Mirkie: другие произведения.

Анатомия стиха (как научиться писать стихи)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что-то вроде самоучителя по основам стихосложения. Здесь рассказывается о том, что такое стихотворный размер, какие бывают стихотворные размеры, как их определять, различать и использовать. Немного о схемах рифмовки, пара слов о типичных стихотворческих ошибках, подстерегающих начинающего поэта, несколько советов и доброе напутствие )))

  Как научиться писать стихи?
  Довольно часто сталкиваюсь с таким вопросом, как и с совершенно неправильным ответом на него - "Научиться писать стихи нельзя".
  Нет, на самом деле, можно. А если вы пробуете писать, но у вас постоянно ускользает рифма (даже при том, что она, вроде бы, есть...), сбивается ритм, строчки спотыкаются и "провисают" - то не только можно, но и нужно.
  В современном Интернете очень много стихов, которые трудно читать в силу их ритмической безграмотности. Причина этого - вовсе не бездарность авторов, а недостаток элементарных знаний. Очень часто доводится слышать или читать рассказы поэтов о том, как они стали поэтами: "я просто рифмовал сколько себя помню", "я писал стихи с раннего детства и зачитывал их на семейных торжествах", "я никогда не задумывался ни о какой теории, я просто писал".
  Зачастую такие авторы уверены, что поэзия - это нечто сакральное, не поддающееся правилам, рецептам и алгоритмам. И хорошо, если эти самые авторы могут чувствовать нужный ритмический рисунок произведения интуитивно, ну а если нет? Отсюда и берутся хромые стихи - "на лицо ужасные, добрые внутри" (т.е. интересные по содержанию, но нечитабельные по форме).
  У меня была совсем другая история. Я не писал стихи в детстве. Меня интересовала проза, музыкального слуха, кстати, а соответственно, и чувства ритма, не было вообще. Но для учёбы на редакторском было необходимо сдавать литературный анализ. В том числе и стихотворный. Тогда я зубрил теорию стихосложения, но не мог понять, как применяются все эти размеры и отличать их друг от друга. Тогда преподаватель посоветовал мне просто попробовать посочинять стихи, накладывая слова на схемы размеров. Меня это занятие так увлекло, что я стал поэтом. Видите? Ничего "сакрального" и "непостижимого". Как говорит персонаж старого-доброго кинофильма "Формула любви" - "Огонь тоже считался божественным, теперь мы кипятим на нём воду".
  Приведённый ниже диалог между мной и Анной - моим другом, ученицей и перспективной поэтессой - объяснение "на пальцах" технологии сочинения стихов. Опубликован, так как может помочь и ещё кому-нибудь.
  Я специально воздерживаюсь здесь от академизма, использую минимум литературоведческих терминов. Здесь нет экскурсов в историю поэзии и сравнения систем стихосложения. Главная цель - простота и доступность материала, возможность применить его на практике. При цитировании диалога я опускаю или сокращаю части текста, не играющие важной роли в развитии темы, а также местами добавляю то, чего могло не быть в исходнике, но будет полезным.
  
  
   Mirkie:
   Вы подбираете ритм интуитивно, или опираясь на схему размера? Если первое, то я мог бы научить Вас второму.
  
   Анна:
   Ох, больную тему затрагиваете:) Пыталась я в каких-то книгах (уже давненько) разобраться с теорией, но большого успеха это дело не принесло. Сейчас подбираю интуитивно. Если научите второму, буду очень благодарна. вот только боюсь оказаться совершенно безнадежной ученицей...
  
   Mirkie:
   Я не рассказывал Вам о том, что начал писать стихи как раз вследствие того, что был совершенно безнадежен в теории стихосложения? :-/
   Хорошо. Тогда начнем с главного, что нужно усвоить и учитывать при сочинении стихов - с понятия стихотворного размера. Зачастую четкое соблюдение такового является приметой хорошего стиха даже больше, чем наличие рифмы. Яркий пример тому - та же Илиада, или любой другой эпос) кстати, подсказка - чтобы лучше понять анатомию размера, стоит почитать нерифмованный стих, ту же Илиаду ))
  
  Гнев, о, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!
  Гнев неуёмный его много бедствий ахеянам сделал:
  Тысячи душ погубил он могучих и славных героев,
  В мрачный Аид их послав! А тела же оставил окрестным
  Птицам и псам! Такова была воля бессмертного Зевса
  С самого дня, как раздор обернулся жестокой враждою
  Между Атридом царём и героем войны Ахиллесом.
  
