Мелькиадес : другие произведения.

Тишина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  
   ТИШИНА
   Пьеса в четырёх действиях.
  
  
   Действующие лица и прочие проходимцы:
  
   Александр Нездешний - мужчина, 35 лет, высокого роста, чуть небритый. Одет в джинсы, клетчатую рубашку и старую кожаную куртку.
   Смерть - девушка, 21 год, невысокого роста, длинные чёрные волосы, старая, поношенная одежда. Одна прядь волос выкрашена в синий цвет.
   Вергилий - мужчина, 30 лет, рабочая одежда, левый рукав сильно испачкан в крови, левая рука перевязана.
   Автор - мужчина непонятного возраста, на лице белая маска без вырезов для глаз и рта. Рост и телосложение - те же, что и у Нездешнего.
   Дети.
   Звуки за окном.
   Снег.
  
   Комната. Точнее - однокомнатная квартира на окраине Москвы. Слева стол, справа - кровать. По центру комнаты - входная дверь, сразу слева от неё - кухня, на вешалках слева от двери висит несколько старых курток и солдатская шинель. На столе стоит чайник, две чашки, одна из которых перевёрнута. Из крана капает вода. В некоторых местах на стенах чуть отвалилась краска.
   Кровать представляет собой толстый матрас, лежащий на полу, его покрывает огромное, раза в два больше матраса, одеяло. В комнате два окна, одно - над раковиной, второе - над кроватью. Окна большие, до потолка, необычно большие для московских квартир.
  
   Время действия: зимняя ночь. Предрассветные часы - около 5 утра. Вся пьеса сопровождается абсолютной тишиной, изредка прерываемой разговорами и посторонними звуками. Продолжительность пьесы: ровно столько времени, сколько нужно, чтоб полюбить, разлюбить и полюбить снова.
  
   Пьеса очень медленная. Долгие паузы между словами, действие в основном неспешно, в отдельных моментах - даже затянуто.
  
  
   М.
  
   ______________________________________
  
  
  
  
   Действие 1.
   Сцена 1.
  
   На сцене никого нет. Сначала раздаётся звук настраиваемой гитары, затем несколько пробных аккордов.
   Слева появляется Автор, в руках у него пишущая машинка. Проходит через всю сцену, доходит до тёмного угла в правой части сцены, глазами ищет стул. Кладёт пишущую машинку на пол. Идёт через всю сцену обратно, к столу, берёт один из стульев, снова идёт через всю сцену, садится в углу, кладёт машинку на колени и начинает неспешно что-то печатать. Листа бумаги в машинке нет.
   Свет гаснет.
  
   Сцена 2.
  
   Загорается свет.
   Нездешний сидит за столом, вполоборота к зрителям, лицом к входной двери. Молча курит, периодически посматривая на дверь. Автор сидит в углу и всё так же что-то печатает. Листа бумаги в машинке по-прежнему нет.
  
   За окном звук проезжающей машины.
  
   Автор перестаёт печатать. Смотрит куда-то вдаль, предположительно - за окно. Нездешний не реагирует.
  
   Звук отпираемой двери. Сначала - один замок, затем - другой. Дверь пытаются открыть, но она заперта снаружи на цепочку.
  
   Женский голос из-за двери: Открой.
  
   Нездешний молча продолжает курить.
  
   Женский голос, настойчивее: Открой!
  
   Нездешний: Чего тебе надо?
  
   Автор негромко усмехается.
  
   Голос: Это я.
  
   Нездешний: Кто "я"?
  
   Голос: Открой дверь. Это я.
  
   Нездешний: Кто?
  
   Голос: Смерть.
  
   Пауза. Автор с интересом следит за развитием событий. Нездешний в нерешительности встаёт, медленно проходит по комнате, заглядывает в щель, чтобы увидеть того, кто с другой стороны двери.
   За окном негромкая брань, детских смех и звуки шагов по глубокому снегу.
  
   Нездешний: Зачем ты пришла?
  
   Молчание.
  
   Нездешний: Зачем пришла-то?
  
