Матыцына Полина Александровна : другие произведения.

Клятва для двоих

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    художницу Терико преследуют одни и те же видения. Они мешают ей жить и рисовать, но она не знает, как же ей избавиться от навязчивых картин. До одного случайного момента...

  Клятва для двоих
  Больше всего Терико не любила вопросы о сюжетах своих картин. Не потому, что с этим связаны были какие-то тайны, вовсе нет, просто... просто это ее, Терико, личное дело. Задача тех, кто смотрит на ее картины - любоваться. Или ругаться, тут уж как повезет. А то, где она берет свои сюжеты... это никого не касается. Почему только каждый, абсолютно каждый журналист считает своим долгом задать этот глупый вопрос?
  Вот и сейчас - хорошенькая светловолосая девица, сидящая напротив, упорно разглагольствует о том, какие книги и фильмы, по ее мнению, вдохновили Терико на последнюю серию картин. И приходит к выводу - никакие. Терико, по словам журналистки, самобытна и от того еще более интересна. А значит, художница просто обязана поделиться с нею, журналисткой, источником своего вдохновения.
  Терико захотелось закричать во весь голос. Она никому ничего не должна! Единственная ее обязанность - рисовать картины, которые дарят хотя бы кому-то моменты радости.
  Вместо этого она мило улыбнулась и сказала что-то шаблонное о неожиданном вдохновении, снах и образах вокруг нас. Поведать миру правду Тери не могла. Не была готова. Кто знает, в какую больницу отправят художницу, признавшуюся, будто ее посещают странные видения. Видения, от которых можно избавиться лишь единственным образом: перенеся их на бумагу. Только запечатленные, принявшие определенную форму, они оставляли Терико... чтобы через некоторое время все началось сначала. На этот раз - уже с новыми образами.
  И признаваться в этом? Да еще и журналистам, специалистам превратить любую невинную фразу в скандал или сенсацию? Ни за что! Лучше наговорить обычных пафосных глупостей или отделаться туманными фразами.
  Тери как раз заканчивала свою небольшую, тщательно продуманную заранее речь, когда голова начала кружиться. Перед глазами все поплыло. Пугаться было нечего - всего лишь очередное видение. Но как же не вовремя!
  -Простите... Мне нехорошо, - резко побледневшее лицо художницы подтверждало ее слова. - Не могли бы мы закончить интервью?
  -Но у меня еще столько вопросов! - возмутилась девица. Терико захотелось сказать что-нибудь грубое. Но она сдержалась, даже когда журналистка безапелляционно заявила, будто Терико может и потерпеть немного. Подумаешь, заболела голова! У гостьи она, тоже, может, болит, но та же работает!
  -Мне действительно нехорошо. - Образы нахлестывали волнами, требуя срочно воплотить их на бумаге. Предметы привычно двоились и даже троились. Терико не была уверена, что сможет дойти до мастерской, хотя та располагалась за соседней дверью. - Прошу вас закончить нашу беседу. До свидания. Можете прислать оставшиеся вопросы в письменном виде, я обязательно на них отвечу.
  "Если бы ты не болтала столько, - зло подумала Терико, выслушивая возмущенную ответную речь журналистки, - то я бы успела ответить на все твои вопросы. Но ты не столько слушала, сколько говорила сама".
  Кое-как выпроводив настырную гостью, Тери с облегчением захлопнула дверь и буквально сползла по ней на пол. Голова раскалывалась. Перед глазами стояли картины, мешающие разглядеть реальность такой знакомой до мелочей гостиной.
  Терико закрыла глаза. Она знала - это не поможет, но так хотя бы переставали наслаиваться реальность и воображение. Оставались только иллюзии, и Тери знала, что это иллюзии, как бы реальны они ни были.
  Держась за стену, Тери встала. На ощупь нашла стол, на котором всегда - на подобный случай - лежали стопка бумаги и карандаш. И принялась рисовать.
  Она рисовала с закрытыми глазами. Ей не нужно было видеть - образы сами ложились на бумагу, словно она служила всего лишь проводником для какой-то неведомой силы. И это ощущение больше всего злило Терико. Она всегда хотела быть художницей... но рисующей желаемое, а не навязываемое.
