"И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы".
(Быт. I: 4)
Последующее, четвертое уплотнение Духовных Умов Господства российского этнического Разума образует материальную форму своих Духовных Умов, которые так же называются Господства. С их появления начиналось образование средней иерархии Духовных Умов российского этнического Разума, называемого "Господства".
Основная функция Средней Иерархии Духовных Умов, куда входят три группы Духовных Умов: Господства, Силы и Власти, заключается в их познавательности Бога, и накоплении, тем самым, духовно-информационного потенциала организма - в данном случае Российской цивилизации.
Непосредственно Духовные Умы Господства, по своим свойствам, совершенно свободны от всякой низкой привязанности к земному. Они чужды всякой униженности и постоянно устремлены к истинному Господству над всем земным, свято преобразуя в совершенное Богу подобие, как самих себя, так и все им подчиненное.
В силу этого, на IV этапе Акта Творения, объединившийся на III этапе организм, начинает дробиться на составляющие его члены с тем, чтобы каждый член имел возможность самостоятельно обрести именно ту информацию, которая необходима только ему для его дальнейшего развития. Если на первом этапе Акта Творения, при образовании материальной формы Первой, Высшей Иерархии Духовных Умов, куда входят Духовные Умы Серафимы, Херувимы и Престолы, весь организм насыщался общим для всех энергоинформационным фоном, то при образовании материальной формы Средней Иерархии Духовных Умов, каждый член организма начинает самостоятельно обретать необходимую только ему энергоинформационную пищу. Индивидуальное развитие каждого члена организма, в свою очередь, способствует их укреплению и должному развитию.
Четвертая ступень Акта Творения - это время обретения самостоятельности через разделение, время разотождествления не только с материнским началом, но и обособленности каждой части организма друг от друга. Такое положение необходимо для самосовершенствования каждой части в отдельности, познания ею окружающего мира, поиск своего места в этом мире и закрепления в нем.
Это положение относится, в частности, и к каждой 4-ой ступеньке, каждой ступени Акта Творения, и ко всей IV Российской цивилизации (837-2997 гг.) в целом. Поэтому, на четвертой ступени (1053-1125 гг.) Акта Творения Российской цивилизации максимально проявился характер всей IV Российской цивилизации, который выражается в разделении организма Руси на отдельные органы и получения ею первого религиозного переживания в виде осознания ею Единого Бога, неустанное познание Которого продолжается и по сей день.
1 СТУПЕНЬКА - со 2 марта 1053 года по 26 июля 1055-го - время закладки первого камня в основание всей ступени, как отдельного акта творения, и получения директивы основных направлений решения его задач.
Исходя из особенностей IV ступени Акта Творения Российской цивилизации, а именно получения на ней первого индивидуального сильного религиозного переживания и осознания Бога Истинного, и "Повесть временных лет" описывает эту часть русской истории в особом ключе.
Все двадцать семь ступенек IV ступени, судя по хронологии, которая соблюдена на этот раз достаточно точно, написаны языком монаха-пустынника, делая больше упор на духовные переживания происходившего, чем на сами исторические события, отступающие, в силу этого, как бы на второй план.
Так 1-ую ступеньку IV ступени Акта Творения Российской цивилизации "Повесть временных лет" сразу начинает с разделения столов в русском государстве, которое произошло сразу после смерти Ярослава Мудрого, занимавшего главный Киевский стол.
"Начало княжения Изяслава в Киеве. Придя, сел Изяслав на столе в Киеве, Святослав же в Чернигове, Всеволод в Переяславле, Игорь во Владимире, Вячеслав в Смоленске. В тот же год зимою пошел Всеволод на торков к Воиню и победил торков. В том же году приходил Болуш с половцами, и заключил мир с ними Всеволод, и возвратились половцы назад, откуда пришли."
Начнем по старшинству, с Изяслава, поскольку после смерти его отца Ярослава в 1053 году, и его старшего брата Владимира, умершего еще раньше он стал самым старшим в роду Рюриковичей.
Святослав, в крещении Димитрий, родился в 1024 г. в Новгороде, где в то время князем был его отец Ярослав Мудрый, а матерью жена Ярослава - Ирина, шведская принцесса Ингегерда.
Сначала он был князем в Турове, после смерти в 1052 году старшего брата, новгородского князя Владимира, стал князем в Новгороде, а после смерти Ярослава в 1053 г., как самый старший рода Рюриковичей, занял Киевский стол. Новгород же он сохранил за собой, а также область Изяславова, сверх того, простиралась от Киева на Юг и Запад до гор Карпатских, Польши и Литвы.
Святослав, в крещении Нико́ла, родился в 1027 году, был третьим сыном Ярослава Мудрого и Ингегерды Шведской. В 1953 году занял черниговский стол. Князь Черниговский взял еще отдаленный Тмуторокань, Рязань, Муром и страну Вятичей.
Со временем, Черниговское княжество к XI в. стало одно из наиболее крупных и сильных государственных образований Киевской Руси. Большая часть Черниговского княжества располагалась на левом берегу Днепра в бассейне рек Десна и Сейм. Княжество было населено северянами и, частично, полянами. Позже его владения распространились на земли радимичей, а также вятичей и дреговичей. В него входили также города: Новгород-Северский, Стародуб, Брянск, Путивль, Курск, Любеч, Глухов, Чечерск и Гомель. Владения и влияние Черниговского княжества доходили глубоко на север, в том числе и муромско-рязанские земли, а также на юго-восток, к Тмутараканскому княжеству.
До XI века княжество управлялось местными племенными старостами и воеводами из Киева, назначенными Великим князем для собирания податей с населения, разрешения судебных тяжб, а также для защиты княжества от внешних врагов, преимущественно кочевников.
