Меркулов Юрий Константинович : другие произведения.

Волшебство. Дополнение 1ksm

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

 

Конкретно Симон Маг

 

"Маги пришли поклониться, поклонились Ему;
и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары:
золото, ладан и смирну.
И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду,
иным путем отошли в страну свою.... слиняли навсегда".

Маги всегда желают власти и всегда отираются подле власти.
Y.M.

 

     Признавая существующий интерес к свидетельствам сверхъестественного в целом и личности библейского персонажа Симона Волхва (или Мага, как его принято называть в западноевропейской традиции), мы решили ознакомить читателя с полнейшей антологией по этому вопросу, предоставив ему самому возможность решать для себя, как же относиться к... однако, к кому?

   Личность Симона весьма загадочна.

   Ныне популярна версия о том, что Симон Маг - это апостол Павел. Но почему не Симон Пётр? Ровно столько же оснований и в это верить - даже более, учитывая, что звали их одинаково, и умерли они в один день. Тогда выходит, что все чудеса обоих иносказательны, и борьба происходит во внутреннем мире апостолов.

   Думается, версия о том, что Симон Маг - это сам Христос тоже ждёт своих "открывателей". Ведь есть же другой пример: совершаемое Лоренсом Гарднером отождествление Симона Мага с апостолом Симоном Зилотом (Кананитом), проповедовавшим в Мавритании, Африке и Англии и распятым то ли в Грузии, то ли в Персии - и одновременно с Зеведеем, галилейским рыбаком и отцом апостолов Иакова и Иоанна. Есть и совсем простые объяснения, уже совсем далеко ушедшие от какой-либо фактологической базы - так, читаем в недавнем выпуске журнала "Москва": Он объявил себя "саваофом", а свою спутницу Елену -- "богородицей" и создал свою собственную "церковь". За ним последовали другие. Так еще в I веке стали возникать подделки под христианство, фальшивые "церкви".

   Не отвергая эти симпатичные современному, избалованному сенсациями и профанациями, читателю версию, рассмотрим только первоисточники.

   Их не так много.

   Основополагающий - это, конечно, канонические Деяния Апостолов (Act 8: 9-25), представляющие Симона Мага как шарлатана, который пытался купить Святой Дух за деньги. Вот всё, что сказано в Новом Завете о нём:

   9 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.

   10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.

   11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.

   12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.

   13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.

   14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,

   15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.

   16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.

   17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.

   18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,

   19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.

   20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.

   21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.

   22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего;

   23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.

   24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.

   25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.

    На этом, якобы, история с Симоном и закончена.

   Продолжение мы встречаем в официальном Церковном Предании.

   Впервые у Св.Юстина, христианского апологета, погибшего мученической смертью в Риме около 165 г., в самом раннем из известных ересиологических произведений, а именно, Собрании (Syntagma) Юстина, увы, несохранившемся.

   В другом своём труде, Апологии, Св.Юстин называет среди известных ему ересей, более всего беспокоящих-учение Симона Мага, влиятельное, судя по нему же: "...То снова выставили они (демоны) других, Симона и Менандра из Самарии, которые своими волшебными чудесами многих обольстили и теперь держат еще в обольщении. Симон был в Риме при Клавдии Кесаре, и так удивил священный сенат и народ римский, что его признали за бога и в честь его воздвигли статую, почитаемую у вас подобно другим богам" (Iust. Apol I 56).

   Считается, что с этого момента разные христианские (в том числе гностические) школы становятся не благом, но злом. Отсюда зачастую ощутимая пристрастность последующих авторов.

   Однако, авторы апокрифических, то есть не вошедших в общепринятую версию Библии, Деяний Петра и Деяний Святых Апостолов Петра и Павла имели иное мнение.

   Возьмём последние как оказавшие влияние на мнение о Симоне Маге таких исследователей, как Елена Блаватская, Виктор Ермаков, Александр Дугин.

