Матвеев Михаил Юрьевич : другие произведения.

Наперегонки с судьбой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В эссе анализируется серия А. А. Бушкова "Пиранья" ("Первый бросок" - "Возвращение Пираньи-2"). Перечисляются критерии, по которым можно определять качество входящих в серию романов, анализируется содержание отдельных произведений и делаются замечания по поводу характера главного героя.

М. Ю. Матвеев

      

Наперегонки с судьбой
(серия
"Пиранья" А. А. Бушкова)

 
 

             Конечно, он - герой, сомнений в этом нет,
             Тому свидетельство - трофейный пистолет,
             Тому свидетельство - геройская звезда
             И фотоснимок в экзотических местах.
             Тому свидетельство - скрипучая нога
             И штампик в паспорте - развод с гражданкой С.
             Ах, если б он туда вернулся, он тогда
             Им отомстил бы за развод и за протез.
             Но нынче он герой, страдающий от ран,
             Ему прописаны икра и ресторан,
             Ему прописано - смущать толпу у касс,
             Ведь нынче он герой, и что ему Указ?
             Это пусть Тузику несут "Дюшес"...
             - Оркестр! Музыку! Гарсон, "Шартрез"!

             М. Н. Кочетков "Портрет Героя в ресторане"

          

          "Пиранья" - пример того, как ради коммерческой выгоды размывается и рушится очень неплохая серия с интересным главным героем. По большому счету, ее надо было делать размером примерно с "Бестужева" или "Мамонтов", но ни в коем случае не больше, поскольку набор трюков и сюжетов в большинстве романов одинаков, новые герои, постоянно участвующие в действии, не прибавляются, а "долгоиграющие" загадки, проходящие через всю серию, практически отсутствуют.

          Эту серию "ломало" и "кренило" к худшему много раз (а к лучшему - только в последнем романе), и в этом отношении не лишним было бы определить критерии, по которым можно оценить качество входящих в нее произведений. Таких критериев всего три: а) хороший роман о Мазуре - это тот, в котором главный герой выглядит наиболее человечно (и во многом уязвимо, поскольку одно другого не исключает); б) роман не должен быть слишком предсказуемым; в) по сюжету он должен существенно отличаться от других романов серии и содержать меньше всего расхожих ситуаций.

          Согласно приведенным критериям, входящие в серию романы можно разделить (по убыванию качества и интереса) на четыре группы:

          1. Лучшие романы ("Охота на Пиранью", "Крючок для Пираньи", "Звезда на волнах", "Возвращение Пираньи-2").

          2. Хорошие романы ("След Пираньи", "Первый бросок", "Возвращение Пираньи-1").

          3. Романы, которые запоминаются отдельными эпизодами и в которых что-то "цепляет" ("Флибустьерские волны", "Озорные призраки", "Белая гвардия").

          4. Все остальные произведения (начиная с "Черного солнца" и "Жизнь длиннее смерти" и до "олигархическо-воровских" романов).

          Что касается "переломных" произведений, то таковыми были пять романов: "След Пираньи", "Черное солнце", "Белая гвардия", "Алмазный спецназ" и "Возвращение Пираньи-2".

          Прокомментируем каждую группу.

          Чем же так хороша "Охота на Пиранью"? Прежде всего тем, как описан главный герой: в этом романе он не является "расчетно-наводящей приставкой" к оружию. "Главный герой - супермен по всем статьям: боевой пловец Кирилл Мазур, офицер спецподразделения, выполняющего диверсионные и разведывательные операции во всех точках Мирового океана. Если бы содержанием романа стала как раз такая спецоперация, у Александра Бушкова получился бы вполне рядовой боевичок. Но опасность настигла супермена, когда он был в роли обычного человека. Кирилл Мазур проводил отпуск на малой родине, мирно сплавлялся с молодой женой по красивой сибирской реке. Тут-то их, как простых туристов, и прихватила военизированная бригада, поставляющая для элитной охоты двуногую дичь.

          Самое волнующее в романе - как герой, принимаемый хозяевами охоты за простого мужика, вдруг начинает преподносить своим мучителям сюрприз за сюрпризом. Читатель просто счастлив в те моменты, когда профессионал ставит дилетантам встречные ловушки. Не читатель, напрягая хилые бицепсы, идентифицирует себя с героем-суперменом, но герой на время становится таким, как читатель. Это обеспечивает интерес гораздо более прочный, чем если бы автор приписал персонажу самые невероятные подвиги. Подвиг обыкновенности - вот что должен первым делом совершить супермен, чтобы дальнейшие его победы имели в глазах читателя серьезную цену"[1].

