Масленникова Елена Сергеевна : другие произведения.

Изучение Личностных Характеристик Профессионалов И Студентов 5 Курсов, Профессий Типа Человек-Знаковая Система И Человек-Живая Природа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Моё первое исследование в области самоопределения человека в мире профессий. Интересный вывод...

  ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОФЕССИОНАЛОВ И СТУДЕНТОВ 5 КУРСОВ, ПРОФЕССИЙ ТИПА ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА И ЧЕЛОВЕК-ЖИВАЯ ПРИРОДА
  
  
  
  
  Москва
  2009г
  
  
  ОГЛАВЛЕНИЕ
  Стр. 2
  
  Введение .............................................................................. Стр. 3
  
  Глава 1. Теоретические аспекты проблемы
  1.1 Классический подход в определении личностных характеристик человека............................................................Стр. 5
   1.2 Социони-ка.............................................................Стр.7
   1.3 Стимулы к деятельности........................................Стр. 12
   1.4 Социальная психология. ........................................Стр. 14
  
  Глава 2. Экспериментальная часть ........................................Стр. 16
  2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования ...........................
  2.2. Методика исследования ..............................................
  2.3. Результаты исследования ..........................................
  2.4. Сопоставление результатов ..................................Стр. 17
  
  Выводы .....................................................................................
  
  Заключение ........................................................................Стр. 18
  
  Список литературы ..............................................................Стр. 19
  
  Приложение 1..................................................................Стр. 20
  Приложение 2..................................................................Стр. 21
  
  
  
  
  
  
  Введение
  Настоящее содержание данной работы посвящено проблеме изучения личностных характеристик профессионалов и студентов 5 курсов, профессий типа человек - знаковая система и человек - живая природа.
  Выбирая эту тему, мне интересно разобраться в том, как и из чего складываются личностных характеристики человека вообще, и есть ли различия этих характеристик у людей выбранных специальностей.
   Теоретико-методологическую основу исследования составляют методы основанные на выявление психологических типов личности, их социальную направленность.
   Актуальность темы исследования отвечает современной социальной ситуации, потому как выбор профессии часто молодыми людьми проводится неосознанно, без соотнесения своих личностных характеристик к выбранной специальности, что резко уменьшает потенциальный успех в выбранном деле. На основе полученных в исследовании данных возможно решение практической задачи выбора профессии.
   Целью данной работы является - изучение личностных характеристик людей выбравших профессии инженера и ветеринара.
   Проблема исследования - почему в тестах по профориентации люди этих специальностей не социально направлены, так ли это на самом деле.
   Объект исследования - профессионалы и студенты профессий ветеринар и инженер.
  Предмет исследования - личностные характеристики этих людей.
  Гипотеза исследования - проверить социальную направленность и личностные характеристики, отвечают ли они выбранной специальности. Возможно ли дать рекомендации по развитию недостающих качеств.
  Задачи исследования:
  1. Изучить теоретические аспекты проблемы.
  2. Провести диагностику.
  3. Сопоставить результаты между собой.
  4. Произвести вывод исходя из результатов.
  Методы и методики исследования
  Определение личностных характеристик по методики изучения склонностей, опроснику профессиональных предпочтений Кабартовой, определение профессионального личностного типа Голланда, методика "мотивы выбора профессии", опросник для оценки мотивации к достижению цели Элерса, самооценка - методика оценки уровня притязаний Бороздиной. по соционики тест Кейрси и тест MBTI. Тест предпочтений.
  База исследования: ветеринарная клиника "МиВ", институт "Гидропроект".
  Общая характеристика выборки испытуемых:
  Ведущие специалисты ветеринары 10 человек, в возрасте от 30 до 56 лет.
  Студенты 5 курса ветеринарной академии, 7 человек, в возрасте от 22 лет.
  Ведущие специалисты инженеры 9 человек, в возрасте от 40 до 60 лет.
  Студенты 5 курса, инженеры, 8 человек, в возрасте от 22 лет.
   Новизна, теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что выяснив, что в профессии человек - знак и человек - живая природа, действительно идут люди несоциальной направленности, а достигают успеха лишь те кто сумел наладить хорошие взаимоотношения с социумом, то практически рекомендовано вести работу по социальной адаптации у молодых людей выбравших эти специальности.
  
  
  
