Мариупольский Юрий Борисович : другие произведения.

О Механизме Развития Общества

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   ПРЕДИСЛОВИЕ
  
   Когда в 1991 году в результате коммунистического путча неожиданно для всех распался СССР, я пришёл к выводу, что ни политологи в СССР, ни советологи за рубежом не понимали что? и почему? происходило на территории Российской империи в ХХ веке. С этого момента меня не оставляло желание понять - что же произошло?
   Для объяснения произошедшего мне удалось разработать концепцию развития отдельного человеческого сообщества, то есть понять механизм развития, определить как происходит развитие, что является движущей силой и критерием развития, а уже потом определить на каком этапе этого развития оказались народы бывшего СССР. К концу 1994 года я сформулировал все основные положения гипотезы о механизме развития общества, и это при том, что во время учёбы в университете для меня было тяжким испытанием сдавать экзамены по общественным дисциплинам.
   Публиковать свои мысли я не считал нужным, да и писать сочинения в школе для меня всегда было мукой. Но дочь настояла на том, чтобы я написал статью с описанием своей гипотезы.
   Льюис Морган написал "Древнее общество, или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации". Карл Маркс изучая эту работу записывал свои эамечания и соображения. Фридрих Энгельс опираясь на работу Моргана и архив Маркса написал "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Моя статья продолжает развитую ими тему.
   Сторонники коммунистической теории будут, естественно, категорически против моего подхода, но теоретики коммунизма не могли объяснить почему произошли переходы от первобытнообщинного к родоплеменному строю и от капиталистического к постиндустриальному, так как институт собственности и производственные отношения при этих переходах не менялись. Поэтому коммунистическая теория отрицает существование как родоплеменного строя, так и постиндустриального, по принципу: "Нет строя - нет проблемы", хотя её классик Ф. Энгельс признавал наличие родоплеменного (по его определению родового) строя.
   Я думаю, что мне не удалось обнаружить все факторы, влияющие на развитие отдельного человеческого общества. Это смогут сделать будущие исследователи.
  
  
   Журнал "ЕВРАЗИЙСКОЕ СООБЩЕСТВО: общество, политика, культура" N 3 за 1999 год и N 3 за 2001 год.
  
  
   Ю. Мариупольский
  
  
   О МЕХАНИЗМЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА *1*
   ______________
   *1* В данной статье терминами "общество" и "сообщество" называется часть человечества любой численности, объединённая общей территорией, общей экономической жизнью и, как правило, общими языком и культурой.
   ______________
   Зри в корень.
   Козьма Прутков.
  
  
   1. Преамбула. Биологический вид homo sapiens появился несколько сотен тысяч лет назад. В своём развитии человечество прошло за это время через следующие эпохи: эпоху первобытнообщинного строя, длившуюся несколько сотен тысяч лет, эпоху родоплеменного строя, длившуюся несколько десятков тысяч лет и современную эпоху, длящуюся несколько тысяч лет.
   Первые две эпохи подробно описаны у Л. Моргана и Ф. Энгельса. Современная эпоха подразделяется на четыре периода, которые характеризуются различными формами организации человеческих сообществ, - рабовладельческий строй, феодальный строй, капиталистический строй и постиндустриальный строй.
   Различные человеческие сообщества из-за не одинаковых условий жизни развивались с разной скоростью, настолько разной, что некоторые из них до сих пор живут при первобытнообщинном или родоплеменном строе.
  
  
   2. Менталитеты разных эпох. Homo sapiens выделился из животного мира благодаря разуму, одним из проявлений которого стало появление у отдельного индивидуума менталитета - совокупности взглядов на окружающий мир, укоренившейся в подсознании и формирующей его отношение к действительности.
   Экономическое состояние общества определяет условия существования людей. Условия существования заставляют людей совершать определённые действия, вольно или невольно участвовать в определённых событиях. Многократно повторяющиеся действия и события становятся обыденными не только для тех, кто в них участвует, но и для тех, кто за ними наблюдает со стороны. А обыденные действия и события формируют привычки, на основе которых (а точнее на основе вообще всего привычного) складывается менталитет. От привычки, сохраняющейся длительное время, трудно отказатся, она может даже переходить в потребность. *2*
   ___________________
   *2* Необходимо отметить, что обычай (или традиция) возникает как необходимость, существует как привычка, а отмирает, становясь помехой.
   ___________________
  
