Матвеев Михаил Юрьевич: другие произведения.

Тень героя-3: Продолжение следует...

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние конкурсы на ПродаМан
Открой свой Выход в нереальность
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В данном тексте продолжен анализ серии А. А. Бушкова "Сварог". Рассматривается роман "Радиант" с возможными дополнениями по мере выхода в свет новых произведений.

   

М. Ю. Матвеев

      

Тень героя-3: Продолжение следует...

 
  

               Бог и дьявол играют в шахматы. Ставка - человек. Длится, длится грандиозная, многотысячелетняя партия. Пешки дьявола лезут в ферзи.

             Что такое наши великие земные беды? Временное преимущество дьявола? Зевки Бога, в условиях вечности попавшего в цейтнот? Или его многоходовая комбинация с жертвами фигур? Если бы в это можно было поверить, все стало бы ясно.

               Ф. А. Искандер "Понемногу о многом. Случайные записки"    

Очередное предисловие

          По уже сложившейся традиции прежде всего следует сказать несколько слов о всей серии в целом, тем более, что она продолжает держать читателей в неослабном напряжении - в одних случаях "встряхивая" неожиданными поворотами сюжета, в других заставляя задуматься над возможными "ходами" в разыгрываемой шахматной партии, а в третьих - вызывая недоумение незавершенными коллизиями, огрехами в тексте и чередованием сильных и слабых мест (это, как ни странно, тоже привлекает внимание). За счет чего же выигрывает данное произведение и почему его можно не только читать, но и многократно перечитывать?

       "Сварога", на наш взгляд, отличают следующие особенности: наличие тонкой, а порою и едкой иронии, граничащей с фарсом, легко воспринимаемый стиль изложения, умело создаваемое автором ощущение причудливого, беспокойного, а временами и кошмарного сна, обилие загадочных персонажей и строго дозированная информация о происходящих событиях, не позволяющая делать однозначные выводы. Все это вместе как раз и придает повествованию прямо-таки гипнотическое обаяние, а также способствует возникновению самых разных ассоциаций. Этому же помогает и творческая переработка "использованных источников", иногда приводящая к созданию новых идей и поворотов сюжета, а иногда выглядящая как откровенная пародия.

             Дабы не злоупотреблять вниманием читателей, ограничимся в данном случае всего четырьмя примерами.

           Пример первый - серия "Путь короля" Г. Гаррисона. Казалось бы - вот уж откуда взято, так взято! Однако если приглядеться повнимательнее, то становится заметной ироничная улыбка автора: вроде бы многое похоже, но все акценты расставлены по-другому. Да и по времени написания оба произведения уж очень близки друг к другу... Наиболее заметные совпадения (или несовпадения?) выглядят следующим образом:

           Второй пример - финал "Вертикальной воды". Сварог, уничтожив по ходу дела изрядное количество токеретов, заполучает себе на грудь один из высших орденов Империи - Туманность Андромеды. Первая реакция при чтении вполне понятна: ну какая же тут "Андромеда", если стоит форменный "Час Быка"?! Если не хуже... Слишком уж мало Сварог заботится о своих близких, не говоря уже о всех прочих. Даже переименовать планету в Ян-Ях в честь своей благоверной женушки и то не додумался... (Зато сам он под прикрытием периодически выступает как Торма Трай - это в честь Торманса, что ли?)

            Однако тут же возникает и другая, более изящная ассоциация: выражение "час быка" первоначально было использовано И. А. Ефремовым в книге очерков "Дорога ветров", представляющей собой заметки об экспедициях в Монголии, в том числе об археологических раскопках. И означало оно два часа ночи - час злых демонов и черного шаманства. Ночка у Сварога, конечно, была еще та - со всей своей веселой жутью. Но почему же получилось именно так, а не иначе? И каким же шаманом на самом деле был Мэлсдорж - белым или черным? И какого он уровня (ступени) посвящения (их, по разным сведениям, бывает от 9 до 12)? С одной стороны, у него решительно ничего нет - ни шаманской накидки, ни посоха, ни бубнов, ни короны с рогами. С другой, он угадывает мысли, пророчествует и имеет отличное представление о путешествиях в пространстве-времени. А ведь это как минимум девятая ступень... Если же допустить, что он вознамерился сделать из Сварога нового Чингисхана, то это в любом случае - огромное человеческое жертвоприношение. И что же получается? Это Высший Темный? Так ведь непохоже просто по сюжету! Это белый шаман? Но как-то уж слишком подчеркнуто он провоцирует главного героя... Это тот, кто служит обеим сторонам?. По тому, что Мэлсдорж делает с обитателями военного городка - весьма похоже. Применительно к последующим приключениям Сварога - тем более. Но вот только доказать решительно ничего невозможно...

            Третий пример, что называется, от противного: автор использует первоисточник не на своем месте, чем и ставит читателя в полный тупик. Речь идет об операции "Шаровая молния", упоминаемой в романе "Над самой клеткой льва". Опять всплыл этот мерзопакостный... Мазура на него нет... (Ну ладно, не будем обижать Шона Коннери...). Но то, что напрашивалось в "По ту сторону льда", совершенно иначе смотрится в дальнейшем. С одной стороны, Айвика вполне подойдет на роль мисс Манипенни. С другой, может последовать очередная хулиганская выходка. Давненько что-то Сварог не угонял бомбардировщики... С третьей, главный герой мог ненароком попасть пальцем в небо, и речь пойдет о борьбе с загадочной летающей нечистью. Это называется - понимай как знаешь...