Всеволод Ярославич родился в 1030 г., был четвертым сыном Ярослава Мудрого и Ингегерды Шведской. В 1953 году сел в Переяславле. Всеволоду, кроме Переяславля, также подчинялись Ростов, Ярославль, Суздаль, Белоозеро и Поволжье, или берега Волги.
Переяславское княжество было соседним с Киевским и служило оплечьем Киева от нападений степняков. Оно занимало область по Трубежу, Супою и Суле до Ворсклы, простираясь до верховьев этих рек. На северо-западе оно примыкало к киевским владениям на левой стороне Днепра; южная граница изменялась соответственно ходу борьбы Руси со степными племенами. Столицей княжества был город Переяславль.
Вячеслав Ярославич - пятый сын Ярослава Мудрого и Ингегерды родился в 1036 году. В 1053 г. получил в княжение Смоленск, но в 1057 году умер. Смоленское княжество заключало в себе нынешнюю Смоленскую область с некоторой частью Витебской, Псковской, Калужской и Московской.
До середины XI века Смоленск управлялся киевскими наместниками, собиравшими со смолян дань. После смерти киевского князя Ярослава в 1054 году Смоленск впервые получил своего князя, им оказался Вячеслав - пятый сын Ярослава. С появлением княжеских наместников, а позже - князей существенно меняется жизнь в Смоленске, изменяется и географическое положение города. Наместники и князья начинают селиться на левом берегу Днепра, в местности, которая получила историческое имя "Смядынь". С временем княжения христианина Вячеслава Ярославовича связано быстрое распространение православия в Смоленской земле.
Самый младший из братьев Ярославичей - Игорь (1037-1060), получил во владение Владимир, располагавшийся на северо-восточной окраине Руси, городишко в то время малопривлекательный.
Игорь прокняжил в нем недолго, и вскоре умер в возрасте 23 лет от роду, поэтому о нем и о его делах, практически, никаких сведений не сохранилось.
В Полоцке правил Всеслав Брячиславович, унаследовавший в 1044 г. удел отца.
В целом, Русь имела тогда шесть юных Государей.
"Повесть временных лет" упоминает одно из тюрских племен - То́рков, которых еще называли гузы, или узы, кочевавшее в южнорусских степях. В начале XI веке, теснимые половцами с востока, они прикочевали к Днепру, где столкнулись с русичами: в 1055 году князь Всеволод ходил на них, чтобы защитить Переяславскую землю.
В том же году, говорит летописец, Всеволод заключил союз с половцами.
Еще в 1055 году половцы попытались войти в область Переяславскую, тогда Князь их, Болуш, заключил мир со Всеволодом. Возможно, согласно этому договору, половцы выступали союзниками Всеволода в борьбе с торками, которых общими усилиями удалось прогнать с южнорусских земель дальше, в Венгрию и Болгарию.
По́ловцы (в европейских и византийских источниках - кума́ны или команы, в восточных источниках - кыпчаки́) - тюркоязычный кочевой народ, западная группа кыпчаков. В начале XI века из Заволжья продвинулись в причерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов и огузов. Подчинив себе эти племена, половцы пересекли Волгу и дошли до устьев Дуная, таким образом, став хозяевами Великой Степи от Дуная до Иртыша, которая и вошла в историю как Дешт-и-Кыпчак или, в русских источниках, Половецкая степь.
* * *
В это время и в русской митрополии произошли свои перемены.
В 1054 году христианский мир окончательно раскололся на восточную ветвь христианства - православие и на западную - католицизм.
Процесс обособления восточной церкви от западной начался после разделения Римской империи на Западную и Восточную в 395 году. С этого момента стали углубляться экономические, политические, культурные и духовные различия между западной и восточными частями Римской империи. Начало разделения было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 г. произошел разрыв между папой Николаем I и Константинопольским патриархом Фотием. На VIII Вселенском соборе раскол принял необратимый характер после полемики между папой Львом 4 и константинопольским патриархом Михаилом Келуарием (1054 г.) и был завершен, когда крестоносцы захватили Константинополь.
Название "православие" (от греч. "ортодоксия") впервые встречается у христианских писателей 2-го века. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией.
Основой православного вероучения признаны Священное Писание (Библия) и Священное придание (решения семи Вселенских соборов 4-8 веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст и др.).
На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения. Оно шло в долгой борьбе с многочисленными отклонениями, вариантами, многие из которых осуждены соборами как ереси. Одним из главных противоборствующих направлений стало арианство. Арианство - учение Ария - пресвитера Александрийской школы, утверждающее, что только Бог-отец есть истинный бог, Сын Божий сотворен и вместе с Духом Святым находится в подчиненном отношении к Богу-Отцу. Из-за широкого распространения арианста был собран первый Вселенский собор (325 г), на котором был принят Символ Веры, в котором определено равенство и единосущие всех трех ипостасей. Тем не менее учение ария продолжало завоевывать новые умы и в 381г. был созван новый Вселенский собор, где Символ Веры был дополнен новыми догматами, а ариане были вторично осуждены. Так сформировались основные принципы православия. Это признание триединого Бога, загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа. Итак, основу православного вероучения составляет Никео-Царьградский символ веры, о котором говорилось выше. Состоит из 12 членов, содержащих догматеческие формулировки основных положений вероучения о Боге как о Творце, о его отношении к миру и человеку, о триединстве Бога, Боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, спасающей роли церкви. С.В.читается как молитва на богослужениях и исполняется хором.
С догматами вероучения тесно связана система культовых действий. Это семь главных обрядов (таинств): крещение, причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование), священство. Таинствами они называются потому, что в них "под видимым образом сообщается верующим невидимая божественная благодать". Помимо совершения таинств культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам, святым. Важное место занимаю праздники и посты. Наиболее почитаемый праздник - Пасха, затем идут двунадесятые праздники: Рождество, Крещение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), Вознесение и Троица. Далее следует пять великих праздников: Обрезание Господне, Рождество Иоана Предтечи, Праздник святых Иоана и Павла, Усекновение главы Иоана предтечи, Покров Пресвятой Богородицы. Остальные праздники - престольные, то есть связанные с престолами - святыми местами в храме, посвященными тому или иному святому.