   Деяния (возможно, они же называются Деяния и Страсти) Святых Апостолов Петра и Павла, написанные в III-ем веке, послужили наибольшему числу современных авторов в качестве дополнительного источника познаний о последних днях жизни этих апостолов и самого Симона Мага.

   Попробуем вкратце ознакомиться с этим апокрифом:

   Однажды римские евреи прознали, что Павел приглашён в Италию к Кесарю и испугавшись его успехов в обращении иудеев, самаритян и палестинцев в христианство, просили Нерона не пускать Павла в Рим и добились приказа казнить того, буде кем-то в Италии встречен. Тут они и вспомнили о Симоне Маге, послав за ним.

   Павел, узнав о том от римских христиан-евреев, возгорелся желанием приехать, и отправился по маршруту Сиракузы-Региум-Месина-Дидимус-Понтиоле. Там он остановился, а продолживший плавание капитан везшего его судна, тоже лысый, был принят за Павла и казнён.

   Увидев голову капитана, возрадовались евреи и поверили.

   Павел же помолился о наказании города и вывел всех своих учеников, город же затонул.

   Они же отправились маршрутом Баяс-Гайтас-Тарацинас-Трибус Табернес-Аппиев Форум, откуда послали гонца к Петру, порадовав известием, что Павел жив, о чём стало известно и в Риме.

   Евреи, охваченные великим испугом, отправились к Симону Магу и упросили того, говоря: сообщи императору, что Павел жив и на подходе.

   Симон же спросил:

   - Что это была за голова из Понтиоле доставлена Кесарю? Разве не лысая тоже?

   Павел по приходу в Рим успокоил напуганных евреев, заверив, что он правоверный еврей и что он разубедит Петра, если учение того неистинно и не поддерживается Книгой евреев.

   Евреи, услыхав это, отправились к Петру и просили явиться, что Пётр немедленно и сделал.

   На сей многорадостной встрече Павел поведал о своих деяниях и злоключениях, Пётр же рассказал о том, как он пострадал от Симона Мага.

   На следующее утро средь толпы перед дверью Петра вышел Симон и начал говорить многие злые вещи о Петре, называя того волхвом и обманом. И ему поверили, дивясь его чудесам, поскольку он заставлял двигаться медную змею, а каменные статуи - смеяться и двигаться, сам же на бегу поднимался в воздух.

   Чудеса Петра были в чём-то противоположностью ему - тот исцелял больных словом, слепые прозревали от его молитвы, демоны летали по его приказу, иногда он даже воскрешал из мёртвых. Людям же он говорил, что обмана Симона надо не избегать, но разоблачать - да не будут они тогда казаться рабами диавола.

   Так все набожные люди возненавидели Симона Мага и объявили его ненабожным.

   Те же, кто остался при Симоне, лжесвидетельски подтверждали, что Пётр - сам волхвует.

   В конце концов дело дошло до ушей Нерона, отдавшего тут же приказ доставить Симона Мага к нему.

   И тот, войдя, вдруг стал принимать различные формы, то становясь младенцем, то стариком, то юношей, то множеством разных форм, будучи в состоянии безумия и заставляя дьявола служить ему.

   Нерон при виде всего этого предположил, что тот истинно Сын Божий, но апостол Пётр (не сказано, каким образом) показал того лжецом и волшебником, неблагородным, безбожным и отступническим, во всём противоположным правде Божьей и ничего не имеющим в себе, кроме своего зла, веленьем Божьим ставшего очевидным, что может быть знаком для всех.

   Тогда Симон пришёл к Нерону, сказав:

   - О, всеблагой император, я сын Бога, сошедший с небес.

   До сей поры я сносил Петра, только называющегося апостолом, но теперь он удвоил зло: поскольку Павел сам также учит тем же вещам, и обратив свой ум против меня, получил призыв проповедовать вместе с ним; в чьём отношении, если ты не измыслишь их уничтожение, весьма понятно, что твоё царство не устоит.

