Зимнее Уральское утро, восемь утра, под ногами весело хрустит новорожденный снег только час тому назад он выпал. Сонные дворники спотыкаются друг о дружку, они похожи на медведей, проснувшихся во время зимней спячки. Две фигуры представителей этой профессии, вяло работают около Челябинской публичной городской библиотеки. Ледоруб с трудом поднимается над головой первого дворника и опускается на замёрзший асфальт, а у второго в руке деревянная лопата, скребёт ею с большой неохотой, отбрасывает спрессованный грязный снег к тротуару. По кислым выражениям их лиц было понятно, что они оба со страшного бодуна.
О как меня раздражает звук скребущей лопаты о асфальт, просто бесит. А вас он не злит? Особенно утром, когда в шесть утра на улице ещё темным-темно и только к десяти утра покажется солнце. На Урале зимой светлеет поздно и темнеет тоже рано.
Вялые квартиросъёмщики хрущёвок лениво возятся на кухнях с чайниками и заваркой, проклинают властвующий за окном мрак. Он до десяти утра удерживает всех в плену дремоты, ходят бурчат что-то себе под нос непонятное, натыкаются друг на друга и ругаются по мелочам. Особенно страшна утренняя ругань в общественном транспорте-это вершина начала зимнего дня! Не дай Бог на кого-нибудь в троллейбусной давке слегка, невзначай от резкого торможения троллейбуса упасть, не просто стоящего впереди тебя жлоба, а на тихо смиренно стоящую старушку. Тут всё, тебя накрывает зенитно-ракетный комплекс С-300, с ног снесёт волна отборного мата, испуганные лица окружающих соседей по давке, начинают образовывать пустое пространство, на недосягаемое до тебя расстояние. Выйдя из троллейбуса бредёшь в задумчивости, узнавший о себе очень много нового. Идёшь морально оплёванным к себе на работу и только ты об этом знаешь. Думаешь на какой хрен я вышел на работу!
Библиотека только распахивает свои двери для первых посетителей, а кто-то уже приступил к своим обязанностям. Там в недрах хранилища, кипит повседневная работа, пыль не успевает улечься на своё законное место, на книгах и полках как её тут же стряхивают с вытащенной книгой со стеллажа и занимает другая, которая ещё две недели тому назад должна была лежать на своём месте.
Старческая тень скользит по книжным стеллажам, древнее существо хранителя библиотеки приступило к своим обязанностям. Одето в костюм серого мышиного цвета. Такого старого покроя, что ни у кого больше нет такого в городе. Старенький, но он очень ему по сердцу. Смотритель всегда элегантно одет и выглажен. Каждый кто его встретит скажет, что он работник культуры и не ошибётся. Его лицо до удивления вытянутое, плоский нос, широкий лоб и маленькие заострённые ушки. Но в его внешности была необычная особенность, это были его усы. Длинные тонкие усы завитые кверху, как у Дали. Смотритель ими очень гордился и берёг их.
Много лет тому назад смотритель нашёл иностранный журнал, забытый в хранилище по рассеянности племянником первого секретаря обкома. Он часто заходил в хранилище взять почитать редкую и ценную книгу. Смотритель кроме как на русском ни на каком другом не говорил, а тут такая дефицитная вещь лежит и никому не нужная. Как её не взять, вот он его и позаимствовал. Племянник на следующий день пришёл за журналом в библиотеку, а он загадочно исчез, будто о нём никто не слышал и не видел его.
Смотритель пришёл домой и внимательно стал рассматривать интересные цветные фотографии в журнале и вот он увидел большую статью с несколькими фотографиями. На одной из фотографий был мужчина с необычными усами, длинными и тонкими завитыми кверху. Сумасшедшие глаза хозяина фотографии так покорили смотрителя, что он вскочил с кресла и тряся им в руках, побежал показывать журнал своей жене с криками "Катя...Катя...посмотри какой интересный человек. Ты случайно не знаешь, кто это?"
