Аннотация: Размышления на тему известного Библейского сюжета, о борьбе Иакова с ангелом.
Ветхий Завет:
И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари;
И, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.
И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.
И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков.
И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.
Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.] И благословил его там.
И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя.
И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое.
И понял Иаков что испытывал и искушал его ангел. Ибо много видел он на веку своём мужчин, мальчиков и юношей, но никто не мог по красоте и очарованию сравниться с ангелом. И боролся Иаков с ним с трудом, до самого утра, изнемогая от усталости и борясь с собственным соблазном, ибо не единожды ему хотелось поцеловать его, настолько тот хорош и прекрасен. Пару раз Иаков чуть не упал обессиленный, и поддерживал его ангел, крепко обнимая. В то же время ощущая близость рядом и дыхание божественное, Иаков эмоционально воспрял и собрал остаток последних сил.
Эта библейская история сложна для понимания, и у многих вызывает вопросы. Почему Иаков боролся ночью? Ведь ночью все люди спят. Может быть, ему сон приснился? Почему он не хотел отпускать ангела?.. (ему так понравилось "бороться" что не хотелось останавливаться?..) И был ли это ангел, посланный Господом? Может быть, кто-то другой в его образе? И почему Ангел повредил бедро Иакова?.. Не в наказание ли. Не потому ли что биться с ангелом нельзя, а Иаков посмел, а надо было сдаться на милость победителю. Вопросы.. Господь послал ангела в образе прекрасного юноши дабы облегчить страдания Иакову. Ведь бороться с ним всяко приятнее, чем с каким-нибудь старикашкой или потным мужланом. Повреждённое бедро, это сущие пустяки, по сравнению с немощью ног, невозможностью ходить и любой болезнью со смертельным исходом. К моменту встречи с Ангелом Иаков уже был женат, и у него подрастали сыновья. Жена, возможно,
уже успела поднадоесть. Возможно, Иакова посещали греховные мысли об измене..
Пенуэл - это может быть название местности, и разновидность одеяния, (в коем предстал ангел) от которого пошло происхождение французского Peignoir (пеньюар). Изготавливается обычно из муслина, шифона, шёлка или другого прозрачного материала, аналог мужского халата. Часто обшивается кружевом. На многих картинах средневековых живописцев, ангел изображён в чём-то подобном, напоминающем пеньюаровое платье.
А может быть, Ангел боровшись с Иаковом, обучал его основам борьбы, что-то типа наподобие самбо.. Олимпийские Игры известны со времён глубокой древности, и проводились в Греции еще в 7 веке до н.э. Борьба была одним из основных видов спортивных соревнований. При этом игры имели религиозное значение. И кто-то же был родоначальником этой самой борьбы. В 708 году до нашей эры среди состязаний появилась борьба. В ней были разрешены толчки, и запрещались любые удары, типа сродни боксёрских, разбить человеку нос, губу, и.т.п. Боролись как на земляной, так и на песчаной поверхности. Милон из Кротона стал победителем среди юношей на одной из Олимпиад. Любопытно, что борцу было всего 14, а некоторым другим соперникам в его возрастной категории - по 18-19 лет. Может быть, Милона обучал ангел ему явившийся, искусству и ловкости, потому он и победил более старших соперников.
Один мой приятель как-то сказал что занятия любовью - есть борьба между мужчиной и женщиной. Но это другой вид борьбы, и тоже физический контакт. Интересно узнать, кому близка эта тема, у кого какие мысли, зачем в Библии приведён этот эпизод борьбы Иакова с ангелом, и что он означает? Люди, и особенно люди искусства, творческие люди, интерпретируют его по-разному.
Юрриан Овенс (1623-1678). Картина в национальном музее Стокгольма. На этом полотне, Иаков борется с ангелом. Разве?.. А мне показалось что обнимает девушку.
17th C Johann Heinrich Schönfeld Museum of Fine Arts, Budapest
На картине Рембрандта "Борьба Иакова с ангелом" (1659) запечатлен тот момент, когда ангел, увидев, что не одолевает Иакова, "коснулся состава бедра его". Но ангел отнюдь не выглядит побежденным, более того, из них двоих прилагает усилия лишь один Иаков, ангел же спокоен и безмятежен, он словно обнимает Иакова, а не меряется с ним силой. Это не схватка борцов, а некая исполненная особого значения встреча. Смысл ее скрытый и с эротическим привкусом раскрывается, когда мы замечаем, что мужественный бородатый Иаков и златокудрый ангел, с лицом одновременно по-мужски решительным и по-женски нежным, олицетворяют собой мужчину и прекрасного юношу, получающих удовольствие от взаимных обьятий.
--\\--
Разные художники в разные века по-своему изображали Иакова, то делая его чуть брутальнее или чуть мягче, то старше то моложе, и иногда даже более похожим на юношу.
Картина итальянского живописца Антонио Вивиани (1560-1620). Весьма интересное произведение искусства. Если бы не борода Иакова, то двух борющихся можно принять за женщин. Ой, щёкотно! Ты меня ущипнул.. Как можно вообще бороться с таки-подобным женственным ангелом? От физического контакта и поглаживания ягодиц, приходят в возбуждение не мышцы руки а совсем другие силы. Если бы мастер изобразил целующихся мужчин, это было бы грубо и слишком явно. В том-то и прелесть, когда полунамёк.. и некая недосказанность.. А дальше можешь вообразить что хочешь.
"Борьба Иакова с Ангелом" картины художника Guarinoni G.B. (1577)
А на этих двух картинах Иаков словно упрашивает, умоляет ангела остаться подольше, и продолжить с ним бороться.
--//--
Борьба Иакова - популярный сюжет в живописи и в иконографике. Существует множество работ и произведений искусства на эту тему, в том числе и скульптуры. Иаков, борющийся с ангелом (Оксфорд, 1-ая четверть XIII века). Британская библиотека, Лондон.
Иаков, борющийся с ангелом. "Золотая Аггада" (Каталония, вторая половина ХI века). Британская библиотека, Лондон.
Jacob Wrestling with the Angel. Exterior of the Duomo, Milan.
Картина Гюстава Доре, 1855 New York.
Франс Франкен младший, "Борющийся Иаков".
Эжен Делакруа 1861
The Phillip Medhurst Picture Torah 1667 Jacob wrestling with the angel
David Taniers 1621 Jacob meeting the angel
Moyses van Wtenbrouck 1623 Fighting the angel
Гравюра. Англия, Лондон, ок. 1845.
Augsburger Friedensgemälde M. Roth 1720
Nicolo Tornioli 1640 Bologna (Emilia-Romagna), церковь святого Павла
San Lorenzo del escorial, Madrid 1434
Templo del Convento del Carmen, Cdad.
Национальная галерея Стокгольма. Картина Bartolomeo Schedoni (1578-1614)
Скульптура французского мастера. Jean Larrivе 1920
Марк Шагал 1977
Никколо Бамбини 1651-1736
Dibujo de Ortego.- (Croquis original de Don Vicente López) 1862