Аннотация: Комплексный подход медицины, педагогики и психологии семьи
Развитие человечества видится мне как система однонаправленных векторов развития различных сфер, таких как : ум (образование, работа с учителями, учениками, как раннее развитие, дошкольное образование, школьники, студены, специалисты), действия (поддержка физиологического здоровья, работа с врачами, спорт), чувства (психологическая поддержка, развитие эмоционального восприятия мира - сейчас в этом дефицит, дети с заболеваниями аутистического спектра, специалисты в сфере человек - человек эмоционально "выгоревшие"), Всё это развивается в благоприятной среде (социальные службы).
В связи с этим, мы можем предположить, что если все структуры будут работать в одном направлении, то мы достигнем наиболее быстрого и хорошего результата, если думать и чувствовать будем одно, а делать наоборот - это приведёт к хаосу.
Прилагаю исследования Филипповой Галины Григорьевны 2014 года:
Связь физиологического и психического компонентов в репродуктивной сфере
Репродуктивная сфера - это организация всех систем организма для реализации репродуктивной функции
Репродуктивная сфера является функциональной системой
Функциональная система включает:
- Физиологические механизмы
- Психические механизмы
- Поведение
В репродуктивной сфере существует тесная взаимосвязь физиологического и психического компонентов
Нейро-гуморальная регуляция репродуктивной функции обеспечивает работу всех ее компонентов
Нервная система и гормоны регулируют все части репродуктивной сферы:
• Страхи и тревоги, связанные с неосознаваемым перинатальным опытом
• Пренатальный стресс, родовые травмы, осложнения послеродового периода
• Нарушение онтогенеза репродуктивной сферы
• Нарушение гендерной идентичности
• Нестабильность и неуверенность в будущем
• Напряженная семейная ситуация
• Страхи и тревоги, связанные с вынашиванием беременности, родами, рождением нездорового ребенка и т.п.
• Внутренний конфликт между стремлением к рождению детей и психологической неготовностью к родительству
• Страхи, связанные с изменениями физического облика и образа жизни
В результате информация об опасности, связанная с беременностью, родами и воспитанием ребенка продуцирует устойчивую патологическую связь доминанты тревоги и репродуктивной доминанты
Поэтому ещё с 2013 года работа в здравоохранении в г. Клин строилась следующим образом:
В результате этого разработаны программы:
Городская больница Детская больница
1.Программа "Мир семьи" лекции в Загсах (цикл 3 лекции: по семейной психологии, сексологии, детской психологии).
Закладываем конструктивные мотивы взаимоотношений и ожиданий от будущего материнства и отцовства.
Психологическая консультация при ситуации развода, особенно если в семье есть дети. 1.Программа в школах со старшеклассниками 8...11 классов "Профилактика ранних браков и беременности у старшеклассников"
Прорабатываем отношение старшеклассников к семье, расстановка конструктивных приоритетов.
2. Программа " Школа мам и пап" в женской консультации и роддоме. Рекомендована для пар планирующих беременность и семей ожидающих первого, второго и ... ребёнка. Ведут школу гинеколог, неонатолог, психолог. Решаются такие вопросы как: физиологическая и психологическая подготовка семьи к родам, программа подготовки к совместным родам, выстраивание субьективизации в отношении к малышу ещё в утробе мамы... 2. Программа "Разумное родительство" в детской поликлинике и можно на родительских собраниях в детских садах и школах. Осуществляется дородовый патронаж, в целях знакомства будущих родителей с детской поликлиникой и первой педиатрической помощи на дому.
Решаются такие вопросы как: первая аптечка малыша, как подготовить дом к выписке из роддома, как чистить нос, ухаживать за малышом, прививки и знакомство со специалистами и оборудованием детской поликлиники. На родительских собраниях в детских садах и школах решаются такие вопросы как: возрастной кризис 3, 7 11 и 18 лет психологические и физиологические особенности мальчиков и девочек, рекомендации по выстраиванию взаимоотношений, воспитания.