            Четвертый пример - самый, так сказать, свеженький. И снова из мира шахмат. В "Радианте" упоминается некий сообщник принца Агеляра (он же Агиляр, но не будем придираться) - магистр Саторнин. Странноватая же у него фамилия... И куда тут ставить ударение - на "и" или все-таки на "о"? Это что - пародия на гроссмейстера Александра Соларина из романа К. Нэвилл "Восемь"? Так ведь он же был положительным героем! Пусть даже и играл за черных... Будет забавно, если в данном случае имела место чистая случайность и выпала похожая комбинация букв... (Но все-таки шахматы - благодатная тема для писателей. Эта игра гарантирует и глубину, и коварство, и благородство, и многообразие ситуаций. А далее все зависит от фантазии авторов. Можно ведь вопросить и в духе "Фламандской доски" А. Переса-Реверте: кто убил рыцаря? В данном случае - виноваты все и не виноват никто. Сам дошел до жизни такой. И до королевской охоты...)

        И ведь так - во всем. Редко когда встречается произведение, в котором все было бы настолько неопределенно, зыбко и шатко. Но при этом захватывающе. И очередное продолжение серии, при всех его "минусах", - все-таки не исключение...

  

  "И я поставил мир на место, веревку туже завязал..."[1]: что же автор хотел сказать "Радиантом"?

 

                 Весь мир - бардак, кругом одни предатели,
                 Все норовят - дубиной по хребту
                 Движение одно - к такой-то матери,
                 И слепнут землеройки на свету. 
               
                 Л. А. Сергеев "Весь мир
 - бардак"

 

           Говоря о "Радианте", в первую очередь надо отметить досадный недостаток, уже успевший глубоко укорениться в серии. Речь идет о большом количестве лишних пассажей (а то и целых глав), причем многие из подобных отрывков производят впечатление самой натурального многословия. Автор, конечно, любил побалагурить и раньше, но было это преимущественно в циклах о Димерее и Гаранде. "Таларский" цикл, выгодно отличавшийся в этом отношении, держался до "Вертикальной воды". А вот дальше, что называется, потекло потоком. Похоже на то, что этот "бумажный вал" теперь полагается вместо "Глоссария" - примерно в такой же пропорции, если не больше... В мутном потоке второстепенных сведений буквально тонут действительно удачные авторские находки, отчего и сам роман вызывает мучительное чувство незавершенности и даже какой-то неприкаянности. Сказывается и отсутствие Странной Компании - оставшиеся персонажи выглядят довольно блекло, а самые колоритные фигуры - капитан Зо, старуха Грельфи, отец Грук - в действии не участвуют. В целом можно с полным правом повторить заключительный вывод из предыдущего текста: вся "баллада о камнях" - это всего лишь приманка, оказывающая весьма относительное влияние на основное повествование. И если бы она не оказывала его вообще, ничего бы не изменилось: описанный в данном романе заговор - отнюдь не единственный и уж тем более не главный.

         В то же время нельзя сказать, что "Радиант" не удался автору вообще: если все-таки пытаться "выуживать" удачные мысли и зарисовки, то обнаруживается, что их не так уж и мало, и в них чувствуется определенная система. Во всяком случае, в этом произведении получают развитие многие идеи из предыдущих книг, причем довольно оригинальным образом: присущая повествованию ирония порою переходит в откровенный сарказм.

               Прокомментируем соответствующие моменты.

            Прежде всего, в "Радианте" продолжает обыгрываться идея "сниженных" двойников. Да, Сварог потерял Странную Компанию - но ведь ее теряет и Гаржак. Аналогичные потери в количестве шести человек. При этом и того, и у другого еще остались сподвижники... В свою очередь, Томи - "сниженный" двойник Яны. Если Яна принадлежит Сварогу, то кому должна принадлежать Томи? Естественно, второму дракону! Конечно, Лемару с помощью Интагара можно немножко и насолить - но это так, дружеский розыгрыш. Два прохвоста решили разыграть третьего...

            Продолжаются и приступы филантропии у главного героя. Дворец герцогине Травиате... Виолетте... пардон, Вердиане он, конечно, предоставил - и тут же разместил в нем массу своих спецслужб. А уж любителей пива из Ассамблеи "Тайны земли и неба" наверняка разопрет от гордости так, что они будут готовы ради Сварога решительно на все. Плох тот фонарщик, который не мечтает стать иллюминатом! Аналогичная история происходит и с дворянами, попавшими в охрану Яны. "Магнитики" так просто не притягиваются - тут уж надо немножко постараться. Была бы честь предложена...

            То, что Сварог крайне далек от настоящего рыцарства, - это еще не самое страшное. Гораздо хуже, когда он начинает изощренно издеваться над этим пережитком прошлого и вынашивает идею организации коммерческих рыцарских турниров. Практичности, ему, конечно, не занимать... В одном из эпизодов главный герой настолько входит в раж, что начинает усиленно провоцировать Яну и изрекает поистине эпохальную фразу: "Слушай, а ты что, не могла с помощью Древнего Ветра выбросить три шестерки?" (с. 110)[2]. Хорош воспитатель... Впрочем, что еще от него ожидать?

            Ну разумеется, иногда можно побаловаться и самокритикой. В том эпизоде, когда Сварог пытается отыскать в своих приключениях "точку невозврата" (большой привет тому же Мазуру) и забыть все дальнейшее как страшный сон, он выглядит даже вполне человечно - но лишь на краткий миг. А вот стоит только допустить немножечко самолюбования, и тут же окажется, что быть сволочью не так уж и плохо. И даже приятно...