  Закончив, Тери, не глядя, смахнула рисунки со стола. Так она выражала свой гнев. Что поделать, такие бессильные проявления злости были единственным, что художница могла себе позволить.
  "Может быть, все же обратиться к врачу? - в очередной, далеко не первый раз, пришла навязчивая мысль. - Может, какие-то таблетки..."
  Какие таблетки? Ее просто объявят сумасшедшей, а то и опасной для людей и запрут в лечебнице. Нет, надо держаться до последнего. Даже если это означает рисовать только надоедливые видения странных мест и людей...
  Людей? Терико подхватила с пола листы бумаги. Она не совсем уверена, но... у нее ведь прекрасная, профессиональная память на лица! Она видела, точно видела вот эту девушку! Ту самую девушку, изображенную на последних трех-четырех рисунках, только одетую не в роскошное старинное платье с кринолином, как на картинках, а в джинсы и кофточку.
  Терико ворвалась в мастерскую и подбежала к ящику с набросками. Она никогда их не выбрасывала: бывало, одна и та же картина воспринималась ею в разном настроении по-разному. И тогда возникали "серии" рисунков, отличающихся лишь деталями - в общем, старые наброски нередко пригождались ей снова и снова.
  Художница принялась перебирать листы. Как она не замечала этого раньше? Ведь почти на всех картинах ею изображена одна и та же девушка, только каждый раз по-иному одетая и причесанная. Да, черты ее лица тоже немного различались - но только потому, что сначала Терико никак не могла разглядеть ее лицо достаточно четко, и больше додумывала его. А на последних рисунках - особенно на самых последних, созданных после той встречи, было отчетливо видно лицо этой, реальной, девушки.
  И что это значит? Терико не спеша убрала все наброски и рисунки обратно в ящик. Почему она видит эту девушку в своих видениях? Да еще в таком... необычном виде? Какое отношение незнакомка имеет к Терико?
  А ведь девушка очень часто оказывалась в обществе кавалера. Только вот его лицо все еще было скрыто за легкой дымкой, и на картинах дополнялось воображением художницы. Интересно, мелькнула у Терико мысль, он тоже существует на самом деле? И если да - то знаком ли он со своей "прошлой" дамой?
  Впрочем, ее-то это совсем не касается. Ее единственное желание - избавиться от видений. И если этих двоих людей из ее галлюцинаций что-то и связывает, пусть они в этом сами и разбираются. Она, Терико, здесь не причем.
  Но... а что, если она нарисует этих двоих не в прошлом: судя по одежде и антуражу, она видела именно прошлое, - а здесь и сейчас? Может быть, тогда видения оставят ее? И она сможет наконец зажить нормальной человеческой жизнью. Даже заведет, наконец, парня, а то оба ее знакомых сбежали при малейших признаках ее... нездоровья. Один - так прямо объявил ее сумасшедшей!
  Больно кольнула незажившая обида. Затем снова пришла злость - состояние, почти привычное. Терико уже и не помнила, когда в последний раз просто радовалась жизни. Но по-другому относиться к своим видениям, так мешающим ей жить, Терико не могла. И потому твердо решила от них избавиться.
  Та девушка... кажется, одна из многочисленных поклонниц Терико. Значит, ее можно будет встретить на новой выставке. Найти ее будет не так трудно - вот парень... до сих пор художница с ним не сталкивалась, и понятия не имела, где и как его искать. Не объявлять же розыск по сомнительному фотороботу!
  Поразмыслив немного, Терико постановила: сначала - девушка. Тери нарисует ее, а там разберется и со следующим вопросом. Задачи ведь следует решать постепенно, верно? Теперь осталось только дождаться выставки... и столкнуться на ней со своей будущей натурщицей.
  Но на выставке нужная художнице девушка не появилась. Хотя Терико выглядывала ее изо всех сил. Даже почти не реагировала на комплименты и - было и такое - ругательные отзывы, поглощенная своими поисками и мыслями. Где же носит эту девицу? Или Тери ошиблась, приняв желаемое за действительное? А может, девушка попала на выставку Терико случайно, и больше никогда не появится?
  Она и не заметила, как закончился день. Другой, третий... А образы нахлестывали все чаще, почти не оставляя свободного времени для обычной жизни.
