Первый год - это уникальный период жизни, когда из абсолютно беспомощного существа ребенок превращается в разумноќго, самостоятельно шагающего человечка со своим характером и эмоциональным типом поведения. Конечно, в значительной степени все это заложено на генетическом уровне. Однако в норме умения и навыки приобретаются ребенком в определенной последовательности при условии правильного ухода и развивающих занятий. Благодаря этому можно ежемесячно оценивать состояние здоровья и уровень развития малыша. Что же такое психомоторное развитие?
Психомоторное развитие - это совокупность умений и взаимодействие различных "линий развития" ребенка. Психомоторное развитие складывается из следующих составляющих:
• Моторное развитие и навыки "вертикали" - это сочетанные движения руками и ногами и формирование "мелкой моторики" (тонких целенаправленных движений кистью и пальцами).
• Познавательное развитие - умение понимать и интересоваться окружающим, контактировать с другими людьми, ассоциировать, играть, запоминать и т.д.
• Речевое развитие - формирование слуха, понимание человеческой речи и ответ на нее в речевом выражении.
• Развитие зрения - понимание увиденного и формирование ответных реакций.
Эти составляющие тесно связаны между собой, что позволяет ребенку полноценно развиваться.
ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ
На первом месяце движения ребенка не скоординированные, он почти постоянно хаотично двигает ручками и ножками, потягивается. Пальчики сжаты в кулачки, ручки и ножки полностью не выпрямляются. Однако к концу первого месяца он может ненадолго удерживать голову, фиксировать свой взгляд на лице взрослого или на яркой игрушке, прислушиваться к разговору и издавать единичные тихие гласные звуки.
ВТОРОЙ МЕСЯЦ
Ребенок уже хорошо удерживает голову в вертикальном положении и немного удерживает ее в положении на животе, опирается на предплечья. Кулачки по-прежнему сжаты, а ручки и ножки уже практически свободно можно развести в стороны.
Ребенок следит за лицом взрослого, за игрушкой при движении ею в обе стороны, слегка поворачивает голову в сторону источника звука и пытается улыбнуться.
ТРЕТИЙ МЕСЯЦ
Хорошо держит голову, в положении лежа опирается на предплечья, может поднимать свое тельце и начинает поворачиваться на бок.
Хорошо следит за игрушкой при движении ею в обе стороны, а также вверх и вниз. Увеличение зоны осмотра вызывает интерес у малыша: "Что там?" - и он часто лежит, неудобно запрокинув голову.
Подолгу удерживает игрушку, соску-пустышку вынимает изо рта и пытается вставить ее в рот.
Пытается смеяться, хотя и беззвучно. Гулит, используя не только гласные, но и согласные звуки. ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ
Ребенок уверенно держит голову. В положении на животе пытается опиратьќся на кисти и выпрямлять ручки, тянется к предметам и берет их, отрывая одну ручку от поверхности, В положении на спине приподнимает голову, а при подтягивании за ручки садится старается выпрямить спину. Пытается пере- % вернуться со спины на живот.
Рассматривает свои ручки, складывая их вместе перед глазами. Подносит игрушку не только ко рту, но и к глазам, рассматривая ее со всех сторон. Смеется в голос, хорошо гулит, используя множество слогов. ПЯТЫЙ МЕСЯЦ
Хорошо переворачивается со спины на живот, немного ползет на животе. В положении на спине при подтягивании за руки сразу вскакивает на ножки и довольно хорошо опирается на них. Сидит с поддержкой более уверенно, с более прямой спиной. Впервые видит и начинает интересоваться своими ногами: высоко поднимает их, хватает себя за стопы, тянет в рот. Трясет игрушкой и слушает, как она гремит; гулит, смеется, когда с ним играют, внимательно реагирует на различные интонации. ШЕСТОЙ МЕСЯЦ
Может самостоятельно сидеть без поддержки и отрывать ручки от поверхности, брать игрушки (хотя сам еще не садится). Перекладывает игрушку из руки в руку. В положении . на животе подтягивает ножки, пытаясь встать на четвереньки. Произносит ясно различимые слоги ("ма-ма-ма", "ба-ба-ба" и т.д.). СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ Уверенно сидит, пытается ползать, при этом больше получается назад, чем вперед. С поддержкой хорошо стоит, пытается пере-ступать, лучше вбок, чем вперед. Бьет одной игрушкой по другой, выбрасывает все из своей кроватки и смотрит, как игрушка ударяется о пол. С удовольствием шуршит бумагой. ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ В кроватке или манеже сам садится и встает с поддержкой, пробует ходить. Начинает понимать игру ("ку-ку", "ладушки"), пытается подражать взрослым, мимика
становится более живой. Появляется интерес к новой игрушке. По-разному реагирует на новую обстановку или новых людей, отличает знакомые лица от незнакомых. Ищет взглядом нужный предмет по просьбе взрослого. Пытается снять кольцо с пирамидки, вынимает один предмет из другого.
ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ
Встает с пола у стула или стенки, пытается ходить, держась за две руки, хорошо ползает на четвереньках, садится из любо-го положения.
Перебирает мелкие игрушки, рассматривает колесики, нажимает на кнопки. Выполняет простые просьбы: помаши руч-кой, поиграй в ладушки и т.д.
ДЕСЯТЫЙ МЕСЯЦ Берет предметы правильно, двумя пальцами, перелистывает книжку, пытается ее рассматривать, подражает движениям взрослых или животных, охотно демонстрирует свои умения.
ОДИННАДЦАТЫЙ МЕСЯЦ
Хорошо ориентируется в пространстве - встает, садится, ползает, ходит с поддержкой. Находит любимые предметы, выполняет простые просьбы, знает названия многих предметов. Может показать какую-то часть тела, произносит первые слова обращения и лепечет с интонацией, напевно во время игры.
ДВЕНАДЦАТЫЙ МЕСЯЦ
Пытается стоять без опоры. Некоторые дети начинают самостоятельно ходить. Приседает и выпрямляется без опоры. Легко наклоняется, чтобы поднять игрушку, отдает игрушку, если его просят. Легко разбирает пирамидку, может открыть и закрыть дверь, находит спрятанный предмет. Пытается участвовать в одевании, умывании, кормлении - держит ложку. Начинает играть - кормит игрушки, укладывает их спать. Подражает звукам на улицах, определенными созвучиями обозначает предќметы, любит находиться со взрослыми и включать их в свою игру.
Годовалый ребенок - это уже вполне сложившийся человечек, который умеет объяснить внимательному взрослому, что он хочет, и с удовольствием общается со взрослыми, радуется, когда они его хвалят, и готов учиться всему, лишь бы эти главные в его жизни люди были им довольны! ■
Статья из журнала "Основы здоровой семьи Љ1 (56) 2011 г.