   На следующий день Симон Маг и Пётр с Павлом, Апостолы Христовы, предстали перед обеспокоенным Нероном.

   Симон сказал: Это ученики Назареянина, и совсем нехорошо то, что они из народа еврейского.

   Нерон спросил, кто такой Назареянин, на что Симон отвечал:

   - Есть город в Иудее, всегда бывший против нас, называемый Назарет, и ему принадлежал учитель этих людей.

   Тут митраист Нерон напомнил Симону, что завет Божий - любить всякого человека, зачем же их преследовать, на что таков был ответ Симона:

   - Это раса людей, отвратившая всю Иудею от веры в меня.

   Пётр же ответствовал, что чары Симона властны надо всеми, кроме него, через кого Бог взывает к людям об их ошибке, поэтому непонятно, как Симон мог хвастаться тем, что его магическое искусство победит учеников Христа - который есть тот, кем называет себя Симон, который есть самое зло, и дела его - от лукавого. Поскольку Симон полон лжи и обмана, даже на то он претендует, чтобы казаться богом, хотя он не таков, а есть в нём две сущности - человека и дьявола, который через этого человека пытается заманить в ловушку всё человечество.

   Симон же на это сказал:

   - Интересно, о, всеблагой император, что ты рассчитываешь на какие-то последствия от человека необразованного, наибеднейшего рыбака, необлечённого властью ни словом, ни рангом. Но, раз я не могу долее сносить его как врага, мне следует немедленно приказать моим ангелам сойти на него и отмстить за меня.

   Пётр заявил, что ангелов его он не боится, а бояться надо как раз петровой силы и веры в Иисуса Христа, каковым себя лживо возвещает Симон; пусть же он угадает мысли, слова и действия Петра, заранее сказанные слугам Нерона, дабы он не посмел солгать, Петру же пусть дадут ячменную буханку тайно. Нерон усомнился в том, что Симон не сможет этого угадать, поскольку ранее оживлял из мёртвых, являлся живым на третий день после обезглавливания сам, вызывал ангелов и вообще чудотворил всё, что ни сказано, в присутствии императора. Пётр возражал, что не при нём это было, тем более, что уж такие малые вещи ему тем более должны быть послушны.

   Когда Нерон оказывается в замешательстве, Симон говорит:

   - Пусть Пётр скажет то, о чём я думаю, и что делаю.

   Пётр утверждал тогда, что знает, о чём думает Симон, и совершит то, о чём тот думает, на что Симон молвил:

   - Знай же, о, император, что никто не знает человеческих мыслей, кроме Бога одного. Не лжет ли, следовательно, Пётр?

   Пётр тогда напомнил, что Симон якобы Сын Божий и потому должен сказать, что Пётр думает, или хотя бы определит, что он сделал тайно - а он благословил буханку и, разломав в руках, запихал в рукава.

   Разгневанный неспособностью сказать секрет апостола, Симон вскричал:

   - Пусть явятся огромные псы и сожрут его перед Кесарем.

   И вдруг такое явление случилось.

   Но Пётр, вытянув вперёд руки для молитвы, показал кинувшимся на него псам благословлённый хлеб, увидев который, псы исчезли.

   Пётр же указал Нерону на то, что он знал намерения Симона не словом, но делом. Псы же показывают, что Симон владеет не бого-, но псоподобными ангелами.

   Нерон, удивлённый обратился к Симону за разъяснениями, которые Симон не замедлил дать:

   - Этот человек и в Иудее, и во всей Палестине, и в Кесарии, делал мне одно и то же, и из частой борьбы со мной он выучил, что неблагоприятно для них. Это он выучил просто как способ избежать меня, поскольку мысли человеческие никто не знает, но один Бог.

   Пётр поинтересовался, почему же Симон их не знает, а таковым себя называет.

   Павел же пророчествовал Нерону, что позволяя магу творить такое, тот откроет доступ величайшему вреду в свою страну, отчего империя потеряет свою позицию.

