Мейланов Вазиф Сиражутдинович : другие произведения.

Власть укрылась за кремлевкой стеной

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Почему, вообще, легко своротить Россию на прежний рабский строй жизни? (Я называю рабским строй жизни, в котором население ни индивидуально, ни объединениями, пусть и очень маленькими, не контролирует официальные органы власти, не принуждает власть соблюдать законы, подвергая саму власть уголовному преследованию за нарушение ею базовых законов общества.) Потому что законы изменились, а люди не изменились. А если изменились, то не настолько, насколько рассчитывали наши недалекие демократы.


Власть укрылась за кремлевской стеной

   Власть укрылась за кремлевской стеной и не сообщается ни с народом России, ни с мировым сообществом. Идеи, мнения (читай - философии), указания причин нынешнего состояния страны, указания того, что надо делать - все попадает больным, запутавшимся, сбитым с толку людям и остается без ответа, без сотрудничества власти со спасительными силами общества.
   Да и не может нынешняя власть понять, оценить то, что ей предлагают. Власть, назначающая генералом Михайлова (бывшего пресс-секретаря министерства обороны): но он же окончательно, навсегда сбитый с толку человек (что он там говорил во время операции в селе Первомайском!!), его надо лечить, а его перебрасывают с минобороны в министерство по борьбе с наркотиками, Михайлов и там нашел кого щемить - ветеринаров... - это уже не власть, это диагноз.
   Нам нужна качественно иная власть, нам нужна власть, функционирующая в открытом диалоге с обществом, отвечающая на любую публичную критику власти, на любое публичное обвинения в ее адрес.
  
   Ищите истину и найдете благосостояние
   "Вся история новаго общества совершается в области мнения. Следовательно, здесь настоящее воспитание. Новое общество, основанное на этом начале, двигалось вперед только мыслию. Выгоды всегда следовали за идеями, но никогда им не предшествовали. Мнения раждали выгоды, но выгоды никогда не раждали мнений. Все успехи Запада, в сущности, были успехи нравственные. Искали истины и нашли благосостояние." П.Я. Чаадаев. Т.1. Стр. 668.
   "Французские просветители XVIII века твердо верили в силу разума и не менее твердо были убеждены в том, что "мнения правят миром", т.-е., что ход развития идей определяет собою ход общественного развития. Потрясающие события конца XVIII и начала XIX столетий подорвали веру в силу "разума", и люди наиболее вдумчивые стали приходить к тому убеждению, что ход развития идей не определяет собою ход общественного развития, а, наоборот, сам определяется им." (Г.В. Плеханов. Белинский.- Государственное Издательство, 1923 г. - Петроград, с. 7.)
   Я согласен с тем, что ход общественного развития влияет на ход развития идей, но не согласен с тем, что он его определяет. Ход общественного развития сам состоит, в том числе, и из идей, мнений, проверяемых пробой жить по ним. Но ведущим, активным началом общественного развития является мнение. Сама коррекция идей, в связи с ходом общественного развития, определяется тоже мнением, субъективной глубиной человеческих пониманий. Миром правят человеческие понимания и мнения.
   Для меня это очевидно и на примере истории XVIII, XIX и XX веков.
   Рассуждение Плеханова порождает вопрос: если ход истории не определяется мнениями, то чем же он определяется?
   Плеханов отвечает: "По Гегелю, далеко не все существующее было действительно. Он говорил: "Действительность выше существования. Действительно только то, что необходимо. А необходимо, в последнем счете, именно только вечное движение вперед "всемирного духа". Своей "кротовой" работой "всемирный дух" подрывает существующий порядок; превращает его в форму, лишенную всякого "действительного" содержания, и делает необходимым появление нового порядка, роковым образом сталкивающегося со старым". (Там же, с. 9).
   По Гегелю на вопрос человека, что делать, должен был следовать ответ: спросите у "всемирного духа". Маркс и марксисты считали свое понимание действительности, свою деятельность, классовую мораль движением вперед "всемирного духа". Это было их мнение, и это ошибочное, но мнение правило Россией целое столетие. Мнение, понимание, общественная мораль - субъективные факторы истории. Мнения, понимания текущей действительности могут быть поверхностны, далеки от объективности, потому человечеству и нужна свобода мысли и слова. Сегодня ход общественного развития зависит от мнений граждан, от общественного мнения больше, сильнее, чем когда бы то ни было.
   Устойчивость, выживаемость человечества стоит на процедуре обсуждения мнений и пониманий, включении в обсуждение наибольшего числа независимых мыслителей, конкурирующих и с другими мыслителями, и с общественными мнениями.
   Устойчивость и выживаемость - это вовсе не стабильность мнений, независимо от данных, противоречащих этим мнениям. Наоборот: народам и человечеству в целом необходимо много быстрее поворачиваться - вовремя отходить от мнений и способов действий, доказанно ошибочных и держащихся на инерции обывательского сознания.
  
