Итак, уважаемые читатели, наконец-то мне удалось переселить свою лень, сесть за комп, вооружиться клавиатурой и написать эту статью. Речь пойдет о Ночном Дозоре. Нет, не о книге, а о фильме. Благо я с удовольствием прочитал первое и с интересом посмотрел второе. Эй, товарищи, не надо кидаться табуретками, а то в глаз попасть можно. Больно будет, очень. Итак, все успокоились? Пожалуй, начнем.
Российский телезритель неадекватно воспринял первый русский блокбастер. Блуждая по всемирной паутине, мне удалось наткнуться на множество форумов, где происходили жаркие споры, чуть ли не ругательства, которые периодически сменялись восторженными отзывами. Но все по порядку.
Изначально фильм планировали сделать как сериал, однако не все сложилось так гладко. Стоит также заметить, что это вторая попытка экранизировать книгу господина Лукьяненко. Первую пробу экранизировать Ночной Дозор сделали в 2000 году, однако дальше самой пробы дело не продвинулось, автору книги не понравился сценарий. Да и команда, которая взялась за это дело была совсем другой. К примеру, режиссером был не Тимур Бекмамбетов, а Сергей Винокуров. Однако право на съемку фильма у Винокурова сперли у самого носа, телекомпания ОРТ купила право на экранизацию Ночного Дозора у АСТ.
Ночной дозор изначально задумывался как глобальный блокбастер, стоит только оценить пиар-кампанию фильма. Реклама достигла небывалого размаха, Гарри Поттер, Человек-паук отошли на задний план. Сам фильм, напичканный до отказа всевозможными спецэффектами, чуть ли не гонит зрителей в кинотеатр. Всероссийские каналы так и кричат: ИДИ В КИНО! После развернутой по телевидению сумасшедшей рекламы Ночной Дозор побил все российские рекорды.
Хотя про спецэффекты стоит поговорить подробно. Владимир Лещинский говорит, что по уровню сложности они на голову выше того, что когда-либо делалось в России. Полностью нарисованный в 3D грузовик переворачивается в воздухе. (Меня потряс этот момент, из обычной аварийной машины сделали настоящего монстра, огонь, вырывающийся из выхлопной трубы, да и мчатся они словно на спортивном автомобиле.) Средневековый мост, который вырастает в центре Москвы, заклепка бесконечно падающая вниз с самолета и попадает в чашку Светланы - вот основные сцены, над которыми я готов снять шляпу. Но до международного уровня, в плане спецэффектов, нам все равно еще далеко, нашему кинематографу до Голливуда как до Китая. Ко всему прочему, в некоторых местах они совсем не нужны, кажись, эти спецэффекты напихали ради зрелищности: звонок в квартиру, запуск двигателя автомобиля. Хотя сравнивать Ночной Дозор с Властелином Колец или Звездными войнами мы не имеем право. На Властелина Колец потратили в десятки раз больше денег, да и у Джоржда Лукаса находиться самая лучшая в мире команда 3D аниматоров. Поэтому если сравнить фильм по сравнению с тем, что делали у нас, в России, раньше, то Ночной Дозор - просто шедевр. Но, к сожалению, огромное количество минусов превышает все плюсы спецэффектов.
Самое грустное, что меня полностью убила реклама. В течение всего фильма, меня заставляли пить кофе Nescafe (даже героиня пьет из кружки Nescafe!), есть пельмени "Сам Самыч", смотреть "ОРТ" подключатся к МТС и покупать телефоны Nokia. Так называемая скрытая реклама для западных фильмов - дело обычная. Обычный российский телезритель никогда не обратит внимания, на какой машине разъезжает Том Круз, или что пьет Николь Кидман, Кока-колу или Пепси? Но до такого нахальства, чтоб показывать сотовый телефон или пельмени крупным планом еще не доходило. Теперь после просмотра фильма я отрицательно отношусь к этим торговым маркам. Пельмени "Сам Самыч" я уже во сне вижу, после того, как съел их целую тарелку и потом всю ночь из туалета не мог выйти.
Теперь же поговорим о сценарии. Самое интересно, что большинство людей читавшие книгу с ненавистью отзываются о фильме. В одном интервью я прочитал что, Станислав Зельвенский когда встретился с Бекмамбетовым, Лукьяненко и продюсером фильма Константином Эрнстом и обнаружил, что они и сами еще не до конца понимают, что наделали. Если же сами создатели фильма не могут понять, что за фигню они сняли, что как же быть обычным зрителям?
