Аннотация: Самый тяжёлый месяц войны,линия фронта 3000км.Испанские добровольцы в гитлеровской армии.Советские танкеры в военных действиях на Мадагаскаре.Австралийские лётчики в СССР.Капитанлейтенант Фридрих Карл Маркс.Торговый корабль потопил военное судно.Радиообращение Гитлера.39 концлагерей освобождали территорию для фашистов.Концлагерь с трёхразовым питанием.Перенос железной дороги с БАМа в Сталинград.
Сентябрь 1942 года:некоторые события войны, семья и война.
Сентябрь 1942г - самый тяжёлый месяц второй мировой войны. К тому времени войне в антигитлеровской коалиции участвовало 30 государств.Наиболее крупные из них - Великобритания,Канада,СССР, Франция,США,Индия,Австралия,Китай. Активные военные действия на суше в сентябре 1942г проводились только на территории СССР и в Северной Африке. Основную тяжесть войны вынес Советский Союз. Максимальное количество гитлеровских войск было сосредоточено на восточном фронте, там же были и максимальные потери. Гитлеровская армия продвинулась на максимальное расстояние на территорию Советского Союза, бои шли на Волге. Были оккупированы Молдавия, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия и Эстония. Линия фронта имела длину 3000 км и протянулась от Баренцова моря до Каспийского. До цели, сформулированной в гитлеровском плане "Барбаросса" - захватить СССР до линии Архангельск - Астрахань - оставалось около 500 км.
Потери Красной Армии в сентябре 1942г - погибшие и попавшие в плен - составили 408000 человек.
Потери мирного населения СССР за этот же месяц составили 335000 человек.
Потери армий США, Великобритании , Канады и Австралии за время войны составили:
США - 405000 военнослужащих
Великобритания - 286200 военнослужащих
Канада - 39300 военнослужащих
Австралия - 39366 военнослужащих
Повторяю, это потери четырёх стран не за 1 месяц, а за всю войну.
В сентябре 1942г в окружённом фашистскими войсками Ленинграде умерло от голода около 40000 жителей. В течение 900-дневной блокады умерло около 1 миллиона 200 тысяч жителей.
В сентябре 1942г в боях под Ленинградом вместе с немецкими войсками воевала испанская так называемая Голубая дивизия. Испания де-юре сохраняла нейтралитет, но не запрещала добровольцам отправиться на восточный фронт. Испанские журналисты называли действия добровольцев местью Советскому Союзу за развязывание гражданской войны в Испании и за гибель мирных испанских жителей - расстреляных, погибших при бомбардировках и умерших от голода, вызванного войной - больше 150 тысяч человек. Дивизия насчитыввала почти 19тыс. военнослужащих и состояла из 4 пехотных полков и 1 артиллерийского. В боях в районе Красного Бора дивизия успешно противостoяла наступлению Красной Армии. В октябре 1943г дивизия была расформирована, но 7000 испанских добровольцев остались воевать в немецкой армии.
1 сентября 1942г председатель комитета "Свободная Франция", затем переименованный в комитет "Сражающаяся Франция", генерал Шарль де Голль подписал указ о создании авиационной группы III , получившей название "Нормандия"., которая участвовала в боях на Советско-Германском фронте.
В сентябре 1942г (точнее с мая по ноябрь) военные действия велись на о.Мадагаскар - операция "Броненосец". Британские военноморские силы совместно с войсками Австралии и частями "Свободной Франции" высадили на остров десант с целью уничтожить японскую базу подводных лодок . 6 ноября японцы с острова были вытеснены. Со стороны союзников погибло 107 солдат, а 200 человек умерло от болезней. С японской стороны было 150 убитых. Со стороны СССР союзным войскам помогли 2 танкера - "Сахалин" и "Туапсе", которые доставили 15тыс. т топлива. Танкеры находились в составе группы советских кораблей во главе с ледоколом "Микоян", совершающих кругосветный переход.
12 сентября 1942г в ставку Верховного главнокомандующего были вызваны заместитель наркома обороны генерал армии Жуков и начальник генерального штаба Василевский, которые разработали план Сталинградской операции.
26 сентября 1942г зам. Наркома обороны Жуков подписал "Положение о штрафных батальонах". За годы войны через штрафбаты прошло 427910 человек, из них погибло 170298 человек, 40% состава.
В 1942г в Великобритании и в США велась разработка атомного оружия. В конце августа 1942г плану США по разработке атомного оружия присвоено наименование "Манхэттенский проект", а с сентября 1942г введен режим военной секретности.
Первое боевое применение новых тяжёлых немецких танков "Тигр" произошло 22 сентября 1942г. Взвод "Тигров" (4 танка) принял участие в наступлении 170 пехотной дивизи на части 2 советской ударной армии под Ленинградом. Болотистая местность выявила слабость ходовой части танков, благодаря чему все танки были повреждены и не достигли рубежа наших войск. На следующий день 3 танка были немцами эвакуированы, а 1 танк - взорван. Именно Гитлер настаивал на скорейшем применении новых танков, хотя было готово всего 4 танка. Из-за этого немецкий танковый генерал Гейнц Гудериан обвинил Гитлера в рассекречивании нового оружия. Применение в дальнейшем больших количеств танков "Тигр" уже было лишено эффекта внезапности, советскому командованию уже стали известны основные тактикотехнические данные новых танков.