  Закончилось это тем, что через неделю Терико почти потеряла сознание прямо на улице. И не упала на асфальт только потому, что художницу подхватил какой-то молодой человек.
  -Вам плохо? - уточнил он очевидную вещь. Наверное, на всякий случай, потому что тут же добавил: - Вызвать врача? Дать лекарство?
  -Усадить... Куда-нибудь... и сумка... там ручка... бумага... - задыхаясь, выпалила Терико, чувствуя, как ее практически несут к ближайшей скамейке.
  Усадив художницу, молодой человек вытащил из ее сумки блокнот и ручку. Тери почти автоматически принялась за наброски. Голова кружилась, все плыло, руки дрожали... Она очень боялась, что ее примут за ненормальную, а то и больную, но силуэт парня не исчезал. Он по-прежнему сидел рядом и, похоже, наблюдал за ее действиями.
  Приступ закончился.
  -Спасибо, - Терико боялась посмотреть ему в лицо. - Странное лекарство, да? Но если я рисую, приступы отступают лучше, чем если я принимаю лекарства.
  -Приступы чего? Я учусь на врача - пояснил молодой человек. - Может быть, я подскажу вам более действенное лекарство?
  Тери невольно засмеялась. В смехе проскальзывали истерические нотки, и она очень боялась, что ее примут за сумасшедшую или истеричку. Но ничего поделать не могла.
  Из глаз потекли слезы.
  -Простите, - она, наконец, успокоилась. - Единственное лекарство - это позволить вас нарисовать. Но у вас и без того много дел. Спасибо вам за помощь. Как я могу вас поблагодарить?
  -Вы уверены? Вам действительно поможет, если вы меня нарисуете?
  -Только не называйте меня сумасшедшей, - попросила устало Тери. - Я и так нередко себя ею чувствую...
  -Послушайте, девушка, я же ничего такого не говорил! Я только хочу вам помочь! И если вы спросите - почему это вдруг, мне придется напомнить вам о клятве врача.
  -Позировать врачи не обязаны, - вздохнула Терико. И, впервые разглядев незнакомого помощника, вздохнула: - а жаль. Вы очень хорошая модель.
  -С такой точки зрения меня пока еще не оценивали, - хмыкнул молодой человек и встал, подав руку художнице. - Матеуш.
  -Терико, - вздохнув, представилась Тери и, опираясь на его руку, поднялась. - Помогите мне поймать такси. Боюсь, я вряд ли дойду до дома без очередного приступа...
  -Тогда позвольте проводить вас.
  -А как на это отреагирует ваша девушка?
  -У меня пока нет девушки. Зато есть любимая работа.
  Терико понимающе улыбнулась и снова пошатнулась. Матеуш едва успел подхватить ее.
  -Опять? - спросил он.
  Тери кивнула, уже слабо различая, который из Матеушей стоит перед нею: одетый в джинсы и зеленую футболку или наряженный в старинный камзол с сопутствующими аксессуарами. А вот он же - во фраке, он же - в плаще и доспехах, он же... Тери со стоном схватилась за голову. Но, по крайней мере, она нашла того, кого должна нарисовать. Теперь бы найти еще и девушку.
  Поймав такси, Матеуш довез художницу до дома. Попытался возражать, но был напоен кофе и усажен напротив мольберта. Тери приступила к любимому делу.
  Матеуш оказался неплохой моделью - не только красивой, но и терпеливой. Только через два с половиной часа, когда первый набросок был готов, Терико спохватилась, что у гостя вполне могли быть собственные дела. Вскочив и опрокинув при этом краски, она в панике закричала:
  -Простите меня, пожалуйста! Я совсем не учла ваших собственных дел и желаний! Вы сильно опоздали?
  -Я никуда не опоздал, - пожал плечами юноша. - Я просто гулял и собирался весь день гулять в парке. А у вас за это время не было ни одного приступа.
  -Когда я рисую, их не бывает, - объяснила Тери. - Но не могу же я рисовать круглосуточно!
  -Вы изрядно меня приукрасили, - заметил Матеуш, разглядывая набросок картины. - А что это за девушка рядом? На вас она не похожа...
