Марченко Андрей Михайлович: другие произведения.

Всеслав Волхв

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Загадка Лукоморья
 Ваша оценка:

  ! Вместо предисловия
  
  Когда-нибудь я напишу о нем книгу.
  Большую, художественную книгу, а не эти заметки на полях.
  Но ведь надо же как-то начинать.
  Я просто собирал материалы, черкал в записных, просто на клочках бумаги. Из боязни потерять, свел все в единый документ, набрал его. Труд был невелик, ибо работал я с удовольствием.
  Меж тем, это единственный выставленный на моей странице документ, который я согласен дополнять и править, ибо работа только начата.
  Написанное ниже посвещено, пожалуй самой загадочной личности в истории славян - князю Полоцкому, Великому Князю Киевскому Всеславу Брячеславовичу "Волхву".
  Я допустил некую вольность в стиле изложения исторических материалов, пытаясь разбавить сухой штиль летописи, ибо история многими a priori считается скучной. Насколько мне это удалось - судить читателю.
  И помните: верящий в литературу откопал Трою. Верящие в науку искали землю Санникова.
  =======================================
  ! Кто такие волхвы и как с ними бороться
  =======================================
  Начнем, пожалуй, что того что приветствовать новорожденного Христа пришло Три Волхва, кои согласно Библии были Царями. Говорят их было не трое, а двенадцать, говорят что звали их Бальтасар, Мельхиор и Гаспар, говорят будто один из них был негром, говорят будто одна из женщина, говорят, мол, мощи покоятся в Кельнском соборе. Но во-первых неужто у этих царей занятий иных не было как в кампании друг друга шляться, а во-вторых мы все читали Умберто Эко, а именно "Баудолино" и знаем цену подобным мощам.
  Меня смущает то, что эти трое, будучи царями путешествуют пешодрала, без свиты и разумеется incognito. Положим, православие вовсе не называет их имена, да и в Библии насчет их идет разнобой - у Матвея и Иоанна они вовсе не упомянуты, Лука их называет пастухами. Впрочем, тут же находятся люди, которые заявляют, что это слово надобно писать с большой буквы, а еще лучше в такой транскрипции: "Пастыри".
  Сказано, что они пришли с востока, были посланы мифическим пресвитером Иоанном. Но славяне никогда не сомневались, что они пришли откуда-то из наших краев. Ну и что, что с северо-востока, просто не захотели заморачивать иудеев географией.
  Пришли, поклонились, передали дары и откланялись. Что с ними было дальше - неизвестно. Есть предположение, что они умерли.
  Первое упоминание о мощах Трех Царей встречается в IV-ом веке - якобы Елена, мать императора Константина привозит их в Константинополь. Разумеется, Волхвы умерли не в один день и в одном месте. Елене надо было их найти, собрать... При тогдашних коммуникациях сомнительно, чтоб женщина могла с этим управиться. Да и мало какой народ даст раскапывать могилы своих царей.
  Да, чуть не забыл - зачастую волхвы были огнепоклонниками и покойных сжигали. В том числе и царей.
  Но Елена все же что-то привезла - как раз византийским летописям я склонен верить.
  Далее около двухсот лет о мощах ничего не слышно, и лишь в VI-ом веке, опять же, якобы, они попадают в Милан.
  И вот, в 1164 году император Священной Римской Империи Фридрих 1 Барбаросса дарит мощи городу Кельну. Специально по таком случаю строится Кельнский собор. Говорят, саргофаг стоит посреди собора... Я не был, врать не буду...
  Вообще же, Фридрих был человеком, проведший в походах и битвах почти всю жизнь, он был таким же жутким рубакой как Ричард "Львиное сердце" и запросто мог отстегнуть после своих баталий трех покойников. Но я все же думаю, что дарил он от чистого сердца, ибо, скорей бы подобрал бы трех мужчин, а не непонятную женщину (есть мнение, что Мельхиор надо произносить как Малахия).
  Еще есть версия, будто Барбаросса расшифровывается как Варвар-российский, но это, разумеется, притянуто за уши. В истории, к слову фигурирует два Барбаросса, пират и флотоводец османской империи Хайреддин Барбаросса и этот император.
  К слову, замечу, что варвары, иначе барбарианы получили свое название ввиду растительности на лице. Римляне, как вы помните, бороду брили. Точно так же через полтора тысячелетия были названы иные бородачи - а именно кубинские "barbudos".
  
  Но тут могу подарить иной каламбур. Как известно, вместо Иисуса был отпущен некто Варавва. Вероятно мы так произносим это имя ввиду нерадивости переводчиков Библии на славянские языки. В Европе это имя пишется наподобие BARABBA (намеренно даю прописными), вот у Пера Лагеквиста есть роман - "Barabbas" (удостоенный, кстати, Нобелевской премии). Я веду к тому, что библейский Варавва и Карабас-Барабас тезки...
  К нашему основному повествованию это не имеет никакого отношения - просто к слову пришлось...
  
  Итак, волхв по Ожегову - у древних славян чародей, колдун.
  Всего лишь-навсего пять слов, одна запятая и точка.
  Многие склонны видеть в этом серьезное упрощение. Считается, что отечественные волхвы были сродни друидам кельтов. То бишь не просто волшебник, а советник вождя, толкователь всего на свете, лекарь, жрец политеистического пантеона. А зачастую - и исполняющий обязанности лидера.
