Маришин Михаил Егорович : другие произведения.

Аи танки 30-х Звоночек

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.44*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Состояние на конец 39-го года (исправленное и дополненное).


   АИ танки Звоночек.
  
   По мере развития мира "Звоночка" вырисовываются изменения и альтернативы в конструкциях различной техники. Здесь будут короткие описания автомобилей, тракторов, броневиков и танков. В том числе, неизвестных главному герою книги, но появившиеся вследствие его деятельности. Пока по состоянию на 1934 год.
  
  
  
   Московский завод ЗИЛ. Рассматриваются базовые шасси. Спецкузова и спецшасси(удлинённые), не рассматриваются.
  
   Грузовик ЗИЛ-5. Двухосный, грузоподъёмность 6 тонн, двигатель дизельный 140 л.с.
   Грузовик ЗИЛ-6. Трёхосный, грузоподъёмность 7,5 тонн, двигатель дизельный 140 л.с.
   Грузовик ЗИЛ-5В. Двухосный полноприводный, задний мост двускатный, грузоподъёмность 4,5 тонны на местности, двигатель дизельный 140 л.с. Демультипликатор.
   Грузовик ЗИЛ-6В. Малосерийный, исключительно для спецкузовов и спецмашин из-за дефицита карданных шарниров. Трёхосный полноприводный, задние мосты двускатные, грузоподъёмность 5,5 тонны на местности, двигатель 140 л.с. Демультипликатор.
  
   Базовое легковое шасси ЗИЛ-140/160, кузова седан/лимузин/купе/кабриолет. Двигатели дизельные 8-ми и 12-ти цилиндровы 155 и 225 л.с. На единичных гоночных машинах дизель 50-16Ч в 300 л.с. в комплекте с другой КПП. Полный привод и бронирование (держит 7,62Х54) в качестве опции.
  
   Бронеавтомобили. Тяжёлый бронеавтомобиль БА-11 на агрегатах ЗИЛ-6В. Несущий бронекорпус, трёхосное полноприводное шасси, двигатель дизельный 140 л.с., расположен в корме. Вооружение - одна 76 мм пушка и спаренный с ней пулемёт в трёхместной башне, унифицированной с Т-26М(Т-28), два 7,62 мм курсовых пулемёта в корпусе по сторонам от водителя. Бронирование до 30 мм. Экипаж 6 человек.
  
   Полубронированная САУ СУ-15 на шасси ЗИЛ-6В. Бронирована кабина и моторный отсек. Орудие установлено в кузове за коробчатым щитом. Вооружение - 122мм гаубица обр. 10/30 или 76мм пушка 02/10. Реально выпускается только гаубичный вариант.
  
   Подольский крекинго-электровозный завод. (в кооперации с ЗИЛ)
  
   Танки Т-26М. Развитие конструкции Виккерс с использованием двигателя, коробки передач и элементов подвески серийных грузовиков ЗИЛ. Двигатель дизельный, форсированный, 175 л.с., четырёхступенчатая коробка. Ходовая часть - четыре опорных катка большого диаметра, сблокированных в две тележки попарно. Упругий элемент - рессоры от задней тележки ЗИЛ-6. Масса танка - 15 тонн. Бронирование до 30 мм. Вооружение - 76мм КТ и пулемёт в трёхместной башне, унифицированной с Т-28. Экипаж 4 человека.
  
   САУ Су-5. На шасси Т-26М с переносом мотора в переднюю часть корпуса, а БО в корму. Варианты вооружения - 76мм пушка 02/30, 122мм гаубица 10/30, 152мм мортира НМ. Реально на 34-й год выпускаются только самоходные 122мм гаубицы. Возимый БК - 20-30 выстрелов.
  
  
   Ярославский завод ЯГАЗ.
  
   Грузовик ЯГ-10. Трёхосный, грузоподъёмность 12 тонн, двигатель дизельный 280 л.с.
   Грузовик ЯГ-15, малосерийный. Четырёхосный, привод на два задних моста. Грузоподъёмность 15 тонн, двигатель дизельный 280 л.с.
   Грузовик ЯГ-16, малосерийный. Двухосный, полноприводной. Грузоподъёмность 8 тонн на местности, двигатель дизельный 280 л.с.
  
