Лев Николаевич Толстой прожил долгую и интересную жизнь. Возможно что, совершая ошибки и постигая смысл жизни, он, так же как и мы с вами проходил через чувства: печали, радости, утраты, депрессии и счастья.
Сейчас, когда растут мои дети, я заново открыла для себя творчество Льва Николаевича через его рассказы и сказки для детей. Читая по -очереди и обсуждая прочитанное, мы заметили что в даже в самом коротком рассказе содержится глубокий смысл, тот который начиная с маленького лучика освещает такие важные понятия как отношение сестёр и братьев между собой, отношения в семье, отношение к здоровью, смелость, отношение к жестокости и т.д.
Я работаю психологом и на занятиях для обсуждения часто использую сказку "Большая печка":
У одного человека был большой дом, а в доме была большая печь; а семья у этого человека была небольшая: только сам да жена.
Когда пришла зима, стал человек топить печь и сжёг в один месяц все свои дрова. Нечем стало топить, а холодно. Тогда человек стал ломать двор и топить лесом из разломанного двора. Когда он сжёг весь двор, в доме без защиты стало ещё холоднее, а топить нечем. Тогда он влез, разломал крышу и стал топить крышей; в доме стало ещё холоднее, а дров нету. Тогда человек стал разбирать потолок из дома, чтобы топить им. Сосед увидал, как он потолок разворачивает, и говорит ему:
- Что ты, сосед, или с ума сошёл? Зимой потолок раскрываешь! Ты и себя и жену заморозишь!
А человек говорит:
- Нет, брат, я ведь затем и потолок поднимаю, чтобы мне печку топить. У нас печь такая, что чем больше топлю, тем холоднее становится.
Сосед засмеялся и говорит:
- Ну, а как потолок сожжёшь, тогда дом разбирать будешь? Жить негде будет, останется одна печь, да и та остынет.
- Такое моё несчастие, - сказал человек. - У всех соседей дров на всю зиму хватило, а я двор и половину дома сжёг - и то недостало.
Сосед сказал:
- Тебе надо только печку переделать.
А человек сказал:
- Знаю я, что ты моему дому и моей печке завидуешь за то, что она больше твоей, затем и не велишь ломать, - и не послушался соседа и сжёг потолок, и сжёг дом и пошёл жить к чужим людям.
Сегодня многое мы делаем, не понимая целесообразности наших поступков.
Интересно, нам на лекции, когда я училась, показывали документальный фильм про наблюдение за жизнью животных. Там был опыт про паучка, который с ювелирной точностью создавал паутину. Экспериментаторы дали паучку наркотик и стали наблюдать что получиться и увидели как паучок, повинуясь программе выживания, стал снова плести свою паутину но она у него не получалась, было много прорех, спутанных и неровных ячеек, но паучок упорно плёл её дальше. Когда закончилась реакция на наркотик, паучок снова стал плести свою паутину идеально и геометрически выверено. Прозвучала фраза, что под воздействием привнесённых факторов в нашу жизнь (ложные цели, страх, СМИ), теряется целесообразность и сказка Льва Николаевича помогает нам задуматься и заметить что возможно мы уже давно сбились с пути и делаем не то, что нам надо.
Часто при подготовке к торжеству мы можем наблюдать усиленные репетиции, при подготовки к сдачи экзаменов дополнительные занятия и напряжение, которое уводит нас от:
• удовольствия и радости во время праздника,
• вселяет страх и нежелание вообще познавать что -то новое,
• от радости познания этого мира и совместного творчества учителя и ученика.
Я хочу выразить огромную благодарность учителям нашей школы, которые не утратили смысл и цель работы в школе.
Как нейропсихолог, я даю рекомендацию старшеклассникам и ребятам, у которых нет природной, врождённой грамотности:
- Списывайте главы из произведений Льва Николаевича Толстого, вы почувствуете ритм, правильную орфографию и ваше правописание подтянется.