Аннотация: Собственно автор идеи - Дмитрий Сушко. Я просто оформил
"О башкирской авиации"
передача радиостанции "Эхо Уфы" - "Цена курая"
Дорогие читатели, представляем Вашему вниманию отрывок весьма познавательного интервью с одним из известнейших экспертов в области истории авиации, наш гость, Дамир Сайфутдинов, вот уже сорок четыре года занимается исследованием операций башкирской конницы в небе Кореи в 1951-1953гг.,. передачу ведет Антон Мавров :
А - а как в воздушной войне в небе Кореи проявила себя башкирская конница?
Д.С. - с самой лучшей стороны!!! Башкирские конники наводили ужас на эскадрильи "Суперфортресов" своими островерхими шапками, блестящими саблями, и воплями, которые в солнечную погоду были слышны на высотах до 8 тысяч метров.)))
А - не все наши слушатели знают о психотропном оружии "курай" ..
Д.С. - звуки курая наводили на экипажи вражеских самолетов смертную тоску... Пилоты давали штурвал от себя и шли в последнее безвозвратное пике. Опыт сочли удачным, и на МиГ-15бис (башкирский) "Акбузат", по опыту корейской войны, механические кураи устанавливались в серии, это было его основным отличием от ранних МиГ-15. Следует отметить, что первым установку механического курая на МиГ-15 в строевой части осуществил техник самолета 1 АЭ, 324 ГвИАП, лейтенант И.Х. Фатгтдинов. За проявленную инициативу лейтенант Ильфар Фатгтдинов был награжден орденом "За отвагу на пожаре", и внесен в списки части навечно.
А - я слышал, башкирская конница активно использовалась при штурмовых налетах на вражеские позиции....
Д.С.- да, арьергард звуками кубыза выводил из строя все системы ПВО противника, включая средства радиолокации и зенитные комплексы. после чего основная волна забрасывала противника конским навозом с предельно малых высот.
А - а, простите, эффективность этих налетов?
Д.С. - эффективность была крайне высокой. Не выживал никто..... если после налета "рус-фанер" какие то считанные проценты выживали и рассказывали о секретном оружии, то после "башкир-люфт-шайзе" не оставалось абсолютно никого.... И что самое ценное боевая техника оставалась нетронутой и являлась весьма ценным трофеем. Этим, отчасти объясняется отсутствие упоминаний "люфт-шайзе" в западных источниках... Это оружие не оставляло свидетелей...
А - скажите, а были ли какие то особые условия, льготы, в подразделениях "люфт-шайзе"?
Д.С. - да, конечно, башкирские летчики, "люфт-шайзе", выгодно отличались, как всякое элитное подразделение, снабжением и обеспечением от "простых" частей советских ВВС.... :
1) летчики снабжались куском мяса, которое ложилось под седло, и служило дополнительным питанием во время полета. Кроме того после употребления "мяса из под седла в сочетании с кумысом, пилот мог к форсажу транспортного средства добавить и собственный форсаж - правда довольно ограниченный по времени.
2) в случае вынужденной посадки и сам летательный аппарат шел на провиант
3) в качестве антиобледенительной жидкости использовался кумыс.... Правда, как и в эскадрильях вооруженных обычной техникой, его "излишки" сливали и пили - война... Но это был возобновляемый источник....
А - про тактику действий по наземным целям, мы поговорили, а вот как обстояло дело с тактикой боя воздушного?
Д.С. - тактика воздушного боя была особо коварной и неожиданной. Башкирские летчики намерено заманивали вражьих асов себе в хвост и как только враг попадал в ловушку и оказывался в положении "на 6 часов" включался форсаж.... Видя, что атака бакширских "Акбузатов" (терминология НАТО ) с хвоста не приносит никаких результатов, американские летчики стали пытаться атаковать в лоб. Но и тут потерпели фиаско.... Отважные летчики эскадрильи "Курай" встречали их пиками.... Бывали случаи, когда на пике после боя оказывалось нанизано до 4-х F-86"Сейбр".... "Суперфортресов" ( в силу размеров) не более 2 штук. Кроме того, в номенклатуру вооружения "башкир-люфт-шайзе" входили знаменитые башкирские луки. Опытный лучник мог заклинить стрелой рулевые поверхности вражеского самолета, что приводило к потере управления и гибели самолета врага.
А - удивительно! К сожалению, время передачи истекло, мы говорили о секретных подразделениях "Башкорт-Люфт-Шайзе "Курай"", у нас в студии был эксперт, знаток конной авиации Дамир Сайфутдинов передачу вел я Антон Мавров. Ну а любителям истории башкирской авиации предлагаем посетить первый памятник летчикам эскадрильи "Башкорт-Люфт-Шайзе "Курай"", воевавшим в небе Кореи, работы скульптора Тавасиева, памятник был открыт 17 ноября 1967 в г. Уфе.