          Однако этим роман отнюдь не ограничивается, и автор ставит перед читателями очень серьезные проблемы, не имеющие однозначного решения. И читатели отлично это поняли: "Вот одна из них: приемлемо ли лишать жизни одного человека, для того, чтобы спасти несколько? Именно эта непростая дилемма встает перед Кириллом Мазуром в одном из эпизодов романа. Он делает свой выбор, и я не буду судить: правильно он поступил или нет?

          Другая тема, поднятая автором - эта тема прижизненного наказания человека за его грехи. Она пронизывает весь сюжет романа. И у меня во время чтения создавалось ощущения незримого присутствия среди персонажей некой неведомой высшей силы, не оставляющей без внимания (и без наказания) людей, за совершенные ими грехи. Возникает чувство, что именно эта таинственная сила виновата во всех злоключениях и несчастьях Мазура, что она однажды решила: пришло время и Мазура расплачиваться за грехи.

          А грехов у Мазура много. Ведь сколько людей он отправил на тот свет! Да, этих супостатов он убивал не по собственной воле, а по заданию своей страны (точнее тех, кто ее официально представлял). И многие из убитых им людей заслужили это. Но ведь убийство, какими бы благородными целями оно не было продиктовано, всегда остается убийством! А убийство - грех..."[2].

          Предположений и версий здесь может быть много, и это как раз тот случай, когда недосказанность отнюдь не портит повествование. И вот если подумать... А чем Мазур хуже (или лучше) Лаврика или Морского Змея? За что ему это? Один из вариантов ответа заключается в том, что он стал слишком много брать от жизни (и брать слишком много жизней): вместо боевого пловца получился бродяга-авантюрист, всегда добивающийся своего и достаточно вольно манипулирующий представлениями о добре и зле.

          Другой вариант - злая судьба. При чтении "Пираньи" можно обнаружить интересную закономерность: пока Мазур выполняет спецзадание, пока он в движении - он практически неуязвим. Но стоит ему хоть немного замедлиться и расслабиться (и не важно где - в отпуске, на базе, временной конспиративной квартире, королевской резиденции, даже в поезде или на корабле), как судьба тут же вываливает ему на голову все мыслимые и немыслимые неприятности. И тут уж главное - вовремя уйти. Не на тот свет, конечно, а просто в отставку. И никуда не высовываться...

          Третий вариант - непостижимое вмешательство в духе народного фольклора (а ля "Нечистая, неведомая и крестная сила" С. В. Максимова). То, что происходит с Мазуром, не слишком-то напоминает воздействие нечистой или крестной силы. Другое дело - сила неведомая, дохристианская (Царь-Огонь, Вода-Царица, Мать-Сыра Земля, Священные рощи). Чем-то он их все же прогневал... И тут уж Мазуру до Сварога - как до другой Вселенной. В конце серии он, правда, слегка реабилитировался. Или проиграл окончательно - это уж как понимать...

          Четвертый вариант - самый сложный. "Охота на Пиранью" - очень качественный роман, можно сказать - боевик на все времена. Но это не отменяет некоторых вопросов, возникающих при чтении данного произведения. Ну почему же профессионал такого уровня вообще решился на сплав по пустынной реке с молодой женой в эпоху дикого российского капитализма? Почему он не начал акцию прямо у вертолета, хотя вроде бы собирался? И что же он не пошел по тайге до самого конца, до безопасной базы? А ведь на самом деле все логично - но не в рамках данного романа, а в масштабах серии. Нельзя сказать, что Мазур жил как при коммунизме, но... общий принцип все-таки похож. Истина до главного героя доходит только в самом последнем романе: по сути, он все время пребывал в некой Сумеречной зоне, а вся жизнь - и брежневские времена, и перестройка, и "лихие девяностые", и "тучные нулевые" - просвистела мимо него. И, находясь в этой самой зоне, он не мог понять, что Сумрака в обычной жизни ничуть не меньше - в особенности, если чуть-чуть ослабить бдительность...

          Конец романа предсказуем - примерно так с парочки бутылок "Пепси", после которых у Мазура все пошло наперекосяк. Но эта предсказуемость отнюдь не вызывает скуку - поскольку очень хочется, чтобы все получилось иначе. Удивительно, но такого ощущения не складывается ни в одном последующем романе...

          "Крючок для Пираньи" берет другим: в этом романе весьма неплохо показана российская действительность, причем достается всем - и левым, и правым и центристам[3]. Сюжет здесь более предсказуем, чем в "Охоте на Пиранью", но автора выручает "нагнетание атмосферы" (едва ли не до уровня Кафки): Мазур, оказавшись в роли частного сыщика, становится весьма уязвимым, а ощущение тотальной безнадеги настолько велико, что перекрывает собой всю разухабистость повествования.

