Аннотация: О Максимилиане Волошине, поэзии, мистике, врачеваниях, тайных обществах, путешествии во Времени, и о других удивительных вещах. Спасибо Вадиму Черноброву.
О Максимилиане Волошине я узнал от Вадима Черноброва, когда смотрел его лекцию на YouTube "Машина Времени". Нельзя сказать, что прежде я никогда не слышал имя Волошина. Слышал, краем уха. Но не интересовался. Поэтов много разных, и на всех времени не хватит. А тут Чернобров упомянул его имя, да еще в такой связи, и наряду с Гербертом Уэлссом. Вот слова Черноброва, дословно: "Максимилиан Волошин не только считал что МВ возможна, но и намекал что он уже пользовался МВ. Где он её нашёл, это вопрос отдельный. Его друзья естественно, воспринимали его слова, типа "Ну мало ли что там, эпатажный поэт мелет.. Стоит ли это всерьёз воспринимать." Но спустя десятилетия, когда Волошина уже не было в живых, он умер в 1932 году, когда стали сбываться его описания Москвы будущего, появились в общем-то, вполне закономерные вопросы, а кто он такой, Волошин? Такой вот удивительный просто, предсказатель, ну может, ему во сне грезилось. Может быть, он видел картинки из будущего. Ну так или иначе, его картинки из будущего, которые он описывал, якобы летая в будущее, они очень напоминают Москву конца 20го, начала 21-го века, т.е. современную Москву, куда он якобы перемещался. Он видел Останкинскую телебашню, которой в 1920-е годы не было даже в проекте. Он видел Дом "Книжку" (ныне Московская мэрия), видел Новоарбатский проспект, ну и многое другое. Я не являюсь фанатом его поэтических книг, это как говорится, дело вкуса. Но если вы, вы почитаете его произведения, может быть, вам откроется больше чем знаю я о Волошине, главную загадку, одну из главных загадок своей жизни он унёс в могилу."
Я поверил Черноброву, и заинтересовался, и решил по-исследовать. Что за Волошин, о котором ничего не знаю. И что же я открыл, обнаружил? А вот что мне открылось.. Максимилиан Волошин - уникум, в ком сошлись воедино поэзия и живопись, история и культура тысячелетий, магия и религия, масонство и тайные общества, католицизм и православие, врачевание и мистика, оккультизм и дар предсказателя, годы странствий и путешествия во времени. Автор работ о судьбах цивилизаций "Пустыня", "Полдень", "Города в пустыне", сборника "Иверни", "Заклятия о русской земле". Автор книг "Киммерийская весна" и "Киммерийские сумерки", в которых писатель обратился к библейским образам, а также славянской, египетской и греческой мифологии. И даже одевался он тоже, необычно, в античных и средневековых традициях. Данная статья это собственно отрывки из разных статей в интернете, обобщенных мной под одну тему, и с большим добавлением моих собственных исследований, предположений и выводов. Надеюсь, я не нарушил чьих-то прав.
28 мая 1877 года родился Максимилиан Александрович Волошин (настоящая фамилия - Кириенко-Волошин) - русский поэт, художник, мистик, неутомимый странник и путешественник, маг, философ, врачеватель, один из самых ярких поэтов Серебряного века.
Ещё при жизни Максимилиан Волошин стал легендой. Следы его деятельности впечатаны не только в почву Крыма, но и в почву русской культуры первой половины двадцатого века. В советские годы Волошин считался "полузапрещенным" поэтом. На несколько десятилетий творчество его было предано забвению. Пробить завесу молчания удалось создателям книги "Максимилиан Волошин - художник" (сост. Р. И. Попова). - М., 1976. А спустя год вышел томик стихотворений Волошина в Малой серии "Библиотеки поэта". Однако сборник получился весьма однобоким: в него практически не вошли стихи поэта о войне и революции. Лишь в 1990-е годы в печати стали появляться сборники произведений Волошина.
Максимилиан Александрович родился в Киеве в Духов день, "когда земля - именинница", в семье юриста, коллежского советника Александра Максимовича Кириенко-Волошина (1838-1881) и Елены Оттобальдовны (1850-1923), урожденной Глазер. Отец вёл свою родословную от запорожских казаков. Предки матери были обрусевшими немцами, попавшими в Россию ещё в XVIII веке. Как считал сам поэт, он был "продуктом смешанных кровей" (немецкой, русской, итало-греческой)
Максим рос красивым мальчиком, довольно дружелюбным и можно сказать мягкотелым, несмотря на попытки матери, например, ввязать его в драку с соседскими хулиганами. Елена Глазер нанимала цирковую наездницу, чтобы та учила Максимилиана всевозможным трюкам и кувыркам на лошади. Она приветствовала и даже поощряла необычайный интерес сына к мистическим и оккультным событиям.
