Я торопливо спускалась по лестнице, как всегда боясь опоздать на занятие. Хоть консерватория и перестала быть для меня чем-то далёким и недосягаемым за те несколько дней, что мы с ней "знакомы" (я просто искренне полюбила это заведение, и оно уже не казалось мне чужим), но я всё равно торопилась туда, свято веря, что вновь сделаю какое-то маленькое открытие. Это учебное заведение осталось для меня чем-то новым и до конца неизведанным, хотя, на первый взгляд, ничего особенного в нём не было.
Коридоры, аудитории, концертный зал, друзья, музыка... Музыка жизни, которая постоянно звучит в моей голове - фортепианная музыка...
Всё это знакомо, близко и любимо. Всё это присутствует в консерватории, но, тем не менее, есть там что-то таинственное, что-то волшебное и загадочное. Именно то, что так манит меня туда и заставляет ускорять шаг по пути на занятия...
- Доброе утро, Наташ! - у подъезда меня ждал Юра Минин - мой одногруппник.
Сидя за одной партой, мы успели найти общий язык и даже подружиться. Он оказался очень общительным, эрудированным и талантливым пианистом. Более того. Юра сразу завоевал доверие Оли и Коли, и теперь мы нередко проводим время вместе. Правда, из-за учёбы понятие "нередко" стало весьма относительным. Мы уже не собирались каждый день, не просиживали часами за столом, уплетая любимый вишнёвый пирог, не гуляли в парке, болтая о всякой книжно-музыкальной всячине... Даже "сеанс окультуривания" у меня дома мы решили отложить на время после прослушивания.
Но, тем не менее, мы виделись довольно часто, просто наши встречи были иными: по возможности мы вместе ходили на занятия, полдничали в консерваторском буфете, "забирали" друг друга после пар...
Прошло всего несколько дней нового учебного года, даже меньше недели, но каждый из нас почувствовал перемены в жизни. Это были приятные перемены - перемены к лучшему.
Во-первых, все мы сейчас стоим на очень важной ступени - получаем высшее музыкальное образование. Во-вторых, мы познакомились с замечательными людьми. С настоящими, чистыми, искренними, мудрыми и верными своему делу - с нашими преподавателями. А в-третьих, получили возможность стать успешными музыкантами и приобрели новых друзей.
Юрка как раз относился к "перемене номер три". Он стал первым, с кем я познакомилась, придя в первый день на занятия. Тогда на соседнее место за столом, где сидела я, опустился высокий молодой человек с русыми волосами и особенными, серыми, но какими-то лучистыми, глазами. Эти глаза заставляли настроение улучшаться, а губы расплываться в улыбке.
- Юрий, - представился он, я тоже назвала своё имя, и с того момента началась летопись нашей дружбы.
Минин, повторюсь, сразу "влился" в нашу компанию. Трио преврати-лось в квартет, отчего мы ещё больше сдружились. "Новичок" казался мне таким же "старым знакомым", как Оля и Коля. Все мы доверяли Юре, а он - нам. Всегда находились общие темы для разговоров, открывались какие-то, интересные всем, его увлечения...
Короче говоря, в нашей компании появился ещё один человек, который сегодня ждал меня у подъезда, чтобы вместе отправиться в консерваторию. Время начала занятий у пианистов, народников и саксофонистов в этот раз не совпало, поэтому сейчас мы были вдвоём...
- Доброе утро! - отозвалась я.
- У тебя платье красивое, - робко сказал Юра, как будто увидел мой наряд впервые (На самом деле, этот "футляр" я надеваю каждый день).
- Спасибо, - я улыбнулась и промолчала насчёт новизны платья - красивое, так красивое...
Утро сегодня особенное - тихое, спокойное, ласковое. С чистого, без единого облачка, неба миру улыбается приветливое осеннее солнце. Оно тоже не такое, как всегда, тоже необычное - "занавешенное" кронами деревьев, оно кажется чем-то волшебным. Чем-то, что излучает мягкий, приглушённый, приятно-тёплый (не горячий, а едва ощутимый коей, но заполняющий душу) свет...
Сколько раз я ходила по этой аллее, сколько часов мы провели здесь с друзьями... И никогда я не видела тут одинаковых пейзажей. Ни разу ещё природа не показывала уже известные нам картинки. Именно за это я безумно люблю каштановую аллею. Она - словно част какой-то сказки, словно коридор в другой, добрый и красивый мир... По большому счёту, как раз так всё и получалось, ведь аллея неизменно выводила нас к консерватории...
Мы шли по этому волшебному коридору, не говоря ни слова, но молчание вовсе не напрягало. На душе было как-то легко, хотелось жить только этим моментом, только этим спокойствием и этой непринуждённостью...