Православие как и католицизм признает такие фундаментальные мировоззренческие принципы как теоцентризм (Бог - источник бытия, блага, красоты...), креационизм (все изменяемое сотворено Богом из ничего и все сотворенное изменяется и стремится к ничтожеству), провиденциализм (Бог единолично правит созданным им миром, историей и каждым отдельным человеком), персонализм (человек - персона - неделимая личность, обладающая разумом и свободой воли, сотворенная по образу и подобию Бога и наделенная совестью), ревеляционизм (способ познания всех истин лежит в постижении смысла священных писаний, заключающих в себе божественное откровение).
Основой католического вероучения как и христианства в целом приняты Священное Писание и Священное предание, однако католическая церковь считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того папские послания и постановления. Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа - глава. Выбирается пожизненно конклавом кардиналов. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.
Католичество утверждает, что Святой Дух происходит как от Бога-Отца, так и от Бога-Сына. Основа спасения - вера и добрые дела. Церковь обладает сокровищницей "сверхдолжных" дел - "запасом" добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в этом нуждается. То есть - отпустить грехи, даровать прощение кающимся (отсюда учение об индульгенциях - отпущении грехов за деньги или другие заслуги перед церковью).
Папа имеет право сокращать срок пребывания души в чистилище.
Догмат о чистилище (местом между раем и адом) есть только в католицизме. Души грешников горят там в очищающем огне, а потом получают доступ в рай.
Догмат о непогрешимости папы (принят на первом Ватиканском соборе в 1870 г.) гласит, что устами папы говорит сам Бог.
Культовая часть католицизма также выражена в наличии обрядовой части. Католицизм также признает семь таинств, но несколько разнится понимание этих таинств. Так причащение производится пресным хлебом (у православных - квасным); при крещении окропляют водой, а не погружают в купель; миропомазание (конфирмация) производится в возрасте 7-8 лет, а не в младенчестве (при этом подросток получает себе еще одно имя и образ святого, поступкам которого он намерен следовать); в православии обет безбрачия принимает лишь черное духовенство (монашество), у католиков же безбрачие (целибат) обязательно для всего духовенства.
Важными элементами культа являются католические праздники и посты. Рождественский пост - адвент. Рождество - наиболее торжественный праздник (три богослужения: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождение Христа в лоне отца, во чреве Богоматери и в душе верующего). Богоявление - праздник трех царей - в память о явлении Иисуса язычникам и поклонении ему трех царей. Праздник Сердца Иисуса - символа надежды на спасение. Праздник Сердца Марии - символа особой любви к Иисусу и спасения, праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря). Один из главных праздников - Вознесение Богоматери (15 августа). Праздник Поминовения усопших (2 ноября).
* * *
В 1054 г. умирает первый русский митрополит Киевский Иларион и уже в 1055 г. из Константинополя греки присылают своего митрополита, Ефрема, который привез с собой "Окружное послание" патриарха константинопольского Михаила Келуария, предостерегающее восточное духовенство от церковного общения с Римом.
Не исключено, что для того, чтобы укрепить на Руси власть греческого духовенства над русским, митрополит Ефрем постарался принизить роль русских священников и епископов. В частности, для этого был оклеветан и посажен в темницу в Киеве епископ Новгородский Лука (Жидята).
В бытность епископом Лука заботился о духовном просвещении вверенной ему паствы, занимался переводом духовной литературы с греческого языка, являлся одним из инициаторов сооружения новгородского собора св. Софии. В 1055 г. мирная и плодотворная деятельность епископа Луки была нарушена. Он был оклеветан своим слугой Дудиком перед Киевским митрополитом Ефремом (якобы он говорил "неподобные речи" про митрополита), был вызван на суд в Киев, признан виновным и 3 года провел в заточении.
* * *
События, произошедшие на 1-ой ступеньке, хорошо показывают характер всей IV ступени Акта Творения Российской цивилизации, а именно то, что будет происходить интенсивное разделение Руси на составляющие ее органы, при сохранении единого организма.
2 СТУПЕНЬКА - с 26 июля 1055 года по 20 декабря 1057-го - время, когда происходит осознание своего разотождествление с образом, созданном на предыдущем акте творения, на предыдущей ступени, что всегда выражается в попытке реставрации порядка существовавшего на предыдущей ступени.
Период 2-ой ступеньки был относительно спокойным и, очевидно, в это время князья были заняты своим обустройством на новом месте. Лишь Игорь Ярославович получил в 1057 г. стол в Смоленске, после смерти старшего брата Вячеслава, о чем и сообщает "Повесть временных лет".
"В год 6565 (1057). Преставился Вячеслав, сын Ярослава, в Смоленске, и посадили Игоря в Смоленске, выведя его из Владимира."
Игорь продолжил дело в Смоленской земле, начатое братом Вячеславом, по укреплению русской православной веры, но и сам прокняжил там не долго, поскольку в 1060 г. умер.
В 1056-1057 гг. Дьяк Григорий переводит для новгородского посадника Остромира Евангелие, получившее название "Остромирово Евангелие".
Остромирово Евангелие представляет собой Евангелие - апракос (недельное), в котором заключены евангельские чтения расположены в нем по неделям, начиная с Пасхи. Надпись "Евангелие Софийское апракос" указывает на то, что Остромирово Евангелие принадлежало новгородскому Софийскому собору.
Остромирово Евангелие - один из древнейших памятников церковно-славянской письменности и древнейший памятник русской редакции.
3 СТУПЕНЬКА - с 20 декабря 1057 года по 14 мая 1060-го - время образования основы данного акта творения, проявления света его основного замысла.