            Конечно же, встает и вопрос о том, что надо избавляться от наиболее одиозных традиций прошлых царствований. Вроде Академии Лилий Дайни Барг. Приличия должны быть соблюдены. Вот только сквозь невинный таларский шансон, исполняемый Гаржаком, слышится почему-то совсем другое...

                    Чулочки, чулочки в сеточку,
                    Модная юбочка-мини,
                    Вся сексуальная девочка,

                    Доступная, как на витрине...
   

                   В. И. Бобков "Чулочки в сеточку"

            Интагару действительно можно посочувствовать... Но это, конечно, только при первом приближении. Настоящий смысл, заложенный в помещенных в романе стихах, гораздо глубже. Мы верим, что не будет платежа... (с. 145). Вот на этом-то нечистая сила многих людей и ловит... И плохо даже не то, что игру придумал Сатана, а то, что человек в определенный момент начинает играть сам с собой - чтобы никогда не проигрывать (с. 121-122). Ферзя, возможно, никто уже и не двигает - он и сам отлично знает, что делать. Точнее - это ему так кажется...

             А теперь - о тех странностях и неожиданностях, которые присущи данному роману.

            Первая неожиданность (которую, кстати, очень трудно объяснить логически) - это существенные авторские недоработки. Сколько времени прошло с окончания повествования в предыдущем романе? Весь тот срок, что указывался Орку - полтора месяца? А никаких активных действий не ведется! Все сидят и ждут, что же предпримет противник... И если уж пресловутые мыслящие камни были способны проникнуть в любой компьютер Империи, то неужели они не могли выдумать что-нибудь более эффективное? Брашеро в этом отношении действовал гораздо проще и логичнее... И почему бы не описать готовящееся на принцев и принцесс покушение хоть чуточку пооригинальнее? А вот здесь авторская ирония почему-то исчезает напрочь, равно как и фантазия. Создание вокруг человека сферы, из которой исчезает воздух, - это "Последний Дозор" С. В. Лукьяненко. Создание полного вакуума - "Теневой Дозор" А. Н. Шушпанова. И камней никаких не требуется! Не повезло там, помнится, одному дракону... Ну, кто читал, тот поймет... А уж что касается карбамильских ламп в новой имперской резиденции, то тут можно даже поперхнуться. Это как же это лары умудрились так опозориться?!

          Вторая неожиданность выглядит гораздо интереснее: вся верхушка ларов остается в живых. И как же это объяснить? Первый вариант объяснения возникает тогда, когда роман переваливает через середину, а второй - только в самом конце. И оба представляются весьма любопытными...

            На основании истории с наследниками престола можно предположить, что дело заключается в характере воздействия на систему. Влиять на нее можно разными способами - как снаружи, так и изнутри. Любое внешнее воздействие сопряжено с риском, требует значительного расхода сил и средств и к тому же не гарантирует стопроцентного результата в долгосрочной перспективе. Гораздо предпочтительнее влиять изнутри - тем более, что Сварог уже очень глубоко внедрился в Империю. В результате получается нечто невероятное: главный герой, приложив минимум усилий, совершает такой "фокус", который не удался бы даже Великому Мастеру. Надо всего-навсего переписать Конституцию, подмяв тем самым под себя всех окружающих. И кто это у нас агент "зеркальщиков" и враг народа? (Настоящие "зеркальщики", надо полагать, скромно промолчали. А вот упоминание Бадеша о таком явлении Сварог элементарно "зевнул".) Принцам и принцессам тут уже будет не до власти. Быстренько научатся надевать сапоги на свежую голову. Просто и гениально... Для закрепления успеха можно и блицкриг устроить - как уже говорилось в предыдущем тексте, образ-то у Сварога собирательный...

            Что же касается Канцлера, то ему в вопросе о продолжительности своей жизни не следовало быть таким самоуверенным. Отложилось до следующего раза - и только-то... В конце концов, Гаудин погиб не в "Чужих берегах" или "Железных парусах", а в "Чертовой Мельнице". И не надо забывать, что убийство родителей Яны так и не было раскрыто. Вот это - действительно проблема. И настоящий заговор, который, как оказалось, никак не соприкоснулся с происходящими в "Радианте" событиями.

          В финале появляется несколько иное объяснение: дьяволу, как известно, нужен не хаос, а порядок. И точечные удары. А зомбированные камнями заговорщики на Нериаде, изготавливающие "тарелочки" чуть ли не на каждого жителя Талара, оказались слишком большими радикалами. Большинство наиболее заметных фигур - Сварог, Яна, Элвар и даже Интагар с Гаржаком - на данном этапе вообще не должно было пострадать! Вот потому-то файлы не сошлись и фазы не совпали...

            Третья неожиданность - визит посланца от Великого Мастера. С чего бы это вдруг такая любезность? А ведь определенная логика здесь есть, причем отнюдь не ограничивающаяся "текущим моментом".

         Начать можно с того, что в самой благодарности Сварогу ничего сверхъестественного нет - ну не выговор же ему объявлять? Как заметил бы аналогичный булгаковский персонаж, у него мужественное лицо и он правильно делает свое дело... А вот почему и зачем надо было так поступать - это действительно загадка. Наиболее очевидные варианты можно представить следующим образом.

