Марченко Андрей: другие произведения.

Язык мой... (обзор финала конкурса Далекие берега)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:


   Язык мой - враг мой.
   Да и не только мой.
   Порой я оглядываюсь назад, вспоминаю конкурсы, которые судил, и становиться стыдно перед теми авторами, которых я сбил с пути более-менее истинного своими рецензиями, оценками.
   Казалось бы: в чем беда? Никто не обещал, что путь к славе будет легким, без мерзких отзывов. Да послушайте: я сам десятки раз был судим. И если кто-то не заявлял, что автор (то бишь я) враг всего сущего и что критик намерен посвятить остаток жизни борьбе со мной - я ощущал смутное беспокойство.
   В конце концов, если кто-то уйдет обиженным моей рецензией, заклинаю: помните, что это мнение одного человека. В крайнем случае, делите сказанное мной на два.
   С другой стороны питаю смутную надежду, что в финале слабых рассказов не будет.
   Конечно же, можно было бы проставить оценки молча. Но это безответственно. Жюрист, по моему мнению, должен показать свою работу, пояснить, за что срезал один-другой или все баллы.
   Ибо не существовало еще конкурса, где бы авторы не роптали на на несправдливость результатов. Однако на конкурсах, где призовой фонд делят под одеялом, таких возгласов на два порядка больше, и я считаю что в этом конкретном cлучае vox populi - vox Dei.
   Поскольку сам пишу безграмотно, постараюсь, чтоб орфография и пунктуация на оценки не влияла. За это оценку выставит учитель в школе - моя же миссия иная.
   Я буду оценивать идею, ее оригинальность и реализацию.
   Если желаете, оценка моя - есть мера зависти, к тому, что этакую фрязь выдумал именно автор, а не я.
   Кажется, общие слова сказаны все. Спасибо за внимание, тем. Кто дочитал до сего места - поклон в пояс...
   ... И - поехали!
  
   Борсук Сергей Валерьевич "Дом дрейфующих рассказов"
  
   Вполне прилично. Емко, хорошо написано. Но это не рассказ по большому счету. Да автор это наверняка и сам понимает, иначе бы написал что-то более объемистое. Старушка живет на взморье, и к ее избе постоянно выносит бутылки с затонувших кораблей... А еще обломки кораблей, сундуки с сокровищами, утопленников, следы чьих-то преступлений... Стоп, увлекся - этого в рассказе нет. А жаль...
   Недокачан рассказ здорово. Представьте, вы у костра в походе ли, на охоте... И рассказываете это вашим коллегам... Спросят ли они: а что же было дальше?.. Гм... Сомневаюсь...
   7 баллов.
  
   Буденкова Татьяна Петровна "На той планете..."
  
   Старые песни о... старом...
   Все это скучно, потому что это было. Очередной "крысизим-из-железного-стализма", причем в хромающем на обе ноги исполнении.
   Вы, верно, соскучились, но снова на экране универсальные солдаты, которые в огне не тонут и в воде не горят. А им помогает кто? Ни за что не догадаетесь! Доктор! Разумеется, высочайшей категории.
   И все это благолепие начинается с того, что автора что-то не выходит из головы, и он вам сейчас такое расскажет! Автор, сейчас даже семиклассник-графоман не начинает так рассказы, потому что подобное заиспользовано до дыр!
   Короче, это провал - еще бы язык подерюжнее и первое место с конца - обеспечено.
   Подавляя зевоту, тянусь к следующему рассказу.
   Ах да... 3 балла.
  
