Мендяев Пюрвя Николаевич: другие произведения.

Левиафан - рецензия.

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Размышление о нашумевшем фильме.

  О новом фильме режиссера Звягинцева "Левиафан" я много был наслышан задолго до того как он стал доступен для рядового зрителя. Время от времени в интернете появлялись различные прогнозы о том, что данная картина будет показана где-то, на каких-то киношных фестивалях, и что вполне возможно она будет претендовать там на какие-то награды. И правда. Фильм попал на фестивали и получил призы. На Канском фестивале получили приз за лучший сценарий. Потом получили премию Золотой глобус в США за лучший иностранный фильм. К тому же стало известно, что этот фильм номинирован на получение премии Оскар. Это всё, безусловно, радостно и почетно. Затем фильм стал доступен широкому зрителю, поскольку в интернете появилась копия фильма в хорошем качестве. И сразу после этого началась огромная череда самых разных откликов на фильм.
  
  
  
  Самую первую рецензию на фильм, которую я услышал, дал известный поэт и писатель Быков, на "Эхе Москвы", который обвинил сценаристов в незнании современной жизни. Посмотрел фильм и подумал, что, похоже, сам Быков не понимает современную жизнь. А вовсе не сценаристы фильма. Но об этом более подробно позднее.
  
  
   Затем я увидел рецензию поэтессы Беломлинской - она возмущена предельно подлостью режиссера, показавшего что жена полезла в постель к другу героя фильма...а друг ея не отверг а просто стал иметь при всяком удобном и неудобном случае, сам герой пьянчужка, сын грубиян, короче кругом беспросветная ж.па. И это неправильно, ибо такая полнота ж.пы нарушает кино канон. Пусть будет ж.па, но должно быть нечто за что хоть было б радостно. Если друг с женой предали пусть честная, какая-нить девушка на горизонте появится в смысле или друг какой. А так, мол, полный звиздец, а это подло. Это не по киношному. Должен быть свет в конце тунеля.
  
  
  
  Затем увидел рецензию С.Митрофанова:
  
  - Хорошее кино в стиле критического реализма. Раньше такие делали, а теперь все чего-то удивляются. Единственно, не хватило средств выразительности особенно вначале, на Оскар обычно идут более масштабные картины.Но концовка очень внятная.
  Другая претензия: недокручена основная метафора Левиафана - он кто, что? Неужели вот эта мелкая банда? Местный священник пытается что-то рассказать про Иова, но это не очень понятно. Впрочем, и в Библии это не самое вразумительное место. Помните, Бог как-то не справедливо измывался над Иовом и погубил при этом совершенно непричемных его дочерей. которые не были даже участниками спора. Что, по мысли попика, он хотел доказать? Право на беспредел сильных? Это не прояснено.
  
  конец цитаты.
  
  
  После того, как увидел рецензию Митрофанова - понял. Нужно посмотреть фильм. Хотя не сильно хотелось. А если выразится точнее, совершенно не хотелось. Причина понятна. И так жизнь не сахар, а тут вместо духоподъёмного или на худой конец порнографического продукта, предлагают какую-то гадость посмотреть! Гадостей итак в жизни хватает выше крыши! Но поняв, что нужно что-то о фильме сказать, я решил все же фильм посмотреть. И не пожалел.
  
   А собственно о фильме хотел сказать от себя следующее - фильм понравился. Часто говорят о хорошем писателе - густо пишет. Так и о режиссере этого фильма можно сказать - густо снимает. Фильм плотно собран, в нем нет лишнего, всё на месте.
  
  
   Теперь о сюжете. Попробуем рассмотреть логику событий. Мое изложение может показаться странным, но я постараюсь аргументировать своё виденье. Начнем с того, что зададим себе первый вопрос - кто главный герой фильма? Ответ мой прост. Мэр. Вовсе не слесарь. Кто ему противостоит? Ответим. Московский адвокат. Это два основных персонажа. Их столкновение, конфликт и есть собственно наполнение сюжета. Вспомним. Есть ли реальное столкновение слесаря Сергеева с государственной машиной? Есть. Но антагонистическим его назвать по сюжету фильма трудно. Слесарь полностью бессилен перед силой власти. Пьяный мэр, приехав после суда ругаться с ним, собственно исполняет роль инструмента в этой ситуации со спором вокруг сноса дома и мастерской. Участок покупается для федеральных нужд - органы власти защищают интерес государства. Ничего личного. Речь не идет о коррупции или захвате чужой собственности. Мэр фактически тоже в данной ситуации заложник ситуации. Поэтому он и возмущен поведением Сергеева. Мэр исполнитель государственного интереса в данном случае и ничего больше. Сергеев видимо и без этого прекрасно понимает, что противостоит ему не мэр, а система. Но покричать всё равно на кого-то просто необходимо. Конфликт есть, но он не личностный, а системный.
  
  Совершенно другое дело конфликт московского адвоката и мэра. Мэр сразу же после первого знакомства с адвокатом на совещании со своей командой силовиков говорит о том, что догадался или точнее почувствовал, что за адвокатом стоят какие-то пока неизвестные, но достаточно серьезные люди. И для этих людей и адвоката, по мнению мэра, якобы слесарь Сергеев и его проблемы всего лишь ширма, прикрытие для более серьезной игры.
  
