ИГОРЬ МИНТУСОВ: "ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ МАЛО КОГО ЗАБОТИТ".
В 2002 году исполняется 10 лет ряду крупных PR-агентств: SPN Granat, Реноме-Престих,PR Impact. Столь продолжительное присутствие на рынке PR-услуг свидетельствует об стабильности и опытности компаний, что их услуги востребованы и актуальны. 4 марта исполнилось также 10 лет Центру политического консультирования "Никколо М", но это лишь юбилей брэнда "Никколо М", а фактически команда "Никколо М" работает вместе уже 13 лет. "НСМИ" предлагает вашему вниманию интервью с председателем Совета директоров группы компаний "Никколо М" Игорем Минтусовым о том, как жил и развивался в течение этого времени Центр.
Досье
Игорь Евгеньевич Минтусов родился 17 августа 1958 года в г. Кирове Калужской области. После окончания с отличием школы поступил в МГУ на экономический факультет, который окончил в 1980 году. С 1980 по 1986 годы - научный сотрудник Центрального экономико-математического Института АН СССР. 1986-1988 годы - старший научный сотрудник Института экономики и прогнозирования научно-технического прогресса АН СССР. 1988-1989 годы - старший научный сотрудник Научно-исследовательского Центра при Советской Социологической Ассоциации.
В 1989 году создал и возглавил Центр политических и социологических исследований.
В 1992 году на базе Центра политических и социологических исследований Игорь Минтусов вместе с Екатериной Егоровой учредили Центр политического консультирования "Никколо М". В данный момент является председателем Совета директоров ЦПК "Никколо М".
- Игорь Евгеньевич, расскажите, как начиналась ваша деятельность в сфере PR и избирательных технологий 13 лет назад?
- 1989 год ознаменовался для меня тремя событиями. Первое - меня уволили из советской социологической ассоциации за то, что я провел опрос общественного мнения по поводу Коммунистической Партии Советского Союза. Я просто показал, что ее поддерживает 45 процентов населения, а не 99, как преподносила коммунистическая партия. Второе - я создал Центр политических и социологических исследований, который стал прообразом "Никколо М". Третье - в 1989 г. Центр политических и социологических исследований провел первую выборную кампанию. Тогда проходили выборы в Верховный Совет СССР, и мы организовали кампанию для Олега Богомолова, который возглавлял институт Мировой Экономики Соцсистемы. И нам удалось в первом туре победить: Богомолов набрал 51 % голосов. Вот так все начиналось.
--
У вас было тогда осознание того, что вы занимаетесь PR-деятельностью?
--
Нет, конечно, я считал, что мы должны помочь выиграть на выборах хорошему человеку. Я сам был по убеждениям антикоммунист, и мне казалось, что все, что связано с коммунистами - это плохо. О существовании PR я узнал лишь через несколько лет. В том, что я занимаюсь PR, я утвердился только в середине 90-х годов. Ранее мне казалось, что я - менеджер выборных кампаний, специалист по избирательным технологиям.
--
Какие этапы в развитии центра можно выделить?
--
Их несколько. Первый этап - до 1993 г., когда центр проводил отдельные кампании: помогал отдельным кандидатам на отдельных выборах в России.
Второй этап - с 1993 по 1995 г. В марте 1993 г. мы стали работать с командой президента Бориса Ельцина. Тогда заседал Восьмой съезд Верховного Совета РФСР, где было очень сильно противстояние с Хасбулатовым. Мы консультировали команду Ельцина в вопросе о том, как выйти из этого положения.
Третий этап начался в 1995 г., когда мы стали вести большие выборные кампании. Мне тогда предложили возглавить выборы движения "Наш дом - Россия" в Москве, это была очень большая, масштабная работа, тогда, я помню, "НДР" в Москве набрало 20% голосов, а в России - 10%. В это время мы проводили ряд губернаторских и больших общероссийских кампаний. Этот этап продлился до 1997 г. Четвертый этап продолжается, наверное, и сейчас - мы создаем большую организацию, которая одновременно может вести кампании во многих городах. Центр вырастил целый ряд менеджеров, успешно работающих в других фирмах. Некоторые создали свои компании, как, например, Елена Сорокина, Андрей Гнатюк, Дмитрий Гнатюк
--
А вам не кажется, что в 1996 г. была испорчена репутация PR и "пиарщики" стали восприниматься как злые гении?
--
Наоборот, в 1996 г. наблюдался всплеск интереса к PR, всем стало казаться, что специалисты в области PR могут абсолютно все, то есть для кого-то они были злыми гениями, а для кого-то - добрыми. Но я считаю, что их значение сильно переоценили: думали, что специалисты по PR могут все, а на самом деле, это не так.
--
Существует мнение, что достаточно поработать над имиджем перед выборами, обратиться в PR-агентство, выиграть - и все: больше можно ничего не делать. Насколько важно постоянно поддерживать имидж, и есть ли у вас клиенты, понимающие это?
--
Да, конечно. Сейчас все больше и больше депутатов и губернаторов понимают это. Как минимум, половина из них работает с имиджмейкерами между выборами, пять лет назад их число составляло примерно 10 %.
