Мезенцев Евгений Леонидович : другие произведения.

Управление как гуманитарная технология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опубликовано в "Технология обучения как фактор развития творческого потенциала личности. Тезисы докладов научно-практической конференции. Красноярск, 1998".


   Опубликовано в "Технология обучения как фактор развития творческого потенциала личности. Тезисы докладов научно-практической конференции. Красноярск, 1998".

УПРАВЛЕНИЕ КАК ГУМАНИТАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Евгений Л.Мезенцев

(Комплекс непрерывного образования и творческого развития личности
Свердловского района г.Красноярска)

  
  1.    -- Основополагающим фактом, характеризующим современную ситуацию в мире (и в частности в России), является переход цивилизации из техногенной в антропогенную фазу своего существования. В отношении России это еще квалификация ее как посттоталитарного государства и общества, ставшего таковым в силу экономического краха системы государственного социализма. Содержательно это означает, что становится необходимым процесс субъективации всех общественных процессов, то есть приоритетная ориентация на человека как основной ресурсопорождающий источник (опосредованно, через умножение способов деятельности, обеспечиваемых мышлением). Игнорирование человека, как ярко показал пример бывшего Советского Союза, очень опасно. Основным понятием, схватывающим эту необходимость, является понятие гуманитарной технологии, а основной силой, конституирующей воспроизводство техногенно-тоталитарного сознания, является сфера управления. Поэтому построение управленческой деятельности как гуманитарной технологии наиболее актуальная тема для всех сфер деятельности, активно занимающихся самореформированием (в том числе и сферы образования). Данный текст есть попытка эксплицировать проблемный слой, скрывающийся за этим (надеюсь, пока) словосочетанием, и его основная цель - вызвать дискуссии и дальнейшие попытки.
  2.   -- Преобладающим типом технологий до сих пор являются машинные технологии (собственно сам термин "технология" родился именно в смысле машинной технологии). Они характеризуются, прежде всего, наличием описаний законов поведения всех задействованных в технологических процессах элементов, и тем, что строго заданный и известный заранее продукт технологии конструировался (придумывался) заранее с помощью мышления ("продуктивного воображения" - И.Кант) на основании естественнонаучных знаний, описывающих законы поведения "естественных" или природных систем. Именно на этом типе технологий (машинных) и соответствующих ему знаний (естественнонаучных) основывался небывалый рост производства в XVIII-XX веках. Сейчас, на пороге XXI века этот тип технологии (и соответствующего ему мышления) требует существенного дополнения другим типом технологии (который мы называем гуманитарным). Мы можем наблюдать следствия этого: экологический кризис, социальный кризис (небывалые социальные потрясения и войны на переходе XIX и XX веков, продолжающиеся локальные конфликты, широкое распространение маргинальных, часто молодежных, движений - хиппи и прочие), кризис системы образования. Фокус внимания мыслителей смещается к политике, к практике социальных преобразований, к практике образования и к обеспечивающим эти практики (которые можно назвать гуманитарными) соответствующим гуманитарным и социальным знаниям.
  3.   -- Основной характеристикой гуманитарных технологий мы считаем особое свойство основного элемента гуманитарных технологий - человека, которое мы условно называем "рефлексивностью". Рефлексивный элемент (мы подразумеваем под ним всегда человека, но именно как обладающего этим свойством, мы полагаем также, что не существует рефлексивных элементов нечеловеческой природы) сильно отличается от естественнонаучного объекта, поведение которого полностью известно (точнее эта известность есть основной принцип конструирования машинных технологий). Здесь очень важно понять, что машинные технологии строятся именно на том, что полагается известным все знание о "естественной" системе, и этап "добывания" этих знаний (этим занимается наука) считается пройденным. О рефлексивном элементе, строго говоря, естественнонаучное знание невозможно. Он обладает свойством использовать знания о себе как средство самоизменения. И это влечет за собой то, что все разработанные методы исследования естественных объектов нельзя впрямую переносить на рефлексивные. Именно поэтому исследование, проектирование и управление рефлексивными системами требуют постоянного и пристального внимания, прежде всего, к методам исследования, проектирования и управления. Мы полагаем также, что фокус внимания должен сместиться, прежде всего, на управление, а также что все эти компоненты технологии как таковой (исследование, проектирование и управление) в гуманитарной практике присутствуют одномоментно под главенством управления и приматом метода (в случае машинных технологий обеспечиваемых научным знанием эти фазы существуют во времени раздельно). Более того, исследование требует как необходимого компонента - онтологической работы (учета реальности всех рефлексивных элементов и сборки реальности взаимодействия), проектирование из простого конструирования превращается в программирование, и управление кардинально изменяется (вплоть до изменения понятия и содержания управления и неприменимости администрирования, руководства и других распространенных типов управления). Надо особо отметить, что гуманитарные технологии не есть новое явление в истории человечества, просто на фоне расцвета, так называемого, научно-технического прогресса, они ушли в тень, но всегда хранились, в неявном виде, в литературе, искусстве, философии, политике, образовании. Выпячивание технического способа существования человека - именно это мы считаем порождающим проблемы аспектом современной жизни.
  4.   -- Реформаторы сферы образования очень часто при описании внедрения гуманитарных технологий используют категорию развития. На наш взгляд эта категория берется из естественнонаучной парадигмы описания систем и не ухватывает сути рефлексивных систем (во всяком случае, развитие может быть зафиксировано лишь post factum и только самим рефлексивным элементом). Практически развитие может лишь характеризовать ценности реформаторов и не имеет никакого отношения к вопросам реализации гуманитарных технологий. Достаточно рассмотреть рефлексивный элемент не имеющей такой ценности, чтобы увидеть трудности, возникающие при использовании категории развития. Проблемы такой реализации требуют иной фокусировки. Прежде всего, это фокусировка на рефлексивном свойстве элементов, из которых строится управляемая система, на одномоментности управления, исследования и проектирования и на методах управления, исследования и проектирования (то есть необходимо четко осознавать источник этих методов, которым, как правило, являются машинные технологии производства и научная парадигма исследования). Все это, конечно, не означает игнорирование науки и машинных технологий, но лишь осознание границ их использования и применимости.
  5.   -- Одним из конкретных приложений вышеописанного подхода к проблеме гуманитаризации управления являются а) управление общественной системой, которую можно охарактеризовать как единство рыночного хозяйства, гражданского общества и правового государства; в ней субъекты рынка, свободные граждане и юридические лица с одной стороны и механизмы, обеспечивающие реальность рыночных, общественных и правовых отношений с другой, являются конкретизациями "рефлексивных" элементов и собственно управления, как гуманитарной технологии, соответственно; б) управление сферой образования, которая должна, по своей функции, подготавливать "образуемых" к жизни к такой общественной системе, что требует некоторого минимального, но "полного" соответствия реальной образовательной системы вышеназванной общественной. Эти приложения определяют способ мышления управления этими системами. Первым же шагом (собственно и единственным, который только и нужно сделать), в плане реализации, является просто управление, мы должны просто начать управлять, но не исполнителями (что подразумевает ограниченность набора исполняемых операций), а системой состоящей из рефлексивных элементов (что подразумевает творчество, и часто непредсказуемость результата). Более того, именно рефлексивность (и непредсказуемость) элементов системы является единственным ресурсом, который нужен.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"