Матвеева Нина Владимировна : другие произведения.

010 Конец века. Глава 5.

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что миру до тебя? Ты перед ним - ничто:// Существование твое лишь дым, ничто.// Две бездны с двух сторон небытия зияют// И между ними ты, подобно им - ничто.


   Часть 5
  
   "Надежда иль табак, то и другое - дым."
   Антуан де Сент-Аман
  
  
  
  
   "Литератор изъясняется при помощи абстракций,
   тогда как художник посредством рисунка и цвета
   наглядно передает свои ощущения,
   своё восприятие." П.Сезанн.
  
   Теперь можно немного поговорить о некоторых работах Поля Сезанна, прожившего долгую жизнь, полную творческих исканий, жестоких разочарований и величайших достижений в живописи, отмечу, прежде всего, что ему удалось привести к гармонии две величайшие художественные системы, - традиции романтизма и классического искусства, - соединив, таким образом, казалось бы, несоединимое: чувство и разум.
   Большая сосна в Эксе [Сезанн]
   Выдающийся колорист и великолепный мастер композиции, Сезанн, завершая целую эпоху, открыл дорогу в "мир нового искусства", оказав влияние на многие направления в живописи последующего времени. Он положил начало постимпрессионизму, и в его творчестве можно видеть истоки таких направлений в искусстве как символизм и кубизм, фовизм и экспрессионизм.
  
   С восхищением отметим, что Сезанн на протяжении всей жизни настойчиво разрабатывал "словарь живописи", свойственный только ему и выходящий за рамки творческих устремлений его современников.
  
   Натюрморт с бутылкой мятного ликёра [Сезанн]
  
   Однако оставив в стороне пейзажи и натюрморты, принёсшие Сезанну мировую славу, только лишь слегка прикоснёмся к творчеству этого художника, так как нас в данном случае интересует опосредованное отражение в его искусстве внутреннего мира человека.
  
   О, бездна! Тонет в ней душа, наполнясь смутой.
   Мы слышим - падает минута за минутой,
   Подобно каплям водяным.
   Вселенная - во мгле, и человек - в смятенье;
   Ночные образы снуют, мелькают тени.
   А мы бледнеем и глядим.
  
   Глядим на то, что нам неведомо, незримо,
   Сверяем то, что есть и что необходимо,
   Извечный призрак бытия.
   Мы зрим пустую тень, трепещущую рядом,
   Судьбу свою обняв, мы смотрим твёрдым взглядом,
   Дрожь духа глубоко тая.
  
   Мы ловим каждый вздох на сумрачных просторах,
   Мы слушаем во тьме, как неумолчный шорох
   Бросает темноту в озноб.
   И видим мы порой, как в сумерках без края
   На стёкла вечности ложится, ослепляя,
   Лучей неумолимый сноп.
   Виктор Гюго. Пер.В.Орла.
  
   Сезанн любил литературу, писал стихи.
   В юности его любимыми писателями были Гюго и Мюссе.
  
   Где пылкой юности начало,
   Веселье, шумные друзья;
   Где гордость, спутница моя,
   Что гений мой одушевляла.
  
   Когда её увидел я,
   Мне Истина подругой стала;
   Когда познал её, нимало
   Она уж, не манит меня.
  
   И всё же Истина нетленна;
   Кто с ней в разлуке неизменно,
   Печально кончит жизнь свою.
  
   Бог призовёт - приди с ответом.
   Одно мне счастье в мире этом -
   Что я порою слёзы лью.
   Альфред де Мюссе. Пер.М.Березкиной
  
   И, полагаю, можно говорить о влиянии стихов любимых поэтов на чувствительную душу будущего художника, что, в свою очередь, не преминуло отразиться на формировании его художественных предпочтений.
   Не лишним будет добавить, что Сезанн безумно любил Вергилия и Лукреция, и, обладая необычайной памятью, знал наизусть почти все стихи Бодлера!
  
  
   Когда в морском пути тоска грызет матросов,
   Они, досужий час желая скоротать,
   Беспечных ловят птиц, огромных альбатросов,
   Которые суда так любят провожать.
  