   Поэтому менталитет, а он складывается в молодом возрасте, в зрелом меняется очень редко.
   Основа менталитета человека, живущего при первобытнообщинном строе, - единство с природой. Человек, ощущая себя личностью, тем не менее не отделяет себя от окружающего мира, нанося ему, когда вынужден, минимальный вред. Например, он никогда не убъёт животное для удовольствия, только для еды, а убив, может даже просить у убитого прощения, объясняя ему, что вынужден это сделать, чтобы не умереть с голоду. Недаром охота в переводе с эскимосского языка - "человекооленеубийство", то есть человек - часть единого процесса. При родоплеменном строе человек не отделяет себя от своего рода (племени), а своего врага от его рода. Отсюда обычай кровной мести: убить родственника (соплеменника) врага - то же самое, что убить самого врага. В современную эпоху человек воспринимает себя и других людей, равных себе по положению, как обособленную личность, отделённую, иногда, даже от семьи. Люди, жившие во время первых трёх периодов современной эпохи, признавали равенство между людьми только внутри своего круга (социального слоя, касты и т. п.). А вот при постиндустриальном строе большинство людей считают всех членов общества, да и вообще всех людей, равными себе.
   Основным принципом менталитета раба является наплевательское отношение к законам: раб, являясь вещью хозяина, абсолютно бесправен, он подчиняется не законам, а только приказам хозяина, поэтому для раба главное - получить одобрение хозяина на свои действия. Менталитет же потомственного заключённого, то есть человека, родившегося и выросшего в концлагере, не знающего жизни вне колючей проволоки и, так же как и раб, бесправного, аналогичен менталитету раба, только заключённый должен получить одобрение начальника (надзирателя), которому он так же безропотно подчиняется, как и раб хозяину.
   В каждом обществе обязательно существуют как люди, имеющие фрагменты менталитета более ранних форм организации человеческого общества, то есть пережитки, так и люди, имеющие элементы менталитета будущей формы организации.
  
  
   3. Изменение менталитета. Движение человечества вперёд происходит благодаря развитию производительных сил, которое обеспечивает прогресс в производстве средств к жизни - материальных благ и, конечно же, меняет условия существования людей. Развитие производительных сил происходит непрерывно, так как его стимулирует постоянный рост объёма знаний людей, причём темп развития всё время увеличивается. Это хорошо видно на примере уменьшения временных интервалов между качественными скачками в развитии оружия: от палки до каменного оружия прошло несколько сотен тысяч лет, от каменного до железного оружия - несколько десятков тысяч лет, от железного до огнестрельного оружия - несколько тысяч лет, от огнестрельного до интеллектуального оружия и атомной бомбы - несколько сотен лет.
   Из-за постоянно меняющихся условий существования людей, за счёт развития производительных сил, менталитет людей каждого последующего поколения формируется в несколько изменённых условиях, по сравнению с условиями, в которых формировался менталитет людей предыдущего поколения, поэтому и менталитеты у большинства людей в соседних поколениях всегда немного отличаются друг от друга. Но этого отличия часто бывает достаточно, чтобы родители не понимали своих детей - вот откуда извечный конфликт отцов и детей. Постоянное увеличение темпа развития производительных сил ведёт к тому, что условия существования меняются всё быстрее, а следовательно, и менталитеты большинства людей в соседних поколениях различаются всё больше.
   Из-за постоянной смены поколений менталитет большинства членов общества непрерывно изменяется. При нормальном развитии общества он изменяется в таком же темпе, в каком развиваются производительные силы. А когда, по каким-либо причинам, менталитет общества *3*
   ______________
   *3* Наряду с выражением "менталитет большинства членов общества" в данной статье в качестве его синонима употребляется выражение "менталитет общества".
   ______________
   начинает отставать, он превращается в фактор, тормозящий развитие производительных сил. Например, если менталитет общества не приемлет открытие, то оно отметается и изобретается заново или вспоминается через какое-то время. И когда, наконец, менталитет общества открытие приемлет, то тогда (и только тогда!) оно внедряется в жизнь. Вероятно действует закон соответствия уровня развития производительных сил в обществе менталитету этого общества.
  