   Симон тем временем отвечал:

   - Если я явно не предложу себя богом, никто не одарит меня должным почтением.

   Нерон тогда подивился, почему сейчас, дабы покарать этих людей, он не проявит себя как бог, на что ответ Симона был таков:

   - Прикажи построить для меня высокую башню из дерева, из огромных брусьев, и я, поднявшись на неё, взову к своим ангелам и прикажу им найти меня в воздухе, поскольку они не могут спуститься ко мне на землю посреди грешников, чтобы взять меня к отцу моему на небо на глазах у всех, и эти люди, неспособные на такое, будут устыжены как необразованные человеки. Веришь ли ты, о, всеблагой император, что я, который был мёртв, и восставал вновь, являюсь магом?

   Здесь автор "Деяний" предлагает свою версию, отступая от стенографического стиля: якобы собственным умом неверующий Симон дошёл сказать Нерону:

   - Прикажи меня обезглавить в тёмном месте и оставить лежать убитым, и если я не встану на третий день, знай, что я маг, но если я вновь встану, знай, что я Сын Божий.

   И Нерон приказал, но магическим искусством было-де так сделано, что обезглавили барана. И всё время баран выглядел, как Симон, лёжа обезглавленным. Палач, взявший и узнавший баранью голову, якобы, ничего не сказал императору и под угрозой бича сохранил это в тайне. Затем Симон, дескать, объявил себя восставшим на третий день, убрав баранью голову и тушу, но оставив замёрзшую кровь, и сказал он Нерону:

   - Пора вытереть мою кровь, что была пролита, поскольку, смотри, будучи обезглавлен, я вновь встал на третий день.

   Однако, вернёмся от авторских отступлений к нашему повествованию.

   Итак, проверку небом решили провести назавтра, кстати, неоднократно за весь ход повествования - похоже, имелось несколько вариантов беседы, и их просто грубовато "пришили" один за другим.

   Любопытно, что ни в одном из "сегментов" диалога Пётр не упоминает такой порочащий, казалось бы, Сына Божьего, коим себя звал Симон, факт, как его новозаветная попытка купить Святой Дух, что ставит вопрос о позднейшей вставке.

   Пётр умолял, чтобы Нерон почувствовал, насколько Симон полон демонов, Павел же говорил Нерону, что не скажет ни слова против отчаянного мага, отдавшего душу свою смерти, и чьё уничтожение и проклятие грядут очень скоро. Сейчас же он, через наущение отца своего, дьявола, увлекает людей творить зло самим себе, и тем обманывает многих невинных, с опасностью для страны. Через этого человека, как видит Павел, льётся слово дьявола, и как бы высоко он не показался поднявшимся в небо, так же глубоко он затем канет в глубине Гадеса, там, где плач и скрежет зубовный. Пётр же добавил о том, что и прежде были Лжехристы, как Симон, которые вопреки писаниям пытались сделать недействительной правду, на что Симон заметил:

   - О, всеблагой император, обрати внимание, как эти двое сговорились против меня, ведь я - правда, а они имеют целью зло против меня. Ожидаешь ли ты от меня, о, всеблагой император, что я буду вести спор с этими людьми, договорившимися против меня?

   - Послушайте, Пётр и Павел, если я не могу ничего сделать для вас здесь, идёмте к месту, где я должен судить вас.

   Павел взволновался, обратив внимание императора на эти угрозы, Пётр же вопрошал, стоит ли ещё сдерживать смех над глупым человеком.

   На это всё Симона ответ был краток:

   - Я щажу вас до тех пор, пока не получу свою силу.

   На это Павел посоветовал Симону самому уйти целым, а Пётр сокрушился, что Симон никак не может понять, что он не Христос.

   Симон же обратился к Нерону:

   - Преосвященный император, не верь им, поскольку они - обрезанные мошенники.

