Mek : другие произведения.

Лайт-обзор Пв-2020

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Прошу прощения за то, что запоздал с обзором.


Сразу хочу предупредить, что на этот раз оценки мои весьма субъективны. Это не значит, что я кого-то узнал и ориентировался на личности авторов (узнал одного, да и то сомневался), а что ставил я их по собственным волюнтаристским побуждениям, никак не ориентируясь на требования и критерии самого конкурса.

Поэтому я призываю авторов не обижаться, ведь на сатрапа и сумасброда обижаться бессмысленно.

Тем не менее, мой волюнтаризм имеет под собой какую-то основу, которую я здесь и попытаюсь объяснить.

По большей части я ориентировался на общее впечатление, на атмосферу, иногда на содержательность произведений, и на некую их целостность, под которой имеется в виду полнота воплощения определённого замысла, не обязательно детективного и не обязательно того, что предполагал сам автор, ведь бывает и такое.

Детективность в смысле условий конкурса, если она оказывалась в наличии и удовлетворяла меня, шла как приятный бонус, кроме тех случаев, когда автор писал именно и исключительно классический детектив (что, как всегда, не столь уж часто бывает), и ещё одного случая, в котором я посчитал, что без качественной детективности атмосфера не спасает.

Хочу также отметить, что моё понимание детектива отличается от понимания Детектив-клуба, особенно пуристов жанра. Если я находил хорошую детективность в своём понимании, это сразу повышало оценку значительно.

Попробую ещё раз сформулировать это своё понимание. Я считаю главным в детективе демонстрацию способа размышления того из персонажей, который является в рассказе расследующим, то есть того, кто решает детективную загадку. Если же дополнительно кроме мыслей хорошо обрисована личность этого персонажа, ещё лучше. Eсли эта личность вдобавок симпатична мне, то вообще прекрасно. А если личность или мысли оригинальны, то есть герой не списан с широко распространённых образцов, что в наши дни практически нереально, то передо мною шедевр.

В то же время возможность предоставить читателю посостязаться с героем-сыщиком на равных, столь важная именно на этом конкурсе, меня волнует гораздо меньше, лишь в тех случаях, когда автор старался именно эту классическую схему и воплотить в жизнь.

Для этого есть преноминаторы и жюри, а моё дело маленькое, я голосую в облегчённом режиме.

Хочу ещё обратить внимание читателя на использование мной ссылок. В заголовках отдельных отзывов ссылки ведут на сами рассказы в тех разделах, с которых их подали на конкурс. Если кто-то из авторов уничтожит эту версию и этот раздел после раскрытия анонимности, ссылка стухнет. Я по возможности буду тогда такие ссылки переделывать на ссылки уже в авторские разделы, но не обязуюсь.

А вот ссылки из самих отзывов ведут просто на отзывы к рассказам прямо здесь, обеспечивая простой перескок от одних отзывов к другим.

Оценки я сперва выражал описательными формулами, и сохранил этот ритуал, но поскольку я очень сильно припозднился с обзором (реал помешал), то в конце концов проставил все оценки цифрами как они есть.

1 Эчпочмак В. Пв-18: На колёсах Оценка 4

Мнне показалось, что это попытка создать нечто вроде западного (прежде всего американского) боевичка с детективным уклоном, но на местной почве. Но что-то пошло не так и американский образ действий и американская же манера поведения главного героя не совсем гармонично вписались в родимую действительность. Поэтому вышло как-то условно и слабовато.

Ну, и оценка, соответственно - слабоватая.

2 Полупроводник Пв-18: Стоянка вне расписания Оценка 8

Интересно, что у рассказа есть некий двойник, рассказ "Остановка в пути" там тоже поезд и тоже Катя, и стиль похож, и претензии у меня те же. Написано одним автором? Но по правилам не положено - правда, может быть тут соавторство?

Вполне добротный детектив, качественно написано, хотя немного сложновато в смысле обилия всего. Тут и старые дела, и новые.

Что мне помешало поставить рассказу высокую оценку - это некоторая отстранённость (моя как читателя) от самих преступлений. Они остались для меня чисто формальными причинами для составления загадки, не затронули душу, ну и вообще, уж больно много там всего накручено по части криминальности, аж глаза разбежались, а разбираться в этих хитроспленениях мне было явно лень.

Поэтому оценка - хорошая, но не высокая.