   4. Схема развития сообществ. Форма организации человеческого сообщества зависит от ценностных ориентаций и норм поведения, которых придерживается большинство его членов. А ценностные ориентации и нормы поведения конкретного человека определяются его менталитетом. А это означает, что именно менталитет большинства членов сообщества определяет ту или иную форму организации этого сообщества.
   Организация человеческого сообщества (общественные устои, структура власти, право на собственность, право на наследование, производственные отношения, институт брака, родственные отношения и т. д.) с трудом поддаётся даже небольшим изменениям: она по своей природе статична. Пока её форма соответствует менталитету сообщества - сообщество стабильно. Когда же форма организации сообщества перестаёт соответствовать постоянно изменяющемуся менталитету сообщества, в сообществе начинается переходный этап, в течение которого происходят социальные потрясения, - революционный этап. После установления в сообществе новой формы организации, соответствующей менталитету сообщества, социальные потрясения переходного этапа прекращаются. По этой схеме развиваются человеческие сообщества, если в процессы, происходящие в них, нет всеобъемлющего вмешательства более развитых сообществ, в частности, так развиваются сообщества, идущие впереди других по развитию. Если же менталитет сообщества соответствует ранней форме организации, а производительные силы, как правило в отдельных секторах зкономики, за счёт общения с представителями более развитых сообществ и заимствований у них, растут слишком быстро, разрыв между ними становится неестественно большим, так как нарушается нормальный процесс развития сообщества. *4*
   ____________________
   *4* Можно сказать, что нарушается закон соответствия между развитием производительных сил в сообществе и менталитетом этого сообщества.
   ____________________
   Такая ситуация тоже приводит к социальным потрясениям, но в этом случае происходит квазиреволюция - как правило, вооружённый переворот, после которого к власти приходят другие люди, но устройство сообщества в принципе не меняется потому, что менталитет большинства его членов не успел измениться на столько, чтобы был возможен переход к новой форме организации сообщества. Таким образом, можно сказать, что развитие отдельного человеческого сообщества происходит благодаря взаимному влиянию производительных сил и менталитета большинства членов этого сообщества.
  
  
   5. Влияние климата. Для того чтобы менталитет сообщества изменился столь значительно, чтобы был возможен переход к новой форме организации сообщества, должно смениться много поколений, и тем больше, чем медленнее меняется менталитет конкретного сообщества. А скорость изменения менталитета зависит как от скорости развития производительных сил, так и от умственных, психических и физиологических особенностей большинства членов этого сообщества, которые формировались в условиях существования, присущих местности, в которой длительное время жило данное сообщество, по дарвиновскому закону естественного отбора. *5*
   ____________________
   *5* В данной статье под термином "длительное время", употребляемым по отношению к сообществу, подразумевается время, в течение которого сменяется такое количество поколений в сообществе, которое необходимо для проявления действия закона естественного отбора.
   ____________________
   В тёплом климате условия жизни, как правило, не создают дополнительных трудностей для людей в их борьбе за существование, не побуждают к поиску новых возможностей для выживания, а значит не стимулируют развитие производительных сил, не "включают" механизм дарвиновского закона на отбор индивидуумов, способных выжить в неблагоприятных условиях. Поэтому в сообществе, живущем в таком климате, темп развития производительных сил не высок и к тому же не увеличивается доля членов, обладающих умственными, психическими и физиологическими особенностями, необходимыми для использования всего того нового, что появляется благодаря развитию производительных сил. В суровом климате условия существования таковы, что практически все силы людей уходят на борьбу за выживание, поэтому производительные силы развиваются очень медленно. А вот в умеренно суровом климате условия существования обеспечивают производительным силам возможность развиваться быстрее всего. К тому же, происходит естественный отбор наиболее деятельных, выносливых, умеющих приспосабливаться индивидуумов, то есть увеличивается скорость изменения менталитета сообщества. *6*
   ____________________
   *6* Точнее будет сказать, что скорость изменения менталитета сообщества увеличивается потенциально.
   ____________________
   А это означает, что климат, в котором длительное время живёт человеческое сообщество, определяет скорость развития этого сообщества. Не случайно П. Савицкий сформулировал закон, по которому более поздние, а с моей точки зрения более развитые, культуры рождаются в более холодных странах.
   Для того, чтобы производительные силы развивались максимально быстро, помимо оптимального климата необходимо ещё одно условие, на которое указал Л. Морган, - наличие животных, годных для одомашнивания, на мой взгляд особенно таких, которых можно использовать в качестве орудий труда: для верховой езды, как вьючный транспорт и как тягловую силу.
   Оба условия оказались выполненными на большей части Европы, так как Гольфстрим начал "работать" и суровый европейский климат смягчился около десяти тысяч лет назад. Человеческие сообщества, жившие в ней или пришедшие в неё, оказались в условиях наиболее благоприятных для развития. Темп развития производительных сил и, соответственно, темп изменения менталитета постоянно увеличиваются, в результате те сообщества, которые из-за упомянутого изменения природных условий начали опережать другие сообщества в развитии, чем дальше, тем больше опережают отстающих. По этой причине страны Европы и страны, образованные выходцами из Европы, опередили все остальные государства в движении по пути прогресса. Разница же в уровнях развития государств генерирует конфликт между ними, который внешне выглядит как конфликт "Север - Юг".
   При естественном отборе накапливается и закрепляется в потомстве всё, что способствует выживанию вида. Сейчас в передовых странах механизм естественного отбора homo sapiens'а "выключен" за счёт того, что потомство имеют люди, которые без вмешательства современной медицины его бы не имели, среди них, и это самое негативное, те индивидуумы, которые имеют генетические изменения настолько ухудшающие их умственные или психические или физиологические показатели, что они самостоятельно, без постоянной помощи со стороны, нежизнеспособны, что уменьшает максимально возможную скорость изменения менталитета общества. И если такое положение будет сохраняться длительное время, то обязательно наступит момент, когда темп развития этих стран из-за упомянутого выше "выключения" не только перестанет увеличиваться, но и начнёт уменьшаться. Ибо скорость изменения менталитета общества ограничивает скорость развития общества, как бы быстро не могли развиваться в этом обществе производительные силы.
  
