III цивилизация, которую я назвал цивилизацией Руси, завершилась образованием в Восточной Европе основы российского этноса - определенного вида людей современного антропологического типа, которые, несмотря на свою принадлежность к различным народам, и, являясь носителями различных археологических культур, называли себя русскими. Окончательно российский этнос, по теории этногенеза Л.Н. Гумилева и по закону Акта Творения, сформируется приблизительно только к 13797 году, то есть к началу X цивилизации. Все последующие вливания в русский этнос будут весьма незначительны и никак существенно на него не повлияют.
Что касается Разума русского этноса, то он начал формироваться со 2 марта 5643 г. до н.э. с первого дня I цивилизации. В первые пятнадцать цивилизаций будут образовываться лишь материальные формы умов российского этнического Разума, которые окончательно сформируются только к концу XV цивилизации, ко 2 марта 26757 года. Последующие пятнадцать цивилизаций, образовавшиеся материальные формы умов, будут одухотворяться, то есть наполняться духовным содержанием.
К завершению Акта Творения русского этноса, начиная, примерно с XXVI цивилизации сам русский этнос, как определенный антропологический вид современного человека, постепенно начнет исчезать с лица земли, и окончательно исчезнет на XII цивилизации Акта Творения следующего этноса (не берусь сказать, как он будет называться) в период с 82917 по 85077 год. Начиная с XXVI цивилизации, которая начнется 2 марта 48357 года, на территории нынешней России начнут появляться люди более совершенного антропологического вида, которые придут на смену современному виду людей. Назовем их условно homo super sapiens. Каким будет этот человек, то предоставляю вам самим пофантазировать на эту тему, единственно могу сказать, что у этого вида людей иммунная система будет на порядок выше, чем у современного человека, и физической пищи он будет потреблять на порядок меньше, и вообще, основные жизненные потребности такие, как сон, еда и секс, будут выражены значительно слабее.
Акт Творения нового вида людей начнется 2 марта 59157 года с формирования нового этноса, а, следовательно, и формирования нового Разума этого этноса. Неизменным останется лишь Закон Акта Творения.
* * *
Теперь кратко рассмотрим порядок образования материальных форм умов российского этнического Разума.
На I цивилизации российского этноса, цивилизации "Древнейших арийцев", образовалась материальная форма Духовных Умов Серафимы российского этнического Разума. На I цивилизации был сделан только первый шаг к осознанию Единого бога, на этом, первом, этапе своего духовного развития человек осознал существование двух миров, в которых он живет - материального и духовного.
На II цивилизации российского этноса, цивилизации Арийцев, образовалась материальная форма Духовных Умов Херувимы российского этнического Разума. На II цивилизации происходил процесс познания материального мира и его зависимость от мира духовного, было выведено ряд законов, по которым осуществляется взаимодействие двух миров.
На III цивилизации российского этноса, цивилизации Руси, образовалась материальная форма Духовных Умов Престолы российского этнического Разума. На III цивилизации уже была выделена главная духовная сила, творящая жизнь на земле, а также ряд сил, способствующих поддержанию жизни, сотворенной главной силой. Эти силы имели духовно-материальную основу, поскольку отождествлялись все еще с материальными объектами - это Солнце, Луна, огонь, вода и т.д., обожествляясь, они получали статус богов. Такое духовно-материальное видение двух миров помогло людям еще глубже изучить законы взаимодействия духовного и земного. В конечном счете, у различных народов, накопленные знания, вылились в создание систематизированного свода законов, объяснявших сотворение жизни на земле и предписывающих надлежащее ее поддержание. Главный же закон у всех народов заключался в прямой зависимости материального мира от духовного.
В связи с чем, духовно-материальное видение создателя всего сущего на земле, а также духовно-материальное видение второстепенных богов перестало удовлетворять людей, поскольку такое видение никак не укладывалось в рамки основного закона, предписывающего главенство духовного над земным. Таким образом, к началу IV цивилизации произошло четкое отделение духовного от земного. Помимо этого, само собой напрашивалось осознание Единого Творца, Который создал материальный мир по Своему Единому для всего живого Закону. Так верование в духовно-материальных богов на III цивилизации, к началу IV цивилизации вылилось в появлении веры в Бога Единого, Имеющего исключительно духовную основу.
На IV цивилизации начала формироваться материальная форма Духовных Умов Господства российского этнического Разума.
Духовные Умы Господства обладают свойством быть не раболепными и совершенно свободными от всякой низкой привязанности к земному. Поэтому они постоянно устремлены к истинному Господству, свято преобразующие в совершенное Богу подобие, как самих себя, так и все им подчиненное.
Это говорит о том, что IV цивилизация - это период первого истинного религиозного переживания, заключающегося в осознании Единого и Истинного Бога, как Творца всего сущего и его Управителя. Поэтому сакральной задачей IV цивилизации уже будет являться не познание окружающего мира и роли человека в этом мире, а познание Единого Бога, Сотворившего мир и человека, и роль человека в Его мире.
Познавая Бога, общество будет совершенствовать и различные методы познания: естественный - через видимые творения Божии, и сверхъестественный - через Божественные озарения и откровения. Индивидуально и коллективно, через статичное созерцание и динамичное делание, через святость и через грех и т.д.. Вся жизнедеятельность человека в этот период осознанно или неосознанно будет подчинена одной цели - познанию Бога. Посему все свои поступки и мысли, за период IV цивилизации, человек, так или иначе, будет соотносить, в конечном счете, с Богом, ища у Него оправдания или осуждения своим делам и мыслям. В свою очередь, различные методы познания и различные условия породят и различные учения о Боге, но, тем не менее, всеми будет признаваться неоспоримым факт единства Бога для всех.
Мысль о том, что Бог Един для всех будет исходить, в первую очередь, из определения Его, как Творца всего сущего, а значит и всех людей. Это определение подкреплено и законами развития всего живого во Вселенной, выведенными многими народами еще на их III цивилизациях, которые совпадают по всем главным пунктам, хотя у каждого народа они выводились исходя из особенностей их менталитета и образа жизни, поэтому выглядят различными по форме изложения.
Вера в Единого Бога на IV цивилизации появилась не на пустом месте, а явилось, своего рода, естественным выходом накопившегося за период предыдущих трех цивилизаций духовного энергоинформационного потенциала.