  Чувствуется? Рифмы нет, но очевидно, что это стихи. За счёт чего? За счёт повторения в каждой строчке одной и той же схемы чередования ударных и безударных слогов. Вот такая схема и называется стихотворным размером. А сама такая система стихосложения называется силлабо-тонической системой. Это классическая, самая используемая и распространённая система сложения стихов в русском языке. На самом деле стихосложение ею не ограничивается, но начинающему познавать теорию стихосложения поэту прежде всего следует освоить именно эту систему. Потому что свободный стих, дольник, верлибр - это всё прекрасно, но чтобы писать тем же дольником, нужно уметь отличать дольник от корявого дактиля.
  
  Итак, в чём суть силлабо-тонического стихосложения.
  
  Стихотворение состоит из строф, каждая строфа - из строк. А каждая строка - из определенного количества чередующихся ударных и безударных слогов. Основа размера - это комбинация из ударных и безударных слогов (она называется стопа), которая повторяется в строке то или иное количество раз. Так вот, количество повторений стопы в строках должно быть одинаковым. Соблюдение этого условия - и есть залог того, что по-простому называют "гладким ритмом".
   Стопа - это устойчивое сочетание ударных и безударных слогов, в определенной последовательности.
   Стопа может состоять из двух или из трех слогов. Может и из четырех, но наиболее часто встречаются двухсложные и трёхсложные размеры.
  Двусложные и трёхсложные размеры различают в зависимости от того, из скольких слогов состоит стопа.
   Двусложных размеров (то есть тех, при которых стопа состоит из двух слогов) существует 2 - в первом ударение падает на первый слог, а второй безударный, во втором случае - наоборот. Первый называется хорей, и его схема выглядит так:
  
   ударный, безударный, ударный, безударный, ударный, безударный, и т.д.
  
   Пример хорея: пушкинское "Буря мглою небо кроет":
  
  Буря мглою небо кроет,
  Вихри снежные крутя;
  То, как зверь, она завоет,
  То заплачет, как дитя.
  
  Попробуйте отстучать ладонью ритм, медленно, нараспев произнося слова - сразу почувствуете стопу, благо в этом случае разбивка на стопы совпадает с разбивкой на слова - то есть, каждое слово является стопой (двусложные слова -бУря мглОю нЕбо крОет... везде первый слог, видите? Но в этом случае ударный слог в стопе совпадает с ударным в слове. Надо учесть, что так бывает далеко не всегда. Порой стопное ударение падает на те части слова, которые были бы безударными, если бы мы произносили эту фразу в обычной речи. А порой оно падает и на такие лексические единицы, которые в обычной речи отродясь были безударными - предлоги и союзы... Конечно, чем больше совпадений стопного ударения с естественным речевым - тем более гладким, напевным, лёгким будет ваш стих, но вписать в стопу все речевые ударения и понижения - не удастся..
   Для построения размера и анализа ритма стиха это - важный нюанс. Заостряю на нем внимание, потому что все, кого я учил стихосложению, сначала никак не могли этого понять. Стихотворные ударения и ударения в обычной речи - не одно и то же. Чтобы увидеть это, прочтите стих про бурю чуть дальше :)
  
  То по кровле обветшалой
  Вдруг соломой зашумит,
  То, как путник запоздалый,
  К нам в окошко застучит.
  
  Ни "то", ни "по" не являются ударными словами в обычной речи, однако здесь они составляют стопу, где "то" ударное, а "по" - безударное. "Вдруг" тоже не самое ударное слово, не то что какая-нибудь там "буря". Однако здесь оно ударное, как видите. Это не ломает ритмическую схему, потому что в обычной жизни Вы всё же можете сказать: "ВДРУГ зашумит". А вот "зАшумит" - не скажете. Здесь кроется одна из причин нарушения ритма, случающегося у поэтов, которые пишут, не считая размер - ритм нарушается, если на месте положенного по схеме размера ударного слога у вас стоит не просто вспомогательная часть речи, а безударный слог слова, имеющего другое ударение.
  То есть - безобидное "вдруг" в ударной позиции выглядит органично. А вот если бы было - "Соломой вдруг зашумит"? - Попробуйте-ка прочесть творение Александра Сергеевича с такой строчкой. Жуть. А мы всего лишь поменяли местами "вдруг" и "солому" - количество слогов и рифмы остались прежними, но мы сбились, и сбились до смешного некрасиво...
  