С августа по ноябрь 1942г происходила Северо-Африканская операция 2 мировой войны - сражение при Эль-Аламейне (70 км от Александрии). В битве при Эль-Аламейне противостояли британские и австралийские войска под командованием генерала Монтгомери и итало-немецкая группировка под командованием фельдмаршала Роммеля. Целью германских войск был захват Египта, перекрытие Суэцкого канала - важнейшей коммуникации союзников - с дальнейшим выходом на Ближний Восток с его нефтью. 30 августа Роммель начал наступление на британские позиции и попал в ловушку, которую устроил Монтгомери - намеренно ослабил южный участок фронта и в то же время создал там мощные минные поля. 3 сентября 1942г Роммель был вынужден начать отступление.
В 1942г военновоздушные силы Японии 100 раз бомбили города Австралии, в том числе 58 раз бомбили город Дарвин - порт, авиабазу, госпиталь.
В течение 1942 и 1943г Австралийские ВВС и 2 пехотные дивизи Австралии участвовали в обороне Англии от фашистской Германии.Германские бомбардировщики сбросили на английские города 36800т бомб, 21810т - в 1941г, а в 1942г, после нападения Германии на СССР, гораздо меньше - 3260т.
Во время войны США предоставили СССР заём в 1 миллиард долларов с целью усиления борьбы с фашизмом. В счёт этих денег США поставляло сырьё, стратегические материалы, вооружение, продукты питания, медицинские товары, топливо,в 1942г количество этих грузов составило 2453000 тонн. Большая часть этих грузов доставлялись в Мурманск и Архангельск через Атлантический океан и северные моря. В условиях действия вражеских подводных лодок транспортные суда не шли поодиночке. Использовалась система конвоев, т.е. формирования больших отрядов торговых судов для совершения морских переходов под охраной боевых кораблей. Во время войны использовали несколько маршрутов конвоев: из США в Европу, из США и Великобритании в СССР, из Великобритании на Средний Восток. Конвои с условными обозначениями PQ двигались из США через Атлантику, к ним присоединялись корабли из Великобритании , затем корабли проходили по Норвежскому и Баренцову морю, огибали Норвегию и направлялись в Архангельск, а конвои QP двигались в обратную сторону: корабли возвращались в США. 2 сентября 1942г конвой PQ-18 вышел из порта Лох Ю (Шотландия) в Архангельск. Конвой состоял из 43 судов и имел сильное сопровождение из 17 кораблей, самым внушительным был авианосец "Авенджер". Более 10 немецких подводных лодок были развёрнуты 3 линиями поперёк курса конвоя. 13 и 14 сентября конвой подвергался воздушным атакам ,а также атакам подводных лодок. В воздушном нападении участвовало 40 самолётов-торпедоносцев и обычные бомбардировщики. Им противостояли истребители "Херрикейн" с авианосца "Авенджер" и миноносцы сопровождения. За время перехода конвой PQ-18 потерял 13 торговых судов и несколько эсминцев. Английские истребители и зенитки эсминцев уничтожили 41 бомбардировщик и 3 подводные лодки. Таким образом, 21 сентября 1942г до Архангельска дошло 27 торговых судов. Широко известная трагедия, постигшая предыдущий конвой PQ-17, потерявший 22 транспортных и 2 вспомогательных судна (из 35) больше не повторилась. ( Интересно, что подводной лодкой U376, участвовавшей в атаках на конвои союзников, командовал капитан-лейтенант Фридрих Карл Маркс. Лодка U376 была потоплена 10 апреля 1943г в Атлантике западнее Нанта). Обратный конвой QP-14 с 15 порожними транспортными судами вышел из Архангельска 13 сентября и прибыл в Лох-Ю 26 сентября. Время перехода этого конвоя было выбрано таким образом, чтобы на наиболее опасном участке маршрута оба конвоя находились поблизости друг от друга и корабли сопровождения могли защищать тот и другой конвой. Конвой QP-14 потерял только 5 судов.
2 сентября 1942г началась переброска в СССР 455-й эскадрильи Австралийских ВВС и 144-й эскадрильи Британских ВВС с целью улучшения охраны северных морских конвоев, в частности, для охраны конвоя PQ18, который должны были охранять австралийские и британские лётчики, размещаемые для этого на аэродроме Ваенга (нынешний Североморск) недалеко от Мурманска. Всего прибыло 23 самолёта-торпедоносца Хэмпден, 9 летающих лодок Каталина, 3 разведчика Спитфайер, 80 военнослужащих. Все лётчики были размещены в трёхэтажной казарме. К удивлению иностранцев на всю казарму имелся только 1 кран с водой, душевые не были предусмотрены. Несмотря на северные морозы, туалетная находилась во дворе. 14 сентября все самолёты вылетели в море с целью защиты конвоя PQ18 от линкора "Тирпиц", однако линкор не атаковал конвой и вернулся на свою базу. 23 сентября британско- австралийский экипаж на самолёте Каталина потопил немецкую подводную лодку U - 263. Вопреки здравому смыслу на авиабазе Ваенга был отдан приказ, запрещающий общение советских лётчиков с иностранными военнослужащими. Весь идиотизм этого приказа стал осбенно ясен после того, как британское командование решило передать самолёты Хэмптден советской стороне. Для этого нужно было обучить новой технике советских лётчиков и техников. Необходимо отметить, что ещё в 1941г с августа по ноябрь на севере СССР на аэродроме Лахта возле Архангельска находилось две британские эскадрильи истребителей Херрикейн с британскими, австралийскими и новозеладскими пилотами. За 4 месяца они сбили 15 вражеских самолётов. Затем Херрикейны были переданы советским лётчикам. Именно один из этих истребителей получил знаменитый полярный лётчик Б.Ф.Сафонов, дважды герой Советского Союза.