   И вот, когда царя любимого лазури
   На палубе кладут, он снежных два крыла,
   Умевших так легко парить навстречу бури,
   Застенчиво влачит, как два больших весла.
  
   Быстрейший из гонцов, как грузно он ступает!
   Краса воздушных стран, как стал он вдруг смешон!
   Дразня, тот в клюв ему табачный дым пускает,
   Тот веселит толпу, хромая, как и он.
  
   Поэт, вот образ твой! Ты также без усилья
   Летаешь в облаках, средь молний и громов,
   Но исполинские тебе мешают крылья
   Внизу ходить, в толпе, средь шиканья глупцов.
   Шарль Бодлер. Пер. П. Якубовича
  
   Да..., а стихотворение "Падаль" он, по словам Р.М.Рильке, помнил наизусть до последних лет жизни, и без этого стихотворения "не был бы начат путь к той трезвой точности, которая, как нам кажется, найдена у Сезанна; вначале должно было явиться это стихотворение, во всей его беспощадности":
  
   Вы помните ли то, что видели мы летом?
   Мой ангел, помните ли вы
   Ту лошадь дохлую под ярким белым светом,
   Среди рыжеющей травы?
  
   Полуистлевшая, она, раскинув ноги,
   Подобно девке площадной,
   Бесстыдно, брюхом вверх лежала у дороги,
   Зловонный выделяя гной.
  
   И солнце эту гниль палило с небосвода,
   Чтобы останки сжечь дотла,
   Чтоб слитое в одном великая Природа
   Разъединенным приняла.
  
   И в небо щерились уже куски скелета,
   Большим подобные цветам.
   От смрада на лугу, в душистом зное лета,
   Едва не стало дурно вам.
  
   Спеша на пиршество, жужжащей тучей мухи
   Над мерзкой грудою вились,
   И черви ползали и копошились в брюхе,
   Как черная густая слизь.
  
   Все это двигалось, вздымалось и блестело,
   Как будто, вдруг оживлено,
   Росло и множилось чудовищное тело,
   Дыханья смутного полно.
  
   И этот мир струил таинственные звуки,
   Как ветер, как бегущий вал,
   Как будто сеятель, подъемля плавно руки,
   Над нивой зерна развевал.
  
   То зыбкий хаос был, лишенный форм и линий,
   Как первый очерк, как пятно,
   Где взор художника провидит стан богини,
   Готовый лечь на полотно.
  
   Из-за куста на нас, худая, вся в коросте,
   Косила сука злой зрачок,
   И выжидала миг, чтоб отхватить от кости
   И лакомый сожрать кусок.
  
   Но вспомните: и вы, заразу источая,
   Вы трупом ляжете гнилым,
   Вы, солнце глаз моих, звезда моя живая,
   Вы, лучезарный серафим.
  
   И вас, красавица, и вас коснется тленье,
   И вы сгниёте до костей,
   Одетая в цветы под скорбные моленья,
   Добыча гробовых гостей.
  
   Скажите же червям, когда начнут, целуя,
   Вас пожирать во тьме сырой,
   Что тленной красоты - навеки сберегу я
   И форму, и бессмертный строй.
   Шарль Бодлер. Пер.В.Левика
  
   ..............................
   ..................................................................
  
   ...Поль Сезанн родился в 1836, а ушёл из жизни в 1906 - был современником импрессионистов, а на закате его жизни Пабло Пикассо переживал "голубой" периода творчества...
  
   В молодости Сезанн восхищался картинами Мане, в зрелом возрасте учился у Писсарро. Импрессионизм научил его существенно важному, а главное - тому, что цвет в живописи имеет решающее значение.
   Но! - и это очень важно, - Сезанн хорошо видел в импрессионизме тенденцию к поверхностным впечатлениям, которая мешала ему и которую он более или менее сознательно старался устранить.
  
   Всё это так.
   Однако нас интересует, повторяю, тема весьма узкая: мотив одиночества, который был далеко не чужд Сезанну, духовный опыт которого проявился в некоторых портретных работах с удивительной силой. Но об этом мы поговорим несколько позже.
  