  
  Глава 1. Теоретические аспекты проблемы
  1.1 Классический подход в определении личностных характеристик человека.
  Выбор профессионального пути во многом определяет судьбу человека. Около 50 процентов неудовлетворенности жизнью связано с профессиональной деятельностью человека. Отношение человека к трудовой деятельности, возникающее в период подготовки к ней в процессе обучения и самой деятельности - важная социальная и психологическая характеристика личности. Склонность человека к определенной профессиональной деятельности может быть диагностирована, и чем раньше это будет сделано, тем легче человеку сориентироваться в выборе профессии, а также определить насколько данный человек соответствует занимаемой должности.
  Признаком склонности к определенной профессиональной деятельности являются интересы человека, в которых проявляется его познавательная потребность и направленность на определенную деятельность. Выявление интересов человека способствует профессиональному определению личности. Психодиагностика профессиональной деятельности позволяет изучить профессиональные интересы человека при помощи косвенных вопросов, на основе использования специальных психологических тестов, что позволяет глубже ознакомиться со спецификой профессиональной направленности личности и дает возможность выявить степень ее выраженности.
  Моей задачей, в данной работе было проверить действительно ли человек, которому будет рекомендована та или иная специальность будет соответствовать специфики профессии, и какие подводные камни могут встретиться на его пути, для этого я провела при помощи психодиагностики детальные исследования личностных характеристик профессионалов в областях систем отношений человек-знак, человек - живая природа.
  На формировании личностных характеристик человека, на мой взгляд, влияет две составляющие: генетически заложенные данные челове-ка (то как он может с большей вероятностью будет реагировать на события в его жизни) и среда в которой он живёт, это и подтверждают все выводы психогенетики. В этом смысле здесь хорошо подходит формула Курта Левина P=f(L,S), где Р - любое свойство личности (обученность, темперамент и т.д.), L- внутренние, субъективные личностные факторы, S - внешние, средовые, объективные факторы. Например, агрессивно настроенная личность, попав в соответствующие условия среды может погасить свою агрессию и контролировать себя, проявляя свои агрессивные наклонности в занятиях, например боксом, и наоборот если среда будет способствовать развитию его наклонностей мы получим гипертрофированного монстра, второго Чикатиллу.
  В зависимости от успешного опыта взаимодействия со средой или не успешного, у человека складывается оценка мотивации к успеху и боязни неудачи.
  Стимулом, побуждающим человека к деятельности, учебе могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. Надежда на успех выражает уверенность в достижении намеченной цели, а боязнь неудачи связана с тревогой не суметь ее достичь, не оправдать ожиданий, провалиться.
  Мотивация успеха носит положительный характер. При этом действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. В этом случае личностная активность зависит от потребности в достижении успеха.
  Мотивация боязни неудачи носит негативный характер. При таком типе мотивации человек стремится прежде всего избежать плохого отношения к себе, и даже наказания. Ожидание неприятностей определяет его деятельность. В этом случае, думая о предстоящей детельности, человек уже боится возможного провала и ищет выход, как его избежать, а не как добиться успеха. Поэтому люди и делятся на интровертов - те кто ищет причину в себе и в своих действиях и экстровертов - те кто, ориентирован на помощь из среды и не боится лишний раз ошибиться и обсудить возникшие у него проблемы.
  Поэтому люди и выбирают себе профессии в основном по типу социальной направленности (Методика определения профессионального личностного типа Голланда):
  1. Реалистический тип - несоциальный, ориентированный на настоя-щее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдающий пред-почтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности. Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.
  2. Интеллектуальный тип - несоциален, аналитичен, рационален, не-зависим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит ре-шать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик.
  3. Социальный тип - обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи).
  4. Конвенциальный тип - предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельности). Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности. Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом.
  5. Предприимчивый тип - избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями. Предпочтительна следующая деятельность: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т.п.
  6. Артистический тип - опирается на эмоции, воображение, интуи-цию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригина-лен. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего "я". Он несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества. Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество.
   Забегая вперёд, хочу сказать, что только те профессионалы достигают успеха в своей деятельности, которые смогут наладить хорошие социальные связи со средой, с окружающими их людьми.
  На мой взгляд наука - психология должна изучать психику человека в целом не разделяясь на направления и не отстаивая жёстко только правильность своего направления, во всех теориях проглядывается свой кусочек истины, ведь многие вещи очень хорошо работают, помогая человеку, а наукой они отвергнуты, а скорее всего ещё ею не доказаны.
  Например мною был произведён сравнительный анализ данных тестирования по соционики (тест Кейрси и тест MBTI) и данных обычных, можно сказать основных тестов по профориентации (методика изучения склонностей, опросник профессиональных предпочтений Кабартовой, определение профессионального личностного типа Голланда, методика "мотивы выбора профессии", опросник для оценки мотивации к достижению цели Элерса, самооценка - методика оценки уровня притязаний Бороздиной). И я вижу, что оба эти метода работаю очень хорошо и слаженно, то какие особенности в восприятии мира уже сложились у человека и его возможный потенциал хорошо прослеживается и данные, не только не противоречат друг другу, а и очень хорошо до-полняют друг друга.
  1.2 Соционика.
  Как показала практика, тесты по соционики эффективны, когда нет времени на детальное обследование личности опрашиваемого, а получить реальную картину его способностей нужно за короткое время.
  Соционика возникла в 70-х годах ХХ века на стыке трех наук: психологии, социологии и информатики.
  Психология - наука о психике человека. Основанием для создания соционики послужило учение З. Фрейда о структуре человеческой психики и теория психологических типов К.Г. Юнга.
  Социология - наука о человеческом обществе. Для соционики важно изучение взаимоотношений людей в обществе, а также изучение самой структуры человеческого общества.
  Информатика - наука об обмене, обработке и передаче информации. Соционика изучает не всю психику в целом, а функционирование психики человека в режиме обработки информации. Для этого в соционике используют математическое моделирование процессов обработки и передачи информации психикой человека.
  Соционика - наука о типах информационного метаболизма и о возникающих между ними интертипных отношениях.
  Предмет соционики - изучение процессов обмена информацией чело-века с окружающим и внутренним миром, а также между людьми как типами информационного метаболизма.
  Метод соционики - диагностика структуры человеческой психики и анализ процессов информационного метаболизма по соционическим моде-лям.
  Исторический срез науки
  Прежде чем, подойти к описанию основных положений соционики считаю важным вначале дать небольшой исторический экскурс. Как зародилась соционика и где находятся ее корни? Соционика возникла, как закономерное продолжение учений основоположника психоанализа З. Фрейда и его талантливого ученика, швейцарского психиатра Карла Гус-тава Юнга (1875 - 1961). Если описать коротко историю ее возникновения, то это прозвучит приблизительно так: Фрейд ввел в науку идею о том, что человеческая психика имеет некую структуру. Эта структура включает в себя следующие уровни: сознание (ego), предсознание (super-ego) и подсознание (id).
  Опираясь на более чем шестидесятилетний опыт работы с пациентами, К.Г. Юнг отметил, что эта структура по-разному наполнена у разных людей.
  С чем это связано? Некоторые ученые предполагают, что психика новорожденного представляет собой "чистую грифельную доску", человек рождается как "tabula rasa" и все последующее психологическое развитие проистекает из родительского воспитания, под воздействием социума и личного опыта. Однако К.Г. Юнг утверждал, что это не так. Психика ребенка уже обладает некой изначальной структурой, которая задает базу, основу для его дальнейшего взаимодействия с внешней средой.
  Эта первоначальная структура включает тип личности, на котором впоследствии и формируется индивидуальная психика.
   С точки зрения К.Г. Юнга каждый человек не только индивидуальность, но и представитель определенного типа.
  В этом нет ничего обидного, как нет ничего ограничивающего индивидуальность человека в принадлежности к мужскому или женскому полу. Будучи мужчиной или женщиной, блондином или брюнетом, мы все остаемся, прежде всего, личностью, имеем право на собственные мысли, чувства, привычки и вкус. Типология не отменяет всего многообразия человеческих характеров. В рамках любого из психологических типов она не устанавливает непреодолимых преград, не мешает людям "расти над собой".
  Наблюдения дали Юнгу основания утверждать, что одни люди лучше оперируют с логической информацией (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие - с эмоциональной (отношения людей, их чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, восприятие в целом, инстинктивное схватывание информации), другие - более развитыми ощущениями (восприятие внешних и внутренних сенсорных раздражителей).
  В соответствии с этим К.Г. Юнг определил следующие базовые функции в психике человека:
  мышление, чувство, интуиция, ощущение
  Он рассмотрел каждую из них в двух установках: в экстравертном и интравертном вариантах. В соответствии с этим определил восемь психологических типов личности. Их описания Юнг привел в своей книге "Психологические типы".
  Аушра Аугустинавичюте соединила теорию психологических типов Юнга с теорией информационного метаболизма А. Кемпинского.
  Метаболизм означает: обмен, обработка, переработка.
  Классик польской психиатрии А. Кемпинский уподобил процесс обмена информации психикой человека обмену веществ в организме. Он ввел такой образ: "Психика человека питается информацией. Его психическое здоровье зависит от количества и качества этой информации".
  Такое сравнение стало возможным только в середине 20-го века: ин-формация стала объектом научного интереса благодаря Винеру, создавшему в 40-х годах науку кибернетику. Тогда появилась возможность говорить и о функционировании психики человека в режиме обработки информации. Стало ясно, что структура психики, изучавшаяся Юнгом, - информационная. Юнг, опередив свое время, попал, по выражению А. Аугустинавичюте, в сферу "неопознанных объектов", наблюдая действие системы обработки информации. Ее описание, а не описание всей человеческой психики во всех нюансах составляет суть соционической типологии.
  Таким образом, базируясь на теориях Юнга и Кемпинского, Аушра Аугустинавичюте показала, что психологические типы есть ни что иное, как различные способы информационного обмена. Поэтому в соционике личности типы называются типами информационного метаболизма.
  Соционика изучает не всю личность, а лишь ее информационную структуру - предпочтительный тип или способ информационного обмена. Воспитание, образование, уровень культуры, жизненный опыт, характер - то, что в человеке индивидуально, неповторимо - базовая соционика не рассматривает, этим занимается индивидуальная психология.
  