   В кооперации с Ижорским заводом малой серией выпускается полубронированная САУ СУ-17 с использованием трёхосного полноприводного спецшасси ЯГ-17. Двигатель дизель 280 л.с. Бронирование (кабина, мотор) противопульное. Орудие смонтировано на грузовой платформе открыто. Вооружение - 76мм зенитная пушка обр. 1931 года.
  
   Московский автосборочный завод ГАЗN2. (только сборка)
  
   Плавающий танк Т-37. Бронирование противопульное, экипаж 2 человека, двигатель дизельный 45 л.с., коробка ГАЗ, движитель на воде - винт. Вооружение - 7,62мм пулемёт.
   Бронекорпуса поступают с подольского крекино-электровозного завода.
  
   Легковой автомобиль ГАЗ-МВ. Кузов Форд-А. Полный привод (шарнир трипод) Двигатель бензиновый 50 л.с.
   Грузовой автомобиль ГАЗ-ММ. Двухосный, грузоподъёмность 1,5 тонны, двигатель бензиновый 50 л.с.
   Грузовой автомобиль ГАЗ-ММВ. Двухосный, полноприводный (шарнир трипод), грузоподъёмность 1,5 тонны, двигатель бензиновый 50 л.с., демультипликатор.
  
  
   Завод "Красный Путиловец". Ленинград.
  
   Карьерный самосвал "Кировец". Двухосный, грузоподъёмность 15 тонн, двигатель дизельный 300 л.с.
   Спецтехника - торфяные комбайны, карьерные экскаваторы и пр.
  
   Завод им. Ворошилова. Ленинград.
  
   Танк Т-28. Вес 23-25 тонн, бронирование 30мм вкруговую, крыша днище 15мм. Двигатель дизельный 600 л.с., подвеска - 2 рессорные тележки на борт, коробка передач оригинальная. Вооружение 76мм КТ, два 12,7мм ККП и три 7,62мм пулемёта в трёх башнях. Вариант - вместо ККП огнемёты.
  
   Танк Т-35. Вес 45 тонн, бронирование 30мм вкруговую, днище крыша 15мм. Двигатель дизельный 1200 л.с., подвеска - 3 пружинные тележки на борт, коробка передач оригинальная. Вооружение 76мм КТ, две 45мм пушки и пять 7,62мм пулемётов в пяти башнях. По сравнению с Т-35РИ укорочен и понижен корпус.
  
   Харьковский тракторный завод.
  
   Трактора СХТЗ-НАТИ-1. Универсальный, гусеничный. Двигатель дизельный 110 л.с.
  
   Гусеничный тягач "Коминтерн". С использованием ходовой части и механизмов танка Т-24. Двигатель дизельный 140 л.с., коробка передач планетарная. Вес тягача 10 тонн. Грузоподъёмность 2,5 тонны. Скорость 40 км/ч. Может быть использован для буксировки орудий массой до 8-10 тонн.
  
   Харьковский паровозостроительный завод N183 (ХПЗ).
  
   Танк БТ-5. Модификация танка "Кристи" с установкой дизельного двигателя Д-100-4 в 350 л.с. и двухместной башни со спаренной установкой 45мм пушки и пулемёта. Высвободившиеся объёмы использованы для размещения топливных баков, радиостанции и боекомплекта. Бронирование 15 мм. Экипаж 3 человека.
  
   Сталинградский тракторный завод.
  
   Трактор СТЗ-1. Универсальный, колёсный с грузовой платформой перед кабиной водителя (шасси). Двигатель дизельный 30 л.с.
  
   Танк Т-37. Близнец завода ГАЗ-2 (см. выше).
  
   Челябинский тракторный завод.
  
   Трактор ЧТЗ-НАТИ-1. Тяжёлый промышленный, гусеничный. Двигатель дизельный 210-230 л.с.
  
   Горьковский завод ГАЗ
  
   Легковой автомобиль ГАЗ-М. Новый кузов. Двигатель бензиновый 50 л.с.
   Грузовой автомобиль ГАЗ-ММ. Грузоподъёмность 1,5 тонн, 50 л.с. бензиновый.
   Грузовой автомобиль ГАЗ-МММ. 1,5 тонны, 50 л.с., бензиновый.
  
