Масленникова Елена Сергеевна : другие произведения.

Cупервизия медицинских психологов женской консультации и роддома

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Для начинающих психологов женской консультации и роддомов С благодарностью всем авторам, чей материал был использован в реферате...

  "Супервизия медицинских психологов женской консультации и роддома"
  Оглавление
  Введение 2
  Глава 1. Общие аспекты проблемы. 2
  1.1 Основные особенности организации и работы службы. 2
  1.2 Диагностика и процесс психологической поддержки психологом пациентов женской консультации. 2
  Глава 2. Супервизия в группе начинающих психологов в сфере работы с семьёй, беременными женщинами. 2
  2.1 Основные аспекты супервизии. 2
  2.2 Главные качества супервизора. 2
  2.3 Образовательные потребности специалистов в сфере профилактики девиантного материнства и семьи. 2
  Глава 3. Клинические иллюстрации. 2
  Вывод 2
  Заключение 2
  Список литературы 2
  
  
  Введение
   На сегодняшний день очень важна комплексная помощь по проблемам материнства в сфере развития семьи, а в частности в системе мама- малыш. В настоящее время эта служба только развивается. Здесь необходимо объединить помощь матери и ребёнку во всех возрастах, начиная с планирования беременности, а может быть и ещё раньше, включая консультирование по формированию материнской сферы в онтогенезе.
  Актуальность работы в этом направлении очень велика, так как мы видим как развивается современный институт семьи: "лавина образно" растёт процент разводов, отказов от уже родившихся младенцев, насилие в семьях, беременность подростков.
  Задачи реферата: Наиболее полно освятить процесс поддержки медицинскими психологами пациентов женской консультации и роддомов. Выделить основные аспекты обучающей супервизии в группе с начинающими психологами в сфере работы с семьёй. Привести примеры из практики.
  Наиболее приемлемым представляется организация такого рода комплексной психологической помощи в местных центрах, связанных с медицинскими учреждениями (женскими консультациями, родильными домами, детскими поликлиниками) и детскими дошкольными, а возможно, и образовательными учреждениями. Возможно участие в образовательных программах средних учебных заведений.
  Выделю основные особенности: оказание помощи на всех этапах одними и теми же специалистами; комплексная организация помощи (включающая психолога-специалиста в области психологии материнства и детства одновременно, гинеколога-акушера, педиатра, возможность консультирования другими специалистами психоневрологом, психиатром, эндокринологом и др.); участие в ведении родов; патронаж после родов; оказание помощи в дальнейшем.
   Таким образом, центральной фигурой, объединяющей работу всех специалистов и осуществляющей преемственность работы на всех этапах развития материнско-детского взаимодействия, является психолог.
  Глава 1. Общие аспекты проблемы.
  1.1 Основные особенности организации и работы службы.
  Цели: оказание психологической помощи семье, матери и ребенку на всех этапах развития их взаимодействия, включая проблемы материнства как потребностно -мотивационной сфера матери.
  Задачи: работа с семьёй, оптимизация содержания и динамики развития материнской сферы женщины, включая мать и ребенка как членов единой системы.
  Содержание:
  - помощь в решении семейных психологических проблем;
  - диагностика индивидуальных особенностей материнской сферы;
  - психологическая помощь в беременности и взаимодействии с ребенком;
  - повышение материнской компетентности;
  - психологическое и акушерско-гинекологическое ведение беременности;
  - подготовка к родам;
  - организация групповых занятий в беременности, для родителей и детей;
  - индивидуальное консультирование,
  - возможность оказание помощи после рождения ребенка.
  В решении задач, важно понимать, что особенности материнской сферы являются относительно устойчивыми для каждой женщины, однако они варьируются для каждого конкретного ребенка. К моменту рождения ребенка у матери есть некоторый "стартовый" уровень содержания всех блоков материнской сферы, обусловленной историей ее развития, включая опыт полученный с предыдущими детьми. Актуальное материнство (взаимодействие именно с этим ребенком) модифицирует содержание материнской сферы в зависимости от конкретных условий. Наиболее устойчивым является стиль эмоционального сопровождения. Более вариативен потребностно-эмоциональный блок. Ценностно-смысловой является наиболее лабильным и зависит от развития всей личности и женщины и других ценностей. Содержание мотивационной сферы может различаться у одной женщины и семьи в целом, относительно их разных детей.
  1.2 Диагностика и процесс психологической поддержки психологом пациентов женской консультации.
  И так, в диагностику материнской сферы входит:
  - определение содержания материнской сферы, истории ее развития и динамики;
  - диагностика психического развития ребенка;
  -диагностика материнско-детского взаимодействия.
  Таким образом, к методам диагностики особенностей материнской сферы можно отнести:
  1. Клиническая беседа. Она проводится в форме полуструктурированного интервью и тестирует состояние женщины в беременности, а также связь всех ее переживаний с состоянием ребенка.
  Общая структура такого интервью может состоять из следующих компонентов:
  - обсуждение проблем, с которыми женщина обратилась к психологу;
  - диагностика содержания материнской сферы и ее онтогенеза;
  - выявление содержания ценности ребенка;
  - выявление внедряющихся ценностей;
  - выявление типа и тенденций интерференции ценностей,
  - определение особенностей имеющегося этапа развития материнской сферы.
  Во время беседы могут также обсуждаться вопросы, касающиеся желанности и степени планирования беременности, предположения или воспоминания о родах и послеродовом периоде, представление о ребенке, свой детский опыт, взаимоотношения с матерью, все впечатления относительно опыта взаимодействия с младенцами до рождения своего ребенка и другие. Одним из вариантов клинической беседы является "Интервью по шевелению", разработанное Филипповой Г.Г.
  Данное интервью позволяет выяснить, как мама ощущает шевеления ребенка, как она представляет себе его, какие чувства она испытывает к ребенку и многое другое.
   Исследования, проведенные с использованием "Интервью по шевелению", можно утверждать, что переживание женщиной шевеления своего ребенка характеризует стиль переживания беременности и материнскую компетентность, и, также, может служить диагностическим показателем для прогнозирования качеств матери и выявления отклонений от адекватной модели материнства.
  2. Включение методов из психодиагностики. Сюда можно отнести:
   генограмму для построения модели материнства и детства, существующей в семье будущей матери;
   анкетирование для уточнения формальных данных и более полного сбора интересующей нас информации;
   определение особенностей самооценки с помощью модифици-рованного метода Дембо-Рубинштейн. Он включает четыре набора из 6 шкал - здоровье, красота, счастье, характер, удача, ум - для оценки беременной себя, своей матери, отца ребенка и самого ребенка. С помощью этого метода мы получаем дополнительную информацию оботношениях молодой мамы в семье, ценности ребенка и ее пересечении и взаимодействии с другими ценностями, что, как нам уже известно, немаловажно для дальнейшего прогнозирования материнских качеств беременной женщины;
   проективные методики,
   рисуночные тесты. Такие тесты могут проводиться на различные темы в зависимости от ситуации. Но наиболее информативным является рисуночный тест "Я и мой ребенок", разработанный Г.Г. Филипповой. С его помощью возможно прогнозирование качеств будущей матери, снижение ценности ребенка и материнства, а также выявление положительной динамики процессов, проходящих во время беременности.
   Тест "Фигуры". Данная методика была разработана В. И.Брутманом. Она основана на использовании символических значений цвета и геометрических фигур как признаков отношения матери к ребенку. Автор данного теста руководствуется предположением, что, обозначая себя определенной фигурой, беременная женщина делает выбор, согласно которому каждая фигура имеет определенное значение, связанное с личностными свойствами и качествами будущей матери. Также считается, что выбор роженицей определенной фигуры для обозначения младенца или своей мамы отражает приписываемые им определенные свойства и показывает ее отношение к ним. Данная методика позволяет аналогичным способом интерпретировать результаты других случаев и имеет большую диагностическую ценность.
   Тест "Эпитеты" В.И Брутмана. С помощью этого теста можно получить информацию о формировании привязанности женщины к своему ребенку. Важную роль здесь играют телесные ощущения и эмоциональные реакции беременной. Если обратиться к переживанию желанной беременности, то легко увидеть, что женщины субъективно выделяют ощущения от движений плода и сразу отличают таковые от каких-либо других, подчеркивая их необычность. Описывая эти естественные ощущения, женщины, как правило, прибегают к чрезвычайно образным сравнениям и эпитетам, например: "как будто рыбка проплыла", "теплые волны", "мягкие прикосновения", и прочие. Ощущения, испытываемые беременной, обычно сопровождаются приятными эмоциями, нежностью и теплотой. Для выражения своих чувств будущая мама зачастую использует эпитеты с уменьшительно-ласкательными суффиксами: "мой маленький", "крошечка", "зайчик" и другие. Мысли о своем малыше вызывают у женщины улыбку.
  В случае же вынашивания нежеланной беременности, происходит либо игнорирование ощущений от шевеления плода, либо, наоборот, повышенная телесная чувствительность, сопровождаемая отрицательными эпитетами и негативным эмоциональным фоном.
   сочинение о своем ребенке с дальнейшим применением контентанализа;
   наблюдение за поведением матери в диагностически значимых ситуациях и при взаимодействии с ребенком, в зависимости от периода материнства;
   если это необходимо, то возможна диагностика уровня тревожности;
   включение дополнительных методов для уточнения полученных результатов или прогноза.
  В результате, станет возможным выделение проблемы, требующей психологического вмешательства. Так же выявятся наиболее сохранные и хорошо выраженные компоненты материнской сферы будущей матери и определятся необходимые меры помощи. Важно заметить, что проектирование коррекции строится на основе прогноза динамики мате-ринской сферы и особенностей имеющейся ситуации в семье.
  Рассмотрев подробно работу психолога, можно перейти к основным аспектам супервизии данного процесса.
  