  
  
  И дальше по ходу развития сюжета всё показывает на то, что действительно мэр прав, поскольку мы видим, что московский адвокат, мягко говоря, вовсе не боготворит своего бывшего полчка. И дело не в предательстве, предать может тот кто был другом, а адвокат, который при возникновении сложностей швыряет все дела своего полчка без лишних раздумий, похоже, реальным товарищем ему давно уже не был. Он решал иные задачи. И как мы видим по фильму он при этом еще и тяготился этой работой и хотел получить свою плату помимо неизвестных отцов с их планами, еще и с семейства, чьим невольным благотворителем он стал. Фактически он сообщает, перед сценой грехопадения жены ей о том, что он подарил их семье почти 2,9 миллиона рублей как с куста. Это огромные деньги для этих людей. И ведь всё бесплатно. Женщина явно понимает, что это не совсем правильно. Труд должен быть оплачен. И понятно, что со стороны это выглядит как .лядство, но это не .лядство. И если там и есть .лядство, то это совсем про другого человека.
  
  
  Мэр идет за поддержкой к попу и тот и дает ему совет проявить силу и волю, и защитить свою территорию. И тот начинает свою миссию по уничтожению врага. Враг адвокат и его хозяева. В фильме не показана сцена, где убийцы убивают женщину, так же не показано как в ходе следствия допрашивают московского адвоката. Но, логически совершенно точно раз он является человеком спровоцировавшим убийство, то он обязан быть минимум допрошен как свидетель, то есть в итоге московский адвокат, оказывается, по уши в дерьме. И тем самым он выведен из игры навсегда.
  
  Многие сравнивают с фильмом "Географ глобус пропил" "Левиафан", но ближе к нему, на мой взгляд, другой успешный за рубежом проект - фильм Михалкова "Утомленные солнцем". Практически все это одна и та же история, показанная с другого ракурса. Точнее, главная разница в том, что в Левиафане Сергей Котов (Никита Михалков) - легендарный комдив, истинный коммунист, отмеченный наградами герой Гражданской войны и любимец самого товарища Сталина, разделен на два персонажа - автослесарь Николай Сергеев и местный мэр. Митя (Олег Меньшиков) - бывший дворянин и ветеран Белой Армии похож на Дмитрия - столичного адвоката и армейского товарища Николая, приехавшего к нему и пытавшегося выпутать его из неприятностей. История их взаимоотношений с женами главных персонажей во многом тоже похожа. Но при этом история получилась иной. И это понятно - время иное. Котов - тот, который слесарь повторяет судьбу Котова, его время и судьба остались неизменными, а Котов - мэр, опираясь на церковь, на помощь своего духовного отца оказывается в силах передавить ситуацию в свою пользу. И это логически правильно. Котов, тот, что мэр знает все про Котова из 'Утомленных солнцем', ведь это его история, история произошедшая с ним. Возможно не лично с ним самим, но с его отцом, дедом и стала его исторической памятью. И именно поэтому он предупрежден, а значит он готов к бою. И готов поломать врага любым самым жестоким методом. Михалкова бы на эту роль пригласить, но тогда всё стало бы слишком прозрачно. А тайна должна была бы оставаться. Короче. Продолжение фильма Михалкова 'Утомленные солнцем' фактически не 'Предстояние' и 'Цитадель', а именно 'Левиафан'.
  
  
  
  А теперь вернусь к рецензии Быкова, который предположил, что сценарий фильма ошибочен и в нем множество нестыковок. На мой взгляд, он здесь сам не прав. Быков, как и большинство огромное не понял, что ему показали. Даже он, человек высокой культуры. И это главный посыл Левиафана - никто ничего понять не может, не способен понимать в силу своей ограниченности. В этом смысл притчи, в этом смысл послания рассказа об Иове. В этом, я уверен в этом, и смысл послания фильма 'Левиафан'. Мы, почти все, управляемые стереотипами и родовыми программами, живем в полностью бессознательном состоянии. Наша жизнь лишена всякого смысла и понимания. Хорошо нам - не ясно почему, бедствие пришло - и это неизвестно за что! Бердяев написал - 'Людям очень трудно отказаться от целесообразности всего происходящего в мире и, значит, трудно понять безвинное страдание. Многим кажется, что если есть безвинное страдание, то, значит, нет Бога, нет промысла Божьего'.
  Всё что не вписано в обыденные наши программы поведения и разумения не вписывается и в наше понимание. Никто ни отчего не застрахован и у Бога свои пути, которых мы не можем понять. Но не можем понять практически не только божьи пути, но и вообще ничего вокруг нас.
  
   Быков часто выступает как провидец - но и он тоже не уникум. Он увидел в фильме то, что ему подсунули, и то, что он проглотил - схватку человека и государственной машины и понял своим мощным умом, что данная картина ложная. И подумал, что картинка ложная, потому что это Звягинцев недоработал сценарий. А между тем сценарий получил в Каннах золото. Здесь можно конечно снисходительно похлопывать по плечу иноземцев - мол, душа наша велика и им, басурманам, ея не понять никогда. Хотя.. Душу может им и не понять, но качество сценария они там, в Каннах, явно оценить способны. И если бы Быков смотрел на фильм Звягинцева не как на продолжение фильма 'Географ глобус пропил', а как продолжение картины Михалкова 'Утомленные солнцем' вопросов у него было бы меньше или они бы были иными, по моему скромному мнению. Потом меня умилили рассуждения Быкова о том, что ситуация надуманная и объект можно было б построить в любом ином месте. Не факт. Всё зависит от рельефа, от почвы. Очень часто места вроде шикарные, а строить негде. А там мерзлота и прочие вещи. Быков не строил объектов. И близко к этому не стоял.
  
  Подводя итог, хотелось бы сказать о том, что фильм Звягинцева это сложная конструкция, в которой много уровней и слоев. Я написал недавно материал о том, почему 'Черный квадрат' Малевича это шедевр. Ибо ненависть к нему и к его автору просто зашкаливает кругом. Логик Зиновьев писал о том, что мы пришли к времени понимания. Фактор понимания становится важным в жизни. Но похоже, что если это время понимания где-то и наступило , то точно не у нас. Это наверно главный вывод из фильма 'Левиафан' и из его обсуждения.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"