mek : другие произведения.

Обзор Кор-18 (2022)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:





Обзор КОР-18 (2022 год)


1. Аделаида Г. Склеп короля Самандара   21k
1. Аделаида Г. Склеп короля Самандара   21k

Довольно старательно изготовленные приключения парочки беглецов в жанре фэнтези, в рассказе вроде бы всё, что в таком случае должно присутствовать: злобные преследователи, постоянные опасности, конфликты героев, "клиффхэнгеры" в нужные моменты. Однако читателя не оставляет ощущение некоторой искусственности происходящего, усиливающееся к концу, где швы и рояли замазаны не столь аккуратно. Впрочем, когда после этого возвращаешься к началу, начинаешь находить небрежности и там. К чему в первую очередь претензии? К свойствам и поведению главного аттракциона, то есть короля Самандара, к некоторой искусственности придуманных конфликтов между героями, к неудачам героини, от которой мало прока (герой-то свой вклад в общее дело вносит исправно).

Например, зачем в начале парень постоянно упрекает девицу в нежелании особенно-то спасаться от работорговцев, от которых они недавно ускользнули? Да чтобы между ними были споры и конфликт, положенный по учебнику в этом месте сюжета. Хотя вполне понятно, что его придирки несправедливы и плюс к тому ещё и грубы. Другой спор, на тему о том, что её магическое образование никакой пользы не приносит - более естествен, но тут другая крайность: действительно, парень оказывается прав на все сто сорок шесть и от её магии никакой пользы, а только один вред. А ведь именно на этом и стоило построить настоящий конфликт героев: пусть девушка осторожничает и тормозит не из-за слабости или трусости (во многом выдуманных парнем), а из-за того, что ощущает новую опасность благодаря своим магическим навыкам. И тогда окажется, что она не совсем уж неправая сторона в конфликте и не совсем бесполезная в приключениях (скажем, тогда бы вовремя предупредила о нападении волков именно она). Совершенно упущенным является в этом смысле эпизод со вскрытием гробницы: просто ведь напрашивается сцена, где девица возражает против опасного действия на основе как своих знаний, так и магического чутья и оказывается права.

Что касается Самандара, то он выглядит спёртым из какого-то ужастика про зомби, причём не первой свежести и искусности, его свойства мало согласованы: с одной стороны нежить, с другой - оброс вполне съедобным мясом, которого хватило, чтобы им обожралась целая стая волков (ну предположим он был ещё и великаном), с одной стороны никакие применённые героями приёмы меча (пардон, шеста) и магии ему нипочём, с другой стороны против него прекрасно действуют вполне обычные волки, уничтожая его, похоже, насовсем. Да ещё и туповат в момент разбегания героев в разные стороны. Впрочем, это как раз для зомби простительно.

Ну, а главная идея всего эпизода целиком была в своё время спародирована ещё Шекли в "Обмене разумов", где поближе к концу повести всевозможные напасти, напущенные на главного героя его антагонистом, взаимно нейтрализуют друг друга. За новую самостоятельную фантидею это никак не сойдёт, остаются лишь разнообразные фэнтези-примочки, то есть звучные имена героев и местностей, а также некоторые реалии и артефакты. Впрочем, с этим тоже не всё гладко, скажем, упоминание свечи, припасённой главной героиней, как-то скомкано.

В целом: для юношеского чтения сойдёт, определённым спросом будет пользоваться, идей ноль, новизны ноль.


2. Buchtin Практикантка   19k
2. Филиппов Алексей Практикантка   20k

После предъявления мне этой так называемой пьесы вечно дремлющий внутри меня Константин Сергеевич злобно поднял свою змеиную голову и громко зашипел: "Не верю!"

Да и кто поверит, что в условиях местного клуба в эдакой глухомани можно поставить подобную пьесу, не имея хотя бы того бюджета, каким располагал Киркоров при постановке номера Димы Билана на Евровидении? Пьеса с отсутствием хоть мало-мальского единства места и времени, с опусканием в погреб и пожиранием крыс - такая пьеса не может быть поставлена силами самодеятельности. Хотя довольно легко было бы снять малобюджетный фильм или даже минисериал на смартфон, что, говорят, нынче в моде.

Стремление всех персонажей пьесы отправить алкаша-смотрителя музея в могилу вполне иррационально. Жалко беднягу, разумеется: как ему теперь дальше жить среди такой тотальной ненависти? Ну да, он, оказалось, умер понарошку, но это только разочаровывает читателя, который минутку назад даже сопереживал ему, а теперь тоже желает ему погибели вместе со всеми остальными.


