Медофф Светлана : другие произведения.

"Стальканат-Силур". Вместе мы поднимем все

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Теперь канаты с пластически обжатыми прядями, полимерным покрытием сердечника, плоские резинотросовые канаты для использования в качестве уравновешивающих, с неметаллической прослойкой между прядями - никакой сложности для ПО "Стальканат-Силур" не представляют.

  "Стальканат". Вместе мы поднимем все
  
  "Никогда не будет в мире покоя, пока вы не выколотите патриотизм из человеческого рода", - шутил Бернард Шоу. А если серьезно, нет на свете более сладостного ощущения, чем убедиться, что наши лучшие. ПО "Стальканат-Силур" имеет множество международных сертификатов, наград и дипломов, но одна, пожалуй, наиболее примечательна. Американцы, которые совершенно искренне считают себя самыми-наисамейшими, в 1996 году наградили завод "Факелом Бирмингема" "за выживание предприятия в условиях экономического кризиса". Со дня своего основания в 1806 году завод в Одессе несколько раз переживал разруху и переезды, но это лишь укрепляло его дух. Модернизируя технологии и изменяя ассортимент продукции, он вновь становился в ряд ведущих предприятий города и страны. Исключительно по той причине, что выбирал собственный путь развития. Последний кризис застал предприятие в самый разгар масштабной модернизации производства. Пришлось затянуть пояса и оптимизировать структуру. Год назад ОАО "Стальканат" (Одесса) реорганизовано в частное акционерное общество "Производственное объединение "Стальканат-Силур", которое объявило о своем намерении до 2015 года вложить в развитие производства 160 млн. гривен. Намечена замена оборудования на более эффективное, производительное и безопасное, дающее возможность внедрения новых видов продукции, конкурентоспособных на мировом рынке. Именно этого требует сегодня угольная промышленность - основной потребитель стальных канатов, доля которых в общем объеме производства - ??% ПО и которые являются наиболее ответственным звеном в подъќемном комплексе шахты. Отсюда вытекает необходимость тщательного подхода к выбору заводов-изготовителей, конструкциям канатов, а также к их эксплуатации и контролю после навески. Руководство ПО "Стальканат-Силур" уверено, что без конструктивного диалога с потребителями движение вперед невозможно. Вот уже 10 лет в Одессе под эгидой завода и Международной ассоциации исследователей стальных канатов проходит международная научно-техническая конференция "Производство и эксплуатация стальных канатов - проблемы и решения", где встречаются представители заводов, ведущие ученые отрасли, главные специалисты механических служб угольных шахт и подземных рудников Украины, России и других стран, чтобы обменяться мнениями. Нельзя сказать, что этот путь усеян розами. И не потому, что стороны не хотят прийти к консенсусу. Множество объективных факторов: отсутствие новых ГОСТов и качественного отечественного сырья, неповоротливость бюрократической системы и инертность мышления на местах - тормозят движение. Но ведь дорогу осилит идущий, не так ли?
  В этом году конференция проходила 30 мая-2 июня. Большая часть докладов была посвящена теоретическим исследованиям в области разработки канатов и практическим результатам их внедрения. Гвоздем программы традиционно стала жаркая дискуссия за круглым столом, которая разгорелась между теоретиками и практиками. Красной нитью проходила тема качества отечественных канатов, которые проигрывают импортным в надежности и долговечности, и потому профильное министерство считает экономически целесообразным закупать импортные канаты, особенно для глубоких шахт, что заодно будет стимулировать отечественного производителя. Исполнительный директор МАИСК Валентин Малиновский призвал механиков и представителей ПО "Стальканат-Силур" подтвердить этот постулат или опровергнуть.
  Суть претензий специалистов и экспертов Минэнергоугля и института им. Федорова изложена в Программе "Обеспечение угольных шахт Украины стальными канатами с высокими эксплуатационными свойствами":
  "В шахтных стволах Минэнергоуглепрома Украины в навеске находится 29230 т канатов диаметром 23,5 мм - 58,5 мм всех видов: головных и уравновешивающих мноќгоканатных подъемов, головных барабанных подъемов вертикальќных и наклонных стволов, тормозных, проводниковых и отбойных. Большинство из них - отечественные. В зависимости от соответствия требованиям угольной отрасли и степени освоения канатными заводами Украины ученые разделили их на группы:
  1.Канаты, к которым у эксплуатационников нет претензий (тормозные, прядевые проводниковые, головные канаты наклонных подъемных установок).