               Если же рассматривать сцену явления дьявольского посланника в контексте других событий, то ситуация будет выглядеть еще более неоднозначной:

            Что же касается самой встречи с посланником дьявола, то Сварог рановато расслабился и поэтому сделал в разговоре с "черным" сразу несколько ошибок. Прежде всего, он поспешил и ответил на свой же собственный вопрос: "- Что же он сам не явился? Ну да, я и запамятовал. Ему сейчас как-то не с руки..." (с. 332). А ведь в зависимость Великого Мастера от его Воплощений не верится с начала серии! Возможно даже, что одна из причин смерти Гаудина заключалась как раз в том, что он подвергал такую взаимосвязь сильному сомнению... В конце концов, дьявол может лично поблагодарить Сварога и на Той Стороне - но это уже представляется излишним. Так накалять обстановку не стоит - пусть уж лучше Сварог резвится в прошлом на полную катушку...

            И что же дальше? А дальше Сварог пропустил мимо ушей весьма важную информацию: его "великие свершения" особо не затрагивают интересы дьявола. Если это правда, то как же такое может быть?

            Нелепой представляется и история с думающими камнями: это же все-таки не наделенные душами и свободной волей люди! И что же - дьявол не мог предвидеть их появления? И за пять с половиной тысяч лет не нашел подходящего человека для борьбы с ними? И спокойно дожидался, пока эти самые камни обретут нешуточную силу? И не мог отправить Сварога на Нериаду пораньше, а не в самый последний момент? Такого просто не может быть... Да и вопрос о нужных Богу и дьяволу душах не столь однозначен, как это преподносится главному герою. Тема это, конечно, не новая, и мнения здесь могут быть самыми разными. Кроме того, существует вероятность методологической ошибки: в серии с таким сюжетом нельзя делать слишком большой упор на магию, а уж тем более - на технику. В данном случае можно сослаться на небезызвестного проповедника, богослова и писателя А. В. Кураева, который в свое время предложил читателям весьма неплохую задачку религиозно-философского плана: "Но надо отдавать себе отчет и в том, к каким последствиям ведет согласие с предположением о возможности управлять человеком с помощью электронных технологий. Ведь вся святоотеческая антропология строится на убеждении в богообразной свободе человека. Именно потому, что человек свободен, - он ответственен за свои дела и за свой выбор. Мир не может всецело навязать себя человеку и растворить человека в себе. Ну, а теперь представьте: благочестивый христианин идет по улице. Вдруг на него набрасываются какие-то "антихристовы слуги". Христианина оглушают, быстро вживляют ему "на чело и на руку" две крохотные пластины с компьютерными "чипами". И теперь через эти "чипы" появляется возможность контролировать мысли, чувства и действия этого человека. Подчиняясь такому контролю, "христианин" начинает жить по тем стандартам поведения, которые предписывает ему антихристово общество. Вместе со всеми он исполняет команды, передаваемые через спутник: богохульствует, топчет христианские святыни, прославляет антихриста...

          И вот этот бывший христианин окончил свой земной путь. На Страшном Суде этот человек, последние годы своей жизни проведший в экстазе богоборчества, может ли быть оправдан?" [3]

            Ну а чтобы подобное воздействие полностью осуществлялось неодушевленными предметами, причем без ведома дьявола - это уже что-то с чем-то... Таким образом, все произошедшее сильно смахивает на очередной фарс и на очередную очевидную версию. Возникает ощущение, что Великий Мастер просто укрепил власть Сварога, поднял ему авторитет, оттеснил от трона многочисленных наследников и озадачил Канцлера с Марлоком возможностями и полезностью хелльстадской техники. А вот дать камням развернуть боевые орбиталы он бы не позволил ни при каком развитии событий...

             Наконец, главной герой не улавливает и самой важной фразы:

            "...- Вы оказали Великому Мастеру серьезнейшую услугу...

           - Вы полагаете? - спокойно спросил Сварог.

           - Именно так и обстоит, - усмехнулся незнакомец в черном. - Разумеется, вы об этом не подозревали, но с иными серьезными услугами так и обстоит..." (с. 332).

            Допустим, что "серьезнейшая услуга" - это про Нериаду. А вот что такое "иные серьезные услуги"? Это фигура речи или реальные действия Сварога, которые имели место, но пока что остались без вынесения благодарности? Нельзя исключать, что вот они-то и окажутся пострашнее внесения в мир добра и зла...

            И что же получается в итоге? Разрекламированный "Радиант" по своему уровню оказался чем-то вроде похождений Сварога на Димерее и Гаранде. Правда, после тех романов последовала "Печать скорби", так что остается надеяться на лучшее. В конце концов, в игре-то ничего не поменялось...

                Ну так где ж он, черт крылатый
                На крылатом крокодиле?
                Ах, какими мы, ребята,
                Невезучими родились!
  
                Может, снег на наши лица
                Вдруг падет да не растает...
                Постараемся присниться,
                Улетаем, улетаем.

                Ю. И. Визбор "Улетаем"

            Ну что ж, запасемся терпением и будем ждать попытки номер два. Крепость Королей и все, что с ней связано. И кто кого переморозит...

 

Вторая попытка: "Чудовища в янтаре. Дыхание мороза"

          

                Такие ясные глаза нас от печали и сомнений ограждают,
                такие честные слова нам говорят, что не поверить мудрено,
                такие громкие дела нам предстоят, такие лавры ожидают,
                такая слава и хвала!.. А все равно не по себе, а все равно...