   Рекомендую анализировать размер стиха, рисуя схему на бумаге. Это делается так: пишете стихотворение, потом рисуете схему ударений: вместо ударного слога рисуете вертикальную черточку, вместо безударного - горизонтальную (некоторые рисуют единицы и нули - без разницы) получится некоторое число повторяющихся одинаковых комбинаций. Каждую из них отделяете косой чертой (так нагляднее) вот каждая такая фигура, отделенная косыми чертами, это и есть стопа. Общее их количество в строке может быть разным, это число является номером размера.
  
   Так, может быть трехстопный хорей:
  
   тОпи дА болОта, сИний плАт небЕс...
  
   А может быть четырехстопный хорей:
  
   бУря мглОю нЕбо крОет вИхри снЕжныЕ крутЯ.
  
   Еще один нюанс. Рисунок рифмовки стиха ВСЕГДА должен четко и без особых проблем ложиться в схему того размера, к которому он принадлежит. То есть, если в Вашем хорее вдруг появляется "лишний", к примеру, безударный слог (ну не один у Вас безударный после ударного, как ни крути, а два!) - это значит, что либо Вы сбились с размера, либо (если такая штука - не разовая оказия в какой-нибудь одной строчке, а повторяется более-менее регулярно - то значит, это не хорей )) а дактиль )) но вот о дактиле мы поговорим потом...
  
   Если про ударения, стопы, схемы и хорей все понятно - то идемте дальше, изучать ямб )) если нет - жду вопросов ))
  
   Анна
   Теоретически ясно. Более-менее. Но вот я не слишком-то отличаюсь от ваших прежних учеников, и соотношение ударений в разговорной и стихотворной речи и меня немного путает. Вот здесь же, например: "бУря мглОю нЕбо крОет вИхри снЕжныЕ крутЯ." - вторая Е в "снежные" совсем не хочет восприниматься как ударная. И если на письме всё относительно гладко, то как быть с чтением вслух?
  
   Mirkie:
  
  Попробуйте просто прочесть этот стих вслух. Обычно. А потом - прочтите, отбивая ритм рукой по столу. Что у нас получается? Скорее всего, во втором случае Е в конце слова СНЕЖНЫЕ у Вас все-таки окажется ударной? Но в обычном чтении она просто проскользнет.. На нее не будет активного речевого ударения, и в то же время ее "безударность" не порушит ритм, т.к. в стопе она - в ударной позиции.
  
   Анна:
  
   Да, сложно мне будет с ритмом подружиться... Уже зная, что должно получиться, могу воспринимать её как ударную, но если бы читала стих впервые, не зная, каков его размер, сомневаюсь, что удалось бы уловить ритм.
  
   Mirkie:
  
   А тут как раз дело в том, что такая Е у нас одна на 2 строки. Она вписывается в размер, потому как не узурпирует ударение по-настоящему ударного слога слова "снежные" - Настоящий ударный слог этого слова - "СНЕ" у нас находится в предыдущей стопе, и на него падает ударение, как и положено. Поэтому мозг уже принял, что в слове "снежные" сделано правильное ударение, так что наличие ещё одного - на финальную "Е" - мозг просто игнорирует. При чтении получается лакуна в ударении. А ритм стиха не рушится. Если бы на "сне" не было ударения, а на последнюю "е" оно бы было - ритм бы порушился. А так - нет. Так у нас просто два безударных по жизни слога, которые образовали стопу, а раз они образовали стопу - первый из них должен сыграть роль ударного. Как в паре, когда сходятся двое людей, каждый из которых сам по себе лишён лидерских качеств, один из них всё же принимает на себя роль лидера. При анализе стихотворного размера главное - научиться отличать эти безударные "по жизни", но играющие роль ударных слоги от безударных слогов стопы, и все будет ОК )
  
   Анна:
   Ага, вот только как этому научиться?
  
   Mirkie:
   в прошлый раз, незадолго до Вас, я объяснял это другу, он музыкант, и привел хорошую параллель. Представьте песню. В пении тоже есть сильные и слабые доли.
   Вы знаете романс "Отговорила роща золотая"? На стихи Есенина. Это стихотворение с самой убийственной ямбовой схемой ;)) Там половина стопных ударений падает на безударные слоги. Так вот, читать - делу не поможет, нужна именно песня, найдите запись и послушайте. Там певец тянет как раз так, что размер подчеркивается, при том, что не теряется "нормальное" восприятие фраз.
   Желательно, попробуйте сами спеть. Это - ямб, второй из двусложных стихотворных размеров. Его рисовка - стопа из двух слогов, ударение на второй слог. В ямбе как раз часто, чаще, чем в хорее, бывают случаи, когда в стопе так и хочется нарисовать все слоги безударными. Но мы же не будем так делать )) ведь мы знаем, что, каким лиричным ни был бы ямб ("и журавлИИИИ, печально пролетАААяяя..."), его истинный ритм - это стук колес курьерского поезда ))
  
   Анна:
   И всё равно, не понимаю, как отличить тот же ямб с кучей слогов, кажущихся безударными, от трёхстопного размера.
  