   Прежде, чем обратиться к серии работ под общим названием "Курильщики", ещё раз напомню: в картинах почитаемых Сезанном барбизонцев, а так же у Мане и Дега мотив одиночества звучит скорее как грустное размышление о судьбе человека, его неисполненных надеждах, несостоявшейся жизни.
  
   В произведениях же Сезанна, - при ослаблении его собственного метода построения "замкнутой в себе живописной конструкции", - несмотря на "натюрмортный" подход к изображению человека, выражено острое чувство переживаемого кризиса "конца века" (о чём мы уже говорили).
   -------------------
  
   В 1867 г. в Париже французский востоковед М. Никола издал "Рубайат" Омара Хайяма, включив в свой сборник 464 четверостишия.
  
   Что миру до тебя? Ты перед ним - ничто:
   Существование твое лишь дым, ничто.
   Две бездны с двух сторон небытия зияют
   И между ними ты, подобно им - ничто.
  
   ***
   Лепящий черепа таинственный гончар
   Особый проявил к сему искусству дар:
   На скатерть бытия он опрокинул чашу
   И в ней пылающий зажег страстей пожар.
   Перевод О. Румера
   .
  
   Сезанн любил поэзию...
  
   Молодой человек с черепом [Сезанн]
  
   Но в летаргической пустыне,
   Среди язвящих совесть жал,
   Один логичный смех доныне -
   Ужасный черепа оскал.
   Поль Верлен
  
   Да, его волновала эта тема, волновало созерцание странной формы небытия, "где глазницы полны голубоватых теней"...
   Словно бы веет холодком отрешённости, не правда ли?
   Словно натура извлечена из жизненного потока и время замедлило свой бег, а художник в поисках особой "гармонической духовной структуры", вступает в противоречие с намеренной устойчивостью и застылостью, стремясь передать чувство душевного надрыва, одиночества и страдания...
  
   ------------
  
   Итак, мы в начале девяностых девятнадцатого века. Какова художественная жизнь Франции, кто и что?
   Эдгар Дега начинает коллекционировать картины.
   Поль Гоген мечтает о поездке на Мартинику.
   В 1891 убивает себя Ван Гог..., умирает Рембо.
   Тулуз-Лотрек выставляет свои картины в Мулен-Руж.
  
   Добавим ещё кое-что из контекста: выставка японского искусства в Школе изящных искусств, Дебюсси пишет "Послеполуденный сон фавна", Уайльд публикует "Портрет Дориана Грея", Гюисманс и Сезанн становятся ревностными католиками...
  
   А что Сезанн?
   Ему уже за пятьдесят. Его имя известно в художественной среде, его картины начинают покупать...
   О! Вот о чём нужно в связи с этим обязательно сказать, отметить одно чрезвычайно важное обстоятельство.
   Примерно в это время в Париже начинающий маршан-любитель, торговец произведениями искусства, Амбруаз Воллар основывает свою собственную арт-галерею Rue Laffitte, ставшую впоследствии центром парижского рынка современного искусства.
  
   Портрет Воллара [Ренуар]
  
   Здесь он устраивает свои первые крупные выставки картин Мане и Гогена, первую посмертную выставку Ван Гога (1895), организует первую персональную выставку Сезанна, а в 1904 - Матисса. То есть именно Валлар (запомним это имя!) "открывает" миру новых мастеров.
   Наступило время, когда впервые в истории произведения современной живописи, которые явно не вписывались в традицию, стали высоко цениться. Например, цены на работы Сезанна с 1895 по 1905 выросли в 1000 раз! Хотя сам Сезанн - чуть ли не единственный из импрессионистов или, вернее, постимпрессионистов доживший до своего успеха - относился к этому равнодушно и с недоверием.
  