  Иначе говоря, человек совмещающий все виды власти. Безусловно, обязанностей для одного человека было многовато, можно предположить некое разделение труда, не одного волхва на весь околоток, а целую сеть, круг.
  Возможно, самым известным волхвом был Олег. Тот самый "Вещий Олег", порубивший Аскольда и Дира, дядя Игоря. То, что они известней, скажем, того же Всеслава - сомнений нет. Я сомневаюсь - а был ли он волхвом. Безусловно "вещий" означает ведун, прорицатель. Легенды доносят, что он обращался в волка, в птицу и даже в маленькую букашку. Ну, последнее - это что называется перебор... Затем, ведуном он был некачественным - сам часто мотался за советом к волхвам, они-то ему и объяснили, что от коня помрешь.
  И еще одну вещь хочу напомнить - Олег не был князем. Он был воеводой, "дядькой" Игоря, как бы сказали нынче - регентом...
  
  Еще хочу сказать, что мне очень нравится легенда, будто пришли волхвы, поприветствовали Христа и пошли дальше по своим делам - Волхвами. И христианами не сделались...
  Буду писать книгу про Всеслава - обязательно такое вставлю...
  =======================================
  ! Рюриковичи, Владимировичи, Изяславовичи...
  =======================================
  Как ни крути Всеслав Брячеславаович Волхв все же Рюрикович.
  Имел право на такую фамилию.
  Его дедом был Владимир Великий, крестивший Русь. Владимир, сын Святослава, внук Ольги, а та жена Игоря - сына Рюрика.
  Правда там еще Аскольд с Диром были. Кстати, еще те ребята...
  Как известно, Святополк Окаянный порешил своих братьев, Бориса и Глеба, а потом сам пал от руки своего брата Ярослава Хромого, так же известного как Ярослав Мудрый.
  Рюрик прежде чем стать единоличным правителем русичей, оттеснил двух своих боевых побратимов (наверняка неделикатным движением ножа по горлу).
  Что поделать - такие тогда были времена. O tempora, o more!!! - Как восклицал за тысячу лет до них Цицерон.
  Но в месте с тем, есть один просто удивительный случай единства.
  Аскольд и Дир (далее - A&D). О них практически не упоминается раздельно, хотя есть один эпизод, о котором я скажу ниже.
  Они не просто совместно правили или делили вотчину - они были действительно неразлучны. В летописях так и говориться "A&D пришли...", "A&D осадили, обложили данью..." et cetera, et cetera, et cetera... Даже такого не было - один в походе, второй, значица, правит землями русскими, потому как на бюллетене и в поход идти не способен.
  Умерли они тоже в один день - порубленные Вещим Олегом (Ольгердом если правильно - варяг ведь...). А вот место их успокоения почему-то назвали Аскольдовой могилой, не Дировой и тем более не A&D могилой. Это и есть тот единичный эпизод отдельного упоминания. Говорят, мол, Дира похоронили в ином месте, в старом городе, но я не вижу причин для этого
  Какая причина такого единства? Я вижу тому лишь одно логическое объяснение. Они не могли расстаться, ибо не просто умерли в один день, а и родились в один день и в одном теле. Они были сиамскими близнецами.
  Думаю, это был не единственный случай. Предполагаю, что у Двуликого Януса был реальный прототип. Просто креативный момент мифа так далек, что невозможно отделить бога от героя, полубога от актера и протча...
  Вроде бы у греков был обычай сбрасывать уродцев со скалы (а особо страшных - по два раза). Но запросто можно представить ситуацию, когда будущий небожитель предстал перед земляками уже в зрелом возрасте.
  По умыслу или стечению обстоятельств, ему пришлось что-то объяснить. И что он должен был сказать? Мол, я уродец, которого мама не дала сбросить со скалы.
  Думаю все было не так. Его первыми словами были такие:
  - Добрый вечер. Я Бог. Можете звать меня Янусом...
  Но Аскольд и Дир - ветвь тупиковая, их роль только в переезде столицы в Киев.
  Владимир, надо сказать изначально был происхождения низкого, и княжество не светило ему ни при каких раскладах. Но, подобно, большинству бастардов, человеком он оказался цепким и неглупым. Правда не без недостатков - любвеобильным был без меры. В летописи приводятся вовсе несусветные количества наложниц - царь Соломон и Иван Грозный отдыхают. Но факт тот, что жен у него было изрядно. Нас интересует одна, а именно дочь полоцкого князя Рогволда Рогнеда. Изначально она была сосватана за единокровного брата Владимира, действующего князя Киевского Ярополка и вроде бы действительно его любила. Владимира же отшили, уколов его неблагородным происхождением.
  Владимир тогда взял все силой и княжество и княгиню - Рогволда и сыновей убил, ну а Рогнеду взял в жены.
  Рогнеда родила ему четырех сыновей - Изяслава, Мстислава, Ярослава и Всеволода да двух дочерей. Можно предположить, что летописец дал сыновей в порядке старшинства. Однако, старшим сыном Изяслав не был - у Владимира были и другие наследники.
  К слову, в те времена нравы были вольными, посему на будущее дам маленькое разъяснение: "единокровные" - значит, что один отец, но разные матери, единоутробные - наоборот.
  Изяслав хоть и прожил мало, отличился и тут.
  Конечно же, любовь в спальне Рогнеды и Владимира, что называется не ночевала. Не выдержав череды наложниц Рогнеда пронесла в спальню нож и когда Владимир задремал - замахнулась...
