Мезенцев Евгений Леонидович : другие произведения.

"Успешность" И "Успешное Образование"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Теоретические основания для возможной образовательной практики. Тезисы доклада.

"УСПЕШНОСТЬ" И "УСПЕШНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"
(теоретические основания для возможной практики)

Мезенцев Е.Л.

(школа 71 г. Красноярск)

1. О понятии успешность необходимо говорить в двух аспектах: первый, успешность как продуктивность деятельности, которую осуществляет человек; второй, отношение человека к собственному образу. Позитивная оценка продуктивности или отношения к собственному образу и есть успешность. В этой двойственной природе успешности и заключена, на наш взгляд, основная проблема образования. С одной стороны мы понимаем, что для существования человека необходима его продуктивная деятельность, а с другой человек не рождается со способностью к ней. Дальше нужно смотреть как соотносится позитивное отношение к себе и неспособность к деятельности. Мы полагаем, что человек, чтобы быть человеком, должен иметь позитивный образ себя (на более простом языке - быть счастливым) и что позитивный образ себя есть следствие продуктивной деятельности. На самом деле ситуация сложнее чем кажется. Часто продуктивное действие человек совершает при очень негативном образе себя (когда собственный неуспех рассматривается как вызов на который необходимо ответить), и часто позитивный образ себя ведет к отказу от действия (успех порождает осторожность и нежелание рисковать). Поэтому неуспех можно рассматривать как ресурс продуктивности, остается только нравственная проблема - насколько допустимо искусственное создание неуспеха. Но в любом случае переход от продуктивного действия к позитивному образу себя несомненен, поэтому это положение можно рассматривать как исходное при анализе и проектировании успешного образования.

2. Как практический принцип это положение изменяется: образовательный процесс можно рассматривать как чередование продуктивное действие - (1) позитивный образ себя - (2) непродуктивное действие - (3) негативный образ себя - (4) продуктивное действие и так далее. В этой цепочке четыре перехода. Все они существенно отличаются друг от друга и требуют разных типов педагогических действий. 1 - похвала и восхищение, 2 - усложнение деятельности, 3 - неудовольствие, 4 - поддержка. Как можно заметить реализация этой схемы требует от учителя: а) точной фиксации эмоционального состояния ученика, б) владения содержанием деятельности, в) владения собственным эмоциональным состоянием. Особое значение необходимо придавать сбалансированности этих переходов, они должны реально проживаться как учителем так и учеником, и интегральном восприятии учениками процесса в целом как позитивного.

3. Для дальнейшего развития принципов успешного образования (образования успешного человека) необходимо ввести генетический принцип, и снова двояким образом, то есть необходимо учитывать развитие образа себя у учеников и развитие деятельности, на овладении которой строится образовательный процесс. Причем, необходимо лишь знание об образе ученика требуемое для реального проживания учеником переходов 1, 2 и 4 (можно и нужно ли его хвалить и как, как его ругать, и как поддерживать, а может все это вообще не нужно, то есть эти переходы уже не требуют действий учителя), и для проектирования типов деятельности которые ученик выбирает для дальнейшего своего образования. Необходимо также знание о типичных траекториях образов, что содержательно задает понятия возраста и возрастных особенностях. Деятельность на которой реализуются образовательные траектории учеников требует генетической раскладки по возрастанию сложности, что бы обеспечивать реальность 3-го перехода. Таким образом практика успешного образования требует: а) описания деятельности как усложняющейся, б) знания о типичных траекториях образов (возрастных особенностях), в) конкретных знаний о образах себя у учеников, получаемых в ходе реализации образовательной программы.

4. Далее необходимо рассмотреть формы организации деятельности. С практической точки зрения важно различие двух форм: индивидуальная и коллективная. Для коллективной формы необходимо учитывать групповой процесс (межличностные отношения) и коллективный характер деятельности (степень необходимости коллективности). С точки зрения описанной в пункте 1 схемы важно что проживание переходов возможно за счет межличностных отношений. Также необходимо учитывать особенности групп людей каждого возраста (как при проектировании системы деятельности, так и при реализации) и особенности конкретной группы людей в ходе реализации образовательной программы. Понятие успешности требует коллективной оценки группы как продуктивности деятельности, так и образа себя (группы). Для реализации образовательной программы необходимы знания о типичных траекториях групповой динамики.

5. И последний (из необходимых) принципов - проектирование всей системы образовательных программ с учетом необходимости базовых (в образовательных программах) деятельностей для жизни вне образовательного учреждения, и необходимость выбора образовательных программ учениками.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"