  -Не знаю, - вздохнула Терико. - Но почему то я вижу вас именно рядом с нею. Вы не обращайте внимания, всего лишь плод воспаленного разума.
  -Где-то я ее видел, - Матеуш не отводил взгляда от нарисованного силуэта.
  -Но у нее же лицо не прорисовано! - удивилась художница.
  -Я видел похожий силуэт. Волосы, платье, очертания... Я нередко видел ее во сне. Вы подсмотрели мои сны, Терико?
  -Дурная шутка.
  -Полагаю, вы правы. Когда мне прийти на следующий сеанс?
  -Когда вам будет удобно. Теперь, когда я знаю как вы выглядите, я всегда могу вас нарисовать.
  -Теперь, когда вы знаете, как я выгляжу? - повторил он. - А раньше не знали? Терико, объяснитесь!
  Терико растерялась, замялась, расплакалась... и выложила всю правду. О преследующих ее видениях, о постоянных образах юноши и девушки, об обмороках... Матеуш слушал, не перебивая, только иногда подавал стакан с водой из графина.
  -Если бы не мои сны, я действительно мог бы счесть вас дамой... с отклонениями, - честно признался он, когда Тери закончила свой рассказ. - Но меня преследуют похожие видения. Правда, только во сне, наяву я от них свободен. Но вам я верю.
  -Мне кажется, будто если я нарисую картину с вами и той девушкой, все пройдет, - сказала художница. - Но я не представляю, где и как ее искать.
  -Я тоже, - вздохнул Матеуш. - Терико... Если вы вдруг столкнетесь с нею, сообщите мне, прошу вас. Может быть, тогда и меня перестанут мучить сны.
  Обменявшись номерами телефонов, молодые люди распрощались. Как полагала Терико, навсегда. Но она ошиблась.
  Месяца через три, выходя из помещения своей выставки, художница буквально врезалась в светловолосую девушку, прилипшую к стеклу. Девушка восхищенно попискивала, рассматривая доступные ей картины.
  -Вы могли бы пройти на саму выставку, - укоризненно сказала ее спине Терико. - Но сейчас она закрыта. Приходите завтра.
  -Так завтра я тоже работаю до закрытия! - обвиняюще заявила девушка. - Почему вы так рано закрываетесь?
  -А почему вы так допоздна работаете? - парировала Тери. Девушка обернулась... и художница замерла. Перед нею стояла ОНА, та самая девушка из видений!
  -Вы не хотите мне попозировать? - вырвалось у Терико.
  -Вам? Хочу! - Девушка радостно взвизгнула и подпрыгнула несколько раз. - Это ведь вы все это нарисовали, правда? Очень хочу!
  -Вот мой адрес, - Терико быстро написала его на листке, вырванном из блокнота. - И телефон. Позвоните, когда сможете и договоримся об удобном для вас времени.
  -Ура! - девушка быстро спрятала листок в сумочке.
  -А ваш телефон? На всякий случай...
  -Да-да, конечно, - девушка тут же его продиктовала. И только теперь сообразила представиться: - Меня, кстати, Ульяной зовут.
  -Очень рада знакомству, Ульяна. Я - Терико, - улыбнулась художница. - А сейчас, простите, мне нужно домой. Работа, знаете ли, такая...
  -Конечно-конечно! - закивала Ульяна.
  Девушки распрощались. До воскресенья. А в воскресенье Терико решила провести совместный сеанс позирования для Матеуша и Ульяны.
  Но сеанс не получился. Стоило опоздавшей Ульяне радостно ворваться в мастерскую, как всех троих - Матеуша, Ульяну и Терико - захватил вихрь воспоминаний. Увидев друг друга, они все вспомнили.
  Тери охватили смешанные чувства облегчения и злости. Облегчения - от того, что все закончилось. Теперь ее больше не будут преследовать видения. Ее, Терико, задача выполнена. А злости - от того, что ее в очередной раз использовали, не считаясь с ее личными чувствами. И это не в первый раз, когда ее предназначение рушит ее собственную судьбу! И ведь все из-за случайности. Не будь она придворной художницей тогда, когда очаровательная фрейлина королевы и юный рыцарь поразили двор своей невероятной историей любви, ничего бы не произошло. То есть, произошло бы, но ее, Тери, это бы не затронуло. И ведь она сама, сама вызвалась тогда служить проводником!