  Не получилось. Владимир удалился за ножом побольше, но тут появился трехлетний Изя с мечом: мол, рубай мамку, но помни - не один ты тут такой был...
  После такой интерлюдии гнев сменился на милость...
  Вот я лично эту шутку не понял. И в летописях я ее не нашел - привожу ее в порядке апокрифа.
  Но как бы там ни было, Рогнеда была отправлена в почетную ссылку, сыновья ее рассажены тоже не на лучшие места: Ярослав получил мятежный Новогород, Мстислав -Тьмутаракань, сравнительно неплохо устроился Всеволод во Владимире, а вот Изяслав был отправлен к праотцам. На родину. В Полоцк...
  =======================================
  !... Рогволдович? Рогнедич?
  =======================================
  Самое забавное то, что восшествие Изяслава на полоцкий престол было вполне легитимным. Рогволд был убит, его сыновья тоже, стало быть линия по мечу пресеклась. Но ведь осталась еще кудель - Рогнеда. И маленький Изя, как ни крути, внук Рогволда.
  Думаю, таким образом Владимир сразу двух зайцев убил - сбагрил сына с глаз долой, да и рты заткнул: типа держите Рогволдовича, пусть и в качестве своего сюзерна да еще со странной фамилией Рюрикович, но все же...
  К слову, встречается теория, что Изя был будто уцелевшим сыном Рогволда. Я не знаю обоснований этой теории, а, посему не стану ее и опровергать. Думаю, ее создателями двигают цели благие - дать пожить ему побольше. Изяслав-то умер в 1001 году, через год после смерти Рогнеды. Еще через два года преставился Всеслав Изяславович. Считается, что Всеслав Волхв был назван в честь своего дядьки, дескать зело были похожи нравами. Но давайте посчитаем: Рогнеда и Владимир возлегли на супружеское ложе в 980-ом. Это же сколько их внуку было на момент смерти?...
  Я согласен, нравы тогда были вольные, но все же...
  Очень часто Всеслава называют "внуком Рогнеды". De jure, конечно же он ей правнук, но те кто придумали этот термин, имели ввиду в первую очередь кровь гордой княжны.
  Вообще, надо сказать, что Полоцкий лен был довольно нетипичным. Начнем с того, что у варягов когда умирал какой-то наследник, происходила ротация - место выбывшего занимал брат меньший, получивший по разделу княжество поплоше, место меньшего занимал еще меньший, некомплектное княжество делилось или присоединялось. Когда умер Изяслав, княжество осталось за Изяславовичами. Неужели совесть проснулась, или же Мстиславу так нравилась Тьмутаракань?
  Затем летом 1015 умер Владимир, заспорили его дети. Сперва Святополк получил прозвище Окаянный, убив братьев Бориса и Глеба. Сам-то Святополк на этом празнике жизни - не пришей кобыле хвост, он то был сыном Ярополка, это его Владимир усыновил. Будто родных детей мало было.
  Владел он Туровским княжеством, но на момент смерти был в Киеве, ближе всех к умирающему. Злые языки утверждают, что очень близко, а именно в подвале княжеском сидел в карцере.
  Затем, с 1016 по 1019 Ярослав с переменным успехом боролся с Святополком. Святополк погиб, Ярослав вышел в следующий круг...
  Лишь в 1021 пришел Брячеслав Изяславович, был бит, отступил в Полоцк. Никто догонять его не стал. Мало того - киевляне отошли и оставили отцу Волхва Витебск и Усвяты.
  Еще через три года из Тьмутаракани пришел Мстислав. Два Славика поиграли мышцами и разделили Русь будто на две части - Ярослав в Киеве, Мстислав в Чернигове. Полоцк то ли уже Русью не считали, то ли какой другой расчет был. Опять же, когда Мстислав умер, Ярослав княжество того присоеднеил к своему и начала править на Руси единолично.
  Отчего такое безразличие к братьям-славянам? Может статься, что у Изяславовичей своих проблем было выше крыши - поляки, люты, драка все с тем же Новгородом. По аналогичной причине на них и не нападали Владимировичи - буферное государство могло забастовать и просто пропустить очередных туристов прямиком на Киев.
  =======================================
  ! ... Брячеславович!
  =======================================
  А вот, когда Всеслав Волхв родился, никто не знает. По слухам, он вступил на престол после отцовой смерти в 1044 году, в пятнадцатилетнем возрасте. Получается, год рождения 1029 или 1028 что ли... Официальная теория расширяет этот промежуток от 1025 до 1032 года.
  Я склонен считать годом рождения все же 1028 год. В том году случилось знамение - по небу будто змей пролег. Забегая вперед надо отметить, что знамения для Всеслава - вещь обыкновенная и считается, что именно их и колдовал.
  Говориться также, что Всеслав родился от колдовства или волхования. Думаю, что эта часть сродни легенде о Ричарде Третьем Глостере (коий согласно Шекспиру вошел в мир вперед ногами) и, в этой связи, был уверен, что его не убьет никто из рожденных женщиной. Но тут появляется Ричмонд, произведенный на свет в результате кесарева сечения. Люди, рожденные в такой способ, согласно легендам, имели сверхъестественные способности. Откуда в Полоцке мог взяться хирург - ума не приложу, но теоретически возможно.