3. Программа "Доабортное и постабортное консультирование" нацелена на помощь женщинам, стоящим на грани выбора рождение малыша или нет. Решаются такие вопросы как: осознанное отношение к совершаемому выбору, существует правило "Неделя молчания", когда женщина проходит гинеколога, делает УЗИ и уже видит своего малыша на экране и проходит индивидуальную консультацию у психолога по выявлению скрытых и истинных мотивов совершаемого выбора. Организация социальной поддержки, взаимодействие с центром "Семья" где возможно предоставление временного жилья, соц. материальной помощи, юридической защиты беременных женщин попавших в сложную ситуацию. Психологическое сопровождение женщин, у которых аборт по медицинским показаниям (патология плода, онкология и т.д.) Эффективность данной работы видна по официальной статистике снижение абортов в 2013 году на 24%, по сравнению с 2012. Эта программа является серьёзным подспорьем в улучшении демографической ситуации в городе, помогает как профилактика последующего серьёзного отношения семьи и женщин к абортам. 3. Программа "Млечный путь" поддержка грудного вскармливания. Помощь молодым мамам, консультации по грудному кормлению, тематические встречи, активность и передача опыта "клинских мамочек" друг другу под руководством специалистов детской поликлиники.
4. Программа "Сопровождение женщин с осложнённой беременностью" в женской консультации и гинекологическом отделении и роддоме осуществляется психологическая поддержка и особая работа врачей по сохранению беременности у женщин на разных триместрах беременности. Очень эффективная, своевременная помощь и поддержка семьи сохранение здоровья малышам и беременным женщинам, приобретение необходимых аппаратов для диагностики нарушений, комплексный подход к лечению совместно с врачами УЗИ и гинекологами женской консультации и врачами стационара. Выявление скрытых деструктивных мотивов (конфликт с мамой, с мужем, инфантильное отношение к рекомендациям врача, деструктивные установки, сверхценные идеи, страхи, связанные с родами, тревога по поводу принятия будущего брата/ сестры старшими детьми, не устраивает пол малыша, которым беременна женщина, личностная незрелость и т.д.) и психологическая поддержка и сопровождение беременности женщин, снижение тревоги, принятие ответственности, конструктивное взаимодействие с врачами с ближайшим окружением будущей мамы, Психологическое сопровождение семьи в случае утраты. Организация социальной поддержки, взаимодействие с центром "Семья" где возможно предоставление временного жилья, соц. материальной помощи, юридической защиты беременных женщин попавших в сложную ситуацию. 4. Программа "Растём вместе" - сопровождение семьи с малышом, родившемся на раннем сроке и малым весом. Решаемые вопросы: своевременное выхаживание и сопровождение специалистами на трёх этапах стационар в роддоме, перинатальном центре в больнице, в детской поликлинике. Организованная поддержка врачом ЛФК, врачом - реабилитологом, детским психологом, нейропсихологом, поддержка семьи, организация комплексной помощи в дневном стационаре детской поликлинике. Необходимо закупить для лучшей реализации программы, профилактики инвалидизации таких малышей следующее оборудование: см. Приложение 1.