Подойдя к консерватории, мы заметили на доске объявлений очень яркую, бросавшуюся в глаза афишу:
"6 сентября - день уличной музыки"
Именно этот заголовок привлёк наше внимание и заставил читать дальше. В объявлении говорилось, что 6 сентября, то есть, сегодня, на главной площади города будет установлен концертный рояль, а на улицах появятся пункты для музыкантов с более мобильными инструментами. Суть акции заключалась в том, что на предоставленных инструментах смогут играть все желающие. То есть, традиционного концерта не будет, не будет антрактов, театральной строгости. Просто город наполнится звуками самой разной, а главное - живой, музыки, которая "раскрасит" серый будний день. Любой музыкант сможет подарить горожанам радость с пользой для себя (как-никак, выступление перед публикой), а люди получат заряд хорошего настроения, послушав хорошую музыку...
Раньше таких акций у нас не проводилось. Да, устраивалось множество концертов, конкурсов с участием музыкантов, но с такого рода мероприятиями город знаком ещё не был.
Безусловно. "День уличной музыки" представлял для всех огромный интерес, ведь главной "фишкой" акции была спонтанность. По словам организаторов (среди них были и наши преподаватели), о программе "концерта" никто даже и не заботится. Впервые в нашем городе будет звучать не известная или соответствующая какой-то теме музыка, а композиции, которые пот душе самим исполнителям и слушателям...
- Пойдёшь? - спросил Юра, кивая на объявление.
- Даже не знаю... - я задумалась. - Было бы здорово, но уже завтра прослушивание. Скорее всего, у меня не будет возможности - надо подольше позаниматься на рояле...
- Ну и что? - удивился друг. - У меня тоже завтра прослушивание, но я точно выделю время, чтобы принять участие в акции. В конце концов, ты можешь играть на "уличном" рояле ту же "Патетическую" и тогда сразу двух зайцев убьёшь: и почувствуешь себя уличным музыкантом, и перед прослушиванием потренируешься.
- Ты прав, но... - я немного замялась. - Инструмент-то другой. Ты ведь и сам знаешь, что на разных фортепиано нужно играть по-разному. У всех роялей и пианино есть какие-то свои особенности... Ну или дефекты...
- Можно подумать, для тебя это - проблема, - парень лукаво улыбнулся.
Он слышал, как я играю, всего пару раз: перед каким-то занятием и во время репетиции в концертном зале (однажды я приходила заниматься утром, и в консерватории, кроме меня, Марии Александровны и вахтёра, были и другие люди), но и эти моменты помогли ему сделать вывод о моей "музыкальности". Этим странным словом мой педагог называет умение чувствовать музыку, понимать её язык, слышать главную тему и видеть ту красную нить, которая проходит через всё произведение. Это очень важно, ведь главная тема является основой музыкального произведения, тем, на чём "держится" вся композиция. Остальные звуки, вариации, украшения - всё это красивый "декор", позволяющий раскрыть тему во всей её красе. Если оборвать эту красную нить, то привлекательная "упаковка" уже просто не понадобится...
"Музыкальные" люди отличаются тем, что в первую очередь следят именно за развитием темы, за "направлением" (это уже отдельная история, отдельное словечко в "разговорнике" музыкантов) мотива, а условия игры ставят на второе место. Как правило, эти люди быстро приспосабливаются к инструментам с любыми возможностями, с любыми дефектами и без труда выступают перед публикой.
Для другого типа музыкантов состояние инструмента играет очень важную роль и сильно может повлиять на качество исполнения. Именно поэтому перед каким-то важным мероприятием всем рекомендуют заниматься именно на том инструменте, с которым им придётся "общаться" во время выступления.
Я не считала себя очень "музыкальным" человеком. Просто я любила музыку и обожала свой инструмент. Для меня удачное выступление всегда было делом случая. Я могла показать всё, на что способна, а могла переволноваться и испортить произведение. Но во время учёбы я развивала своё мастерство, и, видимо, это отразилось на моей "музыкальности". Я особых изменений не замечала, но мне стали часто о них говорить.
Разговор с Юрой очень напоминал мне тот диалог с Роялем. Те же рассуждения, то же мнение, почти те же слова... И так же легко мне было с ним говорить...
- А ещё на площади точно слушатели будут. Это даже лучше, чем самой себе в зале играть. Ну и что, что инструмент другой, зато, увидев комиссию, волноваться меньше будешь! - видя, что я задумалась, Юра привёл ещё один аргумент в пользу участия в акции.
- Допустим, убедил, - выдохнув, улыбнулась я. - Можно и поучаствовать.
- Вот и отлично! - обрадовался Минин. - Тогда сразу после занятий пойдём?
- Да! А Оля и Коля могут пойти с нами?
- Мне кажется, могут... - Юрка вчитался в афишу. - Здесь толком ничего и не написано... В любом случае, они могут и побыть слушателями!
- Тоже верно, - согласилась я и тоже пробежалась глазами по тексту объявления. - Ну как же не написано?
Я указала на ровный столбик, оповещавший о том, какие улицы города будут задействованы при проведении акции.