  В иной транскрипции встречается, что он был "рожден в рубашке". Потом эту рубашку высушили и Всеслав носил ее как талисман. Как видно по его биографии - помогало, иной бы и от четверти таких приключений ноги бы протянул.
  Всеслав в первую очередь был бойцом - отец брал его на войну с двенадцатилетнего возраста, уйму времени он в походах с киевлянами, против киевлян. Полководцем он был хоть иногда и битым, но скорей, удачливым. Скажем, в последние года своего княжества он присоединил к полоцкому княжеству Литву, Ливонию и непонятную для меня Летонию и Земигалию. Сделал то, что восточным славянам в следующий раз удалось лишь через 600 лет, а именно - прорубил окно в Европу. Правда Европа тогда была так себе. Так что идеи о Великой Белоруссии от моря до моря не так уж и безосновательны...
  =======================================
  ! Христианин или язычник?
  =======================================
  Признаюсь, заглавие этой темы я скатал у Сапковского.
  Но эта тема, без которой нам не обойтись.
  В "ПВЛ" ясно указано, что Владимир крестил сыновей, и приводится их список.
  Но Изяслав был на особом положении и сбагрили его в Полоцк банально с глаз долой в крысиный угол. Номинально он стал полоцким князем с 988 года. Русь, как помните, крестили через год. Изя натурально мог и просачковать крещение. Или по древнему славянскому обычаю скрутить кукиш в кармане. Или даже креститься, а затем попасть под дурное влияние дружины в Полоцке. Киев-то далеко... Подобное случилось со Святополком, коий будучи сыном Святой Ольги креститься не стал: некогда да и дружина засмеет.
  И вообще Повесть Временных Лет - не истина в последней инстанции.
  Primo: она начала писаться в 1113 году, то бишь через 12 лет после смерти Волхва, через полстолетия от его подвигов. Затем при каждом князе Повесть перелицовывали. Все кончилось тем, что до нас не дошло не одного листочка за факсимиле Нестора Летописца.
  Secundo: То, что мы читаем как "ПВЛ", на самом деле так называемые "Радзивилловы списки". Списки здесь в смысле копии. Эти копии были обнаружены в Кенигсберге аж во времена Наполеоновских войн. Может статься, что это подделка вроде "Сатирикона" Нодо.
  Tertio: Всеслава в народе действительно любили. Пусть и с перерывами, но сидел на престоле 57 лет. А половчанеы народом слыли свободолюбивым, как, скажем и новгородцы, и неизвестно кого просто не потерпели бы. Затем монахи, по аналогии с Королем Артуром, запросто могли задним числом отпустить ему грехи, подретушировать светлый образ.
  Говорят, он построил в Полоцке Софийский собор, как бы в противовес Софии Киевской..
  К слову, вел он себя зачастую гораздо порядочней, нежели достоверно крещеные князья.
  Если мы вспомним "Malleus malefecarum", то самый страшный грех, сие отказ от данного крещения. Можно положить компромиссный вариант - Всеслав церковь поддерживал, но сам крещения не брал и волховал себе потихонечку. Мне кажется, что это решение вполне схоже с той гипотезой, кою я сделал в первой главе относительно вероисповедания волхвов.
  Нигде христианство не побеждало сразу и безоговорочно. И 989 год это отнюдь не финал, а лишь веха пути. По моему мнению, христианство, на наших землях не побеждало никогда - всегда что-то оставалось от язычества. Взять, скажем, традицию искать цвет папоротника в ночь на Ивана Купалу. Ясен-корень, что это просто повод уединиться молодежи, но ведь тысячу лет традиция прожила. Именно из-за этой особенности менталитета нельзя представить у нас тех ужасов, кои творились, ну скажем, в испанской инквизиции. Даже раскол патриарха Никона частично выглядит как комедия, балаган какой-то. Как вы думаете, чтобы было бы со Стрешневым и его собачкой, уродись первый грандом?
  Забудьте расхожую фразу про крещение огнем и мечом Путяты и Добрыни Никитича. Добрыня и сам был еще тем язычником, да и на все деревни этаких крестоносцев не хватит. Опять же - с местными лучше не ссориться.
  Явления рядовых волхвов народу были зафиксированы в "Повести временных лет" даже после смерти Всеслава. Они, конечно, объявлялись слугами дьявола и зачастую уничтожались. Но народ их слушал и побаивался, да и церковь тоже с ними считалась - иначе бы стали из-за какого-то юродивого изводить дорогостоящий пергамент.
  Уже неизвестно, сколько человечество выискивает заговоры - масонские, сионистские. Ну а отчего не предположить еще один - что до сих пор существуют языческие тайные круги.
  Мы с вами не историки и имеем право на сослагательное наклонение. Можем позволить себе вольность трактовки событий.
  В школе объясняли геополитические причины принятия христианства, виртуозно высмеянные Милорадом Павичем в "Хазарском словаре". Хотя, по мне, IMHO, просто остальные религии противоречили национальным традициям - а именно пить водку и жрать свинину. (шутки в сторону - эти причины есть и в "Повести... ").
  Да, так вот... Предположим, Вещий Олег вместо того, чтобы брать дань с Istanbul-Konstaninopolus принцессами, загоняет всех в Босфор и крестит в бога Перуна. Кстати, даже зимой мраморное море совсем не Днепр осенью - от ОРЗ меньше народу передохнет.
  Таким образом, под лет через двести под Перуном ходит одна/шестая часть земного шара. Более, чем достойный повод считать религию мировой? А там еще чегой-то наростет...
