Матвиенко Анатолий Евгеньевич: другие произведения.

Литературная мастерская Анатолия Матвиенко.. Как не надо писать романы. Часть 2. О конкурсах и журналах.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья, опубликованная в 2013 году на портале http://litkritika.by/. Автор - отнюдь не корифей литературы, пытается разобраться вместе с читателями портала.Об опыте участия в конкурсах и журнальных публикациях.

  И так, белорусский литератор-прозаик, находящийся ближе к началу, нежели к расцвету творческой биографии, написал на пробу пару рассказов или что-то покрупнее, а также ознакомился с теорией нелёгкой профессии согласно источникам, приведённым в части первой наставления "Как не надо писать романы".
  Дальше стоит подумать, куда в будущем пристраивать рассказ, повесть или даже роман. Кто-то упрекнёт меня - рано. Ничего подобного. Набивание текстовых файлов исключительно ради удовлетворения графоманских потребностей даёт полную свободу творчества. Одна беда - его плоды не востребованы. Поэтому правильнее определиться, для какой целевой аудитории трудится литературный демиург.
  Принято говорить - для широких читательских масс. Увы! Кроме вариантов выкладывания на Самиздате (СИ) или на нетребовательных ресурсах, где "в эфир" попадает любая чушь без премодерации, сочинитель работает на редактора. По крайней мере, технически. Следовательно, надо вписаться в формат, для редактора приемлемый. Если прислать для формирующегося сборника коротких рассказов нетленку уровня "Мастер и Маргарита", текст уйдёт в корзину ещё до слов "на Патриарших прудах", от одного лишь превышения объёма.
  Формат - не только размер в тысячах знаков, считая пробелы, или авторских листах (40 тыс. знаков). Это приличная совокупность требований. Соблюдать их на самом деле не сложно. В советские времена, когда цензурой ведали чиновники, подконтрольные ЦК КПСС, авторам приходилось труднее.
  Рассказ написать технически проще, нежели роман. И трудозатрат меньше. И найти добрых людей, которые прочтут и отредактируют 8-40 тыс. знаков тоже куда проще, нежели 480-520 тыс. Но простота иногда кажущаяся. В мизерное количество страниц полагается уместить идею, сюжет, завязку-развязку, конфликт, хоть одного героя выпуклого, а не Васю Картонкина. Воробей - не аист, но чтоб летал, нужны те же элементы: крылья, оперение, хвост, ноги и метаболизм, способный обеспечить мышечные клетки энергией, для полёта достаточной. Так что миниатюризация - не простая штука, хотя весьма распространён обратный процесс: сюжет, заряженный идеей не более чем на рассказ, растянут за счёт воды на роман.
  И так, пристраиваем некий рассказ. Если не фантастика-фэнтези (ФиФ), а нечто с претензией на серьёзную прозу, к вашим услугам журналы, список которых приводить не буду, ибо он есть в Интернете и довольно часто меняется. Шанс публикации есть, но скажу откровенно, даже не читая ваш рассказ - шанс мизерный.
  Интернет не знает границ и расстояний. Но по инерции сначала смотрим белорусскую периодику. Согласен, грустно. У прозаиков и поэтов, пишущих на белорусской мове, быть может, вероятность издания чуть больше. Не буду утверждать это с уверенностью, не специалист в белорусскоязычной литературе и её продвижении.
  По личному опыту, как позитивному, так и увы, малые формы лучше проталкиваются через конкурсы. Их - море. В течение календарного года многие сотни, но обратить внимание следует всего на пару десятков.
  Пробуем начать с белорусов... и на момент написания этой статьи я не нашёл ничего актуального. В архиве 2012 года обнаруживается такая ссылка http://www.litkritika.by/categories/5/registr/787.html. В своё время, удивлённый более чем расплывчатой формулировкой "К конкурсу принимаются любая ранее не изданная авторская проза на русском или белорусском языке - рассказы, отрывки повестей, романов, написанные в любое время и объемом не более 12 000 знаков", я написал письмо в издательство "Регистр" с просьбой уточнить некоторые детали и не получил ответ. Не буду судить - это нормальная деловая этика этой организации или кривые руки сисадмина, отчего переписка падает в спам. Не говоря о "велик могучим русских языку". Мастера печатного дела, которые публично пишут "принимаЮтся проза", что-то не вызывают уважения. Мне - можно, авторские опусы корректор правит. В любом случае о высоком профессионализме безграмотность никак не свидетельствует. Кстати, судя по всему, конкурс провалился из-за мизерного количества участников. А приглашали без различия возраста и места проживания, подобные российские объявления собирают многие сотни и даже тысячи писем. Не получив ответа, я проявил вредность и не отправил туда рукопись.
  Лучше просто подарить хорошим людям. Например, врачам, пусть улыбнутся. http://nmgazette.narod.ru/Doll.htm
  Россияне и украинцы толерантны к стране проживания участников конкурсов, но почему-то у россиян отношение к белорусам лучше. Поэтому обратимся к российским объявлениям. Рекомендую сводные таблицы с ресурсов http://injournal.ru/konkurs.html и http://vsekonkursy.ru/?cat=20. За их пределами крайне редко находится нечто интересное. Само собой разумеется, перепоста о конкурсе "Регистра" там не было. Зачем? У белорусов и так всё круто.
  Фильтруем дальше. Если единственная оценка конкурсных произведений - самосуд, то есть оценка авторами работ конкурентов, я пропускаю и вам советую. Если "приз читательских симпатий" - тем более. Интересует только мнение квалифицированного жюри.
