Мастак Викторович : другие произведения.

Путь человека к Богу в романе Н. С. Лескова "Очарованный странник"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вот решил порефлексировать по теме классической литературы. Никакого юмора. Здесь всё серьёзно.

  Кто есть человек? Для чего он приходит в этот мир? Какие пути и дороги приходится пройти человеку на пути к заветной цели? Как её найти? Какая цель в жизни правильная и истинная?
  Эти вопросы вечны. Ими задаётся каждое новое поколение на нашей многогрешной земле. Каждый из нас проходит свой неповторимый жизненный путь. У каждого были, есть и будут свои взлёты и падения. Человек выбирает на жизненном пути свою заветную цель и определяет путь к ней. В жизни христианина, такой заветной целью является достижение Царства Небесного. Но лёгких путей в Небесный Иерусалим не существует. Царство Божие начинается в сердце каждого человека. Мы начинаем свой путь к Богу, рождаясь для вечной жизни в крещенской купели и оканчивая его в Вечности. Путь к Богу уникален, своеобразен и неповторим. И в данной работе хочется рассмотреть особенности взаимоотношений человека и Бога на примере произведения Н.С Лескова "Очарованный странник".
  Каждый человек - это существо, сотворённое по образу Божию. Бог - Творец. И все мы созданы и призваны к жизни для творчества. Ни один полноценный человек не может жить без творчества. К сожалению, не все направляют свой творческий потенциал во благо себе и ближним. Такие люди не творят. Они вытворяют. Но настоящий писатель всегда выступает в роли творца. Он, уподобляясь Богу, создаёт свой мир, подобный нашему и увязывая его множеством тонких эмоциональных связей с душой читателя, прорисовывает в разуме, чувствах и эмоциях читающего, свою непередаваемую и неповторимую картину бытия.
  Автор романа "Очарованный странник" знакомит нас со своим героем на первых же страницах произведения и сразу даёт понять, что главный герой произведения инок - простец. Далее повествование ведётся от первого лица в форме рассказа инока Измаила, в миру, Ивана Северьяновича Флягина, о его непростой и нелёгкой жизни. Само повествование главного героя резко разрывает шаблонный канон житийной литературы 19 века. Его рассказ не житие, а жизнеописание пути грешного человека к Богу.
  С первых строк романа мы погружаемся в яркий, красочный и эмоциональный мир потомственного кучера Ивана Северьяновича Флягина. Происхождения самого простого и не отличающийся большой учёностью Иван Флягин не требует от мира особого к себе отношения, он принимает его таким, какой он есть. Он с ранних лет знает, что он вымоленный ребёнок. Его мать долго не имея детей, выпросила его у Бога своими молитвами и умерла при родах. Иван растёт с этим фактом, не желая по молодости лет следовать правильным и прямым путём, не сразу осознавая своё предназначение.
  Взгляд на жизнь у главного героя прост. Он не подвержен рефлексиям и терзаниям интеллигенции или рафинированного дворянства. К жизни и смерти он относится по-крестьянски просто. Есть время жить, есть время умирать. Смерти как непоправимого явления для Ивана Флягина не существует. Умерла мать при его родах, так была на это воля Божия, убил случайно монаха - простеца. А тот взял да и явился ему во сне. Другой бы от ужаса истерику закатил, а Иван просто поинтересовался, зачем покойник пришёл к нему. Перед нами вера в вечную жизнь и существование человеческой души такого уровня, что человек спокойно воспринимает как должное все сверхъестественные явления, происходящие в его жизни. А посему к предсказанию монаха, о том, что он много раз будет погибать, но не погибнет, а придёт в монастырь, Флягин отнёсся спокойно. Решил проверить и испытать подобное видение временем. Если сон и явление покойного монаха от Бога, то они непременно и полностью сбудутся, а если от лукавого, то и значение предавать такому сну и не надо. Куда больше заинтересовало молодого форейтора известие о том, что он не просто вымоленный матерью у Бога сын, но и обещанный.