5. Программа "Профилактика профессионального выгорания врачей больницы и поликлиники". Необходимо по возможности на всех пятиминутках вести психологическое сопровождение врачей и среднего медицинского персонала. Для этого необходима комплексная системная работа администрации учреждения по привлечению молодых специалистов, улучшению взаимодействия вертикального и горизонтального между врачами и всеми сотрудниками организации. Привлечение психологических центров или организация психологической службы для индивидуальных консультаций и групповых занятий с врачами на базе больницы. ( Эффективность данной работы видна сразу, занятия с декабря 2013 года проводились в Детской больнице г. Клина и коллектив, специалисты больницы заняли 1-е место по Московской области среди всех поликлиник.) Одно из решений - это организация интернет ресурса со свободным доступом главврачей, начальников отделений во время проведения пятиминуток, и просто врачей к 10- 15 минутные занятия по раскрытию таких тем как: психология больного человека; способы общения с агрессивным, тревожным, депрессивным, демонстративным пациентом; способы релаксации и восстановления; семейная психология; кризис среднего возраста; общение с подростком и т.д. 5. Программа "Профилактика профессионального выгорания врачей больницы и поликлиники". Необходимо по возможности на всех пятиминутках вести психологическое сопровождение врачей и среднего медицинского персонала. Для этого необходима комплексная системная работа администрации учреждения по привлечению молодых специалистов, улучшению взаимодействия вертикального и горизонтального между врачами и всеми сотрудниками организации. Привлечение психологических центров или организация психологической службы для индивидуальных консультаций и групповых занятий с врачами на базе больницы. (Эффективность данной работы видна сразу, занятия с декабря 2013 года проводились в Детской больнице г. Клина и коллектив, специалисты больницы заняли 1-е место по Московской области среди всех поликлиник.) Одно из решений - это организация интернет ресурса со свободным доступом главврачей, начальников отделений во время проведения пятиминуток, и просто врачей к 10- 15 минутные занятия по раскрытию таких тем как: психология больного человека; способы общения с агрессивным, тревожным, депрессивным, демонстративным пациентом; способы релаксации и восстановления; семейная психология; кризис среднего возраста; общение с подростком и т.д.
ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА
ПРОГРАММА "МИР СЕМЬИ"
Сотрудничество с администрацией Загса по организации лекций для пар подавших заявление. Цикл лекций в свободном доступе.
Темы:
1. Семейная психология.
1.1. Мотивы создания семьи.
1.2. Психология мужчины и женщины.
1.3. "Языки любви" в семье. Или как предупредить ссоры.
1.4. Особенности становления молодой семьи. Расстановка приоритетов.
1.5. Общие правила в быту.
1.6. Влияние семей родителей.
1.7. Кризисы семьи (свадьба, общий дом, рождение первенца или общение с детьми от прошлых браков, особенности преодоления кризиса семьи 1,3, 7, 11, 17 лет, эффект "опустевшего гнезда")
2. Сексология.
2.1. Психология мужской и женской сексуальности.
2.2. Сексуальные предрассудки и мифы.
2.3. Телесные границы, эрогенные зоны. Карты тела.
2.4. Принципы и основы полового воспитания на разных этапах взросления и зрелости мужчин и женщин.
2.5. Психологическое консультирование и психокоррекция при сексуальных проблемах.
3. Детская психология.
3.1. Ребёнок - благоприятные условия для появления в мире семьи.
3.2. Личностная зрелость будущих родителей.
3.3. Роль папы и мамы.
3.4. Совместные роды, зачем они нужны?
3.5. Согласование вопросов в воспитании. Модели взаимоотношений в семье.
3.6. Когда малыш становиться личностью?
Цель занятий: закладываем конструктивные, гармоничные мотивы взаимоотношений и ожиданий от будущего материнства и отцовства. Профилактика разводов и нежеланных беременностей.
Обязательные индивидуальные или групповые занятия при ситуации развода.
ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА
ПРОГРАММА "ШКОЛА МАМ И ПАП"
Целевая аудитория: рекомендована для пар планирующих беременность и семей ожидающих первого, второго и ... ребёнка.
Женская консультация: работает "Школа мам"!
8 кабинет женской консультации с 1000 до 1100, занятия проводятся по кругу можно присоединяться к группе на любом занятии.
В среду занятия проводит гинеколог по темам:
1. Физиологические изменения в организме женщины во время беременности. Факторы риска беременности.
2. Гигиенические правила в период беременности.
3. Подготовка к родам. Периоды родов.
4. Малыш. Грудное кормление.
5. Контрацепция после родов. Уход за телом, лечебная гимнастика.
6. Законодательные права материнства. Ответы на вопросы.