-Нет, не знаю и знать не хочу. Я что книжки читаю,-ответила жена.
Через неделю его поиски завершились успехом, по статье было понятно, что это художник с мировым именем, в таком журнале о ком попадя статью на две страницы писать не будут. На двух фотография он стоял возле картин и одна была очень смешная, на ней была башня с огромными куриными яйцами. Через неделю тщательнейшего розыска смотритель в большой советской энциклопедии раскопал небольшую статью о испанском художнике сюрреалисте Сальвадоре Дали, в его фотографии он узнал свой предмет поиска. В статье рассказывалась его биография и что недавно на его родине Фигерасе открыли Театр-музей Дали. В статье ещё была картина-женщина смотрящая в окно и стоит она спиной к зрителю. И вот с этого момента у смотрителя появился заграничный друг такой же сумасшедший как и он сам.
Его старуха каждый день напутствует привычным ворчанием.
-Опять ты идёшь, что там тебе, мёдом намазано?! Сколько своих лет там угробил, ни выгоды, ни навару. Нормальные выбирают магазины, овощные базы. Сытно, уютно а ты...старый пень. Прилип к этим книгам, так и помрёшь на них.
Её рука скрюченная артритом, разглаживает складку на его пиджаке. У них это так заведено. Чмокнув её в лоб, он выдвигается в путь, лежащий через весь город. Слякоть, грязь, холод, ему все включающие в себя городские помехи нипочём. Жизнь для него-это его книги!
-Вот вы мои деточки, сколько лет я с вами, уж не помню. Оберегаю, храню вас. Если б не я, растащили вас по частным коллекциям. Сгнили бы вы у сумасшедших букинистов. Пройдут года, и не вспомнят, кто сохранил вас в лихие времена. Да и мне не надо внимания, славы! Лишь бы вы были вместе со мной.
Эти слова он произносил каждое утро, как молитву. Дышать вековой пылью, просто наслаждение для него, не променял бы это, ни на что другое. Старуха всю плешь проела, а ему не прожить и дня без его дитяток.
Шаги его беззвучны только звук работающих вентиляторов разносит коридор по остальным хранилищам.
-Надо Ваське напомнить, чтоб номер три подкрутил, а то шумит, как реактивный двигатель, не дело это, книги не любят шума. Да милые?!
Прикладывает не земные силы, чтобы перекатить стремянку к следующему стеллажу. Его кости раскалываются от боли. Распухшие суставы пальцев не дают ему покоя, его руки с трудом сжимают лестницу.
-Нет сил уже от этого полиартрита. Старуха притащила с аптеки мазь для суставов, а она просроченная. Сталина на них нет. В его время, их бы к стенке поставили, а нет же, сейчас свободно торгуют, и никого ничего не стесняясь. Просроченным товаром!!! Паскудство.
Плюёт на пол. Стремянка в солидарность ему болезненно скрипит. Поставив стремянку на место, по-старчески запыхавшись, вытаскивает из нагрудного кармана пиджака накрахмаленный носовой проток. Вытирает им лоб. Отдышавшись идёт в другой конец хранилища, где хранятся более ценные произведения.
Порывшись в кармане, достаёт блокнот и карандаш. Все листы блокнота исписаны красивым каллиграфическим почерком. Количество, кому выданы, даты возврата. Этот список постоянно обновляется, а старое аккуратно вычёркивает коротким карандашом.
-Вот вы где, мои любимые,-трясущиеся его руки, становятся твёрдыми и чуткими, словно по взмаху волшебной палочки, вмиг перестают они трястись. С нежностью держит книгу, словно младенца, обнимает, люлюкает что-то.
-"Триодь постная" Псалтырь 1632 года, московского печатного двора.
