Матвеева Нина Владимировна : другие произведения.

002 Конец века. Глава 1. Дополнение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мир расколот, и трещина прошла через сердце поэта. Г.Гейне.

  Дополнение к Ч.1.
  
  Для тех, кто заинтересовался.
  
  Портрет Мейера де Хаана. [Поль Гоген]
  
  В Ч.1 я уже упомянула, что в Западной Европе с середины XIX в. происходит распад традиционного общества.
  А это значит, что исчезает цеховая привязанность представителей той или иной профессии. Рвутся ранее устойчивые связи личности с церковью и происходит много чего другого. И как следствие, ЧЕЛОВЕК начинает ощущать враждебность среды и необходимость противостоять ей, к сожалению, уже в одиночку.
  
  Следует уточнить, и здесь я опять повторюсь, что "концом века" принято называть период с 1871 по 1914. Ну а те изменения, которые происходят в это время в экономической, социальной, политической и духовной сфере, связывать с глобальным кризисом в области философии, морали и искусства, что находит выражение в нигилистическом пересмотре гуманистических традиций предыдущих периодов развития культуры.
  В результате, как это не печально, утрачен исторический оптимизм, как основа духовного развития.
  
  
  Особенно драматично складываются судьбы творчески одарённых членов общества.
  Выбор пути профессионального художника - не ориентированного на официально признанные каноны исполнительского мастерства - выносит творческую личность за пределы того социального слоя, в котором он появился на свет и получил (или не получил) образование.
  Материальные трудности, осознание своей индивидуальности и связанные с этим проблемы контактов и взаимопонимания со стороны собратьев по кисти или перу, иллюзорность психологического комфорта в характерной атмосфере кафе и, зачастую, связанного с этим нередкого пристрастия к алкоголю рождают устойчивое ощущение одинокости и трагизма собственной жизни...
  Здесь оговорюсь: сказанное не означает, что всё было так уж мрачно. Мы привыкли видеть в искусстве много цвета, света, ярких жизнеутверждающих красок. И даже такой трагический художник как Ван Гог нравится нам прежде всего экспрессией цвета и формы. Таковы наши предпочтения.
  Однако нужно внимательно всмотреться в мало известные произведения, чтобы оценить размах амплитуды чувств и переживаний, которым были подвластны их создатели.
  К этому мы постепенно и приближаемся.
  
  В условиях новой реальности личность, предоставленная самой себе, субъективно ощущая угрозу разрушения, начинает "искать себя", рефлексирующее сознание сосредотачивается на "сокрытом", "неявном". В искусстве появляется трагический типаж с глубокими внутренними переживаниями дисгармонии окружающего мира.
   От чего бежал Поль Гоген? Что он старался забыть под жарким солнцем среди пальм и прекрасных таитянок? Об это и речь...
  
  
  В судьбе творческой личности теперь всё кажется случайным, непредсказуемым.
  Артистическая свобода оборачивается неустойчивостью, двусмысленностью общественного положения, гордое чувство исключительности - бременем одиночества. Художника пугает серый поток повседневности, который, казалось, уравнивает его с обывателем, грозит гибелью таланта.
  Всё, что связано с миром обыденных отношений кажется пошлым и неэстетичным.
  
  Несколько слов о "подмостках", на которых разыгрывалась драма.
  В 80-х годах Париж, где возникают и развиваются полные противоречий все течения искусства нового времени, становится особенно привлекательным для творческой молодёжи Европы. И хотя, судя по свидетельству современников, вкус к жизни был утрачен, французское искусство этого периода является источником многих идей и художественных течений, оказывая влияние на мировое искусство.
  
  К этому времени проявляется оборотная сторона живописного импрессионизма - в безудержной погоне за ускользающим и непослушным мгновением объект наблюдения отодвигается на второй план.
  
  Жёсткая система - "изображаю только то, что вижу и только так, как вижу" вывела на первое место свето-цветовые манипуляции в передаче "впечатления", оставив "закрытым" внутренний мир изображаемого человека. Застывшие "прекрасные мгновения" умалчивают о главном.
  
  Постимпрессионисты, опираясь на опыт предшественников, предпринимают активные попытки поиска новых изобразительных средств для воплощения неких длительных состояний - духовных и материальных.
  У художников возникает потребность сосредоточиться на человеке, понять его изнутри.
  
  Время меняет строй человеческих мыслей и чувств, строй и уровень мироощущения. Меняется, обостряясь, различающая и объединяющая сила восприятия, его яркость и глубина.
  
  Вырабатывая свою собственную систему отражения реального мира, художник всегда естественным образом воспринимает те или иные художественные традиции, но со временем вступает в конфликт с усвоенными и ассимилированными знаниями и навыками. Такое преодоление "школы", стереотипа творческого метода не редко принимает трагические формы, накладывая отпечаток на всё творчество.
  
  Упомянутый разлад между творческой личностью и обществом находит своё отражение в появлении ряда мотивов, которые в творчестве реалистического направления принимает остросоциальное звучание.
  
  Эти мотивы связаны, как уже говорилось, с резко обострившимся интересом к внутренней жизни человека. Всё явственнее звучит тема одиночества: с удивительным постоянством изображают художники одинокого, потерянного человека, лишённого привязанностей и общения.
  
  Широко известно трагическое восприятие мира Ван Гогом и Гогеном, Тулуз-Лотреком, а позже - Пикассо, но круг художников, чьи произведения являются своеобразным конденсатором душевных мук, отчаяния и пессимизма намного шире.
  
  Об этом в дальнейшем и пойдёт разговор. Продолжение http://samlib.ru/editors/m/matweewa_n_w/findesiecle2.shtml
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"