  Кстати, друг детства рассказывает, до сих пор находят алтари с жертвами языческим богам. Может и смешно звучит это, но попробуйте повторить в тихую безлунную ночь...
  =======================================
  ! Всеслав - Князь Киевский
  =======================================
  Началось с того, что в Киеве в 1054 преставился его двоюродный дедушка Ярослав Мудрый. Молодой князь Полоцкий традиционно это событие проигнорировал.
  Довольно быстро Ярославичей осталось трое, а именно Изяслав, Святослав и Всеволод.
  В 1060 году Всеслав приводит свою дружину в помощь Ярославичам и под объединенным командованием трех Ярославичей и одного Брячеславовича "войско несметное" идет в степь бить торков.
  Но то ли трофеи неправильно поделили, то ли еще что-то, но Всеслав на своих дядьев обиделся. Вроде как "Как на тропу войны - взрослый, а как ..."
  Возмездие пришло через год - на место торков пришли половцы. Всеволод вышел на них единолично, был бит, бежал... Половцы пограбили немного, но убрались.
  И тут в 1063 году река Волхв, коя текла через Новгород, развернулась и потекла в обратную сторону. И продолжалось это безобразие 5 дней. На следующий год к Новгороду подтянулся и сам Всеслав. Город был взят. Говорят, что Всеслав был скор на кровь, разграбил церкви, снял колокола. Вот вам и набожный человек. Хотя опять же, можно положить, что колокола были сняты для церквей Полоцкого княжества.
  Затем Волхв дождался очередного астрономического явления. В 1065 в небе появилась комета Галлея. Естественно никто ее так тогда не называл, носила она имя "косматой звезды". В том же году был выловлен из реки Сетомль младенец с срамными частями на лице.
  Монахи тут же зашуршали фолиантами, пытаясь подобрать подобные явления и их толкования. Сходились, что это не к добру.
  Волхв не заставил себя ждать, собрав войско, зимой 1066-1067 выступил в поход и привычно взял Новгород. Братья нанесли контрудар по Минску. Волхв развернул войска и на реке Немиге 3 марта схлестнулся со своими дядьями. Сеча была жуткая, братья победили, Волхв бежал.
  В июне стала намечаться новая драчка. На сей раз войска сошлись на Орше. Долго стояли напротив друг друга, пока Изяслав поцеловал крест и позвал к себе племянника, утверждая, что ничего ему не будет. Всеслав отчего-то поверил, был схвачен и отправлен в Киев. За сие деяние Изяслав стал клятвопреступником.
  В летописи указано, что Волхв был посажен с двумя сыновьями, однако вроде бы и в камере сидел сам, и освобождали его тоже одного. Хотя сказано, что при мятеже бунтовщики собрались у двора Брячеслава (Брячеславовича? Брячеславовечей?).
  Ну мятеж-то после был. Для начала на Русь опять напали половцы. Опять князья вышли на бой - теперь втроем. Опять были биты. Изяслав с Всеволодом бежали в Киев, третий брат в Чернигов.
  Тут поднялась чернь и стала требовать у князей оружие и коней, дабы бить половцев. Вместо того, чтоб сплотиться с народом, князь оружия не дал, вел себя по-хамски. Кто-то резонно заметил, что неплохо бы князя сменить. Тут же вспомнили о Брячеславовече. Изяславу предложили все-таки убить Волхва, но то ли страшно стало, то ли не успел просто, но 15 сентября 1068 Великим Князем был объявлен Всеслав Брячеславович.
  Первая русская революция победила!
  Никаких особых деяний Всеслава за это период не приводится. В "Повести..." есть длинная речь Всеслава на воцарение. Ее можно свести к нескольким словам: "Вот что крест чудотворный делает". В "Слове..." сказано, что сидел, рассаживал удельных владык, вершил суд справедливый - короче, обыкновенная великокняжеская рутина.
  Изяслав бежал в Польшу, откуда привел войско. Всеслав с киевским войском выступил навстречу.
  Но тут происходит нечто непонятное - "завернувшись в мглу ночную" Волхв исчезает.
  У историков по этому поводу легкий шок - Всеслав бывал битым, уклонялся от генерального сражения, но никогда не бежал до битвы. Без вождя войско вернулось по домам.
  Отчего бежал Всеслав, не ясно до сих пор. Да и бежал ли? Исчез? Пропал? Или был похищен? Есть версия, что в это время зазвонила София Полоцкая, и князь серым волком метнулся спасать свой лен.
  Как связан его побег и последующее трехлетнее исчезновение. Где он пропадал все это время? Но в конце концов Всеслав хоть и Волхв, но все же живой человек. И удалиться он мог, скажем, "по семейным обстоятельствам", отдохнуть от грехов мира, пожить у какой-то русалки в тихом плесе.
  Говорят, перед бегством он заскочил в Киев и коснулся киевского престола ("стола") копьем, якобы желая сглазить. И действительно - с тех веен дела киевских Рюриковичей покатились под гору.
  Поляков тоже отпустили с пол-дороги назад, в Польшу. Изяслав вернулся, перебил 70 героев первой русской революции, скольким-то еще глаза вырвал. Добрейший души человек был Изяслав, настоящий христианин...
