно возглавить. Толпа взята под контроль. В ее уши льется только профильтрованный продукт. Кассеты расходятся миллионными тиражами. Журналы пишут о скандалах панк-идолов. Тусовка обсуждает подробности очередного передоза во время концерта. Бабло течет. Музыкальная индустрия ставит себе еще один плюсик.
Нагрянули 80-е. Если раньше движущей силой эволюции музыки были неформальные встречи музыкантов и народа, то теперь это заменилось маркетингом с точным просчетом тенденций и направлений. Если раньше музыканту было что сказать своим слушателям, то теперь игрались точно выверенные мелодии, с идеально отточенными текстами. Если раньше слушатель получал мелодию и текст, то теперь он получал музыку, текст, обложку, майку, браслет, цепь, плакат и журнал.
Но народ не сдался. По прежнему толпы молодых долбоебов сидели по гаражам и дрочили свои гитары. Но уже в надежде разбогатеть. Соответственно подражали они наиболее популярным командам. А популярные команды были те, про которые сказали, что они популярные, которые крутили по радио и МТВ. Отсюда, без наличия внутреннего напора, пошла масса ваты. Панк-рок начал деформироваться, изменяться, расчленяться по самым разным музыкальным, политическим, эстетическим направлениям. Появились десятки новых стилей со своими концепциями (придуманными и описанными гораздо позже), новым художественным мышлением, видением мира. Панк раздробился. В Америке, он дал кучу ответвлений начиная от хардкора до гранджа. В Британии панк выродился в поп-панк а позднее в слащавый брит-поп. Система победила. Оно и закономерно. У системы есть деньги и ее цель в их дальнейшем выбивании. Посему победить ее невозможно. Разве что это сделает другая система, у которой еще больше денег. Но это я отвлекся. Счас пивка ебну и продолжим.
...Погнали дальше. В 90-е интерес к коммерческому року достаточно ослаб. Появились более экстремальные стили: трэш, дес, блек и прочие. Кроме того, развитие цыфровых технологий позволило организовывать звукозапись с хорошим качеством за смешные деньги. И вот тут появились реально независимые студии звукозаписи, которые выпускали что-нить типа раннего Бурзума ;)
Старички, выросшие на панке становились дедами, и продолжали покупать переиздания своих любимых и давно мертвых команд. Народ чуть помоложе, втыкал в миталл. Молодняк подгребали под себя блек и дум. Мизерных тиражей дисков хватало командам для продажи на концертах и через Интернет. Каждый что-то делал, все бурлило, норвежская волна металла... У системы возникла очередная опасность упустить выгоду. В массы было выпущено несколько новых направлений типа ню-миталла и неопанка. Соответственно для них были подобраны и атрибуты: кельтские тату, бейсболки, шырокие и длинные шорты, кроссовки, пирсинг и прочая мишура. Развернута антуражность и стиль жизни...
Однако, в среде традиционных миталлистов, эта попса не заслужила ничего кроме презрительной усмешки. Основной аргумент был в искусственности и коммерческой направленности этих движений. Да и то верно, как может новый стиль в музыке и жизни зародиться и созреть в течение года-двух? Разве что с колоссальной подпиткой и с уже намеченными путями развития. Но и все равно эта волна коммерческих поделок сняла пласт поколений. Бискиты и папароачи выпускали по одному-два альбума в год, получали премии на МТВ и подгребали бабло продюсерам. Мало кто остался неохваченным.
Следующая волна была проведена с учетом ошибок предыдущей. Определили направление удара, и внешний антураж (бабло на атрибутике делаецца а не на музыке). Запустили пробный шар - канадскую девочку по имени Аврил. Прокатило на ура. И понеслось. Для прикрытия выдумали легенду и идеологию. Причем с долгой историей. ЭМО, типа, происходит от позднего панка. Хех, кто же спорит? От него происходит большая часть современной музыки. Но чтобы отмести все обвинения в коммерции и системному подходу, продюсеры пошли дальше. Берется несколько уже мертвых команд, и называются словом ЭМО. Потом все вспоминают, как эти бедолаги ебошили свою хуйню по спортивным залам школ, работали уборщиками в супермаркетах и на попутках добирались до соседнего города, потому что у них небыло денег. Вот такие они, сцуко, некоммерческие ребята. И тут же оказывается, (бля!!! Как мы могли это пропустить?) что таких дрочеров было много. Что все они уже умерли после короткой но ниибацца эмоциональной карьеры. Один хуй, что после них не осталось даже задроченной кассеты с той хуйней, что они пытались играть. Один хуй, что те, у кого они остались играли дерьмовый панк на трех аккордах и дедушкином ламповом усилке от радиолы. Зато они все играли ниибическое ЭМО.