          "Звезда на волнах" - типичнейший авантюрно-приключенческий роман про приключения Мазура в экзотических местах. Вроде бы ничего особенного, но при этом автору с самого начала удивительным образом удается создать ощущение грядущей неудачи, которая последует из-за какой-то совершенно нелепой случайности. И все было зря, все было впустую... Этот роман - пожалуй, самое яркое олицетворение подобного тезиса, и именно поэтому он и запоминается лучше, чем многие другие произведения серии.

          "Вперед в прошлое" ("Возвращение Пираньи-2") - самый неожиданный роман серии. За эту самую неожиданность автору можно простить решительно все, включая невероятное количество опечаток, которые по своей забавности ничуть не уступают тем оговоркам в русском языке, которые делает новая (и последняя) подружка Мазура. А ведь действительно непредсказуемо! Ну разве такой роман логически следовал из своих "олигархически-воровских" предшественников? И разве на протяжении серии не напрашивалась мысль о том, что Мазур погибнет на своей родной земле из-за очередной дурацкой случайности, ничуть не связанной с его профессией? И можно ли было предположить, что Мазур и Лаврик погибнут вместе? Все-таки автор умеет удивлять читателя, и этого у него не отнимешь...

          В данном романе есть и неожиданный момент совершенно иного рода, касающийся одного из последних произведений серии - романа "Как три мушкетера". Вроде бы не так уж интересно и без ярко выраженного экшена - но общая идея, если ее применить к финалу серии, оказывается очень даже ничего. Так о чем же говорится в "Возвращении Пираньи-2"? О том, как Арамис умудрился угробить Портоса? Или о том, как д"Артаньян из последних сил тянулся к маршальскому жезлу? А может, это про то, как Атос случайно забрел на свое личное кладбище? А ведь неплохо - во всяком случае, гораздо лучше, чем при попытке напрямую отзеркалить роман А. Дюма. Лишний раз подчеркнем, что приемом с переворачиванием известных сюжетов А. А. Бушков пользуется очень здорово, - правда, до тех пор, пока речь не заходит об использовании целых романов, а также об их качестве. Противники мушкетеров у "многостаночника" А. Дюма были описаны довольно бегло и схематично - и если они вдруг становятся главными героями, то тут уж надо было постараться с описанием их характеров и биографий. Понятно, что от А. А. Бушкова такого не дождешься...

          Между тем в романе есть и предсказуемые эпизоды - ничуть не разочаровывающие и даже радующие при чтении. Один из них можно сформулировать в виде вопроса, проходящего через всю серию: ну додумается ли кто из числа основных действующих лиц вовремя отползти в сторонку и заняться сельским хозяйством? Оказывается, таковой все же нашелся! И ведь без иронии здесь тоже не обошлось...

          Второй эпизод - самый потрясающий во всей серии: он становится очевидным буквально за секунду-другую до своего, так сказать, появления и озвучивания. Это та песня, которую поет Мазуру в его кошмарном сне некогда убитый им Пабло Эскамилья. Но автор и здесь преподносит сюрприз: вместо того, чтобы исполнять "Размытый путь" под гитару в стиле Александра Дулова, Пабло играет на баяне! Вот это да...[4]

          "След Пираньи" - это первый (и пока еще почти незаметный) "крен" серии в худшую сторону. Вроде бы автор сделал практически невозможное: роман при идентичных "исходных данных" получился не хуже, чем "Охота на Пиранью". Однако в данном случае на чтение влияет поразительная предсказуемость целого ряда сцен. И не понять, почему же так получилось - в "Охоте..." такого даже близко не было. Возможно, здесь просто описаны иные опасности, но возможно и другое - эти два романа не следует читать подряд без всякой паузы. Кроме того, на восприятие "Следа Пираньи" влияют и общие условия игры: Мазур в этом произведении выполняет задание - а это, как уже отмечалось, немножечко не то...

          "Первый бросок" был бы всем хорош - но только сам по себе. В рамках всей серии очевидно, что Мазур начал как-то не очень - преимущественно в одиночку, грязно и грубо (а ведь изначально он был чистым и даже несколько наивным парнем). Ну ладно, был бы только бой или же все вообще обошлось бы без крови! Так ведь нет: главный герой сходу получает на свою бедную головушку едва ли не полный (и типовой) "пакет" приключений. Толку-то от последующих "экзотических" романов - далее ведь все уже практически одинаково...