  Тип информационного метаболизма - это некое идеальное представление, которое напоминает понятие идеальной жидкости в физике. Идеальной жидкости, естественно, нет нигде в природе, это только модель. Но без такой весьма упрощенной модели невозможно перейти к изучению реальной жидкости с примесями, вязкостью и прочими сложными свойствами. Так и для надежного изучения психики человека соционика предлагает поставить процесс исследования на информационную основу, опереться на модель. И уже базируясь на модели, переходить к особенностям психики живого, реального человека. Это позволит подойти к анализу личности, опираясь на четкие критерии.
  Еще один важный момент. Тип личности не следует рассматривать, как "что-то застывшее", не дающее "расти над собой". Соционический тип - это информационная структура личности, она не мешает человеку развиваться, осваивать новые виды деятельности. Когда мы самосовершенствуемся, нам нет необходимости менять свой "информа-ционный скелет", свою структуру. Для сравнения: занимаясь шейпингом для улучшения фигуры, мы не станем подпиливать ребра и ломать кости. Также как мы появились на свет мужчинами или женщинами, левшами или правшами, природа наградила нас и определенной структурой психики со своими сильными и слабыми сторонами, которые в своей взаимосвязи формируют для человечества уже не единый идеал психологической нормы, а различные варианты нормы, в соответствии с количеством соционических типов личности.
  В этой связи очень важно знать свой тип, принимая решение о выборе профессии. Какова вероятность добиться успеха в интересующей области? Легко или трудно будет освоить необходимые знания и умения? Доставит ли это радость и удовлетворение? Каких затрат времени и нервной энергии потребует? Умение с уверенностью ориентироваться в этих и подобных вопросах помогает "крепче стоять на ногах" в жизни.
  Для простоты понимания А. Аугустинавичюте изменила названия юнговских психологических функций, приблизив их к современным значениям слов. Так вместо:
  мышление, чувство, интуиция, ощущение
  появились
  логика, этика, интуиция и сенсорика
  Опираясь на юнговские тексты и собственные практические наблюдения, Аушра более подробно и четко описала психологические типы, построив их на четырех парах признаков, описанных Юнгом:
  
  Экстраверсия - интроверсия
  
  Логика - этика
  
  Интуиция - сенсорика
  
  Рациональность - иррациональность
  Соционическая типология строится на четырех парах признаков, называемых дихотомическими (дихотомия означает "рассечение на два").
   Аушра отметила, что характер человека определяется не одной, как у К.Г. Юнга, а двумя функциями.
  Талантливая ученица К.Г. Юнга - Кэтрин Бриггс, посещавшая его лекции и ее дочь Изабель Бриггс Майерс подробно исследовали проявления каждого из шестнадцати типов личности и описали их характерные черты. В частности они отметили влияние типа личности на способ существования человека в мире: профессиональную ориентацию, творческие способности, отношения к различным видам деятельности, к людям, животным, книгам, учебе, труду, искусству, здоровью и многое другое.
  