Подходит к старому столу, эпохи тридцатых годов двадцатого века. Столешница обита зелёным сукном. Не хватает только абажура тех времён, сидящего за столом кгбшника в форме, графина с водой и одного стакана Мухиной. Аккуратно кладёт её на стол. Быстро семеня ногами возвращается к тому же стеллажу. Берёт следующую. Годами отработанные до механизма движения, точны и плавны. Повторяются так несколько раз.
-Библия И. Фёдорова "Острог 1581 года.-Подушечки пальцев гладят обложку. Словно слепой читает по системе Брайля. Шепчет, ведёт беседу с ними. В этот миг он молодеет, его лицо напоминает небесного ангела. Парящего среди облаков, окрылённого счастливца. Но скрип открывающейся двери возвращает его с небес в хранилище.
-Опять эта практикантка Люся пришла, и что ей не сиделось в читальном зале?! Там тихо спокойно, выдавала бы себе книги посетителям, нет, надо было ей сюда спуститься, припёрлась. Опять шум подымет. А они не терпят, когда их беспокоят. Надо бы мне удалиться, а то до самого конца дня, будет стоять её визг у меня в ушах.
Молодая практикантка Люся, учащаяся второго курса, будущая библиограф, бодро шагала по хранилищу и что-то напевала на ходу. Возле стола с книгами выложенных ровно в ряд, останавливается, как вкопанная. На неё настороженно смотрит старая крыса, шкура с жёлтым отливом, местами побитая плешью. Чёрные точечки глаз в упор вытаращились на неё. Крыса напряжённо следила за Люсей. Что она предпримет? Не дав ей опомниться, крыса одним прыжком преодолела несколько метров, нырнула под стеллаж и юркнула в свою нору. Люся одновременно с ней завизжала и вскочила на письменный стол. Её крик мог бы разбудить мёртвого, но на её призыв прибежала только Галина. Старая дева в конец потерявшая надежду найти своего прынца. Это она поняла в свой день рождения, когда ей исполнилось сорок три года. Галина находит утешение только в своей работе.
-Люсенька! Что случилось?! Кто тебя напугал?
Люся белая, как простыня, говорит дрожащими губами,-там крыса.
-Где?
Отрывая руку от груди четвёртого размера, сжимающую 2 и 3 тома Чехова, изданные в 1903 году. Тычет пальцем в пустой проход между стеллажей,-тттам она была.-Слегка заикаясь, говорит Люся.
-Фу ты ну ты, напугала ты меня. Ну и что?! Что в первый раз крысу увидела? У нас тут их стаи бегают. Большая была?
-Да!
Галина с силой вытаскивает из Люсиных объятий книги и кладёт их на стол возле её ног.
-Я их боюсь!!! До смерти!!! Это не просто крыса, эта очень умная, я бы сказала разумная. Ты не видела её глаз. В них я прочитала...неприязнь ко мне.
-Не выдумывай ерунды, и давай слезай со стола. Обивку порвёшь. Она и так уже на ладан дышит. Знаешь сколько реставрация такого стола стоит?
Люся опёршись на Галино плечо, осторожно сползла со стола.
-А ты мне скажи тогда, кто книги вытащил на стол? Аааааа...я с утра здесь не была.
-Да точно...может Николай Иванович взял? Хотя он бы нас послал.
-Я эту крысу, уже не первый раз вижу. Василия Петровича просила потравить её. Ничего её не берёт. Живучая скотина.
-Ладно успокойся, пойдём чаю заварим, цейлонского, настоящего. Это не тот, что у нас в магазинах продаётся. Мне племянница оттуда привезла, прям с пылу с жару, чуть ли не с самой плантации. Она по тем краям больше полугода гуляла. Племянница у меня буддистка. Я когда пачку раскрыла, чуть сознание не потеряла, такой запах! Думала всё, пропаду на месте. Попьём, у тебя нервы успокоятся, там разберёмся, кто книги взял-Галина возвращает книги на место.
Из крысиной норы мерцают два огонька, негодующе провожая две женских фигуры до самой двери.