Масленков Игорь Витальевич : другие произведения.

Древности Северского Донца

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Здесь вы можете увидеть фотографии различных древностей, обнаруженных в бассейне Северского Донца. Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

  
  Настоящий краткий обзор вовсе не претендует на роль самостоятельного научного исследования, а служит лишь путеводителем читателю, неискушенному в археологических премудростях. Здесь представлена попытка назвать и охарактеризовать те из археологических культур, которые существовали в Харьковской области с древнейших времен до средневековья. Дабы не забивать мозги читателя излишними малознакомыми терминами и понятиями, характеристика будет весьма лаконична. Собственно, это лишь скупой комментарий к фото, выложенным ниже. На них можно увидеть некоторые артефакты, принадлежавшие народам, жившим в те далекие времена в среднем течении Северского Донца. Увы, но данная материальная летопись имеет некоторые лакуны. Это связано прежде всего с малочисленностью и редкостью находок, относящихся к эпохам каменного и бронзового веков.
  Поселения эпохи палеолита в Харьковской области единичны (с. Щуровка, с. Каменка и некоторые другие). Все ни датируются поздним палеолитом, т.е. примерно 35-10 тыс.до н.э.
   Поселения мезолита(10-6 тыс.до н.э.) также немногочисленны (с. Синичино, с.Петровсое г.Изюм, с.Савинцы).
  В конце 6-го тыс.до н.э. племена, населявшие бассейн Северского Донца, вступают в эпоху неолита. Происходят определенные изменения в хозяйстве, появляется первая керамика, совершенствуются орудия труда. Осваивается техника шлифовки камня, что хорошо видно на примере каменных топоров того времени. На рассматриваемой территории появляются стоянки днепро-донецкой культуры (с.Студенок, с.Савинцы, с.Яремовка, с. Черкасский Бышкин).
  В 4-м тыс. до н.э. с севера проникают племена охотников и собирателей культуры ямочно-гребенчатой керамики (с. Савинцы, с. Кицевка). Некоторые ученые связывают эти племена с финно-уграми.
  Хозяйство днепро-донецкоих и ямочно-гребенчатых племен носило присваивающий характер и не выходило за пределы охоты, рыбной ловли и собирательства. И лишь с появлением племен среденестоговской культуры начинается переход к производящей экономике. Племена среднестоговцев пришли в 4-м тыс.до н.э. с востока. Они одни из первых одомашнили лошадь, использовали ее не только как запас мяса, но и для верховой езды. Этим племенам уже была известно медь, но шла она в основном на производство украшений. Из орудий труда до нас дошли только металлические шилья. Наиболее известный памятник среднестоговцев, подвергшийся стационарным раскопкам, находился у с. Александрия. Сейчас он затоплен Краснооскольским водохранилищем. Есть предположение, что среднестоговцы были первыми индоевропейцами, проникшими в бассейн Северского Донца.
  В 3-м тыс. до н.э на смену среднестоговцам из Нижнего Поволжья приходят племена ямной культуры. Нет сомнения в том, что они принадлежали к индоевропейской семье. Культура получила названия из-за особенностей погребального обряда. Ямники хоронили в ямах , над которыми насыпали курган. Ямные курганы являются самыми древними погребальными такого рода в Северном Причерноморье. До этого покойников хоронили в грунтовых могильниках. У племен ямной культуры мы видим довольно развитое производящее хозяйство. Ямникам известно не только скотоводство, но и земледелие. Медь используется для производства орудий труда (ножи, шилья и пр.) И все же камень и кость занимают главенствующую роль. Находки металла этого времени крайне редки.
  В начале 2-го тыс. до н.э. мы можем наблюдать новый импульс миграций с востока. На этот раз ямные племена сменяют племена катакомбной культуры, название которой также дал погребальный обряд. Эти племена хоронили покойников в глубокой катакомбе, над которой также насыпался курган. Катакомбная культура продолжает традиции ямников. Совершенствуется керамическое производство. Ямные остродонные горшки сменяются богато орнаментированными и плоскодонными, что может говорить о наличии стационарных печей и определенной оседлости населения. Совершенствуется бронзолитейное ремесло. Из бронзы изготовляются теперь не только ноши и шилья, но и тесла, топоры. Осваивается техника сверления камня. Именно с катакомбной культурой связываются изящные сверленые каменные топоры и булавы.
  В середине 2-го тыс. до н.э. происходят новые миграции населения с востока. На этот раз он связан с племенами срубной культуры. Племена срубников хоронили покойников в деревянном срубе и насыпали над ним курган. В целом линия предыдущего развития продолжена, хотя отмечается некоторая деградация орнаментации сосудов. При срубниках появляются бронзовые копья, дротики, изящные кинжалы, серпы, наконечники стрел и пр., хотя камень и кость в качестве сырья для производства орудий труда еще не вытеснены окончательно.
  В начале 1-го тыс. до н.э. политическая обстановка в бассейне Северского Донца усложнилась. С востока в эти земли мигрируют кочевые племена легендарных киммерийцев. С севера и северо-запада проникают балтские племена бондарихинской культуры. В 8-м веке до н.э. с запада приходят протославянские племена чернолесской культуры, а в 7-м веке племена скифов сметают и ассимилируют всех предыдущих. Кроме напряженной политической обстановки, роста бронзолитейного производства и военных конфликтов, это время характеризуется и другим важным событием - освоением железа.
  О скифах и скифской культуре известно довольно много. По этой причине я не буду слишком долго останавливаться на скифах. Напомню лишь то, что они были ираноязычны, пришли с востока, имели своеобразную культуру, создали неповторимый и самобытный звериный стиль в искусстве, прославились походами в Ассирию и Мидию, вели торговлю с греческими колониями в Северном Причерноморье.
  Господство скифов в данном регионе продолжалось с 7-го в.до н.э. по 3 в.до н.э. Скифские племена были разгромлены и оттеснены в Нижнее Приднепровье и Крым воинственными сарматскими племенами, родственными скифам.
  С ослаблением сармат в Северном Причерноморье под воздействием пограничных провинций Римской империи складывается полиэтничная черняховская культура. В это же время параллельно с черняховской культурой сосуществуют и ряд других культур. Это прежде всего зарубинецкая и киевская культуры. Все они в той или иной степени связаны с протославянами, испытывали на себе сильное воздействие римской культуры. Киевская культура также знаменита своими оригинальными украшениями, выполненными в технике выемчатых эмалей.
  Все это благолепие в одночасье рухнуло в конце 4-го века, когда гуннские орды стаей саранчи пронеслись по Северному Причерноморью. Население стало покидать насиженные места, хозяйство захирело, торговые связи прервались. Лишь киевская культура доживает до 5-го века. На многие десятилетия земли приходят в запустение и дикость. Даже то, что появилось в 6-7 вв. не дотягивает до уровня черняховцев. Так, например, гончарный круг не используется, керамика изготовляется по технологиям эпохи бронзы. В 6-7 вв. на эти земли с запада приходят раннеславянские племена пеньковской культуры. Начинается подъем экономики, складываются политические союзы племен. Войско антов-пеньковцев ходит походами на Пелопонес и Царьград. Своеобразна бронзовая пластика пеньковцев. Имеются свидетельства проникновения христианства в среду антов.
  В 7-8 вв. на смену пеньковцам приходят родственные племена роменской культуры. Именно они и создали первое государство восточных славян - Киевскую Русь.
  Мой краткий обзор культур и народов подошел к концу. Теперь смотрите фото и будет вам счастье.
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"