На 3-ей ступеньке тремя старшими сыновьями Ярослава Мудрого: Киевским князем Изяславом, Черниговским князем Святославом и Переяславским князем Всеволодом был создан, так называемый, "Триумвират Ярославичей", предполагавший равное участие трех братьев в государственном управлении.
Братья совместно принимали решения о замещении вакантных княжеских столов, а также учреждали отдельные митрополии в своих княжествах.
В 1057 году Русью была оказана Византии военная помощь в Армении против турок-сельджуков.
В 1058 году Изяслав завоевал земли балтского племени голядь в бассейне реки Протва. Об этом есть упоминание в "Повести временных лет".
"В год 6566 (1058). Победил Изяслав голядь."
Го́лядь - предположительно балтоязычное племя, обитавшее, по русским письменным источникам XI - XII веков, в верховьях реки Протвы (на территории современных Московской и Калужской областей), между землями вятичей и кривичей.
Предками голяди, возможно, были галинды, жившие в Прибалтике (они упоминаются ещё во II веке Клавдием Птолемеем) и давшие имя местности Галлиндии в Восточной Пруссии, в районе Мазурских озёр.
В настоящее время в Дмитровском районе Московской области существует село с названием Голяди. В черте нынешней Москвы акты упоминают речку Голяданку, левый приток Москвы-реки.
Видимо, до той поры, это племя было одно из немногих на территории Руси, сохранившее свою автономию, исповедуя язычество.
Далее "Повесть временных лет" сообщает следующее:
"В год 6567 (1059). Изяслав, Святослав и Всеволод освободили дядю своего Судислава из поруба, где сидел он 24 года, взяв с него крестное целование; и стал он чернецом."
Судислав, последний сын Владимира I Крестителя, был посажен в поруб своим братом Ярославом по ложному обвинению в 1030 г., из которого его освободили сыновья Ярослава через 29 лет.
Согласно лествичному порядку престолонаследования, в 1059 г., в год его освобождения, главный Киевский стол должен был перейти Судиславу, как старшему рода Рюриковичей, но он отрекся от него в пользу Изяслава, подкрепив свое отречение целованием креста - знак повиновения. Далее, удалившись в монастырь, он принял монашеский постриг в Киевском Георгиевском монастыре, где и умер в 1063 году.
Также в 1058 г. был оправдан Епископ Новгородский Св. Лука (Жидята). После пересмотра дела Лука добился оправдания и опять принял звание Новгородского епископа, но на обратном пути в свою епархию скончался 15 октября 1059 года. От Луки Жидяты до нас дошел самый первый письменно зафиксированный памятник русского проповедничества - "Поучение к братии" (1035 г.). В нем в лапидарной форме излагаются самые общие наставления об истинах христианской веры и правилах жизни.
Далее, сообщает "Повесть временных лет" произошло следующее:
"В год 6568 (1060). Преставился Игорь, сын Ярослава. В том же году Изяслав, и Святослав, и Всеволод, и Всеслав собрали воинов бесчисленных и пошли походом на торков, на конях и в ладьях, без числа много. Прослышав об этом, торки испугались, и обратились в бегство, и не вернулись до сих пор - так и перемерли в бегах. Божиим гневом гонимые, кто от стужи, кто от голода, иные от мора и судом Божиим. Так избавил Бог христиан от поганых."
Надо полагать, что после смерти Игоря смоленская земля, где он княжил, отошла всему триумвирату, который учредил в Смоленске своего наместника.
Далее говорится, что Рюриковичи, объединив все свои силы, пошли на торков, видимо, сильно досаждавших Руси, и прогнали их.
В завершении 3-ей ступеньки произошло явление иконы Божьей Матери "Елецкая".
Само явление произошло, когда преподобный Антоний Печерский по воле князя Изяслава в 1060 году из Киева удалился в пределы Чернигова и ископал себе на необитаемом месте пещеру для уединенной подвижнической жизни, в это время преподобным была обретена икона Божией Матери стоявшей на ели. На месте обретения явленной иконы он основал, при содействии Черниговского князя Святослава Ярославовича, обитель в честь Успенья Богоматери. Явленная икона и обитель, в которой она была поставлена, названы Елецкими.
Композиция Елецкой иконы весьма интересна. Это практически иконография самой истории явления образа, и в тоже время композиция образа имеет также и богословский смысл. В горней части иконы, в прямоугольной резной рамке изображена Богородица с Предвечным Младенцем на фоне ветвей ели, символично изображающей Древо Жизни, ствол которой делит нижнюю часть композиции пополам. Вдалеке видна река Десна - река жизни. Справа от елового ствола - тихое пристанище - Успенский собор Елецкого монастыря. Слева изображена часть Черниговской крепости с постройками, где, по всему водно, кипит светская жизнь. Двигаясь взором по иконе "против солони" (против часовой стрелки), замечаешь начертанный Божьим Промыслом путь, путь нашей души, нашей жизни.
4 СТУПЕНЬКА - с 14 мая 1060 года по 8 октября 1062-го - время разделения света основного замысла на отдельные составляющие его части, проявление ими своей индивидуальности. Время первого религиозного переживания.
С 4-ой ступенки наблюдается дробление союзных сил.
И первыми, нарушившими союзной договор, стали половцы. О чем и записал прп. Нестор в "Повести временных лет". Следует заметить, что, начиная с 4-ой ступеньки, и он все события стал фиксировать предельно точно, дробя их не только по годам, а и по месяцам и даже дням.
"В год 6569 (1061). Впервые пришли половцы войною на Русскую землю; Всеволод же вышел против них месяца февраля во 2-й день. И в битве победили Всеволода и, повоевав землю, ушли. То было первое зло от поганых и безбожных врагов. Был же князь их Искал."
В 1061 году во владения Всеволода вторглось другое племя половцев, не то, с которым был заключен в 1055 г. союз. То ли половцы князя Искала не подчинялись князю Болушу, а действовали самостоятельно. То ли к 1061 г. князя Болуша уже не стало, а князь Искал пренебрег заключенным договором о мире с Русью его предшественником - этих подробностей Нестор не пишет.
