Мейланов Вазиф Сиражутдинович : другие произведения.

Свеча закона и солнце благодати

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В 1985 году в камере Чистопольской тюрьмы я в разговоре с Виктором Некипеловым помянул Г. Шиманова и его ссылку на апостола Павла "всякая душа да будет покорна высшим властям" и "несть власти неже от бога", как на моральную основу русского раболепия перед властью. Некипелов мне простодушно ответил, что Горитой (староста пятидесятников) уже разъяснил как надо понимать эти изречения: "Душой покорны христиане должны быть только той власти, которая от Бога, а у нас сейчас власть не от Бога, а от Сатаны, и потому мы имеем право ей не покоряться". Я рассмеялся: Виктор, так ведь Павел говорит, что нет власти не от Бога! Это значит, что любая власть от Бога. Любая! Изречение Павла потеряет смысл, если принять трактовку Горитого: ибо каждый может любую, не нравящуюся ему, власть назвать Сатанинской и не покоряться ей.


Свеча закона и солнце благодати

   Я считаю, что мы не разобрались с исторической практикой российских государств и с наследием российской политической и общественной мысли.
   Мы не преодолели ошибочных констант российской государственной морали и ошибочных констант российского общественного сознания.
  
   Юрий Кузнецов, Свеча закона ("Новый мир", 1989, N2, стр. 53):
  
   Я знаю землю, где впотьмах
   Горит свеча закона.
   За кругом света бродит страх
   И слышен рев дракона.
  
   Но есть светлейшая страна
   Иной красы и стати.
   Свеча закона там бледна
   Пред солнцем благодати.
  
   Там жизнь от страха не дрожит,
   Дракон лишен простора.
   Но далеко она лежит,
   Сокрытая от взора.
  
   Туда, туда я рвусь, мой друг.
   О, как душа страдает!
   "Не преступи мой светлый круг!" -
   Закон предупреждает.
  
   Почему ж "страх", а не чувство опасности и готовности ее отражать? Ну и давайте разберемся с "ревом закона-дракона": вы хотите жить в условиях хоть какой-то, хоть махонькой, но свободы? Если да, то понимаете ли Вы что ненулевая свобода - это свобода творить не только добро, но и свобода (на то она и свобода) творить зло?
   Понимаете ли Вы, что дракон, который Вам досаждает - это свобода? Ибо как бы ни устроились и отдельные общества и человечество неизбежно это устройство начнет добро превращать в нами не предусмотренное зло.
   Ибо свобода - это, да: свобода творить добро, но и свобода творить зло. И вот эта-то свобода зла грозит и будет всегда грозить человечеству. Почему так уж и всегда?
   Потому что добро со временем неизбежно превращается во зло, а человечество инерционно: уже и ясно, что добро вредит, а люди все держатся за добро, превратившееся во зло. Потому, что определение добра и распознавание зла - нелегкая задача. Эпикур говорит: "Никто, видя зло, не выбирает его, но попадается, прельщенный злом, как будто оно есть добро в сравнении с большим, чем оно, злом" (Материалисты Древней Греции. - М.: Государственное издательство Политическая литература, 1955. - С. 219).
   Наконец, потому, что добро, творимое по шаблону, неизбежно превращается во зло, люди же склонны считать определение добра легким делом и распознают зло только в виду очевидно грозящей катастрофы.
  