   Ты заплутал, о, император. Христос не был учителем Павла. Послушай, о, император: в то время, когда я принял обрезание, в нём же пребывал и Бог. По этой причине я и был обрезан. О, всеблагой император, эти люди в расчёте на твоё милосердие опутали тебя. Ведь столько уже великолепных деяний и знаков было тебе показано мной, я удивляюсь, что ты всё ещё в сомнении. Итак, отныне я не отвечу тебе ничего более.

   Нерон более не в силах принять чью-либо сторону, велел ждать результатов испытания, но когда Пётр начал читать молитву, из профессионального любопытства задал вопрос - что за царь Господь? Пётр назвал - Спаситель всех народов. Симон же сказал:

   - Я тот, о ком вы говорите.

   Пётр и Павел прокляли Симона тут же, а Симон Маг же, полный горечи, воскликнул:

   - Послушай, о Кесарь Нерон, ты можешь это знать - эти два человека лжецы, а я был послан с небес: завтра я вознесусь в небеса, поскольку я могу благословлять тех, кто в меня верит, и являть свой гнев тем, кто меня отверг. Кесарь Нерон, послушай меня, отдели от себя этих безумцев, дабы я мог быть весьма милостив к тебе, когда я попаду на небо к своему отцу.

   Тогда Нерон приказал сделать высокую башню в Кампус Мартинс, и всему народу и всем достойным лицам присутствовать на представлении.

   И на другой день, при собрании толпы Нерон приказал присутствовать Петру и Павлу.

   И Павел предложил распределить силы так: он молится, а Пётр производит действие при любой попытке Симона, на что Пётр произнёс следующее, пристально глядя на Симона: "Заверши то, что ты начал, поскольку и твоё разоблачение и наша мольба присутствуют: ведь я вижу, как призывает мой Христос меня и Павла".

   Нерон удивился, куда, мол, собрались, если я не разрешал.

   Пётр на это отвечал, мол, Господь наш нас зовёт, Иисус Христос.

   Нерон спросил, не хотят ли и они попасть на небо, на что Пётр отвечал, что да, если это покажется угодно Ему.

   Тут Симон сказал свои последние слова:

   - Дабы ты знал, о, император, что это обманщики, как только я вознесусь на небо, я пошлю моих ангелов к тебе и возьму тебя к себе.

   Затем Симон взошёл на башню на глазах у всех и, увенчанный лаврами, простёр руки вперёд и полетел.

   И Нерон, увидев такое, сказал Петру, что истинен Симон, а они с Павлом обманщики.

   Тот возражал, говоря, что они истинные ученики Христа, а это не Христос, а маг и преступник.

   Павел же, глядя вверх, полный слёз, и видя Симона летящим, просил Петра, чтобы он завершил начатое, поскольку Христос уже зовёт обоих.

   И Пётр пристально глядя на Симона, продолжил заклинание: "Я молю вас, вы, ангелы Сатаны, которые несут его по воздуху, обмануть сердца неверующих, Богом, создавшим всё сущее, который воскрес на третий день из мёртвых, с этого мига и долее не держите его, но отпустите".

   И немедленно, отпущенный, он упал на место, называемое Сакра Виа, то есть Священный Путь, и распался на четыре части, погибший злою судьбой.

   Тогда Нерон приказал заковать Петра и Павла в железо, а тело Симона тщательно хранить три дня, думая, что тот встанет на третий.

   Пётр же ему сказал, что тот более не встанет, поскольку по-настоящему мёртв, будучи проклят навеки веков.

   Нерон приказал тогда за такое ужасное деяние Петра распять на кресте по обвинению в убийстве (вверх ногами, по собственной просьбе), а Павла как более невиновного казнить обезглавливанием.

   Так закончилась жизнь этих трёх человек, в одно время и в одном месте.

   Апокрифические Деяния Петра, написанные во II-ом веке, добавляют ряд колоритных, но, как считается, недостоверных, деталей...

Полный вариант

 


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"