Меркулов Юрий Константинович : другие произведения.

Феномен Порнографии. Ч1.

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 4.27*11  Ваша оценка:

ПРЕЖДЕ ВСЕГО:

 Правовая оговорка

   Автор не принимает никакой ответственности за ошибки или упущения в нижеприведенном тексте.

   НИЖЕПРИВЕДЕННЫЙ ТЕКСТ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ "КАК - ЕСТЬ" - БЕЗ ГАРАНТИИ ЛЮБОГО ВИДА, ИЛИ ЭКСПРЕСС ИЛИ ПОДРАЗУМЕВАЕМОЙ, ВКЛЮЧАЯ, НО НЕ ОГРАНИЧИВАЯСЬ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫЕ ГАРАНТИИ ВЫСОКОГО СПРОСА, ПРИГОДНОСТИ (СООТВЕТСТВИЯ) ДЛЯ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ, ИЛИ НЕ-НАРУШЕНИЯ.

   Автор далее не гарантирует точность или законченность информации, цитат, графики, связей и т.д., содержащихся в пределах нижеприведенного текста.

   Автор не должен быть ответственен за любые специальные, косвенные, непредвиденные, или последующие расходы (ущерб), включая, без ограничения, потерянные доходы или потерянную прибыль, которая может следовать из использования нижеприведенного текста.

   Нижеприведенный текст может измениться в любое время без уведомления и не представляет никаких обязательств со стороны автора в будущем.

 

   Короче говоря:

   Автор, помня: -"Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" - не имеет никакого отношения к нижеприведенному тексту.

   Нижеприведенный текст можно рассматривать только лишь как отринутый после потребления несвежий "продукт", поэтому автор категорически против прочтения нижеприведенного текста лицами, имеющими неустойчивую (лабильную) психику.

   Текст поставляется на принципах "как есть" (основной принцип - "нечего было читать этот текст", и автор, в случае чего, ни за что не отвечает) - соответственно, за все возникшие после прочтения текста риски ответственность несут только сами читавшие нижеприведенный текст.

   Еще раз - автор не несет ответственности за любой возможный ущерб, прямой или косвенный, который может быть каким-либо образом связан с прочтением нижеприведенного текста.

 

   Особая правовая оговорка

   Если Вам меньше 21 года, или если "взрослые материалы" в вашем сообществе незаконны, пожалуйста, не читайте нижеприведенный текст. Автор не может быть ответственным за ваши действия. Автор не действует любым способом для того, чтобы послать Вам нижеприведенный текст; Вы сами хотите получать нижеприведенный текст!

   Продолжение Вашего чтения нижеприведенного текста далее означает, что Вы освобождаете автора нижеприведенного текста от всей ответственности, понимаете и принимаете на себя всю ответственность за ваши собственные действия таким образом:

   Я понимаю, что нижеприведенный текст ориентирован только на взрослых.

   Я - взрослый, 21 года возраста или старше.

   Я требую и соглашаюсь рассматривать нижеприведенный текст только для моего персонального использования в моем частном доме или офисе.

   Я понимаю стандарты и законы сообщества, области и компьютера, на который я транспортирую нижеприведенный текст, и исключительно ответственен за мои действия. Я понимаю, что нижеприведенный текст никаким образом не может рассматриваться как оскорбительный. Юридически законно для меня рассматривать нижеприведенный текст в моем сообществе, государстве, нации или области.

   Я лично и без принуждения буду делать выборки из нижеприведенного текста без того, чтобы нарушать стандарты сообщества области, в которой я живу.

   Я не буду показывать нижеприведенный текст или любую часть нижеприведенного текста младшим или кому-либо еще, кто мог бы быть оскорблен этим каким-либо образом.

   Я принимаю полную ответственность за мои действия.

   Я полностью прочитал, все понял и во всех отношениях соглашаюсь с вышеупомянутыми утверждениями (заявлениями).

 

 

КОНСПЕКТ

 

Феномен ПОРНОГРАФИИ

 

Я не читал, но мнение имею.

Секса у нас нет!

 

Ч.1

ПОРНОГРАФИЯ как таковая,
а также как порнографические материалы или предметы.
Наказания.

 

   Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон

   Энциклопедический словарь

   Изд. "Русское слово", 1996 г.