          "Возвращение Пираньи-1" - тоже хороший роман, но слишком уж предсказуемый. Кроме того, не очень вразумительными выглядят и колебания Мазура (причем, задолго до конца повествования). Это обстоятельство очень точно было отмечено в читательской критике: "Развели Мазура и Кацубу как куценят слепых, а не убивцев профессиональных. Но зато славненько они погуляли-попутешествовали по некоей латиноамериканской стране, немало пострелявши и повлюблявшись. Лихо написанные очередные приключения про Пиранью, со здоровым цинизмом и язвительностью в адрес власть заимевших, а заодно и по отношению ко всем нам, лопухам, профукавшим страну, и спокойно к этому относящимся. Причем мотивация поступков настолько несуразна, что сомнения обуревают: такие уж и патриоты наши главные герои?! Поскольку даже в последнюю авантюру они пустились, руководствуясь не чувством долга и верностью присяге, а движимые, подозреваю, по большей части обычным любопытством и указующей волей и влиянием героини-девицы-красавицы"[5]

          "Флибустьерские волны" и "Озорные призраки" запоминаются тем, что Мазур в этих романах никого не убивает (более того, в "Озорных призраках" вообще никто не гибнет). Здесь, конечно, он тоже бродяга - но бродяга-философ, скорее уж наблюдающий за жизнью, чем вмешивающийся в нее в силу отданного кем-то сверху приказа. И ведь как хорошо он обошелся со случайной девушкой по вызову! И как по-доброму он смотрит на восходящую звезду Голливуда! Но, правда, и слабое место у него тоже имеется: он - все-таки не Майкл Шор и переворотами не занимается. А ведь тот злодей, несмотря на крайне бурную биографию, благополучно дожил до старости. Се ля ви...

          Трилогия про "Белую гвардию" - очередной "крен" серии в сторону ухудшения качества. Практически ничего нового или оригинального. Запоминается разве что первый роман - и то потому, что группа Мазура (в кои-то веки!) в нем терпит поражение. Можно, правда, отметить довольно неплохую комбинацию противников главного героя в конце данного произведения. Догадаться-то можно, но лишь немногим раньше, чем это делает главный герой. И все равно уже ничего не изменить...

          "Черное солнце" хоть и эффектно, но вызывает много вопросов. "Это даже не роман и не повесть, а просто набор приключений подводников-диверсантов, оказавшихся в африканской сельве, где и воды-то не очень много. По бредовости книжка переплюнет все остальные похождения Пираньи. Но написано весело, ехидно, местами даже очень ядовито. Сначала смешно читается, потом становится скучно"[6].

          "Алмазный спецназ" и "Чистый углерод" уже полностью вторичны. Это явные приключения ради приключений, ничего не дающие не уму, ни сердцу. Еще более невзрачными выглядят похождения Мазура на просторах бывшего СССР ("Охота на олигарха", "Война олигархов", "Пиранья против воров-1 и 2"). Здесь уже все сливается в один ком и ничего не откладывается в памяти. В общем, "все уже было, все стандартно"[7]. И очень жаль всю серию, которая в укороченном и сжатом виде смотрелась бы не в пример лучше...

           А теперь попробуем подойти к делу несколько иначе и проанализировать не достоинства романов, а образ самого главного героя. Поскольку все познается в сравнении, можно сопоставить персонажей двух наиболее популярных (и "долгоиграющих") серий А. А. Бушкова - Мазура и Сварога, сформулировав на основании имеющихся текстов ряд отличительных признаков и критериев (см. табл. 1). И результат получается весьма интересным...
 

Таблица 1

Близнецы или антагонисты?
 

Критерий, качество или проблема

Мазур

Сварог

Эпоха

Со второй половины 1970-х до второй половины 2010-х гг. Произведения не расположены по хронологии романного действия, и читать их можно по-разному

1991 г., развал СССР. Временное возвращение в 2006 г. Основное действие - от 25 до 50 тыс. лет назад неизвестно где

Отношение к Родине

Патриот своей страны, считающий себя ее "центральным нападающим". Колебания имеют место только в "Возвращении Пираньи-1 и 2"

Скептически-недоверчивое вплоть до негативного. "Развращенный перестройкой и гласностью", главный герой (в отличие от "Попытки к бегству" братьев Стругацких) бесповоротно бежит в сказку

Отношение к вере

По ходу серии - атеист, потом агностик. По-настоящему над этим вопросом задумывается слишком поздно и получает не по силе веры, а по ее формальным признакам

Формально верующий, но это ни на что не влияет. Скорее всего, является чем-то вроде мага-материалиста, очень даже устраивающего нечистую силу