   Эта типология в странах Европы и США получила название "Теория типа личности" или "Типоведение".
  
  Изабель Бриггс Майерс разработала систему тестов для определения типа личности, которую назвала "Индикатор типов личности Майерс-Бриггс" или MBTI.
  
   Итак, рассмотрим в каких сферах деятельности наиболее успешными могут быть представители различных психологических типов.
  
  В производственно-управленческой (такие профессии, как администратор, руководитель, бухгалтер, экономист, рабочий, техник, мастер, хозяйствен-ник) несомненными лидерами могут стать люди с сильными функциями ло-гики и сенсорики. Обоим типам свойственна усидчивость, скрупулезность, точность исполнения. Ни один психологический тип не обладает таким аналитическим и беспристрастным умом, умением организовать работу и завершить даже очень трудное дело. В работе они опираются на факты, стараются быть беспристрастными в оценках. Представители данных типов хорошие тактики. Им можно поручать все виды работ связанные с составлением графиков, всевозможных логических структур. Они способны решить даже очень сложные технические вопросы.
  
  В социальной сфере (воспитатели, учителя, психотерапевты, врачи, повара, массажисты, менеджеры по туризму, социальные работники) смогут найти себя люди с сильными функциями этики и сенсорики. Представители этих типов умеют контактировать с людьми, налаживать связи, они гуманистичны, эмоциональны от природы. В тоже время они последовательны, опираются на то, что проверено и надежно. Представители этих типов сумеют наладить отношения в коллективе, порой выступая в роли негласных психологов. Этики способны сопереживать, убеждать и прочувствовать скрытые потребности людей.
  
  Коммуникативную сферу (журналисты, психологи, PR-менеджеры, менеджеры по рекламе, артисты, религиозные (или идеологические) деятели, секретари, библиотекари) украсят представители тех типов, у которых сильны функции этики и интуиции. Коммуникабельность и умение разбираться в человеческих взаимоотношениях сочетается у них с поиском новизны. Представителям этих типов можно поручать рекламную деятельность и дипломатические функции. Они с удовольствием возьмут на себя ответственность за решение вопросов отдыха и праздничных мероприятий, установят необходимые контакты с нужными людьми, с воодушевлением расскажут о новых теориях, интересных выставках, книгах, а также о товарах и услугах.
  
  В научно-исследовательской сфере (все виды научной работы, маркетинг, консалтинг, диспетчерская служба) несомненных успехов добьются люди с сильными функциями интуиции и логики. Интуиция помогает им осуществ-лять поиск новых ресурсов и возможностей. Они способны в считанные се-кунды предугадать и спрогнозировать развитие рынка, изменить направление деятельности, проанализировать не только сложные научные теории, но и мотивы поведения людей. Кстати, "отцы" психоанализа и аналитической психологии принадлежали как раз к этой группе типов.
  
  1.3 Стимулы к деятельности.
  Все задаются вопросом: почему при желании воспитать в ребенке ак-тивность и стремление к творчеству, неизвестно откуда появляется и разрастается лень-матушка?..
  
  Так ли уж неизвестно? Бихевиористическое направление психологии по-строено на учении о стимулах и реакциях. От стимула зависит реакция. Как же из всего многообразия стимулов выбрать оптимальный? Конечно, нельзя отбрасывать индивидуальность каждого из нас, в тоже время, зная особенности восприятия разных психологических типов, мы можем говорить о некоторых закономерностях.
  
  Интровертированные люди с преобладанием функции сенсорики ориентированы на повышение благосостояния и качества жизни. Значит, стимулом к деятельности у представителей этих типов может стать создание комфортных условий. Учитель может посадить ребенка на хорошо освещенное место в классе, а родители приобрести удобный стол и стул, хорошую ручку, организовать рабочее место с удобством. Не грех в качестве премии за хорошо сделанную работу купить такому ребенку что-нибудь вкусное или приятное, или увеличить его сумму на карманные расходы.
  
  Экстравертированные люди с преобладанием функций сенсорики предпочитают повышение по службе. В противоположность комфорту они ценят престиж. Такого ребенка следует стимулировать почетными грамотами или другими видами отличий за хорошую учебу. Дети из этой группы чаще стремятся к получению медалей, это стоит поощрять. А если до медали еще далеко, следует подумать, как подчеркнуть его высокий статус в каком-либо деле. Что он умеет делать лучше всех? В чем уже может выступить руководителем, организатором?
  
  Представители интровертированных типов с преобладанием функции интуиции превыше всего ставят личный интерес к работе или учебе. Нами было замечено, что наилучших результатов можно добиться, если поощрять такого ребенка интересной для него работой. Такие дети обычно увлекаются историей, конструированием, чтением книг. Заранее понаблюдав за ребенком, учитель-предметник может попросить его выступить с докладом. Будьте уверены, он расскажет много занимательных подробностей, которые даже вам были не известны. Дома родители могут "подсунуть" ему книжку по интересующей теме, и обучение пойдет как бы само собой.
  