  
   Резюмируя, можно сказать следующее:
   - движущей силой развития конкретного человеческого общества является постоянно ускоряющееся развитие производительных сил, которое сдерживается трудно изменяющимся менталитетом большинства членов этого общества, темп же изменения менталитета большинства членов общества в разных местностях - не одинаков, так как он зависит от климата, в котором длительное время живёт данное общество;
   - менталитет большинства членов общества, с одной стороны, является индикатором, по которому определяется форма организации человеческого общества, а с другой - одним из факторов, участвующих в изменении этой формы.
  
  
   6. Обзор эпох. Теперь рассмотрим узловые моменты в развитии человечества.
   Началом движения к возникновению разума стало, на мой взгляд, появление в лобной доле мозга древних приматов "нейронов самосознания" - клеток, которые, объединяя работу отдельных частей мозга, создают у особи чувство индивидуальности - ощущение личности, то есть то, с чего начинается сознание. Появление бо`льшего количества этих клеток у вновь возникавших видов приматов *7*
   ______________________
   *7* Дж. Олман обнаружил "нейроны самосознания" только у приматов.
   ______________________
   увеличивало способность этих видов к выживанию за счёт более ясного сознания особей. Человек (homo) появился тогда, когда увеличение количества "нейронов самосознания" привело к качественному скачку - возникновению разума. Произошло это не менее 7 миллионов лет назад. Зачаточный разум первых людей, скорее всего, походил на разум современного человека, воспитанного дикими зверьми с младенческого до, как минимум, подросткового возраста, который попадая затем снова в человеческое общество и взрослея уже не может освоить более 40 - 50 слов.
   Разум может развиваться только при постоянном и тесном общении многих индивидуумов друг с другом. Следовательно, предтечи людей были организованы в крупные долговечные группы - стаи, сделавшие возможным подобное общение, которое, закономерно, привело к возникновению элементарной речи и, вместе с возможностями руки, к зачаткам трудовой деятельности. Разум первых людей, и стал развиваться благодаря постоянному и тесному общению многих индивидуумов друг с другом, развивающейся речи, зачаткам трудовой деятельности, улучшающегося, за счёт всего этого, питания и, самое главное, за счёт появления новых видов homo, получавших от своих предков весь накопленный ими опыт, но имевших бо`льшее количество "нейронов самосознания".
   Следующим значимым этапом в развитии человека, после возникновения разума, стало появление биологического вида homo sapiens, *8*
   ___________________
   *8* Самое важное отличие homo sapiens'а от непосредственно предшествующего ему вида homo и от соседствоваших с ним, давшее громадный толчок развитию разума, а, следовательно, и обеспечившее победу в конкурентной борьбе, была одна-единственная чисто биологическая, случайная мутация произошедшая у кого-то из мужчин-прародителей вида homo sapiens не менее 50 тысяч лет назад, которая и обеспечила возможность развития современной человеческой речи.
   ___________________
   при этом стая трансформировалась в первобытную общину. Но так как при этой трансформации, кстати довольно условной, форма организации людей, то есть семейные (половые), родственные и иерархические отношения внутри общины, остались такими же, какими они были в стае, первую эпоху развития человечества, длившуюся несколько миллионов лет, можно назвать эпохой стаи, подразделяющуюся на два периода - период становления homo sapiens как биологического вида, в течение которого его предками (предшествующими видами homo) были освоены зачаточная речь, огонь и простейшие орудия, и период первобытной общины.