   Примечание. Вместо МММ планируется, после освоения в Горьком триподов, выпускать ММВ.
  
   Шасси ГАЗ-МД под установку бронекорпуса БА-20. Двухосное, полноприводное, двигатель дизельный 45 л.с. Корпуса изготавливаются Выксунским заводом ДРО. Бронирование противопульное, вооружение - один 7,62мм пулемёт. Экипаж 2 человека.
  
   Шасси ГАЗ-ММД под установку бронекорпуса БА-10. Двухосное, полноприводное, двигатель дизельный 45 л.с., демультипликатор. Корпуса изготавливаются Ижорским заводом. Бронирование противопульное, вооружение - 45мм пушка и 7,62мм пулемёт в башне БТ-5, 7,62мм пулемёт в лобовом листе корпуса. Экипаж 4 человека.
  
   Примечание. Дизельные двигатели поступают с СТЗ, ШРУСы из Москвы (НАТИ). После сборки шасси направляются для установки бронекорпусов в Выксу и на Ижорский завод соответственно.
  
  
  
   Cостояние на конец 1939 года.
  
   Разобью по городам, отдельные заводы буду указывать по мере необходимости.
  
   Москва-Подольск-Мытищи.
  
   Грузовики ЗИЛ - без изменений.
   ЗИЛ-5, 5В, ЗИЛ-6, 6В, ЗИЛ-5/6 (трансмиссия ЗИЛ-5 с фрикционным приводом третьей оси)
  
   Танки.
   Вместо Т-26М на агрегатах грузовика ЗИЛ в серию пущен новый "мобилизационный" танк Т-126, на агрегатах грузовика ЯГ. Переднемоторная компоновка, отделение управления по длине совмещено с моторно-трансмиссионным. Башня трёхместная, развитие башни Т-26М/Т-28. На первых сериях цилиндрическая, на более поздних - коническая. Десантный отсек в корме на четыре бойца до конца 1939 года. По итогам польской кампании состав десанта в четыре человека признан недостаточным. В дальнейшем все машины выпускались в огнемётном/командирском варианте с перекомпонованной в корму (с верхней части бортов) боеукладкой. Вооружение - 76-мм пушка (на первых машинах КПТ, на последующих Ф-34), 7,62-мм пулемёт и огнемёт. Бронирование до середины 1938 года - 45-мм вкруговую. В дальнейшем толщина НЛД 60мм под углом 30 градусов к вертикали, ВЛД 30мм под углом 75 градусов к вериткали, лоб башни 60мм. Двигатель дизельный 350 л.с., масса машины 22,5 тонны.
  
   САУ.
   СУ-5 на шасси танка Т-26М (агрегаты ЗИЛ-5, БО в корме) остаются в серии. Варианты вооружения САУ - 122-мм гаубицы обр. 1909/30 и 1910/37 годов, 76,2-мм пушки обр.1902/30, обр. 1933. Броня - 15-30мм у ПТ СУ с 76-мм пушками обр.1902/30 лобовая деталь пониженной рубки 60мм.
   ЗСУ-5 малосерийная. Вооружение - 25-мм шестиствольный автомат.
  
   СУ-126 на шасси танка Т-126. Броня корпуса и лобовой детали рубки 45мм, борта рубки 30мм. Вооружение - 107-мм пушка обр. 1910/30 или 152-мм гаубица обр. 1909 года. Двигатель дизельный 350 л.с. масса машины 22-24 тонны.
  
   Бронеавтомобили.
  
   БА-11, трёхосный вездеход. Агрегаты ЗИЛ-6, двигатель дизельный 140 л.с. Корпус несущий, заднемоторная компоновка. Башня на первых сериях цилиндрическая, на последующих - коническая. Вооружение - первые серии 76мм КПТ (КТ РИ) или 45-мм пушка в 60 калибров (из-за дефицита вооружения, направлялись в разведподразделения), в дальнейшем - 76-мм пушка Ф-34. Бронирование до 30мм, масса машины 10-11 тонн.
  
   Гусеничные тягачи.
  