Отношение к паранормальным и сверхъестественным явлениям

Опасливо-осторожное вплоть до суеверности

Невероятнейшая крутость и наплевательство

Отношение к власти и правителям

К правителям отношение отстраненно-скептическое и даже брезгливое. Сам к власти не стремится

Ярко выраженный властолюбец. К другим правителям отношение циничное, свойское и запанибратское. Дорога королей оправдывает все

Все было зря, все было впустую

Всю жизнь борется с этим тезисом и так с ним и не соглашается

Глубоко над этой проблемой не задумывается, несмотря на серьезнейшее предупреждение

Предсказания судьбы

Расплывчатые и по большей части не слишком точные, однако злокозненностью и двусмысленностью не отличаются

Исполняются в точности, но при этом крайне двусмысленны

Боевые навыки

Специальная подготовка плюс боевой опыт

Навыки десантника плюс самоподготовка (от монгольского пастуха до рубак из Каталауна)

Подвиги

Практически всегда локальные и не вызывающие мысли о подтасовке

Глобальные, вызывающие ощущение ложного чуда

Мушкетерство

Так и остается в душе мушкетером, пусть и в большом чине

Очень быстро теряет моральные ориентиры. По большому счету, он не был мушкетером уже в начале серии

Сомнительные ситуации, не имеющие однозначного решения

Только по отношению к личной жизни

Во всех областях и сферах. Главный герой идет на постоянные компромиссы со злом

Отношение к окружающим людям

Философское, без резких суждений

Помимо узкого круга приближенных, все прочие люди - холуи, лакеи, шестерки и просто дерьмо

Отношение к изменяющей и опостылевшей жене

Нервный срыв, скелет в шкафу и личная трагедия

Пофигистски-ленивое: чтобы ни предпринял, лучше не будет

Отношение к девушкам в целом

В силу специфики своей профессии, но от настоящей любви вряд ли бы отказался

В силу обстоятельств. Интрижка как способ снятия стресса (к этому его подталкивают и окружающие). Влюбиться в принципе не способен

Отношение к интрижкам с девушками с родословной и/или во власти

Либо тяготится своим положением, либо тихонечко гордится

Комплексов не имеет. Да и вообще - какая разница?

Склонность к позерству и красивым жестам

Излишняя щепетильность переходит в гордыню. Вместо того, чтобы разбрасываться бриллиантами, мог бы отдать их Лаврику - пусть уж лучше он решает

Для короля королей с огромными возможностями - довольно скромно и практически всегда по делу

Воспоминания

Только о своих далеких предках. Каким был в годы учебы, какие были друзья, почему не выбрал атомный подводный флот - решительно непонятно

Выборочные, но все же есть. Боевые действия, в отличие от Мазура, все-таки вспоминает

Возможность изменить судьбу

Скорее, есть. Развитие сюжета могло быть разным. А если бы, к примеру, Лаврик застрелился в романе "Ближе, бандерлоги"?

Скорее, нет. "Коридор" для главного героя определен совершенно четко, равно как и "подбор" окружающих его лиц

Отношение к алкоголю

В силу необходимости или после очень сильного стресса

Готов употребить где угодно. В поздних романах пьет уже по любому поводу, как, впрочем, и его окружение

Бытовые вкусы и привычки

Практически не показаны. Нет даже описания знакомств со своими тремя женами - Анной, Ольгой и Ниной

Фрагментарно, но все-таки описаны. Сцены знакомства довольно подробные

Главный страх

Получить правдивую и точную оценку собственной жизни

Оказаться никому не нужным и потерять всех близких

Лучший роман о герое

"Охота на Пиранью" - заглавный, ясный и самодостаточный

"Печать скорби" - дополнительный, двусмысленный и концептуальный только в рамках всей серии

Общий литературный первоисточник

Похоже, что такого нет. С большой натяжкой - "Крыса из нержавеющей стали" Г. Гаррисона, да и то только в отношении авантюрного духа всего произведения

Та же "Крыса...", но применительно к отдельным трюкам, эпизодам и фразам. Стас и Джим вообще не похожи друг на друга

           И о чем же говорит подобное сравнение? По-видимому, автор изначально собирался изобразить двух совершенно разных героев (и даже антагонистов), однако уже упомянутая коммерческая направленность обеих серий не позволила в полной мере осуществить этот замысел. В сущности, разница между Мазуром и Сварогом стала исчезать тогда, когда обе серии утратили содержательность и превратились в длинные ряды обычных авантюрно-приключенческих романов, а точнее - в приключения ради приключений. Особенно это заметно в последних произведениях, в которых герои стали едва ли не взаимозаменяемыми. А вот это жаль - Мазур мог бы быть очень интересным и самобытным персонажем, гораздо более содержательным, чем тот же Сварог. Ну а что в результате? Нет ни подробной биографии, ни воспоминаний, ни интересов, ни желаний... А спохватывается автор поздно - по сути, только в последнем романе.