3 Милаша Крик чайки Оценка 7

Этот рассказ привлёк меня своей резкой контрастностью. Прекрасно описанная атмосфера летнего отдыха. Море, чайки, Греция, все дела. И на этом фоне творятся не просто уголовные гадости, но ещё и разные странные гнусности. И чем больше вчитываешься, тем страньше и страньше. И странно прежде всего то, что как ненормальность отношений Алины с Антоном, так и неадекватность Елены так долго себя не проявляли. Я по этому поводу много цеплялся к автору в комментариях к рассказу и к обзорам.

А потом понял и успокоился. Разумеется, рассказ негармоничен, и как детектив, и как картинка из курортной жизни, но в этом вся его суть. За прекрасным фасадом таится ужас. И таиться он может долго. И ужас этот спрятан не в ненормальной Елене, даже не в самих отношениях Алины и Антона, а в Алине. Кстати говоря, ведь очень заметно, что это рассказ не о жертве (Маше), не о расследовании истории Милашей, не о прекрасной отравительнице Елене. Они все герои явно проходные. Верно говорили в комментариях - даже названы Маша и Милаша так, что можно спутать.

Алина и Елена тоже названы похоже, но тут дело посерьёзнее. Это нужно, чтобы подчеркнуть сходство между героинями. Намеренное. Одна королева свергает другую. И делает это даже не сама и её даже нельзя ни в чём обвинить. И в то же время истинная причина скрытого ужаса этого рассказа и всех криминальных событий - Алина. Рассказ написан именно о ней.

Этакая La Belle Dame Sans Merci. Никогда ни в чём не виноватая. Страдающая от сплошных окружающих её ревности, дурных мыслей, дурных поступков, предательств, интриг, оскорблений. Такая красивая и такая беззащитная. И именно она и вызывает все эти дурные дела и чувства своим присутствием, своей полной и завершённой эгоцентричностью. Ведь ей главное - отдохнуть, потанцевать, покататься на яхте. Для этого она живёт на белом свете. А все остальные её заботят лишь потому, что они обеспечивают ей эту беззаботную прекрасную жизнь. Один её снабжает еврами, другой её танцует, третий на яхте катает, а она не может и даже по сути не собирается уступать своим порывам. Эх, пропади оно всё пропадом, и не пошли бы они все к чёрту! Королева желает кататься на яхте и танцевать, а расплачиваются пусть за это другие.

Вот за этот жуткий и в то же время вполне обыденный образ я и оценил рассказ довольно хорошей оценкой. Поставил бы и больше, но своих фаворитов ради этого сдвигать не посчитал нужным. Да и мне сдаётся, что ни автор, ни читатели вообще ни сном ни духом о той сути рассказа, которая мне открылась. Оно такое "шамо приполжло", без авторских намерений.

4 Сергунёк Пв-18: Десятый ключ Оценка 9

Один из самых спорных рассказов конкурса, и я думаю, что его оценки, по крайней мере на лайт-годосовании, должны быть резко полярными. Я в этих спорах решительно и определённо становлюсь на сторону рассказа и потому ставлю ему если не самую высокую, то высокую оценку.

Много мной было говорено в форуме к самому рассказу, я очень надеюсь, что это не пропадёт бесследно.

Одну деталь из форумов упомяну - ну очень уж маленькая сумма миллион деревянных за перенесённые мучения. И можно понять это по-разному: то ли автор плохо знаком с русскими реалиями, ценами и курсами валют, то ли он на что-то намекает таким выбором низкой цены. К примеру, на то, что, оклемавшись от стрессов, герой рассказа в продолжении озвереет за то, что его так дёшево развели, и разнесёт эту халабуду вдребезги и пополам.

Это, конечно, эксперимент, но эксперимент уж очень хорошо передающий дух времени, в общем, явно не пустышка.

5 Судоку А - упало Оценка 2

Ещё один эксперимент, на мой взгляд совершенно неудачный. Невнятность рассказа не давала его нормально читать. Мне было только понятно, что герой-рассказчик трепется на своём профессиональном жаргоне и что-то пытается донести до читателя. Может, необходимые ключики, может, ещё какие-то требуемые хитрой детективной схемой подробности. Но до меня они вовсе не доходили. И я поступил просто - скипнул всю эту заумную бодягу и начал читать сразу с последней трети рассказа.

И оказался прав - очень быстро (то есть уже в начале последней четверти текста) и обнаружилась детективная загадка, и как-то действие зашевелилось, и даже немного интересно стало. Только осталось непонятным, а зачем были нужны эти первые три четверти текста.