   ЗИЛ-5Т. Фактически грузовик ЗИЛ-5 с гусеничным ходом танка Т-26М. Часть машин, предназначенных под монтаж вооружения, имеют легкобронированную кабину и моторный отсек. Грузоподъёмность 3 тонны. Двигатель 140 л.с. Способен буксировать любые орудия советской дивизионной артиллерии.
  
   БТР.
  
   БТР-26. Невооружённое шасси САУ СУ-5. Экипаж - мехвод и 8 человек десанта. Построено 40 машин осенью 1939 года после анализа опыта Польской кампании. Однако полное оснащение "линейной" пехоты танковых корпусов бронетранспортёрами вместо грузовых машин было признано расточительным. БТР переделали в санитарные (2 санитара и 8 сидячих раненых, 2 санитара, один лежачий на носилках и два сидячих раненых).
  
   Штурмовой БТР-126. Шасси танка Т-126 без башни. Бронирование на уровне танка. Вооружение - пулемёт Максим (питание - металлическая лента) в бронированной дистанционно-управляемой (параллелограммные тяги) установке на крыше корпуса. Экипаж - командир, наводчик пулемёта, мехвод и 8 бойцов десанта. Выпуск начат после Польской кампании, когда выявилась малочисленность десанта, перевозимого танками Т-126. Стал поступать на вооружение танкодесантных (механизированных) батальонов танковых бригад стрелковых корпусов РККА.
  
  
   Москва, завод АЗЛК (бывший ГАЗ-2).
  
   Легковые автомобили "Тур", как сказали бы в наше время, премиум класса. Конструкция рамная. Кузова лимузин, седан, купе, кабриолет цельнометаллические. Модификации с полным приводом на все колёса, бронированные. Двигатели 8-16-ти цилиндровые, мощностью от 145 до 360(участники гонок и спецмашины) лошадиных сил. Коробки механические с синхронизаторами, тормоза гидравлические.
   Пикап "Тур"-тонна с четвертью. С начала 1939 года стали выпускать утилитарный пикап с двухцилиндровым двигателем грузовика ЗИЛ-5 140 л.с. в качестве тягача лёгких дивизионных пушек Ф-24 и пр. Полноприводный, грузоподъёмность 1,25 тонны.
  
   ЯГАЗ.
  
   По грузовикам - практически без изменений. С принятием на снабжение РККА понтонных парков - раскладушек, часть ЯГ-10 стали выпускать в модификации "В", то бишь с полным приводом. В 1938 - начале 1939, в связи с дефицитом моторов и образовавшимся из-за этого избытком мощностей по шасси, выпустили серию четырёхосных ЯГ-12, модернизировав опытную машину под применение ШРУС. ЯГ-15 утратил свою ценность в виде танкового транспортёра, но по-прежнему выпускается с укороченной рамой как самосвал (рама-лебёдка). Танки по дорогам теперь перебрасывают ЯГ-10 с использованием полуприцепа-трейлера. Выпуск зенитных САУ свёрнут. С середины 1939 года, когда поставки моторов выросли, в серию вновь пошли гражданские ЯГ-8/10 "улучшенной проходимости" с трансмиссией двухосника и фрикционным приводом на 3-ю ось.
  
   Тягачи. Гусеничный тягач ЯГ-10Т. Создан на базе соответствующего грузовика с использованием гусеничного хода танка Т-126. Двигатель дизельный 280 л.с. Грузоподъёмность до 6 тонн. Предназначен для буксировки любых орудий корпусной артиллерии РККА.
  
   Ленинград. Кировский завод.
  
   Карьерные самосвалы Кировец-2. Создана в развитие 15-тонного Кировец-1 в связи с прогрессом в области создания "обувки" для карьерных машин. Двухосные. Двигатель дизельный Д-130-4(дефорсированная версия танкового мотора Т-28 600 л.с. и КВ 700 л.с.), 420 л.с. Грузоподъёмность 25 тонн.
  
   В кооперации с заводом "Русский дизель" малыми сериями выпускаются сверхтяжёлые трактора для карьерных, строительных работ весом 100-150 тонн.
  
