Мифтахов Зубаер Мударисович : другие произведения.

Размышления об исторической роли косы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Истоки татаро-башкирской нации. Перевод с татарского.


Зубаер Мифтахов

РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ РОЛИ КОСЫ

(и о путях становления татаро-башкирской нации)

I

   Как-то пришел в голову любопытный вопрос, во время сенокоса, и вот, развивая того далее, одна большая "философия" выросла, однако...
   Тот начальный вопрос - как бы мы готовили сено, и как бы содержали скот, если бы не было косы, интересно? - Никак да не могли бы, пожалуй... Но ведь содержали наши предки: сено не косили, к зиме никакого другого корма да не готовили, - а содержали... Коса же была обретена сравнительно недавно: в городе Булгаре, например, который имел в древности самое развитое кузнечество среди стран Восточной Европы, в археологических слоях до IX-X веков не только стали, годной для косы, даже просто кованого железа не встречается. Когда еще потом сталь научились выплавлять, и когда до столь высокого мастерства доросли... А ведь и после всего того, несколько столетий спустя уже, коса оставалась весьма дорогим изделием, доступным не каждому мужику... И потому наш сегодняшний образ содержания скота путем заготовки сена мог устойчиво существовать только в непосредственной близости больших ремесленных городов... А если учесть то, что после падения Казанского ханства татарам вообще запретилась любая обработка железа, даже делание ножей, - тогда и все то, что было ранее достигнуто, должно было опять прийти в упадок, на столетия...
   Впрочем, науке известно, как жили до косы: частично охотничеством, частично собирательством, а основным источником жизни у наших древних предков - тюрков были домашние животные, умеющие питаться зимой на тебеневке. А это - лошади, овцы и козы, которые способны выкапывать копытами траву из-под не лишне глубокого снега. Но, трава зимой не растет, на одной земле долго не прокормишься, - и по причине того, тюркам приходилось жить, постоянно гоняя скот с места на место, то есть кочевой жизнью.
   Вместе со своими лошадьми и овцами, ходящими на тебеневке по бескрайним степям, кочевые народы перенаселяли свои земли в среднем раз за двести лет, и, собираясь в великие полчища, устремлялись на запад, на завоевательные походы... Самое знаменитое из тех - нашествие гуннов под предводительством Аттилы: они дошли даже до Рима и чуть не разрушили эту, казалось бы, "вечную" империю...
   А там, в Средней и Южной Европе - совсем другая природа. На зеленую траву и зимой снег почти не ложится, земля плодородная. Лошадей и овец можно содержать и без кочевания, можно выращивать и хлеб, без проблем с засухой. Вдобавок, местный народ держит чудесную одну скотину под названием "корова"... Здесь кочевые привычки, привезенные победителями со своих степей, вовсе не нужны, и они, быстро забывая все, что знали раньше, даже родных языков, растворяются без следа... После гуннов то же самое повторяется и с древними болгарами-тюрками, пробившимися на Балканы. Только лишь венгры (финно-угоры), которые пришли в VII-IX веках в Центральную Европу и осели там, каким-то чудом сумели сохранить свой родной язык.
   Среди этих вояк много было и таких, кто возвращался обратно в родные степи, но они не могли там применять свои новые знания, обретенные в Европе, установить какие-либо новые порядки... Потому что здесь уже земля покрыта снегом долгие зимние месяцы: хочешь-не хочешь, а приходится бросить летовку, там же оставляя все новшества, и гнать животных на далекие тебеневки, много-тысячелетними дедовскими способами... А чтоб заготовить корм для скота на зиму из летнего изобилия, нет маленькой одной железяки - косы...
  
   ...Перейдем на земли восточных славян и финно-угоров... Здесь климат мягче, чем в степи, но суровее, чем в Европе. Везде дремучие леса, зимой под деревьями снег ложится настолько толсто, что лошади и овцы не могут достать из-под него траву... Зато на средней полосе можно выращивать хлеб, севернее - условия для охоты лучше; в лесу и собирательство более продуктивное... Так и жили. Но, для вспашки и обработки земли тоже необходимо железо, и потому, народы средней полосы в древности жили не одним только земледелием. Содержали скот. Но - какой же именно скот?
   Из крупных животных на этих местностях только кабан и свинья могут зимой сами себя прокормить... И чтоб охотиться ради мяса, и чтоб содержать у дома - только те... Свинья в самых суровых днях зимы может сохранить свою душу и отбросами от человека, а если сумеет живым выйти к весне - осенью как-нибудь уж зажиреет на дубовых желудях... А вот лошадь и овца тут без сена никак не могут... Когда люди научились делать из меди и латуни серпы, стало возможным содержание двух-трех лошадей на одно поселение, в основном для князя и его свиты, но, пока не получили распространение настоящие стальные косы, лошадь в тех местах не могла стать обычным домашним животным, имеющим существенное значение в хозяйстве... А это - никак не раньше конца XIII века (когда уже случились монгольские завоевания).
   Наше древнее государство Волжская Булгария тоже находилось на средней полосе, а булгарский народ, как считается, возник из смешения тюрков и финно-угоров. Нахождение на здешних раскопках костей свиней и кабанов косвенно подтверждает это еще раз. Но, все же, тюрков было большинство, другие же растворились среди них. А тюрки, пришедшие на лесистые края из степи, надо полагать, долго еще держались своих древних обычаев. К тому же, продолжали тесно общаться с родственными кочевыми народами, живущими недалеко в соседстве. Все это, пожалуй, и определило их дальнейшую судьбу. Граница между западными и восточными цивилизациями проходит какраз по ним: с одной стороны они взяли одно, с другой стороны другое... А религию выбрали восточную - Ислам, наверно из-за того, что по духу больше считали себя "восточными"...
   А когда в Булгаре развилась выплавка и обработка железа, было освоено изготовление косы, наши предки получили возможность содержать лошадей и овец и в условиях оседлой жизни. Тогда у них совсем не осталось нужды в исконно-чуждой свинье.
   А русские, как известно, повернули обратно Багдадских послов, пришедших склонить их на принятие Ислама. Будто, Ислам слишком суров, не велит пить водку... Сейчас вот мы думаем - если бы у них князь был более суровый и трезвый человек, - они таки стали бы тоже мусульманами? И история пошла бы совсем другими путями? - Но вряд ли, потому что русские никак не могли всерьез принять такую религию, которая ненавидит их главного кормильца свинью... Из-за одной только веры сголоду помирать что ли?..
   Значит, сегодняшняя граница христианского и исламского миров - не случайная, она была предопределена очень издревле, чуть ли не самими небесами... В свое время религия Ислам с большой быстротой охватывает весь Восток, то есть все пустынные, степные страны, и резко останавливается у европейских лесов. - Кабан и свинья оказались сильнее войск, образно говоря...
   У самих арабов свинина была "харам"ом (непотребным) еще до Ислама. Они ведь по происхождению были скотоводами-кочевниками пустынь... На их землях кабан изредка встречается по долинам рек, является, кстати, вполне "потребным" охотничьим зверем, но свинью и там невозможно содержать в кочевых условиях. Арабы, к тому же, ее не любили как животного чуждых оседлых народов.
   Некоторые ученые пытаются это объяснить тем, что в жарком воздухе свинина быстро портится, и часто бывают случаи отравления... На самом деле не совсем так: пустынный воздух, хоть и жаркий, но очень сухой, и там мясо успевает снаружи высохнуть, прежде чем начать портиться. Если бы дело было только в отравлении мясом, арабы использовали бы способ его сушения, разрезая на тонкие куски, или же консервирования в собственном жиру.
   Древние арабы вместо лошади содержали верблюда, и поэтому конина, из-за непривычности, у них до сих пор считается плохой пищей. Конина была даже "харам"ом в первоначальном Исламе и была затем "реабилитирована" только для того, чтобы угодить тюркам...
   Все эти исторические и религиозные традиции происходят от низкого уровня скотоводства, прежде всего от отсутствия косы. Если бы можно было легко изготовить косу, или же заготовлять много сена и без него, - история шла бы совсем другими путями, и наш сегодняшний мир был бы совсем другим... Наука очень пристально изучает царей, ханов, войн и дат, но несправедливо обижает многих простейших бытовых вещей, как кажется...
  