   -------------
   "Зажги мне трубку, мой юный друг;
   зажги и подай, чтобы я мог разогнать
   немного скуку жизни и погрузиться
   в забвение всего на свете..."
   Альфонс Рабб
  
   . Размышление [Сезанн]
   В девяностых годах Сезанн создал множество вариаций не только на всем известные и любимые им темы "Купальщики" или "Гора Сент-Виктуар" - этому периоду принадлежат несколько вариантов "Игроков в карты" и "Курильщика (человека с трубкой)". На последнем названии мы и остановимся. Однако это не означает, что в дальнейшем не будет разговора о Поле Сезанне. Отнюдь!
  
   Тема урильщиков", или тема рубки" - как вам больше нравится - не столь распространена в живописи, как тема "любителей абсента", но всё же, всё же...
   Автопортрет с трубкой [Курбе]
   Пожалуйста: автопортрет Курбе со свойственным ему самолюбованием.
   Стоит обратить внимание на год создания - 1844.
  
   Я трубка бедного пиита:
   Ему я нянька и защита.
  
   Когда химеры чёрной тучей
   Опять сгущаются над ним,
   Я в потолок пускаю дым,
   Чтоб он не видел рой паучий.
  
   Зато в дыму встают миражи -
   Пустыни, высь небес, пейзажи:
   Весь мир лежит у грешных ног...
  
   Тень прошлого плывёт клубами -
   И он впивается зубами
   В мой безответный черенок...
  
   Ещё затяжка - и готовы
   С его души опасть оковы.
   Я гасну... Сон его глубок...
   .........................................................
  
   Спи! Боль, как зверь, попала в сети,
   Весь мир опутан сном густым...
   Спи...Если всё на свете дым,
   То дым и вправду - всё на свете...
   Т. Корбьер. Пер. М.Яснова
  
   Или:
   Хороший бокал пива [Мане]
   Как рассказывает Анри Перрюшо, Эдуард Мане, который в 1872 году начинает писать портреты, попросил "постоянного посетителя кафе ГЕРБУА литографа Эмиля Белло быть натурщиком, сажает его прямо в кафе за столик: левая рука держит бокал с пивом, в правой - белая глиняная трубка.
   В кафе ГЕРБУА Белло ничем себя не проявляет, ни во что не вмешивается. Этот увалень с круглым брюшком и короткими ляжками по натуре своей человек самый мирный. Удобно устроившись на стуле, он курит и с видом безмятежного спокойствия попивает пиво. Для Мане он станет идеально терпеливой моделью. Что-что, а терпение литографу потребуется - ведь Мане заставит его позировать не менее 80 раз!"
   С этим портретом к Мане пришла известность.
  
   Кстати, кафе Гербуа в Батиньольском квартале было местом встречи богемы на Монмартре. Завсегдатаями этого кафе были Эмиль Золя (друг Сезанна в юношеские годы), Фредерик Базиль, Луи-Эдмон Дюранти, Анри Фантен-Латур, Эдгар Дега, Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар и Альфред Сислей.
   Иногда сюда заглядывали Поль Сезанн и Камиль Писсарро.
   После 1875 года художники перебрались в "Новые Афины" на площади Пигаль, а кафе Гербуа вышло из моды и сегодня уже не существует.
   В Вашингтонской Национальной картинной галерее хранится зарисовка сценки, сделанная в этом кафе Эдуардом Мане.
   Кафе Гербуа [Мане]
  
  
   Ну что ж: 1844, затем 1873... и - 1895, год создания Сезанном "Человека с трубкой, или Курильщика".
   Без сомнения мы можем и должны увидеть разницу в настроении, разницу в манере письма и в композиции.
   Курильщик_Фрагмент [Сезанн]
  
   Безумье, скаредность, и алчность, и разврат
   И душу нам гнетут, и тело разъедают;
   Нас угрызения, как пытка, услаждают,
   Как насекомые, и жалят и язвят.
  
   Упорен в нас порок, раскаянье - притворно;
   За все сторицею себе воздать спеша,
   Опять путем греха, смеясь, скользит душа,
   Слезами трусости омыв свой путь позорный.
  