   Mirkie:
  
   Достаточно попробовать нарисовать стопность, исходя из того, какие слоги ДОЛЖНЫ БЫТЬ ударными в речи:
  
   отговоРИла РОща золоТАЯ
   беРЁзовым веСЁлым языКОМ
  
   Что получаем? Полную околесицу ) В первой стопе у нас - четыре слога, с финальным ударным, и ладно бы такое безобразие повторялось и дальше, был бы пеон (это четырёхстопный размер, которого я слишком сильно касаться не буду). Но повторения схемы первой (четырёхсложной) "стопы" мы нигде не видим.
   Трёхстопный размер, говорите? Но какой? Если это дактиль, то где ударения на первый слог - по всему стиху все первые слоги безударные. Дактиль отпадает, стало быть. Амфибрахий? В амфибрахии второй слог всегда ударный, меж двух безударных, был бы это амфибрахий, было бы вот:
  
   отГОвориЛА роща ЗОлотаЯ :)
  
   Ну, а анапест:
  
   отгоВОрила РОща зоЛОтая...
  
   Одним словом: сомневаетесь - попробуйте примерить на стих схему других размеров.
   Попробуете прочитать ямб как трехстопник - положение ударного слога будет все время сбиваться, или же стих будет читаться "не по-русски".
  
   А теперь задание - найдите мне где-нибудь (желательно, в своих же стихах) по паре-тройке примеров ямба и хорея ))
  
   Анна:
   Ну так в ямбе тоже может показаться ударным не каждый второй, а каждый четвертый...
  
   Mirkie:
   Помните, я упоминал о четырехсложном размере? Он называется пеон, и есть мнение, что это частный случай ямба (если ударение на четвёртый слог) или хорея (если на первый). Потому что ударение действительно может иметь место на каждый четвертый или на каждый первый слог (и, заметьте, необходимо, чтобы ударение было таким всегда, в каждой строчке, а не так - здесь на четвертый, там на второй и т.д.)
   Но в таком случае стопа получается слишком длинной, а все длинное имеет тенденцию распадаться на части. Подумайте сами: четыре - это именно четыре или удвоенное два? )) а вот тройку никак не разделишь. Она, как и двойка - бесспорное целое... Но это я уже в герметизм ухожу, вернёмся к стихосложению )))
  
   Мой голос тих. Я отыскал слова
   В пустых зрачках полночного покоя.
   Божественно пуста моя глава,
   И вне меня - безмолвие пустое.
   Скажи, я прав - ведь эта пустота
   И есть начало верного служенья,
   И будет свет, и будет наполненье,
   И вспыхнет роза на груди креста?
   Но нет ответа. Тянется покой...
   И кажется - следит за мной другой,
   Внимательно и строго ожиданье.
   И я уже на грани естества,
   И с губ моих срываются слова,
   Равновеликие холодному молчанью.
  (Сергей Калугин, Венок сонетов)
  
   Попробуйте прочитать с разбивкой - поймете, что я имел в виду. Это четырехсложник, да, но фактически это длинный, цезурированный ямб.
   Так. идем дальше. Переходим к трехсложникам.
   Их, как легко догадаться, существует 3. С ударением на первый слог - дактиль, с ударением на второй - амфибрахий и с ударением на третий - анапест. Из-за того, что стопа трехсложника длиннее, чем у двусложников, а также из-за увеличения количества безударных слогов (их получается больше, чем ударных) у трехсложников получаем совсем другую ритмическую картину: это не "забойный" хорей и "колесо-стучальный" ямб, а более лиричные, филисофические или балладные размеры:
  
  Дактиль:
   Радость моя, вот и все:
   Боль умерла на рассвете.
   В нежных перстах облаков
   Розовым шелком струится
   Еще не родившийся день...
  
  Амфибрахий:
   Кто мчится, кто скачет под хладною мглой?
   Ездок запоздалый, с ним сын молодой..
  