  Если бы тогда она знала, как это разобьет ее собственную жизнь. И не одну, а множество.
  Терико погрузилась в воспоминания, не обращая внимания на растерянных Ульяну и Матеуша. Впрочем, им было не до нее - они переживали то же самое, пусть и с другими эмоциями: их тоже переполняли воспоминания о прошлом.
  Сколько столетий назад это произошло? Тери уже и не помнила. В воспоминаниях сохранились лишь отдельные картины. Дворцовый парк - особенно почему-то врезался в память отдельный куст с бело-алыми розами. Их серединка была белой, а края - ярко-алыми. Это были любимые розы королевы... И Тери тоже их особенно любила.
  Именно у этого куста, в присутствии королевы и множества придворных, двое влюбленных произнесли Великую Клятву. Клятву не разлучаться даже после смерти, сколько бы препятствий им не противостояло.
  И тут придворный маг спохватился: если чувства рыцаря и фрейлины так сильны, то он может помочь им. Да-да, может! Он не в состоянии обязательно обеспечить им непременную встречу в будущих жизнях, но может ей поспособствовать. Только нужен кто-то способный стать проводником. Кто-то, кто сможет напоминать рыцарю и фрейлине друг о друге.
  А Терико - как же тогда ее звали? Впрочем, неважно, - тогда только что пережила страшное разочарование в любви. И потому с удвоенным восхищением (и легкой завистью) отнеслась к чувствам тех, кто решился на клятву, нарушение которой каралось вечным одиночеством. Вот она и вызвалась служить проводником. Отныне все ее картины должны были служить одной великой цели: встрече тех, кого сейчас звали Матеушем и Ульяной.
  Сколько раз Тери сходила с ума из-за невозможности убежать от одного-единственного сюжета! Сколько раз расставалась с любимыми людьми, не понимающими ее зацикленность на чужой жизни вместо собственной! То опрометчивое решение не принесло ей счастья. Поначалу она искренне радовалась за рыцаря и фрейлину, но постепенно радость стала сменяться усталостью и даже раздражением. Ведь их счастье строилось на ее сломанной судьбе!
  Сейчас ей еще повезло: она встретила эту парочку довольно рано. Чаще это случалось уже под конец ее жизни.
  -Рада за вас, - сказала Терико молчаливо смотрящим друг на друга Матеушу и Ульяне. - Правда рада. А сейчас мне хотелось бы побыть одной. Вы не против? Вам тоже, думаю, хочется остаться наедине.
  -Я вспомнила... - на глазах Ульяны выступили слезы. Похоже, девушка не сразу осознала произошедшее. Внезапно нахлынувшие воспоминания о прошлых жизнях поначалу привели ее в состояние легкого шока. Но вот она очнулась и с возгласом:
  -Это ты! - повисла у него на шее. - Я так рада! Я все-все вспомнила, а ты?
  -Я тоже вспомнил, - судя по голосу, Матеуш был не слишком доволен этим обстоятельством. - Я теперь Матеуш. А ты?
  -Ульяна. Матеуш... Милое имя. А почему ты не радуешься?
  -Я? Что ты, я очень рад.
  Тери ему не поверила. Но Ульяна оказалась более доверчивой. Немедленно подхватив парня под руку, она принялась щебетать о чем-то из их общего прошлого. Терико почувствовала себя одинокой и ненужной. Ее задача на эту жизнь выполнена. Что дальше?
  Сможет ли она что-то еще нарисовать?
  -Ой! - спохватилась Ульяна. - Вы же собирались меня нарисовать! Нарисуйте! Пожалуйста! С Матеушем! Ты же не против, милый?
  -Против. Не сейчас, Ульяна. Я... Так внезапно все вспомнить - это нелегко. Мне стоит подумать. И отдохнуть. И тебе тоже.
  -Но я совсем не устала!
  -А я устала, - вмешалась Тери. - Я жду вас к десяти утра в следующую субботу. Если передумаете - мой телефон у вас есть. Но я бы хотела сделать ваш общий портрет.