                М. К. Щербаков "А все равно не по себе"

      

           Итак, уважаемые читатели, добро пожаловать... в Амбер! Самобеглые экипажи, двигающиеся по бесконечным дорогам между мирами, милорды и прекрасные дамы, сластолюбивые аристократы, разбрасывающие своих отпрысков на разных планетах (с последующим выяснением, кто старше и главнее), крайне подозрительное отношение к своим родственникам, кружащийся над Лабиринтом торнадо магической природы, прикуривание от кончика пальца, зеркало как портал в другие миры, создание вакуума как разновидность заклинания, амбивалентность главного героя, путь по трупам к королевскому трону, Хаотический Шторм... Умели же раньше сочинять романы! И даже почти без ошибок...

             А что же можно сказать о современности? Что на сей раз предлагает А. А. Бушков?

         "Чудовища в янтаре" созданы по образу и подобию двух предыдущих произведений цикла - со всеми их достоинствами и недостатками. Автор пишет красиво, подробно, цветисто, с юмором, но при этом особой содержательности в тексте нет ("вытягивать" повествование за счет увеличения числа двойников и потайных комнат - не лучший прием даже для "легких" жанров). Интересные эпизоды в романе составляют от силы пятую часть его объема, а все остальное, увы, занимает все та же "вода", что имелась в серии и раньше. На протяжении первых двух глав комментировать практически нечего: можно отметить разве что на редкость слаженное провоцирование главного героя. Ну, раз уж медицина рекомендует... (Конечно, у санатория на Сильване могут быть свои тайны, но никаких сведений о них читателю не дается, равно как и не объясняются и причины, заставившие Канцлера усилить меры безопасности.)

       Как и все предыдущие произведения цикла, данный роман страдает многочисленными огрехами. Подробно останавливаться на "ляпах" в тексте необходимости нет, но один из них, уже встречавшийся на страницах серии, просто нельзя не отметить:

               На Коровинском шоссе
               Возле дома номер семь
               Колбасой торгует Алевтина.
               И что в профиль, что в анфас
               У нее такой каркас, что во мне
               Кровоснабжение клинит.

               С. В. Трофимов "На Коровинском шоссе"

           И не понять - то ли это герой ностальгирует, то ли автор русифицирует, то ли оба вместе... Так, пожалуй, скоро дойдет до Тины и Януси... С другими дамочками, впрочем, получается столь же комически:

               На станцию вполне серьезно
               И грациозно вошла мадам.
               Поручик снял свои штиблеты
               И бросил деньги к ее ногам.
               Мадам хохочет, поручик хочет,
               И все застежки трещат по швам.
               И началось тут
               Дриппер-турцер-дурцер-герцер-нарцер-верцер
               Перваксана-шишка-с-перцем-перволит.

               С. В. Трофимов "На станции обыкновенной"

           Если главный герой будет продолжать в том же духе, то не только дриппер заполучит, но и гадюку с зубами...

           Далее намечается некоторое действие, и Сварог, к сожалению, в который уже раз поражает своим "фирменным" тугодумием. Информации у него было не так уж и мало, и из имеющихся фактов надо было просто выделить главное, не отвлекаясь на подробности. То, что в свое время обнаружили в уцелевшей лаборатории Ледяного Доктора, мог создать и обычный алхимик с Талара, - конечно, при наличии определенной подготовки и использовании аппаратуры ларов. Но возможности-то были, равно как и условия! Сам же Ледяной Доктор - слишком крупная фигура, чтобы тратить время на какие-то глупости. А вот усовершенствовать местные "фокусы" и вывести их на уровень технологии клонирования он очень даже мог.

           Очаровательно выглядит эпизод с бравым воякой, на коленях умоляющим Сварога его помиловать за сомнительный мадригал в адрес новоиспеченной королевы Хелльстада. Ну что тут скажешь? Народ, как всегда, ждет на лобном месте. И со своей веревкой... Столь же мило смотрится и внезапное прозрение главного героя: в каком-то смысле он оказывается хуже, чем гнусно прославленный герцог Лемар. Забавно получилось и с внедрением русского языка. Семиэтажные обороты до добра не доводят - так ведь ненароком можно создать столь мощное заклинание, что всему Талару мало не покажется!

         Чудовища, знаменующие своим появлением различные беды, - сама по себе тема неплохая, но будет ли она развернута во что-нибудь по-настоящему интересное или благополучно слита и забыта автором, сказать сложно. Пока что вся эта история с выходящими из моря зверьми выглядит совершенно непонятно, поскольку в ней невозможно уловить ни систему, ни конкретное событие. С одной стороны, может оказаться прав маркиз Оклер, от изумления и неожиданности не поверивший собственной шальной гипотезе. В принципе, она выглядит весьма правдоподобно: на Ферзя и девяти принцев... ой! ...чудищ мало. Уж лучше двенадцать! С другой, вполне логично и то, о чем подумал Сварог. Вот только почему же предзнаменование относительно Яны не сбылось? Это не входило в планы Великого Мастера? С третьей, оба героя могли и промахнуться: по статистике, примета не выходит за пределы семи месяцев, но мгновенно сбываться она тоже не обязана. А что же еще произошло в то время? Заговор Брашеро вступил в решающую фазу? Возможно, но расплывчато и не очень точно. А вот исчезновение отца Сварога, потенциально способного стать Серым Рыцарем, подходит куда больше...

             Штурм замка герцога Латери и алхимической лаборатории - очевидная неудача Сварога. Опозорился, можно сказать, по полной программе. То, как он в свое время упустил доктора Молитори, еще можно понять, но вот в данной ситуации, имея такое количество спецназа... Впрочем, что с него взять? Как читал в юности книжки Дюма и Сабатини, так и продолжает.