Невольно напрашивается вопрос, а был ли создан свод духовных законов к концу III цивилизации в только что оформившимся русском этносе, думаю, что вряд ли. И тому препятствовало ряд объективных причин. Во-первых, русский этнос, точнее еще только его формирующаяся основа к концу III цивилизации состояла из многих и не всегда родственных народов, если учесть присутствия в нем представителей племен балтов, финно-угров, ас-русов и скандинавов, у которых были свои верования. Это положение, с одной стороны, способствовало приходу русского этноса к Единобожию, объединившее их всех в готовой вере, взятой на стороне у греков, но никак не способствовало созданию в тот момент своей собственной веры, своего собственного систематизированного свода духовных законов. Во-вторых, на протяжении всей III цивилизации на территории Руси не было единого народа, которому никто бы не мешал создавать свой собственный свод духовных законов так, как это было в Иудее, Индии, Китае или в пустынях Аравии. На протяжении всей истории III цивилизации на территории Руси постоянно одни племена сменяли другие, одни боги приходили на смену другим богам, поэтому в этот период формировалось только общее представление, которое никак не подвергалось классификации и закреплении духовных знаний в систематизированной форме. Ну и, в-третьих, у сформировавшегося к концу III цивилизации русского этноса отсутствовала письменность, поэтому общее представление о законах управления духовным миром земного фиксировалось лишь в устных преданиях, дошедших до нас в виде сказок. Наиболее из них наполненные духовным содержанием знакомы и любимы нами с детства - это: "Курочка ряба", "Сказка про репку", "Колобок" и ряд других, известных нам, как русские народные, так и сказки народов мира.
Что касается, так называемых "Русских Вед", то это современное художественное произведение, скомпилированное из нескольких источников, которые, по оценкам некоторых историков, не всегда и не полностью достоверны. Поэтому не стоит их рассматривать, как систематическое изложение духовных законов, явившихся в конце III цивилизации, как результат накопления духовного энергоинформационного потенциала русского этноса.
Относительно решения принять русскому князю крещения от греков, думаю, не может быть выделена только одна какая-нибудь причина, как и в любом другом серьезном деле. Само решение складывалось из совокупности многих причин. Но главной, хотелось бы выделить, то, что к концу III цивилизации, к началу 30-х годов IX столетия, в русском этносе стала пропадать вера в силу их языческих богов. Этому способствовало активное формирование основы русского этноса в этот период, когда на сравнительно небольшом пространстве вокруг Киева очутились представители, практически, всех племен и народов тогдашней Восточной Европы. Там были, в первую очередь, поляне, древляне и северяне, вятичи, уличи и тиверцы, представители асо-славянских племен, а также скандинавы, все они называли себя одним словом - русы. Всех объединяло общее дело - торговля, но у всех было разное верование, и сей факт вносил разброд в их умы - никто не мог понять, чем одни боги отличаются от других, и какие из них лучше. Если учесть тот факт, что к концу III цивилизации языческая вера, как отработанный материал, стала с каждым годом убывать и требовала появления более совершенного вероисповедания. Это отразилось и на законах внутри самой русского этноса, которые переставали работать, по мере убывания веры у русичей.
К этому можно присовокупить и политическую обстановку, сложившуюся к 30-ым годам IX века, а именно появление на Византийском престоле царя Феофила, который с первых дней своего воцарения (829 г.) стал отгораживаться от русов, поскольку видел в них, как в язычниках, угрозу для Византии. Аналогично и те народы, что были непосредственными соседями русов, и которых можно было рассматривать, как потенциальных партнеров в торговых операциях, но уже успели перейти к исповеданию Единого Бога, также относились к руссам предвзято, как к людям второго сорта. Это были и германцы на западе, и особенно хазары на юго-востоке, которые были связаны непосредственно с Великим шелковым путем, и которые рассматривали Русь не только как своих торговых партнеров, но и как конкурентов в торговле с Византией. Отсюда следует, что русам был прямой смысл уровнять свои шансы в плане веры, как с хазарами, так и с греками. Что касается их западных торговых партнеров, то и франки относились к язычникам более чем недружелюбно, так же видя в них постоянную угрозу своему благополучию, как от безбожников, не ведающих Законов Бога.
Все это привело к тому, что в феврале 837 года от русов отправилось большое посольство с Киевским князем во главе в Константинополь где они, ознакомившись с основами христианской веры, 2 марта приняли крещение. Прибыло ли посольство Росов специально для того чтобы креститься, или это было совершено попутно с другими посольскими делами - история умалчивает, но можно смело предположить, что столь большое посольство прибыло в Константинополь именно с целью крещения, а уже потом все остальное. За это предположение говорит и тот факт, что оно - посольство - там очень долго находилось.
Дело в том, что таинство крещения очень серьезный и очень ответственный момент, требующий время на подготовку крещаемых. Это не просто в лохань с водой окунуться. В те времена к такому шагу, как крещение, люди относились очень серьезно, поэтому так много времени ушло на подготовку к таинству крещения большого посольства от Россов. Предварительно крещаемым необходимо было усвоить символ веры, а значит ознакомиться с Катехизисом, обрядами, службами и прочие.
Как бы там ни было, но факт остается фактом - 2 марта 837-го года Русь в корне изменила свою духовную основу. Зачатие свершилось, был положен и освещен первый камень в духовное основание Российской цивилизации. Таким образом, о крещеных руссах узнали в Византии, а значит и все народы, с которыми она поддерживала связи.
После этого посольство разделилось - одна часть вместе с князем вернулась в Киев, а другая часть отправилась к франкскому императору Людовику Благочестивому (король Франков и император Запада с 814 по 840 гг. из династии Каролингов). Чтобы передать ему подарки и личное послание императора Феофила, в котором тот предлагал подтвердить отношения "мира и любви" между двумя странами. Таким образом, и Западная Европа узнала о крещеном народе, который называет себя русы.
2 марта 837 года, с принятием русским князем крещения в Константинополе, с переходом русского народа на новую ступень своего развития на более высокой духовной основе, началась IV цивилизация русского этноса, которую я назвал Российская.
ИНВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД
РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
I СТУПЕНЬ Акта Творения Российской цивилизации:
со 2 марта 837-го года по 2 марта 909-го
"Вначале сотворил Бог небо и землю" (Быт. I: 1)
Исходя из образовавшейся к концу III цивилизации материальной формы Духовных Умов российского этнического Разума, называемого Престолы, Святой Дух, закручиваясь в своем движении далее, приступил к образованию материальной формы следующих в нисходящем порядке Духовных Умов Российского Разума, называемые Господства.