  
   Быстров Василий Сергеевич "Простая формальность"
   Уф...
   Чтоб стало с мировой литературой, если бы автор не пояснил, кто такой суперкарго. Мы-то "Королеву Солнца" Эндрю Нортона не читали... Да и всю остальную классику жанра видели только издалека, словари читали не далее обложки.
   Знаете, в начале показалось, что рассказец вполне сгодился бы для журнала "Юный техник" середины этак 80-ых годов.
   Позже я свое мнение изменил. Проникся, можно сказать. Погружение было полным... Я почувствовал себя... Нет, не героическим суперкарго, не коварным пиратом...
   ...А редактором все того же "Юного техника", который по долгу службы должен читать десятки детских рассказов, написанных в надежде что уж их нетленку уж точно напечатают, выплатят гонорар, которого хватит на велосипед "Салют-С"...
   Ну а взрослым дядям и тетям такое читать, а, тем более писать уже зазорно.
   Полный набор ерундистики, человека, который посмотрел пару фантастических фильмов, осилил пару книг (а скорей всего комиксов) и решил, что может также.
   Но не надо ТАКЖЕ. "Также" - уже есть. Эпигон, за редким исключением, неудачливей начинателя. Писать надо - ИНАЧЕ!
   Пираты, мегазавод, суперпорох (а старый пироксилиновый чем плох?), имперские гвардейцы... Снова главный герой мегакрут (а кто бы сомневался?).
   2 балла.
  
   Ветнемилк К. Е.: "Наша яблоня"
   Хорошая вещица.
   И язык читабельный, и интрига кой-какая (хотя кто сомневался, что протагонистов спасут?), и решение проблемы...
   Вот тут и заковыка вырисовывается первая. А именно - спасение не вытекает из изложенного выше текста. Оно выскакивает словно чертик. В старые времена такой прием именовался "Deus ex machina" - неожиданная внешняя развязка. Вполне допустимо для эпохи Мольера, но на данный момент - некомильфо. Но хозяин (автор) - барин. Шут с ней. За это снимать баллы не будем.
   Снимем за другое.
   Вы будете смеяться, но я сам писал подобное, заготовки лежат где-то. Там события происходят в Долине Маринера, и герои у меня снимают солнечные батареи с одноименного агрегата... Так вот, к чему я... Среди прочего, я интересовался связью на/с Марсе/Марсом. Она порой была двухступенчатой (кстати, именно так и на "Марс-2" и было): кроме спускаемого модуля на орбиту Марса вешали коммуникационный спутник. Спутник сей не зависел от бурь на Марсе, следовательно, мог усилить сигнал, полученный от передатчика на марсоходе - светимость Солнца там, в лучшее время треть от земного. То бишь передатчики на поверхности были маломощными - энергию брать неоткуда. И, значит, работали на коротких волнах. Основное свойство радиоволны: огибать и отражаться от препятствий соизмеримых с длинной полуволны. Для коротких волн это буквально означает: хорошая слышимость в пределах прямой видимости. Для связи со спутником - безразлично, он-то все равно висит над марсоходом, препятствий для прохождения нет.
   Некоторые радиозаконы Земли для Марса не писаны - например, нет отражения от ионосферы, за неимением оной. С одной стороны, это означает, что аналог транатлантического опыта Маркони провалился бы. С другой - облегчает связь Марса с небесными телами.
   Вывод: связаться с базой на коротких волнах не получилось бы.
   Разумеется также, что передатчик спускаемой капсулы не имел клавиш "вкл", надписи "говорить сюда" и инструкции. Сам факт вычленения передатчика в общей мешанине приборов требует незаурядного таланта схемотехника, а поскольку в 1971 году устройства были преимущественно ламповыми или на ископаемых транзисторах - схемотехника-археолога.
   "Но не это еще все" (с). Разумеется, передатчик спускаемых модулей имел направленную антенну и фиксированную частоту. Вряд ли эту же частоту постоянно могли слушать на Базе. Вероятность этого стремится к абсолютному нулю.
   Если бы со спускаемого модуля сняли какую-то другую деталь - я бы, пожалуй, не нашел бы что сказать... А так...
   Короче, немного автор не дотянул на десятку. Не додумал...
   9 баллов.
  