   Одним из проявлений развивающегося разума стало возникновение в психике пралюдей особой структуры, формирующей отношение к действительности, - менталитета личности. По мере появления всё более разумных видов homo, менталитет, несомненно, оказывал всё бо`льшее влияние на жизнь их сообществ (стай) и, наконец, у homo sapiens'а - продукта биологической эволюции, происходящей благодаря изменению (мутации) генов, его влияние оказалось таким большим, что инициировало социальную (историческую) эволюцию, которая происходит благодаря изменению менталитета большинства членов общества. *9*
   ______________________
   *9* Определения менталитета для человека на разных стадиях развития, естественно, разные, но эквивалентные друг другу. Для менталитета человека, жившего до начала социальной эволюции, больше подходит определение "структура в психике", а после - "совокупность взглядов".
   ______________________
   В процессе начавшейся социальной эволюции, *10*
   _____________________
   *10* Можно считать, что социальная эволюция началась после упоминавшейся мутации у мужчины-прародителя.
   _____________________
   благодаря изменению менталитета большинства членов некоторых первобытных общин, произошёл первый переход к новой форме организации: эти общины разделились на кровнородственные группы - роды, которые, увеличивая свою численность и разделяясь, превращались в объединения родов - племена, но память о кровном родстве (об общем предке) у членов племени оставалась. Поэтому вторую эпоху человечества, имевшую продолжительность не менее нескольких десятков тысяч лет, можно назвать кровнородственной эпохой.
   Третью эпоху, длящуюся менее десяти тысяч лет, согласно основной особенности менталитета людей живущих, в ней, можно назвать эпохой индивидуализма (индивидуальностей). Признаки характерные для её начала описаны у Ф. Энгельса. Появление государства - самый важный из них потому, что при формировании государства появляется необходимость в письменности: для поддержания порядка в родах и племенах достаточно было не писанных обычаев и традиций, а для создания государства, в полном смысле этого слова, необходимы писанные законы. Письменность же обеспечивает возможность сохранять и передавать информацию без непосредственного общения, поэтому с появлением письменности развитие производительных сил, а оно возможно только с появлением новой информации при обязательном сохранении старой, перешло на качественно новый уровень.
   Следует отметить, что законы социальной эволюции едины для всех сообществ, поэтому, несмотря на все различия (национальные особенности), социальные преобразования происходят во всех человеческих сообществах, в принципе, одинаково (по одной схеме), только с разной скоростью. В частности, в истории человечества не было примера, когда бы человеческое сообщество пропустило какую-нибудь стадию развития. Исключением могла бы быть Россия, в которой после родоплеменного начал складываться, феодальный строй. Но рядовых членов рода, которые стали превращаться в вассалов, царскими указами сначала превратили в крепостных, которые могли менять своих хозяев, а затем, после отмены Юрьева дня, превратили в рабов окончательно. Таким образом, можно говорить о законе последовательного развития, который формулируется следующим образом: в своём развитии любое человеческое сообщество должно пройти последовательно все формы организации, пропустить какую-нибудь общественно-экономическую формацию оно не может. Аналогично происходит и развитие человека: он тоже не может из детства сразу перейти к взрослому состоянию, минуя отрочество, юность и молодость, не получив опыта и знаний этих периодов жизни.
  