Так что я с чистой душой и совестью признал эксперимент неудачным, и поставил ему одну из самых низких оценок. Тем более, что идея игры на случайности типа русской рулетки или сосисочной дуэли Вирхова с Бисмарком при совершении преступления оказалась честно спёртой из "Этюда в багровых тонах" Конана нашего Дойля.

6 Кадет Пв-18 Ключом по голове Оценка 3

Очередной рассказ из жизни судовых механиков. Встречался уже с этим спецжанром на Рождественском Детективе. И даже угадал автора (что вроде нетрудно), вот только сомневался, потому что мало ли может быть подражателей среди коллег-мореманов.

Оценил рассказ невысоко, потому что, во-первых, его недостатки, аккуратно разобранные старательными комментаторами, многочисленны и вопиющи, а во-вторых, он хуже предыдущего (или предыдущих? уже не помню, сколько их мне попадалось раньше, один или два).

В комментариях автор выглядел весьма неуверенным новичком или под него косил, хотя раньше, помнится, держался как-то поувереннее.

Не коронавирус ли тому причиной?

7 Рындин П. Пардус 1

Поставил рассказу самую низкую оценку, которую только мог. Потому что автор, на мой взгляд, совершил преступление против своего творчества, которому нет прощения.

Как можно совсем не иметь собственного мнения настолько, чтобы покорно соглашаться со всем, что ему внушали доброжелательные, но идушие совсем вразрез с его замыслом консультанты? И настолько испортить всё, что было можно, ради довольно побочной, на мой взгляд, цели - участии в конкурсе?

Я понимаю, это ценно, если тебя прочтут авторитеты вроде Марининой, Рябининой или Антона Чижа. И понимаю, что за это можно и душу продать. Но я к продаже души отношусь, скажем так, резко отрицательно.

Потому что сам я всегда поступаю не так. Если мой замысел не впихивается в конкурс, я следую за замыслом, и, если успею по срокам и примут на внеконкурс, подаю на внеконкурс, если нет - вообще пока что не подаю. Были даже случаи, когда я подавал рассказ, возникший из-за задания одного конкурса, на внеконкурс совсем другого. Кстати, именно этим объясняется моя привычка присутствовать на многих конкурсах, но при этом не участвовать, которой кое-кто удивляется.

Автор просил у меня советов. Я их ему ещё дам, побывав у него на страничке. Но они, скорее всего, не будут конкретно-техническими. И по сути своей сведутся к одному:

БУДЬТЕ САМИМ СОБОЙ!


8 Тоньетта Пв-18: Смертельная гастроль Оценка 10

В рассказе прекрасно передана атмосфера цирковой жизни "изнутри". А я люблю цирк, и мне всегда было интересно, как это устроено и как это делается. Кроме того, это достаточно добротный детектив, хотя и не без огрехов. Главным из них, пожалуй, является нехватка ложных версий. Поправить его по детективной части, мне кажется, будет немного более трудоёмко, чем рассказ "Поезд в яблоках", но вполне возможно.

Оценка - самая высокая.

9 Товарищ Р. Пв-18 Тихая охота Оценка 5

По моему впечатлению, налицо старательная попытка написать классический детектив по всем требованиям конкурса. Попытка не очень удачная, и авторитеты Детектив-Клуба не признали её успешной, не признаю и я. По отдельным техническим вопросам к рассказу много придирались, и я тоже придирался к чему-то там.

А! Вспомнил: я присоединился к тем критикам которые посчитали, что имитация СМС с чужого телефона - это не такой уж простой фокус. И они были правы.

В общем, результат попытки вышел средненький, и оценка такая же.

10 Русов Т. Пв-18: Открытка на память 6

Добротная и старательная работа на родном отечественном историческом материале. Всё прекрасно, кроме одного. Автор не сумел заразить меня как читателя своим интересом к эпохе. А сама по себе уголовная история никак не сенсационна и дух мой не захватывает. Поэтому вместо ожидаемого интересного детектива я по сути прочёл исторически-краеведческий очерк.

Да ещё опять какие-то революционеры в фабулу затесались.

Скучно, хотя и основательно сделано. Оценка средненькая.