   Нездешний подходит к двери, открывает дверь. В комнату вваливается Смерть. Одежда помятая, растрёпанная, ведёт себя очень стеснительно, смотрит в пол, не знает, что сказать, что сделать. Руки прижаты к телу.
   Нездешний закрывает дверь. Смотрит на смерть. Автор снова начинает что-то печатать, уже не отвлекается.
   Нездешний подходит к Смерти, обходит её со всех сторон. Смерть начинает грызть ногти.
  
   Нездешний: За мной пришла?
  
   Смерть чуть заметно кивает.
  
   Нездешний: Не рано?
  
   Смерть бормочет под нос что-то невнятное, очень быстро и тихо, так, что не разобрать.
  
   Нездешний хватает её за плечи, разворачивает к себе, громко спрашивает: Не рано?
  
   Смерть: Не я это решаю... Я просто...
  
   Нездешний: Выполняешь свою работу?
  
   Смерть чуть заметно кивает.
   Нездешний смотрит на неё сбоку, видно, что злится, но утихает.
  
   Нездешний: Чай будешь?
  
   Смерть кивает.
  
   Оба подходят к столу, садятся. Нездешний встаёт, берёт чайник набирает воду, ставит на плиту. Зажигает спичку, со второй попытки включает газ. Автор чуть слышно откашливается. Смерть поворачивается и смотрит на автора, Нездешний не реагирует. Смерть поворачивается обратно.
   За окном звон бьющегося стекла.
   Оба сидят молча.
  
   Смерть: Извини. Нам... Идти надо.
  
   Нездешний: А почему меня? Сосед мой - 90 лет старику, почему не его?
  
   Смерть осторожно пожимает плечами.
  
   Смерть: Я только забираю. Мне говорят, кого забрать, я и забираю.
  
   Вскипает чайник. Нездешний наливает обоим чай. Смерть кивком благодарит. Нездешний закуривает ещё одну сигарету, отсутствующим видом смотрит на часы. Смерть отпивает немного чая.
   Нездешний встаёт, начинает ходить по комнате.
  
   Смерть: Идёшь?
  
   Нездешний: Я не пойду. Завтра... Ты понимаешь, мне нельзя сейчас. Я до завтра дожить должен.
  
   Смерть: А что будет завтра?
  
   Нездешний молча подходит к окну, смотрит на небо. За окном ночь, падает снег.
   Смерть мнётся на стуле, не знает, что сделать.
  
   Смерть: Тогда я уйду одна.
  
   Смерть встаёт, Нездешний подбегает к ней, насильно усаживает на место.
  
   Нездешний: Ты останешься здесь.
  
   Смерть: Зачем? Что ты делаешь?
  
   Нездешний, кричит: Ты никуда не пойдёшь! И ты останешься здесь!
  
   Нездешний хватает её за руки, кидает на пол. Смерть кричит. Падает на пол, но не встаёт, смотрит на Нездешнего (сидит на полу спиной к залу). Нездешний покидает сцену. Возвращается, неся в руках молоток и гвозди. Смерть не двигается. Нездешний прибивает Смерть к полу за края одежды. Смерть лежит головой к залу, ногами - в сторону двери, в позе покойника. Нездешний садится на стул между ней и дверью, лицом к залу. Закуривает.
  
   Сцена 3.
  
   Свет дважды включается и выключается. Потом становится темнее, но достаточно, чтобы видеть всех.
   10 минут длится молчание, за это время Нездешний выкуривает несколько сигарет. За окном слышно пьяные крики, звон стекла, несколько проезжающих машин. Автор не печатает, смотрит на Смерть. Затем он встаёт, берёт со стола недопитый чай Смерти, допивает его, и садится обратно. Его действий никто не замечает.
   Свет гаснет.
  