   OCR Палек, 1998 г.

   Порнография - по греч. (porne - развратница, pornos - развратник, grapho - пишу - описание быта публичных женщин) - описание проституции. Сообразно с этим первые литературные произведения, восстававшие против развития проституции, назывались П. Такова, напр., книга Ретиф де ла Бретонна, озаглавленная: "Le Pornographe ou Idees d'un honnete homme sur un projet de reglement pour les prostituees" etc. Л., 1769).

   Когда (1836) появилось обстоятельное исследование знаменитого врача Паран Дюшателе по тому же предмету, то оно уже никем не рассматривалось как П., а было признано в высокой степени поучительным и полезным.

   Изменение понятий о непристойности сочинения, сообразно его цели, повело в тому, что наименование П. стало приурочиваться к таким лишь произведениям литературы, появление которых не могло иметь иной цели, кроме "возбуждения любопытства к скабрезности" (ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА /Б.М. Волин, Д.Н. Ушаков/ СКАБРЕЗНЫЙ - неприличный, непристойный, содержащий САЛЬНОСТИ. САЛЬНОСТЬ - непристойное, грубо-циничное слово, выражение. САЛЬНЫЙ - непристойный, грубо-циничный, похотливый. Фр. sale - букв. - грязный. НЕПРИСТОЙНЫЙ - крайне предосудительный, совершенно недопустимый по неприличию, бесстыдству. НЕПРИЛИЧНЫЙ - противоречащий, не соответствующий установившимся в той или иной социальной среде правилам приличия. ПРИЛИЧИЕ - внешняя вежливость, благопристойность в поведении, словах. Правила вежливого, благопристойного поведения, обращения. БЛАГОПРИСТОЙНЫЙ - сообразный с требованиями приличия или принятого обычая.).

   Приняв подобное определение значения П. позднейшая литературная критика имела основание причислять к этому роду литературы целый ряд сочинений, начиная с древнейших.

   В этом смысле можно отнести к П. некоторые места комедий Аристофана, а также, отчасти, произведения Лукиана и "Пасторали" Лонгуса ("Дафнис и Хлоя").

   В литературе латинской тем же характером отличались эпиграммы Катулла и Марциала и особенно "Сатирикон" Петрония.

   Во Франции в XVI в. и ранее были в ходу побасенки и сказки содержания порнографического, из которых поэты того времени, как и позднейшего, заимствовали сюжеты, а прозаики, как напр. Рабле в "Гаргантюа и Пантагрюэль", вводили из них в литературный язык даже подлинные простонародные названия непристойностей.

   Далее П. встречается в сочинениях Бероальда де Бервиля, Ренье и Лафонтена, умевшего, впрочем, прикрывать наготу картин поэтической грацией.

   Когда развращение нравов достигло во Франции ХVIII в. крайнего предела, то уже не чувствовалось надобности в таком прикрытии, и эротизм выразился в формах самой откровенной П. Этот род литературы не встречал никакого протеста со стороны общественного вкуса во весь период времени начиная с появления "Орлеанской девственницы" Вольтера до выхода в свет известного произведения Парни: "Война богов" (1799). Кроме поименованных сочинений, имевших, помимо порнографического их направления, неоспоримые литературные достоинства, в европейской письменности, особенно во французской, нередко приобретали известность произведения, в которых, даже при крайней снисходительности к нравственной распущенности, нельзя было найти иной цели, кроме эксплуатации извращенного вкуса читателей. Из таких изданий особенно громкую известность получили "Рагnasse Satyrique" (1622) - сборник Теофиля Вио, подвергшегося за него преследованию, и латинская книга, изданная во Франции в 1680 г., под заглавием: "Aloisiae Sigeae Toletanae satira sotadica de arcanis amoris; Aloisia hispanice scripsit, latinitale donavit J. Mearsius". Впоследствии оказалось, что ни голландский ученый Mepcуc, ни испанская писательница Алоизия. Сигеа были ни при чем в этом издании, приписываемом адвокату Шорье, обвинение которого, впрочем, может быть столь же незаслуженно, как подозрение, павшее на Дидро в авторстве книги: "Философ Тереза".

   К тому же роду литературных произведений должна быть причислена "Ода Пpиaпy" Пирона.