  2.Канаты, к которым претензии есть по сроку службы и нестабильности параметров (головные на барабанќных и многоканатных подъемных установках, уравновешивающие).
  3.Канаты, которые заводы Украины не производят (проводниковые канаты закрытой конструкции, длинномерные уравновешивающие канаты больших диаметров).
  4. Канаты подъемов, на которых применение импортных канатов дает заметный экономический эффект за счет значительного увеличения срока службы канатов (головные канаты высоконагруженных грузовых подъемов, головные и уравновешиќвающие канаты глубоких шахт).
  При том что средний срок службы отечественных канатов ниже, чем у импортных, соотношение цена-качество для больќшинства подъемов - в пользу наших. Кроме естественного желания поддержать отечественного производителя, отрасль приќвлекает географическая близость изготовителей, возќможность оперативного решения всех вопросов и готовность украќинских заводов откликаться на срочные запросы шахт.
  Отечественные канаты производятся по нормативной документации на канаты общего назначения. "Канаты стальные. Технические условия. ГОСТ 3241-91". Специальные стандарты, учитывающие специфику и ответственность шахтных канатов, отсутствуют. Технические условия на канаты стальные оцинкованные для шахтќных подъемных машин ТУ-14-4-1444-87, (головные канаты для многоканатных и барабанных машин), разработанные НИИГМ им. М.М. Федорова и институтом ВНИИМЕТИЗ, частично устарели. Действующие стандарты на СК не предусматривают гарантийќных обязательств изготовителей. Кроме того, требования к качеќству канатов, содержащиеся в отраслевых нормативных докуменќтах (ПБ, "Инструкция по эксплуатации стальных канатов в шахтќных стволах") не отражены в нормативной документации изготоќвителей. Так, без учета предложений НИИГМ им. М.М. Федорова по гарантийному сроку и расширенным требованиям к качеству канатов были введены в действие ТУ У 28.7.00191046-009-2003 на оцинкоќванные канаты для шахтных подъемных установок, которые в принципе можно рассматривать как шаг вперед по сравнеќнию с ТУ 14-4-1444-87, хотя требования DIN 21254 в них обеспеќчены еще не в полной мере.
  На практике все еще имеют место отказы, затрудняющие или делающие невозможной эксплуатацию изделия: значительное констќруктивное удлинение канатов в начальный период эксплуатации, западание прядей и осыпание цинкового покрытия при перемотке, навеске и сразу после навески. В соответствии с действующей норќмативной документацией (в отличие от зарубежной) такой отказ как значительное конструктивное удлинение каната после навески не является браковочным признаком и претензии не принимаются".
  По мнению заведующей лабораторией шахтных канатов НИИ Горной механики им. Федорова Валентины Пасюты, удлинение каната после навески опасно при перевозке людей.
  - Заграничные специалисты приезжают, смотрят и поставляют новый канат бесплатно, - отмечает она. - А наши говорят: "Это вы неправильно навесили" и приглашают МакНИИ, нас, но лишь в редких случаях удается добиться, чтобы поставили новый. Так, на шахте "Прогресс" ГП "Торезантрацит" перемотали канат, а конец лежит змейкой. Пригласили заводчан, а они говорят: "Мы не видим здесь ничего ужасного, что может повредить эксплуатации", но работать на нем на большой скорости нельзя. Оформить претензию шахте очень сложно: нужно привлекать институты. Пока не разработаны новые стандарты, нужно обеспечить юридическую поддержку угольных предприятию для возмещения убытков, связанные с поставкой некачественных канатов.