Духовные Умы Господства так же, как и прочие умы состоят из пятнадцати видов умов, отличающихся друг от друга по своим основным характеристикам, возможностям и предназначению.
На I ступени Акта Творения материальной формы Духовных Умов Господства, образовывалась материальная форма Духовных Умов Серафимы Духовных Умов Господства, которые, как и подобает Духовным Умам Серафимам, в миниатюре отобразили весь Акта Творения IV цивилизации России, демонстрируя его изначальную модель, основу, матрицу, и тот порядок, по которому будет твориться весь Акт.
Рассмотрим I ступень Российской цивилизации подробнее, разбив ее на ступеньки, поскольку она также представляет собой акт творения.
1 СТУПЕНЬКА - со 2 марта 837 года по 26 июля 839-го - время закладки первого камня в основание всей ступени, как отдельного акта творения, и получения директивы основных направлений решения его задач.
Прежде чем перейти непосредственно к самим историческим событиям произошедшим на I ступени Российской цивилизации, сначала посмотрим, как расположились племена в Восточной Европе в самом начале истории Руси.
"Повесть временных лет", составленная в двенадцатом веке на основе первой летописи одиннадцатого века, открывается общим этнографическим и географическим обзором. Для удобства мы будем рассматривать происхождение русских племен, группируя их по географическим областям следующим образом:
а) Юго-западная область;
б) Юго-восточная область;
в) Запад;
г) Лесной район Припяти
д) Север.
а) Юго-Западная область включала в себя правобережную Украину (без Волыни и Галиции) и Бессарабию, то есть территорию от Прута на западе до нижнего Днепра (ниже Киева) на востоке. Это родина западной группы антов в шестом веке. Граница между территорией, контролировавшейся мадьярами, и землями антов проходила по линии от Тирасполя на нижнем Днестре к устью Роси на Днепре. Мадьяры в девятом веке жили к востоку от этой линии, а славяне - к западу.
В девятом веке там проживали следующие русские племена: поляне, уличи и тиверцы. Поляне к этому времени занимали большую часть Киевской области, тиверцы - южную часть Бессарабии, а уличи - северную Бессарабию и южную часть Подольской области.
Само название, тиверцы, возможно, происходит от названия крепости Тура (Tvra, Turris), в которой император Юстиниан I (император Византии с 527 по 565 гг.) разместил одно из антских племен, предков тиверцев. Название Тура, видимо, некоторым образом связано с античным названием Днестра Тирас (Turaz), который упоминается Геродотом.
Относительно уличей, то в разных летописях их имя читается по-разному (уличи, улучи, угличи, улутичи, лютичи, лучане). Название "улучи", возможно, происходит от русского слова "лука". В этой связи мы можем вспомнить излучину черноморского побережья между устьями Днепра и Днестра. Именно сюда Иордан помещает антов (возможно, и пушкинское Лукоморье происходит именно оттуда).
Поляне в то время, когда составлялась первая русская летопись (XI в.), населяли район Киева. В седьмом и восьмом веках, однако, место их обитания было, скорее всего, на юге. Поскольку территория нижнего Буга в то время занималась улучами, можно определить место жительства полян в районе Ингула. Вероятно, они также контролировали устье Днепра. Даже в десятом и одиннадцатой веках Олешье в устье Днепра служило киевским (т.е. полянским) купцам перевалочным пунктом на их пути в Константинополь. С приходом мадьяр - в конце восьмого века - поляне отступили на север, в район Киева, который до этого, по всей видимости, был занят древлянами. Племенное имя полян (как и древлян), возможно, дано им, или принято ими, как указание на природу страны, в которой они жили изначально. Название "поляне" означает "полевой (степной) народ", "древляне" - жители лесов. О полянах, судя по летописному свидетельству, можно сказать, что производство изделий из железа находилось у них на высоком уровне. Особенно они были известны своим искусством ковки оружия, в частности, мечей. Первая летопись содержит характерный рассказ об ответе полян хазарам, когда последние потребовали с них дань. Поляне предложили заплатить мечами, разумеется, не своим личными, а выкованными на продажу.
б) Юго-Восточная область занимала территорию к югу от реки Угры и ее продолжения, реки Оки. На западе эта территория ограничена течением Днепра вниз от Могилева; на востоке - течением Дона; на юге - Черным морем. В эту территорию также входит Азовский регион и дельта Кубани.
Во время составления первой летописи вся юго-восточная часть той территории, которую мы рассматриваем, контролировалась куманами, и только в устье Кубани Тмутараканский "остров" оставался в руках русских. В восьмом веке на нижнем Дону и в Приазовье были русские (асо-славянские) поселения. Возможно, также, что русские проникли и в Крым.
Первая летопись содержит названия трех юго-восточных русских племен, а именно: севере, или северяне, радимичи и вятичи.
В одиннадцатом веке северяне заселяли бассейны следующих восточных притоков среднего Днепра: Псёл, Суда и Десна с ее притоком Сеймом; это соответствует территориям Черниговской, Курской и северо-западной части Полтавской областей.
Радимичи населяли бассейн реки Сож, то есть левобережную часть Могилевской области.
Вятичи контролировали южную часть бассейна Оки и район верхнего Дона, охватывая территорию Орловской, Калужской, Тульской и Рязанской областей. В более ранний период земли этих трех племён простирались намного дальше на юго-восток, и племена были вытеснены на север только в результате печенежских и куманских набегов. Можно предположить, что в первой половине девятого река северяне занимали весь бассейн Донца, а радимичи - Десны. Когда северяне были оттеснены на северо-запад от бассейна Донца печенегами, они, в свою очередь, вытеснили радимичей к северу от Десны в район Сожа. Что касается вятичей, мы можем предположить, что первоначально их поселения находились на Дону, по крайней мере, доходя на юге до Богучара. Нет сведений о названии асо-славянского племени, которое заселяло в восьмом и девятом веках нижний Дон и Приазовье, но можно утверждать, с большой степенью достоверности, что оно называлось русь или рось. Поскольку в этом регионе в начале девятого века была основана, по свидетельству восточных историков IX века, "на Руси разветвленная феодальная иерархия, включавшая бояр и князей, в Чернигове, Переяславле, Любиче, Ростове, Полоцке во главе с их верховным господином - "великим князем русьским". В 837 году этот титул попал и в западные источники. Но все источники столицей Руси называют Киев.