Но как бы там ни было, судя по описанию этого половецкого похода, князь Искал выбрал для налета очень удачное время - зиму, когда дружина князя Всеволода в это время года занималась сбором дани, рассеявшись по городам и весям. Поэтому, вероятно, это был налет небольшого отряда половцев под предводительством Искала, который пограбив приграничные селения, быстро убрался восвояси. Другими словами битвы, как таковой, Искала с Всеволодом не было, но, очевидно, Нестор упомянул в "Повести временных лет" этот незначительный, по нанесенному урону, налет половцев не случайно, поскольку он впоследствии имел очень большой резонанс.
* * *
Русская митрополия в период 4-ой ступеньки также претерпевает некоторое дробление.
В 1061 г. преставился митрополит Ефрем и ему на смену Константинопольский Патриарх поставляет и посылает митрополита Георгия, чтобы он возглавил Киевскую митрополию, который и прибывает в Киев в 1062 году.
С его появлением в Чернигове и Переяславле учреждаются свои митрополии - титулярные, то есть, считающиеся митрополиями только по названию, поскольку не имели в своем подчинении епископов. Существование таких митрополичьих кафедр только по титулу, а не по правам и функциям, предполагает 12 правило IV Вселенского Халкидонского собора и его толкования: "если епископы были удостоены титула митрополита из-за их добродетели или из-за чести города, то пусть именуются митрополитами".
Учреждение же обеих новых митрополичьих кафедр было обусловлено политической структурой времени, когда Русью правил княжеский триумвират Ярославичей. Под властью Святослава оказалась огромная территория - от Чернигова на западе до Рязани и Мурома на востоке, включая и землю Вятичей и Тмутараканское княжество. Всеволод осуществлял власть не только над южной, пограничной со степью территорией Левобережья, но и над Суздальским и Белозерским краями. Наконец, старший Изяслав наряду с Киевом и всей Юго-Западной Русью владел еще и Новгородом.
Этими условиями и может быть объяснен уникальный в истории Руси феномен существования трех митрополий в столицах трех братьев-князей. Церковно-административное равенство их столиц, одинаковое подчинение общецерковному центру должно было подчеркивать их внутриполитическое равенство. Поскольку, однако, учреждение новых митрополий было прерогативой Константинополя, вероятно, церковно-политическая децентрализация Руси не противоречила его интересам. Инициатива же здесь принадлежала, вероятно, Святославу и Всеволоду, с братьями согласился и Изяслав.
Однако разделение территории Руси между тремя братьями оказалось временным. Вокняжение Святослава в Киеве в 1073 г. и затем смерть его в 1076 г., приведшие к объединению Чернигова и Переяславля в руках Всеволода и, наконец, новое объединение всех трех частей "Русской земли" Всеволодом после смерти Изяслава в 1078 г., привело к окончательному исчезновению "Триумвирата Ярославовичей. С его исчезновением и существование трех митрополий потеряло всякий смысл, и тогда Константинополь в лице патриарха Николая III Грамматика и императоров его времени вновь пошел навстречу пожеланиям Всеволода, объединив все три митрополии в одну.
Вероятно, митрополии были закрыты в 1080-х годах, после того, как ушли из жизни носители соответствующих титулов. Сменивший Неофита черниговский епископ Иоанн в летописных сообщениях 1088-1091 гг. уже не носит митрополичьего титула. Ефрем Переяславский именуется митрополитом в 1089 г., но упоминается среди епископов в 1091 г., правда, он занимает в этом перечне первое место, так что можно думать, что он был последним переяславским иерархом, носившим титул митрополита.
5 СТУПЕНЬКА - с 8 октября 1062 года по 2 марта 1065-го - время обретения своего статуса каждой разрозненной частью. Время передела территории и сфер влияния, а, соответственно, и время зарождения будущего лидера.
5-ю ступеньку "Повесть временных лет" начинает с ничего не значащего для истории Руси факта смерти Судислава Владимировича, в то время монаха Георгиевского монастыря в Киеве. Возможно, этим летописец намекал на то, что Бог оставил род Рюриковичей - начиная с периода 5-ой ступеньки, между князьями начинается распря.
"В год 6571 (1063). Судислав преставился, брат Ярослава, и погребли его в церкви святого Георгия. В тот же год в Новгороде Волхов тек в обратном направлении 5 дней. Знаменье же это было недоброе, ибо на четвертый год пожег Всеслав город."
В этом же абзаце Нестор упоминает Всеслава Брячиславича, полоцкого князя, который в 1067 г., то есть через четыре года, пожог Новгород. Об этом речь будет далее.
В следующем абзаце прп. Нестор сообщает следующее:
"В год 6572 (1064). Бежал Ростислав, сын Владимиров, внук Ярославов, в Тмутаракань, и с ним бежали Порей и Вышата, сын Остромира, воеводы новгородского. И, придя, выгнал Глеба из Тмутаракани, а сам сел на его место."
Ростислав Владимирович - в крещении Михаил (1038? - 1065) был сыном Владимира Ярославича, князя новгородского.
Его отец - Владимир Ярославович умер раньше своего отца в 1052 г., а вслед за ним в 1053 и сам Ярослав. При этом Ростислав, при распределении наследства рода рюриковичей, уже вынужден был подчиниться воле своих старших дядьев. То есть, он оставался рюриковичем, но каждому из его дядьев было выгодно лучшие земли отдать своим сыновьям, а не племяннику, поэтому осиротевший князь всегда становился на положении бедного родственника, или, другими словами, изгоем.