   __________________________________
   ИНТЕРМИССИЯ:
   Звучит невнятное соло на гитаре. Мелодии как таковой нет, некоторые звуки похожи на скрип железа по стеклу.
   Занавес открывается.
   __________________________________
  
  
   Действие 2.
   Сцена 1 (и единственная)
  
   За окном ярких свет. Утро. На сцене пусто. По сцене пробегает несколько детей, играющих во что-то. Когда они исчезают из вида, дверь отпирается, но останавливается, закрытая изнутри на цепочку. Из угла сцены появляется Автор, который открывает цепочку. Автор удаляется, но из двери никто не выходит. Через минуту Автор выходит из двери. Оглядывает помещение. Вдруг раздаётся стук в дверь. Автор подходит к двери, открывает дверь. Стоящий за порогом одет в точности как и Автор, но его лица не видно, поскольку Автор закрывает его собой от зала. Автор снимает маску, стоя спиной к залу. Ни одного лица не видно. Вошедший надевает маску Автора. Автор отступает на шаг, чтоб дать вошедшему пройти. Вошедший проходит в центр комнаты. Отличить его от предыдущего автора невозможно, они похожи как две капли воды. Прежний автор, не поворачиваясь и не показывая лица, уходит, новый Автор закрывает за ним дверь на цепочку.
   Свет гаснет.
  
   ___________________________________
   ИНТЕРМИССИЯ:
   Та же, что и в прошлый раз.
   ___________________________________
  
  
   Действие 3.
   Сцена 1.
  
   Та же сцена, что и в конце первого действия: Нездешний сидит между Смертью и дверью. Смерть лежит н полу. Свет притушен. В углу сидит Автор и что-то печатает. Листа в пишущей машинке нет.
   Нездешний встаёт, уходит со сцены. Автор поднимается, берёт молоток и освобождает Смерть. Затем садится обратно. Смерть медленно понимается. Оглядывается по сторонам. Очень медленно встаёт, затем на цыпочках идёт к двери. Пытается как можно тише отпереть дверь, возится с замком. Из-за угла сцены появляется Нездешний. Быстро подбегает к Смерти. Смерть вскрикивает от страха, отскакивает от двери, отбегает к правой стене, садится около неё, закрывает лицо руками. Слышно, что она плачет. Нездешний подбегает к ней, осторожно перед ней садится, обнимает, пытается успокоить. Затем просто сидит рядом.
   Оба молчат.
  
   Смерть: Расскажи мне что-нибудь...
  
   Нездешний: Рассказать?
  
   Смерть: Угу.
  
   Нездешний думает минуту, потом начинает говорить: Одна знакомая девушка была. Года три-четыре назад. Мы с ней познакомились когда я на дне рождения у сослуживца был. Она песни писала. Классные, жизненные. Одна песня у неё была, называлась "Ветер неизвестности". Она говорила всегда, что написала её в честь какого-то парня, с кем вместе училась, он на войне погиб потом. Песня о человеке, который больше любит неизвестное, чем существующее. Даже между тем, что лучше и тем, что ещё не открыто, всегда выбирал неизведанное. А я когда послушал песню, сразу сказал: это про меня. Она её потом часто играла, когда я рядом был. Любил я эту песню. И однажды, помню, она струну порвала, когда играла. И посмеялась только, говорит: будем познавать неизведанное. Как, интересно, прозвучит эта песня на пяти струнах? Спела первый куплет, и тут у неё вторая струна порвалась. Мы посмеялись, а она упрямая, играть продолжает. Когда у неё к концу песни порвалась третья струна, она вздохнула и сказала: "Да уж. А я думала, такое бывает только на концертах..."
  
   Смерть: Ты любил её?
  
   Нездешний: Да. Было дело. Она полгода назад на машине разбилась. Хороший человек был.
  
   Короткое молчание. Автор в углу комнаты перестаёт печатать, отвлекается на что-то, затем снова принимается за дело.
  
   Нездешний: Пошли.
  
   Смерть: Куда?
  
   Нездешний (встаёт): Ты же пришла за мной.
  
   Смерть (хватает его за рукав): Нет, подожди.
  
   Нездешний: Почему?
  
   Смерть молча смотрит в пол, берёт его за руку.
   Нездешний тянется к окну, но смерть останавливает его.
  