--
А как на выборах преодолеть использование административного ресурса, что является у нас в стране очень распространенным явлением?
--
Здесь два механизма. Первый - с помощью судебных инстанций. Должен сказать, что в последнее время суд является достаточно эффективным механизмом, который во многих случаях пресекает беззакония, возникающие при использовании представителями действующей власти административного ресурса. Второй способ - направить общественное мнение против того кандидата, который этот ресурс использует.
--
Но ведь в то же время PR предусматривает работу с властными структурами, налаживание связей, цивилизованный лоббизм. Где граница между этими двумя явлениями?
--
Закон. И здесь только один вопрос: работает ли этот закон или нет. У нас законодательство о выборах - одно из самых прогрессивных в мире. Другое дело, что не всегда его используют.
--
Отличаются ли друг от друга два направления связей с общественностью - политический и бизнес-PR?
--
Это очень близкие вещи.
--
К чему в бизнес-PR клиенты проявляют наибольший интерес: налаживанию связей с властными структурами или работе с прессой?
--
И к тому, и к другому. Это два самых важных направления. Клиентов интересует появление хороших публикаций в прессе, а с другой стороны - взаимоотношения с властными структурами.
--
На каких принципах строятся ваши отношения с клиентом?
--
Отношения с клиентом - это очень сложный вопрос. С одной стороны, у вас с ним должны быть схожие ценности и убеждения (очень сложно работать с клиентом, если вы с ним придерживаетесь разных точек зрения). С другой стороны, работа требует взаимного доверия, это очень важный фактор.
--
Вы можете отказаться от клиента, если вам не понравятся его взгляды, требования?
--
В общем, да. Если приходит клиент, который как-то связан, пусть даже косвенно, с криминальным миром или с какими-то явно неадекватными, абстрактными идеями, мы понимаем, что не сможем с ним работать, и отказываемся от сотрудничества.
--
Как клиент определяет эффективность PR- кампании?
--
Клиент обычно оценивает эффективность по количеству и объему публикаций. Если материалов больше, чем у конкурентов, - это хорошо.
--
Но публикация еще ничего не означает ...
--
У нас в России ситуация такова, что если в газетах превалирует твое мнение - это и есть успех информационной кампании. Если доминирующее в прессе мнение не совпадает с мнением населения - то это вообще никого не волнует. За исключением тех случаев, когда речь идет о выборах. Когда идет информационная война между двумя структурами, эта борьба отражается на страницах газет и в эфире телевизионных программ, при этом эффективность кампании определяется количеством времени, которое использовала одна или другая сторона. Следующее - сила аргументов. И то, что в информационной войне выиграла одна структура, а проиграла - другая, общественное мнение вообще не волнует, и оно здесь не играет никакой роли. В данном случае главная задача - доказать что-либо власти и людям, которые принимают решения.
--
Значит, основное - это отношения с властью, а не с обществом?
--
Да, в информационной кампании главным является отношение с властью. Общественное мнение мало кого заботит.
--
По статистике, в России основная статья расходов на PR-кампанию приходится на работу со СМИ. А из чего складываются эти расходы?
--
Как минимум, 50 % бюджета отводится на работу со СМИ, 30% - на телевидение, 20% - на прессу и 5% - на радио.
--
А за какие услуги приходится платить?
--
За размещение рекламных материалов под видом нерекламных.
--
Но это запрещено законом.
--
Да. Но это делают во всех компаниях без исключения. И за 13 лет я не видел в России практически других способов проведения кампаний.
--
А на Западе такая же практика?
--
На Западе такая практика существует, но в гораздо меньшей степени, так как там она очень жестко преследуется корпоративной этикой. Если в США, например, журналиста заподозрят в размещении материалов на платной основе, то он просто потеряет работу. Если у нас во время предвыборной кампании 90 % материалов - оплаченные, в США эта цифра составляет 10%. Даже в Аргентине оплачивается не более 20% публикаций.
--
А в России можно отметить какие-то цивилизованные примеры работы со СМИ?
--
Да. Очень цивилизованно работала с прессой президентская команда в 1996 г. В то время был создан президентский пул, который ездил вместе с президентом по стране и описывал в позитивном ключе происходящие события.
--
Какие издания не допускают заказных статей?
--
Таких нет. В некоторых изданиях сложно разместить заказной материал, в некоторых - легко. Скажу, что сложно это сделать в газете "КоммерсантЪ". О тех изданиях, где оплатить публикации легко, я говорить не буду.
--
В последнее время вы реализуете очень много международных проектов. Это одно из приоритетных направлений развития центра?
--
Да, нам интересно работать за границей. Мы прилагаем достаточно много усилий в этом направлении.
--
Для вас это неосвоенные рынки или дело престижа?
--
Конечно, и то, и другое. И главное - это интересно.
--
А в каких странах вы работаете?
--
Никарагуа, Монголия, Гайана, Польша, Болгария, Южная Корея.
--
Каковы ваши планы на будущее?
--
Развивать бизнес: работать в разных странах, наращивать обороты, развивать PR бизнес-структур и превратить центр в крупную международную компанию.