  
   7. Постиндустриальный строй. Основополагающим признаком того, что в каком-то обществе сформировался постиндустриальный строй, является резкое возрастание в нём роли информации: во-первых, информация переходит в категорию самого ценного товара, *11*
   ______________________
   *11* Одним из доказательств этого утверждения служит тот факт, что некоторые страны стали распродавать свои золотые запасы, так как золото перестало выполнять функцию самого ценного товара.
   ______________________
   во-вторых, как правило, законодательно запрещается скрывать информацию, не являющуюся товаром, государственной или коммерческой тайной, то есть общество становится открытым. *12*
   ______________________
   *12* То, что информация становится самым ценным товаром, - результат изменений в экономике, а то, что общество становится открытым, - результат изменений в менталитете общества.
   ______________________
   Имеются и дополнительные признаки: практически для всех членов общества соблюдаются права человека, граждане имеют реальную социальную защиту и возможность реализовать себя, и т. д.
   Начало перехода от капиталистического к постиндустриальному строю - великая депрессия тридцатых годов, а конец - научно-техническая революция, которая, возможно, ещё не закончилась. Таким образом, самая передовая на сегодняшний день форма организации человеческого сообщества только что образовалась, но не во всех государствах (их около двухсот) а только в тридцати - тридцати пяти. В этих странах преобладает, естественно, менталитет постиндустриального строя. В остальных же менталитет предыдущих форм организации человеческих сообществ тормозит развитие производительных сил, не позволяет распределять материальные блага между людьми по их вкладу в экономику, то есть максимально стимулировать трудовую активность.
   Надо отметить, что так как при постиндустриальном строе социальная справедливость, в общих чертах, достигнута, то эту форму организации человеческого сообщества можно в известном смысле и с определённым основанием назвать социализмом.
  
  
   8. Влияние религии. На любой ступени развития люди пытаются понять всё, что происходит с ними и вокруг них. Поэтому появление религии, продукта менталитета человека, было необходимо: она помогала заполнять пробелы в знаниях законов окружающего мира - всё непонятное списывала на сверхестественное (богов, духов и т. п.). Но чем больше увеличиваются знания людей, тем меньше нужна помощь религии. При постиндустриальном строе религия - это интеллектуальные и моральные костыли: обнаружилось непонятное явление - не надо искать причины, по которым оно произошло, законы, которым оно подчиняется, так захотел бог; нельзя совершать плохие поступки не потому, что это не хорошо, не потому, что мораль, формируемая менталитетом, не позволяет, а потому, что бог запрещает, а за нарушение запрета - накажет. К тому же любой искренне верующий человек считает, что имеет господина (бога), признаёт себя рабом (бога) и поэтому он готов выполнить любой приказ бога. А интеллектуально развитый, культурный человек, имеющий менталитет постиндустриального строя и, конечно же, чувство собственного достоинства, в принципе (!) не может добровольно признать себя чьим-то рабом. Поэтому по мере перехода человеческих сообществ к постиндустриальному строю (и при дальнейшем развитии) влияние религии будет уменьшаться.
   О религии с человеком можно говорить только по достижении им совершеннолетия: в этом возрасте он рассуждает и действует осознанно. Ребёнок - легко внушаем. Стереотипы, воспитанные в детстве, остаются, как правило, на всю жизнь. Внушение детям религиозных догм способствует формированию у них менталитета не совсем адекватного условиям существования, то есть искажает процесс формирования менталитета. А в результате менталитет общества изменяется медленнее, то есть тормозится развитие этого общества.
  
  
   9. Будущее общество. Основной принцип демократии - периодический выбор людей, для управления обществом. Истинная же демократия предполагает сознательный выбор. То есть большинство членов общества должно понимать, что говорят и делают люди, стоящие у власти или претендующие на неё, быть в состоянии принимать ответственные решения в интересах общества, даже в ущерб собственным (личным) интересам, понимая, что salus populi suprema lex esto, *13*
   __________________
   *13* Общественное благо - высший закон (лат.). То есть то, что на благо всему обществу, то на благо не только, сиюминутно, каждому его члену, но и, в долговременной перспективе, потомкам каждого члена общества.
   __________________
   но при этом не забывая мысль Достоевского о том, что счастье всего человечества не стоит слезы одного ребёнка. Другими словами, большинство членов общества должно состоять из интеллектуалов-гуманистов, действующих согласно словам Конфуция: "Не делай людям того, чего бы ты не хотел, чтобы делали тебе". В принципе это возможно, так как во-первых, интеллектуальные способности людей только на 20% - 80% определяются генотипом, остальное зависит от среды, а во-вторых в любом, достаточно многочисленном, человеческом обществе рождается (приближённо) 20% потенциально активных членов, 20% потенциально пассивных, а 60% могут быть и активными, и пассивными. И если активность поощряется воспитанием и общественным мнением, то есть менталитетом общества, то в таком обществе около 80% его членов потенциально могут быть интеллектуалами. А сейчас, даже среди выпускников высших учебных заведений в наиболее развитых странах интеллектуалов только около 25%. Так что даже для стран, находящихся впереди других по развитию, истинная демократия - пока мечта.
   Замечу, что истинным интеллектуалом не может быть человек, имеющий низкий культурный уровень, а следовательно, в будущем высокий культурный уровень общества необходим, а может быть и неизбежен. А всё, что помогает повышению интеллектуального и культурного уровня *14*
   __________________
   *14* Повышение интеллектуального уровня - это не только расширение информационного кругозора, в том числе и повышение образованности, но и, в первую очередь, рост умения творчески, широко мыслить, развитие воображения. Повышение культурного уровня включает в себя также духовное, нравственное и моральное развитие, а это без повышения интеллектуального уровня, для большинства людей, невозможно.
   __________________
   членов конкретного человеческого сообщества, особенно детей и молодёжи, способствует скорейшему продвижению этого сообщества по пути прогресса.
  