  Выпроводив Ульяну и Матеуша, Терико устало опустилась в кресло. Но, по крайней мере, видения теперь перестанут ее мучить. Может быть, она даже сможет нарисовать что-нибудь... и в кого-то влюбится... и проживет нормальную - насколько это возможно - жизнь... Правда, раньше это у нее никогда не получалось... но вдруг в этот раз... почему бы не попробовать?
  Неделя пролетела незаметно. Терико и оглянуться не успела, как наступила суббота. Но к десяти утра у нее была только Ульяна. Матеуш не пришел.
  -Он заявил, будто у него более важное дело! - Ульяна нервно жевала булочку - одну за другой - из большого пакета с булочками. - Что может быть более важным, чем я? Я ведь ради него...
  Действительно, если верить Ульяне - а не верить ей у Терико не было причин - девушка практически порвала со своей жизнью до встречи с Матеушем. Родители, подруги, учеба, работа - все было заброшено. С того мига, когда они встретились в квартире художницы, для Ульяны существовал только он. Матеуш. Он стал смыслом и целью жизни девушки.
  "Потрясающая любовь, - думала, слушая ее рассказ Терико. - Жаль, мне не дано узнать подобных чувств..."
  -И ради встречи с то ли троюродной, то ли еще какой, сестрой он отказался приходить сюда! И сказал, что я ему сегодня не нужна! Что он хочет пообщаться с сестрой, которую давно не видел, а со мной он уже переобщался! Он так и сказал! "Переобщался"! Словно меня может быть слишком много! Ведь я же не думаю так о нем! А могла бы с подругами в кино сходить! Но я отказалась - ради него! Я же люблю его! Люблю больше всего на свете! А он... Неужели он разлюбил меня?
  И Ульяна, разразившись слезами, с удвоенной энергией набросилась на булочки.
  Матеуш в тот день так и не пришел.
  Не пришел он и в воскресенье, хотя Ульяна и Терико весь день ждали его. Терико с удовольствием бы сходила в парк и попробовала писать пейзажи, но Ульяна провела у нее весь день, уверяя, что: "он вот-вот придет. Надо подождать пару минуточек. Вот буквально еще минуточку...".
  Когда зареванная Ульяна ушла, Терико достала бумажку с телефоном Матеуша и, помедлив немного, все же набрала его номер.
  -Ульяна, - услышала она раздраженный голос, - я же просил не звонить каждую минуту!
  -Это Терико... - художница уже не рада была своему порыву.
  -Терико? - голос заметно потеплел. - Рад вас слышать. Вы в порядке? Как ваше здоровье? Приступы исчезли?
  -Да, спасибо, я практически здорова. Матеуш, я бы хотела поговорить...
  -Об Ульяне, верно? Терико, это не телефонный разговор. Давайте встретимся завтра. Во сколько вам удобно? И где?
  -Может быть, проще по телефону? - Терико почувствовала себя неловко. На Ульяну у него времени нет, а на Тери хватает...
  -Терико. Я буду рад вас увидеть, - твердо сказал Матеуш. - Я хотел бы стать вашим другом. И если Ульяна против нашей дружбы, это сложности Ульяны.
  -Вы жестоки. Она так любит вас...
  -Завтра в двенадцать вас устроит? У фонтана в парке.
  И Матеуш положил трубку. Даже не стал слушать возможных возражений Терико.
  Ровно в двенадцать художница остановилась у фонтана. Матеуша не было. Но буквально через секунду от играющих неподалеку в волейбол парней отделилась стройная фигура, оказавшаяся бывшим рыцарем. Поздоровавшись с Терико, он, не дожидаясь ее реплик, спросил:
  -Терико, вам ведь хотелось нарисовать что-то еще кроме нас двоих?
  -Да, - выпалила Тери и покраснела. - Простите, Матеуш. Но мир так прекрасен...
  -И в нем и кроме нас двоих есть много чудесного, - кивнул, не дав ей договорить, парень. - В мире есть не только я и Ульяна. Есть другие люди, тоже заслуживающие внимания. Есть прекрасные вещи и интересные события. Жизнь наполнена чудесами, и потому я хочу получить от нее все! Все, понимаете, Терико? А не крохотную часть, пусть даже эта часть столь совершенна, как Ульяна!