В 1893 году Елена Оттобальдовна из-за материальных трудностей оставляет столицу. За гроши она покупает небольшой участок земли в Крыму, близ болгарской деревни Коктебель. Максимилиан с матерью переезжает в Крым. В его жизни впервые появляются Феодосия с ее генуэзскими крепостями и турецкими развалинами и Коктебель: море, полынь, нагромождения древнего вулкана Карадаг. С Коктебелем будет связана вся жизнь поэта.
Точная дата основания Коктебеля неизвестна. Античные источники упоминают поселение Афинеон, которое должно было находиться в районе Коктебеля, однако следов античной эпохи в Коктебеле не обнаружено. На плато Тепсень, в непосредственной близости от поселка, находилось крупное полугородское христианское поселение - известны остатки базилики, меньших церквей, жилых домов - всего площадью 17 га. Поселение существовало до рубежа IX-X веков, было разрушено печенегами и возрождено в конце XII века, вероятно, венецианцами. Расположен на побережье Чёрного моря, в 20 км к юго-западу от Феодосии, на берегу Коктебельского залива, у подножия вулканического массива Карадаг.
На способного юношу, который отлично рисовал, писал стихи и имел артистический талант, обратили внимание. Вскоре Макс стал едва ли не местной знаменитостью, ему пророчили большое будущее и называли не иначе как "второй Пушкин".
Два года студенческой жизни в Москве оставили у Волошина ощущение пустоты и бесплодных исканий. В 1899 году царские власти выслали его в Крым за организацию студенческих беспорядков. Он сумел уехать за границу и посетил Италию, Швейцарию, Францию и Германию. Когда вернулся, был допущен до экзаменов и возобновил учёбу на третьем курсе юридического факультета. Однако, курса так и не окончил, за революционную деятельность был выслан в Среднюю Азию, якобы строить железную дорогу. Впоследствии Волошин вспоминал: "Мои школьные годы - глубокое недоразумение всей моей жизни... Ни гимназии, ни университету я не обязан ни единым знанием, ни единой мыслью. 10 драгоценнейших лет, начисто вычеркнутых из жизни".
Полгода, проведённые в пустыне с караваном верблюдов, были решающим моментом его духовной жизни. В ссылке он много читал и (по его словам) "почувствовал Азию, Восток, древность и всю относительность европейской культуры".
"1900 год, стык двух столетий, был годом моего духовного рождения. Я ходил с караванами по пустыне. Здесь настигли меня Ницше и "Три разговора" Вл. Соловьева. Они дали мне возможность взглянуть на всю европейскую культуру ретроспективно - с высоты азийских плоскогорий и произвести переоценку культурных ценностей", - писал об этом времени жизни М.Волошин.
Когда, овеянный туманом,
Сквозь сон миражей и песков,
Я шел с ленивым караваном
К стене непобедимых льдов.
Шел по расплавленным пустыням,
По непротоптанным тропам,
Под небом исступленно-синим
Вослед пылающим столпам.
А по ночам в лучистой дали
Распахивался небосклон,
Миры цвели и отцветали
На звездном дереве времен,
И хоры горних сил хвалили
Творца миров из глубины
Ветвистых пламеней и лилий
Неопалимой купины.
В Ташкенте Волошин принимает решение не возвращаться в университет, а ехать в Европу, заниматься самообразованием. С рюкзаком он прошел Италию, Швейцарию, Австрию, Францию, Германию, Испанию, Грецию. Он жадно познавал пространство и время, народы и их культуры, легко проникал в любую историческую среду, отделенную от него морями и столетиями, он чутко и внятно воспроизводил померкшие в памяти поколений исторические краски. Это его свойство подмечено современниками поэта и воспроизведено в их воспоминаниях. Взгляд на мир с высоты тысячелетних культур разных народов становится у Волошина главенствующим в пору его творческого созревания. Судьба народов Земли, самой Земли в кругу светил - вот что его интересует в первую очередь.