  
   10. События в России. В России до 1861 года внешне были все признаки феодального общества, а на самом деле существовал рабовладельческий строй. Крепостные отличались от классических рабов только тем, что их нельзя было приказать казнить, но приказать засечь до смерти на конюшне - можно. В 1861 году было отменено рабство (крепостничество), в котором находилось большинство населения, но свободы, в том числе свободы выбора места жительства, у этого большинства, а оно было сельским, прибавилось не на много. Например, выйти из сельской общины с её круговой порукой было очень тяжело. П. Столыпин начал аграрную реформу, предусматривавшую свободный выход на отруба, но до конца её не успел довести. Таким образом изменение менталитета у большинства населения сдерживалось.
   К 1917 году большинство граждан страны всё ещё имело менталитет рабовладельческого строя, так как после отмены рабства прошло только 56 лет, то есть всего 2 - 3 поколения. *15*
   ______________________
   *15* Если рассматривать ситуацию более подробно, можно отметить, что в начале XX века главной слабостью Российской империи, предопределившей её распад (как и распад Британской империи, как и отделение от Франции заморского департамента и т. п.), было то, что в разных частях империи преобладали разные менталитеты: в западной её части и в Сибири (у переселенцев) - капиталистический; на Кавказе, в Центральной Азии и в Сибири (у коренных народов) - родоплеменной; на крайнем Севере (у коренных народов) - первобытнообщинный. На остальной территории, где проживала основная масса населения и где до 1861 существовали крепостные, - рабский. Таким образом, Российская империя была, фактически, конгломератом из многих, не совместимых друг с другом, сообществ (из-за разных менталитетов люди по разному оценивали одни и те же поступки).
   После распада Российской империи коммунистам пришлось завоёвывать Закавказье, Центральную Азию и Прибалтику - территории, жители которых имели менталитет отличный от их менталитета, и насильно насаждать свой рабский менталитет. Они пытались завоевать и Польшу, но сил для этого у них не хватило.
   ______________________
   Образовавшийся огромный разрыв между производительными силами, в промышленности фактически капиталистическими, и менталитетом большинства населения привёл к военному перевороту, после которого победители физически уничтожили или выдавили в эмиграцию бо`льшую часть носителей менталитета феодального строя, бо`льшую часть носителей менталитета капиталистического строя и многих носителей менталитета свободных людей. Подавляющее большинство оставшегося в стране населения имело, по сути дела, менталитет рабов. Образовалась страна рабов, а фактически, большой концлагерь, *16*
   ______________________
   *16* Рядовой гражданин в государстве-концлагере - это не что иное, как потомственный заключённый, а то и просто государственный раб-крепостной, его только нельзя продавать. И менталитет у него соответствующий.
   ______________________
   обнесённый колючей проволокой. Так, например, граждане не только не имели права на свободный выезд за пределы страны, но и, что более важно, на свободный выбор места жительства внутри страны, а, следовательно, и работы. Этому мешал как разрешительный институт прописки, так и тот факт, что в стране с паспортным режимом гражданам, жившим в сельской местности, до 1974 года не выдавали (!) паспортов и они, конечно же, не имели права без паспорта, то есть, фактически, без разрешения местных представителей власти, покидать свой населённый пункт. А до середины 50-х годов работник даже не имел права уволиться без разрешения руководителя предприятия, на котором он работал, а это тоже представитель власти, так как, практически, все предприятия в стране были государственными. Известно, что самые безжалостные надсмотрщики (начальники) получаются из бывших рабов, то есть из людей, имеющих менталитет рабов. Именно такие люди и пришли к власти после коммунистического переворота, поэтому и было так много жестокости в стране. *17*
   ______________________
   *17* Здесь следует сделать оговорку. Менталитет бандита по своей сути ничем не отличается от менталитета раба: то же наплевательское отношение к законам, то же безоговорочное подчинение главарю, та же беспредельная жестокость. С точки зрения бандита, как и раба, человеческая жизнь (чужая) ничего не стоит. Поэтому коммунисты, захватившие власть, действовали как бандиты. От бандитов их отличала, фактически, только фразеология.
   ______________________
   Захватив власть, коммунисты силой установили в обществе отношение к собственности, характерное для рабов, не привыкших чем-либо владеть и равнодушно относящихся к нерачительному использованию собственности, - отменили частную собственность. Фактически, они ограбили большинство населения. Захвату ими власти способствовали как трудности военного времени, так и большое финансирование дестабилизации обстановки в стране, особенно в столице, извне - из Германии. А удержали коммунисты власть потому, что во главе их оказался жестокий фанатик, демонстрировавший полное отсутствие моральных устоев, гениальный организатор, сумевший "наступить на горло собственной песне": пойти против собственных принципов и мнения большинства власть имущих, фактически диктаторскими методами, разрешить, в кулуарах признаваясь, что временно, ненавистную ему частную собственность, только чтобы удержать власть. Длительное же пребывание коммунистов у власти (почти 74 года), несмотря на крайне неэффективную экономику из-за неправильного отношения к собственности и отсталого менталитета населения, стало возможным благодаря громадному запасу людских и природных ресурсов и материальных ценностей в стране.
  