11 Clockwork O. Пв-18: Загадочная принцесса Оценка 2

Поставил рассказу одну из самых низких оценок, потому что, на мой взгляд, чтение Бунина уж никак не может ни служить твёрдой уликой, ни реальной причиной криминальной деятельности обвиняемой. Это уже, знаете ли, перебор... хоть бы для большего правдоподобия заменили Бунина на Достоевского, а отравление на зарубление топором. Ну или пусть бы она "Муму" читала, что ли, и топила свои жертвы. А вообще изучение русской литературы, конечно, может оказаться зацепкой для разматывания ниточки, но уж никак не серьёзным основанием для предъявления хоть каких-нибудь обвинений. Ни на этапе следствия, ни тем более в суде.

В реальной жизни девица послала бы следователя нафик и была бы абсолютно права.

В общем, детектив жидковат, построен на слабой улике и на невероятном чистосердечном признании. А кроме детектива тут больше ничего особенно и нет. Да ещё и за Бунина обидно.

Впрочем, может они действительно такие тупые, иностранцы эти? И русская литература им чересчур сильно в голову ударяет? Когда-то я изобрёл хохму: "Ницше начитался Достоевского и сошёл с ума. Что русскому здорово - то немцу смерть."

12 Жак Т. Путешествие на эшафот Оценка 9

Поставил рассказу высокую (но не самую высокую) оценку просто потому, что он очень хорош. Написано мастером.

Разумеется, определённые претензии есть, и, в частности, та, что это не столько детектив, сколько нуар. Впрочем, детективность там тоже в наличии, но полной ясности, особенно по части мотивов поступков персонажей, у меня не осталось.

И вообще, ясности мне явно не хватало, что для нуара я счёл бы плюсом, но вот для детектива - минусом.

13 Таёжник-2020 Пв-18: Ведьмино Гнездо Оценка 7

Рассказ мне понравился, читать было интересно, хотя и показался он мне немного условным, что ли, или не совсем реалистичным. Не знаю. В душу мне он сильно не запал, но хорошую оценку явно заслужил.

14 Мельба Пв-18 Поезд в яблоках Оценка 10

Этот рассказ - мой фаворит! В нём прекрасно передана атмосфера путешествия в плацкартном вагоне (таких путешествий на конкурсе ещё парочка, не менее, но по атмосфере не сравнить), а самое главное - это именно что настоящий детектив в моём понимании этого термина. По части соблюдения классичности есть огрехи, на которые указывали комментаторы но при этом очевидно, что каждый из них исправляется достаточно просто без особо существенных перемен во всём рассказе.

То есть при желании можно поправить и этот аспект, и если проделать всё аккуратно, не портя достоинств, что вполне посильно, то получится вообще замечательно.

Поскольку для меня эти огрехи не так существенны, как для суровых комментаторов, и я вижу, что они поддаются несложному исправлению, меня это нисколько не смущает.

Зато образ умницы-девочки, разгадывающей, кто злоумышленник, выписан просто блестяще.

Оценка - самая высокая.

15 Гросс Э. Пв-18: Автостопом на небеса Оценка 7

Вполне добротный детектив-боевик из иностранной жизни. Были высказаны опасения, что обращение не к родным реалиям не понравится судьям, они не оправдались. И в самом деле, как я уже где-то написал, почему швейцарскому писателю можно писать про Америку, а нашему нельзя?

Также были высказаны претензии к повышенной лохматости текста. Я её не очень-то заметил, если честно, но всё же порекомендую автору произвести чисто литературную правку, ничего не меняя в сюжете и так далее, просто некоторую редактуру.

Оценку я поставил хорошую.

16 Физик Остановка в пути Оценка 8

Ещё один поезд, ещё одна Катя, как в рассказе "Стоянка вне расписания". Очень похоже. И моя оценка идентична, и мои придирки точно те же.

Достаточно неинтересно было мне вникать в перипетии и сложности накрученного криминала. Ну, ловят жуликов и ловят. Очень уж много всего переплетено, но как-то и не хочется разбираться. Одно светлое пятно во всей картине - роль в фабуле Кати-злоумышленницы.

Как я уже признавался, при первом чтении я Катю за злодейку не признал, потому что девицы, одержимые стремлением намекнуть молодому парню, что они будут не против, если он проявит инициативу, вытворяют и не такое. Тем не менее некоторое подозрение явно в подсознании было, потому что когда Катюша разъяснилась, я сразу понял, что автор прав, что он молодец, и что он меня ловко обвёл вокруг пальца. В смысле детективности это выдающееся достижение.

