Постановка "Гамлета" во МХАТе им. А.П.Чехова известна прежде всего актерами - тут и Хабенский, сыгравший Андрея Городецкого в "Дозорах", и Трухин из "Улицы разбитых фонарей", и и Пореченков из "Бадитского Петербурга". Так что билеты раскупаются на "ура" и в зале нимало как восторженных поклонниц, так и "любопытствующих" зрителей. Спектакль этот я запомню надолго, впечатлений от него - масса.
Главное из них: впервые в жизни я не выдержала и ушла со спектакля после антракта. Если честно, я "сломалась" уже где-то через полчаса, но было очень неудобно вставать и выбираться из партера во время действия. Так что остаток времени я наблюдала скорее за реакцией зала, чем за спектаклем. А понаблюдав решила остаться на антракт - послушать, что будут говорить зрители друг другу. О последнем не пожалела. Сo стайками особо фанатеющих поклонниц и так все ясно - девушки были в восторге, что увидели кумиров живьем и их радовало абсолютно все. Незамутненное такое счастье. Действие на сцене им нравилось - оно не мешало любоваться
объектами поклонения. Остальные были в недоумении и тщетно пытались не показать это. Основной характеристикой было "Это, хм, оригинально", сказанное с отведенным взглядом. Признать то, что "король голый" зрителям было стыдно - как же, модный спектакль, а похвалить, не кривя душой, было трудно. Кстати, уходила я со спектакля практически в гордом одиночестве - остальные зрители оказались более мужественными и терпеливыми. Гардеробщица проводила меня сочувственным взглядом: "Ну хоть первую часть вам удалось посмотреть..."
Довелось. Помню, как страшный сон. Королевская семья, напоминающая скорее жуликоватую банду, чем датских королей. Урка-Клавдий, рвущий на себе рубаху, и шалава Гертруд ему под стать. Невменяемый трудный подросток Гамлет, неудачник и недалекий малый. Еще более недалекие друзья детства - Розенкранц и Гильденстерн. Совсем не трогательная Офелия - "Принцессы лыком шиты, злодеям не до них..."
Многие эпизоды сыграны в лучших традициях дешевых американских комедий - тут и торт в лицо, и плоские шутки, претендующие на игру слов. А то, что должно остаться на уровне ассоциаций и домыслов, визуализировано напрямую. Ощущение "Дания - тюрьма", темница духа, а не тела, низвергнуто до лагерного антуража и колючей проволоки... Но не могу сказать, что актеры халтурили. Нет, они выкладывались по полной. С Хабенского к перерыву пот лил градом. Просто это был не "Гамлет". Это был "Эльсинор разбитых фонарей".