          Исчезнувший гомункул - действительно большая проблема, прежде всего в силу своей загадочности. Конечно, логичнее всего было бы клонировать императрицу, но кто же подделает Древний Ветер? Да и про русский язык заговорщики вряд ли знают...

           Существует и еще один серьезный вопрос, в первый раз возникающий еще в "Радианте". Слишком уж много чудесного в спасении Вердианы: она сбегает из охраняемого замка, умудряется уйти от погони, по счастливой случайности встречается с Каниллой, а потом еще и попадает под покровительство Сварога, у которого случается очередной приступ филантропии. Ну и зачем все это? Между тем подстроенное попадание Каниллы в замок Латери - это практически зеркальное отражение событий предыдущего романа. Не может ли оказаться так, что Вердиана является одним из звеньев примерно такого же плана, только составленного дьяволом? И план этот был вполне традиционным: через подставное лицо Сварогу опять дается "наводка", способная привести к неожиданным последствиям. Здесь имеются два варианта: либо Великий Мастер заботится о безопасности своей фигуры, либо, наоборот, бросает ее в бой. Во втором случае может получиться все что угодно - от конфронтации с Ледяным Доктором до создания собственных гомункулов (ну как же можно пережить такую обидную потерю для науки?!). И вот когда лары возомнят себя равными богам, тогда и начнется... Ну не зря же отец Сварога, оказавшись на Земле, так рьяно изучал историю и астрономию? Самый простенький вариант вполне очевиден, причем очевиден очень давно: мертвая и пустынная Нериада, пояс астероидов на месте взорвавшегося Талара, впавшая в дикость Сильвана, Золотая Баба в короне и с детьми, Темная Корона, визит Великого Мастера, предупреждения грядущим поколениям относительно совершенной ошибки... Возможно даже, попадется и паршивая степная черепаха - при отчаянной попытке остановить самого себя где-нибудь в Монголии. А могила-то где? А черт ее знает! В конце концов, есть еще место в свите, - а с такого "поста" уже не уходят. По крайней мере, сами...

         В дальнейших событиях не лучшую роль сыграл папаша Интагар, якобы случайно залетевший в высокие хоромы: как и в истории со Страшным Бородачом, он, сам того не желая, сбил с толку всех окружающих. Его история об искусном воре излагается в явно пародийном ключе (нечто вроде "Хрустальной пробки" М. Леблана), но дело даже не в этом. Идея, овладевшая бандой четырех, не столь и блестяща, как может показаться на первый взгляд: главные герои собираются проникнуть не просто в прошлое, а в наиболее охраняемое место. И разошлись они настолько, что даже собственные спутники стали запускать. Ну неужели самим нельзя было догадаться? Добавить сюда очередное долетевшее через тысячелетия "предупреждение" Тарины Тареми, и становится ясно, что Шторм уже неизбежен. И все руководство Империи будет повязано очень большой кровью. Впрочем, это, конечно, как посмотреть: раз уж не было Токеранга, то прошлого - и подавно. И как от токеретов осталась одна Гайния, так и от дошторменного Талара останется одна Тарина. (Раз уж главный герой разделался и с Токерангом, и с Зодчим, то должен соответствовать. И совершать на редкость героические поступки.)

           Глава, посвященная Крепости Королей, выглядит, мягко говоря, довольно странно: вроде бы в ней говорится о серьезных вещах, а воспринимается она как самая настоящая комедия (но вот если так написано специально, то честь и хвала автору!). Итак, что же происходит? Легендарный лорд Сварог ушмыгивает совершать очередное геройство, но общественность этого не понимает. В результате создается самая Абсурдная Компания, какую только можно вообразить (то, что Сварог перед этим решил возвеличить своих учеников, выглядит не в пример более логично). Далее на пути персонажей попадается страшная-престрашная ведьма, которая, однако, не нападает первой и явно не ожидает радикальных действий от Сварога, не знающего даже то, в чем же заключается ультиматум. А вот главный герой, занимаясь своим любимым делом, утомляется так, что дальше просто некуда. Почтеннейшая публика, естественно, ахает и охает в восторженном ужасе, раздаются пощечины, а потом все долго и упорно пялятся на новые ворота, т. е. на стену машинного зала. Ну и чего же там непонятного? Что это за холера, которая может двигаться по всем восьми сторонам света, но при этом по прямой? Так это же Ферзь! Но ведь он вроде бы уже есть... И что же остается? А остается перевернутый двойник с теми же боевыми качествами (и не надо было главному герою так уповать на Холмса!). Впрочем, и сам Ферзь - фигура амбивалентная. Если применить нарисованный "ребус" к самому Сварогу, воспользоваться "запятыми", отнять первую букву от начала и вторую от конца, то что получится? Ер-ь? Ер-ерь? А что должно быть посередине? Все это напоминает старые-престарые шутки про формулу Вселенной, зашифрованную в русском языке. В частности, в нем есть три крайне подозрительные буквы с похожим начертанием, стоящие подряд ближе к концу алфавита. О, ужас! Это же три шестерки! (А вот римляне, похоже, надрались настолько, что уронили свою последнюю букву...) А если Сварог и дальше будет проводить русификацию, руны будут выглядеть именно так, как это изображено на обложке...