  За время отсутствия Волхва на Полоцкий престол был посажен Мстислав, сын Изяслава, но просидел всего ничего - умер. На пусто-место сел его брат Святополк. Именно его и прогнал прочь Всеслав в 1071. Все вернулось на круги своя.
  Следует отметить, что на это время приходится раскол меж церковной и светской властью. Киевский митрополит Антоний и Великий Князь Изяслав Ярославович взаимно друг друга не любили, Изя даже собирался срыть пещеры. Поэтому оставшись к монахам нейтральным, Всеслав мог завоевать их расположение. Затем первые запросто могли навести напраслину на Ярославоича и написать речь для Брячеславовича. После исчезновения последнего киевский митрополит Антоний бежал к Святославу в Чернигов.
  В 1077-1078 против князя полоцкого Всеслава; ходили Владимр Мономах и Глеб Святославич, князь Новгородский. Поход получился корявый - я так и не понял, кто на кого ходил - Всеслав сжег Смоленск. Войска Мономаха и Святославовича повернули туда, но Волхв уже отошел.
  1092 был отмечен очередным знамением, причем не где-нибудь, а именно в столице Волхва. Это было не банальное затмение как годом раньше, не комета. Ночью бесы по городу ходили, стонали, а кто на улицу выходил, того убивали, язвами покрывали, дальше - больше: невидимые всадники на конях невидимых. Только следы от них на песке, да трупы. То ли Волхв не так заклинание прочел (опять "Повесть..." никак его с этим не связывает), то ли в монастырской библиотеке в переписчиках завелся предок Толкиена. В тот же год на небе наблюдалось редкое атмосферное явление, а именно гало, кое тут же было признано знамением.
  В последние года Всеслав воевал успешно - все же был умным и битым. На Киев, правда, не ходил, но княжество расширил очень сильно.
  Можно сказать, что Белоруссия стала морской державой.
  =======================================
  ! Чудеса в решете
  =======================================
  А как же с волхованием? - спросят меня.
  А никак, - отвечу я.
  Дело в том, что в Повести Временных лет о магических способностях Волхва ни словечка. Ни тебе в волка обратиться, ни порчу навести, ни даже в колодец плюнуть. Всеслав вел себя как примерный христианин. Крестных клятв, правда не давал, но и не преступал их тоже.
  Конечно в "Повести" упомянуто и о появлении на свет в результате волхования и о "рождения в рубашке" (там она проходит как "пузырь"). Но здесь Всеслав выступает в качестве объекта а не субъекта колдовства.
  Правда, очень часто знамения упоминаются или в одном абзаце с деяними Волхва, либо очень близко, но монахи это трактуют как знак Божий за грехи Ярославичей, но никак не кознями Волхва. Всеслав лишь орудие в руках Бога.
  Ссылка на его магические способности есть в "Слове о полку Игоревом". Лень искать источник, посему даю по памяти: обернувшись волком за одну ночь добегал из Киева до Тьмутаракани, перебегая путь Хорсу, слышал в своей киевской светлицы как звонят колокола Софии Полоцкой. Если верить этим строкам, Волхв был сильней некоторых богов, обладал ликантропией (по другим версиям умел превращаться и в птицу, а это заклинание считается чуть не на порядок сложней). Был вездесущим.
  Конечно, возникает вопрос, на кой он мотался в Тьмутаракань. К деду Мстиславу что ли?...
  Спешу напомнить, что "Слово..." тоже было найдено Мусиным-Пушкиным также в начале 19-го века. Причем слухи, что это подделка появились тут же. Да еще Наполеон постарался - сгорела Москва, а с ней и единственный список (и тут не оригинал - копия) с "Слова о Полку Игоревом".
  Безусловно, слухи о магических возможностях Волхва явились раньше "Повести" и "Слова". Как правило клички давались при жизни, но как-то тускло думать, что приставкой "Волхв" Всеслав обязан лишь рождению.
  
  Можно предположить, что вместе с хирургом в Полоцк попал и астролог, коий и говорил Всеславу, какое знамение ближайшее. Но уж точно - не мог Всеслав подстроить свое рождение под знамение, вряд ли старался умереть в аккурат с природными явлениями. Не думается, что он шел к Изяславу в надежде на ребенка с "срамными удами" и на поражение от половцев. Его натурально могли зарубить тут же.
  Но тогда надо бы еще присовокупить команду мелиораторов, для поворота Волхва вспять. Или же набрать журналистов-баянов для пиар-акции.
  
  Безусловно, Всеслав был талантливым политиком, отличным психологом, чертовски харизматичной личностью. Всю жизнь он провел меж огней. Не двух, а гораздо большего количества. Чтобы умереть после такого своей смертью - это надо быть очень везучим человеком.
  
  Я материалист, и, увы, не верю в то, что Всеслав мог единолично поворачивать реки вспять. Если сяду писать книгу, конечно же там все будет иначе.
  =======================================
  ! Былинники речистые ведут рассказ...
  =======================================
  Если я скажу, что былинщики наплевательски относились к исторической части, то я не скажу ничего. В былинах мешалось грешное с праведным, выдумка с реальностью, реальность - с иной реальностью. Получилось как на картине Васнецова - "Три богатыря", плечом к плечу стоят люди, реально существовавшие, но никогда так и не встретившиеся.
  Я бы вовсе обошел былины, если бы не один персонаж, который к Всеславу имеет непосредственное отношение, хотя реально даже не существовал. Это Вольга Всеславович.