  - Все это в прошлом, - не соглашается замдиректора по продажам в Украине ПО "Стальканат-Силур" Игорь Маслюк, - за последние два года мы не получали претензий. Мы проанализировали претензии, изложенные в прошлогоднем докладе главного механика министерства угля Александра Рубеля, и провели ряд мероприятий по улучшению качества: снижению утонения, падения сечения. Наши специалисты не стоят на месте. Разослали анкеты всем своим потребителям, но, к сожалению, не все откликнулись. Разработали программу посещения шахт, где обсуждаем возникающие проблемы, даем рекомендации.
  - Мы изучали образцы импортных канатов, смотрели, куда идет Европа, - рассказывает директор Одесского филиала ЧАО "ПО "Стальканат-Силур" завод "Стальканат" Николай Пикалов. - По конструкционным особенностям наши канаты не уступают импортным, и если ставить вопрос принципиально, мы сможем сделать канат не хуже "Брайдона" - был бы заказ, но тогда он и стоить будет соответственно. Если мы сейчас берем проволоку по 6 тыс. грн за тонну, то испанская выйдет в 2-3 дороже (доставка, растаможка, оформление).
  В общем-то понятно стремление получать канаты мирового уровня качества по доступным цены. Но мировая практика опровергает реальную достижимость такой цели. В этом лишний раз убедил и доклад представителя фирмы "Брайдон Интернешнл ГмбХ", из ответа которого на вопрос о стоимости канатов стало понятно, что она прямо пропорциональна сроку эксплуатации. Вспоминается крылатая фраза: имею желание купить автомобиль, но не имею возможности, имею возможность купить козу, но не имею желания. Почему же мы хотим купить автомобиль по цене козы и потом удивляемся, что он не похож на мерседес?
  - На Европу ориентироваться полезно, но лишь для того, чтоб у себя сделать не хуже, - уверен Пикалов. - Так, у них в канате сердечник с полимерным покрытием. Пока на заводе нет такой установки, но рядом - "Одессакабель", где она есть, и для КЖРК мы сделали сердечники с полимерным покрытием. Шахта "Комсомолец Донбасса", "Павлоградуголь" откликаются на все новшества. Когда мы изменили технологию изготовления сердечника, они первыми испытали. "Красноармейская-Западная" брала импортные канаты, теперь заинтересовалась нашими. Заграница нам не поможет. Я бывал в Иране, предлагал свою продукцию. Казалось бы, на нефти шейхи сидят, деньги есть... Они закупили импортное оборудование - подъемный кран, в паспорте - казаровский канат: его стоимость с учетом пошлин - 70 % цены крана. Они плакали: помогите, сделайте аналог.
  - Сделали?
  - Да. И тем не менее министерство рекомендует покупать импортные канаты.
  - Мы настаиваем на импортных канатах только для глубоких стволов более 1000 м, - возражают ученые. - В вертикальном подвесе большой длины собственный вес каната вызывает его кручение даже при закрепленных от вращения концах. При этом верхняя половина каната раскручивается, а нижняя, наоборот закручивается. В средней части отвеса канат просто вращается без деформации кручения. Указанное явление кручения каната играет отрицательную роль, т.к. приводит к существенной перегрузке одних элементов каната и разгрузке, и даже осевому сжатию других элементов. Например, по этой причине в эксплуатации были случаи обрыва металлического сердечника в верхней части каната и его сжатия и выпучивания в нижней части у прицепного сосуда. В любом случае, это явление приводит к уменьшению технического ресурса каната. Чем глубже шахта, тем острее описанная проблема.
  - Да, но проблема не в том, что мы не можем делать канаты для глубоких стволов,- уверяет Пикалов. - Технически вопрос решен, он не решен организационно. Специалистами завода разработаны ТУ на трехслойные некрутящиеся уравновеќшивающие канаты с металлическим сердечником, так называемые адаптированные - к условиям конкретной шахты. Если будут покупать эти канаты, мы готовы их делать.
  - Чем обусловлены претензии к качеству канатов и почему они заводом не принимаются?