   Модель банки наполненной энергией
   13 декабря 1990 года в дискуссии на Дагестанском телевидении я предложил модель нашей советской жизни:
   "Модель банки наполненной энергией. Мы к ночи приходим с неразлитой банкой, с неиспользованной энергией, а за ночь количество энергии не увеличивается: в банку нельзя налить больше ее объема. Западный человек ежедневно опустошает банку: тратит скрытые в нем возможности на созидание полезного обществу, за ночь банка наполняется снова и снова тратится днем. У нас банка не опустошается и не наполняется заново - мы так и живем со способностями, которые не реализуются". (Опубликовано в газете "Другое небо", N1, 20 марта 1991 года).
   Так вот: при прошлом режиме запрещалось тратить энергию из банки. При нынешнем режиме тратить энергию разрешают, но не дают энергии попасть в банку - путины и кудрины все деньги, все резервуары энергии держат в Центральной Банке.
   Российское государство всегда боялось самодеятельности населения. Но без самодеятельности человека и обществу не жить. А для самодеятельности нужно, чтобы в банке было достаточно налито, а там банка сама наладится себя наполнять. Сегодня самостоятельно работающие люди уклоняются от налогов, ибо налоги идут паразитам, налоги опустошают банку: отдал налоги - не на чем работать. Боги дали нам нефть, газ, алюминий, золото, никель, железо, марганец, лес, уголь - природные ресурсы, являющиеся достоянием всего общества. Но сегодня, как и вчера, при коммунизме, "принадлежит всем", значит, принадлежит чиновникам, и только потом, по решению хозяина-чиновника - (Путина, Кудрина, Артюхова) - Ходорковскому, Абрамовичу, Потанину, Дерипаске.
   Получается, что это Путин и Кудрин не дают обществу жить, это Путин и Кудрин морят народ голодом, распоряжаясь нашими деньгами без спросу у нас.
   Прошло более ста лет, и все так же актуальны слова Б.Н. Чичерина (сказанные не позже 1904 года):
   "Старая Россия была крепостная, и все материалы здания были страдательными орудиями в руках мастера; нынешняя Россия - свободная, а от свободных людей требуется собственная инициатива и самодеятельность. Без общественной самодеятельности все преобразования прошедшего царствования не имеют смысла. Мы по собственному почину должны сомкнуть свои ряды против врагов общественного порядка". (Цитирую по статье Эйдельмана "Революция сверху в России", "Наука и жизнь", 1989 г., N3, стр. 101-102).
   Россия не преодолевает пагубной бесконечности, а все глубже втягивается в ловушку дурной бесконечности.
  
   Безумный рыбак
   Заповеди ветшают? Да не ветшают!.. а превращаются в механизм с маниакальным усердием разрушающий жизнь.
   В конце 70-х Центральное телевидение в новостной программе дало 15-ти секундный сюжет: в витрине одного из московских магазинов был выставлен механический рыбак, бесконечно закидывающий удочку и вытаскивающий ее с пойманной рыбкой, но что-то сбилось в механизме, и, пока не приехала бригада ремонтеров, безумный рыбак разъезжал по всей витрине, громя ее на потеху зевакам.
   Аксиома распределения правящим сословием всех (и общественных, и частных) ресурсов общества губит страну, а общество все дивится, смотря со стороны, как с ума сошедший механизм крушит общество.
   Мы, вроде, хотели создать гражданское общество. Но это значит, что мы хотели быть со-управляющими обществом, со-авторами его планов. Это, в свою очередь, значит, что мы все хотим быть обсуждателями и поправителями правительственных программ. Но как же это возможно, если общество не освободилось от внутреннего барьера, от пут заповеди "каждая душа да будет покорна высшим властям", от холопских восторгов Алексея Пушкова: "мы "царская" нация!.. "царская"!"
   Механизмом коррекции обществом планов, программ и законов является свобода слова, свобода доступа к информации... Но ведь сегодня правительство препятствует и свободе слова и свободе получения информации о служебной деятельности государственных служащих. А общество все глазеет со стороны как безумный Дадон со смешной серьезностью раздает ценные указания "тщательно разобраться в максимально короткий срок и доложить".
   С таким управлением дредноут только то и будет делать, что налетать на айсберги.
  