II

   Первая часть этих "размышлений" была написана много раньше, и только за тем, чтобы был интересный материал для задней страницы газеты. Но, начатая там тема намечается быть гораздо более объемной, так как дает универсальный один ключ для осмысливания по-новой всей истории татаро-башкирского народа, вроде бы... Как они жили в древности, где жили, как обустраивались, какие пути развития прошли, каким бедствиям подвергались, - все выстраивается в одну понятную цепь, в зависимости от бывания или не бывания какраз вон того интересного орудия труда - косы...
   "Кочевые народы, жившие в великой степи" писал было... Но климатические условия степи в разных местах разные, и тем смотря, бывают совсем непохожими и способы проживания тамошних народов. Разберем-ка того подробнее...
   В по-настоящему степной, безлесной, бескрайней части тех земель годовые осадки ниже 400 миллиметров в год, и здешние растения приспособлены вон таким условиям. Весной хорошо пропитанная талыми водами поверхность быстро покрывается сплошной и густой травой, и эта трава как бы очень спешит вырасти в своей короткой жизни, которая длится всего-то месяц или полтора... Многие из них успевают за этот период пройти весь свой жизненный цикл, от прорастания до высева семян. (Таких растений называют эфемерами.) Известное дело - стадам животных в это время не приходится кочевать на далекие земли... Но, с приходом лета, в степи начинается жестокая засуха, большинство трав отмирает, там и сям остаются только колючки, имеющие глубокие корни, и очень узколистные злаки, вроде ковыля, типчака, мятлика (т.н. ксерофиты). Животные вынуждены бывают щипать их, находя по-одному, каждый день переходя на другое урочище, кочуя таким образом на огромных площадях. Не отстающие от них истинно-кочевые народы - монголы, казахи (вернее их недавние предки) в это время даже своих юрт толком не успевают ставить... Это и есть настоящая, классическая кочевая жизнь... Продуктивность летней степи очень низкая, потому и численность животных здесь не может быть очень большой, соответственно плотность населения не превышает одного-двух-трех человек на квадратный километр. Если же начнет превышать, - между отдельными группами населения возникают серьезные конфликты, которые так или иначе ведут к обратному сокращению численности... Или же, как было сказано выше, - они направляются на завоевание чужих земель, собираясь в несметные полчища...
   В конце августа, в начале сентября до степи доходят облака осенних дождей. Земля увлажняется. Жара спадает. Степные травы снова оживают, все вокруг зеленеет. За короткое такое время, однако, траве не удается как следует подготовиться к зиме, переводя питательные вещества с листьев в корни, - она и под снег входит в том же зеленом виде, не желтея и не засыхая. С другой стороны, это есть одно мудрое приспособление к климату, - там иногда снег стаивает и посреди зимы, или его уносит ветром - и степные травы получают возможность еще немного порасти, пребывают к тому всегда готовыми... Короче, в последних месяцах осени и зимой в великой степи корма для скота бывает сравнительно много. Из-за того, что снег лежит неглубоко, животные почти всегда имеют возможность питаться тебеневкой (если не придет беда, называемая "жот" - "голодомор", когда земля покрывается ледяной коркой). В это время нет необходимости в длинных кочеваниях. Монголы и казахи живут в местах более-менее длительного проживания - в кишлаках (зимовках), где у них стоят дома, сложенные из саманного кирпича.
   ...А у татар и башкир даже нет слова "кишлак", наоборот - есть слово "джайляу" ("летовка")... Если монголы и казахи - народы кишлаков, настоящие кочевники; то татары и башкиры - народы летовок, в прошлом были не полными, а полу-кочевниками. Причина этого тоже тесно связана с климатическими условиями своего края...
   С Енисея до Поволжья, и далее до реки Днестр, узкой полосой тянется лесостепная зона. Его ширина, если взять древнее, нетронутое человеком состояние, всего лишь около 150-250 километров. Возле Уральских гор, больших рек Яик, Дема, Сакмар, Зилаер, Черемшан эта зона становится и многослойной, простирается далеко на юг от географически "законной" широты. Здесь летняя обстановка - противоположность настоящей степи. Осадки - 500-600 мм в год. Везде, особенно вблизи лесов и на приречных лугах растет густая трава до пояса, ее животные не могут ни проесть, ни протоптать. В давние времена не было еще вырубки лесов, вспахивания земли под поля - травяное обилие на вид тоже бескрайнее... Начиная с протаивания снега весной и до зимних обильных снегопадов народ живет на своих летовках, а скот пасется только в поблизости, никуда не кочуя. В крепких домах летом особенной нужды нету, но со всех остальных сторон жизнь весьма похожа на оседлую деревенскую.
   Осенью же травы желтеют, питательные вещества переходят из листьев в корни... Конечно, достаточное для осени корм все еще остается. Только к концу ноября, началу декабря положение изменяется до критического. Снег выпадает гораздо обильнее, чем в степи, а на наиболее плодородные прилесные и приречные луга его еще заносит ветром. Животные уже не могут откапывать траву из-под толстого снега копытами (тебеневкой). Живущие здесь татаро-башкиры (древние) вынуждены отгонять свои стада на открытые степи и зимовать там, переходя с места на место, в кочевых юртах. Некоторая часть скота (и часть народа) использует в качестве зимних тебеневок подножья высоких гор (особенно Урала) или же южные склоны возвышенностей (особенно Бугульма-Белебейского) - здесь узкая лесостепная страна становится довольно широкой... С другой стороны, богатые долины реки Волга узкой полосой тянутся вплоть до Каспийского моря... - Вот такова издревле приходящая татаро-башкирская страна, исконная лесостепь, где наши предки жили, можно сказать, с начала истории, ниоткуда не приходя целиком заново.
   Если сказать обобщая, настоящие кочевники - монголы и казахи летом кочуют в быстром темпе, а зимой медленнее, в основном вокруг своих кишлаков. А полу-кочевники, древние предки нынешних татаро-башкир - летом жили в своих летовках оседлым образом, а зимой кочевали на дальних тебеневках. В обычной, мирной жизни эти два типа народов почти не встречались на своих границах, во всяком случае, не сталкивались резко, - потому что свои наиболее трудные времена года проживали по-разному и в отдалении друг от друга. По той причине они существенно отличаются и по антропологии, и по культуре и обычаям, и по языкам. А татары и башкиры со всех этих сторон доказывают только тесную близость и родство... Как они потом разделились на два отдельных народа - тому тоже есть ясные причины, - опишем чуть позже...
   (Некоторых может ввести в заблуждение то, что башкиры в XIX веке, уже перешедшие в оседлость, летом очень охотно переселялись в свои юрты, оставляя зимние деревянные дома, - значит, дескать, они и раньше кочевали летом и не кочевали зимой?.. А истинная правда в том, что летом никогда не бывало нужды в теплых домах, и потому в древние полу-кочевые времена с весны до зимы люди жили в тех же одних юртах, а деревянные или каменные строения, если где бывали вообще, служили только хозяйственным целям... Много позже, уже оседлых людей, зимой в дома загоняла нужда, а летом в юрты выводила любимая всеми старая традиция... Летовка - вовсе не кочевье!)
  