  - Качество каната на 30% определяет состояние оборудования и человеческий фактор (братья славяне везде одинаковые, хоть в шахте, хоть на заводе). 70% проблем - от качества сырья. Если нет раскатанных пузырей, неметаллических включений, заусенцев, то проволока получается нормальная. Естественно, у всех на слуху хорошие отзывы шахтеров об импортных производителях. Но ведь у них другая сырьевая база. Мы покупаем катанку у украинских производителей: Макеевского и Криворожского метзаводов, а "Брайдон", естественно, нет. Сегодня идут переговоры с молдавским заводом в Рыбнице, это не Европа, но завод моложе донбасских. Пробные поставки будут в июле.
  - Была информация, что вы отказались от криворожской катанки.
  - Она идет под низкоуглеродистую проволоку и сварочную. Отказались от высокоуглеродистой, потому что там малые бунты и потом большое количество сварок на проволоке. Это ведет к обрывам канатов.
  - Как проверяется качество?
  - Перед запуском в производство из каждой тонной катушки берется образец на проверку (вес шпули 100 кг). Шпуля, которая оборвала два раза, выкидывается из машины вовсе - отстраняется в изолятор - значит, с ней что-то не так. Может, это несовременный метод, зато надежный.
  - А с чем связаны претензии по качеству оцинкования?
  - Мы и так для шахт подстраховываемся: кладем больше цинка в канаты по ГОСТу группа Ж - жесткие условия эксплуатации. Я не знаю ни одного случая, чтобы из-за нашего каната произошла авария. Если требуется помощь, мы всегда готовы ее оказать.
  Валентина Пасюта не отрицает, что заводчане проблемам угольной отрасли сопереживают и в случае аварии быстро откликаются:
  - Если останавливается подъем, все зависит от них. Правила технической эксплуатации шахты говорят, что каждый подъем должен иметь запас канатов, но от недостатка финансирования это нереально. При переходе к собственнику ситуация должна меняться. Объясняйте это инвесторам, - обратилась она к механикам.
  - Инвестор тоже должен быть грамотным, - вмешался Игорь Маслюк. -
  К примеру, на "Свердловантраците" произошла абсурдная история. Инвестор в лице ДТЭК получил заявку с шахты на канат диам. 46,5, ГОСТ 7068, 4 конца, продублировал ее на завод: завод изготовил их смазанными, а когда привезли на шахту, оказалось, что они нужны несмазанными, потому что это навеска, и их нужно было делать по ТУ, ибо что нужен разбег по разрыву не более 5%. Это произошло потому, что в цепочке механик-инвестор-завод потеряна связь.
  - Не очень-то с нами инвестор советуется, - сетуют механики...
  - Надо подготовить инструкцию, как заказывать канаты, - обещает Пасюта.
  Олег Фролов, зам директора по продажам за рубежом считает, что во избежание эксцессов с инвесторами, нужно, чтобы все спецификации проходили через механиков и они их сами подписывали.
  - От механиков очень зависит, как эксплуатируется то или иное оборудование, - уверен Олег Павлович, знающий об этой профессии не понаслышке и считающий себя учеником А.В. Рубеля. -Это особый сорт специалистов, им косность противопоказана. - Смотрю как-то заказ из Красного Луча, шахта "Княгининская": разрывная группа 180. Почему? Да так наши деды заказывали. Я беру отчет по технике наладки, считаю: там хватит 140-160. Канат мягче и работает лучше, не так трещит. В "Донецкугле" был механик Жебеленко, ныне покойный. Он в один присест перевел все светлые канаты на оцинкованные группы Ж, они стали ходить в два раза дольше. На шахте им. Бажанова были проводниковые канаты закрытой конструкции на скиповом стволе, очень дорогие. Теперь перешли на ГОСТ 7669, отлично ходят.
  
  Обсуждение продолжилось на заводе "Стальканат", специалисты которого ознакомили с технологией производства канатов и более подробно рассказали о программе модернизации технологических процессов.