В четверг занятия проводит перинатальный психолог:
1. Фильм "Чудо жизни", Зачем в нашу жизнь приходят дети?
2. Роль семьи в психологической поддержке будущей мамы. Роль папы и других сопровождающих лиц в родах, после рождения малыша. нужны ли вам совместные роды?
3. Психологическая подготовка к родам мамы и малыша.
4. Малыш - всё о нём: соска, купание, пеленание и т.д. Психологические особенности кормящей мамы.
5. Принятие изменений в теле. Послеродовая депрессия. Психология материнства.
6. Раннее развитие детей от рождения и до трёх лет. Нейропсихологическая гимнастика. Первые игрушки.
Индивидуальные консультации. Беременных женщин и семьи. Психологическая работа с парами или женщинами с проблемами в репродукции.
"Персональная школа мамы и папы". Совместная подготовка к рождению и воспитанию ребёнка.
"Школа мамы и папы" в конференц-зале роддома. Групповая работа от 6-8 пар или только мам. Занятия проводятся в пятницу с 1600 - 2000, субботу и воскресенье с 1000-1400
1 день. "Значение беременности для будущих пап имам (тесты, диагностика взаимоотношений, ценность ребёнка, система семьи). Принятие изменений тела: приёмы быстрого восстановления, телесно ориентированные техники индивидуально и в паре, релаксация, визуализация".
2 день. "Психологическая подготовка к родам мамы, ребёнка и папы. Роль папы как сопровождающего в родах. Приёмы массажа, самомассажа, позиции, техники дыхания. 3 периода родов, методики работы с болью". 1 час Акушер гинеколог отвечает на вопросы.
3 день. "Ребёнок - уход, грудное вскармливание - как развитие отношений мамы и ребёнка. Психическое развитие детей от рождения до трёх лет. Школа раннего развития - игры и игрушки". 1 час неонатолог - ответы на вопросы (врождённые рефлексы малыша, прививки в роддоме).
.
Цель программы: физиологическая и психологическая подготовка семьи к родам, программа подготовки к совместным родам, сознательное отношение и помощь малышу в родах, выстраивание субьективизации в отношении к малышу ещё в утробе мамы...
Данная работа ведётся с января 2012 года, значительно улучшилось поведение женщин в родах, взаимоотношение врачей и беременных женщин. И так как программа ориентирована на гармонизацию взаимоотношений в семье, серьёзное отношение к вопросу материнства и отцовства, вследствие этого снижение абортов и рисков воспитания детей в неполных семьях.
ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА
ПРОГРАММА "ДОАБОРТНОЕ И ПОСТАБОРТНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ"
Цель программы: помощь женщинам, стоящим на грани выбора рождение малыша или нет. Решаются такие вопросы как: осознанное отношение к совершаемому выбору, существует правило "Неделя молчания", когда женщина проходит гинеколога, делает УЗИ и уже видит своего малыша на экране и проходит индивидуальную консультацию у психолога по выявлению скрытых и истинных мотивов совершаемого выбора.
Осуществляется:
• организация социальной поддержки, взаимодействие с центром "Семья" где возможно предоставление временного жилья, соц. материальной помощи, юридической защиты беременных женщин попавших в сложную ситуацию.
• психологическое сопровождение женщин, у которых аборт необходим по медицинским показаниям (патология плода, онкология и т.д.)
• профилактика последующего серьёзного отношения семьи и женщин к абортам,
• работа с родителями 15 - 18 летней беременной,
• профилактика психосоматических осложнений в постабортном периоде:
а) психологические нарушения (тревога, депрессия, панические атаки);
б) физиологические нарушения репродуктивной деятельности,
как следствие самонаказания через собственное тело (миомы, кисты, эрозии и т.д.) [кандидат медицинских наук М.Е. Блох, диссертация "Личностные и социально - психологические характеристики женщин репродуктивного возраста с гинекологической патологией на этапе планирования беременности" см. приложение 2]
• психокорекционная работа с женщинами: стабилизация эмоционального состояния, формирование адаптивных способов реагирования на сложные жизненные ситуации, формирование личностной зрелости в принимаемом решении, устойчивость позитивной самооценки, гармонизация отношений с собственной матерью, отцом, мужем, формируется значимость и ценность будущего ребёнка, принятие роли матери.