   Ивченко Елена "Девочкино море"
  
   Еще один пример изящного скорей эссе, нежели рассказа.
   У автора весьма приятный язык, за который многое можно простить.
   И, вместе с тем - ничего нового, уж простите старого циника, в нем нет.
   Девочка может переходить в мир, где ее ожидает собственное море. Ну и что?.. Нет-нет, не надо мне объяснять, что, де это другой мир или телепортация и все такое... Уж сколько раз герой переступал некую границу и оказывался там, где он быть не должен.
   Увы, все буквы придумали до нас.
   Слава небесам, что комбинации из них бесконечны.
   У автора получается складывать буквы красиво. У нее пока не получается складывать красивости так, чтоб получилась действительно оригинальная, авторская вещь.
   Ну уж язык больно хорош...
   8 баллов, из которых один авансом.
   Автор... Если еще раз встретимся на конкурсе, и замечу Вас в неоригинальности - этот балл сниму там.
   Без обид.
   Мартова Марина Владимировна: "Там, где верят в эльфов"
   Гм... А вот задумался... Действительно ли у исландцев любимое блюдо - рыбная похлебка. А может им банально больше нечего жрать?.. В самом деле: апельсины в том климате расти отказываются, из полезных ископаемых - только вулканы. Ultima tule, Gotterdammerun и Фимбулвинтер в одном флаконе. С тем же успехом вы могли сказать, что любимый цвет эскимосов - белый.
   Ну да ладно.
   Подумав это, я перешел к чтению рассказа... Думал, что замечание останется вроде заметок на полях, к которым часто не возвращаются. Ага, щаз...
   Автор в аннотации сообщил, что намеревался написать рассказ о нетривиальных эльфах. Но от тривиальности с первых же строк начало сводить скулы. На землю летит... Ну вы поняли... Выбор невелик.
   Автор, почему, за что?! Елы-палы! Астероид! Обнять и плакать! В который раз. Ну почитайте Азимова или Хокинса. У последнего, к примеру, есть изящная гипотеза малых черных дыр, хотя Азимов полагает, что из-за малого радиуса Шварцшильда мини-черные дыры быстро "выкипают". Это все физика, но что-то выжать можно для рассказа!
   Далее, "терпило" обращается за помощью к якобы нетипичному эльфу, который разумеется, бледен аки смерть и живет сотни лет (кто бы мог подумать!). Эльф намерен спасать человечество посредством вывоза оного человечества...
   Короля Артура, смертельно раненого, вывезли в страну Ворожеек - в Авалон.
   Куда-то увезли раненого Геральта у Сапковского.
   Неужто трудно придумать хотя бы каких-то водоплавающих эльфов, эльфов-эскимосов...
   Добавим сюда жестяной язык, и похлебка готова. Та же что и сто лет назад.
   3 балла.
  
   Noname Lady: "Корабль"
  
   Рассказ ни о чем... Пресный как церковная просфора.
   Такие рассказы несколько льстят собственному самолюбию. Читаешь их и отмечаешь: это автор свинтил у Кинга, то - из "Пиратов Карибского моря".
   Но на половине рассказа становится смертельно скучно. И прикрывая рот, хочется спросить: автор, ты чего сказать хотел-то? Зачем это?..
   "Что это за книга, если в ней нет ни картинок, ни диалогов?" - спросила одна милейшая девочка. Эти слова стоило бы огненными буквами высечь над виртуальным входом в литературу. Диалоги дают перебивку, разрядку... Здесь же сплошной тягун.
   Скучно, неинтересно, интриги нет, сюжета как такового нет.
   Но с другой стороны штампов избежать удалось, язык неплохой. Резанули глаз опечатки, но мы, как договорились, баллы за них не снижаем.
   "Итоги подведьом..." (с)
   4 балла.
  
   Rapira1 "Попаданцы"
  
   Зрело желание выставить оценку только за название и пойти дальше. Но сдержался, прочел. Предчувствия меня, к сожалению, не обманули.
   Жанр попаданцев, как я писал однажды в ЖЖ, был заложен Марком Твеном в 1889 году и за 120 лет деградировал в абсолютное ничтожество.
   Что автор и продемонстрировал.
   Слушайте! Ну ведь это не фантастика никакая, что здесь такого, чего не было в мировой литературе? Только то, что нога попаданца еще не ступала в отряд анархо-коммунистов? Да мало ли куда она не ступала! Зачем унаваживать пространство от сих до сих только потому что захотелось.
   Добавим сюда подростковый стиль написания. Слово "ржач" совсем не обогащает русскую литературу, а совсем наоборот. Туда же - знание исторических деталей. Словосочетание "код Энигмы" сродни идиоме "устройство кирпича".
   Что я могу предложить автору?
   Кол ему!
   В смысле - 1 балл...
  