  
  Глава 2. Супервизия в группе начинающих психологов в сфере работы с семьёй, беременными женщинами.
  2.1 Основные аспекты супервизии.
   Для улучшения работы психологов в данном направлении, организованны семинары "Психолог в женской консультации и роддоме" ( На базе ПНО "Родительский дом"\Научно - методический центр Љ"Перинатальная психология"), что позволяет вести 1 раз в месяц групповую супервизию работы.
  Супервизия - универсальная поддержка психологов, позволяющая им увидеть "слепые пятна" - свои трудности в работе с пациентами, при чутком руководстве более опытного профессионала.
  Основная цель супервизии - помочь специалисту психологу наилучшим образом ответить на потребности пациента.
  Супервизия позволяет:
   поделиться своими чувствами;
   выявить и обозначить затруднения, которые возникли в работе с клиентом;
   получить обратную связь о проделанной работе;
   проанализировать причины своих затруднений;
   расширить свои теоретические и практические представления;
   наметить пути дальнейшей работы с клиентом.
  Смотря, какие функции в супервизии преобладают, П. Ховкинс и Р. Шохет выделяют:
  • наставническую
  • обучающую
  • направляющую
  • консультирующую супервизию
  Совмещение множества функций в супервизии - сердцевина хорошей работы.
  2.2 Главные качества супервизора.
  Рассмотрим кто же такой супервизор? Супервизор - квалифицированный специалист (психолог, психотерапевт), проводящий супервизию путем профессионального консультирования коллег, обратившихся за супервизией. Супервизор помимо структурирования работы группы, выполняет и такие дополнительные задачи: недирективным путем стремится к обучению супервизируемого и других участников группы использовать более результативные стратегии вмешательства; защищает супервизируемого от возможной депрессивной реакции на групповое давление (дебрифинг); наблюдает за общением в группе и следит за сохранением атмосферы безопасности; анализирует дополнительные составляющие контакта на допустимом для данной группы уровне (например, анализ сопротивлеќния, переноса/контр - переноса, проективной идентификации и других психологических защит), способствует свободе и открытости высказываний, стимулирует развитие способности к раскрытию индивидуализации каждого участника группы.Работа в наших группах супервизии в основном носит обучающий характер. Всё зависит от состава участников, если психологи равного уровня, то проводится коллегиальная супервизия.
  . И так, обучающая (образовательная, формирующая) - развитие умений, навыков, понимания и способностей супервизируемого. Обучение и преподавание осуществляется через анализ и исследование работы супервизируемого с клиентами, что помогает консультанту лучше понимать клиента, осознавать свои реакции на клиента, понимать динамику отношений и взаимодействий с клиентом, исследовать другие пути работы. А коллегиальная супервизия (супервизорская группа психологов равного уровня) является разновидностью групповой супервизии. Такая группа коллег не является иерархической, ее участники не имеют ни цели, ни соответствующей квалификации для оценки чьих-либо навыков терапии. Коллегиальная супервизия используется в тех случаях, когда у терапевта нет возможности получать квалифицированную индивидуальную супервизию, но есть возможность получать ее в группе примерно равных по опыту и возможностям коллег. Основное положение коллегиальной супервизии состоит в том, что индивидуум, тренирующий определенные навыки, может помочь другим индивидуумам тренировать те же навыки наиболее эффективно.
  