В 1942г австралийская 8 пехотная дивизия и несколько индийских частей участвовали в обороне Сингапура от 25-й японской армии. Австралийская дивизия, потеряв половину личного состава, отступила. Попавших в плен 145 австралийцев и несколько индусов японцы расстреляли. Захват Сингапура в Японии отмечался как национальный праздник, по этому поводу все жители получили подарок - пакетик бобов, а каждый ребёнок получил 1 леденец.
С июля 1942г по октябрь 1943г шла битва за Кавказ. Германия остро нуждалась в горючем, поэтому Гитлер планировал захват нефтеносных месторождений Грозного и Баку. В августе 1942г были захвачены Ставрополь, Майкоп, Краснодар. 21 августа немецкий флаг был водружён на Эльбрусе. 11 сентября пал Новороссийск. 24 сентября 1942г немецкие войска предприняли наступление вдоль реки Терек и вдоль долины реки Сунжа на Грозный, однако были остановлены частями Красной Армии. Таким образом захват немецкими войсками нефтяных месторождений не удался.
Летом и осенью 1942г немецкие военноморские силы создавали тайные базы на островах Советской Арктики. Эти базы использовались для передачи метеосводок и как базы снабжения подводных лодок. Немецкие корабли и подводные лодки почти постоянно находились в северных морях, они принимали участие в борьбе с конвоями союзников и топили мирные советские корабли. 24 августа 1942г ледокольный пароход "Сибиряков" (капитан А.А.Качарава) вышел с Диксона, выполняя рейс на Северную Землю. На борту находились полярники, рабочие и груз: коровы, собаки, провиант, стройматериалы, сейсмическая аппаратура. Целью рейса была замена персонала и пополнение запаса полярных станций. Так как "Сибиряков" входил в состав Беломорской военной флотилии, то то на нём были установлены 76мм, 45мм орудия и два 20мм зенитных автомата. 25 августа "Сибиряков" встретил неизвестный корабль, который поднял американский флаг. Фактически это оказался немецкий тяжёлый крейсер "Адмирал Шеер". Капитан Качарава решил отойти на 10 миль и укрыться за островом Белуха. Была передана радиограмма о встрече неизвестного корабля. На "Адмирале Шеер" потребовали лечь в дрейф, а затем начали обстрел. Военная мощь кораблей была несопоставима, и, хотя "Сибиряков" отстретивался, на нём начался пожар и через 40 минут он затонул. Часть экипажа пересела в шлюпки, но одну шлюпку немецкие моряки потопили, а экипаж другой шлюпки взяли в плен. Несколько человек прыгнули в воду. Кочегару Вавилову удалось доплыть до острова Белуха, где он смог прожить почти весь сентябрь 1942г. Он был замечен с самолёта и спасён знаменитым лётчиком Черевичным. 13 человек из пленённых выжили в плену и после войны были освобождены. Из воспоминаний знаменитого штурмана полярной авиации В.Аккуратова известно, что в 1945г, уже после войны, была обнаружена хорошо замаскированная немецкая военноморская база на острове Земля Александры, одном из 110 островов архипелага Франца Иосифа. Эту базу во время войны отыскать не смогли. К этому можно добавить, что в 2012г началась уборка Земли Александры. Эта операция является частью операции по очистке национального парка "Русская Арктика" от загрязнениий, оставшихся после обьектов Министерства обороны.
В сентябре 1942г происходили активные военные действия практически на всех морях и океанах.
В Балтийском море находилось 67 Советских подводных лодок, в том числе 10 лодок учебных. Они действовали в основном на трассах, связывающих германские порты с портами Швеции и с островом Рюген. По этим трассам в Германию транспортировались лесоматериалы, железная руда, никель, кобальт, медь и другие стратегические материалы, а в Швецию и Финляндию - уголь и кокс. В течение сентября подводные лодки "Л-3"( капитан 3 ранга Грищенко), "С-13"(капитан-лейтенант Маланченко), "Лембит" (капитан-лейтенант Матиясевич), "С-9" (капитан-лейтенант Мыльников), "С-12" (капитан 3 ранга Тураев) уничтожили 12 транспортов и 2 миноносца противника.
Во время войны американские и английские самолёты были оборудованы радиолокаторами метрового диапазона, которые позволяли обнаружить всплывшую подводную лодку на расстоянии 40 миль. В сентябре 1942г немецкие специалисты разработали радиолокационный приёмник "Метокс", который засекал работу радиолокаторов, установленных на самолётах и кораблях, на том же расстоянии. Поэтому подводная лодка успевала погрузиться. Через год союзники разработали радиолокаторы сантиметрового диапазона, которые невозможно было обнаружить существующими приёмниками.