в) Западные земли включали в себя Западную Волынь и Галицию. Западная Волынь в восьмом и девятом веках была местом проживания дулебов, а Галиция, расположенная на северо-восточных склонах Карпатских гор, была родиной хорватов (кроатов). Хорватов можно считать одним из племен асов или антов. Страна, которую они заселяли, называлась Белой Хорватией, а географически и этнографически она образовывала соединение русских, польских и чешских племен. Согласно Гауптманну, именно из Галиции хорваты (кроаты) перешли Карпатские горы в южном направлении и проникли сначала в бассейн верхней Эльбы (Лабы), а затем в район среднего Дуная, пока они, наконец, не осели к югу от этой реки. Часть этого племени, однако, осталась в Галиции и в конце девятого века признала над собой господство моравского князя Святополка. В конце десятого века киевский князь Владимир, в свою очередь, заявил права на Галицию.
История дулебов тесно смыкалась с историей хорват. Во второй половине шестого века авары завоевали дулебов и вынудили часть из них мигрировать в Моравию. В основном же племя, однако, осталось в Волыни, переместившись немного на север вниз по Западному Бугу. Возможно, именно после этого они стали известны как бужане.
г) Лесной район Припяти. К северу от Припяти жили дреговичи, к югу - древляне. В десятом веке древляне обитали в лесной и болотистой местности между течениями рек Ирши и Тетерева на юге и Припяти на севере. Однако, есть основания считать, что в более отдаленные времена, предшествовавшие отступлению полян от нижнего Днепра в район Киева вследствие натиска мадьяр, территория, занимаемая древлянами, распространялась значительно дальше на юг, чем в десятом веке. Возможно, тогда они контролировали киевские земли, по крайней мере район вокруг самого Киева; иными словами, их земли простирались до северной кромки степной зоны.
д) Север. В северных и северо-западных землях было два главных племени: кривичи и словене. Кривичи заселяли верховья Днепра, Западную Двину и Волгу, контролируя таким образом важное пересечение речных путей. Словене, двигаясь на север от среднего Днепра, достигли берегов озера Ильмень не позднее шестого века. В том же шестом веке был заложен и Новгород.
Судя по археологическим свидетельствам, кривичи имели много общего со словенами. Для тех и других типична была кремация усопших. Лишь в одиннадцатом веке, под влиянием христианских ритуалов, среди кривичей распространилось погребение.
* * *
К началу IX в. Языческая вера перестает быть духовной пищей для русичей, особенно это почувствовали русские князья, так как методы управления, основанные на языческом веровании утратили свою действенность. Вдобавок, потребность сблизится со своими торговыми партнерами по вере стали испытывать и купцы, от которых князья также были зависимы. Христиан к тому времени в Киеве было предостаточно, не исключено, что русские князья должны были иметь представление о христианстве, поэтому и было ими взято христианство за основу объединяющего начала всей Руси. И потом, только христианство, а не иудаизм и ислам могли примирить русичей с основными своими торговыми партнерами - Византией, Священной Римской империей, воссозданной Карлом Великим и, отчасти, с Хазарским каганатом.
2 марта 837 года русские князья, вместе с купцами, среди которых были и скандинавы, будучи в Константинополе, принимают крещение.
После чего, посольство вернулось домой, но возвращаясь, разделились на две группы - русские князья и купцы славянского происхождения ушли в Русь, а русские купцы скандинавского происхождения, по поручению Феофила, отправились к императору Людовику I Благочестивому. Далее, известно, что после посещения Людовика I русские купцы скандинавского происхождения ушли в Швецию, поэтому из этого можно заключить, что просьба Феофила совпадала с намерениями скандинавов навестить Швецию по своим торговым делам.
О прибытии этого посольства записано в "Бертинских Анналах" (летописный свод Сен-Бертенского монастыря, охватывающий историю государства франков с 830 до 882 гг.), и резюме содержания письма, отправленного с посольством Феофилом Людовику, там, где оно касается русских посланников, гласит следующее: "Он (Феофил) также направляет вместе с ними (византийскими посланниками) неких людей, которые заявляют, что их племя зовется русь и что их правитель называется Каганом (Chacanus)(не исключено, что так, или похоже, звали самого русского князя)".
Согласно летописцу, эти люди (русские посланники) были шведами по происхождению (eos gente esse Suenorum).
Также там говорится, что "они проделывали (свой путь к Людовику) среди варваров очень жестоких и страшных народов". То есть, этой фразой здесь подчеркивается, что послы, в отличие от жестоких варваров (язычников) были христианами.
Позже, норманисты использовали этот документ в доказательство того, что русами звали именно скандинавов, а уже от них Русь получила свое самоназвание. Однако на территории Скандинавии никогда не существовало племени Русь, или любого другого близкого по звучанию, иначе оно как-нибудь закрепилось бы в древних скандинавских сагах или названии местности, или еще как-нибудь, но ничего похожего обнаружено не было.
Из этого можно заключить, что здесь речь может идти только о скандинавах, осевших в Руси - "принявших российское гражданство", как сказали бы сейчас, поэтому и назвавшимися русскими подданными.
2 марта 837-го года Русь в корне изменила свою духовную основу. Зачатие свершилось, был положен и освещен первый камень в духовное основание Российской цивилизации.
Хотя, первоначально, принятие князьями христианства можно расценивать, скорее, как политическое объединение русских племен под властью киевского князя, и касалось оно, в первую очередь, князей остальных племен, бояр и купцов. Что касается народа, то их к принятию христианства никто не принуждал, и они продолжали, кто хотел, поклоняться своим языческим богам с той только разницей, что повиноваться им теперь приходилось христианскому князю, который свой княжий суд вершил по христианским законам.
* * *
Факт принятия именно христианства русскими князьями на 1-ой ступеньке I ступени Акта Творения Российской цивилизации, говорит о том, что духовной основой России на протяжение всего Акта Творения, до 2997 года, будет только христианство, хотя и будут возникать, время от времени, локальные очаги язычества.