  
  
  2.3 Образовательные потребности специалистов в сфере профилактики девиантного материнства и семьи.
   Как показывают данные: ранние отказы, то есть отказы от детей сразу после их рождения или в течение первого года жизни, в последние 10-15 лет в России приобрели характер эпидемии. Однако, практика показала, что значительную часть их можно предотвратить. Для этого требуются направленные усилия междисциплинарной команды специалистов, состоящей из социальных работников, психологов, медиков, педагогов. Одна из основных проблем на сегодняшний день заключается в отсутствии необходимой подготовки у этих специалистов. Ни один ВУЗ не дает ее, ни в рамках до дипломного, ни в рамках последипломного образования. Проблема усугубляется тем, что члены междисциплинарных команд обучаются в ВУЗах разного профиля. Двухлетний опыт взаимодействия с командами специалистов, дал возможность оценить их образовательные потребности. Их можно условно разделить на четыре части.
  1. Это теоретические знания в данной специфической области. Здесь можно назвать такие темы как психология материнства, понятие о нормальном и девиантном материнстве, социальных и психологических закономерностях его формирования. Необходимы современные представления о социальных и эмоциональных потребностях младенцев и особенностях их развития в семье и интернатном учреждении. Важно знание о факторах, приводящих к социальному сиротству, а также о типах групп риска по отказу среди беременных женщин и матерей.
  2. Команду специалистов необходимо снабдить практическими навыками работы с женщинами целевых групп и их семьями. Дееспособная команда должна уметь выявлять женщин, нуждающихся в услуге по профилактике социального сиротства, владеть методами удержания ее в зоне своего влияния, владеть технологией работы со случаем, уметь организовывать медико-психолого-социальное сопровождение проблемной семьи, владеть различными формами индивидуальной и групповой работы со своими подопечными.
  3. Важной частью рабочих навыков оказалось умение действовать командой. Принципы командности и междисциплинарности часто оказывались слишком новыми и революционными для специалистов, начинающих работать командой, и приживались с большим трудом. Навыки коллективного обсуждения случая, возникающих проблем и достигнутых результатов, совместного принятия решений и разделения ответственности, оказания групповой поддержки вырабатывались лишь со временем и не всегда безболезненно. В связи с остро стоящей проблемой профессионального выгорания членов команды необходимо обучить методам групповой и индивидуальной супервизии, релаксации и аутотренинга.
  4. Специалистам необходимо уметь налаживать взаимодействие с другими структурами, так или иначе вовлеченными в ситуацию отказа от ребенка и работу с проблемной семьей. Это, прежде всего, органы опеки и попечительства, дома ребенка, медицинские учреждения, учреждения соцзащиты, детские дошкольные учреждения. Очень важно достичь признания и понимания проблемы административными органами разного уровня. Кроме того, в работе приходится контактировать со средствами массовой информации, спонсорами, руководителями самых разных учреждений. Все это приходится делать членам команды, и подходы к решению подобных задач также должны стать предметом обучения. 
  Глава 3. Клинические иллюстрации.