Изгой в древней Руси был социальным термином, означавшим человека, выпавшего ("выжитого") из своей социальной среды. В церковном уставе Всеволода круг значений этого слова очерчен достаточно выразительно:
Изгои трои: поповъ сынъ грамотѣ не умѣетъ, холопъ изъ холопства выкупится, купецъ одолжаетъ; а се и четвертое изгоиство и себѣ приложимъ: аще князь осиротѣетъ.
Изгоям, как правило, родичи совсем не давали никакого удела, поэтому они всегда начинали свою "княжескую карьеру" с самого слабого княжества - Тмутаракань.
Ростиславу в плане получения своего удела еще как-то повезло - Ярослав Мудрый дал ему после смерти своего сына Владимира небольшое Ростовское княжество, с которого, в свое время начинал и сам. Новгородское княжество, где правил его отец, перешло, согласно лествичному порядку, его дяде Изяславу, следующему по старшинству сыну Ярослава после Владимира.
Но после смерти Ярослава в 1054 г. произошло очередное распределение земель. Изяслав, как старший рода, занявший главный Киевский стол, забрал себе ростовские и новгородские земли, посадив в Новгороде своего сына Мстислава. А Ростиславу в 1056 г. взамен отдал небольшой Владимиро-Волынский удел, располагавшийся на границе с Польшей. Видимо, это было связано с усилением западной границы Руси, поскольку в это время активизировал свою деятельность король Польши Казимир I Восстановитель.
В 1058 г. Казимир I умирает, и королем Польши становится его сын и Добронеги (Марии), дочери Владимира I Крестителя - Болеслав II.
Примерно в 1059-1060 г. Ростислав, не без участия своего двоюродного дяди Болеслава II, заключает союз с королем Венгрии Белой I, женившись на его дочери Ланке.
Болеслав II, опираясь на союз с Венгрией и Ростиславом, попытался в 1061 г. вмешаться в междоусобные войны в Чехии, но потерпел неудачу.
В свою очередь "Триумвират Ярославичей", опасаясь того, что у них под боком растет прямо на глазах сильный конкурент, во избежание образования нового обособленного Полоцка, лишают Ростислав Владимиро-Волынского удела и переводят его в Новгород "под присмотр Мстислава".
До 1064 г. Ростислав живет в Новгороде, очевидно, в этот период у него на свет появляются один за другим три его сына: Рюрик, Володарь и Василько. Но быть князем без княжества, иметь наследников, не имея наследства, Ростислав посчитал для себя унизительным и недостойным. Поэтому в 1064 г. он "бежит" из Новгорода с воеводами Пореем и Вышатой - сыновьями новгородского воеводы Остромира, завоевывать себе Тмутаракань.
Это княжество представляло собой самое отдаленное и слабо защищенное княжество Киевской Руси. К тому же в то время им правил самый младший правитель из рода рюриковичей - Глеб, сын Святослава, сам получивший Тмутаракань совсем недавно, поэтому, еще не успевший, глубоко пустить там свои корни, и у него не могло быть сильной дружины. Точнее было бы сказать, что Ростислав подошел к Тмутаракани не с голыми руками, а с небольшой дружиной, возглавляемой Пореем и Вышатой, которым, видимо, тоже стало тесно в Новгороде рядом со своим отцом, и они решили попытать свое счастье в Тмутаракани вместе с Ростиславом.
Сил у Ростислав вполне хватило на то, чтобы Глеб убежал из Тмутаракани.
Далее "Повесть временных лет" сообщает:
"В год 6573 (1065). Пошел Святослав на Ростислава к Тмутаракани. Ростислав же отступил из города - не потому, что испугался Святослава, но не желая против своего дяди оружия поднять. Святослав же, придя в Тмутаракань, вновь посадил сына своего Глеба и вернулся назад. Ростислав же, придя, снова выгнал Глеба, и пришел Глеб к отцу своему. Ростислав же сел в Тмутаракани. В том же году Всеслав начал войну."
Очевидно Глеб, лишившись своего законного княжества, удалился к своему отцу Святославу в Чернигов, но отцу он был не нужен в качестве иждивенца, поэтому Святослав поспешил вернуть Глебу княжество.
У Ростислава, видимо, было недостаточно сил, чтобы воевать со Святославом, поэтому он уступил Тмутаракань. Глеб снова занял свое княжество, но когда Святослав удалился, то Ростислав опять прогнал слабого Глеба из Тмутаракани. На вторую попытку прогонять Ростислава из княжества своего сына Святослав уже не пошел. То ли посчитал, что Глеб сам должен отвоевать свое княжество, иначе его авторитет князя в глазах тмутараканцев окончательно упадет, то ли просто ему уже было не до этого, поскольку князь полоцкий Всеслав стал угрожать западным владениям Триумвирата Ярославичей и самому Киеву.
С 1065 года Всеслав начал набеги на соседние княжества, разграбив окрестности Киева, в 1065 году осадил Псков, но, продержав его в осаде, взять не смог.
Далее "Повесть временных лет" описывает ряд знамений предвещавших беду русской земле.
"В те же времена было знаменье на западе, звезда великая, с лучами как бы кровавыми; с вечера всходила она на небо после захода солнца, и так было 7 дней. Знамение это было не к добру, после того были усобицы многие и нашествие поганых на Русскую землю, ибо эта звезда была как бы кровавая, предвещая крови пролитье..."
"...В те же времена ребенок был брошен в Сетомль; этого ребенка вытащили рыбаки в неводе, и рассматривали мы его до вечера и опять бросили в воду. Был же он такой: на лице у него были срамные части, а иного нельзя и сказать срама ради. Перед тем временем и солнце изменилось и не стало светлым, но было как месяц, о таком солнце невежды говорят, что оно объедено. Знамения эти бывают не к добру... ...Знамения ведь на небе, или в звездах, или в солнце, или в птицах, или в чем ином не к добру бывают; но знамения эти ко злу бывают: или войну предвещают, или голод, или смерть."
