Машину я мою два раза в год. Перед сменой резины. Еле-еле договорилась, и меня пустили до начала основного рабочего дня... Сжалились, так сказать. Я сидела около мойки на самодельной лавочке и ждала. Утро не было жарким.
Мысленно расправив все имеющиеся в арсенале "солнечные батареи", я старалась согреться под лучами звезды по имени Солнце.
Вдруг, откуда ни возьмись, ко мне подходит кто-то и протягивает другую звезду, поменьше. Макет. По советски-красный. И спрашивает, не могу ли я узнать тут себя... Я погружаюсь в рассматривание круглых фотографий на лучах и - !!! - вижу на верхнем свою детскую мордашку... Медленно перевожу взгляд на другой луч, потом на подошедшего...
- Слава?!? Ты???
- Я...
- Господи, да неужели... Как же я рада тебя видеть!!!
- Вот...
- А я так давно тебя ищу...
- А я вот... Собирался в гараж и на дачу... Смотрю-ты... Побоялся подойти, поехал домой сначала... Взял звезду вот дома... Потом назад... Я думал, может уехала уже... Но нет, смотрю, сидишь... Я ведь еще десять минут в машине сидел, подойти к тебе боялся...
- !!! Почему??
- Ну, мало ли... Я же не знал, как ты отреагируешь... Люди разные...
- Да как же можно бояться, как же ты подумать мог...
- Ну вот так... Я ведь не такой... Я мало с людьми то схожусь. Я бы к другому кому и не подошел бы вовсе...
- Что значит "не такой"?? Разве это плохо, вот так подойти...
- Ну, может не захочешь ты говорить со мной... Я вот сидел-сидел в машине, потом вот набрался смелости... и подошел...
- Славик... Какой ты молодец... Ведь сколько лет то прошло - ни слуху ни духу... Света Фомина только вот тебя видела, рассказывала мне немного...
- Да, мы встречались с ней часто во дворе... Я тоже знаю, что дети у тебя, семья... И от нее... И видел...
- Где??
- Ну вот... в сетях...
- Так ты там бываешь?
- Ну...
- Так это ты все же там был?? А что же не ответил?
- Ну, я же тебе говорю, не такой я...
- Не такой, да не такой... Ладно, рассказывай давай, как сам? Как живешь?
- Ну как...
...
Славик был самым симпатичным мальчиком в нашем классе. Все, как в классическом советском фильме - пшеничного цвета волосы, веснушки, загорелый нос и озорной характер. Как и в классическом кино, нас посадили однажды вместе... В классе, наверное, во втором или третьем. Меня, отличницу, которая держала руки не просто планочкой на парте, а на весу... И его. Смышленого паренька, которому было лень учиться, потому что он с детства мечтал о деревне и карьере тракториста. Задачей Славика было повысить успеваемость, и он искренне стремился к этой цели, педантично списывая у меня все подряд. Если он сидел слева - ему было удобно. Если он сидел справа - то в момент списывания он поднимал мою руку от тетради, смотрел и потом опускал назад. Прямо вот на середине како-го нибудь слова, которое я писала. Я так к этому привыкла, что почти не ругалась. И, уж конечно, не обижалась, если он вдруг среди сложных задач находил в моих работах ошибки на уровне 2+3=6. Мы составляли отличную команду, и симбиоз нарушался только во время перемен, когда в порыве боевых схваток я опрокидывала его в проход вместе со стулом. Как этот мальчишка, который на всех физкультурах подтягивался больше всех остальных парней (я точно знаю, потому что следила и считала) позволял девочке, освобожденной от физкультуры его опрокидывать - не знаю. Но у меня получалось. Он хохотал, и взамен, конечно, с парты летели мои вещи, пеналы и тетради, трепалась прическа, развязывались ленты и рвались тонкие кружева на манжетах, но все это было как-то очень беззлобно и добродушно. Правду сказать, не так уж часто мы и дрались, потому что по сравнению с остальными вели себя... более стеснительно.
В нашем классе яркие проявления чувств выражались по-разному. Если не считать одного второгодника, недолго побывшего в нашем "Втором Гэ", силой прижимавшего меня к парте и фломастером писавшего мне же на лбу "я тебя люблю", отношения между мальчиками и девочками были уважительные. Основные чувства проявлялись вечерами во время прогулок. Кто-то придумал игру, когда девочки прячутся по всему району, а мальчики их ищут... Нашел девочку - веди под деревянную горку около школы, в общий "штаб". Когда всех находили - наступала "расплата". Кто какую девочку нашел - тот ту и целовал. В щеку конечно, уж не знаю что вы там подумали... Я про эту игру не сразу узнала, потому что все происходило зимой, в темноте, часов после девятнадцати. Я обычно в это время уже сидела дома и ко сну готовилась. Однажды, совершенно неожиданно, Славик зашел за мной, и на глазах у сестры и мамы... позвал гулять. Я так была удивлена и смущена, что резко отказала. Но позже, обдумав свое "Так поздно? - Ни за что!" смягчилась, и уже по договоренности выходила гулять сама. И не пожалела - прогулки всегда были интересными. В процессе игры выяснялись все симпатии и антипатии, ревности и соперничества внутри коллектива. Мальчики пыхтели и проявляли смекалку и быстроту, а девочки, не будь они девочки, пытались искусно маневрировать возможностью себя найти тем или иным человеком. И дух захватывало так, что до сих пор при воспоминании сердце бьется...