  - Постоянная борьба за качество держит коллектив в здоровом творческом напряжении, не дает расслабляться, - рассказывает Игорь Маслюк. - Предприятие на протяжении последних пяти лет стабильно развивается. Объемы производства за последние два с половиной года выросли от трех до шести тысяч тонн метизов в месяц. При этом рост производительности труда ежегодно составляет почти 20%. Сейчас завод ориентирован на самую сложную реконструкцию за всю свою историю. Ее цель - обновить завод на 90%, сохранив объемы и сортамент выпускаемой продукции, что даст серьезное снижение затрат на производство и повышение уровня качества. Это квинтэссенция нашей стратегии, продуманное, поступательное движение вперед. В итоге мы получим самый современный завод четвертого передела из тех, что есть в Украине и СНГ. А это другая конкурентная среда на экспортных рынках и возможность перейти в другой класс производителей.
  В середине 2005 года после капитального ремонта введен в эксплуатацию агрегат патентирования (термообработки проволоки и подготовки ее к волочению), в котором производится нагрев проволоки до 900-950 градусов, изотермическая закалка, охлаждение, травление, промывка, нанесение слоя буры и последующая сушка. В процессе используется современный электролитный способ удаления окалины, чем обеспечивается повышение качества заготовки и улучшение условий труда рабочих. Агрегат стал новым словом в методике производства проволоки, что обеспечило серьезный качественный прорыв продукции: увеличение прочности. Наиболее важным является то, что агрегат создан на предприятии собственными силами.
  Экскурсию по заводу проводит Николай Алексеевич Пикалов:
  - В период кризиса мы оптимизировали производственные мощности и объединили в один цех: заезжает в ворота катанка и выезжают готовые канаты. Все делается под наблюдением одного техотдела, одного начальника цеха - Мальцева Юрия Владимировича. Он, кстати, бывший шахтер из Макеевки. Приехал на курорт и остался. Благодаря закалке, которую он прошел в Донбассе, и шахтерскому характеру держит все в порядке.
  - Цех экономически сбалансирован, - говорит Юрий Мальцев. - Рабочие прошли жесткий отбор, реорганизация позволила сохранить костяк. Может, стало тяжелее работать, но зато получают больше. Канатчик - 3,5 тысячи, волочильщик - 3700, калильщик на термообработке - 4 тысячи.
  - Непрерывно работают волочильный и термический участки, два канатных - посменно, - продолжает Николай Алексеевич, - 15мм-78мм оборудование не закупалось с 1980 года. 36-шпульные машины, которые делают канаты по ГОСТ 6768, 6769, еще старее - 1960 год. Да, наследие советское, но мы говорим об этих машинах с благодарностью, ибо они еще лет 20 проработают.
  Горняков не удивишь стационарами-ветеранами: в шахтах при хорошем уходе и не такие старые клячи пыхтят - вот-вот 100 лет! И приятно слышать, как директор нежно их называет:
  - Вот две "Чаечки" 42 и 41 года выпуска. Получаю удовольствие, когда смотрю, как они работают. Зачем покупать новое, если можно модернизировать старое. С августа прошлого года мы осваиваем производство канатов с пластически обжатыми прядями - то, что мы видели и у "Брайдона", и у "Казара". 350 тыс. грн вложили в машину 1960 года выпуска мощностью 200 т в месяц, которая периодически ломалась в силу возраста. Сегодня ее не узнать, она пережила масштабную реконструкцию: ее разобрали до анкеров, всю кинематику переделали, вал трансмиссионный убрали. Модернизация и расчеты сделаны специалистами завода. Есть у нас свои Кулибины: главный инженер Петр Иванович Заика, главный механик Олег Николаевич Матвеев и электронщик Козин. Процесс переведен на частотное регулирование, электронное управление длиной шагов свивки. На компьютере просчитано, смоделировано, насколько увеличится массовая доля металла, если ее уплотнить и придать проволоке плоскую форму. Если с торца посмотреть на обычный канат, то проволочки касаются друг друга точками, между ними - воздух и потому основная причина выхода из строя каната - ржавление, истирание внутренних проволок, отсюда потеря сечения (они ведь не в серванте висят), а в пластически обжатых- обжатие ключевое слово - проволочки прижаты друг к другу, зазоры минимальные и структура пряди плотнее. Работоспособность каната в 1,5 раза выше. Срок службы тоже.