  Анапест:
   Сердце сковано холодом близкой зимы.
   Берег пуст, ни огня в отраженье волны...
  
   Все три довольно напевны, не правда ли? Дактиль, из-за ударения на первый слог, иногда может напоминать хорей своим мощным начальным посылом, но в отличие от хорея, у него после ударного идут два безударных слога, а не один, что делает его куда более певучим, создаёт протяжные окончания. Его легко узнать по этому характерному "хвосту" - длинному падению интонации после ударения.
  
  В полном разгаре страда деревенская...
  Доля ты - русская долюшка женская!
  
  Это звучит в духе народной песни - и эту атмосферу создаёт не только смысл сказанного, но и дактиль. Кстати, вот такое характерное окончание - на два безударных слога - называется "дактилическое окончание". Однако оно может встречаться не только в дактиле, и потому иногда сбивает с толку, появляясь в других размерах (об окончаниях строк, т.е. усеченных или, наоборот, удлиненных, стопах мы еще поговорим). А вот в дактиле не обязательно все строчки должны иметь дактилическое окончание. Некрасовская "Железная дорога" не так "тянется" и имеет ударные окончания через строку, однако она не менее дактиль.
  
  Славная осень! Здоровый, ядреный
  Воздух усталые силы бодрит;
  Лед неокрепший на речке студеной
  Словно как тающий сахар лежит.
  
  Поэтому, анализируя размер, особенно трёхсложный, следует смотреть не на окончания, а на всю рисовку строки.
  Кстати. Шестистопный дактиль имеет особое название - гекзаметр. Именно этим размером написана "Илиада", с упоминания которой мы начали говорить о стихотворных размерах. После чтения "Илиады" обычно невольно думаешь в гекзаметре какое-то время, так что очень читать её очень полезно для освоения шестистопного дактиля... Да и стихосложения вообще )))
  
   Амфибрахий тоже похож на ямб только на первый взгляд. Ведь после его ямбического второго ударного слога идет не один безударный, как в ямбе, а два. Его ударение всегда "зажато" между двумя интонационными понижениями.
  
   Кто мчится, кто скачет под хладною мглой?
   Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
   К отцу, весь издрогнув, малютка приник,
   Обняв, его держит и греет старик.
  
   Чувствуете? Безударный-ударный-безударный-безударный-ударный-безударный. Если попробовать читать (или писать) амфибрахий как ямб, то четвертый слог поневоле должен быть ударным, а как тогда быть с пятым, который в амфибрахии ударный априори? ) вот так их и различать ))
   Амфибрахий очень песенный, музыкальный размер. Амфибрахий - это вальс, впрочем, он же отлично подходит для баллад и прочей эпики.
  
   На север, на север витая дорога вела
   Под звёздами неба и тёмно-кровавой луною,
   И дальние горы, как тёмных вершин острова,
   Из бездны ночей вставали во мгле предо мною.
  
  
   А вот анапест ни с чем не спутаешь. В двусложниках просто не может быть такой ситуации, чтобы первые два слога были безударными. Интонационный "раскат" и сильная нота в конце - это анапест. Надрывный размер, драматический ) люблю ))
  
   Я лежал на дне моря. И грудь, что полна была бурь,
   Как таинственный омут, сверкала бездонною гладью...
   И блестящие очи мои заливала лазурь,
   Каждый жест моих рук был одним ускользавщим объятьем.
  
   Несколько "рваный" ритм как раз из-за ударения на третий слог. Рисовка: безударный-безударный-ударный-безударный-безударный-ударный.
  
  Вот и всё. Все размеры силлабо-тонического стихосложения.
  
   Ну, и пару слов об окончаниях (концевых стопах) и, собственно, о рифме )) Как Вы наверняка уже заметили, последняя стопа в строчке редко бывает обычной размерной стопой. Она может быть либо урезанной: "ямбическое" окончание в амфибрахии (к примеру: Кто мчится, кто скачет под хладною мгЛОЙ?), либо удлиненной - к примеру, то самое знаменитое "дактилическое" окончание в ямбе:
  
   И каждый вечер, в час назначенный,
   Иль это только мнится мне,
   Девичий стан, шелками схваченный,
   В туманном движется окне...
  
   Урезанные и удлиненные окончания - это нормально, их не стоит бояться, даже напротив: они меняют стандартный ритм размера, подчеркивая определенное настроение. В любом случае, стопность всегда считается по количеству ударений, и окончание, каким бы оно ни было - это полноправная стопа.
  
