Когда-то мне привели это "высказывание А. Вознесенского", и я поразился его точности.
Хотя у Андрея Вознесенского я его так и не встретил.
Сейчас, с появлением Интернета я, наконец, решил выяснить, кто и когда это сказал, и узнал, что слова это совсем не его, а другого поэта.
Какого? Об этом я скажу в конце заметки, поскольку стихотворение "найденного, наконец автора" повествовало о том, что было сильно в стороне от тех размышлений, которые я сам "накрутил" вокруг этой замечательной фразы за все эти годы. И мои мысли показались мне намного более интересными.
Начну с того, что женская красота - понятие очень субъективное.
В моей студенческой группе, например, была староста, моя ровесница, которая объективно была красивой (и хорошо сложена - стройная и с длиннющими ногами). Поскольку мне она своим дубовым ригоризмом досадила больше всех (ну такой вот я - не поддаюсь внешней дисциплине! Она идёт вразрез с моей внутренней), насколько я её "любил", догадаться нетрудно.
И тем не менее я однажды, в кругу своих одногруппников решил "быть объективным" (это тоже моя фишка: видеть вещи непредвзято) и завёл речь, что наша староста Л. по внешним параметрам вообще-то красива.
Какой же шквал критики и насмешек обрушился на меня после такого заявления! Никто не захотел оценить её "чисто-физические" параметры - для всех она была просто тупой функционеркой.
Я и сам со временем вычислил набор эмоций, который был ей присущ, их оказалось всего две: либо горе, либо радость, ну и иногда, в дополнение к ним - ещё "смешно".
С такой палитрой доступных ей чувств, без каких-либо дополнительных полутонов, восприниматься красивой девушкой она не могла никем.
Правда, здесь у меня есть одна оговорка.
Я давно заметил, что некоторые женщины с красивой (условно) внешностью занимают по жизни и потом успешно поддерживают её - позицию (почти профессиональных!) "красавиц".
Выражается это в их с т а т у а р н о с т и - они словно застывают, позволяя на себя любоваться. И этим действительно притягивают, кажется, к себе взгляды окружающих.
Они мало говорят или почти не говорят совсем, и я всегда гадал, происходит ли это для того, чтобы не мешать окружающим ими любоваться, не отвлекать их от этого занятия, или - чтобы не прерывать процесс бесконечной внутренней калькуляции таких красавиц, как выгоднее себя подать (а, может быть, и продать). Чтобы просчитывать впечатление, которое они производят на окружающих, нужна полная задействованность их ума, "посторонние" мысли и излишние телодвижения здесь могут нарушить всю эту внутреннюю "работу".
До сих пор это остаётся для меня загадкой.
Примером такой женщины - красивой статуи является Элен Курагина из романа Л. Толстого "Война и мир", суть которой блестяще показала И. Скобцева в великолепной экранизации С. Бондарчука.
Вот кто был именно "экспонатом", объектом для любования... Ну, а когда она заговорила - в сцене ссоры с мужем, Пьером Безуховым, он был поражён площадной вульгарностью её слов и оборотов. (А ведь женился он, напомню, на к н я ж н е Курагиной!)
Так что же мы видим из всего этого? - Прежде всего своё собственное позиционирование, подачу себя такими красавицами. "Роль", которую они взялись играть в жизни.
И если одномерная и эмоционально убогая староста моей студенческой группы была замотана своими бесконечными административными хлопотами и о других позициях и ролях не помышляла, то рядом я видел и "красавиц-статуй", твёрдо вставших на стезю фокусировки, собирания поклонения себе. (И с такими общался. Отнюдь не обязательно они были пустышками и несерьёзными особами).
Тогда что же такое роль красавицы?
Только что я прочёл интересную заметку Зины-Корзины (канал "Эх, прокачу!") о том, что выбор Лии Ахеджаковой на роль секретарши Верочки в "Служебном романе" был безукоризненным.
Именно актриса с неброскими (а, скорее, даже гротескными) внешними данными лучше всего показывала разницу между физической внешностью и "ролью", которую взялась играть та или иная представительница женской половины человечества.
Хотя статья Зины-Корзины, безусловно, ценна тем, что она вслух высказала нам парадокс, который мы и сами все интуитивно чувствовали, примеров таких особ в роли красавиц вокруг нас пруд пруди. Мне вот, например, сейчас вспоминается "наставница" героини Энн Хатауэй в фильме "Дьявол носит Прада".
Безусловно красивая Энн Хатауэй изо всех сил играет угловатость, неуклюжесть и нескладность (по правде, не очень-то ей это удаётся!), в то время как на роль "королевы", должной притягивать все мужские взгляды, претендует именно её невзрачная и неказистая коллега. Она одержима этим, этим живёт, для неё это главный смысл её существования и главная цель.
Ну, а что же бывает, когда красивая, в общем-то женщина или девушка не желает играть роль "красавицы"?
Думаю, это хорошо видно по фильму "Унесённые ветром", при сравнении Скарлетт О"Хары и её "соперницы" Мелани.
Скарлетт - окружена поклонниками, она вертит ими как хочет, по своему усмотрению, а вот скромная невеста Эшли намеренно держится в тени и на роль всеобщего идола не претендует. Хотя считается вполне красивой, но красота эта очень застенчива, она - как бы только для одного мужчины.
Ну, а я опять со своим "объективизмом"!
Кидайте в меня чем угодно, но кумир миллионов, мировой идол Мэрилин Монро - в физическом смысле отнюдь не красавица (Правда, у неё потрясающая фигура и замечательное умение двигаться. Всего одно движение бёдрами в танце в фильме "Джентльмены предпочитают блондинок" (там, где она в золотом платье) - невероятно красиво!)
Но какое море обаяния!
Именно это бескрайнее обаяние, о котором сама Мэрилин как бы и не знает - и заставляет видеть в ней одну из самых красивых женщин ХХ века.
И если я скажу вам после этого, что, например, наш представитель МИДа Мария Захарова объективно - красивая женщина - на меня опять обрушится шквал.
Но я всё-таки осмелюсь это сказать, хотя бы для того только, чтобы признать: "профессия" у неё совсем другая. Ну совсем не такая, как у тех, кто идёт по жизни с осознанием (и приятием) своей красоты. И, соответственно, этого бремени и этой миссии.
Так что в качестве вывода хочу перефразировать известный тезис об утке: "Если кто-то похож на красавицу, двигается, как красавица, говорит как красавица, значит, это скорее всего и есть... красавица". По крайней мере по "профессии", по своему месту среди людей. Не зависимо от того, нравится или нет она лично вам.
Ну, и как обещал, об истинном авторе стихотворения, первую строчку которого я вывел в заголовок. Это Роберт Рождественский.
Найти это стихотворение через поисковик не составит труда, но я что-то совсем не впечатлился мыслями Роберта Александровича после тех раздумий и наблюдений, которые "намотал" за эти годы вокруг этой его строки сам.