   Нездешний (шепотом): Кто ты?
  
   Смерть молча целует его в губы. Свет гаснет.
  
  
   Сцена 2.
  
   Оба лежат обнявшись на матрасе под огромным одеялом, так, что видно только головы, руки и обнаженные плечи. Автора на сцене нет.
  
   Смерть: А ты знаешь, сколько всего есть способов умереть?
  
   Нездешний: Сколько?
  
   Смерть: Два. От себя самого и от моих рук.
  
   Нездешний: А я думал, ты всех забираешь.
  
   Смерть: Только не тех, кто ушел без меня. Они убивают себя, а найти их потом невозможно. Меня-то рядом нет, кто их сопроводит-то... Иногда отлавливаю некоторых, но как же их среди всех остальных узнаешь?
  
   Нездешний: А что, они вот так и ходят?
  
   Смерть: Ходят.
  
   Нездешний: И ты так же ходишь?
  
   Смерть: Хожу. А нас всё равно никто не узнаёт. Вот не сказала бы я тебе, кто я - как бы ты узнал, что я - смерть?
  
   Нездешний: Я бы просто узнал. Кто ещё ко мне зайти мог?
  
   Смерть смеётся, обнимает Нездешнего, прижимается к нему всем телом. Пауза.
  
   Нездешний: А у тебя было когда-нибудь вот так?
  
   Смерть: Как?
  
   Нездешний: Ну вот так, как у нас?
  
   Смерть широко улыбается: Нет. А у тебя?
  
   Нездешний удивлённо смотрит на Смерть. Через мгновение оба начинают смеяться. Смерть гладит Нездешнего по щеке.
  
   Нездешний (шутливо): А почему со мной?
  
   Смерть: Не знаю. Но согласись, забавно получилось.
  
   Оба смеются. Потом замолкают, лежат молча.
   Автор смотрит на часы на руке.
   Занавес опускается
  
   ИНТЕРМИССИЯ:
   Свет окончательно гаснет. Звучит песня Александра Непомнящего "Оскольская":
  
   Победили навсегда холода,
   Лес продрог и горизонт постарел
   Одиноко, как любая высота
   Беспредельно, как любой предел
   С точки зрения облаков лишь тот прямой
   Путь, где каждый день по новой слова костру
   Победить - значит прийти в пустыню домой
   Знают как и умирают по одному
  
   Остается молчать в ответ вьюге в окно
   В первый раз удивляться, видеть новым деревья
   Остается знать, что где-то вопреки заодно
   Наш огненный отряд посреди неверья
  
   Исчезали мы кругами с глади озер
   Замерзали с черным взглядом полыньи
   И летел во вражьи спины верный топор
   Ниоткуда: ни из-под земли, ни из синевы
   Пусть солдаты ищут кошек по темным углам
   В облачка стреляют и копают огород
   Пусть бегут, спешат по нас не знавшим следам
   Там нас нет, а здесь - лес, утро, солнце встает
  
   Остается молчать в ответ вьюге в окно
   В первый раз удивляться, видеть новым деревья
   Остается знать, что где-то вопреки заодно
   Наш огненный отряд посреди неверья
  
   Мы смотрели друг на друга сквозь прицел
   И не оставляли права не судить
   Честными грехами пишет грязный мел
   Летопись на снеговую нить
   А цыплят сочтет по осени одна
   Не дожившим, не простившим и не жившим - всем
   Непришедшая, несбыточная весна
   В черном небе над городом Вифлеем
  
   И нестрашно смотреть в ответ вьюге в окно
   В первый раз удивляться, видеть новым деревья
   Остается знать, что где-то вопреки заодно
   Наш огненный отряд .....
  
  
  
   Действие 4.
   Сцена 1.
  
   Та же сцена. Смерть и Нездешний спят на кровати. За окном - утро. Автора по прежнему нет. Раздаётся громкий стук в дверь.
   Нездешний просыпается. Смерть ещё спит. Нездешний встаёт, одевает брюки, подходит к двери.
  
   Нездешний: Кого там ещё тьма несёт?
  