   Ну, вот, собственно, по размерам все )) Я намеренно не буду здесь и сейчас касаться нетривиальных и спорных с точки зрения анализа размеров (пятисложника, односложника, к примеру), а также тонического стихосложения (то есть, такого, где схема стихотворения строится по принципу равного количества ударных слогов в строках, безударных же может быть сколько угодно), свободных размеров, частных случаев общих размеров, верлибров и т.д.
   Так как, по моему мнению, браться писать стихи дольником или верлибром стоит уже после того, как овладеете в совершенстве классическими силлабо-тоническими размерами. Поэзия - штука очень многогранная, а Муза не ведает оков, но всё же для начала поэту необходимо освоить два двусложника и три трёхсложника, научиться безошибочно определять их, писать гладко в их рамках и чувствовать ритм - тогда уже сами сможете экспериментировать, без Мёркинской помощи и занудной теории )
  
   Жду вопросов... и опять домашнее задание -как, наверное, уже догадались - примеры, примеры ))
  
   Теперь о стопности, то есть, о количестве стоп в строке. Как я уже говорил в начале, у каждого из размеров длина строки может варьироваться. Так вот, соблюдение этой длины - стопности -второе условие четкого ритма.
   Бывают стихи, написанные размером с соблюдением одинаковой стопности в строках и строфах:
  
   Я помню чудное мгновенье -
   Передо мной явилась ты,
   Как мимолетное виденье,
   Как гений чистой красоты.
  
   Это четырехстопный ямб )
  
   А бывают стихи, написанные чередованием разностопного размера:
  
   Вчерашний день, часу в шестом,
   Зашел я на Сенную.
   Там били женщину кнутом,
   Крестьянку молодую.
  
   Это чередование четырехстопного ямба (первая и третья строки) с трехстопным (вторая и четвертая).
  
   Оба варианта, как видите, выглядят весьма привлекательно и ритмично, так что, не стоит бояться использовать чередования, но:
   Во-первых, чередование должно быть симметричным, во-вторых, идти через весь стих.
   То есть, если у Вас идет чередование длинных и коротких строк, оно должно быть постоянным, а не хаотичным, иначе будет впечатление, что где-то просто не хватает слогов по недосмотру автора. То есть, рифмуете, к примеру, пятистопный ямб с пятистопным, а трехстопный с трехстопным, и чередуете строчки. Чередоваться размеры могут не обязательно в рамках одной строфы - могут чередоваться размеры самих строф (это как раз песенный вариант). Важно одно - чередование должно быть постоянным, а не случайным, кроме... Кроме случая, когда уж очень хочется сделать особый акцент на какой-нибудь строчке. Например, последней. "Ошибочно" удлиненные (или, наоборот, срезанные) строки призваны стать изюминкой стиха. Такие выкрутасы особенно любит ямб. Ну, вот, из себя любимого, стих с удлинением:
  
   Скитаясь по развалинам миров,
   Из дали в даль идя невозвратимо,
   Я уношу с собой пригоршню дыма
   Дотла сгоревших чувств невысказанных строк...
  
   Могут ли использоваться разные размеры в одном и том же стихотворении?
   Парадоксально, но могут. С одним условием:
   симметрия, всегда симметрия!
   Иными словами, если Вы пишете чередование дактиля с амфибрахием (или даже дактиля с амфибрахием и анапестом!), рисовка должна повторяться узором, паттерном, если угодно. Как в известном литературоведческом примере:
  
   Вовсе не сло жные
   Размеры трёхсложные,
   Всё зависит от сильных в них мест.
   Дактиль - он первый,
   Второй - амфибрахий,
   Ну а третий уже анапест!
  
   Нарисуйте ;) первая строка - дактиль, рифмуется с четвёртой строкой, которая тоже (как ни странно :-/) дактиль, вторая строка - амфибрахий, рифмуется с пятой (тоже амфибрахий!), третья, анапест, соответственно (ударение в этом слове всё ж надо делать на второй слог, но мы простим Онуфриева) рифмуется с шестой, которая, закономерно, анапест.
   Это уже стихотворческие изыски. Но почему нет?
   Разные размеры могут чередоваться и построфно. Особенно это актуально для песен.
  
   Свеж,
   чист
   Омут озера зеркальный,
   Тих
   лист
   Камыша под брегом дальним -
  
   Там мой дом,
   Лес-стена хранит,
   Свет-лучом
   Солнце-мёд пьянит
  
   Там мой дом -
   Из тумана кров.
   Убран дом
   Кружевом цветов...
  