Также можно сказать, что во взаимодействии с другими странами Россия всегда будет стремиться строить свои взаимоотношения на основе взаимовыгодного партнерства.
* * *
Далее, при рассмотрении истории Руси я нередко прибегал к "Повести Временных лет" - источнику, в котором собраны исторически события из различных древнерусских летописей в более-менее правдоподобной последовательности. Единственно, меня смущали указанные в ней даты.
При рассмотрении дат, указанных в "Повести временных лет", нужно учитывать то, что в оригинальной версии первой летописи для раннего периода никаких дат не указывалось вообще, и все даты появившиеся в "Повести временных лет", являются результатом додумывания ее составителя и не всегда соответствуют действительности. Например, там говорится: "а от Христова рождества до Константина 318 лет". Понятно, что речь идет о Римском императоре Константине Великом, но 318 год от Р.Х. не является, ни датой его рождения, ни датой его воцарения (323 г.), ни датой установления христианства основной религией Римской империи (330 г.). И с подобными "ляпами", читая "Повесть временных лет", сталкиваешься постоянно. Возможно, летописец, проставляя даты, вкладывал в них совсем иной смысл, стремясь показать ими не столько историческую дату, сколько, исходя из соображений библейской нумерологии, языком образов пытался объяснить духовный смысл того или иного, даже не события, а целого отрезка времени.
С одной стороны все это показывает, что летописью ни в коем случае нельзя руководствоваться как точной хроникой событий, особенно это касается событий IX-X вв., хотя сами события, как определенные этапы развития Руси, записаны в скрупулезно точной последовательности. С другой стороны, возникают новые вопросы, чем именно руководствовался летописец, компонуя события в определенные группы, давая им подзаголовки в виде конкретных цифр, подразумевая под ними годы от "сотворения мира"?
Таких пронумерованных отрезков различного объема в "Повести временных лет", непосредственно относящихся к истории Руси, я насчитал ровно 144. Хотел ли этим летописец сказать, что данный труд является наиболее полным, а значит и достоверным сборником исторических сведений о Руси, или что-то иное, но то, что он в историю Руси вкладывал определенный духовный смысл - это очевидно.
Я заметил, что образное описание того или иного периода, порой, точно совпадает с характеристикой аналогичных этапов Акта Творения, а их последовательность соответствует структуре Акта Творения, на основе которого выстроен порядок стихов всей Библии. Это наводит на мысль, что Нестор, составляя "Повесть временных лет", старался создать не столько исторический документ, сколько Русскую Библию - источник, в первую очередь, духовных знаний. И если учесть, что он творил во времена действия IV ступени - время разделения основного Света на отдельные Правды, то вполне может быть, что таким образом он пытался отделиться от Библии греческой, создав свою собственную, Русскую. Но его начинание продолжения не имело. В период же IV ступени в церквах и монастырях Руси как раз проходила компания, направленная священниками и монахами русского происхождения, против греческого засилия.
Исходя из вышесказанного, я уже рассматривал "Повесть временных лет" не как точную хронологию исторических событий, а как образные характеристики этапов-ступенек Акта Творения. Поэтому я взял на себя смелость корректировать даты исходя из Закона Акта Творения, который, в этом плане, погрешностей не допускает.
2 СТУПЕНЬКА - с 26 июля 839 года по 20 декабря 841-го - время, когда происходит осознание своего разотождествление с образом, созданном на предыдущем акте творения, на предыдущей ступени, что всегда выражается в попытке реставрации порядка существовавшего на предыдущем Акте Творения.
Первый пронумерованный отрывок "Повести временных лет" по своему характеру согласуется со 2-ой ступенькой акта творения I ступени Российской цивилизации, так как в нем летописец возвращает читателя назад, вкратце повествуя важные события, произошедшие от Адама до воцарения императора Византии Михаила III.
"От Адама и до потопа 2242 года, а от потопа до Авраама 1000 и 82 года, а от Авраама до исхода Моисея 430 лет, а от исхода Моисея до Давида 600 и 1 год, а от Давида и от начала царствования Соломона до пленения Иерусалима 448 лет" а от пленения до Александра 318 лет, а от Александра до рождества Христова 333 года, а от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего 542 года"
И далее уходит далеко в будущее, аж до Святослава. Это очень напоминает второй стих I главы Книги Бытия:
"Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою." (Быт. I, 2)
Восточные историки отмечают в 839 году "на Руси разветвленную феодальную иерархию, включавшую бояр и князей, в Чернигове, Переяславле, Любиче, Ростове, Полоцке во главе с их верховным господином - "великим князем русьским". Также они отмечают и тот факт, что все князья и бояре были крещены по христианскому обряду.
Упоминание этого периода именно восточными историками не случайно, так как в период с 839 по 841 гг. хазары возобновили свои притеснения на Русь.
Вернемся немного назад.
В конце VIII века племена асов и русов с нижнего Дона покорились хазарам. А племена асов в районе верхнего Донца были завоеваны мадьярами, последние, однако, считали себя наделенными верховной властью над хазарами в этой местности. Собственно, угроза со стороны хазар и мадьяр послужила толчком к объединению русо-славянских племен в единый союз Русь, центр которого находился сначала в устье Днепра, а после переместился в Киев.
Объединенные русы около 825 года отогнали хазар от устья Днепра и Дона, захватив контроль за выходом судов в Черное и Азовское море. В ответ хазары в 834 году смогли отогнать руссов из устья Дона и, при содействии императора Феофила за три года построили там свою крепость Саркел, упрочив, тем самым, свой контроль над пересечением сухопутных и морских торговых путей в регионе нижнего Дона. Сам же контроль заключался в том, что они установили в этом месте свою плату за провоз товаров. Но чтобы обезопасить свой контроль над нижним Доном, хазарам было необходимо утвердить свой контроль заодно и над верхним Доном и верхним Донцом.
В 839-840 гг. хазары завоевали северян и вятичей, а позднее и радимичей. Относительно хазарского контроля над полянами свидетельства противоречивы. А судя по летописному свидетельству, в котором говорится, что хазары требовали дань с полян, можно предположить, что они добрались в это время и до Киева. Но такое положение продолжалось не долго, в 841 году киевлянам удалось отогнать хазар от Киева.