  Смотрим на награды конкурса. Шанс выиграть серьёзные деньги исчезающе мал. Я раз "поднялся" на 1000 рублей российских, 50 рублей сняли за перевод, 1% за снятие наличных, и с оставшейся суммы нужно 12% в налоговую отнести. Останется примерно тысяч двести белорусских, точно не считал. Но если хоть какая-то награда объявлена, 10-15 тыс. российских рублей за первое место, резко возрастает шанс на солидность мероприятия.
  Вполне нормальное вознаграждение - печать на бумаге выигравших работ в сборнике за счёт администрации конкурса. Если с вас требуют деньги за участие или обязательное внесение нескольких тысяч российских рублей за авторские экземпляры - в топку. Межавторские сборники прекрасно издаются с оплатой рублей четыреста за страницу. То есть, в пересчёте на международные денежные единицы, за 25-30 долларов можно тиснуть миниатюру, поставить галочку в своём резюме о наличии публикации на бумаге... Но я против. Дело не только в жадности. Должны платить автору, а не автор кому-то. Это моё кредо.
  А если в качестве премии значится +5000 очков личного рейтинга зарегистрированному участнику нашего форума, то - без комментариев. Равно как "бесплатная" сетевая публикация (за что платить?), посулы выставить авторскую нетленку в инет-магазин, продавать и отстёгивать роялти.
  Наконец, рекомендую глянуть, кого избрали в качестве победителей в предыдущем году. Если жюри наградило авторов, стиль и качество которых вам кажутся сомнительными, лучше не надо. Я поставил крест лично для себя на "Белой скрижали". Вдобавок устроители конкурса декларируют его как бы свободным и бесплатным, после этого на ящик сыпется спам с предложениями опубликовать что-то за деньги. То есть напрашивается подозрение (не знаю, насколько обоснованное), что "Скрижаль" - чисто коммерческое мероприятие, финансируемое за счёт авторских денег.
  С огромной благодарностью вспоминаю организаторов Седьмого Международного Фестиваля "Живое слово" в Нижегородской области. Вроде и приз небольшой - публикация в сборнике да диплом, материальное вознаграждение - ноль. Но на мою скромную персону потрачены средства и уделено столько внимания, что, право, неудобно. Особенно запомнились мероприятия с российскими звёздами, которых видишь разве что по телевизору, чтение стихов Дмитрием Быковым. Нас было трое из РБ, из пишущей братии приехал наш поэт Сергей Жуковский. О чествовании победителей передали каналы РТР и Нижегородское ТВ, только на Родине - молчок. И ладно. Зато как приятно, что в пушкинском Большом Болдино белорусы получили множество премий в разных номинациях.
  Нормальные конкурсные условия содержат чёткое описание формата. Отличное упражнение для автора - ему следовать. Размытые объявления, из серии "гребу всё до 12 тыс.", как вышеупомянутое, свидетельствуют об организационной незрелости. Туда можно заслать что не жалко, но садиться писать специально - увольте.
  Примерно представляя, что требуют авторы конкурсов, не страшно и в стол пописать, в задел на будущее. Непременно найдётся конкурс за год-два, словно под него миниатюра сочинена.
  Повесть пристроить в межавторский сборник труднее. Не любят российские издательства таких миксов. Маленькая повесть "Второй этаж" вошла в сборник о двух столицах по результатам конкурса "Басткон-2013". Хотя программа предполагает личное участие с приездом в Московскую область на встречу фантастов, я просто отправил рукопись и проскочил в лауреаты. На следующий год планирую съездить независимо от участия в конкурсе. Он интересен обсуждением работ участников-финалистов в присутствии гуру. В роли гуру - известные российские фантасты. И не только российские. Участвовала Далия Мейеровна Трускиновская, звезда исторического детектива. Она мастерски владеет стилизацией под язык 18-19 веков. Подобные мероприятия проходят в Питере, включая конкурсы и мастер-классы.
  Есть конкуры романов, как правило - изданных на бумаге не за счёт авторов. "Большая книга", например http://www.bigbook.ru/polojenie/index.php?ID=878. Но соваться туда - всё равно, что начинающему физкультурнику на Олимпийские игры. Плюс (скорее это минус) масса слухов в Интернете о кулуарности присуждения крупных премий по литературе.
  На закуску. Честно - я не представляю, как раскрутиться за счёт рассказов. Знаю лишь, что не стоит делать (тем предупреждаю об очередных граблях, нацеленных на удар по лбу):
  1. Не ограничиваться узкими национальными рамками, участвовать в международных российских конкурсах.
  2. Не участвовать в конкурсах, условия которых сформулированы мутно.
  3. Не платить никому и ничего, кроме налоговой инспекции.
  4. Не торопиться писать повести и романы. На рассказах как на кошках - хорошо разминаться.
  В следующий раз расскажу, что не нужно делать при обращении в издательства, публикующие рукописи из самотёка.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Д.Сугралинов "Дисгардиум 4. Призыв Нергала"(ЛитРПГ) В.Кретов "Легенда 3, Легион"(ЛитРПГ) К.Федоров "Имперское наследство. Сержант Десанта."(Боевая фантастика) В.Чернованова "Невеста Стального принца - 2"(Любовное фэнтези) А.Кочеровский "Утопия 808"(Научная фантастика) А.Каменский "Воин: Тени прошлого"(Боевик) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Е.Рэеллин "Команда"(Киберпанк) С.Бессараб "Не в добрый час: Книга Беглецов"(Антиутопия) А.Кутищев "Мультикласс "Слияние""(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"