Меролика Лобанова: другие произведения.

4. Культ насилия в современной женской литературе

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Новинки на КНИГОМАН!


Peклaмa:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Договоримся сразу, я не вкладываю с слова, типа "секс", "похоть" или "проститутка" - никакого негативного значения. Просто прямые названия существующих понятий.

  Мнение автора - абсолютное имхо, написанное более всего для собственного развлечения. Натолкнул меня на это Бабель.
  
  Давайте чуть издалека: большая часть нашей прекрасной половины - это 1-е - 3-е поколение, выехавших жить из деревни в город. Знаете, такое выражение: "можно вывезти девушку из деревни, но не деревню из девушки"? Забейте на негативный смысл, остановимся на сути. Деревня - это всегда общинное мышление. А община оставляет девушке для развития - всего три стереотипа: жена (дом, плита, дети, быт), старая дева (ученая, монахиня, ведьма) и... Что говорят бабульки на лавочке, если мимо идет красивая ухоженная девушка на каблуках? ))
  Правильно, проститутка.
  Женщина, которая может сама выбирать себе мужчин, и у которой мужчина может быть не один, которая может забивать на обычаи и традиционные суждения и быть "не такой как все".
  Эта хрень за многие века засела в головах намертво в виде стереотипов, задав главный для многих, подверженных стереотипам женщин (я не говорю о всех, упаси боже): как быть "как проститутка", но "не считаться проституткой"?
  
  В смысле, самой определять, как жить, в кого влюбляться, с кем спать, быть "необычной", нарушать традиции, а главное - чтобы секс и чувсnвенные переживания были для удовольствия, а не для продолжения рода (что в общинном мышлении, вроде как предосудительно), и не вызывать негатива традиционного общества. И рыбку съесть, и все остальное, словом.
  
  И... magic!... такой способ найден! Если женщину ЗАСТАВЛЯЮТ испытывать чувственные удовольствия, она вроде как и "не виновата". Любым способом, причем: магией, сверхъестественной привлекательностью, властью, силой - пофиг. Главное, у героини нет выбора, а когда насилие неизбежно - расслабьтесь и получайте удовольствие.
  И никакого социального неодобрения, это ж лубофф. Пусть и возникла она за пару секунд, просто от созерцания фигуры героя. Т.е. сложное многокомпонентное чувство, включающее в себя огромную гамму ощущений - от платонической первой влюбленности, до дружбы и поддержки после 50 лет брака, комкают и ужимают до "когда его язык оказался у меня во рту, ноги мои начали подгибаться".
  Это - не любовь, это такой урезанный, бюджетный ее вариант, оставляющая только чувственную сторону. Чувственный фастфуд.
  
  Делаем следующий шаг - мужчина должен прийти к насилию. Иначе, женщина перестанет получать оправдывающие ее обстоятельства. А значит, он должен быть: или властным, или садистом, или вампиром, или неспособным сдержать свои инстинкты (к слову, обычно дико гипертрофированные). Так у нас появляется герой и антигерой в одном лице.
  Будущий (когда-то потом, за пределами книги) - муж, а пока (в предлагаемом сюжете) совратитель, превращающий своим присутствием "проститутку" в "жертву". И отсюда, кстати, растут ноги того, что героини чаще всего - девственницы. Еще один признак, я - жертва.
  
  А дальше на построение романа, разумеется, влияют ранее написанные произведения. У Бабеля (да-да, с него и начались эти мои умозрения) было целое исследование литературных сюжетов про проституток еще времен Мопассана. Не будем забывать и о том, что в школе все читали Достоевского, Куприна, Толстого...
  Давайте просто по основным унаследованным чертам пробежимся, посмотрим, откуда ноги растут.
  
  1. Сюжет, основанный на "совращении" и "познании". В мягком варианте, это когда основные точки сюжета - "почти секс" между героями. Вот, она его увидела и у нее задрожали ноги. Вот они целуются, но... ничего не происходит. Вот опять... И опять... И опять...... Причем, развитие отношений - только в чувственной форме, ни эмоции, ни разум не затронуты. Героиня ничего не хочет, не проявляет никакой воли, и не двигает сюжет: она только объект желания героя.
  Да, это черты типичного сюжета французских рассказов про проституток, типа "совращение" и "спасение" (если в итоге они женятся таки).
  
  2. Исковерканность "семейной" жизни героини, оторванность от семьи, жизнь в пансионе или общежитии - "бесконтрольно", это тоже типичная черта. Т.е. семьи не должно быть, а в идеале, героиня должна быть в зависимом, уязвимом положении, слаба, одинока и т.п.
  