   Вергилий: Это я.
  
   Нездешний: Кто "я"?
  
   Вергилий: Саш, открывай дверь.
  
   Нездешний открывает дверь. Вергилий входит в комнату, смотрит на Смерть, затем - на Нездешнего. Волосы у Вергилия всклокочены, взгляд резкий и нервный.
  
   Вергилий: Саш, мне сказали, что ты умер. Я даже видел рапорт из милиции. И фотографии. Саш, как это может быть? Ты жив, или нет?
  
   Нездешний: Как видишь, жив.
  
   Вергилий: Кто она?
  
   Нездешний: А что?
  
   Вергилий: Ты с ума сошел, Саша? Ты помнишь, что должно быть сегодня, ты помнишь об этом? А я с утра получаю известие о твоей смерти, вижу тебя живым, да ещё с какой-то девицей в постели. Ей 18-то есть?
  
   Нездешний: Поверь, она старше, чем кажется.
  
   Вергилий: Собирайся, Саша, приберись хотя бы. У тебя всего несколько часов.
  
   Нездешний: Я никуда не поеду.
  
   Вергилий молча смотрит на Нездешнего. Смерть просыпается. Молча смотрит на Вергилия. Оборачивает себя одеялом, подбирает одежду и уходит со сцены.
  
   Вергилий: Ты с ума сошел, Саша?
  
   Нездешний: нет, всё в порядке. Просто уйди сейчас, я тебе позже всё объясню.
  
   Вергилий: Саша, ты что, не понимаешь? Через три часа ты должен быть на месте, а чего ты тут делаешь?
  
   Кто-то отпирает дверь снаружи, н наталкивается на то, что дверь заперта на цепочку. Нездешний подходит к двери, открывает её, оглядывается, но никого не видит. В этот момент в левом углу сцены появляется Автор. В руках у него ручка и блокнот. Но молча стоит, прислонившись к стене, но его как будто не видят. Нездешний подходит к Вергилию.
  
   Нездешний: Я никуда не поеду, Вергилий. Пойди и скажи им. Всё кончено.
  
   Вергилий: Ты поедешь, Саша, ты поедешь!
  
   Нездешний: Так заставь меня!
  
   Вергилий что-то достаёт из кармана. Пауза. Вергилий на вытянутой руке что-то показывает Нездешнему. Нездешний едва заметно бледнеет и неотрывно смотрит на Вергилия.
  
   Вергилий: Ты поедешь, Саша. Сейчас мы выйдем отсюда, я отвезу тебя к себе, там приведу в порядок, и всё пройдёт, как распланировано.
  
   Нездешний молча смотрит на Вергилия, затем подходит к кровати и начинает одеваться. Из-за правого угла сцены появляется Смерть.
  
   Смерть: Не уходи!
  
   Нездешний: Всё оказалось ошибкой. Я не подумал, когда делал это. Прости меня.
  
   Смерть: Не уходи! Прошу тебя! Я умоляю, не уходи! (падает на колени) Не оставляй меня, не уходи, умоляю!
  
   Нездешний: Всё уже решено.
  
   Смерть: Прошу тебя!
  
   Смерть переводит взгляд и смотрит на Автора. Из-за сцены доносится звук чьих-то шагов. Потом к нему прибавляется ещё один. Шаги шумные, твёрдые. Потом кажется, что за сценой уже ходят пять или шесть человек. Свет начинает мигать.
   Смерть в ужасе закрывает лицо руками. Кричит. Падает на пол. Затем встаёт, подбегает к Нездешнему. Падает перед ним, целует его руки. Она опускается перед ней, начинает целовать её. Шагов за сценой становится ещё больше. Топот превращается в один постепенно нарастающий гул. Смерть встаёт на ноги, Нездешний - за ней. Сзади Вергилий замахивается, чтобы ударить Смерть, но Автор хватает его за руку. Раздаётся удивлённых крик Вергилия.
   Свет резко гаснет. Звук шагов так же резко обрывается. На сцене абсолютный мрак, полнейшая тишина. Занавес опускается.
   _____________________________________
   ИНТЕРМИССИЯ:
   Проходит в полной тишине.
   _____________________________________
  
  
   Действие 5. Последнее.
   Сцена 1 и единственная.
  