  В отличие от интровертированных, экстравертированные типы с преобладанием интуиции настроены на уникальность. Их заинтересованность в деятельности растет пропорционально чувству исключительности того дела, которым они занимаются: "Никто такого еще не делал!", или собственной исключительности: "Никто больше так не умеет, как я!". "Заниматься необычным, быть непохожим на других" - главный девиз их деятельности. Перехвалить такого ребенка невозможно. Для них это всегда работает на плюс, повышает самодостаточность. Внимательно приглядитесь к представителям этих типов и вы поймете, что они переполнены всевозможными идеями. Они могут дать разумный совет о школьных нововведениях. Лучшим стимулом к деятельности для них является похвала за нестандартно принятое решение.
  Беда только в том, что порой мы все меряем собственным аршином. И то, что нам кажется идеальным, правильным безоговорочно применяем к другим. А может все не так уж просто? Возможно существуют иные мерки, иные взгляды, но от того, что они не похожи на наши еще не значит, что они плохие?
   Например, воздействие на человека возможно с трёх сторон.
  Со стороны ума - при определённом интересе, повышается уровень развития и человек сам производит переоценку ценностей, главное его заинтересовать.
  Со стороны чувств - поставить человека в такие условия в каких он как инсайт прочувствует ситуацию и изменится, это очень хорошо работает, когда человек примеривает на себя ситуации, например через сказкотерапию или придя к религии и через эту призму увидит свой мир и свои действия в нём.
  И как выше было сказано со стороны действий- создать человеку соответствующие условия, при которых он сможет эффективно работать, или дать соответствующие инструкции для повышения его работаспособности или его умений. Очень хорошо работают методы НЛП (нейро-лингво-програмирование), но если у человека не будет задействован ум и чувства, то эти методы сработают только на короткий срок и человек снова вернётся к своим ошибкам.
  Ну, а если такой приём применить к изменению человека, как изменив его биологию через питание и то что он пьёт, можно тоже прийти к потрясающим результатам.
  Так же мною был найдено, потрясающее экспериментальное исследо-вание (см. Приложение 2), которое подтверждает то, что влиять на человека можно косвенно, через лидера в коллективе, который задаёт общую направленность и общий смысл выполняемых действий.
  
   1.4 Социальная психология.
   Так же мной было проведено исследование в области социальных связей у профессионалов: ветеринаров и ведущих инженеров и, что интересно, оказалось, изначально, придя в специальность, студенты 5 курса, выбрали профессию на их взгляд, которая не социальна и которая не требует непосредственного, постоянного общения с людьми, а просчитались, как показала практика, только тот человек состоится как профессионал, тот который научится хорошему стабильному общению, пусть через призму своей профессии.
  Меня потрясло одно высказывание, всеми уважаемого и признанного, блестящего специалиста - инженера: - Да я хорошо и верно произвожу расчёты своей части работы, зачем мне долго согласовывать её с другими людьми.
  Человек состоится как профессионал, только тогда, когда у него налажена семейная жизнь, когда мысли о поиски своего личного счастья и благополучия не отрывают его целиком и полностью от его непосредственной задачи в деятельности. По этому, на мой взгляд, так важно определиться правильно с выбором специальности к 18 годам, так как потом актуально для человека становится поиск личного счастья, а освоение специальности идет как бы - параллельно. И наша задача, как специалистов по профориентации, помочь сделать молодому человеку правильный выбор.
  В идеале, важно отметить, что в процессе профессионального станов-ления у человека должна присутствовать не только мотивация, но также должно быть развитие способов профессионального самосознания, профессионально важных качеств личности, должна повышаться профессиональная компетентность и профессиональная готовность. В этот период имеет место становление индивидуального стиля деятельности, повышения уровня знаний, умений, навыков и профессионального опыта. Человек должен рассматривать себя как деятельного субъекта, активно преобразующего мир своим профессиональным трудом. Именно уровень развития мировоззрения, степень сформированности системы взглядов на мир, общество, самого себя, глубина убеждений определяют выбор человеком места в жизни, отношение к труду и к себе как к субъекту профессиональной деятельности.
  Т.В. Кудрявцев, Т.В. Зеер выделяют четыре стадии профессионального становления личности профессионала:
  1. Формирование профессиональных намерений: осознанный выбор личностью профессии на основе учёта своих индивидуально-психологических особенностей. Профессиональное становление начинается с формирования профессиональных намерений, которые являются равнодействующей многих факторов: престижа профессии, потребности общества, влияния семьи, средств информации и т.д. Важную роль в выборе профессии играет направленность личности на определённый предмет труда, которая обнаруживается в интересах, увлечениях.
  2. Профессиональная подготовка или обучение: освоение системы профес-сиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально важных качеств личности, склонность и интересы к будущей профессии. Вторая стадия - это прежде всего обучение в высшем учебном заведении. Основными психологическими новообразованиями на этом этапе являются профессиональная направленность, профессионально-этические ценност-ные ориентации, духовная зрелость, готовность к профессиональной деятельности.
  3. Профессионализация или профессиональная адаптация: вхождение и освоение профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности.
  4. Мастерство, частичная или полная реализация личности в профессиональной деятельности: качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности, интеграция сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности. По мере овладения профессиональным мастерством всё большую привлекательность приобретает сама деятельность.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Глава 2. Экспериментальная часть.
   2.1. Цель моей экспериментальной части курсовой работы - изучить, при помощи психодиагностики, личностных характеристики профессионалов в системе человек - знаковая система и человек - живая природа, (а также по счастливому стечению обстоятельств), изучить личностные характеристики студентов 5 курсов этих специальностей.
  Гипотеза - верно ли в эти две специальности идут люди не социальноориентированные.
  Задачи исследования:
  1. На основе классического подхода в профориентации и методами науки - соционики, произвести исследование, т.е. тестирование ведущих специали-стов и студентов 5 курсов.
  2. Сопоставить результаты между собой.
  3. Произвести вывод исходя из результатов.
  2.2. Методика исследования.
  Основные тесты по профориентации: методика изучения склонностей, оп-росник профессиональных предпочтений Кабартовой, определение профессионального личностного типа Голланда, методика "мотивы выбора профессии", опросник для оценки мотивации к достижению цели Элерса, самооценка - методика оценки уровня притязаний Бороздиной.
  Соционика: тест Кейрси и тест MBTI.
  Тест предпочтений - см. Приложение 1.
  2.3. Результаты исследования.
  И так, в результате моего исследования, сложилась следующая картина: ведущие специалисты и в областях человек - знак и человек- живая природа показали схожие результаты, успеха в специальности достигают лишь те которые умеют и хорошо выполнять свои профессиональные обязанности и хорошо находить общий язык с клиентами и с коллегами по работе -то есть те кто хорошо социально-адаптирован.
  У студентов 5 курсов, наблюдается обратная картина: действительно студенты этих специальностей не социальноориентированны, и им только придётся ещё решать свои задачи в течении жизни и своей профессиональной деятельности. Выбор приоритетов в жизни ещё не сформирован, и основная энергия тратится зря.
  От себя могу добавить, те, студенты - инженеры (так как сама являюсь ин-женером по первому образованию), которые ориентированны на быстрый результат и внешние связи, без глубокого самоанализа своих действий (в основном это юноши), не удерживаются в специальности и идут на проф.переподготовку.
  2.4. Сопоставление результатов
  Социально-адаптированные инженеры Ветеринарные врачи
   5 курс специалист 5 курс специалист
   + +
  Не социально-адаптированные + +
  