Прим. - Волошин не говорит прямо, что он путешествовал на Машине Времени, но этим пронизан весь дух его прекрасного стихотворения! Эти строки из маленькой поэмы Волошина "Четверть века" написаны в Коктебеле в декабре 1927 года, в дни землетрясения. Все три времени - настоящее, прошедшее, будущее - сомкнуты в одно, и человек, написавший эти строки, находится во всех веках и в любом пункте планеты одновременно. Такова магия поэзии Волошина.
Каждый рождается дважды.
Не я ли
В духе родился на стыке веков?
В год изначальный двадцатого века
Начал головокружительный бег
Мудрой судьбой закинутый в сердце
Азии, я ли не испытал
В двадцать три года всю гордость изгнанья
В рыжих песках туркестанских пустынь?
В жизни на этой магической грани
Каждый впервые себя сознает
Завоевателем древних империй
И заклинателем будущих царств.
Я проходил по тропам Тамерлана,
Отягощенный добычей веков,
 
В жизнь унося миллионы сокровищ
В памяти, в сердце, в ушах и глазах.
"В моих странствиях я никогда не покидал пределов древнего Средиземноморского мира: я знаю Испанию, Италию, Грецию, Балеары, Корсику, Сардинию, Константинополь и связан с этими странами всеми творческими силами своей души. Форме и ритму я учился у латинской расы. Французская литература была для меня дисциплиной и образцом." - М.Волошин, Автобиография 1925 г.
В 1901 году М.А. Волошин приезжает в Париж второй раз и надолго связывает свою жизнь с этим городом. Занимается в Луврской школе музееведения, Школе Ф. Коларосси, мастерских Д. Уистлера и Е. С. Кругликовой. Слушает лекции в Сорбонне, посещает многие музеи и библиотеки Европы. Его рецензии на французские события и критические статьи печатаются во многих периодических изданиях России. В Париже М.А. Волошин общается с французскими поэтами и писателями - М.Леклерком, Анри де Ренье, Ж. Леметром, А. Мерсеро, О. Мирбо, Э. Верхарном, Г. Аполлинером, Р. Гилем, А. Франсом, Садиа Леви, М. Метерлинком, Р. Ролланом, художниками - Одилоном Редоном, Ори Робен, А. Матиссом, Ф. Леже, А. Модильяни, П.Пикассо, Д. Риверой, скульпторами - А. Бурделем, Ж. Шармуа, А.Майолем, а также - с Т. Гарнье, Г. Брандесом, хамбо-ламой Тибета Агваном Доржиевым, теософами А. Минцловой, А. Безант, Г. Олькотом, антропософом Р.Штейнером, оккультистом Папюсом. В 1905 году он посвящен в масоны "Великой Ложи Франции", а в 1908 - во 2-ю масонскую степень, в 1909 - возведен в степень мэтра, получает именной "Устав...". "Затем, - отмечает Волошин в автобиографии - мне довелось пройти сквозь близкое знакомство с магией, оккультизмом, с франкмасонством, с теософией и, наконец, в 1905 году встретиться с Рудольфом Штейнером, человеком, которому я обязан больше, чем кому-либо, познанием самого себя". Прим. - мне кажется что именно в тот период, или чуть раньше, Волошин стал кавалером Мальтийского Ордена. Слишком многое сходится, - тайные общества, масон, врачеватель, путешественник, чародей, мистик, полумонах, предсказатель. Да к тому же еще и католик. Да и многие из его друзей, тоже, католики. Об этом пишет Зинаида Елгаштина, бывавшая в доме Волошина в 1920-е годы. Ходил в полумонашеских одеяниях, и жил на берегу Чёрного моря. И на Орден иоаннитов еще будут намёки, в дальнейшем..
М. Цветаева: "Ни одного рассказа, кроме как из жизни французов - писателей или исторических лиц - никто из его уст тогда не слышал. Он так жил, головой, обёрнутой на Париж. Париж XII века или нашего нынешнего, Париж улиц и Париж времён крестовых походов был им равно исхожен. В каждом Париже он был дома и нигде, кроме Парижа, в тот час своей жизни и той частью своего существа, дома не был. Его ношение по Москве и Петербургу, его всеприсутствие и всеместность везде, где читались стихи и встречались умы, было только воссозданием Парижа... весь Париж со всей его, Парижа, вместимостью, был в него вмещён." Прим. - в 1899-1907 гг и 1913-1916 Волошин жил в Париже, в 1907-1913 - попеременно в Петербурге и Коктебеле, с 1917 - в Коктебеле. Но не так чтоб он жил постоянно, по одному адресу, он часто путешествовал.