  Хотя, если я дам все его варианты через тире, получится Вольга-Ольга-Олег-Владимир-Волк-Волх Всеславович-Святославович-Змеевич.
  Всем этим именам - отчествам я вижу реальных прототипов, кроме, пожалуй, Змеевича. Хотя и на нем надо бы остановиться. Но перед тем как я приступлю к разбору, хотел бы заметить, что в случае с Вольгой, как и с большинством мифических персонажей, идет сращивание многих людей. Ни о каком раздвоении-растроении речи идти не может.
  Начнем, пожалуй с конца. Хотя, как на меня, тут не разберешься, где конец, где голова. Самое точное отображение - змея Глешоу, та самая, которая в свой собственных хвост вцепилась. Сама себе, понимаешь, начало и финал.
  Отчество Змеевич относится к части зачатья будущего богатыря. Для удобства я его назову все же Вольгой - имя каноническое,
  Итак, легенда гласит, что его мать, Марфа, гуляла по саду, наступила на змея, тот вместо того, чтоб загрызть ее как Олега, стегнул хвостом по бедру, и Марфа зачала. Мужчины, в общем не причем. Может быть, у истории есть реальный прототип, когда чья-то жена наплела доверчивому мужу сказку про змия. Вероятно зеленого.
  В отрыве же от реальности это наводит на мысль о ветхозаветном Змее-Искусителе. Меж тем, зачатье это в былине не выглядит греховным. Тут надо заметить, что Змей на наших просторах часто аутентичен с отечественным драконом - Змеем Горынычем. Так что вести свою родословную от дракона вряд ли считалось уж слишком зазорным. В геральдическом смысле Дракон не самое удобное животное, ибо хоть и с крылышками - но все же змея. Драконов я могу припомнить только на гербах двух персонажей - это князь Влад Дракул Цепеш, более известный мировой литературе как граф Дракула. Второй персонаж - это полумифический Король Артур. И нынешний дракон на гербе Уэллса - это намек на того самого, артуровского дракона.
  Еще хочу остановится на имени матери - а именно Марфа. Я не стану намекать на другие библейские корни, я напомню имя матери Владимира Великого - Малуши. Это отнюдь не притянутое за уши созвучие - напротив, такое предположение объясняет из-за чего Вольга часто именуется Святославовичем. Пожалуй, эта ветвь самая близкая к реальности, хотя и самая далекая от Волхва. А именно - основной прототип этой былины Владимир Святославович, известный нам как Владимир Великий. Кстати, замечу, что Владимир был низкого происхождения (вспомнить Рогнеду) и, вероятно, часто именовался как "змеиное отродье".
  Последнее отчество наводит на мысль собственно о Всеславе, но не все так просто. Сына у Всеслава с именем хоть чуть похожим и близко не было. Можно предположить какого-то незаконнорожденного, но фи... Это же легенда - тут все должно быть без неизвестных героев. Память нам услужливо напоминает, что Всеславов было два - наш герой и его дядя, коий умер в отрочестве. Но вряд ли земля носила только двух Всеславов, к тому же это может быть не только отчество, но и патроним, наподобие Рюриковичей.
  Кстати, а знаете, какое отчеству приписывают Вещему Олегу? Всеславович... Конечно, такого быть не может. Олег-то был варягом, славянского папаши у него не могло быть по определению. Собственно, что мы видим: три брата: Рюрик, Трувор, Синеус... Якобы четвертый Ольгерд-Олег. Но это вряд ли. Он упоминается как дядька Игоря, и если бы был братом Рюрика, то по смерти оного правил бы Русью самочинно - а так выступает как регент. Стало быть - он либо просто человек, которому доверили воспитание (вроде воспитавшего Артура Эктора), либо брат, но матери Игоря.
  Вообще же можно найти, что отцом Рюрика был конунг Хальедан, коий вроде бы даже был крещен Людовиком I Благочестивым. Хотя, учитывая манеры крещения в те времена конунги драпали подальше -в Америку, в Исландию. Рорик-Рюрик бежал в Ладогу. К чему я это произнес - славянских имен и близко тут не имеется. Первый князь с понятным нам именем это Святослав.
  Хотя, с иной стороны Всеславович часто всплывает не как патроним, а как матроним - Всеславовной именуют Ольгу Равноапостольную. Трудно сказать, что Ольга и Олег - один человек, но жили они в одно время, их порой выводят как супружескую пару, перенося зачастую подвиги одного на другого. Меж тем, все указывает на славянские корни Ольги. По легенде она была из Ладоги, являлась родственницей того самого Гостомысла, коий пригласил на правление Рюрика, была из рода древнерусских князе Изборских. У такой запросто мог затесаться в родне какой-то Всеслав. Повторю - и имя своему сыну она дала славянское.
  Конечно, с волхованием у Ольги было негусто - ни тебе яблочко по блюдечку покатать, ни тебе ботинок за ворота бросить. Зело христианских дум была дева. А Библия, к слову, деяниям волховским дает трактовку однозначную: "Не оставляй ворожеи вживых".
  У Олега с этим было получше. Особенно с тем который постарше - именно по волхованию произошло сращение двух образов Всеслава Брячеславовича и Олега Хальедановича. Причем неподкрепленные ничем легенды чаще липли именно к первому. Взять, скажем, классическую смерть от коня своего. Грушевский упоминает почти аналогичную исландскую легенду про Орвара Одда и его коня Факса. Только там коня убили сразу после пророчества. Затем, известно, что Вещий Олег ходил походом на Каспий. Вольга Всеславич - аж в Индию, где взял в жены принцессу. Почти что Александр Македонский. Ну или Владимир Великий - только тот поближе за принцессой ходил.
