28.Проповедующий, преданный всегда должен знать больше, чем говорит вслух, должен допускать больше и глубже и непременно в пользу Бога, понимая, что все знания, данные Богом на Землю достаточно неограниченны, но даются человеку Богом этапами, догмами, ибо далеко не всем пойдет на пользу более глубокое знание. Проповедующий должен давать отчет себе в том, что все ограничения, рамки знаний должны быть таковыми в умах большинства людей и только сам Бог эти рамки раздвигает в свое время, своим путем, порою даже через отрицание, неприемлемость, через принятие Истины за абсурд, через беспокойство ума и неадекватность речи и поступков. Ищущего Истину человека можно отличить из многих по задаваемым вопросам, по пристрастию к теме, по непризнанным и неавторитетным высказываниям, заимствованным у других или личным. Но непосредственный выход на вопрошающего, бьющегося о стены своего невежества и в нем понимающим себя, как "первую истину", всегда происходит Волею Бога и дается понимание проповедующему, на каком уровне ему доносить истину Вед и можно ли, отвечая на вопросы, сказать ему то, что не говоришь многим и многим. Первый признак таких людей - обостренное неприятие материалных отношений, критика материального мира, зачастую потеря смысла жизни и невозможность отказать себе в наслаждениях материального мира, хотя в сознании они уже достаточно обесцененны. В таком случае Бог изнутри наводит проповедующего на мысль, что следует ему поведать, на каком уровне, ибо какое-то откровение, выходящее за пределы религиозных догм, может оказаться тем семенем, которое прорастет волею Бога и трудами Бога в слушающем преданным служением, чаще всего через гйана-йогу. Примеры более широкого мышления будут приводиться здесь как Наставления Бога, ибо и являются таковыми, не должны опротестовываться, считаться безбожными или неавторитетными, или сомнительными, поскольку пошатнут многие знания преданных, считающиеся незыблемыми, посягательство на которые считалось ранее прямым оскорблением Бога. Напротив, данные Богом, они расширяют понимание о Величии Бога и делают строже подступы к преданному служению, само служение Богу делают успешнее и сосредоточеннее. В этой связи следует разумно подходить ко всем здесь данным стихим- Наставлениям.
29.Где бы Бог Кришна Себя не проявлял в материальной вселенной - это место НИКАК не тождественно Ему Самому. Всевышний очень высоко Стоит, никто и ничто не может быть сколько-нибудь быть с Ним сравнимым или быть Ему тождественным, хотя место проявления Бога и должно почитаться, как Сам Бог, ибо человеческие чувства ограниченны и не могут точно предать знания и понимания человека. Из всех Святых мест это Высочайшее Святое место, обязано считаться местом Поломничества, местом медитации, местом очищения. Преданный в проповеди может говорить о тождественности лишь с оговоркой, дабы все же подчеркнуть Высоту и Недосягаемость Бога. Этот факт не должен показаться незначительным или противоречащим Ведам, но дополнительным и существенным указанием Бога.
30.Вриндавана-дхама непременно отлична от Самого Бога, но есть Святое Место.
31.Форму поклонения девушек Враджабхуми не следует считать высочайшей, ибо так проявленная любовь к Богу считается в гуне невежества. Любовь к Богу можно чувствовать и проявлять на всех ступенях духовного развития, ибо это энергия Бога, которую Бог милостливо может дать на любой стадии религиозного пути. Но достижение стадии премы, высочайшей любви к Богу, непременно должно иметь причинный характер, который не должен объясняться только заслугами человека перед Богом в предыдущих воплощениях (хотя это очень существенно), но и непременно в этой жизни человек должен идти абсолютно осознанным путем служения Богу и поклонения. Чувство не должно быть вызванным и проявленным спонтанно (что возможно в невежестве), но только вследствие преданного служения Богу именно в этой жизни, в результате проявления на всех этапах пути лучших духовных качеств, вследствие постоянного поклонения Верховной Личности Бога, как и при необходимом устремлении человека к очищению своего существования. Также состояние премы непременно должно иметь в основе совершенные духовные знания, личностную связь с Богом в себе, знание качеств Бога, как Личности, предполагает постоянный внутренний диалог с Богом, что делает любовь к Богу истинной, не слепой, не выраженной только чувствами, что есть энергии Бога, но и религиозно-грамотными усилиями души. К любви к Богу человек уже в этой жизни должен идти через аскезы, жертвоприношения, контроль ума и чувств, как и желаний. Также эта любовь должна проявляться в смирении и не может проявляться способами, сколько нибудь напоминающими межчеловеческие отношения. Любовь к Богу - это коленопреклонение, молчание, наслаждение. Духовная Любовь к Отцу, понуждающая живое существо проявить к Богу обеспокоенный ум, более активные чувства и желание получить ответные - несомненно в невежестве, хотя на тот период могли дать представление о любви к Богу более высокого порядка, что опять же на тот период было допустимо и соответствовало ступени развития человечества в целом, как и отражало пределы понимания преданных. Также надо знать, что состояние премы Бог дает не навсегда, а крупицами, которые следует запоминать, но не просить внутри себя у Бога этой энергии постоянно и не тревожиться, когда ее нет, ибо любовь непременно должна переходить с рельсов чувств на рельсы понимания и привлечения качествами Бога, что делает человека находящимся в состоянии любви к Богу не в зависимости от энергий Бога, а в зависимости от знания Бога, как Личности через качества Бога. Бог может время от времени давать преданному чувство Своей Любви к нему и его любви к Себе, но эти энергии тяжелы для человека, ибо очень сильны и дозы их должны быть ограничены. И на духовном плане эти энергии проявляются едва-едва, но пронизывают каждого через знание Высоты Личности Бога и Его Вечные качества. Но и эту ступень понимания и любви также надо достичь. Однако, зная так, преданный не будет переживать по поводу ярко выраженной в нем премы всегда, но будет удовлетворяться ее нечастыми мгновениями и знать, что это - норма. В другом случае, когда это дается преданному постояно, он не сможет идти по пути преданного служения во всей полноте, но будет постоянно плакать. Этот путь дается святым или невежественным, чтобы на их примере показать Высоту Премы, ее существование, как отношения с Богом, как возможная ступень, как маяк.