Да, ещё финал немного подкачал, с разъяснением-лекцией и прочими подробностями.

Оценка точно такая же, как и у двойника - хорошая, но не высокая.

17 Мороженка (Пв-18) В понедельник Оценка 9

Я очень много написал в комментариях к рассказу, здесь я буду скорее всего только повторяться. Рассказ мне понравился мастерски выписанной атмосферой, хотя, признаюсь, читать мне было трудно, потому что я больше люблю ясность, а не ту сгущённую пестроту, которая меня не только очаровала, но и проняла чисто физически, я аж подумал, не симптомы ли это коронавируса. В общем, мастерство автора несомненно, но мне немного не подходит. Из-за трудности чтения я даже в первый раз фактически пропустил саму детективную фабулу, и выявил её только при повторном перечитывании.

Детективность оказалась удовлетворительной, хотя замечания комментаторов, указывающих на отдельные огрехи по этой линии, по большей части справедливы (но не все). С меня довольно удовлетворительного уровня детективности.

Из-за того, что читать мне было трудно, и оттого, что возник некоторый разрыв между прекрасно описанными картинами жизни туристической достопримечательности и собственно детективной линией, я не поставил самую высокую оценку, но высокую - поставил.

18 Берестова Е. Пв-18 Семёнов день Оценка 5

Вот вроде с уважением я отношусь к историческим детективам на родной отечественной (сиречь Российской Империи) почве, но что-то они мне поднадоели, что отразилось на оценке, весьма умеренной. Да, они знакомят, кроме всего прочего, с любопытными деталями тогдашней жизни, но я на старости лет уже потянулся к мемуарам да научно-популярной литературе (и не только литературе) на эту тему. Сама по себе рутина тогдашнего расследования мне кажется скучноватой. Выбор между многочисленными и аккуратно прописанными версиями о том, кто виноват, меня оставил равнодушным. Какая разница кто - они для меня все остались просто условными персонажами условной загадки. Меня бы зацепило, вероятно, если бы в тех реалиях происходило что-то позакрученней, чем разоблачение очередных народовольцев.

А так у меня осталось впечатление, что рассказ написан просто для того, чтобы познакомить читателей с любопытными этнографическими подробностями, выставляющими, пожалуй, в глазах нынешнего молодого поколения тогдашних русских крестьян кем-то вроде папуасов.

Отмечу здесь некоторые детали из форума к рассказу. Использование фамилий, как было посоветовано Сергуньком - правильная штука. В России девятнадцатого века вовсе не все носили фамилии, многие крестьяне их просто не имели или имели чисто формально и не пользовались ими. Поэтому обращение по фамилии, сейчас кажушееся неприятно-официальным, довольно долго было, наоборот, общепринятым у тех, у кого фамилии были в наличии, и вполне естественным в обиходе, и не обидным, а, похоже, даже уважительным. Семинаристу, к примеру, получившему фамилию лишь при выпуске из бурсы, уж точно было приятно обращение по фамилии. Это был знак его подъёма на социальном лифте.

Было ещё интересное замечание Милаши про то, как ревниво мир относился к тем, кто выделялся из массы. Кажется ужасным, по крайней мере признаком и причиной некоторого застоя и дремучести, но это на самом деле мудро. Те, кто выделялся, потом, когда времена поменялись и вековой порядок рухнул, становились настолько гнусными мироедами, что никакая эксплуатация со стороны барина и властей не сравнится. И понимание этого вбито в крестьянское сознание веками.

Сожалею, но оценка средненькая, потому что читать мне было скучно.

19 Глафира Пв-18 "Тилбилдинг" в Весёлых вечерах Оценка 3

Рассказ мне показался слабым. Единственная положительная черта - остросатирический образ главного злодея Масяни, да и то, я оказался в числе тех, кто обиделся за мультгероиню, давшую такому нехорошему человеку имя.

Юмористически-ситкомовская атмосфера выдержана неплохо, но я не посчитал её слишком ценной. Без дополнительных достоинств это тянет лишь на фельетон-юмореску, а в качестве таковых достоинств естественно было бы ожидать хорошо проработанной детективной линии, чего, увы, нет в наличии.

Поэтому оценка такая низкая.

И да, по поводу точности, обеспечивающейся маячком, запрятанным в кепку, я по-прежнему остаюсь на своих позициях.

mek.04-07.05.2020







Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"