Причем беду от Всеслава, поскольку в описании ребенка, найденного в неводе рыбаков, угадывается Всеслав. Современникам и потомкам полоцкий князь запомнился как "волхв", чародей. "Повесть временных лет" сообщает, что мать родила Всеслава "от волъхвования" и от рождения "бысть ему язвено на главе его".
* * *
На 5-ой ступеньке завершается Первый этап акта творения IV ступени Российской цивилизации, на котором происходило зарождение основы всей IV ступени, ее Первый день. И начался Второй этап IV ступени - рост зародившегося явления - самоутверждение князей-изгев.
6 СТУПЕНЬКА - со 2 марта 1065 года по 26 июля 1067-го - время определения приемлемой формы взаимоотношений друг с другом, с соседями и с Богом.
В период 6-ой ступеньки Ростислав стал укрепляться и укреплять свое княжество, наладил взаимоотношения с касогами, половцами, хазарами и другими народами, окружавшими Тмутаракань. Об этом и говорит "Повесть временных лет".
"В год 6574 (1066). Когда Ростислав был в Тмутаракани и брал дань с касогов и с других народов, этого так испугались греки, что с обманом подослали к нему котопана. Когда же он пришел к Ростиславу, - он вошел к нему в доверие, и чтил его Ростислав. Однажды, когда Ростислав пировал с дружиною своею, котопан сказал: "Князь, хочу выпить за тебя". Тот же ответил: "Пей". Он же отпил половину, а половину дал выпить князю, опустив палец в чашу; а под ногтем был у него яд смертельный, и дал князю, обрекая его на смерть не позднее седьмого дня. Тот выпил, котопан же, вернувшись в Корсунь, поведал там, что именно в этот день умрет Ростислав, как и случилось. Котопана этого побили камнями корсунские люди. Был Ростислав муж доблестный, воинственный, прекрасен сложением и красив лицом и милостив к убогим. И умер февраля в 3-й день и положен там в церкви святой Богородицы."
Нестор сообщает, что на этот раз уже корсунские греки испугались усиления Ростислава и послали к нему своего посла - котопана. Но видимо не только одни греки испугались усиления Ростислава - это могли быть и хазары, и половцы, да кто угодно - вот они-то, видимо и заплатили, или уговорили корсунского котопана отравить Ростислава.
Котопан, возвратясь в Корсунь, видимо стал хвастать своей победой над Ростиславом, за что греки его и убили, поскольку опасались, что русские будут мстить за своего родича.
Глеб же Святославович вернулся в свое княжество, не помышляя о месте корсунским грекам за своего двоюродного брата.
Там он развернул довольно кипучую деятельность по укреплению княжества, и даже провел топографические работы - измерил по льду расстояния до Корчева - Керчи, которая тоже входила в состав Тьмутараканского княжества.
Далее "Повесть временных лет" сообщает о продолжении походов Всеслава против своих братьев.
"В год 6575 (1067). Поднял рать в Полоцке Всеслав, сын Брячислава, и занял Новгород. Трое же Ярославичей, Изяслав, Святослав, Всеволод, собрав воинов, пошли на Всеслава в сильный мороз. И подошли к Минску, и минчане затворились в городе. Братья же эти взяли Минск и перебили всех мужей, а жен и детей захватили в плен и пошли к Немиге, и Всеслав пошел против них. И встретились противники на Немиге месяца марта в 3-й день; и был снег велик, и пошли друг на друга. И была сеча жестокая, и многие пали в ней, и одолели Изяслав, Святослав, Всеволод, Всеслав же бежал. Затем месяца июля в 10-й день Изяслав, Святослав и Всеволод, поцеловав крест честной Всеславу, сказали ему: "Приди к нам, не сотворим тебе зла". Он же, надеясь на их крестоцелование, переехал к ним в ладье через Днепр. Когда же Изяслав первым вошел в шатер, схватили тут Всеслава, на Рши у Смоленска, преступив крестоцелование. Изяслав же, приведя Всеслава в Киев, посадил его в темницу с двумя сыновьями."
В январе-феврале 1067 года Всеслав на берегу реки Черехи разбил войско новгородского князя Мстислава Изяславича и занял Новгород. Новгород наполовину был сожжён. Всеслав захватил пленных и снял с новгородского Софийского собора колокола, а также прихватил себе в княжество иконы и утварь новгородских церквей. Мстислав бежал к отцу в Киев.
Полагаю, что разорительный поход Всеслава на Псков и Новгород был вызван простой завистью и стремление устранить своих конкурентов в торговле с Западом. Вероятно, в этот период Псков и Новгород стали расцветать, в них стали появляться больше всевозможных товаров. И купцы из Западной Европы устремились торговать с ними, минуя Полоцк, что существенно подрывало экономику полоцкого княжества. Особенно, по части процветания, выделялся Новгород, поэтому Всеслав не только сжег половину города, но и забрал себе его святыни, лишив тем самым, город его духовной основы и надежды на возрождение.
Расцвет Пскова и Новгорода произошел из-за союзного положения между русскими княжествами в пределах Триумвирата Ярославовичей, что способствовало быстрому обмену товарами в его границах. Обособленный Полоцк был лишен такой возможности, и мог довольствоваться только обменом с западными купцами. Но купцам из Западной Европы нужно было что-то давать взамен, а взамен обособленный Полоцк ничего дать не мог, поэтому западным купцам торговать с Полоцком не было никакого смысла.
Узнав о том, что Всеслав учинил с Новгородом, за него сразу же вступился Изяслав, а вместе с ним и два его брата, составлявшие Триумвират Ярославичей. В битве на Немиге 3 марта 1067 г. братья разбили дружину Всеслава, но самому Всеславу удалось уйти.
Уже летом братья пригласили Всеслава в Киев на мирные переговоры, поклявшись на кресте, что не причинят ему вреда. Всеслав им поверил, сел в ладью и приплыл на переговоры к братьям Ярославичам. Там он были схвачен, привезен в Киев и посажен в поруб.