Еще одним способом проявления чувств был поход в кино всем классом. Это было достаточно часто. Под покровом темноты в зале, мальчики менялись местами, явно и неявно подкрадываясь к нужным девочкам поближе. И потом сбоку норовили поцеловать, тоже совершенно неожиданно. Кто-то потом получал по лбу, кто-то, возможно - не получал. На фоне интереснейших сюжетов про пана Кляксу и вот таких вот поцелуев, время пролетало незаметно и очень эффективно. Неизвестность и темнота добавляли масла в огонь страстей, а подведение итогов вызывало множество последующих разговоров и обсуждений между девочками, кто кого в классе любит и как сильно.
Не все было просто. Например, от Славика за всю жизнь я получила один поцелуй, а Светка М. (тоже отличница) - как минимум, три. Славик вообще не гнался за количеством, как остальные ребята, и вел себя достаточно сдержанно. Однако, он несколько раз подсаживался рядом, и у нас шла борьба за обладание подлокотником сидения. Несколько раз эта борьба кончалась тем, что моя рука оказывалась снизу, а его - сверху моей. Сидеть вот так вот рука под рукой было на столько волнительно и приятно, что невозможно было пошевелиться. И одновременно в душе такое разливалось тепло, что нельзя его было сравнить ни с интересным кино, ни с поцелуями...
С включением света всё снова становилось на свои места. Независимость и сдержанность чувств брали верх, и мы продолжали жить и учиться.
Сколько лет мы сидели вместе... Шесть? Мы взрослели, класс вокруг гудел. Нас перестали сажать по указке учителя, каждое первое сентября мы сами столбили за собой свои места. Однажды на мое место уселся Димка. Будучи другом Славика, он решил восстановить общий порядок дел, и сесть так, как подсказывает мужская солидарность. Не желая расставаться со своим любимым местом - второй ряд, вторая парта - я упорно стояла рядом и ждала. Я не претендовала на соседа, и предлагала друзьям расположиться вместе где-то позади, но никто не хотел уходить. В итоге учитель отправил Димку на другой ряд, а я заняла свое законное место. Славик за Димкой почему-то не пошел, и мы вот так и остались сидеть "парочкой" на фоне всего остального класса. Но не как парочка, а просто как любители второй парты во втором ряду.
- В тебя влюблены несколько девочек в классе, - независимым тоном сообщала я соседу. - Одна из них собирается тебе сегодня позвонить...
- Да ладно - смущался он. - Математику дашь списать?
- Ты мне обложку какую-то обещал для тетради, принес?
- Завтра принесу.
...
Редкая обложка для тетради из очень плотного полиэтилена до сих пор хранится у меня, защищая мою любимую тетрадь с теорией и схемами вышивки. Внутри тетради лежит еще одна реликвия - надувная бомбочка его изготовления.
С 8 класса школы и по весну 2021 года я его не видела ни разу. Время летело, пережито было столько, что не уместилось бы в "Войну и Мир". Несколько раз я западала на мальчиков с пшеничным цветом волос и загорелым носом, образы в памяти двоились, прежние ощущения казались выдумкой. Я даже нашла фотографию собственного мужа в детстве, где челка, цвет волос и выражение мордашки были почти точь-в-точь... И карты почти совпали... Но в течение 30 лет мне иногда снился кто-то другой. Он сидел рядом, иногда держал за руку, и от него шла такая волна тепла и покоя, и почти отеческая забота, которую невозможно было ни с чем перепутать. Я не видела толком его, и он был скорее ребенком, чем взрослым, как и я сама. И я всегда знала, что это Славик. И после пробуждения мне так хотелось найти его и узнать - как он?? Где?
...
Мы просидели на лавочке минут 30, потом меня позвали за машиной. Мы обменялись телефонами и разбежались кто куда по своим делам. Но теперь я знаю наверняка, что Славик жив и здоров, что у него в памяти остались наши школьные дни и наша с ним история. Что она была настоящей, и не была моей фантазией. И что она была намного важнее, чем поцелуи для Светки М... (он их, оказывается, вообще не помнит). И что эта история, судя по взгляду и немногословному признанию, важна и дорога ему до сих пор, хотя мы теперь совершенно стали другие.
Я всем сердцем благодарна Славику за его подвиг в преодолении своей неуверенности. Его появление - это был такой значимый для меня подарок, как будто звезда с загаданным желанием прямо с неба на колени упала... Благодаря необычному поступку и привезенной звезде, кроме той детской истории у меня теперь есть еще другая. Взрослая.
Я очень желаю своему Славику самых добрых людей и событий. И буду просить Бога, чтоб он помог этому человеку быть счастливым. И буду видеть его иногда во сне. Почти ребёнком...
В заключение я прошу всех-всех: если у вас для кого-то есть в запасе звезды, НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ИХ ДАРИТЬ! Это так важно... И совсем не стыдно. Вполне вероятно, что это кому-то очень нужно. И даже лучше поздно, чем никогда. Возможно, это будет как раз самое подходящее время.
__
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
1914, Владимир М.
__
2022 г, опубликовано с согласия героев. Все права защищены.