  -Не сказала бы, что она совершенство, - невольно буркнула Терико.
  -У каждого есть недостатки, - пожал плечами Матеуш. - Мне частенько говорят, что я зануден, упрям и даже жесток. Не могу с этим поспорить. Возможно, я даже эгоистичен. Особенно в отношениях с Ульяной. Но я не понимаю, почему я должен отказываться от всего мира вокруг ради одного единственного его кусочка!
  -Но вы же любите ее?
  -Наверное. Терико, не смотрите на меня так... презрительно! Я уже не знаю, мои это чувства - или только действие клятвы! Я ни в чем не уверен, понимаете?
  Терико не понимала. Или любишь, или нет, что в этом сложного?
  -Терико. Вот представьте. У вас есть любимая картина. И вы сначала рисуете ее, потому что любите. Вы рисуете что-то другое и понимаете: та картина - единственная и неповторимая. А потом вам говорят - вы обязаны изо дня в день рисовать только эту картину. И ничего больше. Одна картина на всю жизнь без возможности увидеть или нарисовать что-то еще! И вы уже не понимаете - любите вы эту картину или вас вынуждают ее любить. Где ваши чувства, а где приказ извне? Быть обязанным любить... Простите, Терико, но я ненавижу обязательства. Предпочитаю быть свободным в выборе. Это плохо?
  Тери не знала. Она запуталась. В чем и призналась.
  -А Ульяна? - спросила она. - Вы говорили с ней?
  -Она не хочет слушать. Сразу меняет тему или начинает плакать и кричать, будто я ее не люблю. А я уже сам не знаю, не лгу ли я ей... Ненавижу лгать! Почему, почему именно так?
  -Как - так? - не поняла девушка.
  -Почему мы с Ульяной связаны раз и навсегда? Почему у нас нет права выбора?
  -Потому что вы любите друг друга, - повторила заученные слова Тери. - И поклялись всегда быть вместе. Сколько бы раз вы ни перерождались...
  -Люди меняются. Даже в течение одной жизни. Что уж тут говорить о бесчисленных перерождениях? Не знаю, как она, но я уже давно связан нашими обязательствами. Обязательствами, а не чувствами, Терико!
  Тери впервые задумалась, насколько сильно клятва вмешалась в судьбы этих двоих. Ведь именно заставляющая их встретиться любой ценой клятва мучила художницу видениями - напоминаниями для Ульяны и Матеуша друг о друге.
  -Но ведь любовь... она одна, раз и навсегда! Во всяком случае, настоящая любовь.
  Терико верила в это. Только это поддерживало ее бесчисленные годы новых и новых рождений. Она знала: все ее страдания - ради настоящей, истинной, безграничной любви. Неужели все это время она мучилась зря?
  -Настоящая любовь - когда встречаясь снова и снова, ты понимаешь: это - твой человек. Без всяких обязательств. Каждый раз начиная с белого листа. Каждый раз новая картина, Терико. Пусть в результате на ней и окажется все тот же сюжет.
  -Ульяна не понимает, да? - кажется, сама Терико наконец поняла Матеуша.
  -Да. И мне не ясно, почему!
  -А я знаю, - вздохнула Тери. - Для нее есть только вы. Вы - центр ее мира. Все остальное не существует или столь незначительно...
  -Но это неправильно! - выдохнул Матеуш. - Человек не может быть чужим центром мира.
  -Может, - пожала плечами Тери. - Это любовь.
  -Это не любовь. Это одержимость. Страшная вещь. Одна-единственная картина на всю жизнь без права нарисовать другую.
  -Я попробую объяснить это Ульяне...
  -Нет. Не настолько уж я жесток. Это - моя задача. Спасибо вам, Терико.
  -За что?
  -Вы выслушали меня, - Матеуш улыбнулся. И позвонил Ульяне. Тери хотела уйти, но Матеуш попросил ее остаться. Для поддержки, как сказал он.
  Ульяна прибежала очень быстро. Казалось, она только и ждала звонка. Впрочем, возможно, так оно и было.
  -Матеуш! - она радостно бросилась ему на шею. - Как я рада! Мы ведь будем весь день вдвоем, да?