   Севернее, в зоне широколиственных, смешанных и хвойных лесов кто и как жил? - По причине отсутствия или дороговизны железа, нет основания полагать, что там процветали земледелие и скотоводство. Внутри лесов, особенно вдоль больших рек, жили предки финно-угоров и занимались охотой, рыболовством и собирательством. Из-за примитивности хозяйства, были малочисленными и разрозненными: вдоль каждой большой реки селился себе отдельный народец, взаимосвязи были слабые, торговые селения-городки очень редкие, правление на уровне родо-племенных вождей. Северные (правые) берега Камы и Агидели были покрыты сплошными лесами, без сколько-нибудь крупных поселений, На южном (левом) берегу почти то же, но в XVIII-IX веках (одновременно с Булгаром) стоял уже так называемый "Чертовый городок" на месте современной Елабуги, которого населяли предки удмуртов... Считается, что все они тоже когда-то в свое время пришли с юга, бросая по каким-то причинам, кочевой образ жизни... Вот очередь дошла и до тюркских народов - прямых предков татаро-башкир... Надо полагать, однако, что никто никого там не истреблял, а только вытеснял давнишних, или же просто сливался с ними в течение нескольких поколений. Последний вариант хорошо подтверждается антропологическими характеристиками современных народов региона - их трудно отличить друг от друга по лицу...
   В IX веке на Приуралье еще кочевали древние венгры, но уже были на пороге массовой миграции на Запад. Наверно их сильно стали притеснять тюрки... А может и нет - совместно с венграми, в составе их государственно-племенного объединения в великий поход отправились и многие тюркские роды, а оставшаяся часть венгров слилась с предками башкир... Хотя, названия "венгр", "башкирин", "татарин" и другие подобные - намного поздние понятия, а тогда нации и народы еще не имели четких названий. Группы людей именовали себя по названиям городов и других крупных поселений: вокруг города Булгар жили булгары, скажем, вокруг Сувара - сувары...
  

III

   До IX века в мире уже исчезла Римская империя, просуществовав более тысячи лет, оставшаяся от него Византия переживала период расцвета, там было много городов с развитыми ремеслами, в том числе металлургией, все изрядно старые... А в Поволжье - только-только возникали первые торговые поселения... Столь поздний приход цивилизации к татаро-башкирам - само одно удивительное явление, конечно... Но, как бы ни было, наконец и тут появился свой славный город Булгар, а вокруг него сформировалось довольно сильное государство, население которого составляли уже осевшие на постоянном месте проживания тюрки. Что тоже было большим новшеством...
   Город Булгар расположен на Большой Волге, какраз на лесостепной климатической зоне. Окружающие его леса, даже в девственном состоянии, не были сплошными, а перемешивались с обширными полянами. А южнее на 100 километров течет полноводная река Черемшан, богатая на прибрежные луга. Далее Черемшана уже простирается настоящая степь. Следовательно, здесь еще до построения города люди должны были жить полу-кочевой, "татаро-башкирской" жизнью. К тому же, узкая природная лесостепная полоса становиться здесь "многослойной" из-за черемшанских лугов, что создает хорошие условия для более плотного заселения региона. А другой положительный фактор, необходимый для построения города - это, конечно, река Волга, как большой торговый путь. На его устье находилось Хазарское государство, а хазары, во всяком случае их властная верхушка - евреи, издревле большие умельцы в торговых делах: у них, конечно же, не мог долго "даром пропадать" такой богатый источник новых товаров, как верховья Волги... Третий важный фактор, определяющий место города Булгар, - проживание сразу за Волгой и чуть севернее лесных народов, от которых можно было получать много того, чего мало было у татаро-башкир и не было у хазар - ценные меха, смолу, деготь, мёд и так далее... - Для обоснования Булгара никак нельзя было найти более подходящего места, чем то, на котором он стоит поныне...
   Некоторые сегодня желают считать Булгар городом древних чувашей... Но, если бы было действительно так, город расположился бы на правом берегу Волги, потому что чувашская страна на той стороне. (Как, например, древне-славянский город Киев находится на правом, лесном берегу Днепра.) Однако, "нечувашским" Булгар тоже никак не мог быть, - потому что такие торговые и пограничные города всегда бывают интернациональными, этого требует само их предназначение... Как известно из археологии, в Булгаре также были армянские, русские, греческие кварталы. Живущие за рекой и вдоль реки выше чуваши, удмурты, марийцы просто не могли не оседать еще более крупными кварталами... Но все же, земля сама была татаро-башкирская, а это значит, что городом правили они, никак не иначе. Потому что чужое правление на левом берегу Волги могло быть легко прикончено военной силой, которой у кочевников и полу-кочевников всегда было нешуточно...
   И до построения города здешний народ, пожалуй, не был совсем уж первобытным, а умел плавить в простых печах медь и латунь, выковать из них как-нибудь наконечники копья, посуду, топоры и ножи, - это не требует очень большого мастерства. Но город означает выделения ремесленничества как профессии отдельных людей и его резкий прогресс... Проходит совсем немного времени после своего основания, - и Булгар превращается в знаменитый центр кожевенного и гончарного искусства, а более них - в центр металлургии... А там, где есть железо, человек превращается уже в настоящего хозяина природы: вместо того, чтобы ходить за стадами и питаться тем, что бог пошлет, он уже активно обрабатывает землю, выращивает хлеб. Переходит в оседлую жизнь, намного более удобную, экономичную и надежную... И вправду - с возникновением города Булгар первобытный народ, здесь выше условно названный "татаро-башкирским", начинает превращаться в совершенно другую, оседлую, цивилизованную нацию под названием "булгары". И, с тех пор непрерывно развиваясь, переходит в нынешний татарский народ.
   Для того чтобы жить развитым хлеборобством, нужны железный плуг, конные грабли, серпы, хлебные амбары, крепкие лошади и телеги, одним словом - основательный деревенский уклад. А еще - защищенность от военных набегов, от разграбления всего нажитого за многие годы... С возникновением одного небольшого городка все это сразу не приходит, а устанавливается только еще через сотню лет. Перешедший от кочевой жизни в оседлую народ до того еще все равно остается скотоводческим, но - своих животных уже зимой кормит сеном... Для этого необходимо иметь только косу: если той косой заготовить сено, сложить в стога, - вокруг вон тех стогов уже можно построить оседлую, по-настоящему "татарскую" деревню... Булгар, первоначально небольшой городок, именно по той причине мог начать коренной переворот жизненного уклада всего окружающего населения.
   Спустя сто-сто пятьдесят лет после основания города Булгар, то есть в X-XI годах, в этом регионе уже существует полноценная страна, живущая жизнью, зависимой от города и его ремесленного производства. Левое (южное) побережье Камы, равнинные и плодородные земли до современного Чистополя очищаются от леса, вспахиваются, регион густо заселяется оседлым народом. Тому ясное одно доказательство - основание в центре тех земель, на верховьях реки Черемшан еще одного большого города - Биляра. Судя по археологическим сведениям, со временем Биляр начинает превосходить даже Булгар по своим размерам; некоторые историки именно его признают настоящей столицей здешнего государства... Не о том здесь речь, но в любом случае бесспорно то, что первичного и важнейшего толчка к развитию дал город Булгар, так как именно он стоит на путях прихода цивилизации...
   Во время монгольского нашествия Булгар разрушается, но его народ никуда не уходит, жизненный уклад народа не изменяется. Город восстанавливается заново, даже становится еще большим, еще более населенным; зависимый городу оседлый образ жизни тоже продолжает расширяться. Болгары проникают далеко на запад - поселяются на землях современной Рязанской, Нижегородской областей... Севернее реки Камы осваиваются еще более обширные территории, и, как тамошний новый центр, вырастает город Казань, который со временем оставляет далеко позади и Болгар, и Биляр в своем развитии.
  