           Однако гораздо больше, чем ориентация на прибыль и развлекательность, раздражает то, что можно назвать авторским произволом: Мазуру в этом отношении не повезло гораздо больше, чем Сварогу. Выражается это в следующих моментах:

  •      Автор упорно делает из положительного героя сентиментального убийцу. В некоторых романах это даже чрезмерно. Так, получив в "Охоте на Пиранью" сильнейшую психологическую встряску, в "Следе Пираньи" Мазур к лучшему отнюдь не меняется - напротив, он начинает испытывать от бесконечных убийств самый настоящий кайф. А вот это уже никуда не годится (и за тем же Сварогом, кстати, как-то не водится).

  •      Стоило ли Мазуру убивать свою первую жену - большой вопрос. Получается так, что морально опустошенный и циничный Сварог выглядит гораздо предпочтительнее щепетильного, честного и принципиального героя. То же самое можно сказать и про убийство девушки Прохора. Ну и чем же Мазур лучше этого отморозка? По факту - выиграл, морально - проиграл. И обязательно нужно было именно так?

  •      Совершенно не смотрится и размахайство главного героя: он разбрасывается бриллиантами и в "Охоте на Пиранью", и в "Голой королеве". То же самое касается и чеков на крупные суммы ("Чистый углерод"). Неужто не мог пристроить на нужды своего ведомства или хотя бы на благотворительность? Да и не по Сеньке шапка! Вот ведь Флоризель нашелся...

  •      Но хуже всего - ироническое отношение автора к своему герою (точнее - героям), граничащее с откровенным пренебрежением. Вроде бы и Мазур, и Лаврик - неплохие психологи с богатым жизненным опытом, а выглядят как-то нелепо и даже глуповато. А порой даже трагикомично, в духе приведенной в качестве эпиграфа песни. Чего-то им явно не хватает... И заметно это не только в "Пиранье". Так, когда персонажи различных серий (вроде Бестужева или д"Артаньяна) и шагу ступить не могут, чтобы не столкнуться с известными историческими лицами (то ли для большей жизненности, то ли для осознания собственного величия), это еще можно потерпеть. Но вот когда эти самые персонажи (причем персонажи положительные!) начинают сознательно принижаться автором, впечатление складывается не самое лучшее. Самый громкий "звоночек" прозвенел в "Печати скорби" - в том эпизоде, когда Сварог из Сибири с изумлением разглядывает бестселлер "Каналья готовится к нырку". По сути, Мазур оказывается на положении "персонажа второй степени", в то время как Дарья Шевчук совершенно реальна! Впрочем, косвенно достается и ей - ведь у Сварога неистребимое чувство превосходства. Все это можно было посчитать за случайность, за невинную постмодернистскую шутку, но вот последовали "Чудовища-2", и стало уже не до смеха: ну и за что же так досталось капитану Алексею, который всех спасет? Понятно, конечно, что "Сварог" - полная противоположность "Анастасии". Но зачем это еще и подчеркивать, низводя положительного героя до уровня заведомого персонажа фантастического романа? Таких в реальной действительности просто не бывает?

           Возвращаясь к приведенной выше таблице, можно отметить и несколько иное обстоятельство: есть критерии, по которым между двумя героями все же имеется определенное сходство, и есть позиции, где сходства нет вообще. Что касается сходства, то оно проявляется довольно интересным образом - что есть в начале одной серии, то оказывается в конце другой, и наоборот. Так, к примеру, на чем же нечистая сила в первую очередь ловит Сварога? Как ни странно, всего лишь на отсутствии патриотизма. Надо только захотеть поменять мир на мир! А что же происходит с Мазуром? Стоило ему в "Возвращении Пираньи-2" захотеть переиграть одну давнюю ситуацию и начать жизнь заново в Латинской Америке - и все кончается очень плохо...

           Примерно так же обстоит с тезисом "Все было зря...": когда Сварог в "Летающих островах" поет "Но кто-то встанет над курганом нашим / и в рог бараний скрутит сатану...", он ничуть не отличается от Мазура из финала "Пираньи". Но вот только дальше у него началась Дорога королей...