   Общества, создававшие институты для избавления от драконов свободы неизбежно оказывались давителями добра и исказителями человеческой природы. Они неизбежно лишали общество свободы мысли, ибо свобода мысли влечет проповеди, в том числе, угрожающие человечеству и человечности. Свобода мысли рождает, в том числе, и драконов.
   Ну, а не свобода мысли? А несвобода мысли не дает обществам, не дает человечеству заранее, вовремя выбрать программу спасения от сегодняшнего добра, неизбежно со временем превращающегося во зло.
   Да: есть и другие силы, препятствующие злу - воспитание, образование, убеждение... но и этот путь не безопасен: ленины воспитывали не насилием, а словами, убеждением, исламисты воспитывают сознание террористов убеждением, русские фашисты, вослед Гитлеру, овладевают сознанием молодых русских воспитанием, убеждением. Это естественно: ведь аксиомы, ведь заповеди принимаются без доказательств, принять или отвергнуть заповеди национализма или терроризма - это свобода выбора, выбора, за который расплачиваться будут не только выбравшие, но и все остальные.
   Значит? - значит без непрерывных трат нам с Вами на проповедь и утверждение добра, а, главное, на поправление наших с вами пониманий добра, рев дракона будет слышнее.
   Благодать? А разве закон лишает живущего под законом благодати? Разве кто мешает Вам наложить на себя большие моральные ограничения, чем требуют законы? Разве кто лишает Вас возможности духовного труда и поправления общественных представлений о должном Вашими представлениями о нем.
   Благодать? Так она не зарабатывается. Чем закон-то плох для Вас, он, что, препятствует ниспосланию Вам благодати?
   Понимаете ли Вы, что у человечества нет безопасных путей?
   Что человечество спасается от себя самого усилиями в том числе и человечества?
   Нет, Вам не нужны временные средства обеспечения земных надобностей человечества.
   Читателю Вы предлагаете универсальное, окончательное, т.е. русское, средство от всех проблем земного бытия - "светлейшая страна... свеча закона там бледна пред солнцем благодати". И это средство - неотмирность. Русское православие из всех слов Христа выбрало "Царствие мое не от мира сего".
   Неотмирность неизбежна, раз Вам нужно средство окончательного утоления всех жажд человечества.
  
   "И уже теснится в Законе человечество, но в Благодати свободно ходит. Ведь иудеи при свече закона делали свое оправдание, христиане же при благодатном солнце свое спасение созидают.
   Так, иудеи тенью и законом оправдывались, но не спасались, христиане же Истиною и Благодатью не оправдываются, а спасаются.
   Ибо у иудеев - оправдание, у христиан же - спасение. И поскольку оправдание - в этом мире, а спасение - в Будущем Веке, иудеи земному радуются, христиане же - сущему на Небесах". (Слово Илариона "О законе и благодати").
  
   Ну да: иудеи земному радуются, а православным земному нет причины радоваться. Вот и радуются сущему на небесах.
   В 1985 году в камере Чистопольской тюрьмы я в разговоре с Виктором Некипеловым помянул Г. Шиманова и его ссылку на апостола Павла "всякая душа да будет покорна высшим властям" и "несть власти неже от бога", как на моральную основу русского раболепия перед властью.
   Некипелов мне простодушно ответил, что Горитой (староста пятидесятников) уже разъяснил как надо понимать эти изречения: "Душой покорны христиане должны быть только той власти, которая от Бога, а у нас сейчас власть не от Бога, а от Сатаны, и потому мы имеем право ей не покоряться".
   Я рассмеялся: Виктор, так ведь Павел говорит, что нет власти не от Бога! Это значит, что любая власть от Бога. Любая! Изречение Павла потеряет смысл, если принять трактовку Горитого: ибо каждый может любую, не нравящуюся ему, власть назвать Сатанинской и не покоряться ей.
   Некипелов задумался, сел за стол, взял в руки Библию... (в 1985-м году в Чистопольской тюрьме личные Библии заключенных выдавались в камеру). Спустя некоторое время он радостно обратился ко мне: "Вазиф, Вы говорили, что христиане, по вере их, не могут идти против власти, а вот пример, когда они пошли!!" и протягивает мне Библию. Я беру ее - она раскрыта на книге пророка Даниила (глава 3): царь Навуходоносор сделал золотой истукан и приказал главам всех народов живших в его, на сегодняшнем языке, империи придти и поклониться золотому истукану, все поклонились, а главы иудеев Седрах, Нисах и Авденаго заявили, что они другому Богу верят и не поклонятся золотому истукану. Навуходоносор заявил, что он бросит непослушных в огненную печь, непокорные ответили: "Богам твоим служить не будем, и золотому истукану, который ты поставил, не поклонимся". Царь бросил их в огонь, но они и в огне не сгорели, и Навуходоносор возвысил их и племя их "в стране Вавилонской".
   Я рассмеялся: "Так ведь то иудеи! У них нет завета "всякая душа да будет покорна высшим властям"! Некипелов был несколько сконфужен, опечален, на том богословский наш спор и закончился.
   Ну и "только ли земному радуются иудеи"? Может быть, все-таки, и небесному, совершаемому ими на земле? Я, так, именно так считаю.
  