   Нилак Ник "Чуждо"
  
   Неплохо. Весьма читабельно написано, хотя стиль подразумевает некоторое время на адаптацию.
   Идея... Ну я бы не сказал что такая уж оригинальная. Думаю, за прототип взяты индейцы, сражающиеся с бледнолицыми, или еще какие-то туземцы, вышедшие с копьями против надежных винтовок Мартини-Генри. Может быть - "Аватар".
   То, что протагонист сражается с землянами - ясно было с самого начала.
   Но вот чего в рассказе точно нет - это внутренней целостности, логики. Верней, это логика Портоса: "Я дерусь потому что дерусь".
   Те и эти сражаются. И что? Зачем? Даже не хочу предполагать, ибо лень...
   Им не договориться, и потому они друг друга уничтожают. Старо.
   "И кроме мордобития никаких чудес" (с)
   6 баллов.
  
   Важин Александр "Аэрохитектор"
  
   С рассказами почти как с людьми. Кто-то родился красивым, кто-то - уродом. Иных можно припудрить, других - только могила исправит. Еще встречаются люди-ампутанты, у которых не хватает пальца, руки, ноги, а, может быть - совести.
   Вот тут случай, мне кажется, похожий.
   Идея как таковая есть. Причем идея оригинальная, что по нынешним временам роскошь. Написано небездарно.
   Но автор слишком увлекся краткостью или лень ему стало.
   Итак, на воздушные замки нашлись покупатели? А зачем, кому они нужны? Может, потому что они материальны, и в какой-то вселенной они имеют место быть, и герой на самом деле создатель, властелин вселенной. Гм... Ерунда какая-то у меня придумалась.
   Но это не освобождает автора от того, что он сам не додумал.
   Пусть будет 7 баллов.
  
   Вавикин Виталий Николаевич "120 миллиардов"
  
  
   Автор пишет:
  
   Нас уже 120 миллиардов!' - с гордостью объявляет диктор.
  
   Смотрю на железобетонные блоки, которыми устлана земля до самого горизонта. Где-то там, в одной из этих клеток, ждет меня жена. Сегодня мы строим не так далеко. Всего в одном телепорте от дома. Начинается дождь. Интересно бьет ли он сейчас в псевдо окна? Прораб снова начинает кричать на нас, чтобы мы продолжали строить новое здание. Мой напарник рассказывает о парне, который пытался добраться на одном телепорте слишком далеко.
  
   А это вот Роберт Силверберг "Вертикальный мир":
  
   А теперь взгляни. Взгляни на соседние гонады! На этот удивительный ряд! Гонады 117, 118, 119, 120! 51 башня Чиппитской констеляции. Полное население -- 41 516 883 человека, или около того. Западнее Чиппита расположен Босвош, восточнее Чиппита -- Сэнсон. А через море -- Бернэр, Венбад, Шонконг и Бокрас. А там -- еще... И каждая констеляция представляет собой гроздь башен с миллионами замурованных в коробочки душ. Каково же население нашего мира сейчас? Достигло ли оно уже 70 миллиардов? На ближайшее будущее прогнозируется 100 миллиардов.
  
   Напоминает, не правда ли?.. Заверяю вас: если вчитаться, то чувство схожести только возрастет. К слову, рассказ о телепорте 'Лишь только части тела в разных местах!' - здорово напоминает фрагмент уже из "Путеводителя" Дугласа Адамса. Добавим еще финал, странно похожий на финал "Матрицы". Это не рассказ, а какое-то сплошное dИjЮ vu.
   Я далек от мысли обвинять автора в плагиате. Но еще более нелепым было бы обвинять в плагиате Силверберга.
   Остановлюсь на том, что подобное в литературе уже было. Ну и коль судьба-злодейка подбрасывает нам аналог, не грешно было бы сравнить.
   Сильверберг предполагает и довольно логично, что подобный вертикальный мир вызовет создание новой, более тесной социальной структуры, а жизнь в клетках вырастит человека, панически боящегося открытых пространств.
   Автор же предлагает телепорты (которые тоже придумал не он) и наоборот, максимальное отдаление друг от друга существ человеческих. Верится с трудом - слишком много логических нестыковок.
   В общем, автор... "В вашем рассказе есть много верного и нового. Но, то, что верно - не ново, а то что ново - не верно".
   4 балла.
  