12 сентября 1942г германская подводная лодка U156 (капитан лодки - корветенкапитан Вернер Хартенштайн ) находилась в Атлантическом океане на расстоянии около 200 миль от западного побережья Африки. Заметив крупный корабль, капитан направил лодку на перехват. Корабль был опознан - это был английский войсковый транспорт "Лакония" водоизмещением 19695т, вооружённый 8 орудиями, глубинными бомбами и гидроакустической установкой.. В 22 часа "Лакония" была торпедирована подводной лодкой. Радист "Лаконии" передал сигнал бедствия и свои координаты на волне 600м.. Вместо обычного сигнала СОС был передан сигнал ССС, что означало: корабль атакован подводной лодкой. Когда "Лакония" стала тонуть, капитан Хартенштейн, стоящий на мостике подводной лодки, неожиданно услышал крики о помощи на итальянском языке. Италия была союзницей Германии, и капитан решил оказать помощь союзникам. От первых спасённых Хартенштайн узнал, что на "Лаконии" кроме экипажа находились британские веннослужащие, гражданские пассажиры, в том числе женщины с детьми, и 1800 итальянских военнопленных. Для проведения спасательных работ капитан должен был получить разрешение своего начальника гроссадмирала Деница. Капитан U156 после связи с начальством передал открытым текстом радиограмму:"Если какой-либо корабль может оказать помощь экипажу погибшего корабля "Лакония", я не стану атаковывать его при условии, если сам не буду атакован с моря или с воздуха. Имею на борту 193 спасённых. Координаты 4 градуса 52 минуты южной широты, 11 градусов 26 минут западной долготы. Германская подводная лодка". Адмирал Дениц разрешил спасательную операцию с условием, чтобы подводная лодка при этом не теряла способность к погружению. Кроме того по инициативе Деница для спасения людей к месту трагедии были направлены ещё подводные лодки U506 и U507, итальянская подводная лодка "Капеллини", а также французский сторожевой корабль "Аннамит" и крейсер "Глуар" (французское правительство Виши было союзником Германии). Но все спасатели могли добраться до места трагедии только через 2-3 суток. Тем временем с "Лаконии" были спущены спасательные шлюпки, в которых начали размещаться люди. На U156 были размещены 256 спасённых, а спасательные шлюпки взяты на буксир. Адмирал Дениц пишет:" Я принял небывалое решение, которое шло вразрез с международными нормами ведения войны на море, ставившими интересы ведения боя над интересами спасения пострадавших. Подводные лодки США никогда не занимались спасением людей, если это мешало им выполнять боевые задачи". После того, как "Лакония" затонула, в океане плавало 22 шлюпки и плоты с людьми, часть из которых U156 взяла на буксир. 15 сентября часть спасённых была передана на ПЛ U506 и U507, которые направились в сторону берега. Вечером 17 сентября спасённые были переданы на французские корабли. 16 сентября над лодкой пролетел самолёт с опознавательными знаками ВВС США. Радиограмма с подводной лодки была услышана и американское командование направило самолёт в указанный район .Впоследствие выяснилось, что самолёт взлетел с американской базы на острове Вознесения.. Над рубкой подводной лодки был поднят большой флаг Красного Креста. С самолётом пытались связаться по радио, передали следующую радиограмму: " Здесь немецкая подводная лодка. Мы имеем спасённых с "Лаконии", солдаты, гражданские лица, женщины и дети", но ответа не было. Самолёт отлетел на несколько километров и там полчаса летал кругами. Очевидно, в это время он получал инструкции от своего начальства. В 12часов 32 минуты пилот американского самолёта В24 лейтенант Джеймс Харден, выполняя приказ своего командования и отчётливо понимая ситуацию, наблюдая Красный Крест и буксируемые шлюпки с людьми, с высоты 80 метров сбросил 6 бомб. Одна бомба оборвала буксирные тросы, другая попала прямо в шлюпку, пассажиры которой погибли, ещё одна бомба повредила подводную лодку..Спасённых, находящихся на лодке U156, пересадили на шлюпки, подводники занялись ремонтом своей лодки. Сообщение о бомбардировке было передано командованию. Вечером 17 сентября спасённые были переданы на французские корабли. Таким образом, в результате небывалого решения адмирала Деница из общего количества людей, находящихся 12 сентября на "Лаконии" 2732 человек экипажа, пассажиров и военнопленных было спасено 1115 человек, причём спасали всех людей: союзников-итальянцев , британских и польских граждан. После повторного нападения самолётов США на подводные лодки со спасёнными людьми командующий подводными силами Германии адмирал Дениц отдал печально известный приказ "Тритон Нуль": "Запрещается предпринимать любые попытки к спасению команд потопленных кораблей и судов, т.е. вылавливать тонущих, передавать их на спасательные шлюпки,...снабжать пострадавших провизией и водой. Спасение противоречит самому первому правилу ведения войны на море, требующему уничтожения судов противника и их команд". Во время заседаний Нюрнбергского трибунала английский обвинитель заявил, что этот приказ является преступным. Однако Нюрнбергский трибунал оправдал адмирала Деница по этому пункту. (У адмирала Деница во время войны погибло 2 сына, один из них служил на подводной лодке.) (Большую часть сведений я почерпнул из документальной книги "Der Fall LACONIA", Leonce Peillard. Немецкий язык, 328 страниц, 1963г. В книге события расписаны по минутам, приведены выписки из бортовых журналов, радиограммы, много фотографий, а также протоколы заседаний Нюрнбергского трибунала от 14 января, 9 мая, 16 июля и 1 октября 1946г). И последнее замечание. "Лакония", о которой шла речь, спущена на воду в 1922г, это второй корабль фирмы "Кунрад Лайн", имеющий то же название, те же характеристики и ту же судьбу, что и первая "Лакония", которая была спущена на воду в 1912г, а в 1917г торпедирована.