 

   Болезненно-порнографическим характером отличались все литературные изделия маркиза де Сада: "Жюстина или беда от добродетели" (изд. в Голландии в 1791 г.), "Философия в будуаре" (1792) и "Жюльета или блаженство порока" (1798), служащая продолжением "Жюстины". (Сад (Донасьен Альфонс Франсуа, граф de Sade, известный более под литературным своим именем маркиза де Сад, 1740-1814) - французский порнографический писатель. Свойственное ему соединение жестокости с развратом получило название садизма. В 1768 г. С. был привлечен к суду и заключен в тюрьму за насилие над женщиной, но по повелению короля Людовика XV преследование было прекращено. В 1772 г. он был приговорен парламентом в Э к смертной казни "за содомию и отравление". С. бежал, был арестован, опять бежал и вновь схвачен; смертный приговор был заменен тюремным заключением. В 1784 г. С. был переведен в Бастилию, где начал писать свои порнографические романы и драмы. Обнаружив признаки умопомешательства, он был переведен в Шарантон, но в 1790 г. получил свободу. В 1791 г. появился в свет самый известный из его романов: "Justine оu les malheurs de la vertu", в 1797 г. вышедший вторым изданием, с еще более отвратительными эпизодами; продолжением его явился роман "Juliette" (1798). В 1801 г. издание этих романов было конфисковано, а С. был заключен в тюрьму; умер душевно больным. Ср. Janin, "Le marquis de Sade", и "Notes et Documents", которые приложил Uzanne к изданному им сочинению С.: "Idees sur le roman" (П., 1878).)

 

   Невзирая на бдительный правительственный надзор, скабрёзные произведения все-таки распространялись во множестве, принося барыш издателям.

   Еще в недавнее время в Брюсселе существовало несколько фирм, специально посвятивших себя перепечатыванию порнографических сочинений. Особенною известностью пользовался сборник: "Nouveau Parnasse Satyrique", в котором, наряду с немногими талантливыми пьесами, встречался громадный подбор грубо бесстыдных произведений, лишенных всякого литературного достоинства. Издание это было воспрещено во Франции в 1866 г., по настоянию министра народного просвещения Дюрюи.

   В последнюю четверть века при исключительном господстве во Франции романа натуралистической, школы область половой любви часто трактовалась с такими подробностями, которые граничат бесспорно с П.

   Не только второстепенные романисты, как напр. Адольф Бело, Катул Мендес, Марсель Прево, Арман Сильвестр и др., но даже такие корифеи, как Золя и Мопассан нередко злоупотребляли гибкостью французской. речи, дозволявшей авторам безнаказанно переступать границы, определяемые непосредственным чувством изящного.

   Французская критика, в лице лучших своих представителей, не раз указывала на эту отрицательную сторону беллетристики, объясняя ее главным образом постыдной зависимостью писателей от издательского стремления эксплуатировать общественную эротоманию. Подобные же расчеты ежедневно позорят известную часть периодической печати, которая не гнушается наполнять целые газетные листы рисунками и статьями откровенно порнографического содержания.

   В последнее же время в Париже основалось, под председательством сенатора Беранже, целое общество (Ligue de la moralite pablique), в программу деятельности которого входит, между прочим, ограждение публики от эксплуататоров безнравственных вожделений. Против осуществления идей этой лиги ведется ожесточенная борьба частью парижской прессы, не гнушающейся успехом, приобретаемым при помощи П.

   Закон, имеющий целью усилить наказания за деяния, направленные к возбуждению эротизма и публичному оскорблению стыдливости, несмотря на все старания Беранже, до сих пор еще не прошел в парламенте.

   Относительно борьбы против П. практика новейшего времени остановилась, повидимому, на убеждении в невозможности противодействия П. посредством усиления строгости предупредительных и карательных мер. Меры эти во Франции применяются лишь по отношению к одному из видов эксплуатации эротических инстинктов масс, а именно по отношению к публичным зрелищам. Но и этого рода преследования отличаются крайней снисходительностью.

   В русской литературе П. не получила значительного развития.

   В XVIII веке известностью пользовались порнографические произведения Баркова, распространявшиеся в рукописях.

   Шаловливые стихотворения писали Пушкин, Лермонтов, Полежаев и др.