  Часто в работе со специалистами - психологами возникают различного рода вопросы, касающие ведения сложных случаев.
  Пример 1: Обратилась психолог с запросом "Как правильно помочь в ситуации, когда чувствуешь что женщина, обратившаяся за помощью во всём сама виновата, следует ли ей это говорить?" История такова, семья: молодой муж, жена и трое детей живут совместно с родителями жены, муж увлекается психостимуляторами, нигде не работает, замечен в компании распространителей наркотических веществ. При невыясненных обстоятельствах его находят мёртвым, жена находится в тяжёлом состоянии, от психолога требуется поддержка и сопровождение семьи в переживании горя. В ходе разбора случая выяснилось, что психолог- супервизируемый, имеет неоднозначное отношение к многодетным семьям: "Надо было думать прежде чем, рожать столько детей от такого мужа...". В ходе беседы выясняется, что психолог пришёл в профессию, проработав 12 лет гинекологом- акушером, специализация работы: медицинское прерывание беременности (аборт). В этой ситуации, конечно видно, что психолог не проработал свой опыт, и на бессознательном уровне встречаясь со схожими ситуациями, может неправильно вести консультирование. В каких-то моментах усугубляя состояние клиента. Супервизируемый в ходе работы понимает, что прежде чем работать с женщинами в женской консультации ему требуется самому пройти курс психотерапии, потому что, случаи обращения женщин тем или иным способом будут вступать в конфликт с внутренними представлениями специалиста.
  Пример 2: Психолог в отделении гинекологии, работая с женщиной у которой произошёл выкидышь на раннем сроке. Психолог имея свои представления, о переживании горя женщинами в схожих ситуациях, видит, что для данной женщины, потеря данной беременности воспринимается как освобождение, хотя срок уже12 недель и всё это время, женщина лежала на сохранении. В ходе беседы выясняется, что женщина 32 лет не замужем, беременность первая, находится в поиске мужчины. Данная беременность была для неё неоднозначной. Психолог ведёт беседу, работая над самооценкой и личностным ростом клиентки. В ходе работы, женщина становится более уверенна в себе, планирует свои отношения и дальнейшую жизнь, опредилилась в своих представлениях о семье, муже и детях. И так вывод.
  
  
   
  Вывод
  Важно при работе с клиентами женской консультации и роддома, отталкиваться в своей работе от запроса, а не от собственной жёсткой конвы ведения консультации и жёсткой парадигмы представления о проблемах клиента. Как показывает опыт, каждый случай индивидуален и требует субъективного отношения психолога к каждому пациенту. Ведь пережитый опыт влияет на женщин индивидуально и с различной значимостью для каждой семьи.
  Психолог, придя в эту специальность должен быть в этой ситуации гибким (не демонстрировать и желательно пересмотреть собственные жёсткие установки по многим вопросам) и установить контакт с женщиной и потом уже начинать психологическую работу.
  Женщины приходят с различными установками, объясняющими их поведение.
  Позиция психолога: разобрать плюсы и минусы при том или другом решении в конкретном случае и именно для этой женщины.
  Супервизия это не психотерапия самого психолога, поэтому прежде чем идти работать с пациентами, необходимо психологу, психотерапевту разобраться в себе со своим прошлым и настоящим.
  