  - И шахтное оборудование тоже меньше изнашивается, потому что пластически обжатый канат (ПК) опирается на шкив многими точками - добавляет Олег Фролов, заместитель директора по продажам за рубежом. - Завод "Стальканат" вот уже лет 20 делает такие канаты, но до 20 мм - для землеройных машин. Наиболее эффективно применение канатов типа ПК в условиях повышенного износа и тяжелых режимов работы - в шахтном наклонном подъеме, например. Первые канаты сделали в октябре для шахты "Партизанской" ГП "Антрацит" 37 мм на наклонный подъем.
  - Когда они будут массово выпускаться для угольной промышленности?
  - Как только мы получим заказ, - отвечает Николай Пикалов. - Под канаты ПК разработаны ТУ У 28.7-26209430-033:2005, а ГОСТа пока нет. Без механиков новшества не пойдут. У них есть паспорт на подъемную машину, там забит ГОСТ 7668. Если механик смелый, захочет что-то изменить, попробовать новое, ему нужно иметь еще и терпение: аналоговый канат должен пройти экспертизы: МакНИИ, Федорова, промышленные испытания... Это время, а шахтерам, как правило, надо сейчас. А ведь полный цикл производства светлого каната - 7-8 дней, оцинкованного - две недели. К тому же руководство может сказать механику: не лезь, работай как раньше.
  По мнению главного механика ГП "Антрацит" Владимира Денисюка, механик может доказать необходимость покупки того или иного каната. Было бы желание.
  - Я рассчитал: канаты фирмы Брайтон стоят в три раза дороже, и должны отслужить шесть лет прежде чем они себя окупят. Теми, что работают на "Комсомолке", я доволен, и головные заказал в Харцызске. Если до этого скиповой канат отслужил год и семь месяцев, и футеровку меняли раз в 40 дней (а это 100-150 тысяч плюс потеря добычи, простой), то эти канаты - порядка 300 циклов в сутки - отслужили 2 года 4 месяца (на импортной смазке). Удорожание на 12% дало прибавку в сроке службы на 40% и 300 тысяч экономии в деньгах.
  "А с Брайтона приедут, посчитают, через полгода пришлют канат", "А еще каждые полгода будешь приглашать экспертов и отстегивать", - добавляют механики.
  - Я не хочу их канаты на головные, - продолжает Денисюк. - Можно купить хорошую импортную машину, выгнать ее на наши дороги, разбить и сказать - она дерьмо. Можно купить импортные канаты, поставить их в жуткие условия на "Комсомольской", где исходящий ствол, большое количество абразива, но зачем?
  - Сейчас отечественные канаты гораздо лучше по сравнению с теми, что были 5 лет назад, - вступает в разговор главный механик ГП "Первомайскуголь" Сергей Слетов. - Оборудование должно быть наше, как и сельхозпродукты. Зачем нам поддерживать Германию, которая ликвидировала свою угольную промышленность.
  С ним согласен и главный механик ГП "Луганскуголь" Анатолий Егоров:
  - Я два года назад перешел на оцинкованные канаты "Силур", поражений не имею. Нам нужно делать ставку на отечественного производителя. Ни одна зарубежная компания не выдержит нас. У нас ведь гораздо больше сбоев. Финансовых, например. Сегодня два каната лежат на заводе, а я не могу их выкупить.
  - Мы готовы по первому зову прибыть на шахту. Либо мы будем работать сообща, либо надеяться, что Германия и Англия нам помогут. У нас был пример, когда вместо двух недель простоя подъема, мы ремонт провели за смену, и после этого канат еще два года отходил.
  
  Конференция приняла решения, главное из которых: должна быть непрерывная пульсирующая связь механиков с заводом, и каждый подъем должен быть оснащен канатом сделанным именно для этого подъема. Ибо теперь канаты с пластически обжатыми прядями, полимерным покрытием сердечника, плоские резинотросовые канаты для использования в качестве уравновешивающих, с неметаллической прослойкой между прядями - никакой сложности для ПО "Стальканат-Силур" не представляют.
  
  Светлана Медофф
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"