  -Если ты меня выслушаешь, то да, - кивнул он. - Не перебивая и не споря. Согласна?
  -Да!
  -Ульяна. Наши чувства давно определяет клятва. Клятва, а не мы сами. Мы связаны ею по рукам и ногам, и не знаем, что же чувствуем на самом деле.
  -Мы любим друг друга. Это главное! - надула губки Ульяна.
  -А я устал от предначертанности. Я хочу полюбить тебя не потому, что меня заставляет клятва, а потому, что ты - лучшая девушка на свете! Понимаешь, Ульяна? Я хочу полюбить сам, а не по приказу!
  -Разве тогда ты полюбил меня по приказу?
  -Это было десятки жизней назад! Сейчас любовь превратилась в обязанность.
  -Я так не считаю, - поджала губы Ульяна. - Но если ты не хочешь жениться - пожалуйста! Не так уж ты мне и нужен!
  -Лжешь, - твердо сказал Матеуш. - Мы слишком связаны по рукам и ногам. Связаны клятвой, не дающей нам стать счастливыми. Ульяна. Прошу, давай освободим друг друга от нее!
  -Нет! - взвизгнула девушка. - Никогда!
  -Ульяна...
  -Нет! Я люблю тебя! А ты любишь меня! И это никогда не изменится!
  Терико взяла карандаш. Эти двое стояли рядом с ней, позволяя создать любую картину. И художница взялась за наброски.
  Матеуш и Ульяна в одном обрамлении, другом, третьем... Картинка за картинкой сменяли друг друга, падая на землю. Она не слышала, о чем говорят Матеуш и Ульяна. Вырвало Терико из привычного транса тихое всхлипывание.
  Ульяна плакала. Она поднимала с травы листок за листком и плакала все громче.
  -Ты прав, - наконец сказала она. - Взгляни.
  Матеуш взял рисунки. Их было около двух десятков. Тери невольно заинтересовалась: что же такого увидела Ульяна?
  И ахнула, осознав. Если на самом первом рисунке лица этих двоих светились любовью, то на последнем - на последнем были лишь усталость и разочарование. Поначалу это было незаметно, но рисунок за рисунком выражение лиц постепенно менялось. Если раньше пару на бумаге связывала искренняя любовь, то под конец остались усталость и обязанность клятвы.
  -Но я все равно люблю тебя. Наверное... - неуверенно сказала Ульяна Матеушу. - Я... Я не знаю, как мне жить без тебя.
  -Я не предлагаю расстаться! Просто давай попробуем начать сначала. На этот раз без клятв. Пусть я, увидев тебя, пойму - ты нужна мне не из-за данного когда-то обещания, а просто потому, что я не могу без тебя.
  -А если... если ты полюбишь другую?
  -Ты настолько в него не веришь? - поразилась Терико, собирая разбросанные листки. - Думаешь, он с тобой только из-за клятвы?
  -Простите, - вздохнула Ульяна. - Я и не думала, что со стороны это выглядит так... неприглядно. Матеуш. Я возвращаю тебе слово.
  -Ульяна. Я возвращаю тебе слово.
  Терико ждала чего-то особенного, но ничего не менялась. Даже гроза не началась, а ведь ее обещали уже несколько дней.
  Ульяна и Матеуш простились с ней и друг с другом, и разошлись.
  Терико постояла немного у фонтана. Снова взяла в руки карандаш с блокнотом. И принялась рисовать. Фонтан. Парочки. Голубей. Она рисовала все, что только попадалось ей на глаза, и наслаждалась неведомым ранее чувством свободы.
  -Девушка, вы чудесно рисуете! - услышала она в какой-то момент. - Можно купить у вас вот это?
  -Могу подарить! - улыбнулась она симпатичному молодому человеку. Он пристально посмотрел на нее и сказал:
  -Лучше подарите ваше имя! Я - Андреас.
  А через полгода Матеуш и Ульяна пригласили Терико и ее кавалера на свою свадьбу. И на этот раз, как и на нарисованной чуть позже картине Терико, их лица светились счастьем и любовью. Они были свободны. Словно тогда, в самый первый раз, много столетий назад.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"