   Собрания порнографических стихотворений на русском языке издавались много раз за границей (Лонгиновым и др.).

 

 

П. в изящных искусствах.

 

   Художники древней Эллады нередко избирали сюжетами для живописи и скульптуры сцены, по нашим понятиям непристойные.

   У древних народов нагота составляла не только излюбленную форму пластического искусства, но самый эротизм служил предметом культа.

   Греческая теология допускала не только в частные жилища, но и в храмы изображения таких рискованных сюжетов, которые даже в исполнении величайших талантов не могли не возбуждать чисто животные инстинкты в зрителе.

   В Афинах был даже особенный храм, посвященный "Олицетворению бесстыдства" (Anaideia), украшенный чтимыми эмблемами "приапических гениев" и Афродиты. В честь этих божеств происходили ортофаллические песнопения и пляска, сопровождавшаяся непристойными телодвижениями.

   Весь Олимп представлял собой обширное поле, в котором необузданная фантазия художников находила неистощимое обилие сюжетов для искусства, увлекшегося целями П.

   Вакхические оргии, любовные похождения Венеры и Юпитера служили нескончаемой темой греческого искусства.

   Еврипид упоминает (в "Ипполите") о знаменитом порнографическом изображении Улисса с Цирцеей. Такого же характера произведения Аристида, Никофана, Павзания. Но всех их, по свидетельству Плиния, превзошел в этом смысле Парразий.

   Если у греков, как народа проникнутого стремлением к изящному, пристрастие к П. объяснялось увлечением красивой формой, которую они ценили по крайней мере наравне с сюжетом, то о римлянах этого сказать нельзя.

   На оргиях Гелиогабала употреблялись кубки с высеченными на них изображениями непристойностей. Обычай этот, впрочем, существовал ранее (in poculis libidines caelare juvat ac per obscaenitates bibere, говорит Плиний). Вкус к произведениям искусства, возбуждающим сладострастие, охватил все римское общество, не исключая и наиболее просвещенных людей эпохи.

   По словам Светония, спальня Горация была изукрашена соблазнительными картинами во вкусе откровений Афродиты.

   В числе обличителей такого извращения вкуса были поэты Овидий и Проперций, несмотря на то, что сами они в своих сочинениях далеко не представлялись сдержанными по части непристойностей.

   Св. Климент Александрийский громил римлян своего времени за обычай украшать свои жилища картинами в роде "Венеры в объятиях Марса", "Леды, пойманной Юпитером", голых нимф, пьяных сатиров и т.д.

   В развалинах Геркулана и Помпеи сохранилось бесчисленное множество образчиков П.

   Не только специальные дома разврата, но и частные жилища были украшены живописью самого возмутительного содержания.

   Неаполитанский музей содержит в себе большую коллекцию этого рода археологических предметов, перечисленных в "Catalogo del museo nazionale di Napoli" ("Raccolta pornographica").

   В средние века, под влиянием христианства, П. исчезает из частных жилищ, но встречается еще на капителях и портиках некоторых церквей, в смысле отрицательных примеров, долженствующих возбудить отвращение к пороку.

   В эпоху Возрождения порнографическая нагота снова нашла применение в живописи и скульптуре.

   Таланты итальянских художников сумели, однако, до известной степени смягчить впечатление реализма своих созданий неподражаемою грацией, за которою как бы не ощущалась непристойность темы.

   Рафаэль Санцио, напр., оставался великим и чистым даже в наиболее реальных из своих произведений ("Рождение Венеры", "Венера и Амур", "Раненая Венера", "Венера извлекающая из ноги занозу", "Венера и Адонис" и т. д.).

   Из итальянских художников эпохи Возрождения, особенно увлекшихся П., наиболее известны Пьетро Либери и Агостино Карраччи, эстампы которых сохранились в весьма небольшом числе. К тому же роду искусства принадлежат гравюры Джакопо Каральо - серия снимков с картины "Любовные похождения богов", принадлежащей, как полагают, кисти Пьерино дель Вага. С картин подобного содержания существует много других гравюр, сделанных в XVI столетии художниками немецкими и голландскими (Альтдорфер, Альдегревер, Израэль ван Мекенен, Франц. Врун, Теодор Бри и проч.).