Те кто читал книгу скажут, что весь сюжет переврали, те кто не читал, вообще с трудом понимаю о чем идет речь. Приведу обычный пример, мой друг не читавший книгу спрашивает, что такое сумрак? Как я могу ему ответить? В фильме про это ни слова! Объяснить, что когда вокруг много мух и ты видишь инферно, то ты в сумраке? Или как объяснить разницу между Светлыми магами и Темными? Как объяснить, тот факт, что темные маги способны делать добро, а в то время светлые наоборот способны делать зло? (Антон, хоть и является светлым, хотел убить не родившегося Егора.) Я этого не могу понять. Тимур Бекмамбетов не использовал сумрак в том виде, который описал Лукьяненко в книге. А это уже недочет, а глубокий промах. Практически вся философия, логика, про которую рассказывал автор книги, в фильме просто не прозвучала. Про так называемое равновесие между темными и светлыми - ни слова.
В книге Егор говорит, что он не верит ни темным, ни светлым, что они все врут. Тем более Егор вовсе не великий маг, каким его сделали в фильме. По книге должны победить светлые, и именно Светлана станет Великой. В фильме же она не причем. Дали ей роль какой-то темной девственницы. Для чего - непонятно. Конечно, вы можете возразить, мол, извините, кинематограф и литература - разные вещи. Если весь сюжет перекинуть с бумаги на экран смотреть будет неинтересно. Однако у меня создалось такое впечатление, что первая часть Ночного Дозора была призвана зацепить зрителей, мол, смотрите дальше и все поймете. Однако у меня кроется подозрительное чувство, что в "Ночном Дозоре-2" опять же будет огромное количество грязных спецэффектов и никакого смысла, как и в "Матрице -3".
В одной статье я прочитал, что Сергей Лукьяненко как-то сказал: "У нас слишком много было кино, где философии полно, а зрелищности -- ноль". Если рассуждать таким образом, то он прав. Впрочем, ему грех жаловаться, если бы я написал какую-нибудь книжку, и по моей книге сняли бы фильм, то у меня самого были бы полные штаны счастья.
Еще на один вопрос, заданный моим другом, я так и не мог дать ответа. Если Ночной Дозор - это так называемые светлые маги, действующий ночью, а Дневной Дозор - темные маги. То вампиры и оборотни относятся к темным, соответственно они живут днем. Каким же тогда образом вампиры спокойно разгуливают в лучах солнечного света? Зрители, которые воспитывались на фильмах "Блейд", "Интервью с вампиром" не могут этого понять. Ладно, это мелочь, вернемся к главному.
Пару слов надо сказать об актерах или главных героев. Антон, оперативник Ночного Дозора, в книге выглядел вполне нормальным человеком, в меру симпатичным, в меру интеллигентным. В фильме же у меня он ассоциируется с алкашом и наркоманом одновременно, его постоянно ломает и колбасит, что вызывает у меня явную антипатию. Мой образ Антона, который я создал по книге, разлетелся на тысячи осколков после десяти минут просмотра фильма. К тому же у него вид отрешенного человека, бедного, вечно забитого, словно весь мир пошел против него.
Вечно обкуренный и пьяный он шатается по ночной Москве, блюет на ментов, орет как ненормальный. Кстати, я дол сих пор недоумеваю, почему в фильме постоянно кричат и орут, как слоны, которым сделали обрезание хобота.
Раз речь зашла об актерах, то я хочу подчеркнуть еще одну вещь. В фильме очень слабые голоса, в некоторых местах совсем непонятно что они там говорят. Да и сами диалоги слишком пустые и занудные. ("Светлые используют светлую силу, Тёмные - тёмную", - говорит Ольга.) При этом в глаза бросается слабое освящение, слово все деньги ушли на разработку спецэффектов, а на покупку хорошей съемочной аппаратуры ничего не осталось.
Про саундтрек ничего говорить не буду, хорошо, что они вместо металла рэп не поставили. Хотя... Где-то я слышал что рэп в фильме есть, во время титров, но в моем кинотеатре их не показали. И слава богу!
Ладно, я пожалуй закругляюсь, уже руки устали писать. Несмотря на все вышесказанное, мне приятно, что наше кино смогло родить такое детище. Пусть роды были тяжелые. Пусть пришлось делать кесарево сечение. Пусть вместо прекрасного младенца появился на свет уродец. Но это свое! Родное! Родные грязные коммуналки, родные засранные подъезды, по которым пробежала орущая толпа вандалов, вооруженная перочинные ножиками, фломастерами и ведром с помоями.
Несмотря на все это, ничего подобного, отвратительного и в тоже время захватывающего в России еще не снимали!