  Вывод
  Действительно тесты по профориентации и соционики дают нам схожие данные, которые помогут нам реально помочь в выборе профессии.
  Но как результат моей работы, можно сказать работу по профориентации можно дополнить тем, что зная слабые стороны профессии человек-знак, человек - живая природа, нужно вести работу по социальной адаптации у молодых людей выбравших эти специальности. Действительно ведь выбрав систему знаков и заменив общение с живыми людьми- животными, эти студенты путем своих проб и ошибок будут решать в жизни задачу: плодотворной совместной жизни с другими людьми!
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Заключение
  В результате курсовой работы я попыталась через различные призмы теоретических знаний рассмотреть, как происходит становление личности.
  Какими методами, на сегодняшний день эффективно определять поиск профессии и эффективность работы в данной области.
  Научилась пользоваться тестами по психодиагностике.
  Думаю, что профориентация - одна из главных задач психолога, ведь грамотная и своевременная высококвалифицированная профконсультация на 50% может помочь человеку состояться в жизни как личности и реализоваться в самом оптимальном для него направлении, исходя из его личностных характеристик, а не из псевдо - престижа какой-либо модной специальности.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Список литературы:
  
  Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека:
  характеристики и условия достижения. М.,1998
  Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь,
  Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.,1999
  Гегель. Энциклопедия философских наук. Научная логика. М.,
  1974
  Климов Е.А. Как выбрать профессию. МГУ, 1994
  Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию
  образования. М., 2000.
  Зеер Э.Ф. Психология профессий, М., 2002
  Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления
  личности// Психологический журнал. 1997. Љ 6.
  Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2004. .
  К.Г. Юнг. Психологические типы. - СПб.: "Ювента" - М.: "Прогресс-Универс", 1995.
  А. Аугустинавичюте Соционика: Кн. 1. Введение. Кн. 2. Психотипы. Тесты. - М.: "АСТ", СПб.: "Terra Fantastica", 1998.
  Т. Прокофьева. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. Москва: "Гном-Пресс", 1999.
  В.В. Гуленко. Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителя. - Новосибирск: "РИПЭЛ", 1995.
  Эксклюзивный материал сайта "www.effecton.ru - психологические тесты и коррекционные программы
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Приложение 1
  Тест предпочтений - автор Масленникова Е.С. по материалам книги А. Некрасова "Живые мысли"
  
  Поставьте по приоритетам - на самую верхнюю ступеньку, то что для вас самое главное в жизни:
  Друзья,
  Работа,
  Семья, муж или жена,
  Вы сами,
  Родители,
  Хобби (путешествия и т.д)
  Жилищные условия
  Дети
  Родина
  Любимые домашние животные
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Ключ к тесту:
  У здоровой успешной личности во всех её проявлениях, соответствует шкала жизненных ценностей и приоритетов:
  1. Сам человек.
  2. Семья, муж или жена.
  3. Хорошие жилищные условия.
  4. Дети.
  5. Родители, родина
  6. Работа.
  7. Хобби (друзья, путешествия, домашние животные и тд.)
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Приложение 2
  ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ОПТИМИЗАЦИИ В ГРУППЕ СТРУКТУРЫ ЛИДЕРСТВА
  
  Т.М. ЩЕГЛОВА Журнал "Вопросы психологии" Љ1 за 1987 год
  
   Проведение в жизнь реформы общеобразовательной и профессиональной школы требует внимания работников высшей школы к вопросам профессионально-педагогической на-правленности студентов и факторам, влияющим на процесс ее формирования. Среди та-ких факторов исследователи выделяют организацию учебной и профессиональной дея-тельности студентов, общение, воздействия со стороны коллектива и преподавателей. Од-нако в психологической литературе отмечается, что для студенческого возраста характер-на большая значимость окружения сверстников по сравнению со старшими, а также то, что у студентов влияние коллектива на личность, по сравнению со школой, ослабевает. Таким образом, в студенческой среде влияние личности на своих сверстников имеет осо-бенно большое значение; как правило, в академической группе такой личностью является ее лидер.
  Проблема влияния лидеров студенческой группы на профессионально-педагогическую направленность ее членов изучалась обычно в рамках влияния коллектива на профессио-нально значимые качества будущих учителей. Целью нашего исследования было изучение динамики взаимодействия лидера и группы относительно профессиональных ценностей и выделение условий эффективного влияния лидера на педагогическую направленность членов студенческой группы в зависимости от ряда показателей: а) лидерства (официальный - неофициальный); б) вид его направленности относительно профессии (собственно педагогическая, направленность на предмет и ситуативная); в) сформированность коллектива и его профессионального профиля (по факультетам).
  
  В соответствии с целью и задачами исследования мы использовали разнообразные методы коллективного рейтинга и самооценки, анкетирования, беседы, анализа документации, математико-статистические, а также методику Н. В. Кузьминой и модифицированные нами методики Е.М. Никиреева и М.X. Титмы.
  