3. Марина К. Кор-18: Распущенные волосы   45k
3. Рогин Афанасий Распущенные волосы   45k


Беда всех детективов и криминальных историй про мир нумизматики в том, что в них вечно пережёвываются одни и те же уже примелькавшиеся мотивы. Трудность на ходу определить настоящую ценность монеты, которая приводит к многочисленным обманам в стиле "вор у вора дубинку украл", лёгкость изготовления подделок, которые также не могут быть выявлены быстро без экспертизы, а выявлять их персонажам приходится тоже на лету, простота манипулирования монетой в стиле фокусника Акопяна (не Амаяка, который является довольно посредственным иллюзионистом, а его папы Арутюна, который был выдающимся престидижитатором мирового уровня). Все эти свойства "материала", с которым приходится иметь дело персонажам, были обыграны уже мульёны раз, и продолжают играть снова и снова. Естественно, что такая богатая возможность надувательств позволяет построить из них целые запутанные лабиринты, в которых трудно разобраться. А стоит ли? Такая мысль посещала меня не раз во время чтения и этой очередной нумизматической истории, когда я в очередной раз терял нить повествования.

Кроме того, так уж получилось, что как раз накануне прочтения этого рассказа меня заспамили рекламой современных сувениров "под американские доллары", у которых на аверсе точная копия аверса одной из монет какого-то года, а на реверсе эротическое или даже порнографическое изображение. Мне так кажется, что клепают их в Китае, а заказчиками являются американские фирмы. Это наводит на мысль, что мировую общественность начинают приучать к идее о никудышности доллара, то есть США собирается вскорости простить свои долги всем держателям долларов по всему миру. Попутно они сумели внедрить в меня скептическое отношение к ценности также и исторических монет номиналом в доллар.

ОСОБО ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫМ НА СТРЕЛКУ НЕ НАЖИМАТЬ!
   ВАМ БУДЕТ ОЧЕНЬ СТЫДНО!!

Я ПРЕДУПРЕЖДАЛ!

 []

Один вдуплон


Под впечатлением двух этих идей я и читал рассказ. Третьей была общая усталость от условного комиксового Парижа в примерном сеттинге фильма "Откройте, полиция!" Эти трое испортили мне весь возможный кайф от чтения рассказа.


4. Культуртригер Кор-18: Фантазм   38k
4. Акименко Сергей Фантазм   39k


Вот чем хорош жанр фантазмов (но не фантастики, ничего общего с фантазмами не имеющей, он куда ближе к фэнтези), что концы с концами сводить просто не надо. Завёл героя в какой-нибудь заколдованный лес - а дальше уже не забота автора, и хоть трава не расти. Как выбрался Дионис в нормальную жизнь из потустороннего мира, куда девал свою спутницу, где и когда получил назад свою "Короллу" восстановленной и, надеюсь, без дырки в крыле - неважно. Будем надеяться, что все произошедшее в рассказе ему просто приснилось. Хотя даже об этом автор не счёл нужным извещать читателя. Зато многозначительного туману можно напустить сколько угодно. Что означает этот чёрный пёс, что символизируют вредные близнецы, к чему ведёт история - да хрен его знает.

Правда, некую мораль эта притча (несколько условно так названная, скорее "притча" в кавычках) всё-таки содержит: ушлая девица оказалась совсем из другого мира, чем герой рассказа, и связываться с ней негоже. С этим связано единственное светлое для меня место в рассказе - разговор про Аннушку и Рубикон, наглядно демонстрирующий всю разницу их миров. Мораль эта довольно плоская и примитивная: это что же, теперь он перестанет кого-либо попавшего в затруднительное положение подвозить? А эпизод в духе "Дня сурка" снижает ценность сей морали почти что до нуля. Но всё же... Хотя бы попытка сделана.


5. Тао Ш. Кор-18: "Pеинкарнация Дракона"   44k
5. Рыскин Александр "Pеинкарнация Дракона"   35k


Опять комикс, опять Париж. Ну, не совсем Париж, "город N", но французские имена всех героев и произношение русских имён на французский лад как бы намекают. Хотя не обязательно Париж - изображённая локация более интернациональна, чем в случае "Распущенных волос". Зато уж комикс так комикс, на полную катушку, тут вам и главный злодей, вынашивающий зловещие планы, и сложная семейная история, в которой лень разбираться, и некая многозначительная картина, в символике которой тоже хрен разберёшься, хотя её содержание подробно описано. Нафик всем заинтересованным лицам нужна была эта картина, кроме требований конкурса - я так и не допёр. Да это и вряд ли возможно. Излюбленная мастерами наводить тень на плетень манера тыкать всюду флешбэки, которые совершенно непонятно где заканчиваются, запутывает читателя вконец.

В общем, ладно. Я не любитель такого от слова совсем, но всё же конец счастливый, все оказываются родственниками, как в индийском кино, все танцуют и поют.

Немного обидно за главного злодея - вроде всесильный гангстер не хуже Фантомаса, а супротив ОМОНа, названного в рассказе отчего-то "штурмовиками", он ничё не смог.