   Голландская живопись считает в своей среде несколько художников, рисовавших сцены порнографического характера. Между ними особенно известны Стен (Jan Steen), Франц Миерис и Виллем Миерис (в Флорентийской и Дрезденской галереях). Наиболее характерная из картин Стена "Оргия", представляющая собою яркую сатиру на общественные нравы, находится в амстердамском музее Ван дер Гоопа.

   В эпоху Петрарки и Боккаччо темы для проповедей охотнее всего брали из народных и уличных песен, и проповеди принимали характер прямо скабрезный. Из биографии Виклефа известен факт, что архиепископ кентерберийский говорил проповедь на слова из уличной песни о прекрасной Алисе.

   В XVIII в. П. невозбранно овладевает искусством во Франции; единственной преградой к распространению ее крайностей в эту эпоху был значительно развитый изящный вкус общества.

   Из многочисленных произведений Ватто, Буше, Бодуэна немало таких, которые могут быть прямо отнесены к П. (см. "L'Art du XVIII siecle" брат. Гонкур). Даже знаменитый обаятельною грацией Грёз, не был чужд подчинению вкусам своих современников. Гораздо ярче порнографический элемент выразился в произведениях Фрагонара, но громадный талант и соблюдение известных границ, налагаемых чувством изящного, спасают репутацию художника в этом смысле (Один из самых забавных, обвиненных в свое время в порнографической направленности произведений, - случай с картиной "Качели", написанной в 1766 г. Все ее персонажи одеты с ног до головы и даже не касаются друг друга, обвинение же в непристойности было сделано на том основании, что мужчина, лежащий в левом углу картины, может видеть то, что у дамы, сидящей на качелях, находится под юбками.).

   Современное французское искусство, в сравнении с искусством прошлого века, менее грешит порнографией; несмотря на снисходительность в этом отношении цензуры второй империи, во французском искусств новейшего времени не замечалось уже прежнего загромождения области изящного непристойными произведениями. Художественная и литературная критика сильно восставала против преобладания эротизма в искусстве, приравниваемого ею к П.

 

   В словаре живого великорусского языка Даля (В. Даль, Толковый словарь живого великорусского языка, (современное написание слов), Изд. "Цитадель", г. Москва, 1998 г., OCR Палек, 1998 г.) слов ПОРНОГРАФИЯ, СКАБРЕЗНОСТЬ - нет.

 

   В Современном толковом словаре (Изд. "Большая Советская Энциклопедия", 1997 г. OCR Палек, 1998 г.) ПОРНОГРАФИИ дано следующее определение - ПОРНОГРАФИЯ (от греч . pornos - развратник и ...графия), вульгарно-натуралистическое, непристойное изображение половой жизни в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино и пр. По УК Российской Федерации наказуемо изготовление, распространение и рекламирование порнографических сочинений, изображений.

 

   Наказания определяются статьей 242 главы 25 УК РФ "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности" (Окружение статьи 242 по главе 25 УК РФ следующее: - статьи о наркотиках, Статья 236. "Нарушение санитарно-эпидемиологических правил", Статья 237. "Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей", Статья 238. "Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности", Статья 239. "Организация объединения, посягающего на личность и права граждан", Статья 240. "Вовлечение в занятие проституцией", Статья 241. "Организация или содержание притонов для занятий проституцией", ..., Статья 243. "Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры", Статья 244. "Надругательство над телами умерших и местами их захоронения", Статья 245. "Жестокое обращение с животными")

 

Статья 242. Незаконное распространение порнографических материалов или предметов

   Незаконные изготовление в целях распространения или рекламирования, распространение, рекламирование порнографических материалов или предметов, а равно незаконная торговля печатными изданиями, кино- или видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера -

   наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

   (По сравнению с прежней редакцией из состава данного преступления исключено - хранение соответствующих материалов или предметов с целью их продажи или распространения.)

 

Юрий Меркулов

* * *

 

   В УК РФ определения термина "порнография" не дано.

   Обратимся к учебникам по уголовному праву.

   В одном из них сказано совсем скупо: "общим признаком материалов и предметов, относимых к порнографии, является то, что они вызывают интерес к сексу" (Уголовное право. Особенная часть. Учебник. Под ред. Н.И. Ветрова и Ю.А. Ляпунова. - М.,1998, с. 458).