  Понимание лидера как члена группы, обладающего единством наивысшего авторитета и наибольшей популярности в ней, потребовало изучения обоих этих феноменов. Популяр-ность личности оценивалась нами по данным социометрии, которая включала десять во-просов, затрагивающих основные стороны жизнедеятельности студенческой группы: учебную, научную, профессиональную, общественную, эмоционально-личностную и др. Социометрические звезды определялись наибольшим количеством баллов по всем крите-риям. Целесообразность изучения абсолютных лидеров отмечает и А.В. Петровский. Ав-торитетность лидера выявлялась при помощи коллективного рейтинга. Студентам предлагалось оценить себя и каждого из своих товарищей по ряду качеств, одним из которых была авторитетность личности. Использовалась трехбалльная оценка: оценка "2" ставилась, если данный человек авторитетен для эксперта, оценка "1" означала, что оцениваемый студент авторитетен для эксперта лишь в отдельных ситуациях, оценка "0" ставилась студентам, не имеющим авторитета в глазах эксперта.
  
  Для выделения лидеров студенческой группы мы выбирали несколько (4-6 человек) наиболее популярных студентов и столько же наиболее авторитетных членов в каждой группе и сопоставляли их лидерские показатели между собой. Количество выбранных для изучения "звезд" определялось числом испытуемых, имевших в группе значительный перевес в социометрических выборах по сравнению с основной частью членов группы. В ряду авторитетности такое число выделить труднее, так как разница показателей в нем более сглажена. Испытуемые, объединившие в себе оба эти показателя, выделялись нами как лидеры студенческой группы.
  
  Профессионально-педагогическую направленность личности мы изучали через соответствие ее интересов содержанию профессии. В зависимости от степени такого соответствия выделяются три вида направленности студентов относительно педагогической профессии: педагогическая направленность, с преобладанием мотива работы с детьми, направленность на учебный предмет с доминированием интереса к профилирующему предмету и ситуативная направленность, обусловленная мотивами, не имеющими прямого отношения к содержанию педагогической деятельности. При определении вида направленности студента ведущими критериями выступили мотивы выбора профессии учителя и профессиональные планы студентов.
  
  Особенности структуры профессиональной направленности студентов мы изучали через выявление их интересов к отдельным сторонам профессиональной деятельности на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.
  
  Когнитивный уровень профессиональной направленности студентов педвуза определялся с помощью модифицированной нами методики М.X. Титмы , выявляющей степень осоз-нанной значимости для личности отдельных сторон профессиональной деятельности: на-пример, возможность воздействовать на развитие других людей, руководить, познавать новое и т. п. Эмоциональный уровень направленности студентов определялся при помощи модифицированной нами методики Е.М. Никиреева . Поведенческий уровень профессионально-педагогической направленности студентов определялся при помощи метода коллективного рейтинга и самооценки.
  
  Для установления динамики взаимодействия лидера и коллектива относительно профес-сиональных ценностей студентов мы проследили влияние лидера студенческой группы на направленность ее членов на разных курсах обучения в вузе. При лонгитюдном изучении было замечено, что наиболее устойчивым влиянием в академической группе пользуются официальные лидеры I курса обучения. На втором году обучения в группах, как правило, появляются новые лидеры, которые вносят заметные, но неустойчивые изменения в направленность интересов членов группы. На II курсе происходит как бы примеривание коллективных ценностей и норм; отсюда рост числа и разнообразия лидеров, резкие скачки в интересах группы. К III курсу происходит утверждение академической группы как коллектива. На старших курсах педагогического вуза приоритет в системе отношений "личность-коллектив" принадлежит коллективу, интересы которого наиболее полно отражают неофициальные лидеры студенческой группы.
  
  Таким образом, наибольшее влияние на профессиональную направленность членов сту-денческой группы на младших курсах вуза оказывают лидеры, на старших - коллектив. На начальном этапе формирования коллектива влияние лидера обусловлено сформиро-ванными ранее нормами и ценностями в структуре его направленности, на этапе зрелого коллектива - нормами и ценностями, сложившимися в академической группе, ярким вы-разителем которых является лидер.
  
  Сопоставление по курсам лидеров, обладающих и не обладающих официальным статусом, показало, что в изученных нами группах (24 группы педагогического, индустриально-педагогического, художественно-графического факультетов) лидерство носит преимущественно официальный характер. На I курсе они составили 73 % от общего числа лидеров курса, на II курсе - 66, на III - 56, на IV - 53 и на V курсе - 47%.
  Сопоставление по курсам студентов с различными видами направленности среди лидеров и рядовых членов показало, что на всех курсах собственно педагогическая направленность личности оказывается доминирующей. Пик влияния лидеров с направленностью на предмет приходится на I и IV курсы обучения в вузе и связывается с ведущей ролью учебной деятельности на данных этапах обучения: I курс - вхождение в специальность, новые предметы; IV курс - специализация, участие в научной работе, теоретическая подготовка к практике в школе.
  
  В ходе исследования направленности студентов индустриально-педагогического, художе-ственно-графического и географического факультетов педагогического вуза была выявле-на различная степень выраженности у них резервных профессиональных намерений (тер-мин П.А. Шавира). Наиболее широко они представлены у студентов художественно-графического факультета, которые выражали желание после окончания вуза работать ско-рее в художественной школе, чем в общеобразовательной; их привлекает также оформи-тельская работа в различных учреждениях, возможность заниматься только искусством. Студенты географического факультета, кроме педагогической деятельности, отмечают возможность научно-исследовательской работы по своей специальности. Профессиональ-ные намерения студентов индустриально-педагогического факультета, как правило, огра-ничиваются педагогической деятельностью в силу специфики профиля: работой учителем труда и мастером производственного обучения.
  