  3. Антигероиня. Ввиду двойственного облика героини ("черты проститутки" + "доброе сердце"), необходима антигероиня - того же возраста, но совершенно необъяснимо гадкого характера, чтобы впечатления от "доброго сердца" героини перевесили все остальное. Отсюда появляются бешеные неадекватные девахи, цепляющиеся именно к героине и ни к кому другому.
  
  4. Не обязательно, но часто встречается. Появление "детского" мотива (развивает приравнивание героини к ребенку), частый элемент сюжета "спасения", выливающийся в ухаживания, одевание в красивые платьица, дарение кукол, гипертрофированную заботу, мегаохрану. Инфантилизм героини понимается таким образом, что "последний раз она была счастлива девочкой" и что ее развитие остановилось в раннем возрасте. Недополучила подарков и заботы, короче. Эдакий перенос акцента с отношений между героем и героиней на отношения героя с ребенком.
  
  Отсюда идут и второстепенные клише.
  
  5. У героя положение всегда выше, иначе акценты "совратитель - жертва" невозможен. Чем больше разница в положении, тем эффект сильнее, отсюда лорды, миллиардеры, высшие маги, вампиры...
  
  6. Властность и опасность героя. Та же функция в сюжете, чем "страшнее" герой, тем невиннее смотрится героиня, тем менее подвержена она осуждению.
  
  7. Неконтролируемость поведения мужчины, страсть. Это уже задел на оправдание мужчины (который в рафинированном варианте в конце концов все-таки станет мужем), чтобы он не превратился окончательно в антигероя. Типа, он не моральный урод и не истерик, это он просто так влюбился, что ничего не может с собой поделать. И тут, кстати, опять происходит подмена понятий, и тупо животные инстинкты, берущие вверх над человеком, красиво называются "любовью".
  
  8. Борьба со стыдом героини. Завуалированная. Это когда и хочется, и колется, и мама не велит. Но хочется - очень! А тут - раз! Фактически принуждают получать удовольствие. И в таком варианте - вроде как "можно".
  Как в том анекдоте про кошку. "Охренели коты в соседнем дворе! Вчера шла - изнасиловали, сегодня шла - изнасиловали! Завтра опять пойду". Речь о постоянно повторяющихся узловых сценах, когда героиню принуждают получать чувственное удовольствие. Прижимают к стенке, удерживают руки и т.п.
  
  9. Наличие брата/друга, вернее, "игра в брата и сестру", когда некий третий (четвертый, пятый) персонаж, оказывает героине бессмысленное и абсолютно не поддающееся на первый взгляд логике покровительство. Просто так. Потому что. Тоже рафинированная но типичнейшая черта сюжетов о проститутках - больше, чем один "близкий поклонник", с которым что-то "такоооооое" связывает, но что - не понятно. Однако близость их отношений, намекает... Но героиня не такая!
  Когда-то эта была роль "бывшего клиента", с которым остались дружеские отношения.
  
  9. Собственно, секс. Тоже рафинирован до периодических вспышек страсти, ни к чему больше страстных поцелуев не приводящих. "Намеки на... и фантазии", но "все еще девственница" - это прилично.
  Немного сдвинутый вариант - те же "50 оттенков", когда в качестве секса до конца оттягивается "якобы садо-мазо игры". Но все остальные элементы - те же самые.
  
  10. Ну и конечно, неизбывным штампом уже русской литературы является возвышенная роль, отводимая женщине. Роль жертвы.
  
  Читать подобную литературу для многих женщин, примерно то же что для многих же мужчин смотреть порно "кофе с молоком" в декорациях гарема. "У меня такого скорее всего никогда не будет, но пофантазировать-то можно..."
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  В.Рута "Идеальный ген - 2 " (Эротическая фантастика) | | Т.Мирная "Колесо Сварога" (Любовное фэнтези) | | С.Лайм "Страсть Черного палача" (Любовное фэнтези) | | О.Вечная "Весёлый Роджер" (Современный любовный роман) | | Л.Миленина "Полюби меня " (Любовные романы) | | С.Лайм "Мертвая Академия. Печать Крови" (Юмористическое фэнтези) | | М.Кистяева "Кроша" (Современный любовный роман) | | М.Всепэкашникович "Аццкий Сотона" (ЛитРПГ) | | С.Волкова "Похищенная, или Заложница красоты" (Любовное фэнтези) | | А.Максимова "Сердце Сумерек" (Попаданцы в другие миры) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Арьяр "Академия Тьмы и Теней.Советница Его Темнейшества" С.Бакшеев "На линии огня" Г.Гончарова "Тайяна.Влюбиться в небо" Р.Шторм "Академия магических близнецов" В.Кучеренко "Синергия" Н.Нэльте "Слепая совесть" Т.Сотер "Факультет боевой магии.Сложные отношения"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"