   До 1939 года построено три сверхтяжёлых танка "Маркс", "Энгельс" и "Ленин". Масса машин свыше 250 тонн. Шасси четырёхгусеничное. Бронирование 250-300 мм. Вооружение - первый 130-мм пушка в 55 калибров, остальные 152-мм пушка в 39 калибров.
  
   Спецтехника. Торфяные комбайны, портовые краны и пр.
  
   Ленинград. Завод имени Ворошилова.
  
   В 1938 году на смену танку Т-28 запущен в серию тяжёлый танк КВ. Бронирование лобовых деталей 120мм, борт и корма 75мм. Вооружение - 107мм 30-калиберная пушка в трёхместной башне. Подвеска торсионная, пятикатковая. Двигатель дизельный Д-130-4Х 700 л.с. Масса машины 40 тонн. В дополнение к тяжёлому танку в серию запущена САУ КВ-2 на удлинённом на 1 каток шасси с вооружением из 152-мм 39-калиберной пушки БЛ-15 в рубке (внешне - Ягдтигр, а не ИСУ). Бронирование на уровне исходного танка, масса машины 50 тонн.
  
   Тягач "Ворошиловец". Гусеничный. Создан с использованием элементов подвески, двигателя и трансмиссии танка Т-28, в дальнейшем "Ворошиловец-2" на базе КВ. Двигатель дизельный 420 лошадиных сил.
  
   Брянск. БАЗ.
  
   Завод-дублёр ЗИЛ, объём производства в 1939 году 50 тыс. грузовиков. Основная продукция - БАЗ-5, клон ЗИЛ-5, но с 8-цилиндровым двухрядным бензиновым мотором "К", мощностью 150 л.с.
  
   БПЗ. Паровозостроительный завод.
  
   Основной производитель мотобронедрезин, мотоброневагонов, бронетепловозов в СССР. Дрезины двух- и трёх- осные на агрегатах ЗИЛ и ЯГ. Масса 30-45 тонн (15 тонн на ось). Вооружение - танковая башня Т-126/Т-34, установка ЗПУ-4 или ДКМ, 4-6 пулемётов Максим. Варианты - штабная и десантная. В этом случае танковая башня отсутствует. Бронирование 45 мм вкруговую.
   МБВ. Шасси - 2 тележки на 2 или 3 оси. Масса 60-90 тонн (15 тонн на ось). Вооружение 3-4 башни Т-126, 1-2 установки ЗПУ-4 или ДКМ, 8-10 пулемётов Максим. Двигатели - танковые дизеля Д-100-6 525 л.с.
  
   Харьков. ХТЗ.
  
   Гусеничные трактора СХТЗ 10-тонного класса с дизелем в 110 л.с. без изменений.
  
   Харьков. ХПЗ.
  
   Танки.
  
   В 1934 году на базе БТ начата разработка танка с противоснарядным бронированием. Увеличение массы машины потребовало установки более мощного двигателя Д-100-6 (оппозитный) 525 л.с. и пятикатковой ходовой части. Экипаж 3 человека (двухместная башня), командир, наводчик, механик-водитель. Так как отсутствие командира в башне БТ снижало возможности по наблюдению поля боя, то в новом танке установили автоматическое вооружение, исключавшее потребность в заряжающем. 45-мм пушка осталась в качестве противотанкового оружия и для стрельбы по удалённым целям. Состав вооружения: 40-мм автоматический гранатомёт Таубина, 45-мм пушка 60 калибров, один 7,62-мм пулемёт. Бронирование - 45-мм в круговую при рациональном (60 градусов к вертикали) наклоне лобовых деталей корпуса. В конце 1938 года танк модернизировали, применив торсионную подвеску. Одновременно, в связи с дефицитом боеприпасов к АГ, установили трёхместную башню Т-126 (шахты подвески отсутствуют, внутренний объём БО увеличен в ширину). Танк стал называться Т-34М. По опыту боёв в Маньчжурии толщина лобового бронирования увеличена до 60 мм. Масса машины 27-29 тонн.
  
   САУ.
  
