Нцать лет назад посмотрела Малифисенту - диснеевский фильм. В целом - стандартно слабоватый, зато в нем тоже можно найти некоторое двойное днос точки зрения некоторого символизма.
Итак, что дано:
1. историю рассказывает Аврора (та самая принцесса), следовательно
2. знает она большую часть со слов Малифисенты (где-то подправленной, где-то умолчаниями и обобщениями),
3. т.е. в этой истории полно дыр.
В общем, с начала.
Малифисента совсем молодая, она фея, живет в волшебной стране, без родителей, зато вся местная веселая нечисть - ее друзья.
Это все - не совсем правда.
Во-первых, она не фея. Человекообразное существо с рогами и крыльями, использующее мощную магию, из простых корешков создающее жутких монстриков - скорее похоже на демона, хотя тоже не совсем. Скорее всего, Малифисента - тифлинг, полукровка, наполовину обитатель инфернальных планов, наполовину человек.
Тут встает вопрос - что же случилось с ее родителями?
Сделаем небольшое лирическое отступление на тему ее имени. Малифисента - это конечно же не имя. Maleficent, букв. "вредоносная", "пагубная" - больше похоже на определение данное ей кем-то в детстве. Стали бы родители называть дочь - "вредная хрень"? Не думаю. Скорее, это отсылка к печально известному "Malleus Maleficarum" - Молоту ведьм - средневековому трактату по демонологии и о надлежащих методах преследования ведьм.
Т.е. "малефисента" - это вердикт суда, "признана злом, попадающим под юрисдикцию соответствующих клерикальных структур". Это объясняет отсутствие родителей: скорее всего, отца изгнали, а мать сожгли. Ну или наоборот.
Возможно, в конце родители грохнули по окружающим людям какой-то инфернальной магией - с целью защитить ребенка - и на теле планеты образовалось некое "гиблое место" с точки зрения людей - защищающее Малифисенту.
Кстати, ее предпочтение представляться этим прозвищем, не называя никому своего имени - тоже отсылка к средневековому описанию поведения демонов.
Девочка получает домен (проявление другого чаще инфернального плана на теле физического мира), подчиняющийся ей и созданный ее родителями специально для своего чада. Она растет, приблудившаяся к ней нечисть отчитывается ей, и к ней же приходят с проблемой мальчика-вора.
Надо сказать к этому времени:
- Малифисента - подросток,
- она никогда в нормальной обстановке не встречала человекоподобных,
- мальчик - чуждый элемент, не управляемый ею, он пришел снаружи ее мира.
Короче, не влюбиться у нее не было шансов.
Но сказать такое еще юной Авроре она не могла (все-таки это ее папка, да и каким примером будешь для девушки, если скажешь - что кинулась на первого встречного?). Отсюда образ романтизируется по возможности.
Пацан же оказался приземлен и амбициозен - что вполне логично, учитывая, что детство у него не сахар, и больше всего он хотел выбиться наверх. Прогрызть себе путь - любыми способами.
И через много лет он ухватывается за предложение короля - "принесите мне ее крылья - сделаю наследником".
Дальше, вероятно, следует еще одна ложь. Будущий король все-таки убил Малефисенту, а не просто отрезал ей крылья. Причем, сделал это обдуманно и хладнокровно.
Во-первых, не могла она спать настолько сильно, чтобы не проснуться от того, что у нее что-то отрезают. Во-вторых, не стало бы ни одно нормальное существо с первого вечера доверять представителю вражеской стороны, пусть они и были когда-то в юности знакомы, значит, чтобы подобраться к тифлингессе, Стефан должен был провести в ее домене немало времени, скорее всего, возобновив юношеский роман. В-третьих, холоднокровный и хитрый будущий король не мог не понимать, что сделает изуродованная бывшая, обладающая нехилой мощью, если останется в живых.
Но она не человек. Поэтому возвращается обратно в мир людей, в ярости от предательства и с жаждой мщения. Кстати:
- магия Малифисенты становится зеленого призрачного цвета - считалось, что потусторонний огонь имеет синий или зеленый оттенок,
- помощником Малифисента делает ворона - птицу, умеющую путешествовать между тем и этим светом и просит быть "ее крыльями" - ее посланником в мире живых, пока она не сможет окончательно вернуться. Кстати, домен ее тоже преображается под этим влиянием.
Еще момент: ворона Диамаля обескрыленная тифлингесса встречает в разрушенной башне в первый раз: Башня и Ворон - символы Разрушения и Смерти.
Стефан тем временем возвращается, женится на принцессе, и король быстренько окочуривается. Он еще не ждет мести, не окружает город стенами железных шипов - что логично, потому что считает свою бывшую - окончательно мертвой.
Кстати, жена и королева - появляется на какие-то несколько секунд - и нераскрытость ее образа - тоже символ. В будущем образ матери Авроре заменит Малефисента, поэтому настоящая мать ей ни к чему даже в воспоминаниях.
Короче, к крестинам принцессы Малифисента набирается сил для того, чтобы вернуться в мир людей и от души попроклинать убийцу и его потомство.
Что делает на это испуганный отец? Отдает дочь воспитываться на 16 лет, хрен знает куда, хрен знает кому - каким-то феям. Без охраны, без слуг. То есть, в принципе, делает огромную глупость.
Но можно и тут найти разумное культурологическое объяснение.
Няньки - феи, приблудившиеся когда-то к домену маленькой тифлингессы, сбежавшие оттуда после ее смерти, значит их дом - т.н. "волшебная страна", место, куда укрывается малый народец от глаз людей. Во-первых, оно спрятано, как надеется Стефан, и от Малифисенты (она и правда посылает ворона или присматривает издалека, не присутствуя лично), а во-вторых время там должно идти с другой скоростью (как практически во всех легендах и написано) - а проклятие завязано на возраст, следовательно, можно попытаться его обмануть. Например, 16 лет в стране фей - меньше 16 лет в мире людей, и если Аврора вернется в мир людей в 16 и 1 день - она перескочит рубеж, на котором срабатывает проклятие, выйдет нейтрализующий парадокс. Так что все тоже вполне логично.
Дальше все просто: Аврора тоже живет в некотором пузыре, изолированная от людей, и Малифисента начинает видеть в ней себя все больше и больше. И также как предшественница влюбляется в первого встреченного человека - потому что он первый адекватный (при этом симпатичный и при лошадке).
Дальше как по писаному - срок не выдержан, в 16 лет Аврора в мире людей, проклятие срабатывает, трогательная сцена с Малифисентой (у которой включился материнский инстинкт), и последнее сражение - вот тут Малифисента уже абсолютно похожа на того, кем и является: черный, с рогами, крылья опять же.
Еще момент, кстати, и Малифисента в начале фильма, и Аврора потом - кормят оленя с руки - символ невинности. С точки зрения символов, увидев эту сцену, Малифисента понимает, что Аврора "невинна" - т. е. "не виновата в том, что когда-то произошло".
В итоге "власть" Малифисента отдает Авроре - по сути убирает свой домен из мира людей и передает смертной эти территории. Возможно, хочет сделать подарок? А возможно, просто ей уже просто не нужен плацдарм для мести.
Никаких особых выводов и моралей - сделать чуть менее карамельно, получилась бы вполне себе средневековая история: два карликовых королевства, король одного просит убить единственную наследницу второго, чтобы заполучить все земли, ту не добивает любовник, она выживает с трудом, находит на кого опереться и забирает королевскую дочь в заложницы - чтоб уважаемые оппоненты не прервали перемирие. Девочка привыкает к ней как к матери (а своих детей у той нет) - в итоге становится наследницей обоих королевств.
Простой сюжет.