   Очень интересен вопрос, почему тюрки Поволжья, перешедшие здесь на оседлость, начали называться "татар"ами?.. Много насчет этого заблуждений и предрассудков... Крепко укоренилось мнение, будто "татары" пришли с Востока вместе с монгольскими полчищами Чингизхана-Батыя... Но, однако ведь, - пришлые завоеватели, засевшие как правящая малочисленная верхушка, ревностно называли себя "монголами" даже после того как начисто забыли монгольский язык... Судя по некоторым источникам, например по эпосу "Идегей", "татарами" в Золотой Орде назывались служивые и ремесленные люди, то есть обычный "городской" народ... Трудно поверить тому, будто небольшой придаток чужестранной армии, остаток разгромленного малочисленного племени, на новом месте стал основной массой очень большого народа...
   Но есть другое мнение. - "Татарами", скорее всего, назывались древние тюрки, осевшие на Нижней Волге еще задолго до монгол, а может и до хазар... Слово "тат" - по-древнетюркски означает "соль", "ар" - означает "человек", а "татар", следовательно, - означает "человек соли"... Таким же образом возникли, например, "болак-ар" ("болгар") - "человек реки"; "су-ар" ("чуваш") - "человек воды"; "балык-ар" ("балкар") - "человек рыбы"... На низовьях Волги много солончаков и соляных озер, а добытая из них соль должна была быть почти единственным "экспортным" товаром, очень необходимым для более северных народов... А для здешних групп людей добыча и продажа соли могла стать основным занятием, позволяющем, к тому же, вести оседлый образ жизни...
   ...Когда возникла Хазария, те татары, не без помощи в очень искусных в торговом деле пришлых евреев, надо полагать, стали торговать по Волге и многими южными товарами, также соленой рыбой, создавали новые торговые поселения далеко вверх по течению... Кстати, народ, который жил на Низовье, называл себя еще проще - "тат"ами (упоминаются в эпосе "Идегей" как претенденты на Ордынский трон, которые даже восстали с той целью, но были подавлены). "Тат-ар"ами их поначалу назвали, пожалуй, более северные народы...
   (Кстати, слово "хазар" мог сложиться как "казы"-"ар", где "казы" означает "приречная долина". А название города "Астрахань" могло сложиться как "ас-тархан", то есть "нижний тархан", или же как "ачы-тархан" - "тархан(ство) солончаков". Общепринятое толкование как "хаджи-тархан" не подтверждается историей (не было такого особо славного "хаджи") и трудно вписывается в логику - факт совершения хаджа (паломничество) не мог быть столь необычайно редким званием, чтоб перейти в имя человека и потом города.)
  

IV

   После перехода не сенокошение, а затем и на земледелие, булгары осваивают много новых земель, где ведут оседлую жизнь, но и старая, связанная с переходами на зимние кочевья, никуда не девается. Большая часть обширных земель от Волги до Енисея остаются вне прямого влияния городов. И народ, который все еще живет традиционно, начинает все более отличаться от булгар-татарского этноса, в результате формируется полу-кочевой народ, получивший позже название "ногайцы" ("нугай" по-татарски). Эти ногайцы, однако, периодически, обычно дважды в год, осенью и весной, посещают города, пригоняют туда своих животных на продажу, а обратно увозят железные и медные изделия, посуду, украшения и т.п... Свои политические отношения с Булгарским государством они строят по принципу автономии: в его состав полностью не входят, но берут на себя кое-какие обязанности: по совместной военной защите, по обеспечению условиями торговли, например. Платят городу-государству некоторый налог, чтобы материально обеспечить общие цели, или же просто умилостивить более сильного... Такая автономия получает название "тарханство", так как правит ей "тархан". В некоторое "позднее" время ногайцы объявляют своего тархана и полноценным ханом, с полностью независимым ханством (якобы) - но одними словами от объективного положения не уйдешь, - фактически остаются все в той же автономии, всегда одним глазом смотрящей в сторону Булгара или Казани...
   "Тархан" - не тюрко-татарское слово, а происходит от иранских корней (потому считается "книжным", то есть прочитанным, а не услышанным). Но у него есть и очень неплохой "родной" вариант - слово "башкорт"... Оно разлагается на "баш" + "кор" + "ыт". "Баш" - значит "главный"; "кор" - "группа, община"; "ыт" - обобщающий суффикс, соответствующий русскому "-ство". Получается, что "башкорт" - это род или племя, которое "само у себя главное".... Если ногайцы, жившие вдоль нижней и средней Волги и немного почитавшие "книжные слова" называли свой гос. статус "тарханством", то дальние племена, жившие в Приуралье, вдоль рек Агидель, Дема, Сакмар, называли то же самое просто "башкортством". Позже эти "башкорты", войдя в состав Ногайского тарханства, оттуда еще раз получили "башкортство", уже "вторым этажом", можно сказать. Со временем слово "башкорт" стало названием обособленного народа (по-русски "башкирин", "башкиры")...
   ...Но не всё так уж просто в этимологии, как кажется на первый взгляд... Приведенное выше толкование слова "башкорт" является наиболее общепринятым, почти "официальным", но в нем чувствуется какое-то "подтягивание" под что-то... - Дело в том, что словом "баш" - "главный" должны были бы назвать один конкретный род, а такого среди башкирских родов нет и никогда не было... А роды, которые не главнее один другого, а просто "сами по себе" должны были бы называться не от слова "баш", а от слова "?збаш"...
   ...Такое противоречие однако, хорошо разрешается нижеследующей, гораздо более логичной и правдоподобной версией:
   ...Во-первых, вожди - беки родов и племен, отделившихся однажды от ханства и ставших "сами по себе", так и провозгласили себя, прямо по смыслу - "узе-бек"ами - "сам себе бек"ами; позже этот титул превратился в название одного большого народа... (Здесь следует особо отметить, по случаю, что золотоордынский Узбек хан сам таковым не был, в Среднюю Азию не уехал, - просто в этом случае слово "узбек" совпадает с широко распространенным татаро-башкирским именем.) Но башкорты никогда в истории ничего подобного не провозглашали...
   Во-вторых, и это главное, - в древнем татаро-башкирском языке имелись слова "баг-ыл", "баг-ыш", "баг-ык" (сокращенно "баел", "баеш", "баек"), где корень "баг" означает "связывать" или "присматривать", суффиксы соответствуют разным периодам развития языка, а общее значение - "Невеста"... Все три слова потом одно за другим позабылись, но от них остались весьма примечательные следы... - До сих пор, например, старших родственников со стороны матери называют с приставным, еще более сокращенным словом "бал" ("бал апа, бал т?ти, бал абый")... (Наверно было время, когда слово "баел"-"бал" старое поколение еще помнило, а молодое уже отбросило, но продолжало так обращаться к старшим, да и другой его смысл - "мёд" очень на то настраивал.) Другое слово - "баек" - еще недавно означало помолвленную ("багышланган") в раннем детстве невесту, пока само понятие не исчезло... А слово "баеш" (вместе с похожим словом "биеш") давным-давно перешло на обозначение родственников невесты или жены... - Вот оно-то какраз и напрашивается в данном случае! - Первая часть слова "башкорт" - "баш" на самом деле есть сокращение от "баеш", а "баеш-корт" - буквально звучит как "община, откуда пришла жена, или мать, или бабушка"... (С точки зрения другой стороны - община, выдавшая невесту самому хану.)
   ...Древние татарские ханы, чтобы заложить и укрепить дружеские отношения с окраинными родами и племенами, всегда охотно пользовались одним полезным во всех смыслах приемом - женились на дочерях их вождей... (А жен у них бывало до трех.) Автономия же, данная-полученная на такой основе, никак не могла считаться унизительным повиновением, хорошо устраивала обе стороны...
  