   По опыту боёв в Польше, где корпусные САУ СУ-126 и КВ-2 РГК с противоснарядным бронированием эффективно применялись для стрельбы прямой наводкой, а также в связи с прекращением выпуска 122-мм гаубиц на автомобильном полубронированном шасси, было признано разумным принять на вооружение артполков танковых бригад танковых корпусов орудия калибром 107-мм на шасси Т-34М. САУ СУ-34-107 была разработана осенью 1939 года по образу и подобию более тяжёлой КВ-2. Шасси Т-34М оставили без изменений, установив вместо башни рубку со 107-мм танковой пушкой Ф-35 в рамке в лобовом листе. Бронирование сохранено на уровне Т-34М. Крыша башни бронирована, ради хорошей вентиляции, только на первой половине своей длины, обеспечивавшей жёсткую установку орудия.
  
   БТР.
  
   В связи с тем, что танкодесантные батальоны бригад на Т-34 не имели своего транспорта для переброски пехоты и бойцы ездили на броне, они не всегда могли в боях 1939 года сопровождать свои танки. По примеру ТБр стрелковых корпусов, для которых уже был создан БТР-126, для мехбатальонов бригад танковых корпусов осенью 1939 года спроектировали БТР-34 на шасси Т-34М. Корпус СУ-34 с вооружением из пулемёта Максим в лобовом листе. Крыша десантного отделения полубронированная. Выход десанта на крышу МТО через двустворчатые двери в задней стенке десантного отсека. Экипаж: мехвод, командир-наводчик пулемёта и 8 человек десанта.
  
   Горький. ГАЗ.
  
   Продукция на конец 1939 года.
  
   Легковые автомомбили. 40-я серия.
  
   ГАЗ-43 базовая модель с цельнометаллическим кузовом седан и бензиновым рядным четырёхцилиндровым двигателем "К" 77 л.с. (внешне - ГАЗ-М1 РИ)
   ГАЗ-44 - то же самое, но полный привод.
   ГАЗ-45 - пикап. Грузоподъёмность 500 кг.
   ГАЗ-46 - то же, но с утилитарной открытой кабиной, полный привод. Разработан как армейская машина для буксировки орудий полковой и противотанковой артиллерии.
   ГАЗ-47 - кабриолет.
  
   Грузовые автомобили 50-я серия. (Двухосные).
  
   ГАЗ-52 - базовая модель, двигатель "К" 77 л.с., грузоподъёмность 2,5 т.
   ГАЗ-53 - вездеход.
   ГАЗ-54 - самосвал на укороченном шасси (лебёдка).
  
   Грузовые автомобили 60-я серия. (Трёхосные).
  
   ГАЗ-62 - базовая модель, двигатель "К" 77 л.с., грузоподъёмность 3т.
   ГАЗ-63 - вездеход.
   ГАЗ-64 - самосвал на укороченном шасси (лебёдка).
  
  
  
   Курган. КАЗ. Завод-дублёр ГАЗ.
  
   Основная продукция.
   Легковые автомобили.
  
   ГАЗ-42. Цельнометаллический седан с вертикальным дизелем Д-50-4 80 л.с. (кооперация с СТЗ), полный привод. Командирская машина для РККА.
   Шасси ГАЗ-42 с мотором 90 л.с. направляются для бронирования в Выксу. Броневик - БА-20 с противопульным бронированием и вооружением из 12,7 и 7,62-мм пулемётов в башне. Экипаж 3 человека.
  
   Грузовые автомобили.
  
   ГАЗ-51. Двухосный бортовой вездеход с дизелем Д-50-4 90 л.с., грузоподъёмность 2,5 т.
   ГАЗ-61. Трёхосный бортовой вездеход с дизелем Д-50-4 90 л.с., грузоподъёмность 3 т.
  
   Тягачи.
  
   "Курганец". Гусеничный. С использованием ходовой части сталинградского плавающего БТР, рамы, двигателя и трансмиссии ГАЗ-61. Грузоподъёмность 1,5 тонны. Предназначен, в основном, для буксировки лёгких дивизионных гаубиц-пушек Ф-22 и её родственниц. Дизель 90 л.с.
   Этот же тягач выпускается на ГАЗе под маркой ГАЗ-60Т, но с бензиновым "К"-мотором 87 л.с.
  
   Сталинград. СТЗ.
  