   Строй изменился, а учителя общества остались те же
   Людей растлил прошлый режим и продолжает растлевать нынешний, ибо сегодняшняя внутренняя политика государства практически та же, что при прежнем режиме - ведь сегодня во власти нет людей, боровшихся с партийным государством: и сегодня страной управляют вчерашние партийцы, дети сановников прежнего режима; сегодня общественные науки, преподавание общественных наук, воспитание молодых людей полностью отдано воспитателям прежнего режима.
   Но когда меняется строй, когда меняется общественная мораль, когда меняется понимание прошлого, непременно должны меняться воспитатели.
   Воспитатели не изменились? - Значит строй и не начинал изменяться.
  
   Спрос рождает предложение?
   Строй вроде бы изменился, а учителями общества оставили идеологов прошлого режима! Бывшие определяют персональный состав преподавателей общественных наук! Они и преподают историю, право, философию, общественную мораль по старым коммунистическим конспектам.
   "Как это может быть?!". Коммунистическая экономика обанкротилась. А идеология коммунизма, в глазах немалого числа людей в России, далеко не обанкротилась. Крах экономики человеку не надо доказывать - его доказывает пустой кошелек. А вот почему рухнула экономика - надо доказывать.
   Сегодня у бедной России одна теория, одна идеология, одна мораль: "спрос рождает предложение". Есть спрос на женское тело? - значит, законно и морально его предложение - это в России-то, тургеневским девушкам, впрочем, о чем это я? - на дворе не 50-е годы XIX века. Есть спрос на террористические акты - "спрос рождает предложение" - и, в том числе и, безработный предлагает свои услуги покупателю теракта.
   Да не "спрос рождает предложение" является идеологией и моралью нового общества, а "свобода для каждого, и защита обществом каждого человека, уничтожение бедности, нищеты".
   Последняя формула налагает ограничения на первую: "спрос позволяет рождать предложение, если предложение не ущемляет оговоренных законом прав и свобод хотя бы одного человека".
   А у нас сегодня один миллион сверхбогатых, наделенных властными полномочиями, людей обкрадывает сто сорок миллионов, лишая их и собственности, и прав, и пищи.
   Легкомысленная программа Е.Гайдара "власть в обмен на собственность" полностью провалилась: прежняя власть собственность взяла, но и власть удержала.
   Старая власть не поддалась Гайдару, она хорошо знала, что властные полномочия - самый надежный источник собственности, да я, вот, на своем суде в ноябре 1980 года объяснил суду и мораль и экономику позднего коммунизма: "каждый ворует по месту работы".
   На долю от наворованной собственности прежняя власть и купила себе заново власть у нищего после коммунизма, растерянного народа.
   Нынешняя власть действует по морали и по экономике позднего коммунизма: "каждый ворует по месту работы: каждый торгует своими должностными полномочиями".
   Это не рынок, это не государство. Государство создается обществом, чтобы препятствовать воровству, а у нас в корпус государства лезут и пролезают, чтобы воровать.
   - А что надо было делать?
   - А нужна была люстрация: прежних во власти не должно было быть! Прогнивший дерн надо было снять целиком.
   - Но ведь не было другого дерна - это специфика России, были единицы, пытавшиеся хоть что-то понять в происходившем, был и остался дефицит пытавшихся и пытающихся понять - ведь отучили уже и пытаться понимать! Что делать?
   - Учить без спросу.
  
