Первый поэтический сборник кубофутуристов (московская поэтическая группа "Гилея" в состав которого входили Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Алексей Кручёных, Василий Каменский, Бенедикт Лившиц), вышедший 18 декабря 1912 года стал наиболее известен благодаря сопровождавшему его манифесту под названием "Пощечина общественному мнению". В манифесте сочиненном Бурлюком, Кручёных, Маяковским и Хлебниковым в течение одного дня в гостинице "Романовка" в Москве в частности говорилось:
- Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности.
И заканчивался манифест следующими словами:
- И если пока ещё и в наших строках остались грязные клейма ваших "здравого смысла" и "хорошего вкуса", то всё же на них уже трепещут впервые зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Позднее к этой группе авангардистов присоединились и художники, самым ярким из которых суждено было стать Каземиру Малевичу. Символом нового искусства стал его "Черный квадрат", споры о котором не прекращаются и по сей день. Появилась идея создания этого шедевра следующим образом. При постановке оперы М. В. Матюшина "Победа над Солнцем" на стихи Велимира Хлебникова, поставленной в декабре 1913 года К. С. Малевич работал над эскизами декораций и костюмов к этой постановке. В этих эскизах впервые возникло изображение "чёрного квадрата", означавшее тогда пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат появлялся вместо солнечного круга.
И это картина стала не просто скандалом прошлого века, а по сегодняшний 21 век она продолжает оставаться серьезной пощечиной общественному вкусу. Сто лет Россия и до того СССР никак не могли прийти в себя от этой оплеухи. Даже не так. Похоже на то, что квадрат Малевича, точнее заключенная в нем пощечина общественному вкусу стала всё более ощутимой, по мере формирования соответствующего общественного вкуса. Или возможно по мере полного обвального упадка культуры и окончательной деградации жителей России и окрестностей, несмотря на то получивших, как и я, возможность публиковать свои диковатые взгляды в социальных сетях.
Статьи о Малевиче и его квадрате вызывают сейчас повышенное внимание читателей. Громадная толпа умников, как увидит нечто про Малевича, весело щемится туда, куда, в принципе, её не особо и просят щемиться, и пытаются не опоздать показать себя шибко умными и высказать нечто на вроде - какой-то хрен с горы намалякал черную ерундовину. А потом про неё, его дружбаны, такие же евреи, как и сам Малевич, наплели сорок бочек арестантов о том, что эта мазня есть шедевр и дурачки богатеи зарубежные и повелись с этой лабуды и стали платить жуликанам иудейским за такие квадраты Малевича сумасшедшие деньжищи.
И ведь все эти умные вещи люди, как один несут одну и ту же ерунду, но как умно при этом и оригинально думают они, что выглядят, просто загляденье. И ведь это счастье! Хорошо блин народ наш не столь туп, чтобы про обманщиков от искусства не понимать. Жулик и пройдоха этот Малевич, обманщик, дуривший простаков. Но мы то не таковы. Мы умные едрешкин кот! Нас хрен надуришь. Мы быстро на чистую воду вывели прощелыгу Малевича и иже с ним! Они не искусство! Это мы точно знаем!
Ибо, что есть такое искусство? Искусство - это вам все скажут такая хорошая штука, о которой принято говорить важно, это то куда тебя насильно заставляют покупать билеты и говорят при этом - как же тебе мерзавцу не стыдно не пойти на эту вещь, увидеть настоящее искусство. Сходи - не будь таким трусом - послушай или посмотри настоящее искусство. Понятно, что никто не пойдет, не посмотрит и не послушает, это обычно выше человеческих сил. Но при этом твердое убеждение, что искусство это постоянное чувство вины за то, что ты на это, как бы настоящее, искусство положил большой и толстый, останется с тобой в жизни навсегда и будет, как маяк, указывать направление на то, что есть искусство.
Возможно потому у нас и царит такое отторжение от авангардного искусства, что народ наш культуролюбец неся всем своим преогромным сердцем вину за то, что настоящая культура ему совсем не нужна, так пытается общее состояние дел поправить. Чорт с ним! Ну не потребляю я это самое настоящее искусство, мать его за ноги, не стоит на него хучь ты плач, так хоть для очистки совести пойду и поругаю искусство неформальное, на душе полегчает, ибо вроде как за хорошее дело вступился, в смысле против плохого дела выступил. И совесть меньше болит и на проклятущее настоящее искусство даже в один глаз смотреть нет необходимости. Красота.