32.И теперь существует убеждение, что через ведические мантры, джапа медитацию, только через прасад, также через воды Ганга и пр. в полной мере можно очиститься, что в век Кали-юги этого вполне достаточно. Перечисленное - Свято, но недостаточно. Если говорить строго, все это лишь необходимые составляющие всего духовного процесса и собой весь процее не заменят. Нельзя достичь Верховный Брахман даже только джапа-медитацией, или вследствие постоянного вкушания прасада, или только купанием в водах Ганга... Преданные это знают, но начинающие свой путь часто ограничивают, делая свое преданное служение неполным и по сути неудовлетворяющим чувства Бога. Но это те шаги, которые заявляют Богу о желании вырваться из оков материального мира, о желании служить Богу, о желании обрести в себе мир и смысл. И тем не менее, разовые, нерегулярные, неполные средства уже есть аванс, данный Богом человеку через его желания и возможности в данной жизни, а также следует считать гарантией как начала, так и завершения в пути достижения Всевышнего. Начав путь даже просто с регулярного прасада (или нерегулярного) человек уже считается на пути к Богу Кришне, независимо от того, знает он об этом или нет. Кали-юга дает великолепную возможность для хорошего духовного продвижения. Наряду с воспеванием Святых Имен Бога и купанием в Святых водах Ганга, наряду с посещением Святых мест и пр. есть то, что для преданного непременно необходимо: живя в этом материальном мире остаться устойчивым к наслаждениям, которые он предлагает, быть милосердным и справедливым, когда процветает жестокость, оставаться честным, когда доминирует лицемерие и лживость, защищать слабейшего, когда есть личная угроза, сложно быть также непривязанным к плодам своей деятельности, если вкруг тебя претендующие и отбирающие, не осудить другого, если так явен грех... Этот мир Волею Бога создал такие экстремальные условия, что упражняться духовно и всегда лицезреть свои личные качества и давать им объективную оценку в нем как никогда просто и доступно, как и упражняться в терпении, уравновешенности, немногословии, дружелюбии, бесстрашии, независтливости, контролируя попутно ум, чувства и желания. Также непросто отказаться в нем от лишних материальных благ, которые с учетом семьи никогда не лишние, так же непросто в чем-то убедить членов своей семьи и ближайших родственников в выбранном пути, которые скорее тебя провозгласят невменяемым, нежели откажутся от тысячной доли материальных благ и смирятся с твоими аскезами и пожертвованиями. Несчесть путей преодолений, где можно так научиться идти искусно, что не преданное служение, ни близкие нигде и ни в чем не будут ущемлены в эту непростую югу. Бог научит выбирать правильно, Бог подскажет, как удовлетворить чувства всех, но эту ступень надо заработать, она и есть показатель реализации, причина мира в себе и гармонии с миром внешним. На этом пути несчесть, сколько возможностей в практике преданного служения, на каждом шагу, в каждом деянии, с каждым конкретным человеком - помощь бедным, бездомным, животным, обманутым, потерявшим смысл и цель жезни... Посвящая все свои старания Богу в этих и других направлениях, видя во всем Бога, медитируя на Бога, прислушиваясь к Мнению Бога в себе и строго ему следуя, можно черпать и черпать духовно идущему свидетельства о Боге, видя Его деяния бесконечно на всех этапах жизни каждого, как и в своей, и доносить невидящим и непонимающим, которые только через глаза и понимание преданного могут увидеть истинные чудеса, скрываемые гордыней и невежеством. И наконец, когда, как ни теперь, осмелиться положиться во всем на Бога, предаться Ему и увидеть великолепный результат. Но сколько при этом надо проявить бесстрашия, поскольку в этом мире реально и всегда идет речь о здоровье, жизни, жилье, близких и их благополучии. Как было сказано, многие могут так начавшего идти провозгласить безумцем и, спасая, по сути стать нелегкими путами на ногах и камнями преткновения избранного направления, посольку Бог дает преданному неслабые испытания и потрясения, которые иные приписывают на счет неистинности пути. А потому не избежать и потерь, и унижений, и избиений, и реальной нужды... Все не понарошку, как и непонарошку приобретенные откровения, как и процесс слияния со Всевышним. Только так, ведя через все и все, Бог и дает, и приближает, и наставляет, и наслаждает духовной радостью, и утверждает в знаниях, и делает путь необратимым, а знания совершенными. Следовательно, преданное служение требует максимальной самоотдачи, есть абсолютно полнокровный и действенный процесс и ограничиваться в нем не выйдет ни у кого. Это надо знать и к этому готовиться входящему в сии Божии врата.