   А вызывало ли обособление булгар-татар, ногайцев, башкортов сколько-нибудь большую войну, или крупных конфликтов между ними? - Вот сейчас некоторые идеологи мусолят идею, будто бы башкорты вели долгую упорную войну против татаро-ногайского гнета, и очень приветствовали пришедших потом "русских освободителей" (будто бы)... - На самом же деле, кроме мелких стычек против собирателей налога, сколько-нибудь крупной "освободительной борьбы" история не знает... Если бы не было губительных монгольских и русских завоеваний, все народы Волги-Урала так и продолжили бы свое быстрое развитие, начатое с возникновением Булгара, ведь им не было чего делить, по существу. - Шел переход на оседлый образ жизни, а он проводился через освоение все новых лесных пространств, через их выкорчевывание, а не через дележку старых земель... А те, которые продолжали оставаться полу-кочевниками, все более вовлекались в товарные отношения через торговлю с городами и с деревенскими земледельцами... Даже самые дальние из них, поэтому, взяли себе главным политическим лозунгом выражение: "Кому принадлежит Казань - тому принадлежим мы" ("Казан кемнеке - без шуныкы")... Установление еще более тесных связей с Казанью было желанным стремлением всех, не всегда осуществимым в полной мере... Но, к сожалению, государства Булгара и Казани сами были слишком слабыми, чтобы такие союзные силы в полной мере вовлечь в одно мощное государство... Главная историческая ошибка заключается не в угнетении кого-то кем-то, а именно в том...
  
   Чтобы было более понятно, представим себе реальное положение вещей того времени... Главный, во многих случаях единственный товар степного народа - это живой скот, который с весны до осени сильно приумножается... А превратить его в другие виды богатства можно только одним путем - в конце осени, на первых снегах, лишнюю часть скота нужно собрать в большие стада и гнать, давая кормиться травой по пути, на "городскую землю" - к торговым центрам Поволжья. Мясом купленной в начале зимы скота народ "городской земли" питается до весны, а шкура и жир служат как сырьевой материал... Пригнавшие со степи скот ногайцы и башкиры взамен увозят железные и медные изделия, оружие, ткани и ковры, украшения, деньги, южные сушеные фрукты, лекарства... В это базарное, ярмарочное время для горожан мясо и шкуры дешевые, а для ногайцев и башкир - вещи... "За Агиделью одной игле одна корова" говорит пословица... Такие базары и ярмарки, конечно, требуют разных организационных дел. Нужно охранять от грабителей пути прогона скота, нужно платить за кормление травой и потраву на землях попутных племен, согласуясь заранее; а дойдя до "городской земли" встают вопросы гостиниц и караван-сараев, мест торговли и временного содержания скота, опять же безопасности, охраны... Нужно ведь еще приглашать и привлекать купцов с дальних стран... Всего этого невозможно решать каждый раз оплачивая (и деньги у кочевников редко водятся), - большинство проблем может решать только государство... Из-за того, следовательно, и входят кочевники, полу-кочевники в подчинение одного из государств, платят ему налог, держат у себя его наместников, обеспечивают его армию... А то государство почти всегда принадлежит другому народу (в случае Булгарии - свой народ стал другим по причине перехода в оседлость) - на взаимную любовь или на общий патриотизм рассчитывать не приходится... И конечно же, платящая налог сторона старается уменьшить его, как может, а получающая сторона - увеличить, как может... На этой почве постоянно возникали споры, мелкие конфликты и даже вооруженные стычки... - Очень питательный материал для самого разного рода толкователей истории, надо сказать: найдется и "ногайское иго", и "башкирская измена" - чего только пожелаешь!..
   Только то можно сказать с большой уверенностью - не было никакого смысла в завоевании степных народов большим государством, приходя на них войной, такими делами занимались только отдельные банды, и даже они обычно бывали с того же степного народа или из соседей... В башкирском языке такого рода набег называется "барымта", а контр-набег (якобы в отместку) - "карымта", и в древности они были традиционными, случались чуть ли не каждой осенью... А самую большую в истории "барымту", как известно, устроили монголы под предводительством Чингизхана... - Самые истинные кочевники, и их так называемое "государство" едва хватило на жизнь самого Чингиза, а сразу после его смерти, какраз по законам банды, начало разлагаться...
   А государство со всеми организационными функциями, - пересмотрите хоть все примеры из истории мира, - бывает только у народа с городами. И такое государство ведет политику не завоевания кочевых народов, а привлечения их на свою сторону, взятия под свою зависимость. (Тому ясным примером можно привести политику русского государства в поздние периоды, проведенную в отношении башкир и казахов. - Для того, чтобы их присоединить к России не потребовалось ни одной войны, даже отправления большой вооруженной экспедиции.
  