   Некритическое отношение к критикам
   Россия, умученная запретом на критику властей, сегодня впала в другую крайность: с восторгом соглашается с любой критикой власти. Она готова бежать за любым критиком, за любым отрицателем, не думая, а какова положительная программа этого отрицателя. Россия очаровывается первым попавшимся шарлатаном. Увлекается любым добросовестно верящим в свою правду параноиком. Россия верит обещаниям критиков, потому что критика очаровывает:
   - Критикует правильно?
   - Правильно!
   - Значит и остальное правильно!
   Во-первых, не все верно уже и в критике наших критиков.
   Во-вторых, если критика верна, то позитивная программа критика чаще всего неверна.
   Гитлер критиковал Сталина, но его решения были не менее бесчеловечны сталинских.
   Беру уравнение х2+х-6=0; х=20 не решает уравнения. Но и х=30 не решает, и х = -15 не решает, и бесконечное число иных предложений не решают проблемы. А из бесконечного числа точек на прямой только две точки разрешают уравнение: х=2 и х=-3.
   Доказать, обнаружить ошибку легко: подставил число в формулу, а оно не удовлетворяет уравнению, вот и основание для критики. А найти правильное решение, позитивную программу бесконечно труднее: тут подстановками решения не найти: неверных решений бесконечное множество. Даже решение, взятое с некоторыми разумными соображениями и доводами, может оказаться неверным: доводов и соображений может не хватить для достижения результата.
   Так, я считаю правильным принцип, исповедуемый нынешней властью: не сдаваться на милость людей, берущих в заложники детей, женщин, да, вообще, людей. Силовые структуры обязаны применять силу, иначе, зачем они нужны. Эти действия силовика Путина логичны.
   Но только силовыми действиями терроризма на Кавказе не избыть. В 1999 году я провозгласил программу для России всего из одного пункта: "Чтоб не воровали". Эта программа не сказать, чтобы силовая, чтобы жестокая, но она, буде исполнится, изменит атмосферу жизни в России, изменит народ России: это будет другая жизнь - в ней будет больше справедливости, а это смягчает нравы.
  
   Саженец имени Путина
   Позавчера (2 мая 2005 года) смотрю телевизор: в каком-то российском городе застройщик и городская власть теснят жильцов - собираются на придомовой территории строить большой дом. Жильцы протестуют... если это можно назвать протестом: они на земле, отведенной под новый дом, посадили несколько саженцев и к каждому прикрепили табличку. На главном саженце табличка "Дерево имени В. Путина". Женщины и мужчины говорят в камеру, что надеются только на то, что городские власти побоятся тронуть "дерево Путина", только на это. Пожилой мужчина настроен скептически: "Они заберут землю в два этапа: сначала уберут таблички, а потом и саженцы".
   "Бунт" не на коленях даже - на животах. Жалко их, а чем помочь? Это как уголовники делали татуировку с изображением Сталина, которая, как они надеялись, спасет их от расстрела.
   Не выживите, если не изменитесь.
  
   О чести
   "Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.
   Чести к коже не пришьешь, коли нет. (А у нас, что ни праздник, честь к коже пришивают, а внутреннего нравственного достоинства все равно не прибывает. - прим. авт.).
   Честный - в ком или в чем есть честь, достоинство, благородство, доблесть и правда. - человек прямой, правдивый, неуклонный по совести своей и долгу; надежный в слове, кому во всем можно доверять.
   1) Нелюба и честь (пропадай и честь), как нечего есть. 2) Честь добра, да съесть нельзя.
   3) Чести дворянин не покинет, хоть головушка погинет. (Гинуть - исчезать, пропадать, умирать)". (В.И. Даль. Толковый словарь живаго великорускаго языка).
   Были в России люди, что чести не покинут, хоть головушка погинет. Но Агроном-коммунизм выпалывал сословие честных, а оставлял здравомыслящих, у которых на вопрос о чести был готов ответ: "нелюба и честь, как нечего есть". Теперь попробуй - вырасти из ничего выполотое. Пробую.
  
  
   (Из книги В.Мейланова "Ошибочные константы российского сознания")
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"