19 сентября 1942г из порта Кейптаун в направлении Южной Америки отправился американский сухогруз "Стивен Хопкинс"(грузоподъёмность 7182 брт, экипаж 58 человек, капитан Пол Бак). По случаю войны судно имело вооружение: одно 102мм орудие, две 37мм зенитки и 6 пулемётов..27 сентября, находясь в Атлантическом океане на полпути между Кейптауном и Южной Америкой, в 8ч 52м в условиях тумана на расстоянии нескольких кабельтовых были обнаружены 2 неизвестных судна, которые выстрелами из пушки приказали сухогрузу остановиться. Оказалось, что это были германский рейдер "Штир", замаскированный под прерыватель минных заграждений, и вспомогательное судно "Танненфельдс". Рейдерами называют лёгкие быстроходные крейсеры или специально переоборудованные и хорошо вооружённые коммерческие суда, которые в одиночку занимались охотой за транспортными и торговыми судами противника. "Штир" - вспомогательный крейсер, вооружение: 6 орудий 150мм, две 37мм зенитки, 4 зенитных автомата 20мм, 2 торпедных аппарата, 2 гидросамолёта. Экипаж 324 человека, капитан - фрегатен капитан Хорст Герлах. Учитывая огромную разницу в вооружении и в скорости хода, у сухогруза не было ни единого шанса спастись. Радист "Хопкинса" передал сигнал о помощи. Рейдер начал обстрел сухогруза из 150мм орудия. Снаряды разрушили ходовой мостик и радиорубку. Командир артиллерийского расчёта "Стивена Хопкинса" был ранен в живот, но добрался до пушки и командовал артиллеристами. Вражеский снаряд разорвался в машинном отделении, транспорт практически лишился хода, почти вся машинная вахта погибла, начался пожар, но паники на "Хопкинсе" не было. Уже через несколько минут артиллеристы "Хопкинса" начали отвечать на обстрел из своего 102мм орудия. Один из первых снарядов заклинил руль - " Штир" лишился возможности управлять. Один из следующих снарядов попал в машинное отделение, разрушил двигатель и топливопровод. На рейдере начался пожар. Но огневое превосходство рейдера всё равно сохранялось. После взрыва очередного снаряда погибли все артиллеристы "Хопкинса". Но к орудию бросился самый юный член экипажа , 18-летний кадет Эдвин Джозеф О.Хара. Хотя он был приписан к машинному отделению, но в свободное время он обучился основам артиллерийской науки. Оставалось всего 5 снарядов, но кадет сумел в одиночку 5 раз попасть в цель. Но через несколько минут он погиб. Капитан Бак приказал покинуть судно. В единственную уцелевшую шлюпку перешли оставшиеся в живых 19 человек, 5 из которых были тяжело ранены. Ещё несколько человек разместились на спасательных плотах. В 10 часов "Стивен Хопкинс" затонул.На борту остался капитан Бак и двое тяжело раненых, которые отказались покинуть судно. 15 человек из 19 через месяц добрались до побережья Бразилии, проделав путешествие длиной 1800 миль. На рейдере бушевал пожар, который потушить не смогли. Команда "Штира" перебралась на "Танненфельдс"., а рейдер подорвали. Уже после войны стало известно, что капитан Герлах приказал принять экипаж "Хопкинса" на "Танненфельдс", но команда отказалась это сделать.
В сентябре 1942г Адольф Гитлер находился в своей военно-полевой ставке "Вервольф" возле села Коломихайловка под Винницей (теперь село называется Стрижавка). В этой ставке были приняты решения по наступлению немецких войск на Сталинград и на Кавказ, по ведению военных действий на Курской дуге. В 2011г эти места посетил бельгийский историк и исследователь второй мировой войны Мартин Богарт и опубликовал свои впечатления. Вопреки широко распространённым слухам ставка Гитлера не имела подземных сооружений. Ставка представляла собой военный лагерь из 20 деревянных домиков, трёх наземных бункеров-бомбоубежищ и взлётно-посадочной полосы для небольших самолётов. Бункера имели стены и перекрытия двухметровой толшины и обеспечивали защиту от применявшихся в то время бомб. В радиусе 5км находилась зона безопасности, где жил обслуживающий персонал.
30 сентября 1942г А. Гитлер обратился к нации с радиообращением. Привожу краткое изложение этого обращения.
В начале своего выступления Гитлер говорит, что он не может обращаться к своему народу чаще, чем один раз в год так как он занят делом, а не болтовнёй, как руководители стран-противников. Вообще в своём получасовом выступлении он по одному раз упомянул Идена, Черчиля, Рузвельта и Сталина и множество раз употреблял вместо их имён местоимение "они" с добавлением таких эпитетов, как ничтожество, военные идиоты, они могут предпринять что-то совершенно безумное,.они больны умом или бесконечно пьянствуют.