           Из числа принципиальных различий в наибольшей степени выделяются имеющиеся в обоих текстах предсказания судьбы. По сравнению со "Сварогом" данная тема в "Пиранье" выглядит едва ли не крупнейшей авторской недоработкой. И дело здесь не в том, что пророчества относительно Мазура не сбываются со стопроцентной точностью - они не несут в себе существенной функциональной нагрузки, не обыгрываются автором при подведении итогов и совершенно не осмысливаются главным героем. Между тем с колдунами Мазур сталкивался в разных романах ничуть не реже Сварога, и произносимые ими формулировки были весьма любопытными:          

  •      "- Ты многих убьешь. Больше всего среди них будет таких, кто и сам соберется тебя убить... но будут и другие. Всякие. Которые тебя убивать вовсе не собирались. У тебя будут медали и еще много чего... Ты будешь много странствовать по свету, не потому, что ты сам так хочешь, а оттого, что этого захотят другие. Много повидаешь... Женщин у тебя будет много... Самых разных. Я по твоему лицу вижу, что тебе стало в глубине души приятно и весело... Это опять-таки от молодости. Потом-то ты поймешь: чем больше женщин, тем больше хлопот и проблем" ("Пиранья. Первый бросок"). Это, пожалуй, самое точное и в то же время неконкретное предсказание, прозвучавшее в самом начале боевого пути Мазура. И какой ему толк от такой информации?

  •      "- Бойся третьего пожара, сотник! Третьего пожара бойся!" ("Охота на Пиранью"). Ну и где этот самый пожар? Или это про пожар любовный, имеющий место в финале серии?

  •      "- Он говорит, что ты всегда достигаешь своей цели, конец пути увенчивается победой... Постоянное достижение победы, достижение цели еще не означает удачи и счастья, а иногда прямо противоположно таковым... Счастье - это еще не обязательно победа, вовсе не обязательно, потому что... потому что соль горька, а в тебе слишком много соли, победа - это соль, а счастье - золото, вкус золота сладок... дальше пошли дебри первобытной горной философии..." ("Возвращение Пираньи-1"). Тоже не лишено смысла, но по смыслу больше подошло бы к "Охоте на Пиранью" или "Белой гвардии": судьбу начинает злить именно то, что Мазур всегда добивается победы и не оставляет за собой неразгаданных тайн. Кстати говоря, в "Возвращении Пираньи" имеется и еще одно предсказание (точнее, примета), связанное с Галереей Кавалерийского Сапога, но оно вообще не сбывается.

  •      "- Странное дело: ты человек немаленький, но твой сын, несмотря на молодость, так высоко, как тебе в жизни не подняться... Высоко. Это я вижу. А чтобы сказать тебе где, нужно быть уже не видящим, а знать всевозможные науки... я даже не знаю, как они называются, откуда же мне что-то из них знать? Где-то. Уж точно не здесь. Там тепло... я вижу. И все. Кстати, у тебя на плечах сидит смерть... Смерть сидит у тебя на плечах и улыбается" ("Алмазный спецназ"). Из всех предсказаний это - самое загадочное. В каком же времени оно говорится? Сын уже вырос, только растет или еще даже не появился на свет? И что значит - выше и, что совсем уж удивительно, теплее? Такое ощущение, что здесь две серии просто пошли внахлест: подобное предсказание неплохо бы подошло к графу Гэйру-старшему...[8]

           Но может быть, все гораздо сложнее, и имеющиеся предсказания - не такая уж и недоработка? С такими туманными материями - кто знает... Во всяком случае, в приводимых в тексте серии предсказаниях все же есть положительный момент: Мазуру не до мистики - он просто живет и сражается, а не исполняет роль фигуры в дьявольской игре. Да, периодически его обманывают - но все-таки не так глобально, как Сварога. И подвиги Мазура эти обманы нисколько не умаляют...

           И вот, кстати, о подвигах и о глобальности. В сущности, это еще одно принципиальное различие между сериями - и не только принципиальное, но и наводящее на весьма серьезные размышления. Здесь необходимо отдать должное читательской критике: некоторые читатели заметили некоторую неправильность в "Свароге", хотя и не стали подробно ее комментировать: "..."Пиранью" можно множить до бесконечности. Все-таки там речь идет о локальных подвигах. И дело встает исключительно за мастерством слога. В каковом Бушкову отказать никак нельзя.

           Сварог - дело другое. Глобальных свершений не может быть много. (Во всяком случае, так много). И количество их разновидностей, по сути, не превышает числа пальцев одной руки"[9]

           Вот это как раз к разговору о ложных чудесах и о том, что все было впустую. С ведома и попустительства Великого Мастера..."[10]

           И вот, наконец, финал. Удался ли он автору? Скорее да, чем нет. Хотя и не без вопросов... Концовка получилась неожиданной, оригинальной и своеобразной, но при этом слишком уж язвительной и далеко не бесспорной. Впрочем, главного отрицать нельзя: А. А. Бушков сумел написать действительно интересный роман, связать наиболее важные вопросы в единое целое и подвести общие итоги.