   На сцене та же комната, что и в начале, то же освещение, всё на тех же местах. За окном валит снег.
   На середину сцены выходит Автор. В руках у него пишущая машинка. Он ставит машинку на стол, проводит руками по клавишам, затем ставит чайник на плиту, предварительно его наполнив, зажигает спички, поджигает газ. Погасшую спичку выкидывает в окно. Доходит до того угла, где сидел во время пьесы, берёт стул, на котором сидел, ставит его обратно к столу.
  
   Автор садится за стол и снимает маску. Под маской, разумеется, Нездешний. Он берёт из-за пазухи блокнот, перелистывает его, затем закрывает и убирает обратно. Нездешний встаёт, выходит на центр сцены, становится спиной к залу.
  
   Дверь отпирается. Открывается сначала верхний замок, затем - нижний. Дверь открывается ровно настолько, насколько ей позволяет цепочка. Сквозь узкий проём видно лицо Смерти. Она улыбается и смотрит на Нездешнего.
  
   Смерть (шутливо): Ты собираешься мне открыть, или нет?
  
   Нездешний смеётся и идёт открывать дверь. Свет медленно гаснет. Слышно, как Смерть и Нездешний о чём-то разговаривают.
   Не прекращая разговоров, звучит песня Александра Непомнящего "По одному":
  
   Плети узоров раскрасили плечи
   Воздух трясли прекрасные речи
   Падали камни вместо дождя
   Вновь кто-то умер, но это не я
   Вновь кто-то умер, но это не я
  
   Паскудную песенку плачет пластинка
   Последнюю борозду пашет скотинка
   В колокола набилась земля
   Вновь кто-то умер, но это не я
  
   Отчаяние - частная форма покоя
   Праведный гнев изошел тошнотою
   В заснеженной комнате четыре угла
   Вновь кто-то умер, но это не я
   Вновь кто-то умер, но это не я
  
   Словно взгляды в небеса в ожидании любви
   Как больничные палаты - желтые простыни
   Как письма, что домой шли, пережив солдат
   Мотыльки по одному на костер летят
   На костер летят
  
   Нет этой улицы, снесен этот дом
   Ветки сухие лечат огнем
   Погосты похожи на города
   Вновь кто-то умер, но это не я
   Вновь кто-то умер, но это не я
  
   В размокшей тетради обрывки стихов
   Бульдозер засыпал всех в один ров
   Желание загадано - упала звезда
   Вновь кто-то умер, но это не я
   Вновь кто-то умер, но это не я
  
   Словно взгляды в небеса в ожидании любви
   Как больничные палаты, желтые простыни
   Как письма, что домой шли, пережив солдат
   Мотыльки по одному на костер летят
   На костер летят
  
   Сказки по прежнему за облаками
   Бывшие листья хрустят под ногами
   Горку грязной посуды убери со стола
   Вновь кто-то умер, может быть я
  
   Словно взгляды в небеса в ожидании любви
   Как больничные палаты, желтые простыни
   Как письма, что домой шли, пережив солдат
   Мотыльки по одному на костер летят
   На костер летят
  
   Заметал песок развалины вечных городов
   Заживали на земле раны славных боев
   И видел Бог, как превращался первый смех детских глаз
   В темноту, да в хриплый вздох, что - в последний раз
  
   Словно взгляды в небеса в ожидании любви
   Как больничные палаты, желтые простыни
   Как письма, что домой шли, пережив солдат
   Мотыльки по одному на костер летят
   На костер летят
   ...
   ...
   ...
   ...
   Занавес.
  
   КОНЕЦ!!!
  
   Мелькор, 16 июня 2004 года, США, Нью-Йорк.
  
   Благодарности вдохновителям:
  
   Виктории А.
   Вронникову А.
   Непомнящему А.
  
   Посвящается им же.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"