   И Демон Трисмегист, баюкая мечту,
   На мягком ложе зла наш разум усыпляет;
   Он волю, золото души, испепеляет,
   И, как столбы паров, бросает в пустоту;
  
   Сам Дьявол нас влечет сетями преступленья
   И, смело шествуя среди зловонной тьмы,
   Мы к Аду близимся, но даже в бездне мы
   Без дрожи ужаса хватаем наслажденья;
  
   Как грудь, поблекшую от грязных ласк, грызет
   В вертепе нищенском иной гуляка праздный,
   Мы новых сладостей и новой тайны грязной
   Ища, сжимаем плоть, как перезрелый плод;
  
   У нас в мозгу кишит рой демонов безумный.
   Как бесконечный клуб змеящихся червей;
   Вдохнет ли воздух грудь - уж Смерть клокочет в ней
   Вливаясь в легкие струей незримо-шумной.
  
   До сей поры кинжал, огонь и горький яд
   Еще не вывели багрового узора;
   Как по канве, по дням бессилья и позора,
   Наш дух растлением до сей поры объят!
  
   Средь чудищ лающих, рыкающих, свистящих
   Средь обезьян, пантер, голодных псов и змей,
   Средь хищных коршунов, в зверинце всех страстей
   Одно ужасней всех: в нем жестов нет грозящих
  
   Нет криков яростных, но странно слиты в нем
   Все исступления, безумства, искушенья;
   Оно весь мир отдаст, смеясь, на разрушенье.
   Оно поглотит мир одним своим зевком!
  
   То - Скука! - облаком своей houka* одета
   Она, тоскуя, ждет, чтоб эшафот возник.
   Скажи, читатель-лжец, мой брат и мой двойник
   Ты знал чудовище утонченное это?!
   Шарль Бодлер. Пер.Эллиса
   ----------
   * X у к а (гука) (фр.) - восточная трубка для курения опиума.
  
  
  
   Теперь можно посмотреть, как добивался художник осуществления замысла, пройдя путь от первых эскизов до окончательного варианта:
  
   Курильщик_4х1 [Сезанн]
  
   Что же касается генезиса сюжета, то, на мой взгляд, представленный ниже ряд произведений, не нуждается в подробном анализе: без лишних слов понятно, что сюжет развивался по линии углубления психологизма.
   Хотя в отношении работы Пикассо "Кавалер с трубкой" у меня имеются некоторые сомнения.
  
   Курильщики 2х5 [Курбе_Мане_Ван_Гог_Сезанн_Пикассо]
   Время накладывает свой отпечаток не только на душу художника, но и на душу зрителя.
   И всему своё время, которое, как водится, всё расставляет по местам...
  
   ТРУБКА
  
   Я - трубка старого поэта;
   Мой кафрский, абиссинский вид, -
   Как любит он курить, про это
   Без слов понятно говорит.
  
   Утешить друга я желаю,
   Когда тоска в его душе:
   Как печь в убогом шалаше,
   Что варит ужин, я пылаю,
  
   Сплетаю голубую сеть,
   Ртом дым и пламя источаю
   И нежно дух его качаю;
  
   Мне сладко сердце в нем согреть
   И дух, измученный тоскою,
   Вернуть к блаженству и покою.
   Шарль Бодлер. Пер.Эллиса
  
   -------------------
   Примечание. 1. Мною оставлены за границами рассматриваемого материала эпизоды, касающиеся курения кальяна, потому что это уже совсем, совсем другая история.
  
  Шутка. [Жером]
  
  
   2. Продолжая разговор о некоторых тенденциях в Западно-европейском искусстве рубежа XIX-XX вв., с удовольствием отмечаю, что познакомиться с увлекательным описанием почти аналогичных процессов в литературе и живописи Англии примерно того же периода можно в книге Марии Немаёвской 'Записки сумерек' в переводе с польского Льва Владимировича Бондаревского.
   http://zhurnal.lib.ru/b/bondarewskij_l_w/nemojowska1.shtml
  
  
   -------
   Далее: http://samlib.ru/editors/m/matweewa_n_w/findesie769cleglawa6.shtml
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"