Гораздо больше беспокойства киевлянам доставили мадьяры, которые в этот период захватили контроль над нижним Днепром, и даже продвинулись до самого Киева. В связи с этим "Повесть временных лет" упоминает резиденцию предводителя мадьяр - Олома ("Олмин двор"), который был расположен на холме возле Киева. Эта гора была известна как поселение угров (т.е. мадьяр) - Угорское.
* * *
На II ступени Российской цивилизации (909 - 981 гг.) основной проблемой Киевской Руси были хазары.
3 СТУПЕНЬКА - с 20 декабря 841 года по 14 мая 844-го - время образования основы акта творения, проявления света его основного замысла.
Следующий пронумерованный отрывок гласит следующее:
"Царь Михаил отправился с воинами на болгар по берегу и морем. Болгары же, увидев, что не смогли противостоять им, попросили крестить их и обещали покориться грекам. Царь же крестил князя их и всех бояр и заключил мир с болгарами."
Второй отрывок, датированный 6366 годом (858), как будто бы к Руси никакого отношения не имеет. В нем говорится о том, что византийский царь Михаил (род. 840 г.) пошел войной на болгар и принудил их креститься. На самом деле болгарский царь Борис принял крещение в 864 году, хотя и под именем Михаил, но от просветителей Кирилла и Мефодия.
Но все-таки, упоминание летописца о Михаиле не случайно. При Михаиле III в 842 г. было восстановлено иконопочитание. Полагаю, что в том году греческими миссионерами, постоянно сопровождавшими купцов, на Русь были привезены из Константинополя первые иконы, которые и стали Светом 3-ей ступеньки.
* * *
Вся III ступень Российской цивилизации (981 - 1053 гг.) пройдет под знаменем крещения Руси князем Владимиром.
4 СТУПЕНЬКА - с 14 мая 844 года по 8 октября 846-го - время разделения света основного замысла на отдельные составляющие его части, проявление ими своей индивидуальности. Время первого религиозного переживания.
По Закону Акта Творения именно в этот период должны были появиться на берегах Ладожского озера скандинавские племена, которых на Руси называли варягами, очевидно, от скандинавского слова voring - воин, поскольку первое знакомство с ними было именно, как с отрядом воинов. И позже, они зарекомендовали себя по всей Европе именно, как профессиональные воины, часто нанимаясь к различным монархам и князьям исключительно в этом качестве.
Хотя эра викингов, занимавшихся стихийными набегами на прибрежные поселения Западной Европы, в основном Франции, Испании и Италии, началась еще в середине VIII века, на берегах Ладоги они появились только в середине IX века. Причем это должны были быть новые первооткрыватели водных торговых путей из Дании на юг, поскольку путь через Средиземное море был перекрыт арабами, а путь через племена балтов, давно закреплен за шведами.
Путь же через Волхов оставался еще свободным, поэтому в середине IX века туда хлынули первые отряды датских викингов. Обследовав водный путь через Волхов и Днепр, они пришли к неутешительному выводу - проход в Черное море был перекрыт хазарами и мадьярами. Поэтому они осели в Ладоге, обложив данью окрестные племена.
Об этом в "Повести временных лет" рассказывает четвертый пронумерованный отрывок.
"Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и со всех кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма (то есть, от каждого дома)"
Таким образом "Повесть временных лет" отметила разделение Руси, характерное для четвертого этапа Акта Творения, на север и юг.
* * *
На IV ступени Российской цивилизации (1053 - 1125 гг.) так же произойдет разделение Киевской Руси на отдельные княжества. Киев по-прежнему будет считаться главным городом, но лишь номинально, остальные княжества ему подчиняться уже не будут.
5 СТУПЕНЬКА - с 8 октября 846 года по 2 марта 849-го - время обретения сил каждой разрозненной частью и обретения ею своего статуса. Время передела территории и сфер влияния, а, соответственно, и время зарождения будущего лидера.
На этой ступеньке, по Закону Акта Творения близ Новгорода должен был появиться Рюрик со своей дружиной. Это подтверждает и жизнеописание самого Рюрика, записанное в "Бертинских Анналах" и упоминание о нем в древнерусских летописях.
В российской историографии с XIX века предпринимались попытки отождествить Рёрика Ютландского с известным по "Повести временных лет" варягом Рюриком, основавшим династию Рюриковичей. Впервые эта идея была высказана пастором Х. Холлманом, опубликовавшем в 1816 году в Бремене работу "Рустрингия, певоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт".
В 1836 году немецкий историк Фридрих Крузе, профессор Дерптского университета, также отождествил Рюрика с Рёриком Ютландским, но эти работы в то время не получила широкого распространения.
В 1929 году эту гипотезу воскресил и заново аргументировал Н. Т. Беляев. Более весомым аргументом можно считать близкое соответствие археологических слоёв ютландского города Рибе и Ладоги Рюрикова времени.
Среди современных учёных за отождествление Рюрика Новгородского c Рёриком Ютландским высказывается Анатолий Кирпичников, на протяжении многих лет, возглавлявший археологическое исследование Старой Ладоги. Не исключал такой возможности и академик Рыбаков.
Лично я могу согласиться с этой гипотезой только частично, а именно - Рюрик не рассматривал серьезно Новгород, а вместе с ней и всю Русь, как объект своих завоеваний, а лишь, как временное прбежище. Основная же цель его жизни было вернуть утраченные земли в Ютландии, а торговое дело в Новгороде, которое он организовал, было для него лишь одной из статей его дохода. Поэтому, по большому счету, он и бывал там наездами, останавливаясь на время в своей резиденции Рюриковом городище близ Новгорода, ни разу не посетив сам Новгород. Если учесть такой мотив поведения Рюрика Новгородского, то его вполне можно отождествить с Рёриком Ютландским, для чего совпадений более чем достаточно.
Рассмотрим подробнее жизнеописание Рёрика Ютландского, записанное в "Бертинских Анналах". Попутно, я буду давать свою соображения относительно Рюрика Новгородского, ссылаясь на упоминания о нем в "Повести временных лет".
Рёрик происходил из клана Скьелдунгов, правившей в Хедебю. Его дядей был ютландский конунг Харальд Клак, однако кто из трёх братьев Харальда был отцом Рёрика - вопрос открытый.