"Годы странствий" - так называется первый цикл первого сборника стихотворений поэта. Скитальчество - этим словом можно определить начальный этап его жизненного пути. "В эти годы я только впитывающая губка. Я - весь глаза, весь уши. Странствую по странам, музеям, библиотекам: Рим, Испания, Корсика, Андорра, Лувр, Прадо, Ватикан... Национальная библиотека. Кроме техники слова овладеваю техникой кисти и карандаша... Этапы блуждания духа: католичество, магия, масонство, оккультизм, теософия, Р. Штейнер. Период больших личных переживаний романтического и мистического характера... Интерес к оккультному познанию был настолько велик, что совершенно отвлек меня от русских событий 1905 года и удержал меня вдали от России.", - напишет художник в своей Автобиографии 1925 года.
Очень интересные стихи у Волошина в сборнике "Годы странствий", под номером 19 "Когда время
останавливается" -
Тесен мой мир. Он замкнулся в кольцо.
Вечность лишь изредка блещет зарницами
Время порывисто дует в лицо.
Годы несутся огромными птицами.
Клочья тумана - вблизи... вдалеке...
Быстро текут очертанья.
Лампу Психеи несу я в руке -
Синее пламя познанья.
В безднах скрывается новое дно.
Формы и мысли смесились.
Все мы уж умерли где-то давно...
Все мы ещё не родились.
<15 июня 1904. St. Cloud>
Прим. - потрясающе! Просто потрясающе. Тесен мир, кольцо.. (шар?..) годы несутся.. текут очертанья.. Настоящее путешествие в Машине Времени. Вспомнились фантастические фильмы "Контакт" (1997) реж - Р. Земекис, "Звёздные врата" (1994) и ряд других. "Все мы уж умерли где-то давно" - вояж на 300 лет вперёд, "Все мы еще не родились.." - прыжок на 300 лет назад. "Синее пламя познанья" - путешествуя во Времени, на МВ, Волошин познаёт разные эпохи Мира. "Клочья тумана - вблизи... вдалеке..." - и это, очень интересно! Ведь Вадим Чернобров не раз рассказывал о явлении некоего загадочного тумана, якобы иногда сопровождающего путешественников во Времени. О том же говорили ряд учёных, исследующих феномен Времени. В моей статье "Группа Дятлова - Unforgettable Story and Unsolved Mystery - Time Machine", гл. "Огненные шары" - некий туман описывают многие очевидцы явления огненных шаров, и также один свидетель рассказал о некоем загадочном тумане в районе перевала Дятлова. Вот это находка.. Грандиозная находка! "А-а-а-а..!" - Я сиял, плясал от восторга и был полон благодарности Волошину за такой царский подарок.
2
Быть заключённым в темнице мгновенья,
Мчаться в потоке струящихся дней.
В прошлом разомкнуты древние звенья,
В будущем смутные лики теней.
Гаснуть словами в обманных догадках,
Дымом кадильным стелиться вдали.
Разум запутался в траурных складках,
Мантия мрака на безднах земли.
Тени Невидимых жутко громадны,
Неосязаемо близки впотьмах.
Память - неверная нить Ариадны -
Рвётся в дрожащих руках.
Время свергается в вечном паденье,
С временем падаю в пропасти я.
Сорваны цепи, оборваны звенья,
Смерть и Рожденье - вся нить бытия.
<Июль 1905>
3
И день и ночь шумит угрюмо,
И день и ночь на берегу
Я бесконечность стерегу
Средь свиста, грохота и шума.
Когда ж зеркальность тишины
Сулит обманную беспечность,
Сквозит двойная бесконечность
Из отражённой глубины.
<1903>
4 - Валерию Брюсову
По ночам, когда в тумане
Звёзды в небе время ткут,
Я ловлю разрывы ткани
В вечном кружеве минут.
Я ловлю в мгновенья эти,
Как свивается покров
Со всего, что в формах, в цвете,
Со всего, что в звуке слов.
Да, я помню мир иной -
Полустёртый, непохожий,
В вашем мире я - прохожий
Близкий всем, всему чужой.
Ряд случайных сочетаний
Мировых путей и сил
В этот мир замкнутых граней
Влил меня и воплотил.
Как ядро, к ноге прикован
Шар земной. Свершая путь,
Я не смею, зачарован,
Вниз на звёзды заглянуть.