- "Площадь Культуры - фортепианная музыка; улица Солнечная - народная музыка; улица Ивановская -музыка духовых инструментов; улица Гостиная -музыка струнных инструментов..." - читала я. - Отлично! Все будем участвовать...
Неожиданно мы услышали громкий, режущий слух звонок, доносившийся из консерватории. Затормозив у доски объявлений, мы опоздали на первую пару...
***
- Здравствуй... - я поглаживала крышку Рояля. - Я знаю, ты сейчас будешь молчать, ведь нас могут услышать, но ты же всё равно меня поймёшь, правда?.. Сегодня я не смогу прийти к тебе - мы с друзьями будем участвовать в акции "День уличной музыки". Завтра - прослушивание, и нам снова некогда будет пообщаться... Но послезавтра мы обязательно поговорим! Обещаю! Как всегда, останусь после занятия - придумаю что-нибудь. Просто "патетическую" репетировать уже не будет надобности... Не скучай!
Я торопливо отошла к двери, оглянулась напоследок и вышла из зала. На душе остался неприятный осадок. Было ощущение, что я предала близкого друга, что променяла его на что-то, что совсем не так дорого мне, как он... Но, наверняка, мне так только казалось. Казалось из-за того, что Рояль не ответил мне, но я ведь прекрасно знала: это не от обиды, а специально, чтобы никто не догадался о его "говорливости". И всё же меня не покидало это чувство...
- Наташ, вот ты где! - ко мне подбежал запыхавшийся Юрка. - Я тебя обыскался!
- Я просто разок на нашем рояле сыграла, - выкрутилась я (не говорить же ему о том, что я разговаривала с Инструментом!).
- Вот неугомонная... - Минин закатил глаза. - Ладно, пойдём за Олей и Колей. Они дома - оказывается, у них сегодня нет занятий.
- Понятно, - я улыбнулась. - Пойдём!
Мы вышли из консерватории, увлечённо обсуждая всё, что связано с сегодняшним мероприятием.
- Я слышал, что уличные "концерты2 всегда выглядят очень эффектно и необычно, - говорил Юра. - В других городах часто проводятся подобные акции.
- Здорово! Вот бы и у нас почаще такие фестивали организовывали! Это и правда, наверное, очень зрелищно, хоть и нет огромной сцены, красного, как будто бархатного, занавеса и театрального полумрака... Для нас это - что-то новое и непривычное, а следовательно - вдвойне интересное...
- Да, ты права, - улыбнулся друг. - Но тут тоже есть свои визитные карточки. К примеру, на таких мероприятиях всегда очень красивые инструменты, по крайней мере, фортепиано. Духовые инструменты, как правило, приносят сами музыканты и исполняют все произведения на своих верных "боевых товарищах", а вот струнные, народные и клавишные инструменты, которые привозят организаторы акции, всегда поражают своим роскошным внешним видом.
- А чего в них особенного? - я ещё больше заинтересовалась. - По-моему, все инструменты и так красивые. Рояли всегда выглядят роскошно - как чёрные, так и белые. Концертные баяны тоже очень яркие и праздничные... Так же и с другими инструментами...
- Не-ет, ты, кажется, не поняла, - продолжал объяснять Минин. - "Уличные" инструменты совсем не похожи на привычные нам! их расписывают всеми цветами радуги! Они превращаются в настоящие произведения искусства. А ты представляешь, какое удовольствие играть произведения искусства на произведениях искусства?
- Надо же... - я удивилась. - Никогда не знала о том, что инструменты можно так преобразить...
- Я очень надеюсь, что организаторы нашего "Дня уличной музыки" не станут нарушать традиций, и ты увидишь эти инструменты...
- А откуда ты так много знаешь об этой акции?
- Читал один репортаж с подобного фестиваля, где очень подробно всё описывалось и было много цветных фотографий. Там играли на рояле в цветочек и на полосатой гитаре, - друг усмехнулся, а мне ещё больше захотелось поучаствовать в этой акции.
За разговором мы даже не заметили, как к нам приблизились Оля и Коля с чёрными футлярами в руках. Оба они были одеты очень нарядно, на лицах сияли улыбки. Было заметно, что настроение у них замечательное.
Весело переговариваясь, мы вчетвером отправились на поиски площадок, предназначенных для игры на наших инструментах. На улице было просто волшебно: отовсюду доносились звуки самой разной музыки, но композиции не "перемешивались", а наоборот, сменяли одна другую. Пункты разместили очень грамотно. Они находились на приличном расстоянии друг от друга и "заливали" музыкой определённые районы города. Таким образом, "царство" музыкальных инструментов разделилось на несколько "княжеств" со своими традициями и особенностями.
Местонахождение того или иного "княжества" запросто можно было определить по музыке, которая сопровождает вас во время поиска. В общем-то, именно так мы и нашли свои пункты...