  
   11. Социалисты. Предтечей коммунистического движения является движение сторонников социальной справедливости (социалистов), которое разделилось на три ветви:
   - социалистов демократических или социал-демократов, не разделяющих людей по каким-либо признакам, считающих, что социальная справедливость и перспективы на будущее в обществе должны распространяться на всех его членов;
   - социалистов социальных или социал-социалистов (коммунистов), разделяющих людей по социальному (классовому) признаку, считающих, что социальной справедливости в обществе достойны только представители отдельных социальных групп (классов), а представители остальных социальных групп не только не имеют будущего, но и права на существование;
   - социалистов национальных или национал-социалистов (нацистов, расистов), разделяющих людей по национальному (расовому) признаку, считающих, что социальной справедливости в обществе достойны только представители отдельных национальностей (одной расы), а представители других национальностей (рас) не имеют права на существование.
   Социалисты национальные имеют фрагменты менталитета (пережитки) родоплеменного строя: все мои соплеменники (представители моей национальности) независимо от поступков, которые они совершили, - свои, близкие, а все представители других племён - чужаки, они априори хуже своих. Социалисты социальные имеют фрагменты менталитета, впервые сформировавшегося при рабовладельческом строе. Ведь для рабов - рабы, а для рабовладельцев - рабовладельцы, то есть представители одного с ними социального слоя, независимо от племенной (национальной) принадлежности и поступков, которые они совершили, - свои, социально близкие, а все представители другого социального слоя - чужие и поэтому плохие. Социалисты же демократические судят о людях не предвзято, а, прежде всего, именно по поступкам, которые они совершили.
   Принципиальное неравенство между людьми определяется в конечном счёте не национальными (расовыми), социальными (классовыми) или имущественными признаками, а их разными менталитетами.
  
  
   12. Перспективы государств бывшего СССР. Государства бывшего СССР возвращаются на путь естественного исторического развития, в них происходит процесс возвращения к менталитету, который имели титульные нации перед захватом власти коммунистами. Народам в этих государствах, как и всем народам в странах с отсталым менталитетом населения, придётся пройти все формы организации человеческого сообщества, предшествовавшие постиндустриальному строю.
   Прибалтийские государства опережают по развитию все остальные государства бывшего СССР - в них восстанавливается капиталистический строй. Так как в славянских государствах и в Молдавии феодальный строй, который следует за рабовладельческим, вряд ли сформируется, то в них, скорее всего, сложится авторитарный режим, а то и просто диктатура, как эрзац монархии, характерной для феодального строя. В закавказских и центральноазиатских государствах, а также в Казахстане, сейчас легализуется менталитет родоплеменного строя, проявления которого жёстоко наказывались в СССР, и который поэтому тщательно скрывался. Возможно человеческим сообществам в этих государствах удастся "проскочить" рабовладельческий строй, так как менталитет этого строя, то есть менталитет раба-заключённого, насильно внедрялся в сознание людей около 70 лет.
   В национальных республиках России тоже происходит возвращение к менталитету родоплеменного строя. Увеличивающееся различие в менталитетах сообществ этих республик и страны в целом может привести (в исторической перспективе) к отделению их от России.
  
   1994 - 2000
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"