   Завод всё ещё продолжает выпускать дизеля Д-50-2 для зенитных автоматов и под замену на ранее выпущенные колёсные трактора, но основное двигательное производство перестроено на вертикальные дизеля Д-50-4 мощностью 60-90 л.с.
  
   Основная продукция.
   Гусеничный трактор СТЗ-2. 5-тонного класса, двигатель 60 л.с.
   Плавающий легкобронированный гусеничный транспортёр. Броня противопульная. Мехвод и 8 бойцов десанта. Дизель 90 л.с.
  
   Челябинск. ЧТЗ. Уралмаш. УВЗ Нижний Тагил.
  
   Основная продукция 20-тонный промышленный трактор ЧТЗ с дизелем Д-130-2 в 210 л.с.
  
   Весной 1939 года в связи с началом войны с Польшей ЧТЗ получил задание развернуть, в кооперации с Нижним Тагилом (УВЗ) производство танков Т-34М. Однако, в Челябинске дизеля Д-100 не выпускались, а начать их производство означало сорвать план по основной продукции завода. В связи с этим началось приспособление Т-34М к местным условиям. К концу августа месяца 1939 года танк "Уралмаш-1" был построен и прошёл заводские испытания. В этой машине 525-сильный Д-100-6 заменили на 350-сильную танковую версию дизеля Д-130-2. Новый мотор был короче на метр, на который и сократилась длина корпуса танка, из-за чего ходовая часть стала четырёхкатковой. "Уралмаш-1" вышел на четыре тонны легче прототипа, но из-за более слабого движка удельная его мощность оказалась даже меньше, чем у "пехотного" Т-126, всего 14 л.с. на тонну веса. Тем не менее, машину решили запустить в серию, пусть не для танковых, так хотя бы для стрелковых корпусов. Освоение машины затянулось до начала зимы 1939 года. К этому же времени подоспели опытные машины "Уралмаш-2" и "Уралмаш-3". Первая была классической САУ с вооружением в рубке, клоном СУ-34-107 с другим мотором. Вторая же стала попыткой убить сразу всех зайцев и дать уральским танкам свою изюминку, чтобы армия не смогла отказаться от них ни при каких обстоятельствах. Т-126 был дёшев, Т-34М подвижен, а на Урале решили сделать упор на вооружение. Уралмаш был ведущим заводом по выпуску дивизионных гаубиц-пушек Ф-22 и танковых 107-мм пушек Ф-35, которые в модификации М1 1939 года получили клиновый затвор вместо поршневого. Поэтому "Уралмаш-3" вышел компиляцией корпуса, подвески и трансмиссии Т-34М, челябинского мотора и облегчённой башни (броня 60-45мм вместо 120-75мм) танка КВ-1. Вес танка достиг 31 тонны, а удельный показатель мощности упал до 11,3 л.с. на тонну. Зато машина стала универсальной, исключающей потребность в отдельных танке и штурмовой САУ.
  
  
   Корпусные и армейские рембазы НКО.
  
   К началу 39-го года 3400 танков БТ-5 были выведены из первой линии и поставлены в резерв ввиду израсходования моторесурса и лёгкого противопульного бронирования, переставшего удовлетворять современным требованиям к живучести танков. В июне этого же года в 5-м танковом корпусе провели удачный опыт по замене снятого с серии харьковского дизеля Д-100-4 на два московских Д-100-2 той же общей мощности, установленных параллельно. Это мероприятие позволило обновить моторесурс БТ-5. Однако, как танк он был уже не нужен РККА, поэтому башни с вооружением и подбашенным листом стали отправлять на строительство УР, а шасси, с увеличенным, благодаря более короткой двигательной установке, обитаемым объёмом, обращать в транспортёры, получившие название БТР-5. Бронирование основной массы машин - на уровне исходного танка. Силовая установка 350 л.с. Масса машины 14,5 тонн. Десант 8 человек плюс механик-водитель. Постоянного вооружения нет, только вертлюги со щитками под установку штатных РП и ПТР пехоты. Работы по "ремобилизации" БТ-БТР-5 шли весь остаток 39-го и 40-й годы, БТР постепенно поступали на вооружение танковых корпусов. Мотострелковые полки и дивизии, пересев с автомобилей на БТР, начинали именоваться механизированными.

Оценка: 7.44*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"