" Наша цель предельно ясна: уничтожение международных наймитов капитализма, плутократии и большевизма. Они обещают дать миру в будущем почти то же самое, что мы уже дали нашему германскому народу и за что мы - как выяснилось впоследствии - были другими втянуты в войну.
Почему они обьявили нам войну? Потому, что их цели не очень-то отличаются от наших. For their aims are certainly not very different from our own.
На заседании Рейхстага в 1939г мы провозгласили две вещи. Первое: когда нас втянули в эту войну, какая бы военная сила протв нас не применялась, и сколько бы времени не продлилась война, нас не завоевать никогда. Второе: если еврейство развязало международную мировую войну, чтобы изгнать из Европы арийские нации, то не арийская нация будет выметена из Европы, а еврейство. Они втягивали нацию за нацией в эту войну. Люди, которые дёргают за ниточки этого спятившего человека в Белом Доме, сумели втянуть одну за другой нации в эту войну.Но одновременно волна антисемитизма катилась от нации к нации. И будет катиться дальше.
В Германии евреи в своё время смеялись над нашими пророчествами. Не знаю, смеются ли они до сих пор, или уже не склонны смеяться, но ручаюсь, что они прекратят смеяться везде. Мои пророчества оказываются верными."
В этой войне... "против тебя - варварский, звероподобный противник, - как сейчас на Востоке, противник, который знает, что никакой пощады ему не будет, противник, набирающий солдат не из людей, а практически из зверей."
"За последние два месяца мы вышли к Дону, к низовьям Дона, наконец достигли Волги, атаковали Сталинград -- и его мы тоже возьмём, не сомневайтесь".
"... атака должна продолжаться, чтобы перерезать последнюю и самую широкую коммуникационную артерию, а именно - Волгу. А там возникли новые цели и локальная цель - Сталинград, это стратегически важный пункт. Нам было ясно, что лишиться Днепра, Дона и Волги, как коммуникационных линий для России то же самое, что для Германии потерять Рейн, Эльбу и Одер или Дунай. По Волге за шесть месяцев было отправлено 30 миллионов тонн грузов. Это соответствует годовому грузообороту Рейна. Волга перерезана. Неминуемая оккупация Сталинграда утвердит и разовьёт эту победу.
После этой войны мы достигнем мечты, которая всегда реяла над национал-социалистами - великая Империя. Необходимо... расширение территории и заполнение этой территории тесно связанными сильными людьми.
Национал-социалистическая Германия и союзные её воле державы выйдут из этой войны с великолепной победой."
Источник: Foreign Broadcast Monitoring Service, FCC USA. Переводчик: Hoaxer.
Суть этого обращения можно свести к 3 противоречащим друг другу тезисам:
1. Войну начала не Германия, а " международный капитализм, плутократия и большевизм".
2 ".Международную войну развязало еврейство".
3.Целью войны является "великая Империя... и расширение территории и заполнение этой территории сильными людьми."
Как в соответствии с указанием фюрера " расширяли территорию и освобождали её для заполнения сильными людьми" можно судить по деятельности концентрационных лагерей. Некоторые результаты этой деятельности приведены ниже.
В 1942г на территории Европы действовало 39 концентрационных лагерей, созданных для уничтожения неугодных нацистам людей: евреев, цыган, славян, коммунистов - недочеловеков по нацистской терминологии, untermensch по немецки. Наиболее крупные лагеря, печально известные во всём мире, следующие:
Освенцим от 1 до 4 млн. погибших Белжец 434тыс. погибших
Бернбург 100тыс. погибших Богдановка 115тыс. погибших
Бухенвальд 56тыс. Варшава 200тыс.
Дахау 31,6 тыс. Заксенхаузен 100тыс.
Майданек 78 тыс. Маутхаузен 95 тыс.
Равенсбрюк 95 тыс. Собибор 250 тыс.
Треблинка 870 тыс. Цитадель 140 тыс.
Яновска 170 тыс.
Во всех концентрационных лагерях за время войны было уничтожено 4,7 до 6,6 миллионов человек. К этим миллионам уничтоженных людей нужно добавить сотни тысяч евреев, уничтоженных без направления в концлагеря, а сразу после оккупации многих городов: Киева (Бабий Яр), Днепропетровска (ботанический сад), Ростова (Змиёвская балка), Белостока, Гомеля и многих других. По данным немецкого энциклопедического справочника "Der Grosse Ploetz", 32 издание 1998г, в Европе было уничтожено 4193500 евреев, по данным, опубликованным в материалах Нюрнбергского трибунала - 6 млн человек.
В сентябре 1942г яжёлое положение Сталинграда усугублялось тем, что железная дорога в районе города подходила только к западному берегу Волги, а моста через Волгу не было. Для снабжения войск решено было построить железную дорогу длиной 340км с востока, соединившую Сталинград с Саратовом. Для ускорения строительства решили использовать рельсы и шпалы, снимая их со строящейся до войны Байкало-Амурской магистрали. 11 сентября 1942г движение по дороге было открыто. До октября по новой дороге в район Сталинграда было отправлено 16 тысяч цистерн с горючим. Значительная часть горючего во время войны была добыта на острове Сахалин. В 1942г был постоен нефтепровод через Татарский пролив: по нефтепроводу Сахалин - Оха за годы войны перекачали 3 миллиона тонн нефти. На Сахалине работала единственная в мире женская бригада нефтянников.