Его отец был изгнан из Ютландии и принял вассальную зависимость от Карла Великого, от которого получил около 782 г. Фрисланд в ленное владение. Его детство прошло в беспокойном окружении, поскольку отец, а после его смерти старший брат Рёрика, постоянно вели войну с правителями, захватившими власть в Ютландии. В 826 г. или около того старший брат Рюрика Харальд, которому удалось захватить часть Ютландии (но позднее он был изгнан оттуда), принял покровительство Людовика Благочестивого и был окрещен в Ингельхейме, возле Майнца. Поскольку Харальд прибыл туда со всем своим семейством, то и Рюрик тоже был окрещен, о чем есть соответствующее указание в "Бертинских Анналах".
С ранней молодости Рёрик находился в тени своего старшего брата Харальда. Вместе они были изгнаны из Ютландии и жили грабежом фризских берегов. В 841 г. они выступили на стороне Лотаря против его отца Людовика Благочестивого, а после смерти Людовика были вознаграждены уделами в земле фризов.
Лотарь использовал верных ему норманнов как орудие в борьбе с братьями - Людовиком Немецким и Карлом Лысым, которые не оставляли планов овладения Нижними землями. В начале 840-х гг. резиденцией Рёрика служил остров Виринген, а его брат обосновался на Вальхерене. Богатый город Дорестад, похоже, находился в их совместном владении.
После заключения сыновьями Карла Великого Верденского мира в 843 г. Лотарь, решил избавиться от необходимости держать в Дорестаде норманнских наёмников. В 844 г. Рёрик с братом были обвинены в измене и брошены в темницу, где Харальд скончался. Рёрику удалось бежать из заточения. Он собрал значительное войско, и какое-то время, плавая на больших ладьях, занимался грабежом прибрежных земель Лотаря.
В период между 846 и 849 гг. Рёрик вполне мог появиться в новгородской земле. Назовем этот период Первым посещением Рюрика Новгорода. Прогнав оттуда, давно осевших там шведских купцов, грабивших новгородцев, он обосновал свой стан, который получил название "Рюриково городище", став единственным варяжским купцом, контролировавшим Волхов.
Об этом говорит и пятый пронумерованный отрывок "Повести временных лет":
(новгородцы) "Изгнали варяг за море, и не дали им дани".
Сами новгородцы прогнать шведов не могли, значит это сделал тот, кто мог себе это позволить, получается, что кроме Рюрика было некому, тем более, что он был заинтересован избавиться от конкурентов больше самих новгородцев.
Застолбив свое место под Новгородом, оставив там часть дружины, Рюрик ненадолго покидает новгородскую землю.
В это время, сообщает "Повесть временных лет" новгородцы: "начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом".
Такой образ межличностных отношений характерен только для 5-ой ступеньки.
* * *
V ступень Российской цивилизации (1125 - 1197 гг.) вся пройдет в междоусобной войне между князьями.
Так же незаметно для всей Руси, как Рюриково городище, на V ступени возникнет деревенька на Москва реке, которая со временем превратится в стольный град Московского княжества и всей Руси.
6 СТУПЕНЬКА - со 2 марта 849 года по 26 июля 851-го - время определения приемлемой формы взаимоотношений друг с другом, с соседями и с Богом.
Далее хронисты сообщают о Рёрике следующее. В 850 г. Рёрик при содействии своего двоюродного брата Годфреда Харальдсона отвоевал у Лотаря Дорестад и Утрехт. В 850 г. Рюрик спустил на воду флот в триста пятьдесят кораблей, с которым он грабил прибрежные районы Англии (возможно, число кораблей несколько преувеличено для пущего эффекта). В последующие годы он направил свое внимание на устье Рейна и Фрисланд. Лотарь был вынужден пойти на компромисс и возвратил Фрисланд Рюрику на том условии, что он будет защищать побережье империи от нападений других викингов. Поскольку Рюрик теперь не мог беспрепятственно грабить побережье Северного моря, он снова устремил свое внимание к Балтике.
Вполне вероятно, что в этот период Рюрик добрался до Руси, где установил с русскими князьями дружественные отношения, чему способствовало общность торговых интересов и единая христианская вера.
* * *
VI ступень Российской цивилизации (1197 - 1269 гг.) станет периодом установления дипломатических отношений со своими соседями.
7 СТУПЕНЬКА - с 26 июля 851 года по 20 декабря 853-го - время мирного благоустройства, время отделения Божественного от земного.
На этой ступеньке, скорее всего, Рюрик занимался тем, что скупал у новгородцев - словен, кривичей, чуди - товары на продажу, так как скупать оказалось намного выгоднее, чем отнимать силой, как это делали предшественники Рюрика.
Это способствовало не только накоплению торгового потенциала самого Рюрика, но и развитию промысла и ремесел среди северных племен.
Вероятнее всего, скупленные в северных землях товары - мед, пушнину, оружие из железа и пр., он вывозил на продажу в тот же Фрисланд, или в Русь, обменивая их там на зерно, в котором нуждались северяне.
* * *
Подобно этому и московские князья на VII ступени Российской цивилизации (1269 - 1341 гг.) будут скупать земли у удельных князей, накапливая, тем самым, потенциал Московского княжества, а вместе с ним и всей Руси.
8 СТУПЕНЬКА - с 20 декабря 853 года по 14 мая 856-го - время рождения лидера и установления межличностных отношений. Время генеральной уборки. На этой ступеньке происходит своеобразная чистка, время избавления от всех накопившихся негативов во взаимоотношениях с лидером, которые мешают дальнейшему развитию.
Интерес Рюрика к прибалтийским землям получил новый толчок, когда Лотарь вынудил его снова отдать Фрисланд, вместо которого ему в 854 г. был дарован другой лен в Ютландии. Став владыкой Южной Ютландии, Рюрик получил прямой доступ к Балтийскому морю и оказался, таким образом, в лучшем, чем ранее, положении для того, чтобы принимать активное участие в балтийских делах.
В 854 г., по сообщению Бертинских анналов, Рёрик с двоюродным братом Готфредом приняли участие в распрях за главенство в Ютландии. Причиной этого источник называет то, что Лотарь передал всю Фризию своему сыну. Вмешательство в датские дела было неудачным.
Три года спустя анналы сообщают о новом вторжении Рёрика в Данию. На этот раз, с одобрения Лотаря, ему удалось занять земли за пограничной рекой Айдер - возможно, до самого фьорда Шлее, на котором стоял отеческий Хедебю.