   До каких же земель смогли донести свой "татарский образ жизни" татары, сформировавшиеся вокруг Булгара и затем Казани? - До весьма немалых. С каждой сделанной косой - "завоевали" одно пастбище, с каждым плугом - одно поле, можно сказать... На западе - пошли далее Рязани и Нижнего Новгорода (мишарские земли). Тамошние чуваши и марийцы, хотя являются отдельными нациями с совсем иными языками, по образу содержания скота и обработки земли тоже стали ничем не отличаться от татар... Что касается востока - сейчас вот ведутся путанные идеологические споры... Но, например, татары Пермской области (Чайковска, Куяды, Барды), судя по преданиям и родословным, на эти места пришли еще во время Казанского ханства. Если же по радиусу перенестись южнее - выходим на Уфу... И действительно, сегодняшний Уфимский район - один из татарских районов Башкортостана, и западнее него нет ни одного чисто башкирского поселения. Далее поселения, издавна основанные татарами, тянутся на Урал и через него выходят в Западную Сибирь. Все эти земли в глубокой древности были покрыты широколиственными и смешанными лесами, их населяло очень редкое финно-угорское население, не татары и не башкиры... Исконно татаро-башкирские лесостепи простираются совсем недалеко южнее, и, как было сказано, "татарский образ жизни" по ним распространялся по мере перехода местного населения на оседлый образ жизни, тесно связанный с городом...
   А могли ли, интересно, таким образом возникнуть башкирские деревни и города? - В ханские времена никак не могли, однако, потому что тогда оседание в одном месте само уже означало "переход в татары", с одновременным разрушением родо-племенных отношений, часто и с перенятием языка более западных сородичей... Деревенские и городские общины татар, в отличие от древних родо-племенных, почти не придавали значения родственным связям, и потому легко присоединяли к себе самых разных чужаков. Много отатаривались местные финно-угоры (процесс продолжался даже в XX веке), много переселялись в татарские края ногайцы и башкиры со степных районов (по мере перенаселения своих исконных земель, надо полагать), среди "новых татар" немало было также казахов... (Во многих нынешних татарских деревнях, как память о том, до сих пор существуют "ногайские", "башкирские", "казахские" улицы и "стороны". Хотя, "башкирские" из них часто имеют другое одно интересное происхождение.)
   К сожалению, Казанское ханство долго не живет. А одна очень большая причина его падения было заложена в основу еще во время Чингизхана. - Его потомки, сидевшие во главе государства Золотая Орда, построенного на татаро-башкирских землях, управляют страной по правилам "классических" кочевых народов... - Вместо того, чтобы объединить все народы в единую силу, они сводят все государственные дела на собирание налогов (ясака) от почти независимых тарханств... Такая самая широкая автономия становится основным политическим институтом правления... После разложения Золотой Орды и создания Казанского ханства, казанцы упорно продолжают идти по тому же пути, так как не смеют нарушить старые традиции и поставить ханом своего человека, а призывают на трон все тех же потомков Чингизхана... В результате - разрозненность огромной татаро-башкирской страны только усиливается, со временем "тарханы" и "башкорты" перестают даже платить всякие ясаки, собираться своими войсками на общую оборону... Даже те, кто формально подчиняется Казани, вместо большого государственного ясака ограничивается преподнесением ханскому дворцу "подарка" из ста-двести звериных шкур или шуб, сшитых из них... А полноценно своя территория Казанского ханства - даже меньше современного Татарстана... В самые последние десятилетия его власть распространяется практически только на побережья реки Волги, и то не далече...
   ...Тарханство доходит до того, что Заволжские татары, формально еще подчиняющиеся Казани, начинают служить в наемных войсках враждебного Московского государства... Среди ногайцев все больше становится не только служащих Москве, но даже крещенных в чуждое православие, а среди них - даже сыновья самого ихнего хана Юсуфа... Такие безобразия делают судьбу Казанского ханства уже предрешенной...
  

V

   После захвата Казани Россия не только истребляет многих татар военной силой, но и начинает вести гораздо более вредоносную, злостную политику, смысл которого - оставление их без городов. Захваченные города Поволжья превращаются в крупные военные крепости и заставы, призванные, в основном, перерезать старые торговые пути. Ремесленничество в них сходит на нет, базары затихают. Даже то, что потом восстанавливается, служит уже не татарам, не обеспечению татарского населения страны... И татары, вся жизнь которых раньше шла зависимым от города образом, подвергаются крайнему обнищанию, доводятся до грани вымирания. На землях, которых они освоили во времена ханства, численность населения начинает уменьшаться, многие поля и пастбища снова зарастают лесом... Много позже, в XVIII-XIX веках уже, на те опустевшие земли массово переселяются русские, украинцы, чуваши, марийцы с западных областей России, обоснуя свои деревни... Если посмотреть на карту нынешнего Татарстана и Башкортостана - там нет сплошных татарских, башкирских или же русских территорий, - с национальной стороны она напоминает лоскутное одеяло со многими мелкими "заплатками"... Причина в том, что более древнее сплошное освоение земель позже заменилось обратной деградацией с образованием широких прорех опустошения...
   Татарам запретилось заниматься кузнечеством, нарушителям отрубали руки... В татарских деревнях, даже в начале XX века, единственный в доме нож обычно привязывали веревкой к столу, чтобы не дай бог не потерялся... Не окончательное вымирание народа, до той степени лишенного железных изделий, а также всяких других плодов цивилизации, - само одно большое чудо, можно сказать...
   ...В случаях крайнего обнищания частенько спасало одно - переселение на другие края, по-одному, группами или всей деревней даже... Так татары рассыпались по всей России, а также по Турции... Многие из них поселялись и в русских городах как Москва, Ярославль, Нижний Новгород, Кострома, образуя там большие татарские кварталы и предместья... Многие из тех татар потом обрусели... И то и другое явление, кстати, пустило глубокие корни в национальном сознании, превращаясь чуть ли не в "обычай"...
  