6. Annn Анна, мрачные дни   35k
6. Адамов Агат Анна, мрачные дни   36k


Вот в конце концов нормальная человеческая история! Немного тоскливо, конечно, читать, как героиня бьётся в сетях, расставленных злоумышленниками, но слава богу, всё кончается хорошо. За счёт её человеческого отношения к окружающим людям находится достаточно могущественный помощник, решающий все её проблемы. Налёт условности, конечно, присутствует, но минимальный. По сути, история вполне реалистична. И злодеи - не злодеи, вынашивающие зловещие планы мирового господства, а обыкновенные мошенники, каждый из которых отрабатывает свою роль в хорошо сложившейся экосистеме грабежа и насилия.

Саму эту экосистему сломить, похоже, не получается, но хотя бы вызволить хорошего человека получилось, и то хлеб.


7. Eustas Девушка и кровь   27k
7. mek Девушка и кровь   26k


Нет, автор, ну разве так можно? Поучились бы хотя бы у автора рассказа "Склеп короля Самандара"! Я не без оснований считаю её работу малоценной ремесленной поделкой, но хотя бы ремеслом-то уж она владеет. Все необходимые драматические повороты расставлены в рассказе в нужных местах. А у вас что? Какие там драматические повороты? История разворачивается вполне гладко, без особого драматизма, а в конце бац пыльным мешком по голове, то есть муштабелем в сердце!

По сути, всё, что происходит в рассказе, не нужно. Какие это приключения? Это производственный роман, а не приключения. Рассказ должен начинаться со своего конца, потому что в этот момент, наконец, и завязывается настоящий конфликт. А что дальше? Выжил ли Алекс (боюсь, что нет)? Насколько хорошо откачали героя-рассказчика? Ну понятно, что достаточно для того, чтобы он оказался способен написать рассказ о том, что с ним произошло. Но не остался ли он, к примеру, навсегда привязан к инвалидной коляске? Посадили ли его за нанесение тяжких телесных повреждений, а скорее всего даже за убийство?

Все эти вопросы требуют безотлагательных ответов. Поэтому я считаю себя вправе от лица всех читателей потребовать опубликовать продолжение этой кровавой истории.

Тем не менее, несмотря на мои придирки, в рассказе есть главное - какая-никакая, но идея. Идея содержательная, с ней хочется и можно спорить, чем я впоследствии, вероятно, займусь. Наличие идеи, разумеется примиряет меня с рассказом, так что я его оцениваю всё же выше, чем тот же "Склеп короля Самандара". Эх, вот "если бы губы Никанора Ивановича можно было приставить к носу Ивана Кузьмича", то есть каким-то хитрым образом скрестить эти два таких разных рассказа, то получился бы, вероятно, идеал.


8. Талисман Бледная   18k
8. Ли Бледная   18k


Рассказ "Фантазм" я, помнится, назвал "притчей" в кавычках, а вот этот рассказ - настоящая притча, безо всяких оговорок. Может быть, автор предпочтёт отнести свой опус к разряду классического фэнтези или апокалиптики, для этого есть основания, но всё же философская составляющая здесь превалирует.

Разумеется, идея присутствует, и она глубокая. Рассказ я считаю одним из лучших на конкурсе, несмотря на то, что в нём есть некоторая невнятица, появившаяся, вероятно, из-за установки автора на фэнтези с фантастикой и оттого попыток построить сложный мир. Мир этот не понятен до конца, однако идею рассказа это уловить не мешает. Если бы рассказ писался сразу с установкой на притчевость - вероятно, лишние красочные детали из него были бы убраны, идея выделялась бы в первую очередь, а вот пошло ли бы это на пользу рассказу - бог весть.


9. Buchtin Через два дня   45k
9. Филиппов Алексей Через два дня   46k


Добротный детектив в стиле Агаты Кристи, но на нашем сермяжном материале. И если даже Агата Кристи уже кажется от нас далёкой с её сосредоточенностью на проблемах наследства столпов общества, то уж несколько более отодвинутые в даль веков наши родные дворяне кажутся ещё более чужими. Их установки и представления с нашими не сходятся. К примеру, иконы Псоглавца для нас заведомая культурная ценность, а не заведомая крамола, боярыня Морозова в наших глазах заслуживает лишь сочувствия, раскольники в наших глазах не ассоциируются с бандитами, а попавших на каторгу за свои убеждения мы скорее склонны видеть в числе положительных, а не отрицательных героев.

Так установки на дотошную историчность портят отношение читателя к современным историчеким детективам из нашей старины. О чём я не раз уже говорил. В конечном итоге это не способствует сочувствию и сопереживанию героям таких рассказов и делает в результате чтение более скучным. Автор как бы предлагает нам отвлечься от наших собственных оценок тех времён, а наслаждаться исключительно решением логической загадки, как при чтении Кристи. Но Кристи-то писала для публики, всецело сочувствующей лордам и леди, теряющим наследство из-за чьего-то мухлежа. Поэтому читатели живо вовлекались в процесс расследования.

Я же, как, вероятно, и многие читатели, живо не вовлекаюсь, читая детективы из русской старины, оттого, что устремления и ценности героев либо противоположны моим, либо просто безразличны.

То ли дело Дюма-пэр, которому на дотошную историчность было плевать!



mek.31.05.2022







Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"