Другая, значительно меньшая толпа страдальцев с упоением рассказывает о том, что Малевич гений, а его черный квадрат чуть ли не лучше "Мадонны" Рафаэля и "Утра в сосновом бору" Шишкина вместе взятых. Что именно Малевич открыл что-то такое, не совсем понятное, но что-тот такое, аж жуть. И вообще авангардное искусство единственно подлинное изкусстно, почему тоже не ясно, но это в данном случае и неважно. И эта часть народа в итоге тоже оказывается при деле.
Короче кругом одна выгода. Вроде настал момент полного счастья и порядка. Да не всё так прекрасно, как хотелось бы. Какие-то разные нехорошие процессы начали происходить на нашей земле. Сегодня я набрал в поисковике слово Петр и с удивлением обнаружил, что вторым по запросам стоит сразу после императора Петра, Петр Павленский. Художник, акционист. Авангардист, каждая акция которого является очередной пощечиной общественному мнению. И вот мне захотелось посмотреть на Павленского в сравнении с Малевичем. Ведь Малевич, или там не Малевич, но иного художника в России нет, о коем бы сегодня столько говорили. Не прибил ли он "Черный квадрат" Малевича гвоздем к брусчатке вместо своей мошонки, сбросив Малевича с трона самого эпатажного и известного живописца? Как думаете? Я не просто так спрашиваю. Я за народ переживаю.
Вы только посмотрите к чему мы приплыли. Только, только народ наш путем долгой интеллектуальной работы, всего лишь за какие-то сто лет нашел в себе могутные силы послать на три буквы Малевича и возвысится в своем понимании подлинного искусства, как вдруг, откуда ни возьмись, появился новый чудик с новым искусством. И по сравнению с ним и его художествами, монстроватый некогда Малевич начинает походить на вполне художника, а его квадрат может взять и оказаться искусством. Поймите меня правильно. Что мы будем делать? Это форменный скандал!
Еще об одном важном моменте надо не забыть упомянуть. Как народ обойдется без высококультурных шуток, которые сложились вокруг картины Малевича? Ведь они тоже часть и немаловажная нашей культуры. Через пару лет подлинным знатокам истинного искусства поневоле придется изменить свою любимую рассказку - в новом варианте она будет звучать примерно так - одним хмурым утром один еврейский мальчик пошел на Красную площадь и прибил свои яйца к мостовой и все стали с этого тащиться....Какая разница, что ни Малевич, ни Павленский не евреи, но народному творчеству тот момент безразличен.
Особо культурный анекдот о том, что ночной сторож, узнав о том, что картина Малевича похищена быстренько намалевал новый квадрат тоже явно будет переделан и в новом виде станет выглядеть наверно так - узнав о приезде в Питер Павленского ночной сторож быстро прибил свои яйца к дверям Эрмитажа и потом её поджег керосином.
Не знаю точно, но явно рано появился этот самый Павленский. Признаемся честно. Мы и со столетней выдержки хулиганами еще не разобрались, а тут новые лезут как на грех. А о народе кто-нибудь, то думает, я вас спрашиваю? Ребята! Петя! Как вам не стыдно! Вам бы только яйца свои куда-нибудь прибить, а народ все это осмысливать то должен. Вот какого беса он эти яйца свои пригвоздил в день милиции на Красной площади? Ладно, дверь в ФСБ поджег - тут то можно и самим много чего представить себе. И путь в ад, и и власть силовиков и много чего еще. А вот прибить себе яйца гвоздем и рассматривать их - это прямо новая загадка.
Типа, что можно разглядеть, разглядывая свои прибитые гвоздем яйца? Никогда не догадаетесь. Какую такую особую истину из пробитой гвоздем мошонки можно извлечь? А ведь что-то такое все же должно быть, не зря же он акцию свою совершил, художник этот хренов. Может для него это кожаный квадрат? Может для него это утро стрелецкой казни? А может это боярин на сковороде у ног Грозного царя, готовится быть зажаренным. Всё может быть. Но как теперь народу со всем этим дальше жить? Не шутите с подлинным искусством ребята!