   Захарченко Андрей Викторович "Переиграть историю"
  
   Я не Станиславский, но я, блин, не верю.
   "Записочка", "Ни хрена вы, генерал, не поняли". Да-да именно так между собой американцы и разговаривают. Слушайте, вчера смотрел американский фильм, неважно какой. Диалоги, конечно, не блеск, но даже через призму перевода ясно, что разговаривают они иначе, нежели герои отечественных фильмов.
   Нет-нет, это общая беда. За редким исключением, в американских фильмах совершенно фанерные русские, ну а с американцами в русских же фильмах и вовсе горе-горькое. Несколько разряжают ситуацию люди-амфибиониты, успевшие пожить и там и тут.
   Но этот рассказ явно не того типа.
   Американцы (или тут уместней употребить термин "америкосы") пытаются изменить историю так, чтоб началась атомная бомбардировка СССР. Дескать, статьи какого-то журналиста изменили мнение Эйзенхауэра (как раз в газетах блестяще опечатались - Эйзенахуэра). Но у американцев ничего не получается, потому советские летчики меняют ее еще раз...
   Короче, полная ерунда. Кажется, что рассказ написан впопыхах, буквально на коленке, и автору лень было задумываться. Столь же "точны" исторические детали.
   3 балла.
  
   Капустин Глеб "Пассажир"
   А ведь хорошо...
   Если вчитаться, разумеется.
   И вместе с тем - начало провалено. Есть какая-то искра, но, блин, нединамичное начало. Даже описание аварии занимает под тысячу знаков, хотя, казалось бы, где как не тут нужна краткость, действие.
   Автор, позвольте мне краткую нотацию.
   Представьте, что вы никто и зовут вас никак. Без обид, но представьте. Фраза на выход, фраза с которой начинается рассказ - это на самом деле если не половина, то добрая его треть. Это та самая одежка, по которой встречают. И вот этой единственной фразой вам и предстоит зацепить читателя. Поскольку вы - никто, читатель не станет читать вас из-за фамилии. Ему недосуг полагать, что автор в середине рассказа придумает что-то такое, а конце рассказа - этакое.
   Вы должны его задеть первой же фразой, в крайнем случае - абзацем. Чем будете добивать - необычным ли миром, хитрой фрязью в середине или неожиданной загогулиной в конце - это дело второе. Ибо до них надобно добраться. И негоже, если путешественника по вашим страницам встречает противотанковый надолб в виде длиннючего и нединамичного абзаца.
   Ну а поскольку, по долгу службы, я читал рассказ до конца, замечу, что получил от чтения удовольствие. Особенно хочу отметить диалоги - живые, сочные... "Дружище" - это вы не у "Великого Гетсби" подсмотрели?
   8 баллов.
  
   Мальчевский Виктор: "Сказки Старого Стокгольма"
   Тоже нединамично, но рассказ раскручивается плавно, равномерно, словно пружина в хорошо отлаженных часах.
   Но опять же, замечания мои тут будут схожи с замечаниями предыдущему автору, хотя и в меньшей степени. Начало не интригует.
   Когда автор станет знаменитым и его имя превратится в бренд, рассказ будут печатать в журналах, обсуждать читатели... Он хорошо будет смотреться в сборниках, изящно завершать книгу. Кстати, думаю, что именно для завершения какого-то выпуска журнала он бы подошел лучше всего.
   Но есть ли сейчас у автора роскошь начинать так неторопливо?.. Итоговый протокол, думаю, покажет.
   От меня - 9 баллов. Все же про то, что речь идет о постаревшем Малыше я понял быстро. Соответственно финал для меня загадкой и не был.
  
