Фэнтези (от англ. fantasy - "фантазия") - вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века.
Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует в виде некоего допущения (чаще всего его местоположение относительно нашей реальности вовсе никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета), а его физические законы могут отличаться от реалий нашего мира. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время, принципиальное отличие "чудес" фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.
В наши дни фэнтези - это также жанр в кинематографе, живописи, компьютерных и настольных играх. Подобная жанровая универсальность особенно отличает китайское фэнтези с элементами восточных единоборств.
Литература
Литература фэнтези ведёт свою историю от мифов Древней Греции и средневековых эпосов ("Беовульф"). Сильное влияние на будущий жанр оказали средневековые романы. Артурианская легенда с её магией, мечами и романтикой, по мнению Анджея Сапковского, лежит в основе большинства произведений фэнтези. В фэнтези стран Дальнего Востока эту роль играют и средневековые китайские, японские и корейские романы и повести, во многих из которых фэнтезийный элемент очень велик.
Первые произведения современного фэнтези начали появляться в начале XX века. В их числе - "Дочь короля эльфов" лорда Эдварда Дансени, "Конан" Роберта Э. Говарда, "Хроники Нарнии" К. С. Льюиса, "Сказания о Мануэле" Джеймса Кейбелла. Широкую популярность жанру принесла публикация "Властелина колец" Дж. Р. Р. Толкина, оказавшая огромное влияние на жанр. Его приемниками можно назвать всех писателей жанра фэнтези, к примеру, Кристофер Паолини со своей книгой Эрагон. На данный момент в жанре фэнтези работают сотни писателей-фантастов.
Кинематограф
Большинство фильмов в жанре фэнтези является экранизациями книг или снято по их мотивам. Самые известные фильмы в жанре фэнтези:
"Властелин Колец" режиссёр Питер Джексон,
"Лев, колдунья и платяной шкаф" режиссер Эндрю Адамсон.
"Кинг-Конг" режиссёр Питер Джексон,
"Волшебник страны Оз"
"Алиса в Стране чудес" режиссёр Тим Бертон
"Гарри Поттер"
"Конан-варвар" режиссер Джон Милиус
"Конан-разрушитель" режиссер Ричард Фляйшер,
"Звёздная пыль" (по Нилу Гейману),
"Волкодав из рода Серых Псов" режиссер Н. Лебедев,
"Огонь и Лёд: Хроники Драконов",
"Эрагон" по мотивам одноимённой книги Кристофера Паолини.
Фэнтези также представлено в анимации, в частности, картинами "Огонь и лёд", и "Властелин колец" Ральфа Бакши, "Хоббит" и "Возвращение Короля" Рэнкина и Бэсса, "Dragonlance: Драконы осенних сумерек" Меньота, французским фильмом "Дети дождя" и др. К фэнтези относятся такие японские анимационные сериалы, такие, как "Berserk", "Slayers", "Claymore", "Moribito: Guardian of the Spirit", "Двенадцать королевств".
Живопись
Фэнтези, в форме фольклора, легенд и фантастики, фигурировала в живописи ещё до оформления в отдельный жанр фэнтези-арта. Примерами являются работы Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Михаила Врубеля.
Развитие живописи в жанре фэнтези шло параллельно и схоже с развитием литературы, так как основная масса художников рисовала обложки и иллюстрации к книгам и играм, а также фантастические комиксы и коллекционные игровые карты.
* Стилистика Бориса Вальехо, Джулии Белл, Луиса Ройо, Фрэнка Фразетты близка героическому фэнтези. Их картины изображают красивых, мускулистых, подобно античным скульптурам, мужчин и женщин. Помимо живописи, Фразетта нарисовал анимационный Лёд и пламя (фильм).
* Иллюстрациями к Толкину и коллекционными календарями по нему прославились братья Тим и Грег Хильдебрандты, Алан Ли, Джон Хоу, Тэд Насмит.
* Ларри Элмор, Кит Паркинсон, Клайд Кальдвелл, Джефф Изли составляли художественную редакцию издательства TSR, Inc./Wizards of the Coast, создавая дизайн вселенных Dragonlance и Forgotten Realms.
Архетипы фэнтези
Значительная часть вымышленных миров и сюжетов в фэнтези построена на архетипах - стереотипных, сформированных предшествующей культурой образах и ходах. Зачастую именно использование стереотипов критики фэнтези ставят его авторам в вину.
Фэнтезийные расы
В большинстве вымышленных вселенных в том или ином виде фигурирует определённый набор мифических существ, условно называемых "расами". Большинство из них заимствованы из мифологии, образы некоторых были придуманы либо переработаны из мифологических писателями (например, Толкином) и использованы его последователями. Ролевая система Dungeons & Dragons тщательно систематизировала эти расы, что значительно повлияло на писателей, авторов игр и художников.
"Стандартным набором" считаются:
* Эльфы (англ. Elves) - гуманоидная древняя раса, похожая на людей; как правило утончённые, ловкие, с острыми ушами, склонные к магии, защите природы, искусствам, долгожители (в том числе бессмертные).
* Гномы (англ. Dwarves) - бородатые подземные карлики крепкого телосложения, умелые кузнецы и инженеры.
* Орки (англ. Orcs) или гоблины (англ. Goblins) - обезьяноподобные воинственные варвары с зелёной или тёмной кожей. Придуманы Толкином как антагонисты эльфов.
* Полурослики (англ. Halflings) (под различными названиями) - производные от хоббитов Толкина. Маленькие ловкие существа ростом до пояса человеку, меткие стрелки из лука и пращники.
* Тролли (англ. Trolls) или огры (англ. Ogres) - горные великаны и/или людоеды, обладающие гигантской силой, но весьма невысоким интеллектом.
Также в мирах фэнтези часто фигурируют одни и те же мифологические существа, заимствованные преимущественно из греческой, скандинавской или - в "славянской фэнтези" - славянской мифологии: драконы, единороги, русалки, кентавры, минотавры, химеры, мантикоры (во множественном числе) и др. В японской, китайской, корейской или стилизованном под мифологию дальнего востока фэнтези фигурируют существа, заимствованные из дальневосточной мифологии - кицуне, нэко (девушка-кошка), тэнгу и им подобные.
Некоторые писатели используют похожие на другие фэнтезийные расы существа под другими именами и с некоторыми отличиями.
Тьма и Свет
В значительной части фэнтези-произведений, преимущественно эпического поджанра, основой сюжета является противостояние сил Добра и Зла, описываемых как стороны Света и Тьмы. Силы Тьмы при этом зачастую изображаются в соответствующей атрибутике (отчасти схожей с атрибутикой субкультуры готов), намекающей на их "тёмность": чёрные плащи, черепа, маски, оккультная символика. Архетип сил Света менее стоек, и, как правило, отсылает к стилистике христианской церкви. Даже в произведениях, где "тёмные силы" не отождествляются с отрицательными персонажами (например, в книгах Ника Перумова), этот стереотип сохраняется.
Юмористическое фэнтези и пародии
Книги этого жанра в основном юмористические по содержанию и тону. В них часто высмеиваются штампы фэнтези. Также распространены пародии на произведения классиков жанра. Названия пародий узнаваемы, это переделанные названия основных произведений. Русскоязычные авторы зачастую берут себе при этом иностранный псевдоним. Яркий пример - "Звирьмариллион" С. О. Рокдевятого. Юмористичность происходящего, как, например, у Терри Пратчетта, не мешает зачастую философским мыслям, сравнимым с Р. Желязны.