• профилактика девиантных взаимоотношений в семье, в воспитании детей.
Более 50% молодых девушек, делающих аборт при первой беременности, остаются бесплодными. У молодых мужчин нарушается отцовство, происходит внутренний надлом, теряется достоинство, целостность и уверенности в будущем, в любви и стабильности взаимоотношений; у девушек развивается постабортный синдром (болезненные ощущения, панические атаки , тревога, недоверие к миру, депрессия, разочарование, чувство предательства со стороны родителей и любимого человека, осложнениях в репродуктивной сфере) это уже требует специального лечения у психотерапевта, многолетнего лечения у врачей.
Эффективность данной работы видна по официальной статистике снижение абортов в 2013 году на 24%, по сравнению с 2012. Эта программа является серьёзным подспорьем в улучшении демографической ситуации в городе.
ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА
ПРОГРАММА "СОПРОВОЖДЕНИЕ ЖЕНЩИН С ОСЛОЖНЁННОЙ БЕРЕМЕННОСТЬЮ"
В женской консультации и гинекологическом отделении и роддоме осуществляется психологическая поддержка и особая работа врачей по сохранению беременности у женщин на разных триместрах беременности. Этапы работы:
1. Своевременная поддержка семьи, сохранение здоровья малышам и беременным женщинам,
2. Приобретение необходимых аппаратов для диагностики нарушений
• комплексный подход к лечению совместно с врачами УЗИ и гинекологами женской консультации и врачами стационара,
Психологическая коррекция:
Выявление скрытых деструктивных мотивов,
конфликт с мамой, с мужем,
инфантильное отношение к рекомендациям врача,
деструктивные установки,
сверх ценные идеи,
страхи, связанные с родами,
тревога по поводу принятия будущего брата/ сестры старшими детьми,
не устраивает пол малыша, которым беременна женщина,
личностная незрелость,
борьба мотивов (карьера или семья) и т.д.
Психологическая поддержка и сопровождение беременности женщин:
снижение тревоги,
принятие ответственности,
конструктивное взаимодействие с врачами,
с ближайшим окружением будущей мамы,
психологическое сопровождение семьи в случае утраты
поддержка врачей
Организация социальной поддержки, взаимодействие с центром "Семья" где возможно предоставление временного жилья, соц. материальной помощи, юридической защиты беременных женщин попавших в сложную ситуацию.
Часто беременность данной группы женщин заканчивается преждевременными родами и сложностью выхаживания таких малышей.
Последствия:
• Обострение конфликтных отношений в семье,
• отчаянье самой молодой мамы,
• страхи и крушение внутренней картины благополучного ожидаемого образа материнства,
• как показали исследования 30 % браков становятся под угрозу развода из - за непонимания дальнейших способов помощи такому малышу, поэтому мы продолжаем работу с такой семьёй и в Детской больнице г. Клина. Создан проект "РАСТЁМ ВМЕСЕ" по сопровождению семьи и профилактики инвалидизации таких малышей. Работа ведётся с сентября 2013 года и у нас хорошие результаты, все наблюдаемые малыши догоняют по физиологическим и психическим способностям своих сверстников, гармоничные, крепкие отношения в семье, отличающихся взаимопониманием и конструктивным общением с врачами.
Успех и благополучие беременности это всегда ответственность 50\50 беременной за исполнение рекомендаций врача, её целостное понимание ответственности за себя и малыша, которого она носит под сердцем и врачей. К сожалению, на сегодняшний день мы сталкиваемся с инфантильностью молодых женщин, полностью перекладывающих ответственность на врачей. Часто руководствующихся советами из интернета не выполняющих рекомендации, в случае угрозы, не сразу обращающихся за помощью, что показывает нам необходимость не только работы по врачебному сопровождению, но и психологическую работу по мотивированности на активное осознанное взаимодействие с профессионалами, которые заинтересованы в благополучии и здоровье женщины.
ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА
ПРОГРАММА "ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВРАЧЕЙ БОЛЬНИЦЫ И ПОЛИКЛИНИКИ"
"По прогнозу к 2025 году останется в профессии только 15% занятых рабочих мест...Если не решить эту социальную проблему, российская медицина будет потеряна..."
Л.М. Рошаль
Работа данной программы необходима во всех учреждениях здаравоохранения. Медицина и педагогика претерпевает серьёзную внешнюю и внутреннюю реструктуризацию, которая затрагивает:
• формы стандартизации лечения и образования
• новые требования к специалистам,
• финансирование,
• вопрос о льготах (отмена дополнительных отпусков и доплат т.д.)
• правила пенсионного страхования.
В результате, врачи и учителя находятся под тройным прессом требований: государства, пациентов, местной администрации.
Исследование проводилось с врачами городских больниц г. Клина и учителями средней образовательной школы г. Солнечногорска. Всего в исследовании приняло участие 214 человек, возраст от 21 до 72 лет. Стаж работы от 7 месяцев до 42 лет.
Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия, диагностика В.В. Бойко [1]. Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома "эмоционального выгорания": напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.
Врачи поликлиники Врачи стационара
Учителя школы
Синдромы по степени сформированности:
Синдромы Врачи
поликлиники Врачи
стационара Учителя школы
Напряжение Формируется 32% 40% 6%
Сформировано 4% 25% -
Резистенция Формируется 64% 35% 44%
Сформирована 32% 50% 19%
Истощение Формируется 16% 25% 6%
Сформировано 8% 25% -
Симптомы "выгорания" врачей поликлиники
По данным исследования мы видим, что основной причиной эмоционального выгорания является:
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств
2. Неадекватное эмоциональное реагирование
3. Расширение сферы экономии эмоций (более холодные отношения в семье, завышенные требования к окружающим, к собственным детям, к себе и вследствие этого - неадекватная агрессия или смирение и апатия)
4. Редукция профессиональных обязанностей. Проявляется в попытке облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, как следствие пациентов и учеников обделяют элементарным вниманием.
5. Психосоматические и психовегитативные нарушения здоровья
Задачи психологического сопровождения:
На занятия с врачами и педагогами расширять сферу эмоционального комфорта (релаксацией, аутотренингами, высшего понимания (экзистенциального) смысла событий жизни),
Концепция функционального комфорта. (базовая основа мобильного кабинета эмоционального здоровья). - формирование оптимального функционального состояния. Е.В. Мирошник.
Системный подход (7 уровней БИОПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ модели здоровья) Ю.А Цагарелли г. Казань.
Аппаратурно-программное сопровождение (приборы Активациометр и Биотест).
Проводить занятия, используя знания семейной психологии, детской психологии, психологии личности,
При работе с пациентами на "школах", родительских собраниях в школах и индивидуальных занятиях повышать авторитет врача и учителя
Задачи администрации медицинского учреждения
создать на рабочем месте комфортные условия (выдерживать нормы пациентов на 1- го врача), организовать комнаты отдыха;
укомплектовать штат, привлекая специалистов (соц. пакет, обеспечить жильём, повышение заработной платы);
в случаи жалоб от населения, внимательнее рассматривать причины и не спешить с наказанием врачей и среднего медицинского персонала (часто жалобы не обоснованы);
организовать юридическую защищенность и поддержку врачей;
улучшить взаимодействие вертикальное и горизонтальное между врачами и всеми сотрудниками организации.
привлечь психологические центры или организации психологической службы для индивидуальных консультаций и групповых занятий с врачами на базе больницы,
заинтересовать профессией врача школьников,
контроль СМИ.