   Мальчевский Виктор "Шляпа"
   Тот же автор. Необычно. Но интересно взглянуть, чтоб оценить стабильность стиля.
   Прочел. Без обид, но до уровня предыдущей своей же работы не дотягивает и здорово.
   Это, знаете, напоминает детскую выдумку: когда придумывается по сто порой небесталанных ерундовин в час. Но все тонет само в себе из-за недостатка внутреннего стержня. Может, помните еще, или слышали недавно: "А он тут - раз! И этот его так - на! А потом тот - тому!.."
   Сюжет для комикса, не более.
   5 баллов.
   Минасян Татьяна Сергеевна "Крылья в синем небе"
  
   Не мое.
   Сугубо не мое, хотя, думаю, рассказ бы взял какой-то детский или женский журнал. В меру слезливо, удобочитаемо написано, но не более.
   Скажем так: это никакая не фантастика. Это сказка, причем в самом банальном понимании этого слова. Фантдопущение сводится к тому, что звери разговаривают между собой, а птицы получив тяжелую психологическую травму, боятся летать.
   Подавляя зевок, спрашиваю: ну и что?.. В принципе во фразе "кони плавают, но плохо и недалеко" - смысла и сюжета заключено как бы не больше, чем во всем этом рассказе.
   Неким оправданием может служить сносный язык, хотя несколько сложно меж собой птицы общаются, неперсонифицированно.
   В общем, автор, примите соболезнование: вам не повезло с жюристом.
   5 баллов.
  
   Мудрая Татьяна Алексеевна "Дон Жуан и Донья Хиральда"
  
   Крика "Вау!" не будет...
   Нет, написано читабельно, но к концу становится несколько засыпабельно. Зевать начинаешь, сознавая, что рассказ заканчивается, фантастики не будет, да и все равно поздно для нее.
   Если вся авторская находка сводится к тому, что автор намешал тех и этих - стоило ли вовсе рассказ городить.
   По моему мнению, хороший рассказ должен обязательно включать в себя три вещи. Это, во-вторых, движок - идея, какая-то инновация, то, чего не было ни у кого до вашего творения. Во-вторых, это верная тональность. Она вряд ли единственно верная, но встречаются и вовсе неправильные. Под тональностью я понимаю стиль, временной фон для рассказа. Пришелец из космоса на фоне портрета Николая II смотрится несколько иначе, недели на фоне реактивных истребителей.
   Ну и третье, важное - это фраза на выход, то, что зацепит читателя, заставит узнать, а что там дальше. Ну, об этом я писал выше.
   Все остальное: мораль, интрига, финал сродни соли и специям. С ними вкусней, но они не обязательны. И, скорей всего, все вместе несочетаемо.
   Здесь неплохая тональность, заметно, что автор как минимум неплохо знает историю и антураж того времени. Но не более. День пропустили? Гм, по-моему, это подробно рассмотрено и обыграно в десятках произведений. Герб? Я и про него читал...
   И так далее.
   Только за язык и антураж - 6 баллов.
  
   Рубцова Дарья "Светлое будущее"
  
   Безнадежно...
   Эта мысль возникла у меня где-то на трети рассказа.
   Вы уж простите, но обзор я пишу вот таким образом: фиксирую то, что приходит в голову при чтении. И если я что-то написал, что автора обидело - так это не потому что я такая бяка (хотя и это тоже влияет), а оттого, что "музыкой навеяло" (с).
   Читаю я в "рабочий полдень", в служебном кабинете. Интернет у меня сознательно не подключен, дабы не отвлекаться от дел более-менее рабочих. И рассказы я изучаю в отрыве от кармы их создателей. Я не знаю - кто печатается, а кто пришел сюда с дебютом, кто убелен сединами, а кто - со школьной скамьи.
   И вот от этого рассказа возникло впечатление если не пробы пера, то подростковой прозы. Человек уже хочет писать, но пока не знает о чем. Начало можно прикрутить к десятку сюжетов, но везде оно будет нединамично. Не то чтоб графомань дремучая, но композиция напоминает гору песка.
   Идея, коя начинает работать хорошо за половину рассказа, затасканна до дыр: а что бы было бы, если бы... Свернули не в ту сторону, женились на другой девушке, пошли бы по другой стороне улицы. Вариантов - тьма.
   Но должен разочаровать авторов, культивирующих подобную тематику: все это было. Тему открыл и практически тут же закрыл О Генри со своими незабвенными "Дорогами, которые мы выбираем".
   3 балла ибо "Боливар двоих не вынесет".
  