   Про то уж много написано, а вот еще одно, парадоксальное явление толком и не понято, и не описано кажется еще. Дело в том, что реальная власть России в Волжско-Уральском регионе в течение более чем ста лет оставалась намного слабой, чем власть Казанского ханства. Русские могли подчинить под себя полностью только окрестности Казани (татары, вошедшие напрямую под их власть, как известно, назывались "ясачными татарами"), но такая власть долго не могла распространиться на Закамье и восточнее реки Вятки. Только после почти столетнего сидения в Казани, в 1630 году русские, наконец, смогли продвинуться на 200 километров на восток и построить поселение на месте нынешнего города Набережные Челны. Удивительный парадокс - в то же время ведь уже под властью Русского царя находилось все Поволжье, весь бассейн реки Агидель, Уральские горы, вся Сибирь... В чем же причина?..
   А причина в том, что Россия в Волжско-Уральском регионе вела ту же политику, что водилась здесь еще во времена Золотой Орды - политику тарханства. Была просто вынуждена так поступать в начальные периоды своего правления... Спустя всего пять лет после взятия Казани отправляются послы русского царя к башкирам, и они удивительно легким образом заключают с башкирскими тарханами договор о "добровольном вхождении в состав России". Эти тарханы просто еще раз повторяют древнее выражение: "Кому принадлежит Казань - тому принадлежим мы", и делу конец!.. Остается только обменяться подарками и обмыть медовухой... Башкиры, таким образом, "ах" да не говоря, еще раз выходят "в башкирство", то есть в тарханство... И продолжают жить по-старому, ежегодно посылая в ту же Казань, в качестве ясака, собранные со всей своей страны около ста шкур куницы, около двухсот шкур выдры и белки...
   Более того - уже на вторую зиму после завоевания Казани, пораньше до русских послов, башкиры сами отправляют своих ходоков на лыжах в далекую Москву "бить челом" Ивану Грозному, - потому что не могли они жить без мирного договора хоть с каким-то владельцем городов - иначе некуда им было девать свой лишний скот, накопленные шкуры и меха, мед, шерсть, шали...
   Но не только они так поступают... "Длинная рука" России еще ведь не доходит и до многих оседлых татар, ранее напрямую подчинявшимся Казанскому хану, - они тоже, таким же образом, начинают считаться вышедшими в тарханство, то есть "в башкирство", говоря по местному наречию... Вот с таким удивительным образом, даже в окрестностях нынешнего Нижнекамска появляются "башкиры". (Рождается на свет сложная загадка, крутящая головы многих современных историков и идеологов.)
   Даже среди некоторых "антибашкирских" идеологов глубоко укоренилось наивное мнение о том, будто "казанские татары сбежали от русских и переселились в башкирские земли, притворились башкирами"... Конечно не так: если и сбежали некоторые очень немногие, то их прятания в башкирских юртах и отвечание русским проверяльщикам паспортного режима словами "мы башкиры" - курам на смех... На самом же деле татарам, по-прежнему сидевшим в своих деревнях, пришедшие туда русские посланники выписывали "башкирскую автономию", чтобы кабы не вышло чего...
   Парадокс - тому и парадокс - и с тем еще не все выяснено. - Если власть России была слабой, если она еще не могла далеко сунуть нос в татаро-башкирские земли, как же она очень быстро смогла завоевать Сибирское ханство - крайнее слабое, но все же ханство? Каким образом, всего за те же сто лет, смогла распространить свое влияние на всю Сибирь, вплоть до Дальнего Востока? - Причина, однако, все в том же... На выведенных в тарханство или "в башкирство" землях никакого сопротивления русским властям и войскам русского царя уже и не помышлялось, договор есть договор... Наоборот - создавались нужные условия для размещения, пропитания "царских людей"... И, хорошо пользуясь этим, русские, уже закончившие прихватывать лучшие земли около Казани, без проблем "перескакивают" более восточные татаро-башкирские края и направляются на освоение Сибири, где их ожидают несметные богатства в виде пушнины ценнейших зверей, главным образом...
   Еще одна причина легкого продвижения на восток в том, что войска и "служивые люди" русского царя тогда в изрядной части состояли из татар, многие из которых еще до взятия Казани перешли на службу Москве. (Знаменитый завоеватель Сибирского ханства Ермак сам тоже был из татар.)
   Нельзя скидывать со счетов и то, что в передних рядах сибирской экспансии шли казаки, весь жизненный уклад которых был построен на военных и полу-кочевых принципах, а формировались они из разного рода беглецов, "конченых голов", а также из все тех же "служивых" ногайцев, уже "бывших"... Жили не столько за счет хлеборобства и скотоводства, сколько за счет грабежа населения, встречавшегося по пути... (И поселения ведь у них назывались не "деревня" и не "село", а "станица" - то есть "временное становище".) Разграбляя одних, а потом других, они очень быстро вышли аж до Тихого океана...
  
   Во время завоевания Казани русскими ногайцы, как известно, остаются в стороне, почти безучастными, а после того многие из них пускаются в грабительские нападения на татарские селения. Но, оказалось, что им самим судьба уготовила самые суровые последствия этой общенациональной катастрофы...
   Сперва, в серединах XVI столетия через ногайские земли в Европу проходит страшная эпидемия чумы. Известно, что в Европе она истребила треть всего населения, а сколько жертв положили ногайцы, ничего не знавшие о чуме и не имеющие и зачатков медицины, - нет никаких сведений. Остались только обрывочные предания о том, что живым людям под страхом смерти запрещалось заходить в вымершие от чумы деревни (вернее летовки), пока те не исчезли, сгнивая сами по себе...
   Казанское ханство гибнет примерно в то же время... В политическом отношении ногайцы тогда употребляют все ту же старую формулу: "Кому принадлежит Казань - тому принадлежим мы": "добровольно" входят под власть России. Но, для продолжения старого образа жизни, взамен Казани и другим поволжским городам ничего уже не приходит... Этот полу-кочевой народ южных лесостепей и речных долин остается лишенной почти всех благ цивилизации...
   А в начале XVII века в Поволжье приходят калмыки, - родственный монголам народ, изгнанный со своей старой родины после поражения в одной крупной войне... Эти калмыки, однако, на новой земле приступают к старой монгольской политике - к поголовному уничтожению местного населения (будто "пусть не останется ни одной души, кто бы мог потом отмещать"). А Российское государство заключает военных договор с калмыками, с целью совместного усмирения татар, и дает им полную свободу действий. Калмыки же такую "свободу" без потребления не ложат, - в 1630-40 годах полностью истребляют Кубанских татар, оставляют почти без человека и Среднее Поволжье... Потом набрасываются на башкир, но те сумеют таки собрать у себя достаточно большое войско и прогоняют калмыков. (Никакого касательства России в те дела не бывает, но и то хорошо...) А ногайцы, еще до этого успевшие повидать очень много бедствий, почти исчезают как народ. Сегодня на Северном Кавказе проживает лишь небольшой один этнос под таким названием.
   Главная "орда" калмыков ("столицей" назвать слишком громко будет) долгое время находилась на месте нынешнего Тольятти, то есть посреди старой ногайской страны. Сами тамошние ногайцы, и не только они, но и почти все татары к югу от реки Камы, спаслись от них поголовным переселением в другие края (на правый берег Камы, на берега реки Ик и далее). На оставшиеся совсем безлюдными земли древнего Булгара и Биляра позже, по указу Екатерины II, переселились из Рязанских сторон мишарские татары... Ныне процветающие земли Чистопольских и Черемшанских мишар, таким образом, - это земли, пережившие в недавнем прошлом вон такие ужасы и потрясения...
   А калмыки где? - Обосновались, в конце-концов, в безводных Прикаспийских полупустынях, оттуда были поголовно изгнаны в период сталинских репрессий, потом обратно вернулись туда же и продолжают проживать в виде небольшой экзотической народности...
  