  Ничего странного Голован не находит и в том что монах приходит к нему второй раз, перед опасным для жизни испытанием и спасением жизни семьи графа. Монах советовал проситься при первом удобном случае в монастырь. Но по недоверию и маловерию, после спасения жизни хозяина с семьёй юноша вместо монастыря попросил гармонь, на которой и играть толком не умел, а потом её вообще украли. В этом эпизоде автор нам ясно показывает всю свободу человеческого выбора на его пути к Богу. Вместо монастыря - пути к спасению и вечной жизни, человек избирает гармонь - инструмент развлечения. Но и этот выбор Господь уважает и даёт человеку время подумать и прийти к верному пути самостоятельно.
  У каждого из нас своя жизнь и мы делаем выбор каждый день и каждый час. А уже потом переживаем последствия своего выбора и переосмысливаем дела и поступки, совершив ошибки и накопив определённый опыт. Жил полной жизнью и Иван Флягин. Не святой, но по - своему справедливый и цельный человек. Таскала его голубят кошка, так он её поймал, выпорол и изувечил, выпороли его за это и отправили камнем дорожки мостить, так он от обиды на весь белый свет повеситься решил. А тут Бог цыгана послал, который его вешаться отговорил, а предложил вместо этого с цыганами сбежать, украв лучших барских лошадей. Он и согласился. Решил так барина наказать, а не себя. А потом с цыганом разругался, из-за того что несправедливо поделили деньги от продажи ворованных лошадей. Это поступки явно не святого человека. Но им движет не злоба, ярость или корысть, а тяга к справедливости. Обидно стало человеку, что он господам жизнь спас, а с ним так сурово обошлись.
  А потом беглый крепостной был нянькою, выхаживая новорожденную девочку, покинутую матерью и особо не нужную родному отцу, и опять его когда он был в одиночестве, манил к духовному подвигу убиенный им монах. Но опять не внял человек, и отдав девочку матери ввязался пороться за лошадь и случайно запорол насмерть татарина Савакирея. Пришлось бежать от уголовного преследования и прятаться в степи у кочевников, исполняя роль ветеринара и акушера. А из степи запросто не убежишь, после первой попытки побега, Ивану искалечили пятки, напихав туда конского волоса.
  Автор чётко показывает зависимость греха и расплаты за грех. Флягин совершил второе убийство, в котором абсолютно не раскаивался. Ведь и его могли насмерть засечь. За убийство по неосторожности по "Уложению о наказаниях" Свода Законов Российской Империи, полагалось до десяти лет каторжных работ. Отвечать за своё преступление Флягин не пожелал, решил, что нечестно за одно и то же преступление татарина - иноверца прощать, а православного христианина на каторгу посылать. Думаете он стал раскаиваться и решил искупить все свои грехи. Нет. Сбежал с татарами. И на целых десять лет оказался оторван от Родины, от веры, от Таинств Церкви. Для русского и глубоко верующего человека оказаться в подобном изгнании, гораздо хуже, чем на каторге.
  Для среднего обитателя степи он очень неплохо устроился. Владел ценным и редким ремеслом, имел хороший и стабильный доход. Его ценили и уважали все окрестные кочевники. Поэтому и пытались удержать возле себя. Сначала искалечили, а потом стали ласково обихаживать. Что может привязать мужчину к месту? Конечно семья и дети. Поэтому у Флягина за время его жизни в степи было четыре жены и родилось больше десятка детей.
   Но его не радовали простые человеческие радости. Он так и не смог привыкнуть к степному быту. Тоска по родной земле, а главное тоска по Таинствам Церкви и богообщению разъедали душу. Всё вокруг человеку стало безразлично. Особенно люди. На своих женщин и родившихся от них детей Флягину было наплевать. Он их татарами считал. Они мол некрещеные и миром немазаные. Но чтобы детей окрестить самостоятельно, или у проходящих мимо православных миссонерах Флягин даже не задумывается. Он просто не желает связывать себя. Ведь если дети и жёны окрещённые, то о них надо заботиться, наставлять их в вере, строить с ними правильную христианскую семью. С какой - то из жён после её крещения пришлось бы жить как с сестрой и вообще фактом существования такой "полухристианской семьи", он бы бросил вызов всему существующему в кочевом племени порядку. Пришлось бы врастать корнями в эту степную и неприветливую землю и сеять там крупицы христианской веры. Связывать себя обязательствами Флягин не пожелал и при первой же возможности удрал, предварительно запугав окружающих татар, а потом их запуганных окрестил. Ну а после этого сбежал бросив своих женщин и рождённых от них детей. А чего не бросит? Татары же. Чужие.