   Цветёт всех нежней
   белая лилия
   Светлых вод ясней
   Белая лилия
   Ярок цвет манит -
   Белая лилия
   Аромат пьянит -
   Белая лилия...
  
   Как видите, намешано может быть чего угодно, главное, чтобы рисунок повторялся.
   Если у Вас одно четверостишие хореем, а второе, скажем, дактилем, то третье будет ТАКИМ ЖЕ (по стопности) хореем, а четвёртое - аналогичным дактилем. И т.д.
   Если намешаете размеров бессистемно, будет выглядеть несерьёзно.
  
   Анна:
   И ещё вопрос такой возник... как бы так его получше сформулировать... Слоги, безударные в обычной речи, в стихотворной стопе могут быть как безударными, так и ударными. А вот те, которые всегда произносятся под ударением, и в стопах непременно оказываются ударными? Или я ошибаюсь?
  
   Mirkie:
   Хороший вопрос. Именно об этом собирался написать. Теоретически ударные в обычной речи слоги могут быть безударными в стихе - к примеру, в трехсложном размере слово из двух слогов вполне может попасть на два безударных слога размера. Это допустимо, но есть один нюанс: такое проходит тогда, когда данное слово не несет на себе логического акцента, иными словами, когда нет ситуации, что при чтении на него хочется поставить ударение.
   Иначе возникает одна из типичных поэтических ошибок - несоответствие логического, читательского ударения с ударением, которое предусмотрено размером стиха. У меня бывали такие ошибки. Вот одна:
  
   Когда нежным розовым светом
   Румянит дороги закат,
   На крышах, багрянцем согретых,
   Последние блики горят...
  
   Коряво, да? А почему коряво, если разобраться - ведь написано-то правильно? В слове "когдА" ударение действительно на последний слог, в слове "рОзовый" - на первый... А не читается. Не читается, собственно, из-за того, что, благодаря амфибрахию, в слове "нежный" у нас не оказалось ударных слогов вообще. Читатель читает первую строчку так: "когда нЕжным рОзовым свЕтом..." А дальше - следующие строки, написанные в правильной ритмике, и тут вдруг оказывается, что это амфибрахий, и первую строчку надо было читать вот так: "когдА нежным рОзовым светом". Но в жизни Вы так не скажете. А значит - и не прочтёте "правильно". Поэтому такие моменты лучше переписывать.
  
  Для сравнения:
  
   Но голос струны оборвался,
   И чары распались, звеня...
   Прости, если я обознался -
   За явь принял то, в чём нуждался,
   Мечту, что так манит меня!
  
   Вроде один и тот же случай, в чем проблема? А в том, что в первом стихе в безударной позиции оказывается прилагательное, определение - слово, которое несет смысловую информацию, основная часть речи... да еще и после служебного - но ударного! - "когда". Наша речевая логика бунтует. Что ж это такое: какое-то "когда", подчинительный союз, гремит, а "нежный" - информация о явлении, важная, между прочим, раз уж автор её упоминает )) - проскальзывает непонятно как! Не порядок! Ну, примерно так рассуждает наше читательское подсознание. Во втором же случае безударное "если" между двумя смысловыми единицами читается вполне органично.
   Вот так, ответом на Ваш вопрос, мы подкрались к следующей теме - насчет ритмических и просто эстетических ошибок в стихе, с которыми можно столкнуться помимо ошибок построения размера.
   Когда нужно "добрать" до размера (не хватает одного слога, хоть плачь!), многие (и я в том числе)) грешат тем, что вставляют какое-нибудь неброское слово (вроде "вновь", "вдруг", и т.п.) или даже не с этой целью - а, скажем, такое нужно по смыслу. Так вот, стих не любит большого нагромождения согласных в строке, конструкций, о которые спотыкается язык. Даже если все идеально ложится в размер, в таких случаях иногда создается впечатление, что ритм хромает.
   Ещё распространённая ошибка - попытка удлинить слово, которое в обычной жизни бы не удлинили ни за что:
  
   Идешь ты какою дорогой,
  Знаешь ответ или будешь молчать?
  
   Еще ладно, когда, под старину, пишут "дорогою" (сам так пишу), но "какою" - это слишком )) Закономерный вопрос - а что же делать? Ответ - играть словами. Можно сказать: "какой же дорогой идёшь ты?" Или вообще: "дорогу какую ты выбрал?" Так, ради примера. Рушится рифма? Не беда, можно "подтасовать" параллельную строчку.
  
