Изначально отнеслась несколько предвзято, каюсь. Фразы вроде "Уверен: настоящих, не выдуманных недостатков там не найдёте", настраивают меня на потакание собственному духу противоречия.
Но нет) Внезапно порадовало.
Представьте себе что Биль Портер (времен "Вождя краснокожих") по волшебной случайности сквозь время и пространство встретил Станислава Лема и
решил запустить своих лихих парней в космос. Сохранить экзотику Дикого Запада, добавить немного треша и туда, к звездам!
Сначала я в настроении придираться.
"да, Дольфа Шекельгрубера на мякине не проведёшь - недаром он уже без малого десяток лет руководит ростовщическим отделением "Чурбанка", главного финансового органа галактической мафии".
(А)дольф Шикельгрубер из "Чурбанка"? минутка национализма? Что тут собираются делать с русским языком?
Что-что - словообразовывать!
Суть - двое (по менталитету) ковбоев с дикого запада, одевшись в скафандры и влезши в серьезные долги перед мафией, прилетают на населенную роботами планету - за живым (в широком смысле слова) товаром.
Способы поимки роботов - религиозный обман - "а полетели с нами, посланниками неба, на землю обетованную!"
О эти трэшовые роботы из племени "Шалаш-Монтаж", работающие на самогоне (а есть еще племя племя Отпетых Машинников и многие другие).
А потом думаю, а ведь правда, если на планете нет нефти, на чем могут функционировать механизмы? Спирт? Логичнее, чем вода или обычная еда.
И вот тут я и спотыкаюсь.
Это - логично.
Трэшово, но логично!
Не просто ввернуто ради прикола, а вполне может объяснить обстоятельство существования роботов без обычного топлива и электричества.
Можно спросить - Почему они не развились до ГЭС и т.п.? Так ведь Дикий Запад. Робо-индейцы. Стилизация.
"Пока нас вели через стойбище, я незаметно оглядывался по сторонам: члены племени Шалаш-Монтаж в основном трудолюбиво обмолачивали только что собранный урожай кукурузы, из зёрен которой роботы затем готовили самогон - топливо для своих моторов. На машинном дворе билось в конвульсиях несколько полуразобранных роботов: судя по всему, их лечили от злоупотребления спиртсодержащим топливом."
"Как известно, цель всего живого - сохранить и умножить свои отличия от всего мёртвого. Ради этой цели живому постоянно приходится идти на всевозможные затраты и ухищрения: производить как можно больше максимально жизнеспособных потомков и расселять их по возможно большему объёму пространства..."
Не поспоришь.
"То есть на Земле и в её ближайших окрестностях были законодательно запрещены генная инженерия, усилители интеллекта, искусственный разум выше 120 единиц IQ, миниатюризация и отход от антропоморфности у разумных существ...
"Всё верно, - подумал я. - И в итоге обстановка у нас везде в точности такая, какую описывала фантастика XX века: тупые люди, - я огляделся, - окружённые ещё более тупыми роботами"."
Минутка мизантропии и горячий привет "Идиократии".
Но опять же - как тут поспорить?)
Зашел в метро в час пик, понаблюдал за людьми, и как бы да... как бы 120 - это еще хорошо...
Пафос проповеди, тем временем перемежается циничными мыслями "щас мы их продадим" - хороший контраст.
Да и вся повесть построена на таких контрастах.
Но русский язык...
Если бы это проделывали с ним один раз - было бы по-дурацки. Два раза - вызвало бы поднятие бровей, три раза - вздох. Но когда неологизмы прошивают текст насквозь, они становятся неотъемлемой частью стиля.
"Остаток жизни даже в идеальном случае придётся прятаться во Вселенной от обираторов и истребьюторов Шекельгрубера".
Одна фраза для раскрытия героев - но она абсолютно точно показывает, какой трандец происходит с ними с самого рождения.
Да и как они вообще могли оказаться в этой истории.
"Именно так, кстати, обстоит дело со мной и с Рихардом: мы с ним абсолютные сироты, поскольку нас клонировали в Центральной криминалистической лаборатории из клеток полностью обезображенных трупов неизвестных людей. Эти трупы потребовалось идентифицировать в рамках расследования каких-то старых уголовных дел путём сопоставления клонов, выращенных из взятых у трупов клеток, с фото- и с киноданными всех когда-либо пропавших без вести жителей Земли".
И разумеется, трэш, куда без него?
"в отделении, как его принято называть в Долговой Яме, "интенсивной патологоанатомии"".
Немного цитат еще:
"- А это правда, что мы, роботы, и вы, люди, - братья? - тихонько толкнул меня робот с печным отоплением, видимо, испытывавший сомнения по любому вопросу.
- Ну конечно, - кивнул я. - Ведь люди - это те же роботы, но только сделанные не из железок, а из органики."
"Ой-ой-ой, - обеспокоенно подумал я, - Зоркого, кажется, опять потянуло на ужасы политэкономии..."
"А всё высокогуманное, увы, оплачивается чрезвычайно скудно."
Минутка гласа совести даже присутствует, непритязательная, но тем не менее :)
"- Слушай, - Рихард задумчиво перевёл взгляд от экрана на меня, - как думаешь: а мы вообще нормально поступаем, что отправляем роботов в рабство?
Мы ведь с тобой до потери пульса боимся этих гадов, истребьюторов Шекельгрубера - а сами, получается, ничем не лучше их... Неужели тысячи разумных, похожих на нас существ должны веками страдать всего лишь ради благополучия каких-то двух бездельников?"
"Рихард повертел книги в руках и недоверчиво фыркнул:
- Их написал, наверное, либо идиот, либо закоренелый механорасист. Робоненавистник.
- Ни то, ни другое, Зоркий. Эти книги написал потомок механорабов образцово одомашненный робот Батрак Бомбама."
Ну да, роботы, рабы, Жандармерика...
А вот эту фразу я украду беззастенчиво. Я давно искала это слово, но не могла найти - деграданс.
"...художественное течение "деграданс" возникло в Бирмании во времена третьей рейхспублики. Названное поначалу критиками "безобразительным искусством", оно..."
Итого.
Не скажу - ах! гениально, скажу - добротно, мне понравилось.
И конец понравился.
И смеялась много.
Сатира, пародия, развлекает, забавляет, немного от О'Генри, немного от Лема.
ЗЫ. Да я бы заплакала от умиления, если бы гг какой-то очередной академки знала, что такое "политэкономия" и "словообразование".
ЗЗЫ: кажется, автор более чем способен на серьезную прозу, вот что интересно было бы почитать.