Дальше идут рассуждения о том, что ЭМО оно собо по себе пиздец какое эмоциональное. Но зато эмоции в нем разные. Веселые и не очень. Разные. И куча попсовых командочек скопом заносится в ЭМО. Только вот у них кто-нибудь спросил что именно они играют? Ради интереса послушал команды, которые причисляют к классике ЭМО. Ну там эмокоры всякие и постэмохардкоры. Ну что сказать... Есть такое понятие говнорок. Его играют 90% наших самодеятельных рок-групп. Вот и там такая же поебень. Насквозь вторичная музыка, слабый вокал, никакая техника. Хотя по поводу техники можно поспорить - ее отсутствие возводится в основную принадлежность стиля. Нахуй такой стиль. Пытался найти сильные эмоции. Нет такой мрачной ярости, как в блэк-металле, нет такой кладбищенской мизантропии, как в готике, нет такой лехкой грусти как в думе, нет такой светлой радости как у поверщиков, нет такого разнузданного веселья как у хэви-металла. Все простенько, серо. Гараж. Современный и ленивый.
Но зато стоит послушать популярные эмо-команды. Отточенная техника, мелодичная попсовая музыка с красивыми гитарными рифами. Простенькие тексты (фабрика отдыхает) с претензией на оригинальность. Четко сформированный образ. Стиль одежды и внешности. Причем ежли поразбираться, то стиль одежды не шибко отличается от того, что носили нюшники - художественно драные джынсы, кроссовки или кеды, ремешочки-шнурочки, кричащих цветов одежда.
Особый упор на самого эмо-кида. Точнее на его поведение. Практически все упоминают про ярко выраженную эмоциональность, частые и бурные смены настроения, публично выражаемые эмоции. Не всплывает в памяти выражение "истеричный неврастеник"? Не помню где, читал про частую бисексуальность эмо-кидов... Андрогинность и бесполость. Если хочешь отличить эмо-боя от эмо герлы - надо их раздеть. Опять, же декларируется здоровый образ жизни и воздержание. Хотя, как это вяжется с бишностью, мне слабо понятно.
Вообще во всей ЭМО-идеологии есть куча нестыковок и натяжек. Длинная челка как способ отгородиться от жестокого мира и обязательно широко раскрытые глаза, как "зеркало души". Псевдоготичные наряды с использованием гламурненьких фишек. Мрачненькие и кровавенькие картинки с обязательным наличием сердечек и ангелочков. Естественность и эмоциональность и в то же время показная истеричность и андрогинность - хотя что может быть более естественно и эмоционально, чем мужественный мужык и женственная женщина? Насквозь искусственная и фальшивая культура без корней и смысла. Разноцветная фанерка, прибитая на дыру в стене. "Кен, посмотри какая у меня красивая кофточка!". Нахуя тебе , Барби, кофточка, у тебя же там сисек нет?
Ну ладно. Я готов поверить, что есть такая музыка. Причем готов поверить даже в то, что она могла развиться самостоятельно. Я про эмо-команды низшего эшелона. Вот только ведь это самый простой обветшалый панк.
А вот в то, что появится такая музыка, которую сейчас продвигают как ЭМО, в то, что она придет практически в один момент, подкрепленная готовыми шаблонами поведения и одежды - никогда. В то, что моментально появится индустрия моды и услуг - никогда не поверю. Это возможно только при массированной атаке на неокрепшие детские умы. Это классика маркетинга и манипуляции сознанием.
В принципе ладно... Пусть дети забавляются. Но проблема в том, что им эти забавы насильно внедряют в сознание всеми возможными путями - радио, телевизор, глянцевые журналы и Интернет.
Я не называю эмо-кидов долбоебами и недалекими ушлепками. Они просто дети. И я искренне надеюсь, что они вырастут. И страшно боюсь того, что они не вырастут, а полученные сейчас шаблоны поведения так и останутся в их сознании как единственно верные (ведь эмоции это охуеть как правильно и естественно). А подумать про следующий ход машины - даже и не хочу...