Что одни зовут звериным,
Что одни зовут людским -
Мне, который был единым,
Стать отдельным и мужским!
Вечность с жгучей пустотою
Неразгаданных чудес
Скрыта близкой синевою
Примиряющих небес.
Мне так радостно и ново
Всё обычное для вас -
Я люблю обманность слова
И прозрачность ваших глаз.
Ваши детские понятья
Смерти, зла, любви, грехов -
Мир души, одетый в платье
Из священных лживых слов.
Гармонично и поблёкло
В них мерцает мир вещей,
Как узорчатые стёкла
В мгле готических церквей...
В вечных поисках истоков
Я люблю в себе следить
Жутких мыслей и пороков
Нас связующую нить.
Когда ж уйду я в вечность снова?
И мне раскроется она,
Так ослепительно ясна,
Так беспощадна, так сурова
И звёздным ужасом полна!
<1903. Коктебель>
Своё путешествие во Времени в мир своего детства Волошин поместил и в другом стихе "Спустилась ночь. Погасли краски". Оно у него прекрасно описано, с поэтической точки зрения. Потрясающе.
Спустилась ночь. Погасли краски.
Сияет мысль. В душе светло.
С какою силой ожило
Всё обаянье детской ласки,
Поблекший мир далеких дней,
Когда в зеленой мгле аллей
Блуждали сны, толпились сказки,
И время тихо, тихо шло,
Дни развивались и свивались
И всё, чего мы ни касались,
Благоухало и цвело.
И тусклый мир, где нас держали,
И стены пасмурной тюрьмы
Одною силой жизни мы
Перед собою раздвигали.
<Май 1902>
Прим. - путешествие во Времени Волошина в дни своего детства (лет на 15 назад..) С какою силой ожило.. Поблекший мир далёких дней.. - Оживший мир ушедшего прошлого куда можно попасть только на Машине Времени! Просто воспоминания и фотографии не дадут эффекта такой пронзительной силы, ведь у него написано "И время тихо, тихо шло.. Дни развивались и свивались.. И всё чего мы не касались.. Благоухало и цвело.." Это.. - Машина Времени, замедлила свой бег..
Эллинская древность и Рим, европейское средневековье и Возрождение, культура Востока и новейшие достижения искусства Запада - все манит и влечет Волошина. Он всегда казался пришедшим очень издалека.
Кому земля - священный край изгнанья,
Того простор полей не веселит,
Но каждый шаг, но каждый миг таит
Иных миров в себе напоминанья.
В душе встают неясные мерцанья,
Как будто он на камнях древних плит
Хотел прочесть священный алфавит
И позабыл понятий начертанья.
На Невском проспекте, в центре Санкт-Петербурга, в доме, который принадлежал когда-то священнослужителям находящейся поблизости Александро-Невской лавры, в квартире под самой крышей, где и поныне сохранились дощатые полы, в 1903 году поселился и прожил несколько месяцев двадцатишестилетний Макс Волошин. "Жить в новой комнате, - записал как-то в дневнике, - это немного переменить себя". Заметим, первое жилье в Петербурге Волошин снимает на главном проспекте столицы. И не слишком изменит этой привычке в будущем: из шести известных петербургских адресов его четыре окажутся именно на Невском.
Внешность поэта отличалась экстравагантностью и эпатажностью. "На нем был костюм серого бархата - куртка с отложным воротником и короткие, до колен, штаны - испанский гранд в пенсне русского земского врача, с головой древнего грека, с голыми коричневыми икрами бакинского грузчика и в сандалиях на босу ногу", - вспоминал писатель Эм. в своей книге "Необыкновенные собеседники". Всеволоду Рождественскому Волошин "казался похожим на ясноглазого, примиренного с жизнью старца, бродячего рапсода гомеровских времен". Иван Бунин, воспоминания о Волошине: "Пожив в Париже, среди мансардных поэтов и художников, он носил широкополую черную шляпу, бархатную куртку и накидку, усвоил себе в обращении с людьми старинную французскую оживленность, общительность, любезность, какую-то грациозность, вообще что-то очень изысканное, жеманное и очаровательное. Мне говорили что живя у себя в Крыму, он ходит в тунике." Волошин одевался причудливо и необычно, частенько ходил в полумонашеских одеяниях и в древнерусской тунике. Словно позабыл что времена Дмитрия Донского и Бориса Годунова давно прошли, и на пороге век Двадцатый.