   Тамарин Юрий Владимирович "Искра разума"
   Ну вот это как раз уровень журнала "Юный техник". В детстве читалось будто неплохо, но сейчас оглядываешься в прошлое и пожимаешь плечами: отчего там был такой невысокий уровень рассказов?.. Считали, что Шекли или, положим, Азимов слишком сложны для детского разума?.. Ведь не в отечественных же авторах дело - я четко помню рассказы иностранцев...
   Простите, увлекся...
   Очередной рассказ из серии про то, как межзвездные корабли чего-то бороздят и коварные пришельцы захватывают тела, подменяют разум. Но им так понравилось в новом теле, что они решили не возвращаться. Рассказ с подобной фабулой есть не то у Саймака, не то у Бредбери. Неважно, ибо тут дело не только и не столько в фабуле, но и в ее реализации.
   Жанр монолога, в котором дано повествование - сложен и неудобоварим для читателя. Об этом я говорил неоднократно, и сердце мое полно печали от того, что придется это повторять еще долго. Какая-то разрядка должна быть, действие. А тут какое-то бормотание.
   4 балла.
  
   Тихомиров Максим "Национальная география"
   Что случилось с рассказом? Он "утоп".
   Нет, я понимаю, что это стилизация... Но не выглядит она достоверной, а скорей вызывает ощущение заноз.
   Идея, фон... Ну будем считать, что присутствуют. Этакий аналог Российской империи в условиях стимпанка и на чем-то напоминающем Плоский мир Прачетта с его Краепадом. Технические подробности, реализация вызывают сомнения. Ибо, если такие мощные электролизеры, то их энергии бы вполне хватило корабль увести от Краепада. Потом, сомнительно использовать шкуры китов в качестве аэростатов - с тем же успехом можно было бы построить дирижабль с баллоном из свинца.
   Рассказ вообще напоминает Франкенштейна, сшитого нелепо, но крепко. Наверное, среди аудитории найдутся любители подобного, но себя я к ним не причисляю.
   Оценка... Давайте что-то нейтральное - 6 баллов.
  
  
   Тихонова Татьяна Викторовна "Собеседник"
   Потенциал автора чувствуется, но вот что помешало его реализовать на этом рассказе - тайна покрытая мраком.
   Сперва долго ведется повествование о потерпевшей крах планете, хотя на повествование это ну никак не играет. Опять же, описание цепляет слабо, размывает внимание, и урезать его стоило бы. Сама придумка - робот-собеседник слабовата. Мы живем, когда чат-ботами никого не удивить. И, тем более, куда роботу-собеседнику до робота-монаха Дугласа Адамса, которому в обязанности вменялось верить или, тем более, до самого человечного робота Марвина того же автора.
   Но многое можно простить из-за последней фразы в рассказе. Рассказ этот - перевернутая пирамида, коя на единственную фразу и опирается. Однако, автор, это роскошь так писать. Ибо читатель начинает сначала, поэтому научитесь писать запоминающиеся завязки.
   Ах да, оценка. Чуть не забыл: 7 баллов.
   Шуваев Михаил Аркадьевич "Судьба"
   Садись, парень, выпей, щас такое расскажу, ну никогда подобного ты не слышал!
   Ну, как, на зевоту от подобной завязки не тянет? Меня вот, признаться, тянет и довольно ощутимо. Ибо понятно, что с таким началом, кое использовано тысячи раз, ничего путного дальнейшее повествование представлять не будет.
   И действительно - сюжет просто никакой. Тот случай когда фантастичность заменяется надуманностью. Специально чтоб персонажи могли погеройствовать скафандры у них сделаны как можно сложней, лунные роверы от метеорита размером с речную гальку взрываются словно ФАБ-500.
   Если кому мало фантастичности - добавить спейсфлаеров и Оберонов до нужной консистенции.
   Короче, знаменитый суп Бурдэ, куда кладется все, кроме стирального порошка и варенья.
   3 балла.
  