           Смех смехом, но перевод имеющегося конфликта на кириллицу дает весьма любопытные результаты: "Ферт-есть-рцы-зело" против "Глаголь-рцы-есть-мыслите-и-люди-како-аз-рцы". Злой рыцарь-бабник против некоего обличителя. А вот с настоящими рыцарями у людей явная напряженка. Вот поэтому на поверхности и оказывается всякая нечисть...

           С самим противником Серого Ферзя, как это обычно и бывает, сплошные неясности. Вплоть до настоящего романа это была одна из самых волнующих загадок серии: чем больше проходило времени, тем крепче становилось недоумение: а почему же он никак себя не проявляет? Ведь здесь нарушается двадцать третье правило шакра-чатуранджа: после ввода в игру Серого Ферзя противная сторона вправе вместо своего следующего хода ввести в игру на своей стороне фигуру, именуемую Гремилькар, чьей главной задачей является охота за Серым Ферзем ради возможного его уничтожения. Ну и сколько чудищ уничтожил Сварог? Сколько раз он становился королем? На скольких планетах оставил свои следы? И сколько раз на него покушались? В том-то и дело, что ходов было сделано уже множество, и... ничего не происходило! По мере появления новых романов все более вероятным казалось предположение, что Гремилькар вообще не будет введен в игру. И вот - на тебе! Что-то здесь не так, и крепко не так... Самое простое в данном случае - это утешаться авторским объяснением из начала серии: жизнь в точности за игрой не следует. Но так ли это на самом деле? И не просматривается ли здесь нечто более изощренное?

           Применительно к Гремилькару можно сформулировать по меньшей мере девять вариантов развития событий:

           Своя кровь

           - свой собственный клон;

           - искусственно выращенный на Таларе потомок (проще всего предположить, что это его сын от Маруты, но такое было бы слишком прямолинейно);

           - некий родственник из параллельного мира или с Земли.

           Не своя кровь

           - неизвестный противник с Талара, почему-то до сих пор себя никак не проявлявший;

           - известный Сварогу, но хорошо замаскированный злодей;

           - субъект, извлеченный из другого мира (а может, и из прошлого) на манер самого Сварога.

           Нечто другое

           - сбой в игре, незапланированная высшими силами случайность, а то и просто самозванец;

           - неверно понятая угроза частного характера (если Сварог охотится за своим отцом, то он сам и есть Гремилькар);

           - отвлекающий маневр по образу и подобию Мар-Кифая.

           Нетрудно заметить, что большинство представленных вариантов выглядит недостаточно убедительно - в духе этакого демона из машины. И антураж уж больно мелодраматический... Фраза, оставленная Гремилькаром, чем-то напоминает те слова, что сам Сварог, похищая королеву Эгле, начертал в домике на Древних Дорогах. Для двойника, может быть, и подходит, но все равно как-то мелко... Настоящий злодей ударил бы сразу и без предупреждений, а тут либо силенок недостаточно, либо затевается какая-то долгоиграющая интрига с непонятными целями. Но даже если это тщательно подготовленный двойник, у Сварога, как и у Яны, все же имеется серьезное преимущество: клонировать-то его можно, но кто способен воспроизвести его дьявольское везение?

           Не слишком понятны и причины появления Гремилькара. Ну чем же это Сварог умудрился так насолить Великому Мастеру в последнее время? Да в том-то и дело, что ничем! Еще и благодарность заработал... Именно поэтому последний из перечисленных вариантов выглядит ничуть не менее вероятным, чем все прочие. По сути, вновь получает подтверждение версия, что оба игрока играют на одной стороне, лишь имитируя шахматную партию и в то же время занимаясь куда более серьезными делами. Сами фигуры, конечно, могут думать что угодно, но кто бы их спрашивал... В результате можно ожидать очередного кровавого фарса, все предназначение которого - отвлечь внимание и усыпить бдительность главного героя. И какая разница, будет ли это очередной Мар-Кифай или свой собственный клон! Главное, чтобы противник был перед глазами - и тогда уже будет не до самоанализа. И пока светлый рыцарь сражается с черным драконом, они вдребезги вытопчут всю округу...

           Наконец, следует упомянуть и о "проходных" сценках и эпизодах. Что всегда отличало и отличает А. А. Бушкова (и за что ему отдельное спасибо), так это искусное "вкрапление" в повествование вроде бы случайных реплик и зарисовок, позволяющих представить прочитанное в неожиданном ракурсе. Некоторые из подобных эпизодов хорошо заметны, другие же обращают на себя внимание только после многократного прочтения серии. Особенность "Чудовищ в янтаре" состоит в том, что имеющиеся в данном романе "мелочи" удивительным образом оказываются связанными с началом серии. Да, в "Рыцаре из ниоткуда" имело место похожее самоубийство, но это тот же заговор или другой? Непохоже, чтобы тогда занимались клонированием, если только не допустить, что клоном был сам доктор Молитори (если судить по его реплике, обращенной к Сварогу и Орку). А почему замок Латери оказался похожим на замок Мораг? И где же в "Чудовищах" подобная нечисть? И такой ли уж "мышиной возней" является переворот в одном из Вольных Маноров? Похожее уже было в Баррале... А тут ведь еще может оказаться и своя кровь... И уж никак не следовало Сварогу  легкомысленно думать о Канилле: "влюбился бы, не будь Яны..." [4] Ну, во-первых, не влюбился бы, а во-вторых, нечего каркать. Этак только Лесная Дева и останется! Между тем атмосфера в финале действительно сгущается: вроде ничего особенного во время вечеринки в "Медвежьей берлоге" не происходит, а все время кажется, что кто-то вот-вот погибнет. Если исходить из уже имеющихся романов и состава участников вечеринки, то можно предположить, что это будет Элкон: он как-то раз поинтересовался отношениями Сварога с Великим Мастером. А вот этого делать было нельзя...