  Таким образом, чем теснее профиль факультета связан с педагогической деятельностью, тем выше в студенческих группах факультета уровень педагогической направленности их членов (табл. 1), а также влияние лидеров с собственно педагогической направленностью личности. Так, например, на I курсе представленность на факультетах лидеров с собствен-но педагогической направленностью составила: на художественно-графическом - 32 % от общего числа лидеров курса, на географическом факультете - 40 % и на индустриаль-но-педагогическом - 60 %.
  
  Лидеры академических групп оказывают влияние на профессионально-педагогическую направленность студентов в системе воздействий со стороны института, факультета, кур-са. При снижении влияния общефакультетских организаций, администрации факультета возрастает роль лидеров малой группы в формировании профессиональной направленно-сти ее членов. Выявлено также, что на факультетах с хорошо поставленной воспитатель-ной работой различие в интересах групп одного курса значительно меньше, чем в группах факультета, где воспитательная работа организована слабее и инициатива в общественной деятельности в основном исходит из первичных малых групп.
  Таблица 1
  Соотношение на факультетах студентов-первокурсников с различной направленно-стью относительно профессии (в %)
  Вид направленности Факультеты
   худграф геофак ИПФ*
  Собственно педагогическая 23 35 57
  На предмет 48 47 29
  Ситуативная 29 18 14
  * ИПФ - индустриально-педагогический факультет
  Возможности целенаправленного формирования профессионально-педагогической на-правленности студентов посредством оптимизации в группе структуры руководства и лидерства мы изучали в формирующем эксперименте. Для этого мы участвовали в выборе официального актива студенческих групп I курса трех факультетов с целью выдвижения на лидерские позиции студентов с педагогической направленностью личности. Результаты последующих срезов показали, что в экспериментальных группах не все предложенные нами кандидатуры стали лидерами. Однако в этих группах к концу I курса лидеров с собственно педагогической направленностью оказалось почти в два раза больше, чем в контрольных группах; а на II курсе в экспериментальных группах установился оптимальный состав лидеров: староста, комсорг и профорг, объединившие в себе высокий официальный и неофициальный статус и показавшие высокий уровень профессиональной направленности. Это отразилось и на росте количества студентов с профессионально-педагогической направленностью в экспериментальных группах (табл. 2).
  
  Основные положительные изменения профессионально-педагогической направленности студентов экспериментальной группы отмечены прежде всего на когнитивном и эмоцио-нальном уровнях, что говорит о преобладании непосредственных форм влияния лидеров на членов группы (посредством убежденности, внушения, эмоциональной идентификации с лидером и т. п.)
  Таблица 2
  Динамика профессиональной направленности студентов контрольных и экспери-ментальных групп (в %)
  Вид направленности Группы
   экспериментальные контрольные
   I курс II курс I курс II курс
  Собственно педагогическая 38 52 38 37
  На предмет 42 34 41 43
  Ситуативная 20 14 21 20
  
  Проведенное исследование позволяет сформулировать некоторые психолого-педагогические рекомендации по организации и управлению структурой руководства и лидерства в студенческой группе.
  
  1. Кураторам студенческих групп I курса (преподавателям, администрации факультета, общественным организациям) рекомендуется начать учебно-воспитательную работу в академической группе с выявления интересов ее членов, мотивов их поступления в вуз, профессиональных планов, используя при этом методы анализа документации, беседы, анкетирования и специальные методики.
  
  2. Преподаватель, являющийся куратором учебной группы, должен участвовать в выборе официального актива группы первокурсников, так как целенаправленное формирование актива студенческой группы способствует как выдвижению лидеров, совмещающих в себе официальный и неофициальный статус личности, так и более эффективному формированию профессиональной направленности студентов под их воздействием. Кроме того, первоначальное влияние лидеров наиболее ярко отражается на становлении групповых ценностей.
  
  3. При выдвижении кандидатур на официальный пост в группе следует ориентироваться прежде всего на морально-деловые качества студента, лежащие в основе его авторитета, вид его направленности и лишь затем на его популярность, так как "звезды" первых дней существования группы в дальнейшем, как правило, не занимают лидерских позиций.
  
  4. Наиболее благоприятным для формирования основных групповых ценностей является влияние официальных лидеров с педагогической направленностью личности. Положи-тельное влияние на направленность студентов I и IV курсов оказывают лидеры с направ-ленностью на предмет в силу особенностей учебно-профессиональной деятельности сту-дентов на этих курсах.
  
  Важно сохранить правильное соотношение студентов с различными видами направленности в групповом лидерстве Желательно наличие лидеров с разнообразными интересами, но при преобладании среди них студентов с ведущим интересом к педагогической деятельности.
  
  5. При выборе официального актива студенческой группы важно учитывать специфику факультета: более разнообразить типы лидеров на факультетах с узкопедагогическим профилем (педагогический, индустриально-педагогический) и опираться на лидеров с собственно педагогической направленностью личности на факультетах, профиль которых шире педагогической деятельности (художественно-графический, музыкально-педагогический, физического воспитания и т. п.)
  
  6. Недостатки лидерского влияния в академической группе в определенной мере компенсирует правильно организованная работа факультетских организаций по формированию профессиональной направленности студентов.
  
  7. Контроль за развитием внутриколлективных отношений и профессионально-педагогической направленности студентов позволит своевременно производить корректировку лидерского влияния через переизбрание официального актива группы, введение новых групповых целей и т. п.
  
  Учет данных рекомендаций поможет администрации факультетов педвуза совершенствовать структуру лидерства в академических группах с целью более успешного формирования профессионально-педагогической направленности студентов. Необходимость внимания к лидерскому процессу в академической группе обусловлена и тем обстоятельством, что в условиях студенческого коллектива официальный лидер выполняет также функции руководства.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"