В 1065 г. кафедру киевского митрополита возглавил Георгий, прибывший из Греции, на смену почившего прежнего и был им примерно до 1076 г..
7 СТУПЕНЬКА - с 26 июля 1067 года по 20 декабря 1069-го - время мирного благоустройства, время отделения Божественного от земного.
Период 7-ой ступеньки как бы подвел итог междоусобной распре рюриковичей.
Вот, что об этом пишет "Повесть временных лет".
"В год 6576 (1068). Пришли иноплеменники на Русскую землю, половцев множество. Изяслав же, и Святослав, и Всеволод вышли против них на Альту. И ночью пошли друг на друга. Навел на нас Бог поганых за грехи наши, и побежали русские князья, и победили половцы."
Три брата: Изяслав, Святослав и Всеволод встретили половцев в сентябре 1068 года на реке Альте и потерпели от них поражение.
Поражение же произошло от того, что и между братьями-триумвиратами Ярославовичами не было согласия, каждый из братьев в этой битве преследовал свой интерес. А интерес сводился к тому, что половцы в своем набеге угрожали в основном только Киеву Изяслава, слегка потревожив земли Переяславского княжества Всеволода, и совсем не угрожали Черниговскому княжеству Святослава.
Как видим, этот бой объединенных сил с половцами отчетливо показал, что на IV ступени между русскими князьями былого единства, какое было при Ярославе на III ступени, уже не существовало, каждый князь Триумвирата был поглощен заботами больше о своем княжестве и меньше о всей Руси в целом. Это касалось и Великого князя Киевского, Изяслава.
И Нестор в своей "Повести" этот эпизод не обходит молчанием, давая ему свое, духовное обоснование.
"Наводит Бог, в гневе своем, иноплеменников на землю, и тогда в горе люди вспоминают о Боге; междоусобная же война бывает от дьявольского соблазна, Бог ведь не хочет зла людям, но блага; а дьявол радуется злому убийству и крови пролитию, разжигая ссоры и зависть, братоненавидение, клевету. Когда же впадает в грех какой-либо народ, казнит Бог его смертью, или голодом, или нашествием поганых, или засухой, или гусеницей, или иными казнями, чтобы мы покаялись, ибо Бог велит нам жить в покаянии и говорит нам через пророка: "Обратитесь ко мне всем сердцем вашим, в посте и плаче"."
"Но возвратимся к своему повествованию. Когда Изяслав со Всеволодом бежали в Киев, а Святослав - в Чернигов, то киевляне прибежали в Киев, и собрали вече на торгу, и послали к князю сказать: "Вот, половцы рассеялись по всей земле, дай, княже, оружие и коней, и мы еще раз сразимся с ними". Изяслав же того не послушал. И стали люди роптать на воеводу Коснячка; пошли на гору с веча, и пришли на двор Коснячков, и, не найдя его, стали у двора Брячислава, и сказали: "Пойдем освободим дружину свою из темницы". И разделились надвое: половина их пошла к темнице, а половина их пошла по мосту, эти и пришли на княжеский двор. Изяслав в это время на сенях совет держал с дружиной своей, и заспорили с князем те, кто стоял внизу. Когда же князь смотрел из оконца, а дружина стояла возле него, сказал Тукы, брат Чудина, Изяславу: "Видишь, князь, люди расшумелись; пошли, пусть постерегут Всеслава". И пока он это говорил, другая половина людей пришла от темницы, отворив ее. И сказала дружина князю: "Злое содеялось; пошли ко Всеславу, пусть, подозвав его обманом к оконцу, пронзят мечом". И не послушал того князь. Люди же закричали и пошли к темнице Всеслава. Изяслав же, видя это, побежал со Всеволодом со двора, люди же освободили Всеслава из поруба - в 15-й день сентября - и прославили его среди княжеского двора. Двор же княжий разграбили - бесчисленное множество золота и серебра, в монетах и слитках. Изяслав же бежал в Польшу."
Несогласованность в действиях князей-триумвиратов, вызванное тем, что каждый в этой битве преследовал свою цель, привело к тому, что их объединенная дружина разбежалась кто куда. Изяслав со Всеволодом бежали в Киев, а Святослав в свой Чернигов.
Киевляне потребовали у Изяслава оружие, чтобы отразить нападение половцев, но Изяслав, опасаясь того, что киевляне потом обратят это оружие против него за то, что он не смог их защитить от половцев, оружие им не дал. Киевляне возмутились, как они это умели делать, и Изяслав был вынужден бежать в Польшу к Болеславу II.
На место бежавшего Изяслава киевляне поставили себе князем Всеслава, освободив его из темницы, поскольку он на тот момент для киевлян был единственный представитель княжеского рода рюриковичей, кто "не оставил их в трудную минуту", оставаясь рядом с ними.
"Впоследствии, когда половцы воевали по земле Русской, а Святослав был в Чернигове, и когда половцы стали воевать около Чернигова, Святослав, собрав небольшую дружину, вышел против них к Сновску. И увидели половцы идущий полк, и приготовились встретить его. И Святослав, увидев, что их множество, сказал дружине своей: "Сразимся, некуда нам уже деться". И стегнули коней, и одолел Святослав с тремя тысячами, а половцев было 12 тысяч; и так их побили, а другие утонули в Снови, а князя их взяли в 1-й день ноября. И возвратился с победою в город свой Святослав."
Что касается половцев, то когда они вошли на черниговскую землю, то Святослав, имея только 3 тысячи ратников, в одиночку разбил вчетверо превосходивший отряд половцев. Случилось это в ноябре 1068 года на реке Снови. То есть, по одному князья не были таким уж беспомощными и могли постоять за себя.
С тех пор половцы еще очень долго Русь не беспокоили.
Далее прп. Нестор проводит анализ случившимся событиям с точки зрения Закона Божьего.