   
  Заключение
  В заключении, хочется сказать, что супервизия входит как один из самых главных принципов организации работы психолога в женской консультации и роддоме. Это профилактика выгорания специалиста, расширение методов, способов и подходов его работы, осознание своих возможных ошибок, пересмотр установок и плодотворное сотрудничество в команде, когда это групповая супервизия.
  В результате работы нашей программы "Психолог в женской консультации и роддоме"были выделены основные положения работы психолога:
  • Быть хорошо подготовленным специалистом (желательно ещё до начало работы пройти все необходимые курсы, проработать себя, свои утраты, быть "здесь и сейчас" с клиентом в его ситуации).
  • Осознавать необходимость в целях эффективности работы взаимодействовать одновременно и с женщинами и с медперсоналом.
  • Организовать работу так, чтобы каждая беременная либо посещала школу мам, либо прошла личную беседу с психологом.
  • При работе с мамой и папой уметь видеть сильные и слабые стороны пары и, руководствуясь ресурсами семьи, помочь подготовиться к рождению малыша.
  • В работе с женщинами, идущими на прерывание беременности, обсудить плюсы и минусы того и иного решения в мягкой форме, так как женщины, как правило, идут с установкой, что сейчас их будут отговаривать, правильно выстроив беседу, войти в контакт и помочь в осознанном принятии того или иного решения.
  • Снизить количество женщин, идущих на аборт, путём профилактической работы на школе мам и в личных беседах, или хотя бы предупредить повторные аборты, помочь женщине разобраться в том, почему ей приходиться попадать в такие ситуации.
  • Быть морально готовым к работе с женщинами с различными заболеваниями: онкобольными, с различными психическими отклонениями.
  • Следить за собственной репутацией и имиджем как специалиста - психолога, выстраивать отношения с медперсоналом и женщинами - клиентами, исходя из профессиональной этики.
  
  
   
  Список литературы
  1. Адлер А. Понять природу человека.- СПб.,1997
  2. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. Учебное издание/ П.Я. Гальперин - изд. 4-е. - М.: АСТ: КДУ, 2007
  3. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология: Учебник. - СПб.,2008
  4. Кулаков С.А. Супервизия в психотерапии. Учебное пособие для психотерапевтов и супервизоров. - СПб, 2004
  5. Куценко О. С. "Аборт или Рождение? Две чаши весов"Пособие для психологов и других специалистов, работающих с женщиной и ее семьей в ситуации репродуктивного выбора - СПб, 2011
  6. Ланцбург М.Е., Годлевская О.В., Коева Н.Ю., Макарова С.Г., Паршина О.В., Степаносова А.В., Юрасова С.Н. Подготовка к родам и уходу за младенцем. - М., 2010
  7. Ланцбург М.Е. Моя мама - мой первый учитель.- М., 2010
  8. Некрасов А. Материнская любовь.- М.,2003
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.-М.,1989
  10. Скрипалёв В. До трёх- на всю жизнь. Развиваем своего ребёнка умственно, нравственно и физически. - М., 2006
  11. Смирнова Е.О., Галигузанова Л.Н., ЕрмоловаТ.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет.- М., 2003
  12. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов.- СПб.,-2009
  13. Филлипова Г.Г., Захарова Е.И., Печникова Е.Ю. Беременность. Консультации акушера-гинеколога, психолога.-М., 2008
  14. Ховкинс П. ,Шохет Р. Супервизия: индивидуальной, групповой и организационные подходы. - СПб, 2002
  15. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учебное пособие для системы послевузовского образования врачей. - СПб,2002
  16. Эльконин Д.Б. Детская психология.-М., 1960
  17.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"