  Вещего Олега скрещивают так же с более поздним Олегом Святославовичем, единокровным братом Владимира. Правда, в былинах Вольга именуется как племянник и крестник Владимира Красного солнышка, но дальше идет параллель просто абсолютная. Говориться, что дядя дал во владение три города: Кучовец, Ореховец и Крестьянковец. И когда Вольга хвастается этими городами, то его предостерегают, что народец там живет - дрянь, что мосты подпилены и Вольга с мостов упадет и утонет в речке Смородине.
  Подобным образом и погиб Олег Святославович в битве с Ярополком - мост не выдержал, рухнул в воду.
  Титульное имя Вольга часто выводят от Волхва, а того - от Одина. Конечно, проще выводить от Ольги-Олега, но и в этом варианте есть определенная логика. Но я хочу упомянуть третий вариант, и попробовать вывести Вольгу от Владимира. На этом пути, правда, есть один вопрос. Скажем, мы зачастую именуем Владимиров Вовками, Вовчиками, Володями. Вставить в этот ряд Волка - Вольгу проще простого. Но кто мне объяснит, как из Владимира сделать Вовку? Какими путями шло упрощение? Через Вольдемара?... Неужто Ярополк звал дружину идти походом на Вовку?...
  У меня есть предположение, что был некий Владимир, который мог обращаться в волка и от него пошла разговорная форма Волчик-Вовчик.
  Так же нельзя исключить, что этот Владимир был волхвом. Волк и волхв - созвучность на лицо.
  Был еще, к слову бог Волх. По преданиям, ВОЛХ - бог войны, сын Матери Сырой Земли и Индрика-Змея, супруг Лели. Свергнул с престола своего отца Индрика (чем не Зевс?), взял в жены царицу темного царства - Пераскею, стремился покорить Рипейское царство и весь мир, но из-за любви к Леле отказался от своего намерения.
  Но чтоб окончательно запутать читателя скажу, что волхв часто употребляется в ругательном ключе, полный русский аналог "зарос как дервиш". Но я не хочу даже думать, что Всеслава назвали Волхвом только из-за того, что он не имел привычки стричься.
  Ну вот, кажется и все пока с Вольгой Всеславовичем. Напомню только, что Вольга - персонаж выдуманный и скомпилированный, а Вещий Олег и Всеслав Волхв - вполне реальные люди.
  Особенно последний.
  =======================================
  ! The end
  =======================================
  Всеслав умер.
  Будто компенсируя свой прогул при рождении, летописец тут расстарался указал точное время: 9 часов 14 апреля 1101 года.
  Это получается, в 72 или в 73 года... Возраст по тем временам небывалый.
  За полоцкий престол задрались все шесть сыновей Волхва. Я бы не стал на них останавливаться, если бы не имя последнего. Но я перечислю всех - Давыд, Глеб, Роман, Ростислав, Святослав-Георгий и... Как вы думаете какого имени не хватает? Коль есть Глеб - не обойтись без Бориса. Это так, но отчасти, ибо последний сын носил имя двойное и звался Рагволод-Борис. Что это - неужто намек на воссоединение прадеда язычника и святого, единокровного брата их деда Изяслава.
  Природа проводила Великого Чародея многочисленными знамениями.
  Вообще-то тут должен быть еще один источник, так называемая Полоцкая летопись.
  Писалась она в тех же годах, что и летопись Нестора, но была ближе к Волхву и ее первым автором была внучка Волхва. Ефросинья Полоцкая, урожденная Предислава Георгиевна. Вероятно, написана она была с пристрастием, но, с иной стороны - чем больше источников, тем ближе истина. Деда она своего, конечно же не помнила, но отец мог рассказать многое.
  Но вот незадача - Полоцкая летопись была вывезена в Москву, где и благополучно сгорела во время пожара 1812 года. Над ней работал Татищев, но каких-то списков я не нашел. А зря...
  
  Потом было татарское нашествия. Кочевники из земли Пресвитера Иоанна царство Волхва пограбили, но данью не обложили.
  От Всеслава не осталось почти ничего. Есть два перстня, принадлежавшие, якобы Волхву. На них знак, отдаленно напоминающий трезубец и буквы по кругу. Этот набор букв многими трактуется как "Князь Всеслав". Но все же происхождение перстня спорно - теоретически, Всеслав не имел право трезубец Владимира, и знак на перстне - Рогволдовский, что это "коломна" или "ворота".
  Полоцкие земли начали переходить из протектората в протекторат. Сейчас это Белоруссия, в которой Уяслав Брачыславовiч Чарадзей - национальный герой. И, знаете, я завидую белорусам - жаль, что в нашей истории мало было подобных людей.
  Может, список его подвигов покороче чем у Короля Артура, может чудеса поменьше чем у Мерлина. Но это реальный человек, который ел из одного котла с нашими предками. Да что там - наверняка его кровь разлилась в тысячи ручейков и все мы - Всеславовичи...
  Но я верю - его история на этом не закончилась. Он где-то здесь, рядом - в Полоцке, в Тмутаракани или в Киеве - ведь согласно легенде Волхвы имеют душу вечную... Не бессмертную а именно вечную.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"