То есть Рюрик снова отсутствовал на своей исторической родине три года в период с 854 по 857 год - это как раз период 8-ой ступеньки. В это время русы должны были очистить проход в устье Днепра от мадьяр, и вполне возможно, что и Рюрик со своей многочисленной дружиной принимал в этом активное участие, поскольку был кровно в этом заинтересован.
Правда "Повесть временных лет" умалчивает об этом событии, но указывает на его дружину, как на варяг из-за моря, называя их русью. Так дружину Рюрика могли назвать только после объединения его с Русью.
Вслед за этим последовало и историческое призвание Рюрика на княжение в Новгород.
"И пошли они за море к варяжской руси, это варяжское племя называлось русь, так как каждое варяжское племя имело свое название, как то: шведы, норвежцы, и готы".
Выражение: "И пошли они за море к варяжской руси..." если не красочный оборот, иначе, где бы они там за морем Рюрика с его дружиной искали, то, скорее всего, под морем летописец подразумевал озеро Ильмень. Тогда тем более понятно, куда именно ходили новгородцы, то есть, непосредственно в Русь. Но если быть более точным, то новгородцам особенно и ходить-то никуда не надо было, поскольку Рюрик - предводитель русских варягов итак постоянно был с ними, поэтому выбор, кого именно призвать из Руси на княжение в Новгороде, отпадал сам собой.
Это положение подтверждает и летопись. Согласно некоторым изводам Лаврентьевского списка, именно русь призвали эти племена, чтобы править ими: "реша руси чудь, словене, кривичи и весь", то есть, "Сказали руси чудь, словяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". Одним словом, призывая Рюрика, северные племена обращались к нему, как к представителю Руси.
Рюрик же, как сейчас бы сказали, принял русское гражданство еще и потому, что на тот момент не имел своей земли в Ютландии. О том, что он не имел своей земли, как шведы, норвежцы и готы, как раз и говорится в следующей части летописного предложения: "это варяжское племя называлось русь, так как каждое варяжское племя имело свое название, как то: шведы, норвежцы, и готы". Где летописец называет дружину Рюрика русью, имея в виду принадлежность дружины Рюрика к руси, и тут же уточняет их варяжские корни, тем самым подчеркивая их не славянское происхождение.
Далее летопись сообщает: "И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске.
Повествование о трех братьях-основателях - было всего лишь традицией того времени, причем не только на Руси - характерный пример легенда основания Киева тремя братьями. И, излагая приход к власти Рюрика в такой форме, летописец, тем самым, только подчеркивал значимость самого свершившегося события.
Вдобавок, слова "Синеус" и "Трувор" никогда не были личными именами у варягов. По-скандинавски Signjotr означает "победоносный", "блестательный", "сияющий в лучах славы" a Thruwar - "заслуживающий доверия", или точнее "защитник правых", "справедливый".
Делая небольшое отступление, хочу сказать, что в языческих северных землях, впрочем, как и на юге, должность князя была выборной - князя выбирал совет старейшин рода-племени - вече. Основной обязанностью князя являлась защита племени, то есть, князь выполнял чисто охранную функцию. Рюрик со своей дружиной, практически, итак выполнял эту работу, отгоняя от новгородской земли непрошенных гостей, а присоединившись к Руси, и зарекомендовав себя там своими ратными делами, его уже и вовсе могли воспринимать за своего. Поэтому, изначально Рюрика, как русского предводителя, призывали именно в качестве охранителя северных земель от посягательств "диких" варягов, рыскавших по берегам Балтийского моря в поисках легкой наживы. Отсюда и эпитеты - "Победоносный" и "Защитник правых".
Вероятно, летописец, отослав поэтичные прозвища Рюрика на Белоозеро и в Изборск, тем самым определил границы расселения его людей, и земли, взятые Рюриком под свое покровительство. Тем более, что впоследствии летопись о "братьях" Рюрика ничего не говорит, кроме того, что они вдруг оба в одночасье скончались, а Рюрик один принял всю власть. Но этот момент уже более близок по своему характеру к 9-ой ступеньке, поэтому о нем мы поговорим позже.
* * *
Подводя итог 8-ой ступеньке, можно отметить ряд значимых событий, которые произойдут на VIII ступени Российской цивилизации (1341 - 1413 гг.).
1). Произойдет объединение всех сил Руси перед Куликовской битвой, чтобы устранить общую для всех проблему в лице Мамая. Здесь я не исключаю того, что на 8-ой ступеньке у Рюрика в дружине перед его объединением с Русью были не только одни скандинавы, но также достаточно словен, кривичей, чуди и веси. Очевидно то, что мадьяры, контролировавшие выход в Черное Море, на 8-ой ступеньке стали назревшей проблемой и для северных купцов - словен, кривичей и т.д.
2). Будет в большей степени устранена зависимость Руси от татар - прекратится выплата татарам дани, получение ярлыков на княжение и пр., но средняя и нижняя Волга будет по-прежнему оставаться под контролем татар. Аналогично, очистив устье Днепра от мадьяр, средняя и нижняя Волга оставалась под хазарами.
3). Великим князем Дмитрием Донским будет установлена династическая форма наследования престола - основа будущей царской власти в России. Подобно этому и призвание Рюрика можно расценивать, как закладку основы будущего правления на Руси - княжеского рода рюриковичей. Рюриком будет установлено ступенчатое престолонаследования, когда главный стол наследовал старший рода, а не путем голосования, как это было до Рюрика.
4). Подобно тому, как сын Великого князя Московского, Дмитрия Донского, Великий князь Владимирский, Василий Дмитриевич, унаследовав Московский престол, автоматически присоединил к Московским землям Владимирское княжество, так и Рюрик, будучи русичем, автоматически присоединил к Руси северные земли. С его призванием северные земли стали вотчиной Руси. Об этом есть упоминание и в летописи: "И от тех варягов прозвалась Русская земля". Это упоминание будет справедливо и к третьему пункту.
5). Подобно тому, как на VIII ступени Российской цивилизации удалось остановить экспансию Литвы на Русь, так и на 8-ой ступеньке с окончательным приходом к власти Рюрика в Новгороде, прекратились всяческие попытки атаковать северные земли другими варягами.
9 СТУПЕНЬКА - с 14 мая 856 года по 8 октября 858-го - время обретения самостоятельности и независимости от своих соседей.
Далее в "Повесть временных лет" сказано:
"Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - славяне, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.