   "Порнографическими материалами и предметами признаются ... произведения, основным содержанием которых является грубо натуралистическое, детальное изображение анатомических и (или) физиологических подробностей сексуальных отношений" (Уголовное право России. Особенная часть. Под ред. А.Н. Игнатова и Ю.А. Красикова. - М., 1998, т.2, с. 465).

   "Порнография - циничное, крайне непристойное изображение чего-либо, связанного с половыми отношениями" (Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов. Под. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселова. - М., 1998, с. 475).

   Итак, если произведение можно назвать непристойным, то оно относится к порнографии, а если нельзя - то к эротической продукции, производство и распространение которой уголовно не наказуемо.

   Отсюда следует, что ключевое слово для разграничения того, что можно, и того, что нельзя, - непристойность. (НЕПРИСТОЙНЫЙ - бесстыдный, неприличный. Так трактует это прилагательное словарь С.И.Ожегова. Воспользуемся словарем еще раз. СТЫД - чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины; ПРИЛИЧИЕ - правило поведения. Если соединить все вместе, то непристойность - это поведение, "вгоняющее в краску" средне-нормального члена общества, то есть человека, придерживающегося господствующих в этом обществе культурных и социальных норм. С другой стороны, широта понятия "непристойность" достаточно индивидуальна.) Сексуально ориентированная непристойность и есть порнография.

   Но даже если принять во внимание все выше перечисленное, то остается главная проблема - трудно юридически внятно сформулировать, каково на данный момент времени содержание общественной нормы, то есть правил, разделяемых и реализуемых значительным большинством членов общества. Не говоря уж о том, что у весьма большого числа "отдельных личностей" может быть свой взгляд на эту проблему. "Все зависит от личности, - писал в своем эссе "Порнография и непристойность" автор знаменитого романа "Любовник леди Чаттерлей" Д.Г. Лоренс.- То, что для одного - порнография, для другого - шутка гения".

 

   В Англии первый светский процесс "о непристойности" был официально зафиксирован в 1727 г. и стал использоваться в дальнейшем в качестве прецедента.

   Судили некоего Эдмунда Керла - издателя книг под красноречивыми названиями "Искусство поцелуя во всех его разновидностях", "Улей Купидона", "Венера в монастыре" и т.п. Речь обвинителя Суда королевской скамьи в Вестминстер-холле сэра Филиппа Йорка фактически обосновала "на все времена" практику подведения подобного рода действий под уголовное право.

   Он, в частности, сказал: "Я настаиваю на утверждении, что это преступление должно быть рассмотрено по законам общего права, ибо оно ведет к развращению нравов подданных короля, а значит, направлено против короля.

   Благоденствие предполагает, что порядок считается нарушенным даже в тех случаях, когда не было совершено явное насилие.

   Эти случаи - выступление против гражданского правительства, выступление против Церкви, развращение морали.

   Я не стану утверждать, что каждый аморальный поступок, например обман, должен быть рассмотрен в суде, но если он оказывает разрушительное воздействие на нравственность в целом, если влияет или может повлиять на королевских подданных - это преступление общественного уровня.

   Внебрачные связи находятся вне судебной юрисдикции, а содержание домов разврата - попадает под нее".

   Производство и распространение порнографии судом было признано преступлением, Керл приговорен к штрафу в 33 фунта и одному году надзора.

 

   В 1877 г. в Лондоне депутат парламента Чарльз Брэдли и некто Анна Безант были оштрафованы на 100 фунтов каждый (очень большие деньги по тем временам) и осуждены на 6 месяцев тюремного заключения за брошюру о контроле за рождаемостью.

   В 1888 г. там же был оштрафован на те же 100 фунтов, но посажен в тюрьму уже на год издатель Генри Вайзтелли, выпустивший в свет английский перевод романа знаменитого французского писателя Эмиля Золя "Земля".

   Но первым всемирно известным пострадавшим "за порнографию" был, видимо, великий Овидий, сосланный императором Августом на самый край цивилизованного мира (западное побережье Черного моря) за цикл лирики "Искусство любви".

 

   Попробуем разобраться, почему же порнография - преступление.