  Вообще если отбросить в сторону эмоциональную окраску рассказа и посмотреть на сухие факты биографии Ивана Северьяновича Флягина, перед нами предстаёт весьма неприятная картина. Кучер с садистскими замашками, увечащий кошек, после заслуженного наказания, обидевшись, сбегает с цыганами, предварительно украв лошадей своего хозяина. После разругавшись со своими подельниками из - за малой доли, уходит на вольный промысел, а там прибивается к чиновнику, которого бросила жена, оставив малолетнюю дочь. Ухаживание за ребёнком, это один из немногих эпизодов жизни Флягина в начальный период жизни, когда он был полезен для общества. Чем всё закончилось? Да тем что главный герой потешил свою гордыню поколотив офицера - любовника сбежавшей матери воспитанницы, а затем отдал девочку матери, тем самым обманув своего нанимателя. Денег за девочку он якобы не брал, просто сбежал вместе с матерью девочки и только что им униженным офицером - ремонтёром. Но если бы он пожалел мать, то мог отдать ребёнка сразу. А здесь явно всё не так просто как говорит господин Флягин. Стыдно ему, наверное признаться, что получил с этой истории если не материальное, то моральное удовлетворение, от унижения лиц благородного сословия. Поэтому неудивительна суровость епитимьи наложенной священником, после возвращения Флягина к барину, а также реакция старого графа отправившего этого прохиндея на вольные заработки. Не оттого что он от причастия отлучён, а оттого, что не всякий человек решит держать при себе не пойманного каторжника.
  Именно так. Не стоит удивляться. Иван Северьянович - преступник попирающий законы божеские и человеческие и равнодушный не только к посторонним людям, но и самым близким. При этом, по своей гордыне, Флягин, считает себя правым. И после возвращения на родину и устройства по специальности конэсером к знакомому армейскому ремонтёру он стал спокойнее, но жил жизнью обычного грешного человека. Любил выпить. Помногу. Мог и деньги казённые растранжирить и на пару со своим князем - ремонтёром махинации проворачивал. Но не будешь же, об этом в приличном обществе говорить и себя в неприглядном свете выставлять? И всё у него было хорошо в житейском плане и замечательно. В принципе он был точно такой же прохиндей и ушлый делец, как и его начальник, за исключением нескольких черт характера, благодаря которым началось перерождение Ваньки голована в инока Измаила.
  Какие - же это черты? Его вера в Бога, его тяга к справедливости, живая совесть, а также любовь к лошадям - дело всей его жизни.
  Но поворотной точкой в жизни Флягина стало убийство. Убийство цыганки Грунюшки, покинутой любовником - князем. Эту женщину Голован тоже убивать не хотел, он её просто в реку спихнул. Странным не кажеться? Всё у него помимо воли выходит. А три трупа за спиною стабильно есть. Грунюшка вроде как сама его орудием самоубийства избрала, да спровоцировала. Но здесь в отличие от предыдущих убийств принципиальное отличие. Он Груню любил больше жизни. Это и стало причиной его перерождения. Совершённый грех сгорел в покаянии и вере в Бога. Не только словами, но и делами. Он решил искупить свои грехи делами. Записался за другого человека в рекруты. Честно и верно служил и воевал на Кавказе. А случай на переправе у горной реки когда он пошёл добровольцем переплывать холодную реку под вражеским огнём - это прообраз купели в которой смылись его грехи водой и огнём. А уволившись из армии в офицерском звании бывший преступник, беглец и гуляка отправился в монастырь. И в монастыре у него было не всё ровно, но уже не плотские искушения, а духовная брань и борьба со страстями.
  Роман "Очарованный странник", это яркое произведение об очищении души человеческой и пути человека к Богу через покаяние и исправление жизни, очищаясь делами от грехов и совершенных преступлений
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"