  
   Тот самый Итого...
  
   Итоговый протокол состоит из:
  
      -- Борсук Сергей Валерьевич "Дом дрейфующих рассказов" 7 баллов.
      -- Буденкова Татьяна Петровна "На той планете..." 3 балла.
      -- Быстров Василий Сергеевич "Простая формальность" 2 балла.
      -- Ветнемилк К. Е.: "Наша яблоня" 9 баллов.
      -- Ивченко Елена "Девочкино море" 8 баллов
      -- Мартова Марина Владимировна: "Там, где верят в эльфов" 3 балла.
      -- Noname Lady: "Корабль" 4 балла.
      -- Rapira1 "Попаданцы" 1 балл...
      -- Нилак Ник "Чуждо" 6 баллов.
      -- Важин Александр "Аэрохитектор" 7 баллов.
      -- Вавикин Виталий Николаевич "120 миллиардов" 4 балла.
      -- Захарченко Андрей Викторович "Переиграть историю" 3 балла.
      -- Капустин Глеб "Пассажир" 8 баллов.
      -- Мальчевский Виктор: "Сказки Старого Стокгольма" 9 баллов.
      -- Мальчевский Виктор "Шляпа" 5 баллов.
      -- Минасян Татьяна Сергеевна "Крылья в синем небе" 5 баллов.
      -- Мудрая Татьяна Алексеевна "Дон Жуан и Донья Хиральда" 6 баллов.
      -- Рубцова Дарья "Светлое будущее" 3 балла
      -- Тамарин Юрий Владимирович "Искра разума" 4 балла.
      -- Тихомиров Максим "Национальная география" 6 баллов.
      -- Тихонова Татьяна Викторовна "Собеседник" 7 баллов.
      -- Шуваев Михаил Аркадьевич "Судьба" 3 балла.
  
   113 баллов на 22 человека. Средняя температура по больнице 5 с мелочью балла. Пациент скорее жив, но священника позвать бы стоило.
   Десятку не взял никто, кол получил только один человек - я сам удивлен своей гуманности.
   Сильные работы есть... Но, блин, ни разу не возникло чувство какого-то открытия, откровения. Жюрист слишком привередлив, - воскликнет кто-то. - Сюда ни Азимова, ни Шекли никто не приглашал... Да, это так... Но ведь и они были молоды, слали свои первые рассказы в журналы... И их тогда не знал никто.
   Как-то я заметил, что труд писателя оплачивается на самом деле не так уж и щедро. Положим, автор за месяц написал сценарий, за который получил двадцать тысяч долларов. Но в тот же месяц еще девятнадцать авторов написали по сценарию и не получили ничего. 20 тыс. долларов на 20 писателей...
   Но победитель получает то, на что недоработали остальные.
   Мир несправедлив - а что поделать.
   Кто-то скажет, что мои оценки несправедливы - но я часть этого мира.
   Скажу еще, что споры со мной бесперспективны, и оценки могут корректироваться только в сторону уменьшения.
   За сим считаю свою работу сделанной.
   Понтий Пилат прячет револьвер в наплечную кобуру и умывает руки.
   До новых встреч...
   Или лучше не надо?..

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com К.Федоров "Имперское наследство. Сержант Десанта."(Боевая фантастика) Д.Деев "Я – другой 5"(ЛитРПГ) Д.Максим "Новые маги. Друид"(Киберпанк) В.Пылаев "Пятый посланник"(ЛитРПГ) В.Василенко "Статус D"(ЛитРПГ) А.Кочеровский "Утопия 808"(Научная фантастика) Ф.Вудворт "Наша сила"(Любовное фэнтези) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) Н.Изотова "Последняя попаданка"(Киберпанк) А.Ардова "Жена по ошибке"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"