           "Возвращение Пираньи-2" - это произведение, в котором в наибольшей степени обнажаются слабые места вроде бы непобедимого супергероя. И главная его слабость неразрывно связана с его профессией: он, чтобы остаться в форме, вынужден "стирать" все свои воспоминания сразу после окончания каждой боевой акции. Так что же у него остается? Прошлое все равно настигнет - рано или поздно, так или иначе. И вот именно этим и объясняется полный раздрай в душе главного героя. И что же он не задумывается о своих потомках? И почему ему так поздно приходит в голову мысль о том, скольким девушкам он причинил несчастье? От такой неожиданности недалеко и до паники! (Кстати говоря, "оправдание" тут же находится - ну ведь не всем же, в конце-то концов!) И почему же он раньше всерьез не задумывался о своем личном кладбище и о том, что могут сказать ему убитые им люди? И отчего же ему так хочется все переиграть? Седина в бороду, бес в ребро? И что же он так поздно задумывается о вечном?

           Последний вопрос, безусловно, самый принципиальный и проходящий практически через всю серию. А ведь читателю интересно: как же автор будет разбираться с тем обстоятельством, что настоящего рая Мазур уж никак не заслуживает? Не заслуживает уже потому, что решительно ни о чем не сожалеет и ни в чем не раскаивается?

           И А. А. Бушков, надо отдать ему должное, предлагает весьма неплохой вариант, а точнее - два варианта: и ад, и рай. Видимо, на усмотрение читателя... Но вот в чем штука: ад у него получился вполне даже ничего, а вот рай - не очень. Во-первых, здесь срабатывает своего рода "литературная инерция" в духе уже упомянутого Г. Гаррисона: ну, если уж Парадиз на ремонте, то сойдет и Валгалла! Но ведь здесь-то шутить нельзя! И почему вообще так непатриотично?! А тут уж ничего не сделать: попадание в Синею Сваргу - в этот ирий для отечественных язычников - было бы еще более двусмысленным. И кто ее вообще сварганил?

           Во-вторых, Валгалла все же имеет место - пусть и под другим названием. Молочные реки, кисельные берега, девушки под каждым кустиком... Ну ладно-ладно, не молочные, а из чего покрепче! Ну и скучища же! Да и эта пастораль оказывается какой-то сомнительной: ну вот идет к Мазуру девушка, и у читателя возникает резоннейший вопрос: а которая? А лицо-то у нее хотя бы есть? Сварога, по крайней мере, всегда встретит Мара - даже если это взаправду будет измерение демонов. А тут - опять какой-то произвол. Но не будь такого произвола, не было бы и романа...

           И что же получается в итоге? В целом относительно серии можно сделать следующие выводы:

2021

          

           Примечания

             1 Славникова О. Супергерои нашего времени. URL: https://znamlit.ru/publication.php?id=654

             2  Вихрь. "Охота на Пиранью". 28 июня 2012 г.

             3  mogzonec. "Крючок для Пираньи". 15 октября 2018 г.

             4  Угадывать наперед стихи, которые еще только приведет автор в своих романах - дело азартное и увлекательное, но очень сложное. Так, в "Свароге" автору этих строк удалось предугадать только два стихотворения (В. С. Высоцкого и А. М. Городницкого), да и то напутать с романами, где они должны будут появиться. Поначалу кажется, что автору надо было придерживаться одной стилистики, но потом приходит понимание, что это не совсем так: разные жанры, по крайней мере, гарантируют отсутствие тенденциозности. А вот почему А. А. Бушков охотно приводит одних бардов и не приводит других, вполне подходящих по своим песням, - это действительно загадка...

             5  mogzonec. "Возвращение Пираньи". 5 декабря 2018 г.

             6 mogzonec. "Пиранья. Черное солнце". 21 марта 2018 г.

             7  izubr. "Пиранья. Охота на олигарха". 17 августа 2018 г.

             8  Ближе к концу "Возвращения Пираньи-2" случается еще одна оказия: неожиданно приводятся размышления о дьяволе, говорящем правду. Это опять-таки из другой оперы...

             9 george1109. "Над самой клеткой льва". 17 октября 2017 г.

             10 С ведома и попустительства автора порою тоже случаются удивительные вещи. А почему, к примеру, он вообще так назвал своего героя? Какое отношение этот персонаж имеет к первому секретарю ЦК Коммунистической партии Белоруссии Кириллу Трофимовичу Мазурову (жену которого звали Янина Станиславовна)?


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"