VII

   Пройдя 200 лет с падения Казанского ханства, Россия усиливается достаточно для того, чтобы зажать Волжско-Уральский регион в крепкий железный кулак. На основании указов Петра I и затем Екатерины II приступают уже вводу вышедших "в башкирство" татар напрямую под русскую администрацию, уже окончательно вошедших - крестить в христианство, а ясака наложить на каждую душу населения. В ответ на эти меры поднимаются знаменитые "башкирские бунты". Но, подниматься надо было прежде чем упереться в стену, однако... Бунты нещадно подавляются царскими войсками, упраздняется "башкирство" восточных татар, и над ними сажаются русские правители, волостные и уездные начальники. На более восточные края, особенно на этнически "настоящих" башкир, все же, мощи у царей еще не хватает, - там создаются "кантонства", а "кантонами" ставятся богатые и авторитетные башкиры. Тоже автономия, но уже гораздо более строгая, - с назначением сверху и ведением дел по прямым указаниям русских властей. В то же время, еще все же автономия - башкиры остаются владельцами своих земель, внутренние дела решают по своим усмотрениям.
   В семидесятые годы XVIII столетия происходит Пугачевское восстание, среди татар и башкир оно принимает вид национально-освободительной войны. Сама эта война кроваво подавляется, но, по его "урокам", существенно смягчаются разные угнетения, народу даются кое-какие демократические свободы. И не только в региональном и национальном плане, а по всей системе управления Российской империей. Наступают новые времена...
   Наконец, к 250-летию российского правления, в начале XIX века, город Казань снова становится способным выполнять свои давнишние экономические функции. Кроме него, вырастают и крепнут еще города Самара, Симбирск, Чистополь, Елабуга, Уфа, Оренбург и другие. В Волжско-Уральском регионе оживляются торговля, ремесленничество, возникают даже заводы и фабрики, оснащенные по-современному. Такие сельскохозяйственные изделия, как коса, серп, плуг, борона, пила, с исторической точки зрения внезапно начинают распространяться в большом количестве. Татарские деревни снова оживают, встают с колен, посреди народа начинают появляться отдельные богачи, купцы, даже мелкие промышленники. Грамотность же среди татар никогда не прерывалась, но сейчас становится модным каждого мальчика год-два проучить в сельском медресе, а детей наиболее состоятельных - отправлять на учебу в Бухару или Стамбул... Татарский народ, еще раз в своей истории, превращается в распространителя среди восточных тюркских народов грамотности, культуры, передовых идей, цивилизации в целом. Конечно, на этот раз за ним стоит великая индустриальная революция, начатая в Западное Европе и идущая через российские большие города.
   После петровский "кровопусканий" и затем екатерининских "гуманистических реформ", "башкирство" как тарханство или сословие исчезает насовсем. В татарских краях, как память о том, остаются только топонимические названия "башкорт ...", предания о том, что "наши деды были башкортами", документы-метрики в архивах с отметкой "башкирин"... Но к этому времени уже настоящие башкиры, как они сами с гордостью говорят "особые башкиры" (по причине обладания особыми автономными правами), успевают сформироваться в почти отдельную национальность. Язык, музыка и фольклор немного отличаются от татарского, хотя тогда еще нет отдельной письменности; продолжают сохраняться остатки родо-племенного строя и кое-какие обычаи старой тенгрианской религии... А приходящая с седой древности полу-кочевой образ жизни начинает уже уходить в прошлое, однако, - башкиры тоже дружно хватаются за косу, перестают гонят свои стада на дальние зимние тебеневки, оседают в деревнях, заложенных на местах своих летовок. Продуктивность земли резко повышается, - народ, которого раньше едва могли прокормить и бескрайние просторы, сейчас довольствуется и на площади в одну оглядку... Башкирские обширные тебеневки на некоторый небольшой период остаются во владение голодным волкам...
   Башкирский народ, таким образом, вдобавок намного легкому новому укладу жизни, становится хозяином одного весьма ценного товара - пустеющих, но очень плодородных целинных земель... Покупатели этого товара тоже себя долго ждать не заставляют... В европейской части России русские, украинцы, чуваши, марийцы и другие, в том числе и западные татары уже давненько живут сравнительно мирной и достатной жизнью, их численность удваивается через каждые сорок-пятьдесят лет. В то же время, крепостное право, насильно привязывающее их в одно место, переживает смертную агонию... В результате всего этого, очень многие, иногда большими группами, трогаются в дальний путь - на переселение... Дойдя до башкир, они выкупают у них пустующие земли в обмен на совсем небольшие деньги, за одежду, за железные изделия, украшения, и за водку, известное дело... Надо быть справедливым - эти дела, в основном, совершаются по собственной воле обеих сторон и закрепляются законным образом, купчими бумагами... (Отдельные случаи обмана и обхитрения не в счет, главное - в XIX веке уже никаких особо значимых силовых захватов и кровопролитий.) Иногда пришельцы даже не утруждают себя основанием новой деревни, а просто добавляют башкирской деревне свою улицу или "конец". В Башкортостане сейчас много таких башкирско-русских, башкирско-татарско-русских и т.п. деревень и сел...
   С чисто практической стороны - и овцы целы, и волки сыты... Только одно вызывает досадное чувство. - "Душу не чаял, кровь проливал, но не отдавал башкорт свой Урал!" - поется в народной песне, - да уж, вражеским полчищам не отдавал, а вот нищим оборванцам, еле дотащившимся, - взял и раздал мелкими кусками, совсем задешево... Хотя, сейчас ведь по всему миру то же самое: целая одна страна - это Родина, грудью станем; а по нескольку гектаров - бери недорого, почти задаром!..
   Сейчас вот большие ученые строят свои теории о том, где исконные земли "особых башкир", где они отатарились, а где "западные башкиры" ошибочно себя считают татарами, будто бы... Но от таких подтягиваний под сомнительные идеологии самому башкирскому народу, его существованию как самостоятельная нация, сохранению его языка и культуры решительно никакой пользы не просматривается... Возьмем, к примеру, побережья реки Дема, исконную родину самых настоящих башкир... - Сейчас там города Уфа, Чишма, Давлекан - все имеют русско-татарско-башкирское население, почти равным числом, и все уже обрусевшие почти окончательно; среди сельского населения здесь башкиры тоже остались примерно третьей частью... Кого обвинять, и надо ли вообще кого-то обвинять? Для сохранения национальностей сейчас нужны, пожалуй, совсем другие средства... Может повышение культурного уровня, самосознания, активное изучение родного языка и культуры?.. - То, чего нет, и чему, похоже, не особенно рвутся...

* * *

   Эти размышления - не пересмотр истории, а стремление глянуть на нее с немножко иной грани, чем обычно... Взяли, таким образом, косу, - и посмотрели вдоль по острому краю ... Жизнь ведь она не от царей зависит, если по большому счету... Царь может послать в деревню карательный отряд и высечь двадцать-тридцать человек, а народ, как до того выходил на поле, назавтра так же опять выйдет... Когда не было косы, выходил следить за кочующими стадами; а с появлением косы - сено косить и стога ставить; когда и плугом обзавелся - землю пахать, зерно сеять... Потом и на трактор сел... Жизнь реально изменяется только вместе с такого рода новшествами... В самое последнее время, скажем, в деревни вошел газ по трубам, - и народ перестал рубить окружающие леса и кустарники на дрова, а те тут же начали быстро разрастаться... Долго да не пройдет, сидящие посередь чистого поля татарские и башкирские деревни утонут в лесах... А если бы умели хорошо хозяйствовать - в садах утонули бы, может?.. Какой инструмент на то необходим?..

07.2012

Зубаер Мифтахов


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"