 

   Из сказанного выше следует: потому что развращает нравы и тем самым дестабилизирует (как бы сказали теперь) сложившийся общественный порядок. Такое понимание "причиняемого вреда" дожило и до нашего времени.

 

   Порнография повышает риск антиобщественного поведения личности, предлагая ей образцы поведения, находящиеся за пределами рекомендуемых обществом норм.

 

   В юридической практике вред, причиняемый порнографией, раскладывается юристами на такие составляющие:
   - отрицательное воздействие на нормальное физическое и психическое развитие несовершеннолетних;
   - появление вследствие ее использования половых извращений;
   - совершение под ее воздействием сексуальных преступлений.

 

   Но современная психология, биология, медицина, социология не согласны с данной трактовкой.

   Объективные исследования не подтверждают прямой связи между непристойными изображениями или текстами и реальным асоциальным поведением человека, скорее уж наоборот, факты свидетельствуют об уменьшении агрессивности, в том числе и сексуальной, после "употребления" порнографических материалов.

 

   На совершение сексуальных преступлений психически здоровыми людьми порнография не влияет.

 

   Вред от нее связан скорее с тем, что многие люди, сравнивая свои собственные возможности в сексуальной сфере и представленные "образцы" могут испытывать чувство собственной ущербности, несоответствия "стандарту". Подчеркиваю, что речь о потребителях психически здоровых.

 

   Несколько по-иному обстоит дело тогда, когда порнографические сцены соединены с грубым насилием (избиением, например). В этом случае отмечается, что массированный просмотр таких материалов может вызвать у испытуемых повышение терпимости к насилию вообще, реже возникает сочувствие к жертвам. Однако, по утверждению специалистов, этот эффект наблюдается главным образом у тех, кто, по выражению экспериментаторов, "и ранее был склонен к насилию".

 

   Не отмечается и возникновение под влиянием порнографии такого вида преступлений, как сексуальные извращения. Зато медики говорят о случаях излечения от ряда сексуальных неврозов.

 

   Особый случай - дети и подростки.

   Опасность здесь реальна, но не с той стороны, с какой ее обычно ждут.

   Психологи отмечают, что, служа своего рода суррогатом реального сексуального объекта, порнография скорее снижает вероятность совершения подростком сексуального преступления, чем повышает ее. Но она может способствовать формированию неправильных, да и просто вредных "по жизни" стереотипов в сексуальной сфере.

 

   Международное законодательство по этому вопросу базируется на заключенной в 1923 г. международным сообществом Женевской конвенции "О борьбе с распространением и торговлей порнографическими изделиями", к которой СССР присоединился в 1935 г.

 

   Порнография единодушно отвергается почти всеми государствами.

 

   Но вот любопытный пример.

   В Дании законы против порнографии были отменены в конце шестидесятых. После этого количество изнасилований уменьшилось, число сексуальных преступлений против маленьких детей сократилось на 85 процентов, остальные виды половых преступлений не изменились. Любопытно, что спрос на порнографию упал вскоре почти на 70 процентов: не запретный плод не сладок. Но не будем забывать, что Дания - протестантская в основном страна с традиционно высокой бытовой культурой граждан.

 

   В России для разграничения эротики и порнографии применяются следующие критерии.

   Порнографическими считаются материалы:

   - не представляющие художественной ценности;

   - не имеющие сюжета, а состоящие из отдельных сцен половых актов с крупными планами;

   - не содержащие титров с указаниями создателей - авторов, режиссеров, актеров;

   - не маркированные зарегистрированными товарными марками.

 

   Но даже если все эти признаки налицо, суд все равно должен обратиться к процедуре искусствоведческой экспертизы. Получить же от экспертов однозначные заключения бывает порой нелегко.

   В США был проведен опыт: смешали 10 фотографий, относящихся к эротическому искусству, и 10 порнографических иллюстраций из "мужских" журналов. Даже специалисты не смогли разложить их на две "правильные" кучки. Судья Верховного суда США А.Стюарт сказал как-то: "Я не знаю, как ее определить, я лишь узнаю ее, когда вижу".

Доцент МГУ, ведущий научный сотрудник центра "Истина",
кандидат экономических наук Ольга САВЕЛЬЕВА


Оценка: 4.27*11  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"