   По поводу рифмы - для того, чтобы лучше следить за тем, какая строчка с какой у Вас рифмуется, могу посоветовать рисовать схему рифмовки. Делается это так: безударные окончания обозначаются буквой А, ударные - буквой В (Вы, конечно, можете придумать любые обозначения, хоть тенгвар )), первую рифму обозначаете цифрой 1, вторую - цифрой 2, и т.д. пишете в столбик. Получается что-то вроде:
  
   Я помню чудное мгновенье -
   Передо мной явилась ты,
   Как мимолетное виденье,
   Как гений чистой красоты.
  
   А1 В1 А1 В1
  
   Для пушкинского "к Керн" это, конечно, не актуально - что может быть проще этой рифмовки? А вот для сонета, который пишется по достаточно жесткой схеме, октавы или любой стихотворной "многоэтажки" - очень даже )
  
   Ну, например, как Вам это:
  
   Брошусь с моста,
   Чтоб лететь,
   Чтоб лететь, разбиваясь
   О ночные огни, о молекулы воздуха, о чьи-то сны.
   Сказка-Мечта,
   Ты - как смерть:
   Ведь к тебе обращаясь,
   Невозможно взлететь, не узнав этой страшной цены.
  
   Вот это я называю "многоэтажка" ) 4 этажа рифмы - это ещё ладно, а вот дальше - уже стихотворный небоскрёб )) иногда сложно запомнить, что с чем нужно рифмовать )
  
   Советов "напоследок", пожалуй, только три:
  
   1. Не увлекайтесь ассонансами (ассонанс - это непрямая рифма, построенная на созвучии, например "ветром - светом"). Ассонанс может выручить, если Вам ну просто позарез нужно высказать именно это именно такими словами, и больше никакими (!!), он может проскользнуть даже почти (!!) незаметно, он может даже (в очень редких случаях, и это реально высший пилотаж) стать изюминкой стиха, но чаще всего он выглядит как недостаток мастерства, "фальшивая нота" в стихе, и порой может сгубить прекрасную вещь. Кстати, это отнюдь не означает, что у меня, например, нет ассонансов. Порой не обходится без них, но, как всякий учитель, я хочу, чтобы мои ученики достигли большего )) и кстати, еще немного об ассонансах - если применять их, то лучше запрятывать внутрь строфы. Они меньше бросаются в глаза, к примеру, в третьей строке строфы, чем в четвертой - концевой строке четверостишия.
   2. Следите за тем, чтобы рифма не отсылала к известной всем классике (вроде "далёкий - одинокий" или то же "мгновенье - виденье"), не была банальной ("розы - слёзы", "совершенство - блаженство" и т.д.), не выглядела как откровенный подгон (какое-нибудь слово, не вяжущееся с основным смыслом, но взятое для рифмы. Думаете, это не заметно прокатит? Как бы не так...), стилистически не выбивалась из вашего произведения (относится ко всем "пушкинизированным" рифмам, которые порой встречаются в стихах молодых поэтов, воспитанных на классике), помните о том, что поэзия, может, и вечна, но русский язык развивается, то, что было нормой полтора века назад, в стихах современного поэта будет смотреться в лучшем случае как стилизация.
   3. Никогда не идите на поводу у рифмы. Не исходите в своём построении стиха из выбранной рифмы, не дорожите ей, не отталкивайтесь от неё. Если Вы не можете подобрать рифму к тому, что сочинили - не мучайтесь, просто перескажите злокозненную строчку, несущую злокозненную рифму, другими словами )) Порушите рифму - балгоги с ней, другая будет еще лучше ) дорожить найденной рифмой стоит только в одном случае - если это потрясающий эксклюзив, которого больше ни у кого нет ;)
  
   Я обещал 3 совета? Не люблю ограничения :) Так вот, четвёртый: если ЧУВСТВУЕТЕ, как НАДО писать - не слушайте НИКОГО :) и меня в том числе, разумеется ;)
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Атаманов "Котёнок и его человек"(ЛитРПГ) А.Ахрем "Ноль"(ЛитРПГ) Н.Александр "Контакт"(Научная фантастика) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров. Арена"(Уся (Wuxia)) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик) Hisuiiro "Птица счастья завтрашнего дня"(Киберпанк) С.Панченко "Ветер"(Постапокалипсис) С.Панченко "Ветер. За горизонт"(Постапокалипсис) А.Емельянов "Тайный паладин в мире боевых искусств"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"