30 сентября 1942г распоряжением Ставки верховного командования для участия в битве на Волге был создан Донской фронт в составе 1 гвардейской, 21, 24, 63 и 65 армий, 4 танковой и 16 воэдушной армией. В дальнейшем в состав фронта было включено 7 новых дивизий. Командующим фронтом был назначен гегерал-лейтенант К.К.Рокоссовский. Сентябрь 1942г историки считают тяжелейшим периодом и одновременно началом поворотного момента войны. В результате тяжёлых боёв, которые длились почти 4 месяца, враг был отброшен от Сталинграда, а 22 вражеские дивизии во главе с фельдмаршалом Паулюсом попали в плен.. Вот так история расправилась с пророчествами Гитлера, высказанными 30 сентября. Линия фронта начала передвигаться на запад.
В годы войны существовал один лагерь, в котором заключённых не уничтожали. Этот лагерь находился в Ирландии, которая соблюдала особый нейтралитет. Ирландия не участвовала в войне, но оказывала союзникам косвенные услуги: сообщала метеосводки, не препятствовала вступлению своих граждан в вооружённые силы Великобритании. В лагере находились лётчики из стран антигитлеровской коалиции и немецкие лётчики, сбитые над территорией Ирландии, немецкие моряки с судов, потопленных в территориальных водах Ирландии, а также арестованные члены подпольной организации "Ирландская республиканская армия". Лагерь находился на территории военной базы Карра в 56км от Дублина и существовал с 1940 по 1945г. Условия содержания заключённых несколько отличались от условий фашистских или советских лагерей. К услугам заключённых в ирландском лагере был спортзал с тренажёрами и открытые спортивные площадки. Заключённые имели право получать и отправлять корреспонденцию (после проверки военной цензурой) и слушать передачи любых радиостанций. Заключённые размещались по двое в комнатах с кроватями, столом, стульями, комодом, платяным шкафoм и получали трёхразовое питание, включающее мясные или рыбные блюда, овощи, хлеб, масло, чай, джем, сладкий пудинг. Имелись душевые с горячей водой. Заключённым выплачивали денежное содержание в соответствии с воинским званием, но не банкнотами, а специальными жетонами, на которые можно было покупать товары в местной лавке. Заключённые могли выходить из лагеря на расстояние до 10 миль, но предварительно должны были подписать такой документ: "Подписывая этот документ, я обещаю вернуться в лагерь к означенному сроку и обязуюсь не принимать участие в деятельности, наносящей ущерб интересам Ирландии". Заключённые, давшие такое обещание, ни разу его не нарушали. Ирландские власти однажды даже разрешили одному заключённому ввезти из Англии лошадь для участия в местных скачках. В 1943г англичан выпустили, в лагере оставалось 256 немецких военнослужащих и ирландские подпольщики.
В сентябре 1942г наша семья - моя мама, тётя Рая, бабушка, мой старший брат Юра и я - жили в уральском селе в Кабанье, куда мы эвакуировались из Днепропетровска. Кабанье - маленькое село (меньше 200 жителей) в 40 км от города Шадринска. Мама и Рая работали в колхозе. Бабушка вела наше домашнее хозяйство. В сентябре 1942г.Юра пошёл учиться в 5 класс, а я - в первый. Но фактически мы в школу в сентябре не ходили, а работали на колхозных полях - собирали колоски, которые упали на землю при жатве хлеба. Наш колхоз всегда досрочно - до 28 сентября - выполнял план поставок государству хлеба, овощей, молока, мяса и шерсти. Несмотря на отсутствие молодых мужчин, которые были на фронте, колхоз сдал 6900 пудов хлеба и ещё сверх плана 1800 пудов в фонд Красной Армии, 2000 пудов картофеля, 350 пудов мяса. Небольшая часть этих продуктов произведена с участием нашей семьи.
Мой папа пошёл на фронт на 5 день после начала войны. После июля 1941г мы не имели о нём никаких сведений. Мама всё время искала папу -написала 18 писем в различные воинские организации. Как раз в сентябре 1942г мама написала запрос в справочное бюро о раненых и больных главного военно-санитарногно управления Красной Армии. Ответ на это письмо мы получили в октябре. В очередной раз нам ответили, что местонахождение Марголиуса П.Д. неизвестно. Мой отец погиб ещё в сентябре 1941г, но мы об этом узнали только в 1946г, после войны. Мой отец попал в плен и был убит как еврей.