           Взаимосвязь "Чудовищ" с предыдущими произведениями позволяет взглянуть на проблему случайностей более широко. Приведем в качестве примера несколько "неочевидных странностей" из разных романов, которые в равной степени могут оказаться и игрой случая, и осознанными "долгоиграющими" подсказками со стороны автора.

  •     Почему прощание с королем упоминается уже в "Прологе"?

  •     Как понимать "божественную хрипотцу" Эдит Пиаф, поющей песню про браунинг? Неужели это лучший выход из ситуации?

  •     Что имел в виду Мэлсдорж, когда говорил Сварогу: "Стреляй все равно куда"? А ведь он не сказал, что надо стрелять в кагана!

  •     Интересна и реакция Сварога, разглядывающего в "Летающих островах" себя в зеркале в образе барона Готара. Мефистофель, помнится, сказал про себя едва ли не теми же словами: "Теперь мой титул - "господин барон": других не хуже, рыцарь я свободный".

  •     Почему бы не предположить, что портал в финале "Летающих островов" закрыли те самые черные скелеты, которые успели задать какие-то команды аварийной вимане, а вовсе не главный герой? Вот это будет фарс так фарс...

  •     Как в масштабе серии понимать слова песни, исполняемой в "Чужих зеркалах", - "Не надо умерших будить"? Это про спящих в монастыре, Изначальных или личную драму самого Сварога, который все-таки разыщет Темную Корону и попробует кое-что переиграть?

  •     Одно из видений Сварога из Африки в "Печати скорби" - рыжеволосая женщина (но не Мара), стреляющая из пистолета куда-то в небо. Это случайно не Айвика, разочаровавшаяся в методах небесного руководства?

  •     Не менее загадочной выглядит и песня из "Слепых солдат" про уплывший вперед лед былого. Эти строчки можно отнести к чему угодно - от происхождения Шторма до разгадки убийства отца Яны и от противостояния с Хитрыми Мастерами до Крепости Королей.

  •     Серия похожа на шахматную партию, но это не единственно возможное толкование: романы про Сварога временами напоминают гадание Таро с его архетипическими "персонажами" (Императрица, Смерть, Дьявол, различные короли и королевы и даже Шугута Семь Мечей). Особенно это заметно в романе "Над самой клеткой льва": ставя памятник Странной Компании, главный герой не находит ничего лучшего, как изготовить самую натуральную шестерку мечей. Под его жизнь, впрочем, больше подходит семерка кубков...

  •     Довольно интересная ситуация складывается с временами года: хотя в серии стоит вечное-вечное лето, зима и снег упоминаются не так уж и редко. Осень подкрадывается предательски незаметно: не ощущаемая в "Прологе", она отдается долгим эхом в "Вертикальной воде" и воцаряется в "Радианте" - и в виде песни, и в виде сезона. А вот весны в романах о Свароге практически нет.

  •     В том же "Радианте" можно отметить и удивительную реплику доктора Латрока, приглашающего Сварога в санаторий: "Лорд Сварог, послушайте моего совета... Берите... жену и прилетайте на Сильвану" [5]. А ведь это тот случай, когда многоточие стоит нескольких страниц текста: Латрок не сказал "императрицу" или "ее величество" - он упомянул всего лишь жену! Похоже на то, что Яну он просто принижает и обращается к Сварогу как к императору...

           Ну что же... В целом "Чудовища" получились все-таки более увлекательными, чем предшествующие два романа. Главное, чтобы автор не обрывал начатые сюжетные линии и вообще не забывал, о чем пишет. А вот что интереснее - атака клонов или атака клоунов, - это еще вопрос. Для самого Сварога, в горнице которого светло, все может обернуться клоунадой по принципу "Люк, я твой отец!!!", а вот окружающим его людям может и не поздоровиться. Вот здесь система вполне понятна: в "Вертикальной воде" обошлось без потерь среди основных персонажей, но дальше последовал "Алый, как снег". "Баллада о камнях" была опять без потерь, а значит, теперь нужно готовиться к худшему...

           

2018-2019

 

Примечания

 

    1 Клячкин Е. И. "Песня про зеркало".

    2 Здесь и далее цитируется роман: Бушков А. А. Радиант. М. : Абрис, 2018. 334, [2] с. (Сварог - фантастический боевик).

    3 См.: Кураев А. Христианство на пределе истории. URL: https://www.e-reading.club/chapter.php/31938/22/Kuraev_-_Hristianstvo_na_predele_istorii.html        

    4 Бушков А. А. Чудовища в янтаре. Дыхание мороза : роман. М., 2019. С. 256.

    5 Бушков А. А. Радиант. М., 2018. С. 248.

               


 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com С.Панченко "Мгновение вечности"(Научная фантастика) В.Соколов "Мажор 2: Обезбашенный спецназ "(Боевик) Д.Максим "Новые маги. Друид"(Киберпанк) Е.Райнеш "Кэп и две принцессы"(Научная фантастика) Т.Серганова "Ведьма по соседству"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ"(Боевик) М.Атаманов "Котёнок и его человек"(ЛитРПГ) М.Атаманов "Искажающие реальность-5"(ЛитРПГ) А.Емельянов "Последняя петля 5. Наследие Аури"(ЛитРПГ) Л.Грош "Они не мы. Красная сфера"(Антиутопия)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список