Со стороны правительства РФ:
1. Поднять в обществе престиж врачей и педагогов (это не обслуживающий персонал, а люди, от которых зависит наше здоровье и будущее наших детей)
2. После окончания такой длительной учёбы по освоению профессии, на сегодняшний день 45% идут в фармацевтические компании по рекламе новых препаратов, только 13% - ОСТАЁТСЯ В ПРОФЕССИИ
3. Открывать медицинские и педагогические училища в области, чтобы заинтересованные ребята могли учиться недалеко от дома
4. Преподавать в ВУЗах и медицинских училищах более углублённо психологию.
5. Выпускникам медицинских ВУЗов оставить распределение с обязательной отработкой 3-5 лет в больницах и школах
6. Ввести предусмотренную бюджетом обязательную работу с психологами по профилактики "выгорания" со всем медицинским персоналом и учителями.
7. В СМИ пропагандировать доброжелательное отношение
8. Обеспечить достойной зарплатой и жильём
9. Оставить в профсоюзных организациях социальную поддержку, укрепить юридическую защиту прав медицинского персонала и учителей.
Выводы:
1. Привлечение и сохранение врачей в профессии, является первостепенной задачей.
2. Организовать помощь опытных специалистов - практиков молодым специалистам для освоения профессии.
3. Организовать психологическое сопровождение пациентов и учеников для формирования мотиваций на учение и соблюдение рекомендаций по лечению.
Одно из решений - это организация интернет ресурса со свободным доступом главврачей, начальников отделений во время проведения пятиминуток, и просто врачей к 10- 15 минутные занятия по раскрытию таких тем как: психология больного человека; способы общения с агрессивным, тревожным, депрессивным, демонстративным пациентом; способы релаксации и восстановления; семейная психология; кризис среднего возраста; общение с подростком и т.д.
Эффективность данной работы видна сразу, занятия с декабря 2013 года проводились в Детской больнице г. Клина и коллектив специалистов больницы заняли 1-е место по Московской области среди всех поликлиник.
ДЕТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА
ПРОГРАММА "ПРОФИЛАКТИКА РАННИХ БРАКОВ И БЕРЕМЕННОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ"
Актуальность работы по данной программы неоспорима, молодые люди 15-18 лет не до конца отдающих себе отчёт во всей серьёзности ситуации, когда наступает беременность, начитавшись в интернете советов боятся и пытаются выйти из создавшейся ситуации самостоятельно, калечив себя физически и морально. Низкая культура в этом вопросе, показывает необходимость данной работы, именно с точки зрения открытого обсуждения и профилактики таких ситуаций. Родители из -за "занятости" не проговаривают со своими молодыми подрастающими детьми подобные вопросы, передавая ответственность на учителей школ (раньше существовала программа специальных занятий со старшеклассниками, по контрацепции, но её отменили) или друзей на улице, поэтому нами предусмотрены в рамках программы "Разумное родительство" работа с родителями на родительских собраниях по данной теме. И разработана специальная программа 3-х дневных занятий с учениками школ г. Клина. Отличительная особенность наших занятий, что ведётся работа не просто на тему контрацепции и физиологических особенностей юношей и девушек, а активизируется личностное понимание, осознанное отношение к вопросу семьи и родительству. Прорабатывается личный опыт и выстраивается программа ожидаемого будущего у старшеклассников с расстановкой приоритетов и ценностей в жизни. Тем самым мы сопровождаем и предупреждаем ситуации, связанные с беременностью и ранними браками.
Цель программы: Актуализировать ответственное отношение к семье, детям. Расстановка приоритетов.
Задачи: способствовать личностной зрелости ребят, обсуждение "скользких" тем, выработка собственной ответственности за свою судьбу.
Участники: старшеклассники 8,9,10,11 классов.
Время (частота и длительность каждого занятия): 2 часа 1 раз в неделю.
Љ занятия Тема Время (на занятие) Задачи, решаемые на каждом занятии Упражнения (психотехники)