24 августа 1942г лейтенанта Григория Корсунского, моего дядю, назначили комендантом одной из Сталинградских переправ. Фашисты уже были в Сталинграде, но прорваться к Волге не могли: узкую полоску города у правого берега занимали наши войска. Вдоль берега размещены тракторный завод и металлургический завод "Красный Октябрь", которые представляли собой полосу развалин, но именно эта полоса не давала оккупантам выйти к Волге и блокировать эту важнейшую транспортную магистраль. Ведь по Волге из Баку шло всё снабжение армии горючим для танков и самолётов. Всё снабжение войск в Сталинграде поступало с левого берега с помощью переправ. Работа на переправе была связана со смертельным риском, так как фашисты вели огонь по реке и по берегам и днём, и ночью. Из-за этого большой речной катер, который был в распоряжении Григория, необходимо было ежедневно ремонтировать. Комендант должен был заботиться о горючем для катера, о пополнении личного состава. 17 сентября на палубе катера разорвалась мина. Несколько человек погибло, а Григорий получил тяжёлое ранение ноги, год пролежал в госпитале и стал инвалидом. За неполный месяц боёв в Сталинграде он получил 4 награды: медаль "За отвагу", орден "Отечественной войны", медаль "За оборону Сталинграда" и медаль Жукова.
Мой дядя Александр Рафаилович Корсунский, научный работник, отправился на фронт добровольно. В сентябре 1942г он был командиром артиллерийского взвода и принимал участие в неудачной попытке освободить Воронеж. В дальнейшем он освобождал Украину и Польшу, участвовал в боях за Берлин. В конце войны он был уже подполковником.
Ещё один мой дядя, Лев Корсунский, с первых дней войны был назначен командиром танкового взвода. 18 армия, в составе которой воевал Лев, летом и осенью 1942г сдерживала противника на Дону и Кубани. Родные Льва, жившие в Ростове - отец, мать, сестра и двое её маленьких детей в августе 1942г были расстреляны вместе со всеми остальными 28000 евреями Ростова. Об этом Лев узнал после освобождения Ростова в 1943г. 26 августа 1944г гвардии старший лейтенант Л.А.Корсунский, командир танковой роты, в бою за деревню Яблонька вышняя (верхняя) уничтожил 2 вражеских батальона и погиб. Л.А.Корсунский был посмертно награждён орденом Отечественной войны.
Владимир Леван - двоюродный брат моей жены - в 1940г был призван в армию. В сентябре 1941г его часть оказалась под Киевом, и он вместе с 665000 красноармейцев оказался в плену. В первые дни гитлеровцы не знали, что делать с таким количеством пленных - и они отпускали украинцев (есть письменные свидетельства этого). Владимир хорошо знал украинский язык, и его отпустили. Владимир решил пробираться к своим войскам. Он шёл пешком, а линия фронта отодвигалась на восток гораздо быстрее. Наступила зима, Владимир простудился и кашлял. Иногда он останавливался на некоторое время в маленьких сёлах. Так он двигался несколько месяцев. Он чуствовал себя больным и решил остановиться на некоторое время в Приазовье, в селе, где жили греки. Линия фронта уже была за пределами Украины. В греческом селе была группа подпольщиков, которая боролась с оккупантами, и Владимир с ними сотрудничал. В сентябре 1942г он всё ещё был в этом селе. Когда стало известно, что линия фронта перестала отодвигаться и Красная Армия перешла в наступление, Владимир снова продолжил свой путь навстречу своим войскам. В дальнейшем его ожидало тяжкое испытание: его обвиниле в измене Родины и направили в штрафной батальон, затем 3 месяца запредельного риска в штрафном батальоне, освобождение Украины, Польши, бои в Восточной Пруссии, война с Японией.
Мой дядя Арон Каменецкий был телефонистом взвода управления 218 СД и в сентябре 1942г участвовал в боях в райне Дона.
Георгий Хейфец - двоюродный брат моей жены - до войны был научным сотрудником в транспортном институте. После начала войны, невзирая на бронь, он добровольно пошёл на фронт. Его направили учиться в академию бронетанковых и механизированных войск. В сентябре 1942г Гера - так его называли домашние - уже участвует в боях в районе Дона, где развернулись крупные танковые сражения. Гера организовывал ремонт и возвращение в строй подбитых танков.Затем Гера участвовал в освобождении Крыма, воевал в Чехословакии и получил из рук презмдента Чехословакии "Чехословацкий Большой Крест 1939". Окончил войну в звании инженер-майор, с орденом Красной Звезды и с двумя орденами Отечественной войны.
Жена Георгия Хейфеца Ирмгард работала в Рубцовске мастером термообработки на заводе в снарядном цеху.
Пятеро наших родственников - Марк Шнеерсон, Арий Левин, Борис Шильсульман, Зиновий Марголиус и Юрий Каменщик - в сентябре 1942г участвовали в боевых действиях в районе Дона и Волги. Ещё 2 родственника учились в военных училищах:. Аркадий Белостоцкий -- в артиллерийском училище, Семён Шильсульман - в танковом училище. Им было только 17 лет.
Мамина сестра Зина с семьёй находилась в эвакуации в г. Воткинск. Её муж, мой дядя Фома , высококвалифицированный рабочий-фрезеровщик, работал на вывезенном в Воткинск Киевском заводе "Арсенал", который выпускал военную оптику: прицелы для артиллерии, танков, самолётов, снайперских винтовок, бинокли.
Старший брат моего отца Евель Марголиус в годы войны работал в Казахстане на свинцово-цинковом комбинате, который снабжал промышленность редкими металлами, необходимыми при производстве вооружений.
Во время войны 18 наших родственников пали жертвами Холокоста, в том числе мой дед, мой отец, мой двоюродный брат, моя двоюродная сестра с двумя совсем маленькими детьми.