   Связь с провинциальным обществом
   Связь Путина с провинцией - исключительно через начальников провинций. Дагестан для Путина - это Магомедов, Амиров и ... Махачев.
   Вот она - пагубная вертикаль власти: он не имеет связи с людьми иной природы: с людьми авансируемого (т.е. пока не оплачиваемого) труда, труда не пересекающегося с трудами официальной власти, труда, имеющего целью изменение внутренних, для себя, правил людей объяснением, убеждением, примером.
  
   Как Чукотка для Абрамовича
   У нас демократы не демократичны. Москва не умеет выбирать, Москва не должна выбирать, у Москвы другие проблемы - не наши, Москва отдельное государство, для нее Россия, как Чукотка для Абрамовича.
   Да и всей власти до народа, как Абрамовичу до Чукотки.
  
   Телевидение держит в немоте регионы
   Телевидение держит в немоте регионы. "Нам от вас нужны только спорт, искусство и чрезвычайные происшествия" - таковы установки НТВ и 1-го канала своим специальным корреспондентам в Дагестане. Мне это говорят орденоносные корреспонденты этих каналов в Дагестане.
  
   Потому что законы изменились, а люди не изменились
   Почему, вообще, легко своротить Россию на прежний рабский строй жизни? (Я называю рабским строй жизни, в котором население ни индивидуально, ни объединениями, пусть и очень маленькими, не контролирует официальные органы власти, не принуждает власть соблюдать законы, подвергая саму власть уголовному преследованию за нарушение ею базовых законов общества.)
   Потому что законы изменились, а люди не изменились. А если изменились, то не настолько, насколько рассчитывали наши недалекие демократы.
   Законы изменились, а люди не изменились. И потому законы дают неожиданные для гайдаров и пост-гайдаров результаты.
   Россия в трудном положении, потому что во франциях, америках, англиях и германиях сначала изменился народ, изменилась религия, изменилось самосознание людей (они осознали себя господами), изменилась, соответственно, мораль, и только потом мораль кодифицировалась в законах.
   У нас законы списаны с франций-америк, а люди у нас несколько иные. И получается такая штука: в их формулы, рассчитанные на их значения, мы подставляем наши воровитые значения, и формула честно дает нам результат отличный от европейского, южнокорейского, кенийского...
   - Какие формулы вы имеете ввиду?
   - Я имею ввиду европейские формулы свободы печати, независимого журнализма, свободных выборов глав исполнительной власти и представительной законодательной власти, независимого суда, бескорыстного правозащитничества.
  
   Как же изменить общество?
   "Меняться надо в старых структурах и только потом, изменившись, менять общественный строй", - говорил я в Народном собрании Дагестана и писал в газете "Взгляд" в 1991 году. Это верно, но сразу проблема: в старых структурах меняются и живут не как все - единицы. Потому что большинство принимает существующий строй как данность, которая от каждого отдельного человека не зависит. Большинство принимает политический строй без обсуждения, как без обсуждения и осуждения принимает погоду: "такие дела от нас не зависят".
   Как же, при малом количестве измененных, изменить общество? Не просто. Я вижу только один путь - проповедью новых пониманий, проповедью новой общественной морали и личным примером другой жизни.
  
   Облеченные правами, но не смеющие ими пользоваться
   Беда русской государственности и российского общества в одном пороке жителей России: они и сегодня на работе не пользуются правами, которые по закону, по служебной инструкции принадлежат им и только им. Они позволяют начальству указывать как решать уже и в вопросах, отнесенных исключительно к их компетенции. Российский человек безропотно подчиняется устному совету и уж тем более просьбе начальника и ставит под навязанным ему решением свою подпись. Тут дело не только в недостатке чувства собственного достоинства, тут дело еще и в другом: он не гражданин: он не берет на себя ответственности за политическую погоду в стране.
   По совету начальства решают и судьи (им не очень и надо открытым текстом указывать - они люди грамотные и легко угадывают желания начальства), да и все остальные: учителя в школах, преподаватели в вузах... да все работающие в государственных учреждениях. Облеченные правами, но не смеющие ими пользоваться без оглядки на начальство, не смеющие руководствоваться только своим представлением о деле и своими правилами морали. Какая уж тут "собственная инициатива и самодеятельность"! На мой взгляд, одно это правило российской жизни и делает страну рабской, ну полу-рабской, несмотря на все демократические законы, на все "права и свободы человека и гражданина".
  
   (Из книги В.Мейланова "Ошибочные константы российского сознания")
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"